Надстройка надрамника
КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ТЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СОРТИМЕНТОВОЗА
1) Минимум экономических вложений
2) Минимальное изменение конструкции сортиментовоза
3) Дешевизна обслуживания, доступность запасных частей
В качестве базового шасси выбран полноприводный автомобиль КАМАЗ 65225, шасси обеспечивает высокую ремонтопригодность, доступность запасных частей, относительную дешевизну по сравнению с зарубежными аналогами.
Двускатная ошиновка колёс обеспечивает высокую допустимую загрузку автомобиля, улучшает устойчивость, снижает давление на дорожное полотно.
Мощность двигателя (400л.с.) обеспечивает необходимую производительность насоса тяжёлого гидроманипулятора.
Отечественный манипулятор привлекателен низкой стоимостью, так и стоимостью обслуживания. Выбор манипулятора ОМТЛ – 97.
Установка гидроманипулятора на задний свес автомобиля (см. Рисунок 3)
Данное решение, установки манипулятора на задний свес, позволяет сокращать время погрузочно – разгрузочных работ, т.к. нет необходимости расцепки прицепа и перемещения автомобиля для проведения погрузки, относительно прицепа.
3. РАСЧЁТНО – КОНСТРУКТОРСКАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1 Техническая характеристика сортиментовоза на базе шасси КАМАЗ 65225
Наименование | Ед. измерения | Обозначение | Величина |
Снаряжённая масса | кг | Mm | |
Нагрузка через переднюю ось | кг | Pa | |
Нагрузка через заднюю тележку | кг | Pb | |
Грузоподъёмность (включая экипаж 150 кг) | кг | ||
Допустимая полная масса | кг | [Mn] | |
Нагрузка через переднюю ось | кг | [RАП] | |
Нагрузка через заднюю тележку | кг | [RБП] | |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа | кг | ||
Двигатель | — | Камаз 740.63 – 400 | |
Мощность | л.с. | ||
Максимальный крутящий момент | Н·м | ||
Коробка передач | — | 10-и ступенчатая | |
Топливный бак | л | ||
Аккумуляторная батарея | — | 190 Ач, 12В, 2 шт | |
Напряжение | В | ||
Масса манипулятора конструктивная | кг | МК | |
Масса захвата с рабочей жидкостью | кг | МЗ | |
Масса манипулятора | кг | ММ | |
Масса надрамника | кг | МР |
3.2. РАСЧЁТ РЕАКЦИЙ ОПОР, СНАРЯЖЁННОЙ, ПОЛНОЙ МАССЫ ГРУЗОПОДЪЁМНОЙ МАШИНЫ
1) Определим нагрузку на заднюю тележку машины, снаряжённой массы в соответствии с рисунком 6.
(3.1)
Рисунок 6 – Схема реакций опор укомплектованного автомобиля
2) Определим нагрузку на переднюю ось автомобиля снаряжённой массой. Составим уравнение всех сил на уравнение y, (см. Рисунок 6)
(3.2)
3) Определим снаряженную массу автомобиля
4) Проверка нагрузки на переднюю ось, условие управляемости автомобиля.
Полноприводный автомобиль управляем, если на переднюю ось приходится 22% от общей массы автомобиля.
5) Определение максимально возможной массы перевозимого груза, учитывая допустимую нагрузку на заднюю тележку
Рисунок 7 – Расчётная схема для определения максимальной нагрузки на шасси
6) Определение нагрузки на переднюю ось для автомобиля полной массой (см. Рисунок 7)
(3.3)
7) Определение полной массы автомобиля
Определение нагрузки на переднюю ось, проверка условий управляемости автомобиля
Машина неуправляема, принимаем грузоподъёмность 13,5 тонн (МГР)
Проверка управляемости автомобиля. Автомобиль считается управляемым, если через переднюю ось распределяется нагрузка не менее 22% от общей массы автомобиля – сортиментовоза.
3.3. РАСЧЁТ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ В РАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ
Основной параметр – коэффициент устойчивости
(3.4)
Муд – момент относительно ребра опрокидывания направленный на удержание машины в равновесии
Моп – момент относительно ребра опрокидывания, направленный на переворот грузоподъёмной машины.
Расчёт необходимой нагрузки для проверки устойчивости грузоподъёмной машины. (см. Рисунок 8)
(3.5)
Рисунок 8 – Схема определения массы стрелы, приведенной к оголовку
В соответствии с формулой (3.5) получаем:
Расчёт центра тяжести сортиментовоза (см. Рисунок 9)
Рисунок 9 – Положение центра тяжести сортиментовоза
Проверка устойчивости автомобиля в положении Б, (см. Рисунок 10)
Автомобиль устойчив в рабочем положении Б.
Рисунок 10 – Схема расчета устойчивости в положении
перпендикулярном ребру опрокидывания Б
Проверка устойчивости автомобиля в положения В, (см. Рисунок 11)
Автомобиль устойчив в положении В.
Расчёт устойчивости относительно ребра опрокидывания Г равен устойчивости сортиментовоза при ребре опрокидывания Б, вылет правой, левой опоры одинаковы. Ось поворота манипулятора совпадает с осью автомобиля.
Расчёт устойчивости в положении относительно ребра опрокидывания А не производим, опрокидывающие моменты стрелы отсутствуют.
Рисунок 11 – Схема грузоподъёмной машины в рабочем положении перпендикулярном ребру опрокидывания В
3.4. РАСЧЁТ ОТБОРА МЩНОСТИ
На автомобиль установлена КП ZF16S151. Возможность установки коробки отбора мощности ZF NH/1C
Таблица 2 Характеристики КОМ
Наименование | Значение |
Мощность, кВт | |
Масса, кг | |
Вращение насоса | влево |
Крутящий момент, Н·м |
Предварительный выбор насоса MDS80
Таблица 3 Характеристики насоса MDS80
Наименование | Значение |
Рабочий объём, см3 | 77,3 |
Рабочее давление, МПа | 31,5 |
Подача, л/мин | 55-118 |
Диапазон оборотов, об/мин | 500-1500 |
Частота вращения насоса
(3.6)
Подача насоса составляет
(3.7)
Расчёт отбираемой мощности
Конструкция должна исключать перегрузку задней тележки, а также обеспечивать минимальную загрузку передней оси.
Ширина надрамника должна соответствовать ширине рамы шасси, а его наружный контур должен повторять очертания основной рамы. Лонжерон надрамника должен плотно прилегать к верхней полке лонжерона рамы. Конструкция надрамника должна, по возможности, допускать деформацию скручивания. Широко распространены лонжероны рам U – образной формы (швеллеры), хорошо отвечают требованию по скручиваемости. Если в некоторых местах надрамника используется закрытый профиль, то переход от закрытого профиля к швеллеру производится постепенно. Длина перехода должна составлять не менее утроенной ширины лонжерона рамы.
Рисунок 12 – конструкция надрамника
Лонжерон надрамника должен начинаться как можно раньше в передней части рамы и располагаться, по меньшей мере, над задним кронштейном передней рессоры.
Производитель надстройки несёт ответственность за правильное распределение нагрузки от надстройки по надрамнику, правильное размещение надстройки на раме и соответствующие соединения. Не допускается установка между рамой и надрамником либо между рамой и надстройкой деревянных или эластичных проставок.
Надрамник может быть соединён с рамой неподвижно (жёстко) или подвижно (не жёстко). В зависимости от конкретных условий возможно применение комбинированного соединения. Зона крепления неподвижного соединения ограничена.
Подвижные нежёсткие соединения являются фрикционными, надрамник может в определённых пределах перемещаться относительно рамы. Все надстройки, закрепляемые с помощью кронштейнов, считаются нежёсткими. При установке неподвижного крепления обеспечивается жёсткая кинематическая связь соединяемых частей. Следует использовать чистовые (призонные) болты. Класс прочности не ниже 10.9. Стенки отверстия не должны соприкасаться с резьбой болта. Зазор по диаметру между болтом и отверстием должен составлять менее 0,2 мм.
3.6. РАСЧЁТ НАДРАМНИКА НА ПРОЧНОСТЬ
На раму автомобиля КАМАЗ 65225 устанавливается надрамник, на который крепится гидроманипуляторная установка ОМТЛ – 97. Надрамник состоит из двух продольных швеллеров, соединённых поперечинами. Необходимо из условия прочности рассчитать размеры поперечного сечения продольных балок, образующих надрамник. Расчёт производится по напряжениям изгиба при максимально допустимой нагрузке. При этом рассматривается положение стрелы гидроманипулятора, при котором она повёрнута на угол α к продольной оси автомобиля. Считается, что в таком положении вся нагрузка приходится на одну продольную балку рамы, (см. рисунок 13). Надрамник выполняется из стали 09Г2С и должна воспринимать 80% нагрузки. Коэффициент запаса прочности 1,5.
Рисунок 13 – Расчётное положение стрелы манипулятора
Проверка прочности рамы
Условие прочности балки по напряжениям изгиба записывается следующим образом:
,
где — максимальное напряжение изгиба в балке, МПа;
— допускаемое нормальное напряжение для данного материала, МПа.
Допускаемое напряжение вычисляется по формуле:
,
где — предел текучести данного материала (для стали 09Г2С
;
— коэффициент запаса прочности (
).
(3.8)
Определение нагрузок действующих на балку
При расчёте на прочность считаем, что всю нагрузку воспринимает одна продольная балка. Расчётная схема балки с действующими на неё нагрузками представлена на рисунке 14.
Рисунок 14 – Расчётная схема балки
— пара сил, создаваемых изгибающим моментом в местах расположения шпилек, крепящих кран к монтажной раме.
Изгибающий момент создаётся двумя силами: весом груза и весом гидроманипулятора
Будем рассчитывать раму при вылете стрелы манипулятора (максимальный вылет стрелы)
где — максимальный грузовой момент гидроманипулятора, Н∙м.
Центр тяжести гидроманипулятора находится на расстоянии от оси вращения крана
Вес гидроманипулятора: Р=mg
Расчёт изгибающего момента, созданного силами Р и Q
Силы , создаваемые изгибающим моментом, определим из следующих соотношений
Для расчёта напряжений изгиба необходимо построить эпюру изгибающих моментов. Для этого сначала из уравнений статики найдём реакции опор и
. Уравнения статики для расчётной схемы (см. Рисунок 9) выглядят следующим образом:
Рисунок 9 – Расчётная схема реакций опор
Построение эпюры изгибающих моментов
Составляем уравнения изгибающего момента по участкам (см. Рисунок 10). Для этого на каждом участке вводим горизонтальную ось координат и записываем зависимость изгибающего момента от координаты
Рисунок 10 – Эпюра изгибающих моментов, действующих на балку
Определение нормальных напряжений изгиба для опасного сечения балки
Сечение балки надрамника представлено (см. Рисунок 11). Для определения момента сопротивления этого сечения нужно найти положение главных центральных осей инерции.
Рисунок 11 – Сечение балки надрамника (размеры указаны в мм)
Вычислим координаты центра тяжести сечения в осях X и Y. (см. Рисунок 11):
, (3.9)
, (3.10)
где ,
— координаты центра тяжести сечения, м;
,
— статические моменты площади сечения относительно осей Х и Y, м3;
— полная площадь сечения, м2.
F= 2,9·10-3 м2
Определение статических моментов инерции
(3.11)
(3.12)
В соответствии с формулами 3.9, 3.10 получаем:
Рисунок 12 – Положение центральных осей швеллера
Расчёт момента инерции фигуры относительно центральных осей:
(3.13)
(3.14)
Вертикальный профиль
Горизонтальный профиль (2 профиля)
Моменты инерции фигур относительно центральных осей сечения
Определение главных центральных осей инерции U и V:
Главные центральные оси инерции сечения U и V повёрнуты на угол α=2,1° к центральным осям XC, YC (см. Рисунок 13)
Определим момент инерции сечения относительно нейтральной оси V; IXC < IYC
Рисунок 13 – Положение главных осей инерции
Момент сопротивления сечения в максимально удалённой точке от нейтральной оси:
– координата по оси U максимально удалённой от нейтральной оси точки, определена графически
Максимальное нормальное напряжение от изгибающего момента:
(3.15)
В соответствии формулы 3.8 и 3.15 производится проверка прочности профиля надрамника:
Условие прочности выполняется
§
Основной задачей экономической части является оценка эффективности модернизации сортиментовоза КАМАЗ 65225, путём установки на задний свес манипулятора ОМТЛ – 97. Аналогом для сравнения выбран автомобиль – сортиментовоз с манипулятором на базе МАЗ 631708 (БТ).
Стоимость НТ (2990т.руб.)
Стоимость БТ (4770 т.р.)
Расчёт годовой производительности НТ (КАМАЗ 65225)
(4.1)
Номинальный фонд рабочего годового времени
Сменная производительность
Расстояние перевозки 20 км, местность пересечённая
Продолжительность смены 12 ч
КВ – Коэффициент использования рабочего времени – 0,85
Q – объём пачки – 32 м3, две пачки (64 м3)
L – путь
t – время погрузки, разгрузки
Расчёт годовых эксплуатационных затрат для НТ
(4.2)
А – амортизационные отчисления
Р – затраты на выполнение всех видов ремонта
Б – затраты на замену быстроизнашивающихся частей
З – оплата труда рабочих
Э – затраты на энергоносители
С – затраты на смазочные материалы
Г – затраты на гидравлическую, охлаждающую жидкость
Затраты на амортизационные отчисления НТ
(4.3)
— восстановительная стоимость АТС (2990 тыс. руб.)
— срок полезного использования
— коэффициент интенсивности использования АТС; 1,3 – тяжёлые условия работы
— годовой пробег АТС, тыс. км
Затраты на выполнение ремонта
(4.4)
НР=20% от ВС
Затраты на замену быстроизнашивающихся частей
Составляют 5% от ВС
Б=2990·0,05/1800=0,39 руб/маш.ч
Затраты на заработную плату рабочих
На одном автомобиле работают в две смены 4 чел. Водитель, оператор манипулятора.
– коэффициент перехода от тарифного к общему фонду заработной платы
— 1,34, отчисление на страховые взносы
Затраты на энергоносители
(4.5)
– 32,9 л/100 км
Затраты на смазочные материалы
(4.6)
Затраты на гидравлическую жидкость
(4.7)
Годовые эксплуатационные затраты НТ в соответствии с формулой (4.2) составляют:
Расчёт годовых эксплуатационных затрат для БТ (МАЗ 631705)
Затраты на амортизационные отчисления БТ
— восстановительная стоимость АТС (4770 тыс. руб.)
— срок полезного использования
— коэффициент интенсивности использования АТС; 1,3 – тяжёлые условия работы
— годовой пробег АТС, тыс. км
Затраты на выполнение ремонта
НР=20% от ВС
Затраты на замену быстроизнашивающихся частей
Составляют 5% от ВС
Б=4770000·0,05/212675=1,12 руб/маш. – ч
Затраты на заработную плату рабочих
На одном автомобиле работают в две смены 4 чел. Водитель, оператор манипулятора.
– коэффициент перехода от тарифного к общему фонду заработной платы
— 1,34, отчисление на страховые взносы
Затраты на энергоносители
– 32,9 л/100 км
Затраты на смазочные материалы
Затраты на гидравлическую жидкость
Годовые эксплуатационные затраты БТ составляют:
Расчёт размера капитальных вложений для БТ и НТ
НТ: К=Ц СР СМ ССм
Ц – стоимость сортиментовоза (2100 тыс. руб.)
СР – стоимость работ (30 тыс. руб.)
СМ — стоимость манипуляторной установки (850 тыс. руб.)
ССм – стоимость рабочей жидкости (10 тыс. руб.)
К=2100 тыс. 30 тыс. 850 тыс. 10 тыс.=2990тыс. руб
Расчёт приведённых затрат для БТ и НТ
(4.8)
Снижение себестоимости составляет:
(4.9)
Расчёт годового экономического эффекта применения НТ
(4.10)
— приведённые затраты единицы продукции (руб/м3)
– годовая эксплуатационная производительность
Экономический эффект НТ составляет 2 488,3 тыс. руб. за год Экономически целесообразна установка на сортиментовоз на базе КАМАЗ 65225 манипуляторной установки ОМТЛ – 97. Альтернативой являлась покупка автомобиля сортиментовоза с манипулятором на базе МАЗ 631705.
Расчёт срока окупаемости капитальных вложений в НТ
(4.11)
— планируемая чистая прибыль, равная 16% от годовых эксплуатационных затрат (S2), уменьшенная на налог (15,5%)
Срок окупаемости менее года, коэффициент дисконтирования не учитываем.
Коэффициент эффективности капитальных вложений
Вывод о целесообразности применения модернизации сортиментовоза на шасси КАМАЗ 656225
Таблица 4 Технико – экономические показатели
№ | Показатели | Единица измерения | Значение показателей | |
БТ | НТ | |||
Базовая машина | Марка | МАЗ 631705 | КАМАЗ 65225 | |
Масса | т | 16,2 | 16,1 | |
Мощность двигателя | л.с. | |||
Техн. производительность | м3./ч | 111,5 | 111,5 | |
Годов. производительность | м3/год | |||
Эксплуатационные затраты | Тыс. руб./год | |||
Кап. вложения | Тыс. руб. | |||
Привед. затраты ед.продукции | Руб./м3 | 735,9 | 724,2 | |
Годовой экономич. эффект | Тыс. руб | — | ||
Срок окупаемости | лет | — | 0,14 |
§
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной выпускной работе показан один из возможных путей унификации сортиментовоза, путём объединения погрузочно – разгрузочных и транспортных операций. Данное решение позволяет снизить себестоимость продукции, путём снижения эксплуатационных затрат.
Создан проект по модернизации автомобиля – сортиментовоза на базе КАМАЗ 65225. Установка на него гидроманипулятора ОМТЛ – 97 обоснована более низкой стоимостью оборудования, а так же низкой эксплуатационной стоимостью, высокой ремонтопригодностью.
Установка гидроманипулятора на задний свес характеризуется меньшей себестоимостью монтажных работ. Большими возможностями ведения погрузочно – разгрузочных работ, угол поворота стрелы составляет 360° (при установке манипулятора за кабиной угол поворота ограничен 210°).
1) Характеристика объекта, требования к оператору установки
Объектом производства сортиментовоза является лесной массив. Места делянок характеризуются отсутствием постоянного дорожного полотна, отсутствием круглогодичного проезда.
Эксплуатация автомобиля на территории Пермского края. Климат умеренно – континентальный. Среднегодовая температура воздуха около 0°С. Средняя
t° января -18°С.
На работу оператором гидроманипулятора могут быть допущены лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, признанные годными для данного вида работы, прошедшие инструктаж, обучение и проверку знаний по охране труда, пожарной безопасности, оказанию первой доврачебной помощи и имеющие об этом специальное удостоверение.
· Оператор перед началом работы должен убедиться в исправности оборудования, принять меры предотвращающие раскатывание груза.
· Поставленный под разгрузку автомобиль затормаживается стояночным тормозом.
· Перед началом укладки сортимента оператор должен убедиться, что на пути движения сортимента людей нет, и дать сигнал о включении манипулятора в работу.
· Выполнение работы производить плавно, без рывков
· Запрещено проведение работ погрузки на сортиментовозную площадку автомобиля, при наличии людей в кабине
· После окончания погрузочно – разгрузочных работ стрела манипулятора укладывается в транспортное положение
2) Требование безопасности в аварийных ситуациях
· Оператор прекратить погрузочно – разгрузочные работы при возникновении неисправностей (разгерметизация гидравлической системы, отказ органов управления, звукового сигнала)
· При показаниях приборов оповещающих недостаточное давление рабочей жидкости, высокую температуру рабочей жидкости, высокую температуру двигателя, необходимо немедленно прекратить работы, выключить двигатель, принять меры по устранению неисправностей.
· При подаче сигнала «стоп» немедленно прекратить выполняемые работы, независимо от того, кем был сигнал подан.
· При возникновении несчастного случая необходимо срочно оказать доврачебную помощь в следующей последовательности:
устранить источник травмирования (выключить двигатель, остановить механизм, извлечь пострадавшего из – под завала и др.). Оказать ПМП (наложить жгут при кровотечении, перевязать рану, наложить шину, и др.). При ожоге наложить стерильную повязку. После оказания доврачебной помощи пострадавший должен быть направлен в ближайшее лечебное учреждение.
3) Мероприятия по пожарной безопасности на объекте
· Запрет разведения костров на местах вырубки леса
· Запрещено оставлять промасленные, пропитанные топливом материалы (бумагу, ткань)
· Запрещена заправка транспорта, мототехники топливом, смазочными материалами при работе двигателя, а так же пользоваться открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим.
· Запрещается засорение леса бытовыми промышленными иными отходами
· Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, порубочных остатков
4) Правила хранения ГСМ
· Хранение бочек с ГСМ под открытым небом допускается кратковременно (с целью предотвращения коррозии оболочки и просачивания влаги через горловину)
· Хранение на грунте запрещено, бочки необходимо укладывать на поднос
· Для предотвращения образования статического электричества, резервуар необходимо заземлить
· Запрещено вблизи склада ГСМ хранить ветошь пропитанную горючими веществами
· Места хранения горючих веществ должны быть снабжены огнетушителями, (углекислотным, порошковым). Необходимо наличие ящиков с песком.
· При тушении ГСМ запрещено использовать воду
· Складирование сортимента производить только на открытых местах на расстоянии от прилегающего лиственного леса. При площади до 8гектаров – 20 м, если площадь больше, то не менее 30 м.
От прилегающего хвойного леса не ближе 60 м.
Места складирования очищаются от горючих материалов и отделяются противопожарной полосой шириной не менее 1,4 м. В хвойных лесах отгораживать двумя полосами на расстоянии 10 м. одна от другой.