Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел за 15.08.2011 08:20 на

Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на Камаз

Защита и вооружение

Бронирование противопульное — 6 класса защиты[6] (с 2022 года соответствует классу Бр5). Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из 12,7-мм пулемёта «Утёс» с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м; днище также бронировано.

Вооружение монтируется во вращающейся башне, либо в турельном исполнении (по желанию заказчика):

  • 14,5-мм пулемёт КПВТ со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТ — в башенной пулемётной установке БПУ-1;
  • различные варианты комплекса вооружения в унифицированных башенных пулемётных установках (БПУ)[5]: 12,7-мм пулемёт «Корд» со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ — в БПУ типа МА7[7][8] или МА8[9],
  • 12,7-мм пулемёт НСВТ — в БПУ 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149)[11],
  • 2 × 12,7-мм пулемёта «Корд» — в БПУ МА9[12],
  • 7,62-мм пулемёт ПКТМ — в БПУ МА3[13];
  • 12,7-мм пулемёт НСВ-12,7 «Утёс» или «Корд» на турели — в безбашенной модификации бронеавтомобиля.
  • https://www.youtube.com/watch?v=Sy7vW2DvUS4

    На различных вариантах башен возможна дополнительная установка 30-мм автоматического гранатомёта (АГ): АГ-17 «Пламя» — на БПУ МА7-02[8], МА8[9] и 55Л140 «Луч» (ТКБ-0149)[11], или АГ-30 — на БПУ МА3[13], а также противотанкового ракетного комплекса (ПТРК):

    Ещё одним вариантом вооружения является боевой модуль типа МБ2, включающий в себя 30-мм автоматическую пушку 2А42 со спаренным 7,62-мм пулемётом ПКТМ, а также вспомогательным вооружением: либо 30-мм автоматическим гранатомётом АГ-17 «Пламя»[14], либо 12,7-мм пулемётом «Корд»[15], либо 2 пусковыми установками ПТРК «Конкурс»[16]. В боевом положении полная масса КАМАЗа не превышает 12 т[4][5].

    На шасси бронированного КамАЗ-43269 может быть собран зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) ближнего действия с боевым отделением, в башне которого находится пусковая установка ЗУР «Стрела-10М»[5].

    История создания бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

    Идея создания простого и недорогого бронеавтомобиля на базе серийно выпускающихся грузовых автомобилей не нова. Такие конструкции были особо популярны в СССР в 1930-50 годах: взять, например, довоенный БА-11 или послевоенные БТР-40 и БТР-152 (их основой послужили, соответственно, ЗиС-6, а также полноприводные ГАЗ-63 и ЗиС-151).

    Чертеж-схема бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)
    Чертеж-схема бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

    В 1997 году совместно КамАЗом и МВТУ им. Баумана с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 был создан ходовой макет бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» со стальным корпусом, позднее получивший обозначение «бронированная пограничная машина БПМ-97«.

    Конечно аббревиатура БМП в название не очень точна, камазовский броневик — скорее бронетранспортер, чем боевая машина пехоты, то есть не БМП, а БТР. В любом случае, КамАЗ-43269 «Выстрел» вышел весьма ладным с виду, удачно вписался в габариты обычных гражданских автомобилей данного класса и мог эксплуатироваться как в условиях бездорожья, так и на дорогах общего пользования без каких либо ограничений.

    Основным назначением бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» является обеспечение действий личного состава пограничных войск при охране государственной границы. Но также предусмотрена возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного автомобиля, переоборудования его для перевозки раненых, разведывательных действий, и даже перевозки арестантов или ценностей.

    В настоящее время бронеавтомобили КамАЗ-43269 «Выстрел» собираются на в Набережных Челнах и состоят на вооружении армии России.

    Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97) на испытания. Вооружение не установлено
    Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97) на испытания. Вооружение не установлено

    История создания[ | ]

    Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном (НПЦ СМ) МГТУ имени Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России[1]. Первым серьёзно обратил внимание на БПМ-97 директор ФПС России генерал армии А. И. Николаев.

    Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось, и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины[2].

    Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили стали использоваться для перевозки взрывчатых веществ, различных ценных грузов, а также для инкассации.

    После получения в 2005 году разрешения на экспорт, пробные партии машин были проданы вооружённым силам Казахстана (ВС РК) и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьёзных дефектов (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах), послуживших поводом к отказу от покупки уже произведённой второй партии машин для ВС РК.

    После этого были созданы три доработанные единицы для государственных испытаний, по окончанию которых специально созванная межведомственная комиссия рекомендовала принять бронированную пограничную машину БПМ-97 на вооружение Пограничной службы ФСБ России.

    Вслед за ФСБ России, Минобороны России также провело ускоренные испытания Выстрел К-43269, по результатам которых приказом начальника Главного автобронетанкового управления от 14 августа 2008 года бронеавтомобиль Выстрел К-43269 принят на снабжение Вооружённых сил Российской Федерации (ВС России).

    В 2009 году несколько машин Выстрел К-43269 приняли участие в учениях «Запад-2009»[3].

    «Выстрел» собирается на в Набережных Челнах. В броневой корпус производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4×4.

    Модернизация бронеавтомобиля с установкой комплекса средств связи, вооружения и другого оборудования производится на ОАО «Муромтепловоз»[4][5].

    Конструкция бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

    Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.

    Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97)
    Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации

    Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.

    Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

    Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел» пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства.

    А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство
    А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство

    Он же "выстрел", он же "дозор", он же бпм-97, он же камаз-43269, он же "бул

    История — довольно сложная штука. Временами она циклична — многие процессы повторяются из века в век как под копирку. Но результаты не всегда получается одинаковыми.

    Вообще идея создать недорогой бронетранспортер на базе серийного грузовика — не нова. Еще в далекие предвоенные, а особенно в военные годы (30-е — 50-е гг ХХ века) подобные попытки предпринимались неоднократно. Тогда на свет появились БТР-40 и БТР-152 на базе ГАЗ-63 и ЗиС-151 соответственно, но военная доктрина в СССР поменялась несколько в другую сторону, и было принято решение приоритетное направление дать «тяжелым» БТРам на специальном шасси, вроде БТР-60 и его продолжателям. И тогда все произведенные на тот момент БТР-40 и БТР-152 стали передавать в качестве военной помощи «дружественным режимам».

    Я не однократно выкладывал фотографии этих машин, которые до сих пор в боевом строю. При их использовании накоплен огромный боевой опыт, который просто необходимо осмысливать.
    Так, существенным преимуществом подобных машин оказалась — на удивление более высокая живучесть. Всё дело было в развитии и распространении кумулятивных боеприпасов, от которых передняя часть БТР-60, БТР-70 и БТР-80 перестала защищать экипаж в той же степени, что и от пуль и соколков. Система динамической защиты не защитит от проникновения в машину кумулятивной струи, а наоборот послужит дополнительным поражающим фактором. Если же двигатель расположен спереди, то кумулятивная струя, пробив тонкий передний бронелист, будет поглощена многочисленными деталями силового агрегата. Машина, естественно, будет подбита и потеряет подвижность, но при этом экипаж останется жив.
    Плюс при наличии копотного расположения двигателя и выноса вперед первого ведущего моста, подрыв автомобиля на мине происходил хотя бы на расстоянии минимум метра от водителя, что давало больший шанс на спасение, чем подрыв практически под кабиной.

    Так из воспоминаний главного конструктора научно-производственного центра «специальное машиностроение» МГТУ им. Н.Э. Баумана к т.н. С. Д. Попова «Поисковыми работами, проведенными Военной академией бронетанковых войск, и инициативными работами МВТУ им. Н.Э. Баумана уже в 1970-1985 годах было установлено, что, увеличив полную массу машины до 20-24 тонн, можно резко повысить их ТТХ и создать семейство унифицированных ЛБМ и шасси для размещения различных видов вооружения и военной техники (ВВТ)»
    В 1980-х конструкторы (в том числе КамАЗа, которые никогда не занимались разработками бронетехники) идею дополнили — делать броневики на агрегатах серийных армейских грузовиков КамАЗ. Предполагалось, что броневик должен получиться дешёвый, легко осваиваемый в производстве. Но во времена СССР у ряда специалистов взгляды были иными, и идея особого развития не получила. Как пишет С. Д. Попов, «Развитие этого проекта на ОАО «КамАЗ», несмотря на его энергичную поддержку командованием Сухопутных войск и даже прямое решение Министра обороны СССР, было заблокировано руководством автомобильной промышленности и заказывающими управлениями Министерства обороны при активном содействии подчиненных им институтов».

    Но как бы там не было, но переосмысление старых концепций и породило в 1996 году проект «Выстрела» на базе серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 «Мустанг», И даже внешне, новая машина получилась очень похожа на своих предшественников. Сравните:
    БТР-40
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    БТР-152
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Подобная идея обладает и другими преимуществами. Так «Выстрел» в 1,6 раза дешевле БТР-80, его ресурс выше, трудоёмкость при ремонте и техобслуживании ниже. Эксплуатационные затраты КамАЗа-43269 сохраняются на уровне армейского многоцелевого автомобиля. Это позволяет эксплуатировать автомобиль на дорогах общего пользования без ограничений. К тому же управление и обслуживание автомобиля не требует специальной подготовки водителя.

    Именно подобный концепт «Выстрела», на тот момент еще не завершенный, предлагался всем силовым ведомствам в РФ. Но заинтересовались им только в Пограничной Службе России.
    Предполагалось частично заменить на эту бронемашину основной транспорт пограничников — полноприводные грузовики ГАЗ-66, что должно было обезопасить личный состав на наиболее опасных участках границы. Так КамАЗ-43269 «Выстрел» превратился в Бронированную Пограничную Машину или БПМ-97.

    По сути изначально задавались характеристики для бронированного патрульного автомобиля, способного перевозить пехотное отделение. Об участии «Выстрела» в прямом боестолкновении речь не шла. О противоминной защищенности в те годы так же не задумывались, эпоха MRAPов еще не наступила.
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Но тут как гром среди ясного неба ударил дефолт 1998 года, и финансирование проекта со стороны государства прекратилось, и как следствие — весь проект завис.

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 наБоевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    И только в 1999 году был представлен первый макетный образец бронемашины
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Ситуацию спасло решение предложить «Выстрел» на частный рынок в качестве инкассаторского или специального автомобиля. Некоторое количество не прошедших государственные испытания бронеавтомобилей были выкуплены частными лицами. Например на них перевозят алмазы в Якутии, а несколько единиц неизвестными путями оказались в Вооруженных Силах Абхазии.

    В 2005 году небольшие пробные партии данных автомобилей закупили вооруженные силы Азербайджана. В 2007 году в Казахстан для вооружения разведывательных батальонов было отгружено 18 бронеавтомобилей, и которые практически все вышли из строя по ряду причин: обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах. От выкупки второй партии в 18 машин Казахстан отказался.
    Но вышеперечисленное позволило всё же создать три полноценные единицы для государственных испытаний и созвать межведомственную комиссию, которая, после проведения этих государственных испытаний, рекомендовала принять на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской федерации бронированную колесную машину для пограничных войск БПМ-97.
    В результате приказом ФСБ РФ бронированная колесная машина для пограничных войск БПМ-97 КАМАЗ-43269 принята на снабжение Пограничной службы ФСБ Российской Федерации.

    Вид на водительское место
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Водитель за рулем.
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Солдаты в десантном отделении «Выстрела»

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Выход десанта
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Вооружение автомобиля в различных вариациях:
    12,7-мм пулемет НСВ «Утес», ПТРК 9К111 «Фагот», 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя», дымовые гранаты «Туча»
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    С БПУ-1 со спаренными пулемётами КПВТ и ПКТ.
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    С  30-мм автоматической пушкой 2А72 и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом ПКТ.
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Вслед за ФСБ и Минестерство обороны РФ приняло решение о проведении ускоренных испытаний для бронированного автомобиля КамАЗ-43269. По результатам которой было принято Решение о рекомендации принять защищенный автомобиль КАМАЗ-43269 на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.
    Приказом Начальника автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации (НГАБТУ МО РФ) от 14 августа 2008 г. базовое шасси под специальные транспортные средства КАМАЗ-43269 принято на снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Как у нас часто бывает — в ходе эксплуатации был выявлен целый ряд дефектов и ошибок конструкции при проектировании, которые срочно нужно было устранять.
    Связано это было с тем, что изначально конструированием занимались люди далекие от военной сферы, не понимающие ряд важных военно-технических аспектов.
    В результате:
    — Введен воздушный фильтр пенальной конструкции
    — Применена новая конструкция лобового стеклопакета
    — Введены новые распашные люки
    — Испаритель кондиционера установлен в нише крыши
    — Установлена ФВУ в задней части корпуса
    — Введена распашная крышка кожуха ТБ
    — Увеличено расстояние между полом и верхней кромкой ТБ на 150 мм
    — Изменены координаты люк водителя
    — Введена дополнительная защита днища
    — Увеличен проем моторного отсека в проекции лобового листа
    — Введена установка запасного колеса
    — Изменена прокладка трубопроводов
    — Отопитель вынесен из под капота
    — Увеличена высота крыши на 150 мм
    — Введена механическая КПП
    — Введено новое регулируемое сиденье на пневмоподвеске.
    — Введены АКБ 6ТСТС100А меньших габаритных размеров.
    — Введен молекулярный накопитель энергии МНЭ-100/24 для облегчения пуска.
    — вызывавшая нарекания старая лебедка заменена на более современную.
    — появился стабилизатор поперечной устойчивости на задней оси.
    — чтобы приборы не давали ночью засвет на стекло перед водителем, что было в старых версиях, делают козырек;
    — сиденья для большей противоминной устойчивости подвесили к боковым панелям. Теперь они располагаются не поперечно, а вдоль бортов, чего добились уменьшением колесной ниши. На каждом сиденье предусмотрены ремни безопасности;
    — появился новый вариант обивки из пенополиуретана, который лучше сохраняет тепло;
    — появившееся по требованию МО запасное колесо может опустить и поменять один человек, с помощью специальной блочной системы. К сожалению, появление запасного колеса привело к перекрытию правой кормовой двери и снизило полезную нагрузку машины на 200 кг (до 1000 кг)
    — для удобства экипажа увеличена высота боевого отделения, что привело к возрастанию общей высоты автомобиля на 150 мм;

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    30. Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Десантное отделение после модернизации
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Видео о модернизациях

    После проведения всего этого предпринимались попытки переосмыслить, как вооружение автомобиля, так и выполняемые им функции

    Например на ОАО «Сарапульском радиозаводе» на базе «Выстрела» разработана КШМ «Звено»

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Навешивалось на него и новое вооружение:

    КАМАЗ-43269 с башенной пушечно-пулемётной установкой БППУ МБ2-03, разработчик — ОАО «Муромтепловоз»
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    КАМАЗ-43269 в качестве ЗРК «Стрела-10»
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Но одним из самых интересных проектов, был «Дозор-Н»
    На базе КамАЗ-43269 был установлен комплекс средств автоматизации и связи разведывательнопатрульной машины (КСАР РПМ) «Дозор-Н». Он расчитан для решения задач, основной из которой является автоматизация управления разведывательно-патрульными подразделениями с использованием информационной поддержки принятия решений командирами рот, взводов и отделений, обеспечивающих организацию патрулирования и разведки.
    В его состав входят четырехдиапазонные средства каналообразования, средства аппаратуры внутренней связи, коммуникации и управления, аппаратура передачи данных, автоматизированные боевые посты (рабочие места) для членов экипажа, объединенные в единый вычислительный комплекс на базе ПЭВМ отечественного производства. Оборудование включает также обзорную телевизионную систему, оборудование для ведения разведки ночью, специальный комплекс «Стрелец» (или его аналоги), беспилотные дистанционнопилотируемые ЛА «Стрекоза»
    Комплекс БЛА «Стрекоза», представляет собой армейскую версию специального комплекса самолетного типа ZALA 421-08, который состоит из двух БЛА, станции управления компактного типа, резервного комплекта питания и упаковочных контейнеров для БЛА. Комплекс создан для наблюдения за поверхностью суши и моря. Он применяется в первой линии проведения разведки.
    Так КамАЗ-43269 «Выстрел» и БПМ-97 превратились в РПМ (Разведывательно-патрульную машину) «Дозор»
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Но и это было еще не всё.
    Научно-производственном объединением «Защита» города Фрязино Московской области предпринята попытка усовершенствовать идею «Выстрела», взяв за основу узлы и агрегаты КамАЗа-5350, в результате чего появился СБА 60К2″Булат».
    Формулой 6х6 была решена проблема по предельной нагрузке на шасси.
    «Булат» может перевозить больше груза и иметь более серьезное вооружение, чем «Выстрел».
    Так же при наличии трех мостов — нагрузка на грунт снижается, что увеличивает проходимые свойства автомобиля.
    Ну а еще в довесок он стал больше походить на БТР-152.

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на
    Боевая машина КАМАЗ-43269 Выстрел  за 15.08.2011 08:20 на

    Еще из нововведений — у механика-водителя наконец появилась полноценная дверь, а не люк.
    Колеса имеют дистанционное изменение накачки, что позволяет уверено преодалевать вязкие и сыпучие грунты.
    Кресла десанта наконец закрепили к крыше, что позволило значительно снизить урон личному составу при подрыве.

    Целая передача про него

    Еше репортаж

    Ну и хватит теории.
    В следующий раз мы поговорим о конкретном использовании данных автомобилей по прямому назначению.

    Оцените статью
    Камаз