Беспилотный КамАЗ, ШАТЛ и Челнок — автомобили без водителя

Беспилотный КамАЗ, ШАТЛ и Челнок - автомобили без водителя Камаз

Камаз представил свой электрокар. что известно о новом смарт-кроссовере?

«Кама-1» способен преодолевать 250 километров без подзарядки и разгоняться до 150 километров в час, а также работать при температуре до минус 50 градусов

Электромобиль «КАМА-1».
Электромобиль «КАМА-1». Фото: Кирилл Зыков/АГН «Москва»

Небольшой, четырехдверный, на взгляд обывателя, сплюснутый и квадратный кроссовер красного цвета — таким увидели посетители выставки «ВузПромЭкспо-2020» электрокар от КамАЗа. Показанный «Кама-1» — это промышленный предсерийный образец, совместная разработка концерна с питерским политехническим университетом Петра Великого.

При создании кроссовера использовали технологию «цифровых двойников», говорит проректор по перспективным проектам СПбПУ Алексей Боровков.

Алексей Боровков проректор по перспективным проектам СПбПУ «»

Проще говоря, прототип смарт-кроссовера от КамАЗа изначально был собран виртуально, в 3D. Все его характеристики — как металл реагирует на удары, сколько авто потребляет электричества, как ведет себя на скользкой дороге — были смоделированы, и это позволило не растягивать сроки разработки испытаниями «в поле». Это максимальная цифровизация на этапе разработки автомобиля, но, как говорят эксперты, без реальных испытаний все же не обойтись. Поэтому заявлять о готовой модели пока рано, пояснил главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.

Максим Кадаков главный редактор журнала «За рулем»

Заявляется, что без подзарядки электрокар может преодолевать 250 километров, а его максимальная скорость — 150 километров в час. Полностью батарея «Кама-1» должна заряжаться за шесть часов. Вот еще некоторые характеристики: светодиодная оптика, динамические поворотники, дисплей на рулевой колонке, водителю доступна интеллектуальная система помощи ADAS уровня три. Разработчики обещают, что авто заведется даже при морозе в минус 50 градусов.

Электрокар позиционируется как смарт-кроссовер, но в чем именно он «смарт», пока не очень понятно. А вот дизайн у автомобиля получился интересный, считает заместитель главреда международного проекта Motor1.com Юрий Урюков.

Юрий Урюков заместитель главного редактора международного проекта Motor1.com

Как уверяют в КамАЗе, новый смарт-кроссовер не будет стоить дороже одного миллиона рублей. И возможно, модель будет доступна в сервисах каршеринга. Вот только инфраструктура в России пока к электрокарам не готова. Неясно, где и как эксплуатировать новый кроссовер, если электрозаправок и прочей инфраструктуры даже в Москве и Петербурге острый дефицит.

Добавить kamaz-kamaz.ru в ваши источники новостей?

«камаз» показал беспилотный самосвал для карьерных работ

Инженеры Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» разработали беспилотный самосвал «КАМАЗ-6559», получивший название «Юпитер 30». Он предназначен для карьерных работ в автономном режиме. Автомобиль сможет развозить руду в опасных зонах, не подвергая риску людей. 

Юпитер 30

Габариты беспилотника составляют 8769 х 2709 х 3499 мм, а объём самосвальной установки — 21,5 м3. Максимальная полезная нагрузка — 30 тонн, а максимальная скорость достигает 56 км/ч. Трансмиссия — гибридная, с буферными батареями для рекуперации энергии при торможениях и движении вниз. «Юпитер 30» оснащён фирменным рядным шестицилиндровым двигателем 910.12-450 рабочим объёмом 11,9 литра. Двигатель приводит в действие электрический генератор, который даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает тяговые аккумуляторные батареи. Полный привод при отсутствии раздаточной коробки осуществлён благодаря применению в самосвале двух тяговых электродвигателей — по одному на каждый мост.

Для навигации беспилотник оборудован защищёнными от пыли, грязи, влаги и вибраций видеокамерами, 2D- и 3D-лидарами, ультразвуковыми датчиками, радарами. Также имеются GSM-антенны и GPS/ГЛОНАСС-навигация.

«Следующие модели будут более грузоподъёмными, их разработкой компания будет заниматься в течение следующих лет», — рассказал главный конструктор инновационных автомобилей Научно-технического центра ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко.

После полигонных испытаний в Научно-техническом центре «Юпитер 30» будет передан холдинговой компании «СДС-Уголь» для опытной эксплуатации в Кемеровской области.

Источник: 

«челнок»

Ещё один прототип грузовой машины на самоуправлении – новый беспилотный КАМАЗ Челнок. Основное отличие и ноу-хау данного ТС – отсутствие кабины водителя.

Внешне машина похожа на длинный прицеп. Кабины нет. Клиренс низкий. Двигатель – электрический.

Есть передние и задние фары, бамперы. Для взаимодействия с внешним миром – лидары, радары, системы определения места – позиционирования, камеры, датчики движения.

Беспилотный грузовик Камаз сам останавливается перед пешеходом, движется по дороге, выезжает с парковки. Скорость его передвижения не превышает 40 кмчас. Высокая точность манёвров.

Управляют движением грузовика автомобильные «мозги» или авторобот. К нему поступают данные сенсоров и связующих систем. Он анализирует поступающую информацию и корректирует программы передвижения. Беспилотный КАМАЗ без кабины способен сам выстроить 3Д карту и составить маршрут передвижения для попадания в заданную точку.

В программу развития предприятие КАМАЗ вложило более 300 млн. руб. Дальнейшее развитие беспилотного транспорта сдерживают несколько факторов. Среди них – необходимость обновления дорог, создания новой дорожной инфраструктуры. Для введения беспилотников понадобится реформирование всей отрасли перевозок. И внесение изменений в законодательство РФ.

Беспилотники «камаза» — разновидности и перспективы

Встречу назначили в центре города. Встретились. Погуляли. Неловкого молчания не было, я сыпал остротами и шутил, она смеялась. Немного раздражал её смех, похожий на скрип пружин старого дивана, но кто не без греха. Потом я перестал обращать на это внимание. Взяли по кофе.

Первый звоночек прозвенел когда она начала говорить про энергию. Про энергетическую совместимость людей. Рассказала что ходила на массаж, но отказала массажисту. Да, отказала в том, что бы он сделал ей массаж. На мой закономерный вопрос о внешности сказала что он был симпатичный и стройный. Просто не тянуло к нему. Не сошлись ауры. А я вот её притягиваю. Есть, мол, контакт у нас. Собственно говоря, меня это радовало — контакта хотелось: дамой она была симпатичной и, не смотря на двоих детей, стройной и с нужными выпуклостями в нужных местах. Классным завершением это вечера стал блюз-концерт на одной из молодёжных площадок.

Так мы общались ещё три дня и решили опять погулять. Я ей привёз клубнику с огорода. Ей вроде как это понравилось. Мы опять говорили друг о друге. Все было классно, вот правда. Идём. И тут она просто замолчала. Спрашиваю: почему у нас монолог, а не диалог. И тут ещё один звонок. Точнее маленький гром. «У меня настроение пропало. Я домой хочу». Вызови, говорит, мне такси, не хочу гулять. Оки. Вызвал. Ладно, думаю, посмотрим.

Вечером, в переписке, на мой вопрос о том, мол, что это было, мне пришёл ответ что я должен был её остановить, уговорить остаться и вообще включить мужика. Ладно, думаю, глянем.

Решили встретиться ещё раз. Она была инициатором — соскучиласьвседела. Приятно конечно было слышать, но такой уставший с работы был, что хотелось только принять душ и завалиться на диван, предварительно полив огород конечно, ибо стояла жара 30. В общем решил приехать. Вызвал такси, ибо автобус уже не ходит. В одну сторону от меня в это время в центр города выходит 500-600р, что для нашего города не сказать что мало. Приехал к её дому. Написал что я на месте, жду только её. Купил ведёрко мороженого, думал прикольно будет его идти и кушать, романтика ж. Ложки естественно тоже купил. Целый набор, блин, ибо поштучно не продавались. Фигня. Жду. Пишу. Вижу что читает, не не отвечает. Чувствую что пахнет гавной, но жду. Начал есть мороженое. А, я звонил ей раза три, она не брала трубку. Прошло минут двадцать, ведёрко ополовинилось. Звонит. И я просто обалдел. Привет, говорит, как дела, я малину кушала, вкусная такая. Я: дамочка, вы ничего не забыли? Я так-то тут. Занята была она! Выбирала малину, она её очень любит. Честно говоря, я такое первый раз видел. Обиделся, спрашивает. Нет, говорю, все ништяк, подумаешь, приехал из своих ебеней в центр, после работы, реально уставший, все нормально. Сарказмом в моем голосе можно было пробить броник сапера, но, видимо, её броня была как у танка. Аааа, ну ладно, говорит, хорошо добраться до дома, пока.

В полном ахтунге от такого я приехал домой. Не писал ей дня два, ибо нахер мне это надо. Тут позвал сосед на плов на огне. Стоим, пьём пиво, смотрим на его детей плещущихся в бассейне, идиллия. И тут пишет она. Приветиккакделачтонепишешьчтоделаешь. Пфф, думаю. Даже привет не буду писать. Отправил фотку плова. Сказала что тоже хочет и было бы крутым мужским поступком привезти ей горячего плова прямо с костра. А я посчитал крутым мужским поступком закинуть её везде в чс и забыть как о страшном деревенском туалете.

Фото плова прилагаю.

Беспилотники на базе серийных грузовиков

Как проходили разработки? Совместная работа предприятий КАМАЗ и Cognitive Technologies началась в 2022 году. Была разработана стратегия развития на 10 лет, до 2025 года. По программе разработок были запланированы:

  • Разработка системы помощи водителю.
  • Разработка автопилота для машин, которые передвигаются по ограниченной закрытой территории.
  • Полноценный беспилотник для автомобилей и передвижения по общим дорогам.

Разработки пошли полным ходом. В июне 2022 года была выпущена новая усовершенствованная версия помощи водителю. Она распознавала дорожные знаки, ориентировалась в направлении движения по полосам, движения по кругу, определяла место начала полосы и её окончания, неровности на дороге. Предприятие заявило о выпуске прототипов и о демонстрации их возможностей.

На первых демонстративных показах водитель ещё сидел в кабине. Он обеспечивал подстраховку безопасности движения ТС. На самом деле движением грузового транспорта управлял автопилот. Перемещение проходило по ограниченной промышленной территории.

Сегодня КАМАЗ показал несколько прототипов грузовых беспилотных автомобилей. Они были представлены на технических выставках в Набережных Челнах и Москве.

В будущем, после проведения всех испытаний и согласований, планируется запуск автомобилей в опытную эксплуатацию. Первыми общественными трассами для беспилотников станут дороги в Набережных Челнах.

На заметку: проект по разработке систем автоматического управления развивается в следующих трёх направлениях. Первое называется SmartPilot – это разработка помощников и круиз-контроля. Второе направление – AirPilot. Это – работы по созданию автомобилей с дистанционным управлением. Третье направление работы называется RoboPilot. Оно занимается разработками полностью автономных ТС.

Беспилотный электробус «шатл»

Предприятие КАМАЗ представило для демонстрации модель беспилотного автобуса с электрическим двигателем. Его название – электробус КАМАЗ-1221 Ш.А.Т.Л. Оно расшифровывается как Широко Адаптивная Транспортная Логистика.

Первые образцы ШАТЛов были представлены на выставке в Казани ещё в 2022 году. Это были ШАТЛы версии «1,0».

В 2022 были представлены усовершенствованные модели – ШАТЛы второй версии «2,0». Данная модель – совместная разработка беспилотника КАМАЗом и НАМИ. И это прототип, близкий к серийному производству. Сконструирован с учётом производственных мощностей Камского предприятия.

Варианты развития

Платформа автомобиля, запас прочности подвески и рычагов, позволяют в дальнейшем усовершенствовать модель или адаптировать её под другие задачи. Беспилотник ШАТЛ рассчитан на груз весом до 3 т. На основе его платформы можно выполнить различные надстройки, расширить или удлинить кузов, превратить пассажирский транспорт в мини грузовик. И использовать его в производственной логистике.

В экспериментальной модели ШАТЛ запланировано место для второго электромотора. Таким образом, можно переоборудовать машину и получить вариант ТС с полным приводом.

«Мозги» автомобиля, его беспилотная часть, видеодатчики и управление батареей – уникальная российская разработка коллектива конструкторов НАМИ и КАМАЗа.

Партнёрские компании ОАЭ и Яндекс не участвуют в разработках. Яндекс занимается подготовкой логистики прокладывания маршрутов и собирает данных о дорожном покрытии.

Разработки продолжаются. Дальнейшие усовершенствования будут касаться работы настроек и систем. Сегодня мини автобусы курсируют по территории НАМИ. Запланирован запуск ШАТЛов по территории КАМАЗа. Планируется выход ШАТЛов в рейсы по общественным дорогам после 2021 года.

Камаз-4308

В августе 2022 года Камаз показал новую модель – прототип беспилотного грузовика Одиссей. Название связано с характером передвижения автомобиля. В экспериментальных испытаниях его маршрут был всегда замкнутым. Машина возвращалась в ту же точку, откуда стартовала. Отсюда название – Одиссей.

Это беспилотник малой грузоподъёмности, собранный на основе дизельной модели КамАЗ-4308. Предназначен для челночных перевозок. На самом предприятии планируется, что данная модель будет работать на транспортировке комплектующих деталей. Планируется доставка кабин между промплощадками – с прессо-рамного завода на автомобильный. Без выезда в жилые кварталы. Проект организации челночных перевозок беспилотниками также получил название «Одиссей».

Беспилотное ТС оснащено следующими видами сенсоров:

  • Радары – системы обнаружения объектов и определения их размеров на расстоянии. Их работа основана на излучении радиоволн и фиксации их отражений от объектов.
  • Линары – лазерные дальномеры.
  • Видары – сканеры рентгенографического действия в функции которых заложена также обработки изображений и их переведение в режим цифры.
  • Сонары – прибор, который фиксирует расположение предметов в воде.
  • Камеры видео регистрации.

4 типа датчиков обеспечивают автороботу навигацию высокой точности. Погрешность определения местоположения не превышает 5 см.

В беспилотнике установлены следующие системы связи:

  • 4G;
  • Wi-Fi;
  • аварийный канал связи с УКВ-диапазоном, он начинает работать тогда, когда другие каналы внезапно отключаются.

Первые тестовые передвижения проходили по территории завода в декабре 2022. После анализа результатов беспилотник могут запустить в работу. В дальнейшем предприятие будет поставлять данные модели для работы на сложных территориях. Беспилотное ТС особенно востребовано в зоне опасных передвижений. К примеру, на территориях пожаров или заражения.

Камаз-5350

Эта модель прототипа грузовика беспилотника разработанная на основе серийной модели – военного грузовика 5350. Это экспериментальная модель получила название КАМАЗ-5350 Авторобот.

В разработках участвовали партнёрские компании Cognitive Technologies и Вист Групп. Что разработали для установки на серийную модель?

На автомобиль установлены навигационные системы отечественного производства.

Первые испытания проводились в Ногинске. Был задействован закрытый полигон. В испытаниях участвовало две машины. Одна – серийный грузовик. Вторая – сам беспилотник. Серийное ТС имитировало движение в колонне.

Были опробованы больше 10 вариантов движения, а именно:

  • по маршруту, заданному в программе управления;
  • в колонне под управлением удалённого оператора (устройство для управления имеет вид игрового джойстика);
  • автономное движение по поступающим сигналам (системы GPSГлонасс), данным видеокамер – для проверки точности технического зрения автомобиля, правильности корректировки хода.

Также проверялась система распознавания посторонних объектов и точность её «видения».

На сегодня прототип будущего серийной модели беспилотный автомобиль КАМАЗ имеет следующие технические характеристики:

  • Полный привод, шасси 6х6.
  • Максимальная скорость 60 кмчас.

Оборудован системой управления авто с электронными датчиками и видеокамерами.

Мощь технологий россии: "умные" камазы поразили мировую логистику

Мировая логистика прибывает в состоянии шока от представленной новинки
отечественного концерна. КАМАЗ создал «умный» грузовик, который помимо
обладания повышенными техническими характеристиками будет помогать
водителю вести машину.
По словам главного конструктора по инновационным продуктам КАМАЗа Сергея Назаренко, концерн уже сегодня ведет активную работу по внедрению систем интеллектуально помощи водителю.

Новая
система будет в буквальном смысле слова защищать водителя от смерти.
Автомобиль умеет ездить в режиме дистанционного управления, в случае,
если человеку за рулем станет плохо. Также в «умном» КАМАЗе
предусмотрена система экстренного торможения и онлайн-отслеживания
препятствий, знаков, пешеходов.

Первые
роботизированные грузовые автомобили появятся уже к концу 2022 года,
которые в ноябре пройдут испытания на специальном полигоне КАМАЗа. В
2022 машины будут поставлены для нужд МЧС, в 2022 — для добывающей
отрасли, а в 2020 магистральные тягачи с системой ADAS (Автономное
управление) поступят в массовую продажу.

Что
касается технических характеристик, в новом КАМАЗе будут использованы
композитные материалы, которые существенно облегчат машину, повысив её
проходимость и грузоподъемность.

Характеристики шатлов

Что представляет собой данный автобус беспилотник Камаз? Это мини автобус, пассажирский транспорт малого класса. В его салоне 12 пассажирских мест – 6 посадочных и 6 стоячих. Для входа обустроены 4 раздвижные двери.

Движением ШАТЛа руководит автопилот. Он имеет так называемое «техническое зрение», а также загруженные навигационные карты, устройства навигации.

Безопасность передвижения автобуса позволяет ШАТЛу 2 передвигаться по дорогам общего пользования, по улицам города, рядом с жилыми домами.

Машина полностью электрическая. Установлен электромотор с максимальной нагрузкой 95 кВт и номинальной 75 кВт. Аккумуляторная батарея емкостью от 20 до 35 кВтчасов – она располагается в основании авто, под полом. Расположение в днище позволяет достаточно просто снять батарею в случае ремонта или замены. Полностью заряженной батареи хватает на 120 км городского цикла.

Батарея оснащена двумя типами зарядных устройств – быстрым и традиционным. Стандартный выход унифицирован под традиционные розетки 220. Быстрая зарядка длится 30 минут и используется при необходимости. Для ежедневного пользования используется традиционное зарядное устройство, которое заряжает ТС от 4 до 8 часов. Именно его рекомендуют использовать для более длительной службы аккумуляторов.

Оцените статью
Камаз