Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ Камаз

Внимание перед эксплуатацией гура камаз требуется:

Заливной фильтр и элемент фильтрации промываются, а при значительном засорении смолистыми отложениями дополнительно обрабатываются специальным растворителем. При проведении сезонного техобслуживания (осенью) масло в системе ГУРа КамАЗ-5320 (Классика) полностью подлежит замене.

1. Воздух оставшийся в системе ГУРа КамАЗ приводит к быстрой поломке насоса и повреждению частей рулевого механизма. О наличии воздуха в системе или его попадании, говорит вспенивание масла в бачке насоса, внешние потеки и засаленность системы, сильный шум работы насоса.

Так же если после остановки двигателя, уровень масла в бачке поднимается 10 мм и более, в гидросистеме ГУРа остался или попадает воздух. Во избежании поломки насоса необходимо устранить наличие воздуха в системе или устранить наличие попадания воздуха в систему.

2. Герметизация системы ГУРа КамАЗ после замены рулевого механизма:а) поднять передние колеса автомобиля, так что бы они оторвались от земли;б) залить жидкость, прокрутить рулевым колесом от края до края 20 раз и опять долить жидкость;в) запустить двигатель на 2 секунды и заглушить его, долить жидкость;г) снова запустить двигатель на 3-4 секунды.

И заглушить его, опять долить жидкость (при необходимости);д) запустить двигатель, проконтролировать уровень масла в бачке, прокрутить рулем в одну затем в другую сторону;е) опустить передние колеса автомобиля;ж) прокрутить рулем в одну сторону и выпустить воздух из сапуна ГУРа (находящегося под валом сошки ГУРа), затем прокрутить рулем в обратную сторону до упора и снова выпустить воздух из сапуна ГУРа.Герметизация системы гидроусилителя руля КамАЗ завершена, можно проводить ходовые испытания.

Гидроусилитель руля камаз включает следующие компоненты:

  • Распределительный механизм. Применяется для направления потоков рабочих сред, в том числе, масла гидросистемы, в узлы и отсеки системы ГУР.
  • Гидравлический цилиндр. Используется в качестве преобразователя гидравлического давления в механические импульсы, необходимые для движения поршней и штоков.
  • Гидравлическая жидкость. Это рабочая среда, передающая усилие от насосной установки гидроцилиндру. Жидкость выполняет смазывание соприкасающихся элементов и узлов.
  • Насос гидроусилителя руля КамАЗ. Поддерживает требуемое для корректной работы системы давление. Также насос ГУР КамАЗ осуществляет циркуляцию рабочей жидкости.
  • Элементы соединения узлов или магистрали. Необходимы для объединения в единый механизм всех частей системы.
  • Фильтрующий механизм.
  • Устройство управления или электронный модуль. Используется для направления и регулировки работы.

Гур камаз: устройство, регулировка

КамАЗ, пожалуй, самый распространённый грузовой автомобиль на территории России. Грузовики Камского Автозавода ещё во времена СССР зарекомендовали себя как надёжные, неприхотливые и достаточно комфортные машины. Большинство водителей в СССР считали за счастье работать именно на КамАЗе.

Однако этот узел, который серьёзно облегчает труд водителя, приходится обслуживать, а также ремонтировать. В этой статье мы поговорим о том, как это правильно делать и когда.

Гур камаз-4310

Несмотря на то, что КамАЗ-4310 также машина не свежая (она производилась с 1981 года),её ГУР имеет некоторые отличия от базового усилителя.

Прежде всего, нужно знать, что КамАЗ-4310 разрабатывался как машина для армии с колёсной формулой 6 × 6. Армейская специфика внесла некоторые изменения в конструкцию гидроусилителя руля, направленные на его большую надёжность и устойчивость к повышенным нагрузкам.

Все основные узлы ГУР такие же, как и на предыдущей машине, однако, силовой цилиндр выполнен в едином картере со всем рулевым механизмом. Управляющие клапана оснащены системой реактивных плунжеров и центрирующими пружинами. Это было сделано для того, чтобы создать реактивное усилие на руле в момент его поворота на больших скоростях.

Этот момент стал очень важен, так как машинами очень часто управляли неопытные водители, которые на больших скоростях могли резко крутить рулём, что приводило к авариям и неоправданным поломкам.

Другим отличием конструкции усилителя является несколько иное крепление рулевой сошки. На полноприводных КамАЗах болты и шплинты заменили на гайки со стопорными шайбами.

Далее предлагаю вашему вниманию сборочную схему гидроусилителя руля КамАЗ-4310:

  1. Болт
  2. Шайба 8 пружинная
  3. Крышка передняя
  4. Кольцо уплотнительное
  5. Гайка М25х1,5-6Н
  6. Шайба пружинная
  7. Гайка М10х1,25-6Н
  8. Шайба 10 пружинная
  9. Подшипник упорный
  10. Механизм рулевого управления в сборе
  11. Редуктор угловой в сборе
  12. Сошка рулевого управления
  13. Шайба
  14. Гайка
  15. Шарик-заглушка
  16. Болт М10х1,25-6gх30
  17. Шайба
  18. Гайка М14х1,5-6Н ОСТ 37.001.197-75
  19. Крышка боковая
  20. Манжета уплотнительная вала сошки
  21. Кольцо уплотнительное
  22. Кольцо уплотнительное редуктора руля
  23. Втулка
  24. Кольцо уплотнительное
  25. Кольцо упорное
  26. Шайба регулировочная
  27. Винт регулировочный
  28. Шайба упорная
  29. Вал сошки
  30. Шайба упорная уплотнительной манжеты вала сошки
  31. Картер механизма рулевого управления
  32. Кольцо уплотнительное рулевого механизма
  33. Клапан перепускной
  34. Колпачок клапана
  35. Крышка задняя картера рулевого управления
  36. Втулка картера
  37. Манжета вала сошки в сборе
  38. Кольцо упорное
  39. Манжета наружная сальника сошки вала в сборе
  40. Шарик-заглушка
  41. Пробка магнитная в сборе
  42. Винт установочный
  43. Рейка-поршень
  44. Гайка шариковая
  45. Желоб шариковой гайки
  46. Кольцо уплотнительное рейки-поршня
  47. Кольцо распорное
  48. Шпилька М10х1,25х20х35
  49. Кольцо упорное втулки
  50. Кольцо уплотнительное винта рулевого управления
  51. Кольцо распорное
  52. Втулка плавающая
  53. Винт рулевого управления
  54. Болт М10х1,25-6gх50
  55. Пломба
  56. Проволока
  57. Колпачок регулировочного винта предохранительного клапана
  58. Болт М10х1,5-6gх65
  59. Вал сошки с регулировочным винтом и боковой крышкой
  60. Клапан управления гидроусилителем руля в сборе
  61. Пружина предохранительного клапана

Гур камаз-5320

КамАЗ-5320 можно считать классической машиной. Это один из самых распространённых тяжёлых грузовиков на просторах нашей страны. Машина выпускалась с далёкого 1976 года, а закончен её выпуск был в самом начале 21-го века.

ГУР КамАЗ-5320 можно считать самым простым среди всего семейства Камских грузовиков. Он имеет следующее устройство:

Рулевой механизм автомобиля КамАЗ-5320

1, 14, 22 и 42 – крышки; 2 – реактивный плунжер; 3 – корпус клапана управления; 4 и 36 – пружины; 5 – регулировочные прокладки; 6 и 12 – шарикоподшипники; 7 – ведущий вал с зубчатым колесом; 8 – игольчатый подшипник; 9 – уплотнительное устройство; 10 – корпус;

11 – ведомое зубчатое колесо; 13, 32 и 44 – стопорные кольца; 15 – упорное кольцо; 16 – уплотнительное кольцо; 17 и 26 – винты; 18 – сектор; 19 – вал сошки; 20 – перепускной клапан; 21 – колпачок; 23 – картер; 24 – поршень-рейка; 25 – пробка; 27, 30, 39 и 41 – гайки; 28 – желоб; 29 – шарик;

Задачи, которые решает гур камаз

Гидроусилитель руля есть далеко не на всех легковых автомобилях. И понятно почему, легковушки достаточно лёгкие и управлять ими можно и без усилителя руля. Однако попробуйте это сделать на тяжеленом КамАЗе. На машине, масса которой 10 тонн без груза, повернуть руль без ГУР практически невозможно, конечно если вы не чемпион по тяжёлой атлетике.

Замена деталей при ремонте гидроусилителя руля

Начиная ремонт гидроусилителя, корпуса насоса ГУР и прочих элементов системы, нужно понимать, что детали, исчерпавшие свой ресурс, нельзя восстановить, их можно только заменить на новые. Изготовление запчастей с высокой точностью и гладкостью поверхностей возможно только на производствах, которые специализируются на создании таких деталей.

Замена сальника

Процедура проводится в случае утечки масла.

Причиной неисправности может стать изношенный или поврежденный сальник.

Чтобы поменять деталь, подготовьте следующие инструменты:

  • набор гаечных ключей;
  • отвертка;
  • ключ для храповика;
  • молоток;
  • съемник универсального типа.

Процедура замены сальника сошки:

  1. Слить масло и снять решетку и радиатор с системы охлаждения.
  2. Открутить при помощи ключа для храповика крепежный винт переднего шкива.
  3. Демонтировать передний шкив.
  4. Достать изношенный или поврежденный сальник и заменить на новый.
  5. При помощи молотка усадить новую деталь на достаточную глубину проточки в передней крышке.
  6. Поставить на место шкив.
  7. Закрутить снятые болты и долить масляную жидкость.
  8. После замены сальника нужно завести транспортное средство, чтобы убедиться, что масляная жидкость больше не течет.

Как правильно прокачать и отрегулировать

Процесс регулировки ГУРа КамАЗ:

  1. Слейте масляную жидкость из системы.
  2. Снимите пломбу и расшплинтуйте пробку гнезда.
  3. Отверните пробку гнезда с клапана предохранительного типа.
  4. Заменив поврежденную деталь, закройте отверстие в корпусе клапана салфеткой.
  5. Отрегулируйте расстояние между поршневой частью и толкателем.
  6. Устраните все забоины и проверьте целостность резинового уплотнителя.

Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

Процедура прокачки выполняется следующим образом:

  1. Отверните клапан перепускного типа.
  2. Поверните в левую сторону рулевое колесо до тех пор, пока не сожмутся центрирующие пружины.
  3. Залейте масло в насос.
  4. Заверните перепускной клапан.
  5. Рулевое колесо переместите в правую сторону.
  6. Насосом прокачивайте на КамАЗе ГУР до тех пор, пока не прекратится выделение воздуха в гидроусилителе.

Как работает насос?

Когда лопасти ротора вращаются, то при воздействии инерции они прижимаются к статору. В лопасти, которые совпадают с отверстиями в корпусе, а также распределительным диском, подается жидкость. Затем она закачивается при помощи лопастей в более узкую часть между ротором и статором.

Когда рабочие полости совпадут с отверстиями в диске, жидкость выйдет через отверстия за диск. А оттуда под высоким давлением уйдет по нижнему клапану в систему. Масло из полости за диском попадает на лопасти ротора и еще сильнее прижимает их к поверхности статора.

Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

Закачка и всасывание работают в один момент сразу в двух местах. Когда частота оборотов ротора увеличивается, то масло из полости за диском не проходит через калибровочное отверстие. Так растет давление, открывает перепускной клапан. Немного жидкости через коллектор попадает опять во всасывающую полость. Так производительность механизма уменьшается.

Как удалить воздушную пробку из системы

При выполнении заправки смазочными веществами или после ремонта требуется убрать воздух из системы (прокачать ГУР на КамАЗе).

Последовательность действий такая:

    Вывешивание переднего моста таким образом, чтобы колеса не соприкасались с землей. Выполняется подъем грузовика домкратом и подкладывание козелков под балку с обеих сторон.

Прокачку ГУР КамАЗ нельзя начинать, если колеса расположены на земле. В качестве альтернативы можно отсоединить продольную тягу от гидравлического усилителя.

  • Снятие крышки горловины бачка, через которую заливается масло.
  • Демонтаж резиновой накладки с перепускного клапана и фиксация на сферической головке эластичного шланга. Другой конец располагается в стеклянном сосуде объемом от 0,5 л, наполовину заполненном маслом.
  • Отворачивание перепускного клапана на половину – на три четверти оборота.
  • Поворачивание рулевого колеса влево до упора.
  • Заливание смазочного материала в бак насоса до уровня, на котором он не будет понижаться.
  • Запуск двигателя и доливание масла при вращении коленчатого вала на малых оборотах. Нужно, чтобы уровень масла не снижался до прекращения образования пузырьков воздуха на выходе из шланга, расположенного на перепускном клапане.
  • Далее необходимо завернуть перепускной клапан.
  • Поворачивание рулевого колеса вправо до упора и назад, влево до упора. Руль удерживается в таком положении, а перепускной клапан отворачивается на половину – на три четверти оборота. Здесь также нужно контролировать выделение пузырьков воздуха. После выхода воздуха перепускной клапан заворачивается.
  • Повторение шага 9 несколько раз. Важно добиться, чтобы в итоге из клапана выходило чистое масло (без воздушных примесей).
  • Остановка работы мотора.
  • Демонтаж шланга и фиксация на головке клапана защитного колпачка. Затем проверяется уровень смазочного вещества в баке насоса. Если отсоединялась рулевая тяга, нужно снова установить ее.
  • Лучше, если данную работу будут выполнять специалисты, которые знают, как прокачать гидроусилитель руля на КамАЗе правильно, чтобы в системе точно не осталось воздуха.

    Неисправности и ремонт

    Возможные неисправности ГУРа:

    1. Неустойчивое движение транспортного средства. В этом случае нужно выполнить регулировку свободного хода колеса, заменить шариковинтовую пару, промыть все детали, затянуть гайку передней крышки.
    2. Система поворота работает с большим усилием. Это может быть связано с недостаточным уровнем масляной жидкости. Масло в гидроусилитель заливают до верхней отметки.
    3. Повышенный уровень шума во время работы. В этом случае рекомендуется промыть все фильтрующие элементы, поврежденные — заменить. Отрегулировать систему зацепления и заменить поврежденные детали.
    4. Удары во время движения на повышенных скоростях. Такая поломка может быть связана с нарушением балансировки колес.
    5. Выкидывает масло из бачка RBL. Рекомендуется заменить изношенный элемент и проверить работу впускного клапана.

    Ремонт ГУРа КамАЗ-4310 и восстановление гидроусилителя руля предполагает замену поврежденных деталей и узлов. Для выполнения регулировочных работ понадобится динамометр и манометр.

    О самых характерных поломках, которые присущи гуру

    Нужно сказать, что неисправности ГУР «Камаза» случаются нечасто. При качественной эксплуатации и своевременном ТО этого узла можно забыть даже о частых регулировках. Однако, пусть и нечасто, можно прочитать о проблемах с усилителем.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    Если бы не русская зима, тогда ГУР бы работал все время эксплуатации грузовика. Однако зимние морозы, ужасные дороги часто ведут к слишком раннему износу механизмов ГУРа. Обычно все поломки можно разделить на проблемы с механической частью и гидравлические неисправности.

    И механические, и гидравлические проблемы могут появиться в любой части узла. Как и любая гидравлическая система, усилитель не терпит холода. Особенно он не любит слишком резких изменений. Тот же насос нагнетает довольно сильное давление. Следовательно, если вдруг повысится вязкость рабочего масла, то может выдавить сальники.

    К тому же не всегда удается соблюдать хотя бы самые простые правила безопасного использования. Часто водители оставляют машины с вывернутыми колесами в большие морозы. После того как будет запущен мотор, давление будет расти лишь с одной стороны. В итоге выдавит сальник.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    Но это зима, а что летом? А здесь проблемы появляются преимущественно из-за пыли или грязи. Достаточно лишь совсем небольшой разгерметизации системы, и вскоре потребуется ремонт ГУР «Камаза». Так, при разгерметизации изнашиваются штоки и втулки. Первые сразу ржавеют и увеличивают износ вторых. Через пару сотен километров зазоры между штоком и втулкой станут больше допустимых. Так, рулевая рейка будет стучать.

    Предназначение

    Основная функция этого механизма заключается в уменьшении усилия, необходимого для поворота рулевого колеса во время управления автомобилем. Другими словами, это устройство обеспечивает комфортное управление и прохождение поворотов. Неисправность системы рулевого управления приводит к тому, что рулевое колесо крутится и поворачивается даже на низких скоростях, а на высоких скоростях (особенно при маневрировании) управление становится невозможным (вплоть до блокировки рулевого колеса).

    Признаки неисправностей в системе гур

    Существует несколько признаков завоздушивания системы ГУР, при котором необходимо провести его прокачку. Среди них:

    • появление сильного шума в районе установки ГУР или его насоса;
    • увеличение давления на рулевом колесе, затруднения при его повороте;
    • подтекание рабочей жидкости из системы гидроусилителя.

    Кроме этого, существуют еще несколько признаков, свидетельствующих о завоздушивании системы — возникновение пены на поверхности рабочей жидкости в расширительном бачке, самопроизвольные повороты рулевого колеса в одну из сторон. Если вы столкнулись хотя бы с одним из описанных признаков — значит, вам необходимо прокачать гидроусилитель руля.

    Признаки типовых неисправностей элемента

    Если при движении нужно постоянно выравнивать автомобиль при помощи руля, то необходимо проверить наличие свободного хода рулевого колеса. Если он выше, чем нужно, следует отрегулировать ход. Также нужно убедиться и проверить, не износились ли части винтовой пары.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    В случае попадания воздуха в гидравлику в бачке можно увидеть вспененную и мутную жидкость. В этом случае нужно промыть и прокачать системы. Также подлежит замене фильтр. Кроме этого, одна из типичных неисправностей — прокладка коллектора, которая может износиться.

    Прокачка и регулировка

    Для того чтобы отрегулировать ПГУ, необходимо:

    1. Выполнить регулировку свободного хода педали. Опустить педаль до того момента, пока не начнет функционировать главный цилиндр. После этого делается отладка при помощи эксцентрикового пальца. Зазор между поршневой частью и толкателем не должен превышать 1,2 см. В конце процедуры нужно крепко закрутить гайку корончатого типа.
    2. Выполнить регулировку свободного хода муфты. Сдвинуть рукоятку вилки, снять пружинный механизм и выполнить отладку.

    Порядок действий при прокачке:

    1. Очистить резиновый защитный колпак перепускного клапана.
    2. Надеть на клапан резиновый шланг.
    3. Один конец опустить в стеклянную емкость с рабочей жидкостью.
    4. Рывками 3 раза нажать на педаль, а на четвертый раз — удерживая педаль, ослабить перепускной клапан.
    5. Как только прекратится выделение воздушных пузырьков из жидкости, нужно завернуть клапан перепускного типа и убрать шланг.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    Прокачка и регулировка пгу и гура на грузовых автомобилях камаз

    ПГУ КамАЗ — устройство, предназначенное для снижения уровня давления, которое оказывается водителем на педаль сцепления.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    ПГУ — гидравлический усилитель руля пневматического типа сцепления КамАЗа.

    Разборка и ремонт

    Ремонт ПГУ предполагает его разборку. Чтобы разобрать механизм своими руками, необходимо:

    1. Установить пневматический гидроусилитель руля в тиски и зажать заднюю часть корпуса.
    2. Отвернуть болты и снять крышку подвода воздушного потока.
    3. Демонтировать клапан усилителя с переднего корпуса.
    4. Снять пружину и диафрагму.
    5. Вытащить упорное кольцо и поршневую часть.
    6. Открутить крепежный сапун и снять крышку с уплотнителя.
    7. Вытащить кольцо стопорного типа.
    8. Снять седла и шайбу.
    9. Демонтировать манжету.
    10. Установка и сборка ПГУ КамАЗ выполняется в обратном порядке.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    Возможные неисправности ПГУ:

    1. Привод заклинивает. В этом случае рекомендуется промыть все элементы гидросистемы и заменить масло.
    2. Сцепление запаздывает. Использовать более качественную топливную жидкость (например, отвечающую стандартам евро-5). Если это не помогло, заменить манжету поршневой части.
    3. Сцепление шипит и отсутствует усиление. Провести осмотр впускного клапана, при необходимости — заменить. Также рекомендуется осмотреть манжеты и кольцо следящего поршня.

    ГУР КамАЗ (гидроусилитель рулевого управления) — механизм, облегчающий усилие, необходимое для поворота во время управления транспортным средством.

    Устройство и принцип работы

    Устройство ПГУ включает в себя:

    • гайку сферического типа;
    • контргайку;
    • поршневой толкатель, который деактивирует систему сцепления;
    • чехол, предохраняющий от повреждений;
    • поршень;
    • уплотнитель комплексного типа;
    • перепускной и впускной клапан;
    • пробку;
    • подвод топливной жидкости;
    • систему для сжатия воздушного потока.

    Детальное изучение устройства и принципа действия ГУР автомобиля КАМАЗ

    Схема также включается в себя такие элементы:

    • пружинный механизм;
    • редуктор;
    • седла диафрагмы.

    Принцип работы ПГУ заключается в следующем:

    1. Водитель надавливает на педаль сцепления.
    2. Под давлением топливной жидкости приводится в действие шток и поршневая часть механизма.
    3. Происходит перемещение до момента открытия клапана впускного типа.
    4. Воздушный поток движется в направлении пневматического поршня.
    5. Вилка отводится, и отключается система сцепления.

    Устройство типичного гура камаз

    Любой усилитель руля состоит из следующих основных узлов:

    • Распределителя;
    • Гидроцилиндра;
    • Рабочей жидкости;
    • Насоса.

    Современные ГУР оснащаются ещё и электронным блоком управления.

    Особенностью гидроусилителя КамАЗа является то, что все его исполнительные механизмы собраны в одном корпусе. Рабочей жидкостью являются жидкости для гидроусилителя и автоматических КПП типа ATF.

    Принцип работы ГУР следующий. Главное, что нужно всегда помнить так это то, что усилитель работает только при работающем силовом агрегате. Он запускается при помощи ремня, идущего от коленчатого вала, который приводит в действие насос. На КамАЗах насосы могут быть роторные или аксиально-поршневые.

    Общее устройство рулевого управления КамАЗа

    1. рулевое колесо;
    2. колонка рулевого управления;
    3. кронштейн;
    4. фланец;
    5. регулировочная гайка;
    6. карданная передача;
    7. радиатор;
    8. распределитель;
    9. угловой редуктор;
    10. рулевой механизм;
    11. продольная рулевая тяга;
    12. сошка;
    13. вал сошки;
    14. насос;
    15. бачок.

    При запуске двигателя насос (14) качает рабочую жидкость из бачка (15). Жидкость под высоким давлением попадает в распределитель золотникового типа, а тот уже помогает водителю вращать руль (1).


    Для отслеживания усилия на руле применяется специальное устройство. На КамАЗе таковым является торсион, который находится в разрез рулевых валов.

    Когда машина движется по прямой, и на руле нет никакого усилия, тогда торсион открыт, а клапана распределителя перекрываются. В этом случае ГУР не работает, и рабочая жидкость направляется обратно в бачок.

    Когда же водитель начинает поворот, торсион поворачивается и золотник открывает каналы, по которым рабочая жидкость под давлением направляется к механизмам ГУР. Это облегчает вращение рулевого колеса.

    В тех случаях, когда рулевое колесо повёрнуто до отказа, открываются предохранительные клапаны, они отводят давление жидкости и, по сути, отключают усилитель. Это сделано для того,чтобы избежать повреждения рулевого механизма,так как усилия, создающегося ГУРом вполне достаточно, чтобы его порвать.

    Характеристика гур

    Параметры строительства:

    • Рулевое управление — имеет две тяги (поперечную и продольную) с нерегулируемыми лопастными шарнирами.
    • Рулевое управление и усилитель руля приводятся в действие шарнирным валом, соединенным со скользящим шлицем, коническая передача оснащена коническими колесами.
    • Насос — механизм с роторной передачей с лопастями и реечным приводом, передаточное число 1,25.
    • Передаточное число 20
    • Радиатор — алюминиевая конструкция с ребрами, устанавливается перед радиатором системы охлаждения.
    • Рулевой механизм — имеет усилитель рулевого управления, установленный в том же картере, что и рулевой механизм в сборе. Устройство имеет болт и гайку на вращающихся валах и поршень, который контактирует с зубчатой частью вала сошки.
    • Регулирующий клапан представляет собой золотник, выполненный с предохранительным и перепускным клапаном.

    Принципиальная схема ЦПС КамАЗа показана на рисунке в начале этой главы.

    Характерные поломки, которые присущи гуру

    Гидроусилитель считается довольно надёжным узлом и проблемы с ним случаются достаточно редко. Однако, тяжёлые условия эксплуатации в наших климатических условиях, пусть и изредка, но приводят к выходу ГУР КамАЗа из строя.

    Все неисправности на КамАЗовских усилителях делятся на два типа:

    • Неисправности механической части;
    • Неисправности гидравлической части.

    При эксплуатации в условиях крайнего севера нередко из-за мороза увеличивается вязкость рабочей жидкости, а это в свою очередь приводит к тому, что она срывает сальники системы.

    Это естественно далеко не единственная неисправность, которая может случиться с ГУР. Основные будут перечислены ниже.

    Неустойчивое движение автомобиля на дороге

    Причин у этой проблемы может быть несколько. Чаще всего это происходит из-за слишком большого свободного хода руля. Лечится эта неисправность регулировкой свободного хода.

    Также неустойчивое движение грузовика может быть вызвано повышенным износом деталей винтовой пары рулевого механизма. В этом случае вам придётся заменить комплект шарико-винтовой пары.

    Ещё одна возможная причина — ослабление затяжки гайки упорных подшипников рулевого механизма. Гайку нужно просто подтянуть.


    Другой причиной может быть неуверенная работа, заедание золотника или реактивных плунжеров в корпусе клапана управления гидроусилителем. Эта неисправность устраняется простой промывкой клапана управления ГУР.

    Ну и последней из распространённых причин является повреждение внутреннего сальника рулевого механизма. Вам придётся ГУР разобрать, а сальник заменить.

    Недостаточная или неравномерная работа гидроусилителя

    Такая неисправность одна из самых распространённых и имеет она достаточно большое количество причин:

    1. Перетянуто зубчатое зацепление рулевого механизма.


    Для устранения этой неполадки нужно отрегулировать усилие на руле при помощи регулировочного винта.

    2. Насос не развивает необходимого давления в системе.

    Это может произойти, когда засоряются фильтры,или имеет место быть повышенный износ насоса. Решается эта проблема путём чистки насоса, и при обнаружении повышенного износа, его замены.

    3. Потеря рабочей жидкости.


    Это происходит при износе резиновых уплотнений. Их нужно заменить, а жидкость долить.

    4. Течь обратного клапана рулевого механизма.

    Тут просто нужно течь устранить и вернуть клапану герметичность.

    5. Недостаточное количество жидкости в системе, наличие в ней воздуха.


    Кроме низкого уровня рабочей жидкости, признаком этой неисправности является появление пены в бачке и помутнение рабочей жидкости.

    Эта неисправность устраняется путём доливки рабочей жидкости и удаление воздуха из ГУР.

    6. Перебои при работе перепускного клапана.


    Чаще всего перебои случаются из-за засорения клапана. Решается эта проблема путём промывки перепускного клапана. Для промывки лучше всего использовать ацетон или растворитель.

    7. Недостаточная затяжка гайки упорных подшипников винта рулевого механизма.

    Проблема лечится путём затяжки гайки.

    8. Сбилась регулировка пружины предохранительного клапана.


    Требуется провести регулировку пружины клапана.

    9. Нарушение герметичности предохранительного клапана.

    Клапан нужно перебрать и течь устранить.

    Полное отсутствие усиления при различных скоростях вращения коленчатого вала двигателя


    Несмотря на то, что неисправность достаточно серьёзная причин её возникновения не так уж и много:

    1. Разболталось седло предохранительного клапана насоса.

    Данная неисправность устраняется путём затягивания седла.

    2. Лопнула пружина клапана.


    Клапан нужно разобрать и пружину заменить.

    3. Перестал работать перепускной клапан.

    Требуется разборка насоса и чистка клапана или его замена.

    4. Перестал работать обратный клапан рулевого механизма.


    Это происходит, когда нарушается герметичность клапана. Для устранения этой неполадки насос также нужно разобрать и герметичность клапана восстановить.

    5. Лопнула пружина предохранительного клапана рулевого механизма.

    Для устранения этой проблемы требуется замена пружины.

    Усилие на рулевом колесе неодинаково при поворотах вправо и влево


    У этой неисправности обычно всего одна причина. Это происходит, когда повреждены внутренние сальники рулевого механизма.

    Устраняется путём замены повреждённых деталей.

    Рулевой механизм заклинивает при поворотах

    Заедание рулевого механизма может происходить всего по двум причинам:

    1. Когда заклинивают золотники или реактивные плунжера клапана управления ГУР.


    Устраняется эта проблема при помощи разборки гидроусилителя, тщательной его чистки и мытья в растворителе.

    2. Повышенный износ зубчатого зацепления рулевого механизма.

    Самая серьёзная неисправность, при ней требуется замена всего рулевого механизма целиком.

    Стук в рулевом механизме или в карданном вале рулевой колонки

    Эти симптомы могут выдавать следующие неполадки:

    1. Когда увеличивается зазор зубчатого зацепления рулевого механизма.


    Устраняется эта проблемы регулировкой зазора при помощи регулировочного винта.

    2. Ослабли гайки болтов соединения сошки рулевого управления.

    Решение этой проблемы очевидно — гайки нужно подтянуть.

    3. Ослабли гайки клиньев крепления вилок карданного вала или имеется повышенный износ шлицевого соединения.


    Тут тоже ремонт достаточно несложен, гайки нужно подтянуть и шлицевое соединение заменить.

    Повышенный шум при работе насоса

    Причины данной неполадки могут быть следующие:

    1. Недостаточно рабочей жидкости ATF в системе.


    Очевидное решение — жидкость нужно долить.

    2. Фильтр насоса перестал выполнять свои функции.

    Требуется замена фильтра.

    3. В системе присутствует воздух.


    Воздух нужно удалить, а герметичность системы восстановить.

    4. Деформирован коллектор.

    При незначительной деформации коллектор нужно выровнять. Если повреждения значительны, то его придётся менять.

    5. Нарушена герметичность прокладки коллектора.


    В этом случае коллектор нужно разобрать, а прокладку заменить.

    Выброс масла через предохранительный клапан крышки бачка насоса

    Тут также имеется несколько причин этой проблемы:

    1. Самая очевидная — чрезмерное количество жидкости ATF в системе.


    Лишнюю жидкость нужно слить.

    2. Грязный или неисправный фильтр насоса.

    Фильтр нужно заменить.

    3. Нарушена геометрия коллектора.


    В случае незначительных повреждений коллектор нужно выровнять. Если повреждения большие, то его лучше заменить.

    4. Нарушена герметичность прокладки коллектора, в систему попал воздух.

    Эта проблема решается заменой прокладки с предварительным удалением воздуха из системы.

    Постоянное падение уровня масла в бачке насоса

    Такая проблема возникает при единственной неисправности — масло уходит из-за повреждения сальника валика насоса.

    Очевидно, что для решения этой проблемы сальник нужно заменить.

    Поломка передней крышки рулевого механизма (в холодное время года)


    Эта проблема может произойти по ряду причин:

    1. В системе залита жидкость несоответствующая времени года.

    В этом случае жидкость нужно заменить на ту, которую рекомендуют использовать в холодное время года. Также вам придётся заменить и крышку.

    2. В систему попала вода.


    В этом случае также потребуется замена крышки и замена рабочей жидкости на новую.

    Оцените статью
    Камаз