Датчик включения вентилятора КАМАЗ Евро 2,3,4: замена

Датчик включения вентилятора КАМАЗ Евро 2,3,4: замена Камаз

Видео по теме

Где находится, как проверить и заменить

Заменить эту деталь совсем несложно, но некоторые особенности выполнения такой работы следует обязательно знать до начала выполнения ремонтных операций. Прежде всего, необходимо точно определить местонахождение датчика включения вентилятора, демонтировать его и проверить состояние этой детали.

Находится ДВВ  под генератором с правой стороны двигателя. Для демонтажа датчика необходимо использовать удлиненный торцовый ключ, но предварительно следует отключить электрические провода этой детали.

Перед снятием датчика необходимо подставить под двигатель широкую емкость для сбора вытекающей из двигателя охлаждающей жидкости.

Когда датчик будет демонтирован осуществляется его проверка. Для этой цели достаточно использовать мультиметр, который переведен в режим прозвона или измерения сопротивления. При отсутствии нагрева деталь не должна пропускать через себя электрический ток.

Поместив датчик в емкость с кипящей водой и подождав пару минут, его  вынимают и сразу осуществляют замеры сопротивления. В нагретом состоянии контакты датчика замыкаются, что отразится на дисплее цифрового измерительного прибора.

При выявлении неисправности на место снятой детали устанавливают новую, подключают контактные провода, заливают охлаждающую жидкость в двигатель до необходимого уровня и проверяют работоспособность этого элемента непосредственно на автомобиле. При нагреве тосола примерно до 85 градусов Цельсия, контакты датчика должны сомкнуться и вентилятор системы охлаждения начнет работать.

Многоточечные термопары

Часто требуется измерение температуры в различных точках одновременно. Многоточечные термопары решают эту проблему: они фиксируют данные о температуре вдоль оси преобразователя. Такая необходимость возникает в химических и нефтехимических отраслях, где требуется получать информацию о распределении температуры в реакторах, колоннах фракционирования и в других ёмкостях, предназначенных для переработки жидкостей химическим способом.

Многоточечные измерительные преобразователи температуры повышают экономичность, не требуют сложного обслуживания. Количество точек сбора данных может достигать до 60. При этом используется только одна колба и одна точка ввода в установку.

Недостатки

Недостатками изделий являются факторы:

  • влияние свободных спаев на показатели приборов;
  • ограничение пределов рабочего диапазона нелинейной зависимостью ТЭДС от степени нагревания, порождающей сложности в разработке вторичных преобразователей сигналов;
  • при длительной эксплуатации в условиях перепадов температур ухудшаются градуировочные характеристики;
  • необходимость в индивидуальной градуировке для получения высокой точности измерений, в пределах погрешности в 0,01 ºC.

Благодаря тому, что проблемы связанные с недостатками решаемы, применение термопар более чем оправдано.

Преимущества

  • высокая точность измерений;
  • достаточно широкий температурный диапазон;
  • высокая надёжность;
  • простота в обслуживании;
  • дешевизна.

Применение

Термопары используются везде, где требуется измерение температуры в технологической среде. Они применяются в автоматизированных системах управления в качестве датчиков температуры. Термопары типа ТВР, у которых внушительный диаметр термоэлектрода, незаменимы там, где требуется получать данные о слишком высокой температуре, в частности в металлургии.

Газовые котлы, конвекторы, водонагревательные колонки также оборудованы термоэлектрическими преобразователями.

Способы подключения

Каждая новая точка соединения проводов из разнородных металлов образует холодный спай, что может повлиять на точность показаний. Поэтому подключения термопары выполняют, по возможности, проводами из того же материала, что и электроды. Обычно производители поставляют изделия с подсоединёнными компенсационными проводами.

Некоторые измерительные приборы содержат схемы корректировки показаний на основе встроенного термистора. К таким приборам просто подключаются провода, соблюдая их полярность (см. рис. 6).

Компенсационные провода
Рис. 6. Компенсационные провода

Часто используют схему подключения «на разрыв». Измерительный прибор, подключают через проводник того же типа что и клеммы (чаще всего медь). Таким образом, в местах соединения отсутствует холодный спай. Он образуется лишь в одном месте: в точке присоединения провода к электроду термопары. На рисунке 7 показана схема такого подключения.

Схема подключения на разрыв
Рис. 7. Схема подключения на разрыв

При подключении термопары следует как можно ближе размещать измерительные системы, чтобы избежать использования слишком длинных проводов. Во всяком проводе возможны помехи, которые усиливаются с увеличением длины проволоки. Если от радиопомех можно избавиться путём экранирования проводки, то бороться с токами наводки гораздо сложнее.

В некоторых схемах используют компенсирующий терморезистор между контактом измерительного прибора и точкой холодного спая. Поскольку внешняя температура одинаково влияет на резистор и на свободный спай, то данный элемент будет корректировать такие воздействия.

И напоследок: подключив термопару к измерительному прибору, необходимо, пользуясь градуировочными таблицами, выполнить процедуру калибровки.

Схема подключения

Схема подключения датчика включения вентилятора в автомобилях класса евро 4 очень проста: коммутационный элемент последовательно соединяется с электродвигателем вентилятора. Как-либо повлиять на подачу электроэнергии к рабочему элементу водитель не может.

В более поздних моделях, например, в автомобилях КАМАЗ евро 3 и евро 2 вентилятор включается посредством тумблера из кабины. При такой схеме водитель может в любой момент активировать работу системы принудительного охлаждения двигателя, а также отключить ее при необходимости.

Таблица сравнения термопар

Выше мы рассмотрели типы термоэлектрических преобразователей. У читателя, скорее всего, резонно возник вопрос: Почему так много типов термопар существует?

Дело в том, что заявленная производителем точность измерений возможна только в определённом интервале температур. Именно в этом диапазоне производитель гарантирует линейную характеристику своего изделия. В других диапазонах зависимость напряжения от температуры может быть нелинейной, а это обязательно отобразится на точности.

Для сравнения термопар составлены таблицы, в которых отображены основные параметры измерительных преобразователей. В качестве примера приводим один из вариантов таблицы для сравнения распространённых термопар.

Таблица 1.

Тип термопарыKJNRSBTE
Материал положительного электродаCr—NiFeNi—Cr—SiPt—Rh (13 % Rh)Pt—Rh (10 % Rh)Pt—Rh (30 % Rh)CuCr—Ni
Материал отрицательного электродаNi—AlCu—NiNi—Si—MgPtPtPt—Rh (6 % RhCu—NiCu—Ni
Температурный коэффициент40…4155.268
Рабочий температурный диапазон, ºC0 до 11000 до 7000 до 11000 до 16000 до 1600 200 до 1700−185 до 3000 до 800
Значения предельных температур, ºС−180; 1300−180; 800−270; 1300– 50; 1600−50; 17500; 1820−250; 400−40; 900
Класс точности 1, в соответствующем  диапазоне температур, (°C)±1,5 от −40 °C до 375 °C±1,5 от −40 °C до 375 °C±1,5 от −40 °C до 375 °C±1,0 от 0 °C до 1100 °C±1,0 от 0 °C до 1100 °C±0,5 от −40 °C до 125 °C±1,5 от −40 °C до 375 °C
±0,004×T от 375 °C до 1000 °C±0,004×T от 375 °C до 750 °C±0,004×T от 375 °C до 1000 °C±[1 0,003×(T − 1100)] от 1100 °C до 1600 °C±[1 0,003×(T − 1100)] от 1100 °C до 1600 °±0,004×T от 125 °C до 350 °C±0,004×T от 375 °C до 800 °C
Класс точности 2 в соответствующем  диапазоне температур, (°C)±2,5 от −40 °C до 333 °C±2,5 от −40 °C до 333 °C±2,5 от −40 °C до 333 °C±1,5 от 0 °C до 600 °C±1,5 от 0 °C до 600 °C±0,0025×T от 600 °C до 1700 °C±1,0 от −40 °C до 133 °C±2,5 от −40 °C до 333 °C
±0,0075×T от 333 °C до 1200 °C±0, T от 333 °C до 750 °C±0,0075×T от 333 °C до 1200 °C±0,0025×T от 600 °C до 1600 °C±0,0025×T от 600 °C до 1600 °C±0,0075×T от 133 °C до 350 °C±0,0075×T от 333 °C до 900 °C
Цветовая маркировка выводов по МЭКЗелёный – белыйЧёрный – белыйСиреневый – белыйОранжевый – белыйОранжевый – белыйОтсутствуетКоричневый – белыйФиолетовый – белый

Термопара

2,300.00 руб.Артикул: 301059

Типы спаев

В зависимости от назначения термодатчика спаи термопар могут иметь различную конфигурацию. Существуют одноэлементные и двухэлементные спаи. Они могут быть как заземлёнными на корпус колбы, так и незаземленными. Понять схемы таких конструкций можно из рисунка 5.

Типы спаев
Рис. 5. Типы спаев

Буквами обозначено:

  • И – один спай, изолированный от корпуса;
  • Н – один соединённый с корпусом спай;
  • ИИ – два изолированных друг от друга и от корпуса спая;
  • 2И – сдвоенный спай, изолированный от корпуса;
  • ИН – два спая, один из которых заземлён;
  • НН – два неизолированных спая, соединённых с корпусом.

Заземление на корпус снижает инерционность термопары, что, в свою очередь, повышает быстродействие датчика и увеличивает точность измерений в режиме реального времени.

С целью уменьшения инерционности в некоторых моделях термоэлектрических преобразователей оставляют горячий спай снаружи защитной колбы.

Типы термопар и их характеристики

Различные сплавы, используемые для изготовления термопар, обладают разными коэффициентами термо-ЭДС. В зависимости от того, из каких металлов изготовлены термоэлектроды, различают следующие основные типы термопар:

  • ТПП13 – платинородий-платиновые (тип R);
  • ТПП10 – платинородий-платиновые (тип S);
  • ТПР – платинородий-платинродиевые (тип B);
  • ТЖК – железо-константановые (тип J);
  • ТМКн – медь-константановые (тип T);
  • ТНН – нихросил-нисиловые (тип N);
  • ТХА – хромель-алюмелевые (тип K);
  • ТХКн – хромель-константановые (тип E);
  • ТХК – хромель-копелевые (тип L);
  • ТМК – медь-копелевые (тип M);
  • ТСС – сильх-силиновые (тип I);
  • ТВР – вольфрамрениевые (типы A-1 – A-3).

Технические требования к термопарам задаются параметрами определёнными ГОСТ 6616-94, а их НСХ (номинальные статические характеристики преобразования), оптимальные диапазоны измерений, установленные классы допуска регулируются стандартами МЭК 62460, и определены ГОСТ Р 8.

585-2001. Заметим, также, что НСХ в вольфрам-рениевых термопарах отсутствовали в таблицах МЭК до 2008 г. На сегодняшний день указанными стандартами не определены характеристики термопары хромель-копель, но их параметры по прежнему регулируются ГОСТ Р 8.585-2001. Поэтому импортные термопары типа L не являются полным аналогом отечественного изделия ТХК.

Классификацию термодатчиков можно провести и по другим признакам: по типу спаев, количеству чувствительных элементов.

Устройство и принцип действия

Термопара конструктивно состоит из двух проволок, каждая из которых изготовлена из разных сплавов. Концы этих проводников образуют контакт (горячий спай) выполненный путём скручивания, с помощью узкого сварочного шва либо сваркой встык. Свободные концы термопары замыкаются с помощью компенсационных проводов на контакты измерительного прибора или соединяются с автоматическим устройством управления. В точках соединения образуется другой, так называемый, холодный спай. Схематически устройство изображено на рисунке 1.

Схема строения термопары
Рис. 1. Схема строения термопары

Красным цветом выделено зону горячего спая, синим – холодный спай.

Электроды состоят из разных металлов (металл А и металл В), которые на схеме окрашены в разные цвета. С целью защиты термоэлектродов от агрессивной горячей среды их помещают в герметичную капсулу, заполненную инертным газом или жидкостью. Иногда на электроды надевают керамические бусы, как показано на рис. 2).

Термопара с керамическими бусами
Рис. 2. Термопара с керамическими бусами

Принцип действия основан на термоэлектрическом эффекте. При замыкании цепи, например милливольтметром (см. рис. 3) в точках спаек возникает термо-ЭДС. Но если контакты электродов находятся при одинаковой температуре, то эти ЭДС компенсируют друг друга и ток не возникает.

Измерение напряжения на проводах ТП
Рис. 3. Измерение напряжения на проводах ТП

Примечательно, что напряжение на холодных концах электродов пропорционально зависит от температуры в области горячей спайки. Другими словами, в определённом диапазоне температур мы наблюдаем линейную термоэлектрическую характеристику, отображающую зависимость напряжения от величины разности температур между точками горячей и холодной спайки. Строго говоря, о линейности показателей можно говорить лишь в том случае, когда температура в области холодной спайки постоянна. Это следует учитывать при выполнении градуировок термопар. Если на холодных концах электродов температура будет изменяться, то погрешность измерения может оказаться довольно значительной.

В тех случаях, когда необходимо добиться высокой точности показателей, холодные спайки измерительных преобразователей помещают даже в специальные камеры, в которых температурная среда поддерживается на одном уровне специальными электронными устройствами, использующими данные термометра сопротивления (схема показана на рис. 4).

Решение вопроса точности показаний термопар
Рис. 4. Решение вопроса точности показаний термопар

На погрешность влияют не только перепады температуры в среде, окружающей холодную спайку. Точность показаний зависит от типа конструкции, схемы подключения проводников, и некоторых других параметров.

Устройство и принцип работы

Датчик температуры, который включает вентилятор системы охлаждения автомобиля КАМАЗ, состоит из корпуса, в котором находятся электрические контакты. Включение этого элемента происходит в момент, когда температура охлаждающей жидкости достигнет определенного значения.

Принцип работы этой детали основан на разнице в линейном расширении различных металлов. При нагревании биметаллическая пластина, находящаяся внутри корпуса расширяется и приводит к срабатыванию реле.

Для надежного крепления в системе охлаждения на корпусе изделия есть резьба, поэтому правильно установленная деталь способна выдержать значительное давление в системе охлаждения, а также существенные вибрационные нагрузки. Для подключения контактных проводов на корпусе имеются две клеммы.

Оцените статью
Камаз