Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей |

Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей | Камаз
Содержание
  1. «яндекс» внедрит искусственный интеллект в автомобили камаз
  2. 2021: стоимость беспилотного грузовика «камаз» — 14,5 млн рублей
  3. 2022: анонс беспилотного карьерного самосвала
  4. 300 млн рублей на беспилотное транспортное средство
  5. Cognitive technologies и «камаз» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ии до конца 2022
  6. Cognitive technologies ищет таланты для разработки беспилотного транспортного средства
  7. Беспилотное сегодня
  8. Динамика проекта
  9. Каково оно — моральное право на убийство?
  10. Камаз без кабины со множеством камер и датчиков. все подробности о беспилотном самосвале «юпитер-30»
  11. Камазпилотники
  12. Ниту «мисис» включился в проект создания беспилотного грузового автомобиля
  13. Обозначение дорог для беспилотных тс
  14. Первые испытания беспилотного грузовика камаз
  15. Сквозь тернии к трассам
  16. Технология моделирующая элементы человеческого зрения
  17. Экономика должна быть экономной

«яндекс» внедрит искусственный интеллект в автомобили камаз

Специалисты компании «Яндекс» и ПАО «КАМАЗ» заключили летом 2022 года соглашение о сотрудничестве, которое предполагает оснащение автомобилей Камского автозавода системами искусственного интеллекта, сообщает пресс-служба «Яндекса».

Совместная работа будет вестись по нескольким направлениям. В частности, речь идет об адаптации сервисов для грузовых машин и внедрении голосового управления мультимедийной системой автомобиля.
Кроме того, такие технологии искусственного интеллекта «Яндекса», как компьютерное зрение, машинное обучение и речевые технологии, станут основой для возможности полуавтономного управления автомобилем.

Подробнее: Проект:КамАЗ Шатл Беспилотный автобус

2021: стоимость беспилотного грузовика «камаз» — 14,5 млн рублей

В декабре 2021 года «КамАЗ» назвал цену своего беспилотного грузового автомобиля, который будет тестироваться на трассе «Москва-Петербург» (М11). Речь идет о стоимости в 14,5 млн рублей (примерно вдвое дороже стандартного аналога), она указана в презентации беспилотного логистического коридора (БЛК) на М11, которую подготовил Минтранс.

Как пишут «Ведомости», экспериментальная машина Камаз-54901 с системой автопилота будет поставляться с дизельным двигателем, полуприцепом и классом автономности 3 . Это означает наличие системы адаптивного круиз-контроля: она требует присутствия водителя и не позволит ему убирать руки с руля, пояснил изданию представитель «КамАЗа». Первые четыре машины компания готова поставить в 2022 года, а в 2024-м автопроизводитель поставит еще 30 таких тягачей.

Обычный тягач «КамАЗ-54901», но с трехлетним контрактом на обслуживание обойдется с 1 января 2021 года в 7,98 млн рублей, отметил представитель компании. 68 таких машин можно было собрать на сумму, потраченную на создание полигона для испытания беспилотников «КамАЗа», — его строительство в Набережных Челнах обойдется более чем в 1 млрд рублей.

Еще одна беспилотная модель — «КамАЗ-54907» — должна появиться в 2025 году. Она будет также предлагаться с полуприцепом, но уже с двигателем на сжиженном газе и с классом автономности 4 (система будет требовать присут­ствия человека в кабине, но руль уже можно будет не держать). Его цена составит от 19 млн рублей.

Потребность перевозчиков в беспилотниках на 2024 год к концу 2021-го оценивается уже в 189 единиц. Предполагается, что Evocargo и Ozon они нужны для собственной логистики. Еще 25 машин потребуется «Почте России», семь — X5 Retail Group, 12 — «Деловым линиям».[1]

2022: анонс беспилотного карьерного самосвала

В конце июня 2022 года «КамАЗ» представил беспилотный карьерный самосвал, получивший индекс «КАМАЗ-6559» и имя «Юпитер 30». Лишенное кабины для водителя транспортное средство создано для перевозки разрыхлённой горной массы или руды по безлюдной технологии – без присутствия людей в опасной зоне работы большегрузных машин и экскаваторов. Подробнее здесь.

300 млн рублей на беспилотное транспортное средство

На реализацию проекта государство в лице Минобрнауки выделило 300 млн руб. в рамках реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2022—2020 годы». Соответствующий конкурс ведомства Cognitive Technologies выиграла в 2022 году. Согласно его условиям, еще 90 млн руб. в проект вложит «Камаз».

В Cognitive Technologies рассказали TAdviser, что проект предполагает создание в будущем совместного предприятия с «Камазом». Позднее будет обсуждаться и вопрос принадлежности прав на разработки по проекту.

По предварительным оценкам, стоимость беспилотного автомобиля будет не выше стоимости обычного автомобиля «Камаз» более чем на 10%-15%, привели TAdviser данные в компании.

Представители Cognitive Technologies также сообщили порталу, что в проекте используются не только прежние наработки, но и вся школа распознавания и обработки изображений, сознанная на базе их компании и ее научного коллектива на протяжение последних 40 лет.

Для создания автомобиля-беспилотника планируется задействовать технологии Cognitive Technologies в области компьютерного зрения. В частности, пассивную (поглощающей сигнал) модель компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация, считывается с видеокамер.

Важнейшей особенностью проекта в Cognitive Technologies называют возможность реальной работы именно в российских условиях.

«В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом, на идеальные условия дорожного движения — качественную разметку, благоприятные погодные условия и другое — подход Cognitive Technologies к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену, в том числе границы дороги, ширину полос движения даже в отсутствии какой-либо разметки», — отмечают в компании.

Разрабатываемый комплекс будет должен обеспечить автоматическую работу транспорта при различных погодных условиях кроме случаев недостаточной видимости, определяемых требованиями ПДД. Система обязана детектировать пешеходов вне зависимости от направления их движения. Время, отведенное для обнаружения опасности и реакции на нее, составит не более 0.3 сек.

Также предусматривается возможность обнаружения на дороге практически любых препятствий, включая животных, в том числе и собак, что качественно выделяет российское решение от существующих сегодня зарубежных аналогов.

Кроме того, система будет способна детектировать и распознавать дорожные знаки, участников движения независимо от ракурса, частичного заслонения и направления движения, а также сигналы светофора.

Руководитель проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н Олег Славин отмечает, что многие ведущие мировые автопроизводители уже имеют опытные образцы беспилотных транспортных средств, однако они вряд ли смогут рассчитывать на их применение в российских реалиях.

«Задача наших разработок состоит в том, чтобы создать более совершенную систему. Если она будет эффективно работать на российских дорогах, однозначно, мы получим конкурентное преимущество и на мировом рынке», — говорит он.

Cognitive technologies и «камаз» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ии до конца 2022

Компании Cognitive Technologies и «Камаз» планируют выпуск промышленной версии «Камаз» с элементами искусственного интеллекта до конца 2022 г.

«Законченную версию ADAS первого уровня с элементами искусственного интеллекта для `Камаза` мы планируем выпустить к началу следующего года. Это уже будет реальный предпромышленный прототип, который может быть доведен до стадии промышленного производства уже к концу 2022 года», — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. «На прошлой неделе мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с Минобранауки России и вышли на финишную прямую — выпуск предпромышленной версии системы помощи водителю или ADAS (Advanced Driver Assistance System) для `Камаза` с элементами искусственного интеллекта», — добавила она.

Предполагается, что разработанная ADAS будет соответствовать первому уровню общепринятой международной классификации SAE International, предусматривающей работу систем предупреждения об опасности столкновении с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков.

Второй уровень ADAS — это уже будет активная помощь водителю, предусматривающая вмешательство в систему управления (притормаживание, удержание в полосе и т.д.). По классификации SAE International существует есть 6 классов автономности: от уровня 0 — полностью ручное управление до 5 — полностью беспилотный автомобиль.

Особенностью подхода Cognitive Technologies является использование в качестве технологической основы так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер.

Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например, Google Car, уточнили в компании.

По словам представителей Cognitive Technologies, важнейшей особенностью проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом на идеальные условия дорожного движения (качественную разметку, благоприятные погодные условия, отсутствие повреждений дорожного покрытия и т.д.), подход российской компании к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отечественных реалиях.

Например, учеными Cognitive Technologies была создана модель, позволяющая беспилотнику работать в условиях бездорожья, когда учитываются значительные вертикальные колебания и перемещения автомобиля. Она позволяет даже в таких условиях устойчиво распознавать все объекты дорожной сцены.

Cognitive technologies ищет таланты для разработки беспилотного транспортного средства

В феврале 2022 года Cognitive Technologies объявила Конкурс «Cognitive Vehicle Detection Benchmark» на лучшую разработку программного обеспечения (ПО) детекции транспортных средств движущихся по дорогам, на изображениях, полученных с движущейся видео-камеры (видео регистраторa).

Участникам, предложившим наиболее интересные решения поставленной задачи будет предложена работа в департаменте разработок и программных проектов Cognitive Technologies с возможностью осуществлять научную деятельность в области машинного зрения, а также денежные призы: за I место – 100 тыс. рублей, за II место 80 тыс. рублей и за III место 50 тыс. рублей.

Заявки будут оцениваться по следующим критериям: качество детектирования, производительность программы, ресурсоемкость программы, уровень научной и практической новизны.

Конкурсная комиссия сформирована из сотрудников компании Cognitive Technologies и института системного анализа РАН, специалистов в области машинного зрения.

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н, Олега Славина, «Организаторы конкурса не ожидают от его участников программ коммерческого качества и не планируют использование представленных на конкурс программ в коммерческих целях. Его целью является набор перспективных разработчиков в творческую группу, перед которой стоят интересные практические задачи итогом решения которых должно будет стать создание беспилотного автомобиля к 2020 году. Участие в подобных проектах – это реальная возможность ощутить себя в составе команды, создающей прорывные технологии».

Конкурс пройдет в два этапа. На первой стадии участники должны будут представить решение поставленной в его условиях задачи. Те из них, кто представит по мнению Конкурсной комиссии наиболее удачные, с точки зрения соответствию критериям оценки решения, будут приглашены на конференцию, в рамках которой они должны будут подготовить презентации своих результатов.

Итоги конкурса предполагается подвести в конце апреля месяца 2022 года.

Беспилотное сегодня

Понятно, что между нулевой и полной автоматизацией вождения могут быть промежуточные варианты. Широко используется классификация, принятая ассоциацией SAE International. Она предусматривает шесть уровней автоматизации, от нулевого до пятого.

В 2022 году в мире было более 31 млн автомобилей первого уровня и выше. Прогнозируется, что к 2024 году их число возрастет до 54 млн. Разработками в этой области занимаются как автоконцерны, так и гиганты IT-индустрии, в том числе Google и «Яндекс». Объем рынка беспилотных авто к 2023 году, по прогнозам, может достигнуть $37 млрд.

Компания KPMG регулярно публикует Индекс готовности автономных транспортных средств. Это рейтинг развития автономного транспорта на основе 28 показателей. В 2020 году первая пятерка стран выглядела так: Сингапур, Нидерланды, Норвегия, США и Финляндия. Россия занимала в нем 26-е место из 30.

В нашей стране эксплуатация беспилотных автомобилей регулируется постановлением правительства N 1415. В текущей редакции оно разрешает опытную эксплуатацию беспилотников в 13 регионах (изначально это были лишь Москва и Татарстан). 

Динамика проекта

В сентябре 2022 года участники проекта создания беспилотного КамАЗа сообщили о продолжении развития проекта.

В феврале 2022 года компании Cognitive Technologies и «Камаз» объявили о начале совместных работ по созданию беспилотного грузовика. Созданием «мозга» для автомобиля занялась Cognitive Technologies. Осенью 2022 года разработчики показали первый прототип беспилотного грузовика[2].

Согласно заявлению ПАО «Камаз», в рамках проекта работы ведутся по трем основным направлениям:

  • Создать для водителя умного помощника, способного выполнять адаптивный круиз контроль и экстренно затормозить в критических ситуациях
  • Создать систему автопилотирования в определенных условиях (например, в пробке)
  • Создать систему автопилотирования

КамАЗ — беспилотник, (2022)

По мнению представителей компании, качество технического зрения в итоге оказалось лучше, чем физическое зрение человека.

Разработчики сообщили о внимании к проблеме безопасного использования беспилотного автотранспорта.

Не забыли разработчики о защите автомобиля от внешнего вмешательства.

Финансирование

На сентябрь 2022 года в проект «Беспилотный Камаз» государство в лице Минобрнауки выделило около 300 млн. руб. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2022—2020 годы». Около 90 млн. руб. инвестиций принадлежат ПАО «Камаз».

С учетом общей стоимости проекта, одидается дополнительное финансирование (стоимость проекта может достичь 20 млрд. руб., это разработка беспилотного грузовика, создание полигона, практические испытания и переход к стадию промышленного использования).

Испытания

Согласно заявлению компаний на сентябрь 2022 года, в проекте ведется активная работа по созданию полигона для практических испытаний беспилотного грузовика. Систему искусственного интеллекта будут испытывать на «виртуальном полигоне», который откроется на базе центра робототехники Московского института стали и сплавов. По мнению разработчиков, «виртуальный полигон» поможет сэкономить около 2 млрд руб.

Представление об обучении системы искусственного интеллекта на виртуальном полигоне, (2022)

В создании «виртуального полигона» принимают участие эксперты из Кембриджского и Массачусетского технологических институтов. Их оценки шансов российских компаний на глобальный успех весьма сдержанны.

Для начала испытаний беспилотного Камаза в реальных условиях, необходимо решить вопросы в законодательной области — определить, какую ответственность за управление беспилотным автомобилем будет нести производитель транспортного средства. Соответствующие поправки необходимо внести в Уголовный и Гражданский кодексы, ПДД, КоАП и некоторые технические регламенты.

Представители проекта «Беспилотный Камаз» также ведут работу с регуляторами в части законодательства.

Беспилотный грузовик разрабатывается только для гражданских целей, однако, по мнению экспертов, в дальнейшем спектр применения этой техники будет расширен.

Начало серийного производства беспилотных автомобилей намечено на 2025 год.

Каково оно — моральное право на убийство?

14 декабря 2022 года компания Cognitive Technologies, сообщила о формировании сценариев поведения беспилотного автомобиля.

Одна из важнейших проблем, которую приходится решать разработчикам — поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Для определения морального права — кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, компания Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ проводит социологическое исследование среди граждан Российской Федерации.

Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.

Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.

Организаторы исследования подготовили описания 5 типичных ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, предполагающих 16 вариантов поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.

В их числе ситуации:

  • Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила, с угрозой потери водительских прав, перестраиваясь на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?
  • Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей, совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль Б или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

Камаз без кабины со множеством камер и датчиков. все подробности о беспилотном самосвале «юпитер-30»

Появились технические подробности о беспилотном карьерном самосвале «Юпитер-30», который был представлен на прошлой неделе заводом «КамАЗ».

В данный момент КамАЗ совместно со специалистами МГТУ им. Н.Э. Баумана ведёт работы по настройке всех систем автомобиля. После полигонных испытаний в Научно-техническом центре КамАЗа самосвал будет передан холдинговой компании «СДС-Уголь» для опытной эксплуатации в разрезе «Черниговский» (Кемеровская область).

«Юпитер-30» создан для перевозки разрыхлённой горной массы или руды без присутствия людей в опасной зоне работы большегрузных машин и экскаваторов. Поэтому автомобиль лишён кабины. Самосвал изначально проектировался как беспилотное транспортное средство, поэтому он оснащён всей необходимой аппаратурой. В нём установлены специальные, защищённые от пыли, грязи, влаги и вибраций видеокамеры, 2D- и 3D-лидары, ультразвуковые датчики, радары. Также имеются GSM-антенны и GPS/ГЛОНАСС навигация. Оба моста у него поворотные, за счёт чего автомобиль обладает хорошей маневренностью.

Самосвал с колёсной формулой 4 х 4 обладает гибридной трансмиссией по последовательной схеме, с буферными батареями для рекуперации энергии при торможениях и движении вниз. Также реализован челночный режим движения. Машина перемещается между точками без разворотов. Это позволяет экономить топливо, ускоряет процесс работы самосвала и увеличивает его эффективность.

Он оснащён камазовским рядным шестицилиндровым двигателем 910.12-450 рабочим объёмом 11,9 л. Мотор приводит в действие электрический генератор, который даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает тяговые аккумуляторные батареи. Габариты составляют 8769 х 2709 х 3499 мм, снаряжённая масса шасси — 23 т. Оба моста обладают одинаковой нагрузкой — до 25 т. Автомобиль способен перевозить груз до 30 т, скорость его движения ограничена на отметке 56 км/ч.

Объём самосвальной установки — 21,5 м3. Благодаря её обогреву отработавшими газами двигателя решён вопрос с примерзанием мокрого зимнего грунта.

Камазпилотники

В последнее время камазовцы предпочитают презентовать свои новинки без широкой публики: сначала на домашней мини-выставке в Набережных Челнах были засвечены самосвалы перспективной серии К5, затем там же Путину показали концепт-трак Континент, а в Москву, в свою очередь, привезли беспилотники, включая еще невиданный образец без кабины.

Если бы не читатели, я бы и не узнал о показе камазовских беспилотников. А так мне в соцсети прислали картинки какого-то странного аппарата, похожего на прицеп: мол, это автономный КАМАЗ и его завозят в ворота Экспоцентра! Я залез в интернет и выяснил, что камазовцы организуют экспозицию на выставке Вузпромэкспо, где пропагандируется смычка промышленности и высших учебных заведений. 

Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей |

Беспилотник на трале (фото Родиона Троценко)

Здесь надо заметить, что темой беспилотных грузовиков камазовцы занимаются не первый год — причем это дается нелегко и недешево. Еще в начале 2022-го в прессе появилась информация о том, что Минпромторг выделит на проект аж 18 млрд рублей. В дальнейшем фигурировали такие цифры: первоначальные инвестиции со стороны ­КАМАЗа — 90 млн рублей, еще 300 млн от Минобрнауки получила партнерская компания Cognitive Technologies. В ­2022-м камазовцы вложили в проект 400 млн рублей, в 2022-м — полмиллиарда.

Через тернии к трассам: наступает ли эра беспилотных автомобилей |

Первый беспилотный КАМАЗ демонстрировался в начале 2022 года

А первым показанным на публике плодом (это было в 2022 году) стал автономный грузовик в пожарной раскраске, созданный при участии упомянутой компании Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп» (она же роботизировала карьерные БелАЗы). По замыслу создателей, такие машины могут помочь при ликвидации техногенных аварий: тот грузовик управлялся дистанционно оператором, но в кабине еще сидел водитель для подстраховки.

Ниту «мисис» включился в проект создания беспилотного грузового автомобиля

25 июня 2022 года стало известно о разработке НИТУ «МИСиС»программного обеспечения для автомобилей-беспилотников КАМАЗа.

НИТУ «МИСиС» действует в проекте как разработчик программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереоптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.

На испытаниях прототипа беспилотного автомобиля, проведенных на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, разработанное инженерами НИТУ «МИСиС» программное обеспечение, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты и получило высокую оценку от представителей КАМАЗа и Cognitive Technologies.

Директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук университета Торонто Гарри Руда высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с «отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать».

На 25 июня 2022 года ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме консорциума КАМАЗ– Cognitive Technologies – НИТУ «МИСиС» не удалось решить проблему работы беспилотника под дождем или снегом.

Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies, отметила: «Положительная оценка научно-технического подхода участников консорциума, полученная от ученых с мировым именем, подтверждает высокие перспективы заявленных разработок и дает небезосновательные ожидания широких возможностей применения его результатов не только в России, но и на мировом рынке».Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», подчеркнула: «Университет привлекает к совместной работе с КАМАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро и стартапа «Карфидов Лаб».
Наше сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнеров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения самых одаренных и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте».

Ожидается, что проект будет реализован к 2020 году. Согласно предварительным планам, в 2022 году подобные грузовики введут в эксплуатацию на площадках КАМАЗа.

Обозначение дорог для беспилотных тс

29 июня 2022 года компания Cognitive Technologies сообщила о совместной с дизайн-студией Артемия Лебедева разработке проектов предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для информирования участников движения о появлении беспилотных транспортных средств:

Пакет документов с дизайн-макетами соответствующих дорожных знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационного предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП ГОССМЭП МВДРоссии).

Дорожные знаки планируется концептуально утвердить и, после согласования с Госавтоинспекцией, официально и заблаговременно ввести в эксплуатацию к 2020 году – когда, по мнению разработчиков технологий беспилотного транспорта из компании Cognitive Technologies, беспилотники впервые появятся на дорогах общего пользования, как полноценные участники дорожного движения.

Первичное применение знаков ожидается к 2022 году, когда на дорогах (в том числе на специально выделенных полосах) крупных городов появятся первые беспилотные автомобили. В качестве пилотных регионов для тестирования беспилотных автомобилей выбраны Москва, Московская область и Республика Татарстан.

Знаки разработаны по заказу Cognitive Technologies с учетом визуальной преемственности и юридического соответствия всем современным требованиям: прежде всего, речь идет о соблюдении в знаках норм ГОСТ Р 52290-2004 и других стандартов о дорожных знаках, принятых в России.

Знаки планируется включить в раздел №5 «Знаки особых предписаний» правил дорожного движения. Согласно действующей редакции ПДД, знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Знак, связанный с движением на участке дороги наряду с пилотируемыми автомобилями еще и беспилотных, должен обязать водителей на время движения по участку дороги в зоне действия знака, отказаться от резких перестроений.

Первые испытания беспилотного грузовика камаз

Монтаж оборудования на первом беспилотном «КАМАЗе» завершился в начале мая в научно-техническом центре КАМАЗа (НТЦ). На серийный КАМАЗ-5350 установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры.

Был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем. Ранее в Набережных Челнах грузовик прошел предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех систем, сообщила пресс-служба КАМАЗа.

Как заявил гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, в дальнейшем испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС РФ. «Серийное производство машины может начаться не раньше, чем через два года», – подчеркнул глава автогиганта.

По словам главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергея Назаренко, в первых полигонных испытаниях заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный «КАМАЗ», который требуется для имитации движения в колонне и других режимов.

Специалисты компаний «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения. В планах испытаний – порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие.

Также планируется апробация автономного движения автомобиля по информации получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров. Испытания должны показать, что «видит» машина, корректно ли определяется дистанция.

Работа по проекту «Авторобот» ведется в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первое – создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль.

Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением. Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме Автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем. Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025-27 годах.

«Беспилотный автомобиль уже сегодня способен самостоятельно управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. Разработки идут в штатном режиме», — цитирует РИА «Новости» заявление президента компании Cognitive Technologies Ольги Усковой.

Как сообщается, испытания проводились на ограниченной, замкнутой территории 200×50 метров, скорость движения при этом не превышала 10 км/ч. В ближайшее время испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС в Московской области, отмечает компания.

«Отработка режима детекции дороги и других элементов дорожной сцены представляет собой один из наиболее ответственных элементов испытаний, поскольку связана с оценкой работы искусственного интеллекта в «чистом виде», без помощи каких-либо дополнительных устройств и приборов.

Сквозь тернии к трассам

На пути беспилотных автомобилей к повседневности все еще множество проблем, и не все из них технические.

Например, допустим, что личные автомобили ушли в прошлое. Из точки А в точку Б принято добираться на роботакси, которое нужно вызывать со своего смартфона. А это такси наверняка использует технологию V2X. Да и наше личное авто, если оно есть, наверняка тоже ее использует: соображения безопасности могут сделать это требование обязательным.

Получается, что мы сообщаем системе обо всех своих передвижениях с точностью до секунды. В эпоху вездесущих видеокамер и распознавания лиц от конфиденциальности и так мало что осталось. Переход на беспилотный транспорт нанесет по ней еще один сильный удар.

Есть и юридические аспекты. Допустим, по вине автопилота произошло ДТП со смертельным исходом (это, между прочим, уже случалось). Понятно, что производитель должен понести ответственность, но в какой мере? Слишком либеральные нормы приведут к лишним жертвам, а слишком жесткие — к коллапсу отрасли.

Конечно, и у обычного автомобиля могут, скажем, отказать тормоза из-за производственного брака. Юридические стороны таких ситуаций давным-давно проработаны. Однако есть нюанс.

Кому не приходилось доказывать интернет-сайту, что он не робот? Обычно для этого приходится выбирать фотографии, на которых есть, скажем, велосипеды или дорожные знаки. Предполагается, что программа этого сделать не может.

Обычный софт действительно не справляется с распознаванием зрительных образов. Это под силу только искусственному интеллекту (ИИ). Нейронная сеть и будет управлять беспилотным автомобилем, для которого ориентироваться на дороге — задача, которую нужно решать в реальном времени.

Нейросеть не следует жестким алгоритмам, а обучается на основе накопленного опыта. Этот гибкий подход работает там, где бессильно традиционное программирование. Но есть и другая сторона медали. Нейронная сеть принципиально менее предсказуема, чем любое «железо» или обычная компьютерная программа.

Фактически ИИ — это черный ящик, выдающий нужный результат лишь с определенной вероятностью. Другими словами, ошибки — это неустранимое свойство нейросети, а не результат халатности разработчика. Довести надежность ИИ до стандартов, принятых в иных отраслях, по всей видимости, практически невозможно.

Возникают и этические вопросы. Представим себе ситуацию, в которой автопилот не может избежать ДТП и вынужден выбирать между гибелью одного человека и другого. Как ИИ будет принимать этическое решение?

Этой проблемой озабочены многие эксперты. Например, федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры Германии уже сформулировало 20 этических принципов, которыми должны руководствоваться разработчики автопилотов. В них, в частности, утверждается, что «в случае неизбежности несчастного случая любая классификация людей на основе их личных характеристик (возраст, пол, физическое или психическое состояние) запрещается». То есть жизнь ребенка не должна быть ценнее жизни взрослого. Но согласится ли с этим общественное мнение?

За беспилотными автомобилями будущее, хотим мы того или нет. Но черты этого будущего должны определяться не только в лабораториях, но и в общественной дискуссии по трудным вопросам, которые предстоит разрешить.

Технология моделирующая элементы человеческого зрения

Компания Cognitive Technologies, являющаяся основным разработчиком системы искусственного интеллекта в российском проекте по созданию беспилотного транспортного средства на базе КАМАЗ разработала технологию, позволяющая автороботу видеть и понимать участников дорожной сцены по тем же принципам, как это делает человек.

Известно, что возможность видеть удаленные предметы человеку обеспечивает узкая зона фовеального зрения (или центрального), находящаяся в центре зрительной оси глаза (см. рис. 1). Именно она позволяет видеть их в высоком разрешении. При этом, остальные элементы сцены, находящиеся в зонах периферийного и близкого к периферийному зрению, наблюдаются в низком разрешении.

«В каком-то смысле нам удалось построить компьютерную модель фовеального зрения», комментирует ситуацию генеральный конструктор Cognitive Technologies Василий Постников. «В любой момент времени мы научились строить так называемую зону интереса — узкую область фовеального зрения, окружающую наблюдаемый объект (см. рис. 2)».

Такой подход позволяет в любой момент времени видеть в высоком разрешении лишь те элементы дорожной сцены (дорожное полотно, обочина, транспортные средства, знаки и т.д.), которые нужны для анализа текущей ситуации. «Разработанная технология дает возможность обрабатывать только необходимую информацию, причем с более высокими показателями качества.

Представляете, какое это нам дает преимущество в экономии вычислительные ресурсов и повышении быстродействия обработки информации, когда вместо всего снятого с видеокамеры изображения, нам достаточно обработать 5-7 его процентов», говорит Постников.

В основе предложенного метода лежит принцип внутреннего самоподобия дорожной сцены. Разработчики научились выявлять наиболее общие, фундаментальные признаки, присуще дорожному полотну, будь это автомагистраль, проселочная или грунтовая дорога. Это позволяет распознавать дорожное полотно с высокой точностью и обеспечивать устойчивую работу разработанных на основе новой технологии Cognitive Technologies алгоритмов на различных конфигурациях дороги и в различных условиях: поворотах в разные стороны, подъемах, спусках, в ночное время, зимний период, а также в неблагоприятных погодных и климатических условиях.

Созданная технология получила название «виртуальный тоннель», поскольку именно такую форму напоминает удаляющаяся последовательность прямоугольных зон интереса.

Экономика должна быть экономной

Спасение человеческих жизней — важнейшая задача. Тем более что она даст и экономический эффект – например, через снижение затрат на страхование или медицинскую помощь.

Однако широкое внедрение беспилотных авто сулит и другие изменения. Например, некоторые эксперты полагают, что оно покончит с эпохой частных автомобилей. 

Действительно, уже в нынешних городах такси — такой же гибкий инструмент, как личный автомобиль. Машина будет подана в любую точку за считанные минуты. Что же, помимо инерции мышления, заставляет горожан по-прежнему покупать автомобили? Во-первых, такси дороже: в цену поездки закладывается доход таксиста.

Что это означает для городской среды? Обычный человек большую часть дня никуда не едет, а значит, его частный автомобиль простаивает на парковке. А вот такси проводит на маршруте максимально возможное время. Это значит, что число автомобилей должно сократиться в несколько раз.

https://www.youtube.com/watch?v=QDqSS7v3odk

Технология V2X тоже поможет оптимизировать городской трафик. Сейчас каждый водитель самостоятельно выбирает маршрут и скорость и никак не может повлиять на решения других водителей. Правда, навигаторы сообщают нам, по каким улицам будет быстрее, но то же самое они сообщают и всем остальным.

Оцените статью
Камаз