Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы

Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы Камаз

Бескабинный беспилотник-электромобиль камаз-3373 челнок — обзор от разработчиков

Беспилотники камаза — разновидности и перспективы

Беспилотный автомобильный транспорт становится всё актуальнее с каждым днём. Разрабатывают такую технику крупнейшие мировые производители, не остался в стороне и «КАМАЗ».

Беспилотное сегодня

Понятно, что между нулевой и полной автоматизацией вождения могут быть промежуточные варианты. Широко используется классификация, принятая ассоциацией SAE International. Она предусматривает шесть уровней автоматизации, от нулевого до пятого.

В 2022 году в мире было более 31 млн автомобилей первого уровня и выше. Прогнозируется, что к 2024 году их число возрастет до 54 млн. Разработками в этой области занимаются как автоконцерны, так и гиганты IT-индустрии, в том числе Google и «Яндекс». Объем рынка беспилотных авто к 2023 году, по прогнозам, может достигнуть $37 млрд.

Компания KPMG регулярно публикует Индекс готовности автономных транспортных средств. Это рейтинг развития автономного транспорта на основе 28 показателей. В 2020 году первая пятерка стран выглядела так: Сингапур, Нидерланды, Норвегия, США и Финляндия. Россия занимала в нем 26-е место из 30.

В нашей стране эксплуатация беспилотных автомобилей регулируется постановлением правительства N 1415. В текущей редакции оно разрешает опытную эксплуатацию беспилотников в 13 регионах (изначально это были лишь Москва и Татарстан). 

Камазпилотники

В последнее время камазовцы предпочитают презентовать свои новинки без широкой публики: сначала на домашней мини-выставке в Набережных Челнах были засвечены самосвалы перспективной серии К5, затем там же Путину показали концепт-трак Континент, а в Москву, в свою очередь, привезли беспилотники, включая еще невиданный образец без кабины.

Если бы не читатели, я бы и не узнал о показе камазовских беспилотников. А так мне в соцсети прислали картинки какого-то странного аппарата, похожего на прицеп: мол, это автономный КАМАЗ и его завозят в ворота Экспоцентра! Я залез в интернет и выяснил, что камазовцы организуют экспозицию на выставке Вузпромэкспо, где пропагандируется смычка промышленности и высших учебных заведений. 

Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы

Беспилотник на трале (фото Родиона Троценко)

Здесь надо заметить, что темой беспилотных грузовиков камазовцы занимаются не первый год — причем это дается нелегко и недешево. Еще в начале 2022-го в прессе появилась информация о том, что Минпромторг выделит на проект аж 18 млрд рублей. В дальнейшем фигурировали такие цифры: первоначальные инвестиции со стороны ­КАМАЗа — 90 млн рублей, еще 300 млн от Минобрнауки получила партнерская компания Cognitive Technologies. В ­2022-м камазовцы вложили в проект 400 млн рублей, в 2022-м — полмиллиарда.

Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы

Первый беспилотный КАМАЗ демонстрировался в начале 2022 года

А первым показанным на публике плодом (это было в 2022 году) стал автономный грузовик в пожарной раскраске, созданный при участии упомянутой компании Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» (она же роботизировала карьерные БелАЗы). По замыслу создателей, такие машины могут помочь при ликвидации техногенных аварий: тот грузовик управлялся дистанционно оператором, но в кабине еще сидел водитель для подстраховки.

На заводской территории испытывается беспилотный камаз

Новостями о беспилотных грузовиках уже никого не удивить, они появляются чуть ли не еженедельно со всего света. Не отстает в этом деле и наш грузовой лидер КАМАЗ, о чем мы неоднократно писали. Первый беспилотник, военный трехосник, вышел на испытания еще в 2022 году. А в 2022-м уже гражданский автономный самосвал приступил к работе на одной из шахт Кузбасса. В прошлом году целая колонна КАМАЗов-роботов прошла около двух с половиной тысяч километров по Ямало-Ненецкому автономному округу.

Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы

Таким образом, КАМАЗ, в отличие от зарубежных конкурентов, разрабатывает машинное зрение не только для дорожных условий с разметкой, знаками и светофорами, но и для бездорожья и сложных климатических условий.

При этом и «обычные» беспилотники не забыты. Вот уже год продолжаются испытания беспилотного КАМАЗа на собственной заводской территории. Среднетоннажник на базе 43083 обеспечивает поставки кабин с прессово-рамного завода на автомобильный.

Беспилотники КАМАЗа — разновидности и перспективы

Машина, как и предшественники, оснащена сразу четырьмя типами сенсоров: «глаза» и другие «органы чувств» грузовику заменяют видеокамеры, радары, лидары — лазерные дальномеры и сонары. У авторобота высокоточная навигация (с погрешностью не более 3—5 см) мощная система связи: промышленный Wi-Fi, 4G и специальный УКВ-диапазон на случай, если заглушены другие каналы, то есть и экстренный канал.

Все данные с датчиков обрабатываются компьютером, где происходит обсчет входящей информации о параметрах движения. Для монотонной работы на коротком плече, особенно на закрытых территориях, беспилотники подходят идеально. Их массовое внедрение тормозит лишь заоблачная стоимость компонентов.

Сквозь тернии к трассам

На пути беспилотных автомобилей к повседневности все еще множество проблем, и не все из них технические.

Например, допустим, что личные автомобили ушли в прошлое. Из точки А в точку Б принято добираться на роботакси, которое нужно вызывать со своего смартфона. А это такси наверняка использует технологию V2X. Да и наше личное авто, если оно есть, наверняка тоже ее использует: соображения безопасности могут сделать это требование обязательным.

Получается, что мы сообщаем системе обо всех своих передвижениях с точностью до секунды. В эпоху вездесущих видеокамер и распознавания лиц от конфиденциальности и так мало что осталось. Переход на беспилотный транспорт нанесет по ней еще один сильный удар.

Есть и юридические аспекты. Допустим, по вине автопилота произошло ДТП со смертельным исходом (это, между прочим, уже случалось). Понятно, что производитель должен понести ответственность, но в какой мере? Слишком либеральные нормы приведут к лишним жертвам, а слишком жесткие — к коллапсу отрасли.

Конечно, и у обычного автомобиля могут, скажем, отказать тормоза из-за производственного брака. Юридические стороны таких ситуаций давным-давно проработаны. Однако есть нюанс.

Кому не приходилось доказывать интернет-сайту, что он не робот? Обычно для этого приходится выбирать фотографии, на которых есть, скажем, велосипеды или дорожные знаки. Предполагается, что программа этого сделать не может.

Обычный софт действительно не справляется с распознаванием зрительных образов. Это под силу только искусственному интеллекту (ИИ). Нейронная сеть и будет управлять беспилотным автомобилем, для которого ориентироваться на дороге — задача, которую нужно решать в реальном времени.

Нейросеть не следует жестким алгоритмам, а обучается на основе накопленного опыта. Этот гибкий подход работает там, где бессильно традиционное программирование. Но есть и другая сторона медали. Нейронная сеть принципиально менее предсказуема, чем любое «железо» или обычная компьютерная программа.

Фактически ИИ — это черный ящик, выдающий нужный результат лишь с определенной вероятностью. Другими словами, ошибки — это неустранимое свойство нейросети, а не результат халатности разработчика. Довести надежность ИИ до стандартов, принятых в иных отраслях, по всей видимости, практически невозможно.

Возникают и этические вопросы. Представим себе ситуацию, в которой автопилот не может избежать ДТП и вынужден выбирать между гибелью одного человека и другого. Как ИИ будет принимать этическое решение?

Этой проблемой озабочены многие эксперты. Например, федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии уже сформулировало 20 этических принципов, которыми должны руководствоваться разработчики автопилотов. В них, в частности, утверждается, что «в случае неизбежности несчастного случая любая классификация людей на основе их личных характеристик (возраст, пол, физическое или психическое состояние) запрещается». То есть жизнь ребенка не должна быть ценнее жизни взрослого. Но согласится ли с этим общественное мнение?

За беспилотными автомобилями будущее, хотим мы того или нет. Но черты этого будущего должны определяться не только в лабораториях, но и в общественной дискуссии по трудным вопросам, которые предстоит разрешить.

Экономика должна быть экономной

Спасение человеческих жизней — важнейшая задача. Тем более что она даст и экономический эффект – например, через снижение затрат на страхование или медицинскую помощь.

Однако широкое внедрение беспилотных авто сулит и другие изменения. Например, некоторые эксперты полагают, что оно покончит с эпохой частных автомобилей. 

Действительно, уже в нынешних городах такси — такой же гибкий инструмент, как личный автомобиль. Машина будет подана в любую точку за считанные минуты. Что же, помимо инерции мышления, заставляет горожан по-прежнему покупать автомобили? Во-первых, такси дороже: в цену поездки закладывается доход таксиста.

Что это означает для городской среды? Обычный человек большую часть дня никуда не едет, а значит, его частный автомобиль простаивает на парковке. А вот такси проводит на маршруте максимально возможное время. Это значит, что число автомобилей должно сократиться в несколько раз.

Технология V2X тоже поможет оптимизировать городской трафик. Сейчас каждый водитель самостоятельно выбирает маршрут и скорость и никак не может повлиять на решения других водителей. Правда, навигаторы сообщают нам, по каким улицам будет быстрее, но то же самое они сообщают и всем остальным.

Оцените статью
Камаз