Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции Камаз

Лиаз 5256 город обзор | технические характеристики, схема, фото

Автобус большого класса для городских перевозок

ЛИАЗ-5256 – лидер продаж в своем классе. Благодаря передовым технологиям окраски, антикоррозийной обработке, применению оцинкованного листа при облицовке бортов, ресурс кузова до сквозной коррозии составляет не менее 12 лет.

Передние и задние маски, крыша изготавливаются из стеклопластика, что дополнительно увеличивает коррозионную стойкость кузова.

Современная агрегатная база, использование высококачественных материалов в оформлении элементов салона, антивандальные сидения обеспечивают оптимальную работу автобуса в городском цикле.

При установке газового двигателя (EURO-4) газовые баллоны располагаются на крыше автобуса.

С января 2022 года дизельная модификация автобуса будет комплектоваться двигателями экологического стандарта EURO-4.

Преимущества:

  • Высокая надежность узлов, агрегатов и кузова;
  • Экологический стандарт Euro-3,4;
  • Высокая ремонтопригодность;
  • Улучшенные потребительские характеристики;
  • Доступная цена;
  • Унификация с другими моделями ЛИАЗ.
Тип кузованесущий, цельнометаллический, вагонной компоновки
Ресурс кузова, лет12
Колёсная формула4х2/ задние
Длина/Ширина/Высота, мм11400/2500/306011400/2500/3322
База, мм5840
Высота потолка в салоне, мм1950…2100
Количество/ширина дверей, мм3/1300
Мин. радиус разворота, м11,5
Масса снаряженная/полная, кг10368/1793010150/1780010620/18000
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг6430/115006500/113006500/11500
Общее количество мест (в т.ч. посадочных)110 (23)
Емкость топливного бака, л.238858 (8 баллонов по 97 1 маневровый на 82)
Передний мостКААЗ 5256-3000012-10, с поперечной балкой и барабанными тормозами
Задний мостRABA 718.23-3300 (i-5.44) двойная разнесенная или КААЗ 22.2400012 (i-5.6)RABA 718.23-3300 (i-5.44) двойная разнесенная
Рулевой механизмМАЗ-64229МАЗ-64229 или ZFServocom8098 с гидроусилителем руля
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с ABS
ВентиляцияЕстественная и принудительная
Система отопленияЖидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и независимого жидкостного подогревателя
Шины275/70 R22,5″

Агрегатные характеристики

ЛиАЗ-525636ЛиАЗ-525653ЛИАЗ-525657
Двигатель (дизельный)ЯМЗ 6563.10Cummins6ISBe 245BCumminsCGe250 30
Количество и расположение цилиндров6 V6 R
Нормы экологической безопасностиЕURO -3ЕURO -3,4ЕURO-4
Рабочий объем, л116,78,3
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин167 (230) при 1900мин-1180 (245) при 2300мин-1185,8 (252) при 2400 мин-1
Макс. крутящий момент, Нм882 при 1100…1300мин-1950 при 1200…1800мин-11013 при 1400 мин-1
РасположениеЗаднее, продольное
Максимальная скорость, км/ч80-90
КППМКПП: ЯМЗ 2361АКПП: Voith Diwa D 854.3EМКПП: ZF 6S-1200АКПП: ZF 6HP504CVoith Diwa D 854.3EАКПП Allison T280R

Лиаз 5256: для чего и сколько может

Пассажирский автобус большой вместимости (максимально 117 человек) с высоким полом. Изготавливается в пяти вариантах компоновки салона: город, пригород (44 посадочных места, 88 – обще число пассажиров), для перевозки детей (школьный), междугородний (с комфортными креслами) и для перевозки людей с ограниченными возможностями.

Количество дверей – 3, все распашные 2-х створчатые с пневмоприводом. Накопительные площадки второй и третьей двери – широкие просторные, накопитель у передней двери заужен за счет перегородки кабины водителя.

Схема расположения сидений в салоне в городском варианте ЛиАЗ 5256 трехрядная (один ряд с водительской стороны, два – со стороны входных дверей). В пригородном – двухрядная, сиденья с регулировкой.

В обоих типах салона последние четыре сидения образую единый диван.

Оформление салона последних моделей – вне конкуренции со всеми предыдущими версиями вместе взятыми. Сидения городской версии выполнены из пластика с яркими стойкими к износу обивками. Дизайн салона значительно улучшился в сторону современных веяний, напоминает европейские городские автобусы. Освещение – светодиодное (городской и пригородный автобусы) и неоновое (для междугороднего).

Габаритные показатели: размеры – 11400/2500/3007 мм, полная масса – до 18 т, собственный вес – до 10,5 т. Кузов – рамный, вагонной компоновки, оцинкованный односекционной конструкции.

По кузову хочется отметить отдельно. На заводе в Ликино-Дулино установлено четыре огромнейших катафорезных ванны, где кузова оцинковывают, полностью погружая их в раствор электролита. Такие мероприятия продлевают срок службы кузовных элементов и рамы современных ЛиАЗ 5256 до 12 лет. С внедрением технологии качество действительно выросло.

Боковые панели и масса деталей корпуса вырезаются на станках плазменной и лазерной резки. Точность геометрии деталей – на высшем уровне. Они также защищаются от коррозии с помощью катафореза. Покрасочный цех завода полностью модернизирован. Технология покраски традиционная – вручную (а по-другому такую громадину и не покрасишь).

Вентиляция салона – естественная, через люки и форточки, либо – принудительная с помощью кондиционеров. Но такая версия и стоит дороже. Отопление – жидкостное от системы охлаждения двигателя. Как опция за отдельную плату, предлагается установка электрообогревателей «ВЕБАСТО».

Обогрев кабины водителя комбинированный, как и на ЛиАЗ 6212.

В газовых версиях ЛиАЗ 5256 в обязательном порядке предусмотрена система предварительного прогрева мотора. В дизельных версиях автобуса реализован подогрев всех элементов топливной системы.

Лиаз 525665 (пригородный)

АВТОБУС БОЛЬШОГО КЛАССА ДЛЯ ПРИГОРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Автобус ЛИАЗ 525665 благодаря высоким потребительским и эксплуатационным показателям получил большую популярность в России и других странах. Применение оцинкованной стали в производстве, глубокая антикоррозийная обработка и передовое оборудования для покраски позволяет эксплуатировать автобус на протяжении долгого времени.Сегодня купить ЛИАЗ-525665 производитель предлагает с современной агрегатной базой, мягкими регулирующимися креслами, высококачественной отделкой салона и опциональной функцией установки ГБО.В цену ЛИАЗ 525665  включена возможность выбора двигателя и КПП.Планировка салона:Преимущества

Гарантийный срок

18 месяцев или 150 тыс. км пробега (ЯМЗ)

24 месяцев или 150 тыс. км пробега (Cummins)

Базовые характеристикиЛиАЗ 525665 (пригородный)
Тип кузоваОдноэтажный, закрытый, цельнометаллический, сварной, несущий, кабина водителя полузакрытого типа/две или три служебные двери по правому борту кузова
Ресурс кузова, лет12
Колёсная формула4х2
Длина/Ширина/Высота, мм11400/2500…2550/3007…3060
База, мм5840
Высота потолка в салоне, мм1950…2200
Количество/ширина дверей, мм3/1300
Мин. Радиус разворота, м11,5
Масса снаряженная/технически допустимая, кг10336…10378/16700…17930
Нагрузка на переднюю/заднюю ось от технически допустимой массы, кг5000…6430/10800…11500
Общее количество мест (в т.ч. посадочных)88 (44 1), 90 (45 1)
Емкость топливного бака, л238
Шасси/мостRABA
Рулевой механизмС гидроусилителем (винт- гайка на циркулирующих шариках-рейка-сектор)
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с разделением на контуры по осям, с АБС, тормозные механизмы всех колес барабанного типа
ВентиляцияЕстественная (форточки, люки в крыше) и принудительная (передний отопитель в кабине водителя)
Система отопленияЖидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя и незавимого жидкостного подогревателя
Шины275/70 R 22,5
ЛиАЗ 525665 (пригородный)
ДвигательЯМЗ 53663, четырехтактный дизель
Количество и расположение цилиндров6, рядное
Нормы экологической безопасностиЕURO-5
Рабочий объём, л6,65
Мощность двигателя, кВт (л.с.)/мин180 (245) при 2300 мин-1
Макс. Крутящий момент, Нм/мин897 при 1400±200 мин-1
Расположение двигателяЗаднее, продольное
КППVoith Diwa D 854 или D864/ ZF 6AP1200B или 6AP1400B

Лиаз-5256 сняли с производства: ушел последний советский городской автобус

На прошлой неделе в городе Чусовом Пермского края (о том, что там делал, расскажу отдельно) я встретил несколько ранних городских ЛиАЗ-5256, причем в отличном состоянии. До этого уже несколько лет мне не попадалось ни одного. И надо же — как совпало: через пару дней стало известно, что группа ГАЗ сняла с производства последнюю его модификацию, а вместе с ней и полунизкопольного собрата 5293. А ведь этот автобус хотя и недотянул до славы предшественника, ЛиАЗ-677, но простоял на конвейере тридцать пять лет, пережил лихие годы и дал жизнь многим отечественным автобусам.

История его появления тоже непроста и извилиста — и началась аж за двадцать лет до начала массового производства. В рамках СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) социалистических стран среди прочей кооперации наша автобусная промышленность тесно общалась с венгерской. К примеру, именно СССР поставлял знаменитому Икарусу передние оси, а взамен получал ведущие мосты Raba.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Первенец будущего семейства низкопольных автобусов Мир 11-630

И вот в 1971 году наш Минавтопром заключил с венгерским Министерством металлургии и машиностроения договор о создании унифицированного семейства городских автобусов для стран СЭВ. Планировалось создать целую гамму городских машин, одиночных и сочлененных, длиной от семи до 18 метров. С нашей стороны этим занялось Союзное конструкторское бюро по автобусам во Львове, с венгерской — институт Autokut и тот самый Ikarus. Первый прототип будущего автобуса был воплощен в металле в 1974 году. Он назывался Мир 11-630, числа обозначали длину (11 м) и высоту пола (630 мм).

По тем временам это была передовая конструкция: ровный пол, расположенный сзади и смещенный влево от продольной оси дизель ЯМЗ-740 (будущий одноименный КАМАЗ), автоматическая коробка передач, портальный задний мост, пневматическая подвеска, сложной формы лобовое стекло из четырех элементов.

Параллельно неспешно решалось, где и как его будут выпускать в СССР. К 1977 году определились с местом — задачу передали Ликинскому заводу и выделили средства на реконструкцию и подготовку к производству. В 1979-м во Львове изготовили еще два образца, уже приближенные к серийному и сменившие имя на привычное ЛиАЗ-5256. Как это обычно и бывало, они упростились с учетом требований технологов. Двигатель занял  обычное место по центру в корме, из-за чего уровень пола поднялся до 740 мм и появилась ступенька сзади. Длина автобуса составила 11400 мм, пассажировместимость — 117 человек.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Опытный образец во время испытаний на Дмитровском полигоне НАМИ

Традиционно в позднем СССР, как в сказке, «не скоро дело делалось». Подготовка производства на ЛиАЗе затянулась на пять лет: сперва вроде бы начали даже строить новый корпус, но потом передумали. Завод откровенно не хотел переходить на новый автобус, его вполне устраивал налаженный процесс выпуска «луноходов»-677. Были свои противники и в министерстве, да и смежники, как водится, зачастую подводили. Так, автоматическую коробку львовяне выпускали в недостаточных количествах, да и оказалась она не очень надежной, так что серийные автобусы чаще комплектовались камазовской механической КП.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Белорусский вариант Неман-5201 выпускался с 1992 по 2003 год

Только в 1985-м завод выпустил первую партию, а со следующего года начал мелкосерийный выпуск. ЛиАЗ-5256 мог бы стать самым массовым автобусом СССР, но он опоздал, попав на главный конвейер завода лишь в марте 1991-го. Дальше началась всем известная чехарда в стране, появилась ассоциация Автобус, и производство 5256 из машинокомплектов стартовало во многих городах (Бор, Тосно, Рязань, Стерлитамак, Киров, Яхрома, Чимкент и другие). С его сборки начинали Волжанин и белорусский Неман, его же делали ГолАЗ и НефАЗ.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Специсполнений на базе 5256 было множество, включая штабы пожаротушения

Пожар на камазовском заводе двигателей в 1993 году заставил срочно искать замену, появились машины с дизелями всех доступных марок: ЯМЗ, Raba-MAN, ТМЗ, ЗИЛ, Skoda, Mercedes, Cummins. Оптимальными оказались версии с дизелем ЯМЗ-236 или Caterpillar. Но выпуск продолжал сокращаться: в стране не было денег.

Подойдя вплотную к банкротству, в 2000 году ЛиАЗ был выкуплен группой «Русские автобусы», и история «горожанина» продолжилась. При новом хозяине ЛиАЗ-5256 оставался основной моделью в производственной программе. К тому времени были разработаны разные междугородные, туристические и специальные варианты — от мобильных столовых до передвижных таможенных постов. Всего в программе значилось больше сотни модификаций. Для повышения качества кузовов ввели в эксплуатацию линию антикоррозионной обработки и окраски, состоящую из восьми катафорезных ванн, двенадцати окрасочных и десяти сушильных камер.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

«Полунизкополы» 5293 внешне ничем от классика не отличались. Почти пятая их часть работает в Санкт-Петербурге

В 2005 году появился полунизкопольный собрат, ЛиАЗ-5293, потеснивший классика на конвейере. Тем не менее из-за меньшей цены модель 5256 пользовалась популярностью в небогатых городах по всей стране, и обе машины выпускались параллельно до самого конца. За все время производства было выпущено около 25 тысяч автобусов ЛиАЗ-5256.

Лиаз-5256: характеристики кузова

Габаритные размеры машины составляют 11 400 х 2500 х 3007 мм. Масса – около 18 т. Кузов имеет рамную конструкцию, компоновка его – вагонная. Конструкция односекционная, оцинкованная.

Что касается кузова, то здесь нужно кое-что добавить. На заводах было четыре огромные ванны, где они проходили оцинковку. Для этого конструкция полностью погружалась внутрь емкостей. Так продлевали срок работы элементов автобуса, а также конструкции рамы. Данная технология позволяла продлить службу кузова до 12 лет. Качество оцинкованных деталей существенно улучшалось.

Кузовные детали, а также боковые панели и множество других деталей, вырезаются посредством плазменной и лазерной резки. Это позволяет добиться высочайшей точности деталей. Данные элементы все также оцинковываются в ваннах.

На заводе было полностью заменено оборудование. Был модернизирован и цех, где проводили окраску. Но технология ее не изменилась. Все вручную, ведь кузов просто огромный.

Проветривается салон естественным способом. Для этого там есть люки, а на окнах форточки. Более дорогие версии оснащены кондиционерами. Однако цена значительно выше.

Жидкостное отопление работает от с независимым подогревателем. Зимой можно установить в салон дополнительный отопитель.

Кабина водителя имеет комбинированную систему обогрева. В кабине устанавливаются два устройства. Одно отапливает, а также обдувает лобовое стекло, второе – для рабочего места водителя. В модификации машины, работающей на газовом топливе, устанавливают предварительную систему прогрева двигателя. Она обязательна. На дизельных машинах подогревается вся система питания и

Междугородный автобус лиаз-5256 61 (44 1 мест)

Цена  6 490 000 руб.

Автобус ЛИАЗ 5256… – производство «Ликинский автобусный завод» – полностью соответствует всем техническим требованиям автобуса междугороднего назначения. Благодаря передовым технологиям окраски, антикоррозийной обработке, применению оцинкованного листа при облицовке бортов.

Агрегатная база автобуса представлена как отечественными так и импортными комплектующими по выбору клиента.

Мягкие регулируемые пассажирские сидения, высококачественный пластик в оформлении элементов салона, мягкое освещение, багажные отсеки и полки для размещения ручной клади позволяют пассажирам комфортно чувствовать себя на междугородних маршрутах протяженностью до 500 км.

– 18 месяцев или 150 тыс.км.

 Тип кузованесущий, цельнометаллический,   вагонной компоновки
Колесная формула4х2
Длина / ширина / высота11400/2500/3207
Высота потолка в салоне, мм 2100
База5840
Количество / ширина дверей2/720
Мин. радиус разворота, м 11,2
Масса снаряженная/полная, кг 10900/16400
Нагрузка на переднюю/заднюю ось, кг6025/10375; 5900/10800; 6025/10375
Общее число мест (в т.ч. посадочных)66 (44 1)
Объем багажных отсеков, м34,5
Емкость топливного бака, л 238
Передний мост КААЗ
Задний мост RABA
Рулевой механизм с гидроусилителем руля
Тормозная системаПневматическая, двухконтурная, с ABS
Вентиляция Естественная и принудительная
Система отопления Жидкостная, с использованием тепла системы охлаждения двигателя  и независимого жидкостного   подогревателя
Шины 275/70 R 22,5

Модификации: пригородные, междугородные и прочие

Модификации, производящиеся в настоящее время:

  • ЛиАЗ-5256.62 — междугородный, с двигателем ЯМЗ-53621-42 мощностью 245 л. с., или ЯМЗ-53601-42 мощностью 310 л. с., Евро-5;
  • ЛиАЗ-5256.65 — пригородный, с двигателем ЯМЗ-53621 мощностью 245 л. с., или ЯМЗ-53633 мощностью 275 л. с., Евро-5;
  • ЛиАЗ-5256.67 — пригородный, с газовым двигателем ЯМЗ-53624 мощностью 285 л. с., Евро-5.
  • ЛиАЗ-5293 — дальнейшее развитие модели, полунизкопольный, более дешёвый аналог ЛиАЗа-5292. Многие технические решения ЛиАЗа-5293 позже стали применяться на ЛиАЗе-5256. В зависимости от модификации, степень унификации с ЛиАЗом-5256 различна.

Модификации, снятые с производства:

МодификацияДвигательПригородЭко-
стандарт
Годы
произв.
Внешние признаки
ЛиАЗ-5256.00КамАЗ-740.10 / RABA-MAN.00-11Евро-01989—2002Горизонтальное расположение задних огней (до 1998 года).
ЛиАЗ-5256.13MAN D0836 LOH40 / MAN D0836 LOH41Евро-32022Междугородный
ЛиАЗ-52562RCaterpillar-3116Евро-22000—2004Междугородный
ЛиАЗ-5256.23Caterpillar-3116Евро-22004—2007Междугородный
ЛиАЗ-5256.23-01Caterpillar-3126EЕвро-32006—2022Междугородный
ЛиАЗ-5256.25Caterpillar-3116.25-11Евро-21996—2007Горизонтальное расположение задних огней (до 1998 года).
ЛиАЗ-5256.26Caterpillar-3126E.26-01
.26-20
Евро-32005—2022
ЛиАЗ-52563RЯМЗ-236НЕ2Евро-12003—2004Междугородный; Выхлопная труба расположена справа
ЛиАЗ-5256.30ЯМЗ-236НЕ2.30-01Евро-12001—2005Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-5256.33ЯМЗ-236НЕ2Евро-12004—2007Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-5256.33-01ЯМЗ-236НЕ2-22Евро-22005—2022Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-5256.34ЯМЗ-6563.10Евро-32008—2022Междугородный; Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-5256.35ЯМЗ-236НЕ2-22.35-01Евро-22005—2007Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-5256.36ЯМЗ-6563.10.36-01Евро-32008—2022Воздухозаборник («грибок») на крыше расположен слева, выхлопная труба — справа
ЛиАЗ-52564RКамАЗ-740.11-240Евро-12003Междугородный
ЛиАЗ-5256.40КамАЗ-740.11-240.40-01Евро-12001—2005
ЛиАЗ-5256.43КамАЗ-740.11-240Евро-12004Междугородный
ЛиАЗ-5256.45КамАЗ-740.31-240.45-01Евро-22005—2007
ЛиАЗ-5256.46КамАЗ-740.65-240.46-01Евро-32008—2009
ЛиАЗ-5256.53Cummins-6ISBe245B.53-01Евро-32008—2022
ЛиАЗ 5256.54Cummins-6ISBе4245В.54-01Евро-42022—2022
ЛиАЗ-5256.55Cummins-C245.20.55-01Евро-22005—2007
ЛиАЗ-5256.57Cummins-CGe-250-30.57-01Евро-42004-2022
ЛиАЗ-5256.58Cummins-6ISBe 245BЕвро-32022—2022Междугородный
ЛиАЗ-5256.59Cummins-6ISBе4245ВЕвро-42022Междугородный
ЛиАЗ-5256.60ЯМЗ-5362.60-01Евро-42022-2022
ЛиАЗ-5256.61ЯМЗ-5362Евро-42022-2022Междугородный

Не доехал до конечной! знакомимся с электробусом камаз

Я уже начал было мечтать о скором электрическом будущем для общественного транспорта, как вдруг… «Все, приехали, конечная!» — громко сказал водитель и открыл двери. Я вышел на обочину, до настоящей конечной остановки в Сколково оставалось еще метров триста. М-да, а ведь начиналось мое знакомство с электробусом КАМАЗ-6282 неплохо.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Электробус КАМАЗ-6282 на выставке Busworld (фото Федора Лапшина)

Впервые я увидел этот электробус на московской выставке Busworld осенью прошлого года. Это второе поколение камазовских электробусов, воплощенное в кузове с дизайном от ижевского ателье i-Design. Он оснащен литий-титанатными батареями емкостью 70 кВт•ч. Заявленный запас хода — 70 км. Время «медленной» зарядки от сети — 4 часа. Но на крыше КАМАЗа есть и пантограф для ультрабыстрого пополнения заряда всего за восемь минут — прямо как у финского электробуса Linkker, который вместе с отечественным ЛиАЗ-6274 проходит испытания в Москве.

КАМАЗ полностью низкопольный. Его салон рассчитан на 85 пассажиров, что на 10 человек больше, чем может взять на борт ЛиАЗ. Но и полная масса камского электробуса (19 т) на тонну больше. Предполагаемая стоимость на уровне ЛиАЗа — около 25 млн рублей.

О том, что КАМАЗ-6282 будет возить пассажиров по маршруту 818Э до «инновационного центра» Сколково, я узнал случайно на сайте областного перевозчика Мострансавто. Сообщалось, что каждое утро в 8:07 электробус отправляется от метро «Славянский бульвар». И я решил на нем прокатиться.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Толпы людей по утрам отправляются в Сколково. Основной автобус на маршруте — ЛиАЗ-5292 (на фото)

Специально приехал пораньше и очень удивился количеству людей, которые по утрам стремятся в Сколково. Очередь на посадку вытянулась почти до входа в метро, так что я поспешил занять в ней место. Вовремя — вот и электробус. Внешне он кажется чуть меньше обычных ЛиАЗов-5292. Вхожу через переднюю дверь, отдаю водителю 46 рублей за проезд и протискиваюсь в середину к центральной площадке.

Пока стоим, самое время немного оглядеться. Салон практически битком, но стоять не тесно. Интерьер выполнен в спокойных тонах, а пол вообще отделан «под паркет». Картину портят лишь торчащие из поручней головки болтов.

Поехали. Ощущения — будто едешь в троллейбусе. По большим магистралям едем быстро: максимальная скорость — 75 км/ч. Кроме разговоров других пассажиров, которые, кажется, вообще никак не реагируют на электробус, тишину в салоне нарушает тихий вой электродвигателей (их здесь два, по 125 кВт каждый), да «всхлипы» пневмосистемы на торможениях. Говорят, здесь даже есть USB-разъемы для зарядки гаджетов. Но в толпе людей я их не нашел, а когда салон немного освободился…

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Салон выполнен в сине-серых тонах

Вот уже и конечная скоро. Электробус заезжает на круговое движение, тормозит — и больше не разгоняется. Водитель выполняет какие-то манипуляции, но все тщетно — с места мы не двигаемся. А дальше происходит описанная в начале история.

Выходя через переднюю дверь, слышу от водителя ключевые слова: «аварийный знак на панели». Пока выбегал и фотографировал, электробус тихонько тронулся с места, прополз-таки мимо конечной и в итоге остановился за высоким забором. Что же произошло?

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Найдите на этом фото электробус (подсказка — он спрятался за строительными постройками)

Утверждать наверняка не возьмусь, но мой вариант таков. Остаток заряда в батареях достиг критического значения, на панели загорелся тот самый символ, и это стало сигналом для водителя о высадке пассажиров. Косвенно мою версию подтверждает то, что электробус не обездвижился полностью, а также слова водителя ЛиАЗа, на котором я ехал обратно к метро: мол, электробусу хватает зарядки на один утренний рейс туда-обратно, а это – около 30 км. Маловато.

Похожие цифры на городском маршруте показывал финский Linkker, а вот ЛиАЗ пробегал целых 75 км между зарядками. Видимо, все-таки концепция с «подзарядкой от пантографа» предполагает наличие этой самой подзарядки на маршруте — а ее пока нет, либо она не используется.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Тем не менее, развитие общественного транспорта неуклонно движется в сторону перехода на электротягу. И этот процесс вряд ли остановят такие казусы, как произошедшее с камазовским электробусом в Сколково.

Страна лиазия

По Москве начали ходить новенькие дизельные автобусы, в том числе «гармошки», с передней облицовкой как у электробусов — общественный транспорт активно обновляется, и не только в столице. Чтобы посмотреть, как его делают, я отправился в подмосковное Ликино-Дулёво.

На ЛиАЗе я не был сто лет — с начала двухтысячных. А первый раз попал туда в середине девяностых, причем с делегацией компании MAN. Тогда лиазовцы остались и без моторов, и, по сути, без самих автобусов: в 93-м сгорел завод двигателей КАМАЗ, а годом позже был ликвидирован конвейер по производству ЛиАЗов-677, которые могли хоть как-то спасти ситуацию. Тогда завод представлял собой удручающее зрелище: в пустынных цехах стояли автобусы без двигателей, кузова местами красили кисточкой прямо по ржавчине… Было вообще непонятно — выживет или нет?

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

ЛиАЗ-5256 из казанского автобусного парка 

В 2001-м я рассказывал про опыт эксплуатации в Казани ЛиАЗов-5256, из которых, помимо прочего, натурально выпадали моторы. Иногда прямо на ходу. Цитирую рекламационный акт: «При движении с пассажирами произошел обрыв кронштейнов крепления ДВС, двигатель упал, и лопнули ушки вилки карданного вала». Как говорится, без комментариев.

Автобус ЛиАЗ-5256: история, описание, устройство, модификации, технические и базовые параметры, характеристики шасси и двигателя, дополнительные свойства и опции

Городской ЛиАЗ двадцать лет спустя: идет контроль новенькой модели 5292 — судя по рестайлинговой облицовке, для Москвы

Оцените статью
Камаз