До Советов и после: Какие заводы и производства появились в Казахстане благодаря русским и Советскому Союзу

До Советов и после: Какие заводы и производства появились в Казахстане благодаря русским и Советскому Союзу Камаз

Время, вперёд: как изменила республику индустриализация

Вторая индустриализация: космос и уран

После войны индустриализация республики продолжилась. С 1955 по 1985 год в Казахстане было основано ещё 43 города, среди которых самыми важными для промышленности стали города Рудный, Актау и Темиртау. Продолжилось расширение производства на Балхашском ГОКе, появились Карагандинский комбинат, Актюбинский завод хромовых соединений, Степногорский горно-химический комбинат, Шымкентский НПЗ. Золотодобывающее предприятие «Казахалтын» выдавало по семь-восемь тонн золота в год.

В 1950-х годах в казахской степи появился первый секретный ракетный полигон, который вскоре стал всемирно известным космодромом Байконур. Кстати, договор на его аренду, за которую казахи каждый год получают по девять миллиардов рублей, заключён вплоть до 2050 года.

В 1948 году в Казахстане было открыто первое в республике месторождение урана. Случилось это на пустынном полуострове Мангышлак, где в 1963 году был построен город Шевченко (ныне Актау). Градообразующими предприятиями стали Прикаспийский горно-металлургический комбинат и обогатительный химико-гидрометаллургический завод. А в 1973 году в городе Шевченко был пущен первый в мире ядерный реактор на быстрых нейтронах.

В 1977 году советские учёные открыли месторождение урана в Ирколе, а через два года крупнейшие урановые залежи обнаружили в Хорасане. И сейчас Казахстан занимает второе место в мире по запасам урановой руды.

Таким образом, зайдя в XIX веке буквально в феодальное и запустевшее государство, СССР оставил Казахстан страной с сильной экономикой и развитой промышленностью. Собственно, именно наследие большевиков позволило элитам страны создать на месте Казахской ССР стабильное государство.

Если бы не русские, на месте Казахстана мог бы быть какой-нибудь Белуджистан, где население более-менее сносно жило бы в малочисленных городках, а в сельской местности по-прежнему кочевало по голой степи или возилось бы в угольных «закопушках», в то время как англичане или американцы спокойно вывозили бы золото, медь и уран к себе на родину. Ни тебе школ, ни тебе больниц, ни вузов.

Накануне развала СССР казахи всё это прекрасно понимали, ведь недаром на голосовании 1991 года на вопрос «Нужно ли сохранить СССР как союз суверенных государств?» больше 97% населения Казахской ССР ответили да. Но национальные элиты республики проигнорировали голос народа.

Егэ. история. кратко.индустриализация в ссср

До Советов и после: Какие заводы и производства появились в Казахстане благодаря русским и Советскому Союзу

Индустриализация – это

процесс с создания крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства страны, прежде всего в промышленности.

Начало индустриализации

Курс на индустриализацию в СССР был взят на 14 съезде партии в  декабре 1925 года, причём она проводилась форсированными, то есть сверхускоренными темпами.

Задачи по проведению индустриализации должны были быть решены  в период первых трёх пятилеток: 1928-1932 и 1933-1937 гг.Третья пятилетка- 1938-142 была прервана войной.

«СССР из страны, ввозящей машины и оборудование должен стать страной, производящей машины и оборудование».

Причины индустриализации

  • Отставание по многим экономическим показателям от стран Запада, хотя к 1928 году страна достигла уровня развития экономики 1913 года.

  • Необходимость увеличения военно-технической мощи страны

Условия, в которых проходила индустриализация

  • Сложное экономическое развитие, не были до конца устранены последствия разрухи, нанесённые гражданской войной.

  • Нехватка кадров

  • Слабые международные экономические связи

  • Потребность в машинах в основном удовлетворялась за счёт импорта, не налажено собственное производство.

Цели

  • Превращение страны в сильную индустриальную державу

  • Обеспечение технической и экономической независимости страны

  • Усиление оборонной мощи и безопасности государства

  • Улучшение жизненного уровня народа

  • Демонстрация превосходства социализма

Источники средств

  • Внутренние займы у населения

  • Перекачивание средств из деревни в город, из сельского хозяйства в промышленность

  • Преимущественное развитие тяжёлой промышленности за счёт лёгкой.

  • Трудовой энтузиазм народа( в годы первых пятилеток началось социалистическое соревнование, инициаторы- ленинградская партийная организация во главе с Кировым С.М. и горожане. Массовым стало перевыполнение плана: «Пятилетку в 4 года!», стахановское движение, его начал шахтёр Стаханов ,который осенью 1935 года в 14 раз перевыполнил норму. Инициативу поддержали кузнец А.Бусыгин, ткачихи Евдокия и МарияВиноградовы, машинист П.Кривонос и многие другие.

  • Дешёвая рабочая сила заключённых

  • Доходы от внешней торговли

Методы

  • Командно-административные

  • Инициатива народа

Основное содержание индустриализации

Первая пятилетка: 1928-1932

  • Построено более 1500 предприятий

  • Национальный доход увеличился в 2 раза

  • Построена электростанция Днепрогэс — крупнейшая в мире ( 1932)

  • Введены в строй металлургические заводы: в Магнитогорске(1932), Липецке и Челябинске ( 1933), Новокузнецке, Норильске, Свердловске- Уралмаш( 1933)

  • Тракторные заводы: в Сталинграде ( 1930), Челябинске и Харькове (1931), Нижнем Тагиле.

  • Автомобильные заводы: ГАЗ ( 1932) и ЗИС.

  • Создан Кузбасс

  • Введена Туркестано-Сибирская ж.д. (1930)

  • Построен Беломорканал в 1931-1933, это была первая масштабная стройка и использованием труда заключённых.

  • Ликвидирована безработица, введён 7-часовой рабочий день.

  • 2 –е место в мире по выплавке чугуна, добыче нефти, по машиностроению. 3-е место по производству электроэнергии.

Вторая пятилетка: 1933-1937

  • Построено 4500 крупных объектов

  • Строительство в Москве метро ( 1-я линия — в 1935 году)

  • Канал Москва-Волга(1937)

  • Новые военные заводы, развитие отечественной авиации.

  • 1934- установлена высшее степень отличия- Герой Советского Союза.

Третья пятилетка: 1938-1942

  • До июня 1941 года введено более 3000промышленных предприятий.

  • Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции

  • Металлургические заводы: Новотагильский и Петровск-Забайкальский

  • Медеплавильные заводы: Среднеуральский и Балшахский

  • Уфимский нефтеперерабатывающий завод.

Пятилетка прервана войной.

Позитивные итоги индустриализации

  • Введено в строй 9 тысяч промышленных предприятий, оснащённых передовой техникой: Днепрогэс, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Сталинградский, Челябинский, Харьковский тракторные заводы и др.

  • Созданы новые отрасли промышленности: тракторная, авиационная, автомобильная, химическая, станкостроительная

  • Рост валовой промышленной продукции в 6.5 раза

  • СССР по объёму промышленной продукции вышел на 1 место в Европе и 2- в мире.

  • СССР стал одной из немногих стран, в которых производились все виды промышленной продукции.

  • Изменилась демографическая ситуация в стране: стало 40 % городского населения

  • Возросло число рабочих и инженерно-технической интеллигенции

  • Исчезла безработица

Негативные итоги индустриализации

  • Ухудшение положения народа вследствие принудительных займов, слабого развития лёгкой промышленности

  • Ограбление крестьянства, насильно загнанного в колхозы, существенное отставание сельского хозяйства.

  • Тяжёлый труд рабочих, заключённых.

  • Окончательное формирование командно-административной экономики, сверхцентрализованного планирования.

  • Создана экономическая основа тоталитарного общества

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Как индустриализацию ссср ковали американцы и немцы

До Советов и после: Какие заводы и производства появились в Казахстане благодаря русским и Советскому Союзуimperialcommiss

: Уже достаточно известно об американской крови в финансовых и промышленных жилах Третьего Рейха. Несколько менее известно о том, как США «накачивали» Японскую империю в преддверии Второй мировой войны. Но как известно, Запад спонсирует все стороны и любые политические режимы. До Третьего Рейха и Японской империи был Советский Союз… ■

СССР в кратчайшие сроки решил построить мощную промышленность практически с нуля. Своих умений и средств для этого было недостаточно. «Строить социализм» пригласили почти 20 000 иностранных инженеров и рабочих.

Заводы, построенные с помощью иностранцев

1. Магнитогорский металлургический комбинат. 2. АЗЛК (Московский автозавод). 3. Челябинский тракторный завод. 4. «Уралмаш». 5. Горьковский автозавод. 6. Волгоградский тракторный завод. 7. Пермский авиамоторный завод. 8. «Сибсельмаш». 9. Казанский авиационный завод. 10. Новокузнецкий металлургический комбинат.

Любой кризис в развитых странах дает уникальную возможность развивающимся. Объясняется это просто: крупный бизнес как огня боится кризиса. В это время предпринимателям лишь бы на ногах устоять. Поэтому единственный выход — искать на планете те места, где их инвестиции смогут дать максимальную отдачу. Вот почему крупные компании так любят развивающиеся страны. Там, где потенциал развития выше (другими словами, где страна беднее), отдача от любого вложенного доллара будет сильнее.

Сталину крупно повезло. Западные страны (основной источник научно-технической мысли в то время) находились в тяжелом положении. Поэтому они готовы были согласиться на любую работу. Иосиф Виссарионович это моментально понял. В итоге советскую индустриализацию можно условно разделить на два периода. В 1920-х годах «красный колосс» использовал послевоенную слабость Германии. А в 1930-х — Великую депрессию в США.

После кабального Версальского мира в 1919 году Германии было запрещено иметь крупную армию и развивать военную промышленность. Немцы пошли в обход. Они начали вести секретные переговоры с Советским Союзом, а затем и строить промышленные объекты в нашей стране. Этим занималась так называемая «Зондергруппа Р».

«Немцы являются для нас единственной отдушиной, через которую мы можем изучать достижения в военном деле за границей», — писал в то время Сталину Иероним Уборевич, начальник вооружений Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

Схема была проста. Немцы строили заводы у нас и размещали на них свои заказы. Часть самолетов и пушек оставляли в России, а часть увозили к себе. Примеров их работы полно. После прихода к власти в Германии Гитлера сотрудничество с Россией было ­приостановлено, но заводы остались.

Следующий этап индустриализации можно назвать американским. В 1929 году, когда Великая депрессия в США стала реальностью, без работы остался именитый архитектор Альберт Кан. Он был известен тем, что построил завод Форда в Детройте. А в 1930-х составил план промышленной модернизации в России.

За несколько лет в СССР ударными темпами построили более 500 заводов. По некоторым оценкам, это обошлось Союзу в $2 млрд. (по нынешнему курсу это почти $250 млрд.). Нанятые американские инженеры перенесли готовые проекты заводов из США и привезли свое оборудование. К примеру, московский завод АЗЛК был сделан по образцу сборочных производств Форда.

1. Ford Motor Company
С американскими компаниями сотрудничали в первую очередь по проектированию наиболее крупных предприятий – в машиностроении, металлообработке, черной и цветной металлургии. Важнейшим партнером СССР был Ford Motor Company. Компания поставляла в страну советов оборудование, кадры и машины. На фирму автомобильного короля равнялись, а «фордизм» стал главным направлением первой пятилетки. Сам Генри Форд в журнале «National Business» (1930 год), комментируя начало строительства в СССР первых крупных автозаводов фордовского образца, сказал:

«Это великое начинание, и автомобиль окажет огромное влияние на развитие их страны. Я считаю своим долгом помогать любой нации, которая собирается жить собственным трудом, чтобы стать экономически независимой».

Дзержинский впоследствии называл Форда – «учителем всех руководителей нашей промышленности».

2. Austin Company
Строительный проект ГАЗа выполнила фирма The Austin Company. В советской истории Горьковского завода фирма получила нелестную оценку, несмотря на то, что договорные обязательства не были нарушены, а проект удачно завершен. У Нижнего Новгорода в то время даже существовал американский заводской поселок. Все строительство сопровождалось конфликтами между иностранными специалистами и представителями советского «Автостроя». Намеченные сроки не выдерживались, сметы повышались из-за нехватки строительных материалов и неэффективного использования рабочей силы. В одной из своих жалоб в Москву, инженер Гарри Майтер писал:

«Нам пришлось работать больше, чем нужно при выполнении подобных проектов в Америке. Ни один проект не стоил нам больших денег и времени, чем этот».

Несмотря на все негативные оценки, руководивший строительным сектором ВАТО, инженер Макаровский назвал роль The Austin Company в строительстве завода решающей:

«Без них мы так бы и топтались на одном месте».

3. Albert Kahn Incоrporation
Архитектурно-строительная фирма Albert Kahn Incorporation, согласно своему договору с «Амторгом» обеспечила строительство более 550 промышленных объектов на территории СССР, в том числе Челябинского и Сталининградского тракторных заводов. В 1930 году Стройобъединение ВСНХ СССР заключило с фирмой крупного американского предпринимателя Альберта Кана контракт на 2 млрд долларов, что сегодня равняется 250 млрд. Согласно ему, Albert Kahn Incorporation становился главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству. В рамках сотрудничества в СССР был основан «Госпроектстрой», где работало 25 американских инженеров и около 2,5 тысяч советских сотрудников. На тот момент это было крупнейшее бюро мира, получившее в народе имя «кузницы кадров». В стенах «Госпроектстроя» была спроектирована практически вся танковая, тракторная и автомобильная индустрия – все важнейшие промышленные объекты первой пятилетки. Впоследствии, новые заводы возводились по разработанным здесь же чертежам.

4. Siemens
За период индустриализации СССР заключил более 70 договоров с германскими фирмами. Из последних стоит выделить немецкий концерн Siemens, который обеспечивал поставку оборудования и техническое консультирование советских специалистов. Так, компания взяла на себя подготовку строительной площадки Днепровской ГЭС – флагмана первой пятилетки и крупнейшей в те времена электростанции. Для других энергетических объектов СССР фирма поставляла паровые турбины мощностью от 44 000 до 55 000 кВт. Специалисты Siemens также участвовали в строительстве московской подземки.

5. General Electric
Если компания Канна строила промышленные объекты страны, то International General Electric их электрифицировала. Фирма принимала активное участие в выполнении плана ГОЭЛРО – государственной программы по обеспечению электричества всей страны. В нем предусматривалось строительство электростанций и предприятий, обеспечение строек всем необходимым, ну и, в конечном счете, опережающее развитие энергетики. Все, как Ленин завещал: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Впоследствии, значительная часть советских заводов и фабрик работала на электрооборудовании фирмы. Помимо этого, General Electric, в начале 30-х поставляла в СССР первые локомотивы.

6. Junkers
Согласно условиям Версальского договора, завершившим Первую мировую, Германии было запрещено иметь тяжелую артиллерию, танки, подводные лодки и военную авиацию. Многим немецким компаниям, специализировавшимся на военной промышленности, удалось спастись от банкротства лишь благодаря заказам из Советской России. Среди них была и небезызвестная фирма Junkers. 26 ноября 1922 года правительство РСФСР заключила три договора с фирмой: об организации транзитного воздушного сообщения Швеция-Персия, об аэросъемке и, наконец, о производстве металлических самолетов и моторов на территории России. Для выполнения последнего пункта, Junkers выделили Русско-Балтийский завод в Филях (сегодня завод им. Хруничева). Договор предусматривал выпуск 300 самолетов в год, при этом РСФСР обязалась закупать 60 самолетов ежегодно. Сотрудничество оказалось совершенно невыгодным для Хьюго Юнкерса. Цены на продукцию были фиксированы, но, в результате НЭПа и роста инфляции, себестоимость самолетов, оказалось вдвое больше оговоренных цен. Все попытки компании поднять цены встретили жесткое сопротивление со стороны советского руководства. В результате, сославшись на невыполнение договора, сотрудничество с Junkers было разорвано. К этому времени, Россия уже получила свой «мощный завод в Филях, входящий в общий план развития военных воздушных сил».

7. Arthur McKee of Cleveland
На строительстве знаменитой «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината) трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии, под руководством американской компании Arthur McKee. Американцы должны были подготовить строительный, технологический проекты с полным описанием оборудования, станков и механизмов. Прототипом завода стал металлургический комбинат U.S. Steel Corporation, в городе Гэри (штат Индиана, США). Впрочем, как и в предыдущем случае, договор был досрочно расторгнут. 31 января 1932 года, во время пуска первой догмы произошла авария – из-за сильного мороза прорвало трубу в одном из колодцев, а из кладки вырвался раскаленный газ. Arthur McKee предложили убраться восвояси. Тем не менее, доменные печи фирмы McKee работают на Магнитке и сегодня.

Естественно, тот факт, что заводы и фабрики нам строят иностранцы, никто не афишировал. Филиал компании Альберта Кана в Москве носил советское название — «Госпроектстрой». В нем трудились 25 американских и 2,5 тысячи советских инженеров, которые изучали западную науку проектирования и строительства крупных промышленных объектов. Филиал немецкой компании Demag в Москве тоже был зашифрован и носил название Центрального бюро тяжелого машиностроения.

Результаты индустриализации впечатляют. Многие предприятия до сих пор составляют основу нашей промышленности. К 1940 году по объему промышленной продукции СССР занял второе место в мире, уступая лишь США. С помощью иностранных инженеров было подготовлено более 2 млн. советских специалистов, которые освоили новые технологии. И стали заниматься их дальнейшим развитием.

Чтобы навсегда оставить индустриализацию в глазах народа как «беспримерный подвиг освобожденного пролетариата, руководимого партией большевиков и гениальным Сталиным», генсек расстрелял всех, кто так или иначе был связан с закупками импортного оборудования. Сотни высококлассных инженеров в конце 30-х годов оказались «врагами народа» и «вредителями». Фактически благодаря их работе СССР смог подготовиться к ­войне с фашистской Германией и победить. Но история объявила героями совсем других людей.

Новые города и освоение земель

Основой экономики территорий, на которых появился Казахстан, в XIX веке было скотоводство, садоводство и народные ремёсла. К этому времени Казахское ханство распалось на три части, немногочисленные города пришли в упадок или были разрушены. Исключение составил Шымкент — он сохранился до наших дней.

Чтобы контролировать новые земли, русские построили новые города, первыми из которых стали Яицкий городок (ныне Уральск) и Гурьев (ныне Атырау). Затем появились Петропавловск, Семипалатинск, Акмолинск. В 1854 году был основан город-крепость Верный — центр Семипалатинской области Туркестанской губернии.

Ещё при царе в Верном появился Пушкинский парк, переименованный позже в парк 28 панфиловцев, кинотеатр, первый музей древностей. В общественном, военном и коммерческом собраниях шли спектакли, а в 1890 году было построено и открыто Верненское городское училище.

При царе началось и освоение земель Средней Азии — генерал-губернаторы изрядно вкладывались в строительство оросительных каналов, чтобы позже передать их русским поселенцам. Однако большого распространения поселенческое движение в Средней Азии не получило — земли были скудными, при орошении быстро пропитывались солью, поступавшей из глубины.

Первая индустриализация казахстана

Ещё при царе в регионе появились первые железные дороги. Одна ветка соединила Новониколаевск (Новосибирск) и Семипалатинск, а перед Первой мировой войной началось строительство Семиреченской ветки от станции Арысь до Верного. В 1927 году большевики начали индустриализацию союзной республики.

В первую же пятилетку достроили 1442 километра Турксиба, соединившего Барнаул с Алма-Атой и Ташкентом. Железная дорога прошла по раскалённым пескам, степи и горным хребтам. В её создании принимали участие рабочие из Центральной России, из Украинской ССР и промышленных центров Средней Азии.

Начиная с 1927 года по всему Казахстану поехали геологоразведочные партии, а после разведки стали появляться заводы и электростанции. В самом русском городе — Риддере, — появившемся на востоке республики ещё при Екатерине II, был построен огромный горнодобывающий комплекс — Риддерский ГОК.

Ещё один завод по выплавке металлов появился в Карсакбае (ныне Карсакпай), где плавили медь из рудного месторождения Джезказган. До революции здесь по концессии добывали медь французы и англичане. Помимо меди месторождение давало свинец, цинк, молибден и серебро.

Были восстановлены и реорганизованы угольные шахты под Карагандой. Карагандинское месторождение угля по запасам стало третьим в СССР — после Донбасса и Кузбасса. Шахты по добыче угля появились в Саране, Абае и Шахтинске. Уже в 1932 году Казахстан добыл 733,3 тысячи тонн угля, а в 1940 году добыча увеличилась до 6,3 миллиона тонн.

В Алма-Ате появились обувная и швейные фабрики, консервный завод, табачная фабрика. В Семее построили кожевенно-мясной комбинат. В Талдыкоргане, Жамбыле и Мерке появились сахарные заводы, заводы по производству хлеба, маслозаводы. Так в республике появились лёгкая и пищевая промышленность.

Развитие науки

Увы, в Казахстане не было специалистов, чтобы осуществить все эти стройки, поэтому Советы бросили клич, и в казахские степи отправилось более полумиллиона русских специалистов. Местное население активно обучали разным специальностям, и к 1940 году в республике появился рабочий класс.

Это произошло благодаря развитию науки и открытию учебных заведений. В 1928 году в Алма-Ате открылся пединститут, затем ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный, медицинский, горно-металлургический институты и госуниверситет имени Кирова. В 1930-х годах местных студентов активно учили геологии, ботанике, истории, литературе, в 1936 году при Академии наук Казахской СССР была открыта аспирантура.

В 1933 году появился институт животноводства, в 1934 году — институт зернового хозяйства, а затем свои двери для студентов распахнул институт земледелия им. Вильямса. К 1940 году в 12 вузах республики училось уже 10 тысяч студентов, работало 11 научно-исследовательских станций и проектно-технологических организаций.

И это не данные «оккупантов», как в последнее время пытались представить русских казахские националисты. Это данные из статей учёного из Нурсултана — профессора Жараса Ермекбаева. В 1940-х годах количество вузов в республике удвоилось: появились институт иностранных языков, технологический институт, женский пединститут и консерватория в Алма-Ате.

Когда современные казахские историки упрекают русских в торопливости индустриализации, они упускают из виду тот факт, что страна готовилась к самой кровопролитной войне в истории человечества — большевикам действительно приходилось спешить. Во многом благодаря этой спешке во время Великой Отечественной войны Казахстан наравне с Сибирью стал базой, тылом для обескровленной войной страны.

Транспортное машиностроение — промышленный лидер эпохи индустриализации

Приоритетным направлением было транспортное машиностроение. Строительство паровозов началось в 1869—1870 годах на Коломенском, Боткинском, Мальцевском (Людиново), Невском заводах. И отечественные паровозы были лучше приспособлены к работе в условиях России, чем импортные. В 90-е годы паровозы стали производить Путиловский, Брянский, Сормовский заводы, а также такие вновь построенные, как Харьковский и Луганский. В 90-е годы паровозов производили в 2 раза больше, чем в 70-е годы, и Россия отказалась от их импорта. В 90-х годах получил распространение паровоз-компаунд с двукратным расширением пара, что на 20% экономило топливо.

Ширилось число вагоностроительных заводов — в 1875 г. производили 50 типов крытых вагонов и 35 типов платформ и полувагонов. В этом же году МПС установило обязательные для всех размеры кузовов вагонов. В 1892 г. были установлены типы крытых вагонов, платформ и цистерн, строились специальные вагоны. С 60-х годов началось строительство пассажирских вагонов. Выпуск железнодорожных вагонов за 1887— 1900 гг. увеличился в 7 раз. В транспортном машиностроении отставало судостроение, поэтому потребность в военных и торговых судах удовлетворялась главным образом за счет импорта. Быстро развивалось производство паровых котлов и специальных ременных трансмиссий, необходимых для связи энергетических установок с рабочими машинами.

Несмотря на высокие темпы роста промышленного производства в этот период, Россия удовлетворяла за счет импорта потребности в прядильных станках, оборудовании для обработки металла и дерева, типографских машинах и др. Несмотря на то что в 80-е годы в России была изобретена лампочка накаливания, под давлением иностранной конкуренции это производство было закрыто.

Не обеспечивало полностью внутренние потребности России производство металла, несмотря на высокие темпы развития — добыча железной руды возросла за 1890—1900 годы в 3,6 раза. В металлургии изменилась структура конечной продукции — если в 80-е годы доминировало производство железа, то в 1900 г. — свыше 2/3 общего производства металла составляла сталь. Это тоже было связано с железнодорожным строительством, где пути стали укладывать из стальных рельсов. Оказывали влияние также рост производства машин, расширение ассортимента металлических изделий для крестьянских хозяйств.

Особенностью развития российской промышленности в этот период была интенсивная концентрация производства и вытеснение мелких предприятий с ручным трудом. Рост объемов промышленного производства и распространение механизированных технологий обусловили увеличение потребления энергии вообще и на одного работника в частности. Это повышало энерговооруженность труда. Наиболее высоким этот показатель был в нефтяной промышленности и металлургии.

Оцените статью
Камаз