Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия Камаз

Армейско-спортивный снаряд

, посвященной семейству КамАЗ-4310, шла речь о семействе «Мустанг» и его сравнении с зарубежными аналогами.

Но в камазовской гамме вездеходов есть машины, аналогов которым в мире найти трудно.

https://www.youtube.com/watch?v=Sy7vW2DvUS4

Грузовиков таких было выпущено совсем немного – всего 15 экземпляров. И предназначались они для необычной миссии экстренной доставки военных грузов и личного состава в труднодоступные районы.

Машина получила имя КамАЗ-4911 «Экстрим» и оснащалась восьмицилиндровым мотором ЯМЗ-7Э846 мощностью 730 л. с. с гигантским крутящим моментом в 2 700 Нм.

При полной массе в 15,6 тонн КамАЗ обладал рекордной энерговооруженностью в 46,7 л. с. на тонну. Двигатель был смещен к центру колесной базы, что улучшало развесовку по осям и проходимость, а также позволяло при прыжках на трамплинах не клевать носом.

Подобные компоновочные решения с головой выдавали в 4911-й машине спортивные корни. И действительно, экстремальный двухосный грузовик, способный развивать до 180 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 16 секунд, был выпущен для прохождения омологации FIA.

В lada granta установят сделанные на камазе детали

В Lada Granta будут устанавливать узел регулятора давления заднего тормоза (РДЗТ), произведенный компанией «ВИС». Она входит в структуру КамАЗа. Об этом 20 июля сообщила пресс-служба предприятия.

В «ВИС» отметили, что на конвейер АвтоВАЗа подобный узел поставлялся для сборки автомобиля Lada Niva.

В АО «ВИС» сообщили, что смогли разработать в короткие сроки полный цикл изготовления всего узла, который включает в себя множество технологических операций.

На предприятии отметили, что выпуск продукции для АвтоВАЗа помог организовать на производстве дополнительные рабочие места.

20 июля, в день своего 56-летия, АвтоВАЗ сообщил, что готов выпустить ограниченную партию универсалов Lada Largus в объеме не менее 1,8 тыс. штук. Такой объем удастся изготовить благодаря накопленным узлам и агрегатам, собранным во время простоя конвейера.

Внутри камаз-43269 выстрел

Место механика-водителя, отчётливо видны: руль, педали, приборная панель в форме торпеды, рычаг переключения коробки передач, рычаги привода стеклоочистителей, указателей поворотов, подачи звукового сигнала (клаксон), спидометр, выключатели отопления и освещения в кабине, фар и грузовой лебёдки, а также другие приборы, тумблеры и индикаторы.

Двигатель

Все модели семейства «Мустангов» укомплектовываются «родными» двигателями. Восстановленный после пожара завод, в полном объеме обеспечивает своей продукцией и потребности КамАЗа, и запросы других автозаводов.

В начале 90-х гг. на первые автомобили 5350 были установлены V-образные 8-цилиндровые двигатели КамАЗ-740.13-260.

К моменту, когда автомобили были приняты на вооружение армии РФ, в их комплектацию входили несколько усовершенствованные силовые установки 740.30-260.

Основные параметры двигателей схожи — четырехтактный дизель с наддувом при помощи пары турбокомпрессоров, каждый из которых обслуживал свой ряд цилиндров. Мощность мотора 260 л.с., объем цилиндров — 10,85 л. Позднее мощностные параметры двигателя улучшили путем увеличения давления наддува и применения топливной аппаратуры импортного производства.

В то же время модель 740.30-260 имела некоторые преимущества перед своей предшественницей. Они заключались в уменьшении расхода топлива, в увеличении максимального крутящего момента (с 932 до 1079Нм) при уменьшенной частоте вращения коленчатого вала.

Защита и вооружение

Броня корпуса автомобиля КамАЗ-43269 выдерживает попадание с трехсот метров из крупнокалиберного пулемета, а корма и нижняя часть корпуса – с тридцати метров из винтовки калибра 7,62 мм.

Бронированное днище специальной формы защищает от осколков противопехотных мин.

Для стрельбы из ручных видов оружия десанта и экипажа в бортах между окнами предусмотрены амбразуры с заслонками.

Патрульная бронемашина может комплектоваться вращающейся башней, в которой устанавливается вооружение различных типов. Это может быть пулемет «Корд» калибром 12,7 мм, пулемет КПВТ, калибр которого уже 14,5 мм, 30-мм гранатомет «Пламя», пушка 2А42 тоже калибра 30 мм или вовсе противотанковый ракетный комплекс.

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)
Смотреть галерею

По мощи вооружения «Выстрел» полностью оправдывает свое название.

История

Действующий макет бронеавтомобиля со стальным корпусом был разработан совместно КамАЗом и МВТУ имени Н. Э. Баумана. Автомобиль был представлен в 1997 г.

БПМ-97 может эксплуатироваться в условиях бездорожья, демонстрируя прекрасную проходимость. Он сохраняет работоспособность в диапазоне температур от –45 °С до 50 °С и в условиях горной местности на высотах до 4500 м.

На май 2022 г. выпущено 150 бронемашин, большая часть из которых находится в эксплуатации.

История создания

Разработка началась в 1997 году в Научно-производственном (НПЦ СМ) МГТУ им. Н. Э. Баумана совместно с КамАЗ. Первоначально проект предлагался всем силовым ведомствам России[1]. Первым серьёзно обратил внимание на БПМ-97 директор ФПС России генерал армии А. И. Николаев.

Бронеавтомобиль предполагался для частичной замены (в горячих точках и на опасных участках границы) основного транспорта пограничников — ГАЗ-66. После дефолта 1998 года государственное финансирование прекратилось, и работы по проекту затянулись. В 1999 году впервые широкой публике был представлен макетный образец новой боевой машины[2].

Для компенсации затрат на разработку при малом объёме госзаказов машины были предложены гражданским компаниям. Бронеавтомобили стали использоваться для перевозки взрывчатых веществ, различных ценных грузов, а также для инкассации.

После получения в 2005 году разрешения на экспорт, пробные партии машин были проданы вооружённым силам Казахстана и Азербайджана. В процессе эксплуатации у машин был выявлен ряд довольно серьёзных дефектов (обрыв кардана, поломка рессор, у нескольких машин — трещины в бронелистах), послуживших поводом к отказу от покупки уже произведённой второй партии машин для ВС РК.

После этого были созданы 3 доработанные единицы для государственных испытаний, по окончанию которых специально созванная межведомственная комиссия рекомендовала принять бронированную пограничную машину БПМ-97 на вооружение Пограничной службы ФСБ России.

Вслед за ФСБ России, Минобороны России также провело ускоренные испытания КамАЗ-43269, по результатам которых приказом начальника Главного автобронетанкового управления от 14 августа 2008 года бронеавтомобиль КамАЗ-43269 принят на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ).

В 2009 году несколько машин КамАЗ-43269 приняли участие в учениях «Запад-2009»[3].

«Выстрел» собирается на в Набережных Челнах. В броневой корпус производства ОАО «Курганмашзавод» устанавливаются узлы и агрегаты КамАЗ-4326 4 × 4.

Модернизация бронеавтомобиля с установкой комплекса средств связи, вооружения и другого оборудования производится на ОАО «Муромтепловоз»[4][5].

История создания бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

Идея создания простого и недорогого бронеавтомобиля на базе серийно выпускающихся грузовых автомобилей не нова. Такие конструкции были особо популярны в СССР в 1930-50 годах: взять, например, довоенный БА-11 или послевоенные БТР-40 и БТР-152 (их основой послужили, соответственно, ЗиС-6, а также полноприводные ГАЗ-63 и ЗиС-151).

Чертеж-схема бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)
Чертеж-схема бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97)

В 1997 году совместно КамАЗом и МВТУ им. Баумана с использованием узлов и агрегатов серийного автомобиля повышенной проходимости КамАЗ-4326 был создан ходовой макет бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» со стальным корпусом, позднее получивший обозначение «бронированная пограничная машина БПМ-97«.

Конечно аббревиатура БМП в название не очень точна, камазовский броневик — скорее бронетранспортер, чем боевая машина пехоты, то есть не БМП, а БТР. В любом случае, КамАЗ-43269 «Выстрел» вышел весьма ладным с виду, удачно вписался в габариты обычных гражданских автомобилей данного класса и мог эксплуатироваться как в условиях бездорожья, так и на дорогах общего пользования без каких либо ограничений.

Основным назначением бронеавтомобиля КамАЗ-43269 «Выстрел» является обеспечение действий личного состава пограничных войск при охране государственной границы. Но также предусмотрена возможность использования машины в вариантах штабного или патрульного автомобиля, переоборудования его для перевозки раненых, разведывательных действий, и даже перевозки арестантов или ценностей.

В настоящее время бронеавтомобили КамАЗ-43269 «Выстрел» собираются на в Набережных Челнах и состоят на вооружении армии России.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97) на испытания. Вооружение не установлено
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97) на испытания. Вооружение не установлено

Кабина

Кабина внедорожника выпускается в нескольких вариантах. Определяющим здесь является назначение и требования заказчика (для гражданских заказчиков – цвет кабины обычно оранжевый, для военных – защитный). Встречаются кабины со спальным местом и без него, с высокой и низкой крышей, с двумя или тремя креслами.

Также он может использоваться для дополнительного проветривания. На некоторых армейских машинах устанавливаются бронированные кабины. С 2022 года применяется модернизированная кабина, внешне несколько отличающаяся от раннего варианта.

Конструкция бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» имеет сварной несущий корпус производства Курганмашзавода. Верхняя часть корпуса выдерживает выстрелы из крупнокалиберного 12,7-мм пулемета НСВ с дистанции 300 м, нижняя часть и корма — из 7,62-мм снайперской винтовки СВД с дистанции 30 м. Днище автомобиля также бронировано.

Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97)
Бронеавтомобиль КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97), исходный вариант. Так машина выглядела до модернизации

Внутри корпус «Выстрела» разделен на моторный отсек и совмещенное отделение для экипажа и десанта. На корпусе выполнены боковые и задние кормовые двери, люки для десанта и люки для механика и старшего автомобиля.

Топливные баки БПМ-97 (2 х 125 л) протектированы, ещё один, дополнительный топливный бак емкостью 20 л размещен в бронированном корпусе. Автомобиль оснащен автономным отопителем позволяющим поддерживать рабочую температуру в отделении для экипажа и десанта вне зависимости от работы двигателя. Так же на автомобиле установлена фильтровентиляционная установка.

Применение унифицированных с гражданскими грузовиками узлов и агрегатов позволяет обеспечивать КамАЗ-43269 «Выстрел» пробег до капитального ремонта 270 тыс. километров. Серийные узлы и агрегаты позволяют упростить процессы производства и ремонта автомобиля, и значительно удешевить стоимость производства.

А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство
А это уже модернизированный КамАЗ-43269 «Выстрел» (БМП-97). Из внешних отличий: лобовое стекло стало сплошным, сзади корпуса появилось фильтро-вентиляционное устройство

Модельный ряд семейства «мустангов»

Первые три опытные машины разной грузоподъемности (4, 6, 10 т) были собраны в 1990 году и объединены в комплект для испытаний, которые проводились в следующем году. Они были признаны довольно успешными. К сожалению, пожар, произошедший на заводе двигателей КамАЗ в 1993 году, приостановил разработки всех новых моделей, включая и семейство «Мустанг». Новая партия грузовиков для испытаний и презентации была подготовлена только в 1995 году.

На всех этапах испытаний армейских внедорожников троица «Мустангов», входящих в комплект, участвовала на одинаковых условиях.

Поэтому, до определенного момента, можно было, остановившись на технических характеристиках КамАЗа-5350, сослаться на них же при описании двух других моделей.

Но замедленный процесс испытания новых грузовиков не мешал работе конструкторской мысли и проявлению практичности заводчан. За период с 1993 по 28.08.2002 гг. базовые модели претерпели немало изменений. Так у «Мустангов» (кроме 6350) 8-ступенчатую КПП заменили на 10–ступенчатую. Шасси модели 6350 модернизировали для транспортировки цистерны с топливом и для установки кузовов контейнерного типа.

«Мустанги» 5350 и 6350 получили модернизированные мосты с увеличенной допустимой нагрузкой (с 6 до 8 т) и, соответственно, новые наименования – 53501 и 63501.

И это далеко не весь перечень нового в семействе «Мустангов». А ввиду того, что все видоизменения отталкиваются от базовой модели, то знакомство с характеристиками, особенностями и руководством по эксплуатации КамАЗ-5350 поможет в изучении армейских грузовиков всего семейства «Мустанг».

Модификации 6х6

В 2008 году КамАЗ собирался кроме двухосного броневика «Выстрел» произвести аналогичные машины с тремя и четырьмя осями, чтобы их могли использовать, соответственно 13 и 18 человек. В следующем году в интернете появилась схемы этих запланированных проектов, а чуть позднее – фото броневика с тремя осями, скорее всего, названного «Изделием 69501».

В 2022 году на выставке МВСВ-2022 был сделан анонс бронированной машины 15М107 на основе КамАЗ-43269 «Выстрел». Ее функционал состоял в дистанционном поиске и ликвидации минно-взрывных заграждений, которые установлены с применением электронных схем управления.

Специальный бронированный автомобиль СБА-60К2 Булат на базе КАМАЗ-5350 с боевым модулем

Модификации бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

  • БПМ-97
    — вариант КамАЗ-43269 «Выстрел» для сухопутных войск.
  • КамАЗ-43269 «Дозор»
    — модификация для пограничных войск.
  • КамАЗ-43269 «Выстрел» (модернизированный)
    — модернизированный вариант исходного бронеавтомобиля, с измененным лобовым стеклом, стеклоочистителями, перенесенным воздухозаборником и установленной системой очистки воздуха.
  • КамАЗ-43269 с БППУ МБ2
    — модификация оснащенная 30-мм пушкой.
  • КамАЗ-43269 с ЗРК «Стрела-10М»
    — модификация оснащенная зенитным ракетным комплексом Стрела-10М.

Вариант КамАЗ-43269 с зенитным ракетным комплексом «Стрела-10М»
Вариант КамАЗ-43269 с зенитным ракетным комплексом «Стрела-10М»

На вооружении

Бронеавтомобиль состоит на вооружении российской 7-й военной базы в Гудауте (Абхазия)[источник не указан 912 дней], где используется как автомобиль разведки. На часть автомобилей установлено оборудование для запуска легких беспилотных летательных аппаратов.

Подразделения антитеррора всех дивизий РВСН оснащены бронеавтомобилями «Камаз-43269» («Выстрел») на 3 мая 2022 сообщил журналистам официальный представитель управления пресс-службы и информации Минобороны по РВСН полковник Игорь Егоров. На январь 2022 года в РФ находится более 100 единиц в эксплуатации.

В декабре 2022 года по меньшей мере один «Выстрел» захвачен боевиками Исламского Халифата в городе Пальмира (Сирия).

На 20 июня 2022 года в районе Аль-Талила к востоку от Пальмиры был уничтожен ранее захваченный в Пальмире КамАЗ-43269 «Выстрел».

Подбитый в Сирии КамАЗ-43269 «Выстрел»

Панцири для бэби-камазов

Второй важной вехой в

платформы 4310, помимо постоянных модернизаций, стало оснащение броней.

С 90-х годов прошлого века «локальное» и «капсюльное» бронирование грузовой техники стало общим трендом. Опыт Афганистана, Югославии и Чеченской Республики заставлял искать новые подходы к защите личного состава и экипажей транспортной техники.

Безусловно, превращать КамАЗы в колесные танки никто не собирался – в приоритете была защита от легкого стрелкового оружия, мелких осколков и наиболее распространенных самодельных взрывных устройств. При этом важно было ввести противника в заблуждение и не дать ему однозначно идентифицировать уровень защиты кунга и кабины грузовика.

Платформа и варианты оснащения

Платформа КамАЗа-5350 довольно-таки объемная (длина – 4890 мм, ширина – 2470мм), создавалась с учетом использования ее в различных вариантах. Сейчас на шасси КамАЗ- 5350-3014-42 работают самосвалы, грузовики для контейнерных перевозок, автокраны, цистерны, буровые установки, машины технической помощи (МТП).

На сегодняшний день на вооружении Российской армии находится более 50000 автомобилей семейства «Мустангов». Было бы странным использовать такие мощные внедорожники только для перевозки личного состава. Да и заказчики, определяя боевые особенности автомобиля, заостряли внимание на важности его применения и в сугубо военных целях, т.е. как шасси для отдельных видов вооружения и спецоборудования.

На шасси КамАЗ сегодня в армии перемещаются более 350 видов вооружения и техники.Чаще всего это реактивные системы залпового огня, КУНГи, машины технического обслуживания, бронированные модули ММ-501, ММ -502, в которых умещается 14 человек с оружием и снаряжением.

Внутри модуль оборудован скамейками.

В нем имеется отопитель, вентиляторы и переговорное устройство с водителем. Шасси имеет бронированную кабину на трех человек, защищенный бронелистами двигатель, аккумулятор и топливные баки.

Подвеска

Перевозка личного состава – одна из перечня задач, стоящих перед армейскими грузовыми автомобилями – может порой превратиться в многокилометровый марш по не самым хорошим дорогам. Подвеска автомобиля призвана обеспечить более или менее комфортные условия передвижения. Она способствует гашению и смягчению колебаний, вызванных неровностями на трассе.

Подвеска армейского КамАЗа-5350 сохранила хорошо зарекомендовавшие технические решения, использовавшиеся на серийных автомобилях: зависимая рессорная передняя подвеска и балансирная на полуэллиптических рессорах задняя.

Разработки на базе бпм-97[ | ]

На базе БПМ-97 была разработана плавающая разведывательная машина «Выдра», созданная по предложению командующего ВДВ. Существование разработок по данной теме подтвердил в своих статьях в журнале «Новый оборонный заказ» главный конструктор Научно-производственного МГТУ им. Н. Э. Баумана к. т. н. С. Д. Попов[30].

Параллельно, под руководством директора программы «Специальные автомобили» ПАО «КАМАЗ» Р. А. Азаматова, ведётся разработка по теме «Бронеавтобус» 6 × 6 (бронешасси «Воин») на узлах и агрегатах шасси «КАМАЗ».

Тактико-технические характеристики камаз-5350

КамАЗ-5350 – один из трех грузовых внедорожников, ставших основателями семейства «Мустангов».

Почти двадцать лет автомобиль остается востребованным и популярным как в армейской среде, так и гражданских компаниях.

Даже машина технического обслуживания нашей команды на ралли «Париж-Дакар» базируется на этой модели. Вряд ли спортсмены, даже ради сохранения корпоративного престижа, стали бы использовать ненадежный автомобиль на таких серьезных соревнованиях.

Тормозные системы

Данный автомобиль имеет четыре тормозные системы. Они, при наличие общих элементов, при необходимости, могут работать независимо друг от друга:

  • рабочая – классический вариант тормозной системы, которая служит для уменьшения скорости и остановки автомобиля;
  • стояночная, знакомая любому автомобилисту, как ручной тормоз или «ручник»;
  • запасная, которой необходимо воспользоваться для замедления движения и остановки в случае выхода из строя рабочей системы;
  • вспомогательная, главным элементом которой является газодинамический тормозной механизм. Включенный ГДТМ перекрывает подачу топлива и двигатель глохнет.

Автомобиль оборудован системой аварийной сигнализации и контроля, которая предусматривает звуковое и световое извещение при нарушениях в работе тормозных систем.

Трансмиссия

Известно, что трансмиссия – это совокупность узлов и агрегатов автомобиля, передающих крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Основными составляющими являются сцепление и коробка переключения передач.

Сцепление – важнейший механизм в управлении автомобилем. На КамАЗе-5350 установлено сцепление модель 142 – соединение однодисковое, диафрагменное, вытяжного типа – чаще всего применяемое для автомобилей такого класса.

Для уменьшения усилий на педаль и, соответственно для более комфортной езды, сцепление оснащено пневмогидравлическим усилителем (ПГУ).

В комплектацию внедорожника входит механическая коробка переключения передач (КПП) модели КамАЗ-154. Это 10-ступенчатый агрегат состоит из основного 5-ступенчатого редуктора и двухступенчатого делителя, который устанавливается перед основной коробкой. Таким образом можно использовать 10 скоростей при движении вперед и 2 – назад.

Раздаточная коробка распределяет крутящий момент между передним ведущим мостом и двумя задними мостами. Правильное распределение усилий сокращает расход топлива, не допускает разрыва потока мощности двигателя, способствует уменьшению износа шин.

Фото камаз-43269 выстрел

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) на параде в Южной Осетии

 Припарковался — не зря же автомобилем называется, хоть и бронированным

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) спецназа МВД

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) с БППУ МБ2

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) принадлежащий отряду ОСН Сатурн

КамАЗ-43269 «Выстрел» (БПМ-97) с КОРДами и ПКТ на репетиции парада

Характеристики бронеавтомобиля камаз-43269 «выстрел» (бпм-97)

Страна:РоссияТип:БронеавтомобильДата выпуска:1997 u/Длинна:5,3 мШирина:2,5 мВысота:2,3 мБроня, лоб:ПротивопульнаяБроня, борт:См. вышеБроня, башня:См. вышеЭкипаж:2 человека 8 десантниковДвигатель:1х дизельный КамАЗ-740.20 V8, мощностью 240 л.с.Дальность хода:1100 км (по шоссе)Максимальная скорость:90 км/ч (по шоссе)Масса:10 тоннВооружение:
  • 1х 14,5-мм пулемёт КПВТ / или 1х 12,7-мм пулемёт «Корд»
  • 1x 30-мм гранатомёт «Пламя» (350 выстрелов)
Оцените статью
Камаз