- «не даст замёрзнуть»
- Арктический вездеход камаз «арктика»
- Габарит-негабарит
- Для нефтяников и транспортников
- Жилой модуль в 6345 и хозблок в 6355
- Интерьер
- Кабина
- Камаз арктика — 6345/6355, 6х6/8х8, назначение
- Колеса «арктики»
- Комфорт в обитаемой зоне
- Конструкция и модификации
- Назначение
- Обобщение
- Оригинальная «ходовка»
- Пролог к идее
- Силовая линия
- Сочленение секций
- Стоимость
- Технические характеристики
- Трансмиссия
- Ходовая
- Хозяйственный блок
«не даст замёрзнуть»
Как утверждает разработчик, эксплуатант КамАЗ-6355 не будет испытывать больших проблем с запуском двигателя в сильные морозы. С этой целью на машине установлены аккумуляторные батареи, дающие мощный электрический импульс на стартер. Помимо этого, на «Арктике» имеется предпусковой подогреватель мощностью 30 КВт, который не позволяет замёрзнуть охлаждающей жидкости и маслу в поддоне.
Обозреватель автомобильной техники блогер Илья Фролов в беседе с RT отметил, что КамАЗ-6355 хорошо приспособлен для работы в экстремально низких температурных условиях и должен без проблем заводиться на морозе.
«Автомобиль, на мой взгляд, достойно подготовлен к арктическим условиям: аккумуляторы расположены в специально подогреваемой электрической сумке, есть ещё дополнительный электрический конденсатор, который в любом случае заведёт двигатель, даже если он сел.
На страницах профильных изданий и в специализированных блогах одним из недостатков КамАЗ-6355 называется его высокая стоимость. Комментируя это, Дамир Файзрахманов призвал критиков не делать поспешных выводов и дождаться завершения испытаний вездехода.
«Стоимость опытного образца всегда высокая. Но любая серия, даже мелкая, приводит к уменьшению цены. Сейчас вообще рано рассуждать о стоимости: пока машина находится в разработке, часть комплектующих в конечном итоге может и поменяться», — сказал Файзрахманов.
Конструкторы ПАО «КамАЗ» рассчитывают оставить в машине большое количество серийных комплектующих, что позволит снизить стоимость «Арктики».
Также будут учитываться индивидуальные пожелания заказчика. Например, вездеход может оснащаться недорогими габаритными (обычными) колёсами или пневматическими с шинами низкого давления — они заметно улучшают проходимость по бездорожью, но и стоят дороже.
Илья Фролов отмечает, что разработчикам КамАЗ-6355 удалось добиться плавного хода по разным типам дорог. Кажущуюся невысокой максимальную скорость (50 км/ч) он объяснил наличием «тихоходных мостов». По его словам, в арктических условиях машине «в принципе, больше и не нужно».
«Ход у «Арктики» достаточно плавный, а габариты позволяют передвигаться по обычным дорожным полосам. Конечно, сильно впечатляют размеры машины и шарнирно-сочленённое устройство. Этот механизм позволяет автомобилю направлять передние колёса — они у «Арктики» неповоротные.
Также комплимента эксперта удостоилась электронная начинка «Арктики». В частности, собеседник RT похвалил КамАЗ-6355 за многофункциональную бортовую информационную систему, которая отображает техническое состояние машины и имеет встроенный навигатор.
«В салоне достаточно просторно, можно с комфортом отдохнуть, послушать музыку. В арктических условиях не даст замёрзнуть обогреватель с регулируемой температурой. Двигатель, как и на современных авто, с автоматической коробкой передач, запускается с помощью кнопки», — добавил Фролов.
Арктический вездеход камаз «арктика»
В конце 2022 года в Москве в рамках работы выставки «Вузпромэкспо-2022» общественности был представлен новый вездеход на шинах низкого давления с рабочим названием «КамАЗ-Арктика». Автомобиль предназначен для освоения территорий Крайнего Севера и специально спроектирован для эффективной работы в чрезвычайно суровых климатических условиях. К разработке данного арктического вездехода приложили руку конструкторы «КамАЗа», СКБ МАМИ и двух московских университетов – МГТУ им. Баумана и Политехнического. Испытания нового вездехода на выносливость должны пройти уже в этом году в Якутии.
На выставке огромный синий вездеход массой около 17 тонн, с дорожным просветом более 670 мм произвел настоящий фурор и привлек к себе внимание простых посетителей и специалистов. В этом нет ничего удивительного. Самый известный в России производитель дизельных грузовых автомобилей из Набережных Челнов обладает собственным научно-техническим центром (НТЦ), в котором ведутся работы по проектированию современных транспортных средств, однако для «КамАЗа» представленный арктический вездеход – это абсолютно новое направление работы. Ранее вездеходные транспортные средства под брендом КамАЗ еще не производились. Своим видом и заложенным в него функционалом новый автомобиль достаточно сильно отличается от иных перспективных разработок российского автогиганта.
«КамАЗ-Арктика», фото: vestikamaza.ru
Арктика в настоящее время приковывает к себе все больше внимания. Еще четыре года назад руководством России был анонсирован всероссийский проект «Социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Программа становится еще более актуальной, если участь, что примерно 20 процентов российской территории расположены за полярным кругом. Главной задачей программы является развитие экономической и социальной сфер жизни в данном регионе. Помимо всего прочего данная программа предполагает расширение научно-технической базы региона за счет создания и внедрения передовых технологий. В этой связи и появилась потребность в качественном и надежном автомобиле, который смог бы работать даже в суровых арктических условиях, справляясь со своими задачами и в зимний период. Представленный арктический вездеход «КамАЗ-Арктика» будет интересен как минимум сотрудникам МЧС, медицинским работникам, а также исследователям и первопроходцам, машина может заинтересовать ученых и геологов. Не стоит исключать и того, что со временем данной разработкой могут заинтересоваться военные и представители различных российских силовых ведомств.
«КамАЗ-Арктика» – это экологически безопасный вездеход, предназначенный для транспортировки людей и грузов на территории арктических зон России, областей Сибири и Дальнего Востока. В автомобиле была использована сочлененная рама – она разработана в двух модификациях: с колесными формулами 6х6 и 8х8. Уже построен вездеход с колесной формулой 6х6. На нем установлены огромные шины низкого давления, каждая из которых весит четверть тонны. По сути это снегоболотоход, который можно будет эффективно использовать на бескрайних просторах нашей страны.
«КамАЗ-Арктика», фото: vestikamaza.ru
Представленный в 2022 году вездеход работает на классическом камазовском двигателе V8 и оснащен механической коробкой переключения передач. Сертификацию новинка пройдет как снегоболотоход. С точки зрения своей конструкции – это абсолютно новая разработка, ничего подобного ранее «КамАЗ» никогда не создавал. Для работы в условиях Арктики и районов Крайнего Севера новый автомобиль должен соответствовать очень жестким требованиям. Он должен функционировать при температурах окружающего воздуха в минус 50-60 градусов Цельсия. Передвигаться в условиях полного бездорожья: не только по снежному покрову, но и в условиях слабонесущих грунтов, в условиях весенней распутицы, работать на зимниках. По словам главного конструктора инновационных автомобилей НТЦ КамАЗа Сергея Назаренко, ключевая особенность нового вездехода – это шарнирно-сочлененная рама: автомобиль делает поворот не за счет своих колес, а за счет «ломающейся» рамы. Данное решение было продиктовано большими габаритами используемых колес: они у арктического вездехода очень широкие, не обеспечивающие достаточного для обычного поворота ресурса.
Еще одной важной особенностью новинки из Набережных Челнов являются очень широкие шины. С помощью таких шин успешно решается задача проходимости автомобиля в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: тундре, заболоченной местности, фирновых снегах (плотный крупнозернистый снег). Устанавливаемые на вездеход шины могут быть двух типоразмеров: шириной 700 мм (версия «Габарит») и шириной более 1000 мм (версия «Негабарит»). Использование версии «Габарит» позволяет арктическому вездеходу уложиться в разрешенные ПДД параметры, что в свою очередь позволяет камазовской новинке свободно передвигаться по дорогам общего пользования, вездеход может развивать скорость до 50 км/ч. В то же время вариант «Негабарит» с широкими шинами предназначен для перемещения по грунтам с низкой несущей способностью. Внушителен и клиренс вездехода «КАМАЗ-Арктика» – 677 мм. Как отмечает Назаренко, благодаря перечисленным качествам новинка может использоваться в качестве «альфамобиля» – транспортного средства, которое будет возглавлять движение колонны других автомобилей, ведя за собой обыкновенные грузовики повышенной проходимости. Грузоподъемность нового северного гиганта оценивается в 13 тонн.
Одной из особенностей арктического вездехода является наличие полноценного комфортного жилого отсека, рассчитанного на проживание трех человек. Внутри жилого модуля имеются спальные места, бензиновый генератор, электрические инверторы, запас питьевой воды, кухня с варочной панелью и СВЧ-печью, туалет и даже душ. Также внутри имеется телевизор, спутниковый телефон. Дизайном жилого модуля занимались специалисты СКБ МАМИ. Специалистам данного предприятия удалось в полной мере совместить утилитарные свойства вездехода с достаточно стильным внешним видом и продуманной эргономикой, которая отвечает всем критериям комфортного и автономного пребывания в жилом модуле. Попасть в модуль можно по специальной раскладной лестнице. Жилой модуль арктического вездехода «КамАЗ-Арктика», который официально будет сертифицирован как снегоболотоход, – это полноценное жилое пространство, в котором можно будет жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях не менее трех суток. «Минимум трое суток, а скорее неделю или даже больше», – отметил Сергей Назаренко главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ КамАЗ. Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые помогут изолировать его обитателей от северного «зверя»: комаров, мошкары и гнуса.
Жилой модуль, фото: vestikamaza.ru
Летом 2022 года новый арктический вездеход «КамАЗ-Арктика» вновь появится на различных выставках, а уже во второй половине лета он отправится в холодные районы нашей страны. Помимо Якутии машину ждут и на Ямале. Второй вездеход с колесной формулой 8х8 будет готов к концу текущего года. Уже известно, что он получит силовой агрегат Р6 (это новый камазовский шестицилиндровый рядный двигатель, созданный в рамках сотрудничества с немецкой компанией Liebherr и вплотную приблизившийся к лучшим иностранным аналогам), новую кабину К5 и автоматическую коробку переключения передач.
«КамАЗ-Арктика», рендер skb-mami.ru
Жилой модуль, рендер skb-mami.ru
Источники информации:
https://vestikamaza.ru/news/budni-kamaza/kamaz-postroil-alfamobil-
http://www.skb-mami.ru/proekty/opytnye-obrazcy-i-prototipy/kamaz-arktika/1388141374.html
http://promportal.su/news/5927/v-tekuschem-godu-na-rinke-poyavyatsya-novie-modeli-vezdehodov-ot-kamaz.htm
http://ex-roadmedia.ru/technics/vezdekhody/novosti-o-vezdekhodakh/6774-predstavlen-novyj-vezdekhod-kamaz-arktika
Габарит-негабарит
Противоречивая задача проходимости в тундре, включая заболоченные участки или по снегу (наст, фирн, снежура) решается стандартным набором выбора шин, которые и определяют габарит.
Для варианта «Габарит» за отсутствием отечественного аналога применили шину NORTEC TA-01 710/70 R38. В этом случае ширина автомобиля составляет 2,5 м, что позволяет использовать её на дорогах общего пользования без дополнительных разрешений. Именно в таком виде машина и была представлена на «Вузпромэкспо».
Для варианта «Негабарит» использовали бескамерную покрышку «Днепрошина» ECOWORK SB-1 типоразмера 66х43.00R25 (размерность 1000/50 R25). Шину этой серии широко используют в сельском хозяйстве на мягких грунтах, заливных лугах и заболоченной местности.
Для нефтяников и транспортников
КамАЗ-6355 — один из самых грузоподъёмных в России автомобилей в классе машин, созданных для Заполярья. Вездеход способен перевозить до 15—16 т грузов по арктическому бездорожью, снежным заносам и болотам. Как пояснил Файзрахманов, на сегодняшний день в России практически нет колёсной платформы, которая может в суровых условиях высоких широт транспортировать грузы свыше 10 т.
Полная масса КамАЗ-6355 составляет 40 т. Снаряжённый вес машины достигает 24—25 т, распределяясь нагрузкой на первый, второй и задние мосты, являющиеся новой разработкой камского предприятия. Длина вездехода — 12 м, ширина — 3,38 м, высота — 3,9 м, дорожный просвет — 0,6 м.
На «Арктике» установлен дизельный двигатель нового поколения КамАЗ P6 уровня Евро-5 с одноступенчатой системой турбонаддува. Мощность силового агрегата — 450 л. с., максимальная скорость автомобиля — 50 км/ч. Как отмечает разработчик, это достойный показатель для столь габаритной платформы и тех условий, в которых она будет выполнять задачи.
Безусловным достоинством КамАЗ-6355 считаются высокие характеристики проходимости на самых разных типах местности. Например, вездеход способен подняться на возвышенность с углами подъёма в 30 градусов и преодолевать брод глубиной до 1,8 м.
Разработка КамАЗ-6355 осуществляется ПАО «КамАЗ» совместно с кафедрой СМ-10 «Колёсные машины» МГТУ им. Н.Э. Баумана и Московским политехническим университетом при поддержке Минобразования России. Конструкторам была поставлена задача создать для условий Заполярья высокотехнологичный и экологически безопасный тяжёлый вездеход.
На сегодняшний день камское предприятие собрало два прототипа. Первый — с колёсной формулой 6×6, второй — более габаритный, с восемью парами колёс. Именно эта модель была представлена на XIII Международном салоне «Комплексная безопасность», состоявшемся в КВЦ «Патриот» (подмосковная Кубинка) в середине мая.
Жилой модуль в 6345 и хозблок в 6355
Перед тем как купить Камаз Артика, нужно определиться с требованиями к дополнительному оборудованию. Так, в модели 6345 предусмотрен полноценный жилой модуль, а в 6355 разработчики ограничились хозяйственным блоком. Каждый из вариантов имеет особенности, требующие рассмотрения.
Интерьер
При разработке КамАЗа Арктика рассматривали многие варианты обустройства зоны отдыха. В результате использовали каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями, полость которых заполнили качественным теплоизоляционным материалом. Жилой модуль с хорошей комплектацией позволяет длительно путешествовать экипажу из трех человек, при этом в непредвиденных ситуациях (поломка или затор) и в тяжелых погодных условиях (вьюга, сильный снегопад, заносы) можно в комфорте дождаться подмоги.
Внутреннее помещение модуля организовано так же, как в привычных для многих железнодорожных вагонах, но дизайнерские решения тут лучше. Отдыхать можно на уютных спальных полках, которые размещены в два яруса возле передней стены. По бокам с одной стороны разместили откидывающийся столик, а с другой шкаф для одежды.
Под нижней полочкой размещается объемный рундук для багажа. Рядом с противоположной стеной размещается удобное сиденье и обеденная зона, состоящая из плиты, микроволновки, мойки, вытяжки, холодильника, ящиков для пищевых продуктов и кухонных принадлежностей, а также 200 литровая ёмкость для питьевой воды.
Жилая зона «Арктики» оборудован автономной системой отопления, которая поддерживает необходимую температуру в жилом помещении зимой, когда морозы достигают минус 50-60°С. Летом в жаркую погоду помещение для отдыха охлаждает небольшой кондиционер. Провести приятно время во время поездки или во время стоянки экипажу позволит музыкальная установка и цифровой телевизор, который надежно зафиксирован на стене. Для хранения вещей в жилом блоке размещено множество ящиков и полочек.
В стандартную комплектацию включен санитарный узел, состоящий из туалета и душа. Предусмотрено электрическое освещение, которое хорошо справляется с обязанностями в полярную ночь.
Для бесперебойного электроснабжения в жилом модуле установили автономный генератор. В интерьере используют самые новые материалы, поэтому оно очень уютное и практичное. В целом, по своим возможностям жилой блок КамАЗа Арктика ничем не хуже спальных зон больших американских тягачей.
Жилой блок является съемным. Его можно использовать некоторое время для автономного проживания.
В бытовой модуль можно попасть только с улицы по раскладной лестнице. Это один из недостатков конструкции машины, потому что в сильный мороз перебираться таким образом из кабины в жилой модуль, не очень удобно, да и при открытии двери жилое помещение быстро остывает.
Кабина
Автомобиль Камаз Артика комплектуется кабиной F1T, отличающейся низким потолком и таким же двигательным тоннелем. Конструкция крепится на 4-х сайлентблоках, поэтому для попадания внутрь необходимо преодолеть шесть ступенек. Также предусмотрены поручни с левой и правой стороны для облечения подъема и лучшей устойчивости.
Рабочее место автомобиля хорошо организовано. Здесь нет большого количества рукоятей управления. Все сделано таким образом, чтобы водитель мог управлять транспортом даже в теплых рукавицах. Само рабочее пространство представляет собой стандартную приборную панель, тумбу с правой стороны с ручкой АКПП, а также спальное место возле задней стенки.
Для зимнего периода разработчики предусмотрели обогрев основных элементов машины: кресел, руля, лобового стекла, спального места и даже боковых зеркал. Внутреннее пространство кабины увеличилось на 50%, что позволяет сохранять внутри тепло.
Камаз арктика — 6345/6355, 6х6/8х8, назначение
Новая техника появилась как результат программы развития арктического региона в РФ, принятой в 2022-м. С того момента была проделана большая работа, результатом которой стало два типа грузовых автомобиля:
- Камаз Арктика 6х6— модель 6345. Транспорт предназначен для работы на Крайнем Севере, имеет три оси и шарнирно-сочлененную конструкцию. За кабиной автомобиля находится жилой модуль, где предусмотрено место для отдыха, душ, туалет, небольшая кухня и другие необходимые элементы для жизни. На этом вопросе мы еще остановимся подробнее.
- Камаз Артика 8х8— модель 6355. Это разработка того же года, представляющая собой 4-осная машина, отличающийся улучшенной проходимостью. Первый прототип появился только в 2022-м. Машина комплектуется очень широкими шинами, что позволяет транспортному средству преодолевать препятствия любой сложности. За кабиной отсутствует жилой модуль, но есть хозяйственный блок.
Грузовик предназначен для эксплуатации в условиях бездорожья и по простым трассам в арктическом регионе России. Он легко преодолевает песчаную и болотистую местность, а также участки со слабым грунтом без вреда для поверхности. Такой транспорт используется в следующих сферах и направлениях:
- энергетическая;
- горнодобывающая;
- сельское хозяйство;
- полиция;
- геологическая разведка;
- медицинская служба;
- МЧС;
- лесное хозяйство;
- ФСИН;
- военные и силовики.
Транспорт рассчитан на работы при температуре до -60, что делает его уникальным в своем роде.
Колеса «арктики»
На всех модификациях арктического вездехода устанавливают шины низкого давления (вне зависимости от конфигурации 6х6 или 8х8). Это повышает проходимость машины по слабонесущим грунтам, мелким болотам и снегу. На грузовик можно ставить два типа шин: 710/70 R38 шириной 70 см («Габарит»)
и 1000х50,00R25 SB1 шириной больше 1 м («Негабарит»). Шины «Габарит» позволяют новому вездеходу уложиться по ширине в ПДД, поэтому он может двигаться по дорогам общего пользования со скоростью до 50 км/ч. Вездеход, обутый в шины «Негабарит» может легко перемещаться по слабым грунтам.
Комфорт в обитаемой зоне
В великом шансе найти достойных партнёров в ПАО «КАМАЗ» не особо раздумывали. К созданию ВТС – вездеходного транспортного средства – подключили сразу три вуза: Московский политех, МГТУ им. Баумана и МАМИ. Были предъявлены строгие требования к дизайну и комплектующим, а также надёжности, энергоэффективности в условиях эксплуатации в районах арктического севера.
Поскольку наше восприятие определяет внешний вид, то на мастерскую промышленного дизайна СКБ-МАМИ, которое в прошлом году справило 30-летний юбилей, легла ответственность проработки экстерьера и интерьера.
В СКБ были разработаны дизайн жилого модуля, элементы экстерьера кабины и переднего бампера. В задачи вошли расчёт эргономики разрабатываемых узлов и элементов, подбор осветительного оборудования кабины и бытового оборудования жилого модуля. В довесок на СКБ возлагалась разработка конструкторской документации и математической модели для производства прототипа.
Подготовка жизненного пространства является неотъемлемой частью машины. Так, кабина имеет дополнительную теплоизоляцию, а приток тепла обеспечивает воздушный отопитель повышенной мощности. Обращает внимание большое применение электрообогрева, которое коснулось не только ветрового стекла и зеркал заднего вида, но и рулевого колеса, сидений и спального места.
Но поскольку в экспедициях приходится работать не только в морозные зимы, но и жарким летом, когда солнце нагревает тундру до 40 °С, а гнус и мошкара лезет во все щели, то в кабине и жилом модуле предусмотрены кондиционеры.
Купе жилого модуля оборудовано спальными местами, шкафами и сейфами, кухонным блоком с раковиной, плитой, СВЧ-печью, холодильником и системой вентиляции. В отдельный модуль выведена кабина с санузлом, объединённым с душем. Таким образом, успешно решена задача по совмещению утилитарных свойств вездехода со стильным внешним видом и продуманной эргономикой, отвечающим критериям автономного и комфортного пребывания.
В качестве бонуса был предложен вариант с новой кабиной К5, производство которой уже ведётся в Набережных Челнах.
Что же получилось в итоге? Перечень потенциальных заказчиков и спектр применения машины весьма широк:
- транспортные компании;
- добыча нефти и газа;
- геологоразведка;
- горнодобывающая промышленность;
- системы энерго- и водоснабжения;
- лесная промышленность;
- природоохранные организации;
- сельское хозяйство;
- правоохранительные органы, «скорая медицинская помощь» и МЧС.
Как минимум из этого списка выделяются четыре позиции, которые не испытывают проблем с финансированием и закупкой оригинальной техники, что даёт в дальнейшем шанс расширению рамок проекта.
Конструкция и модификации
Арктический вездеход будет выпускаться в следующих вариациях:
- КАМАЗ-5350;
- КАМАЗ-6345.
По колесной конфигурации машины будут иметь 3 или 4 оси.
Назначение
Этот грузовик способен двигаться по обычным трассам и бездорожью в арктической зоне: по глубокому снегу, небольшим болотам, пескам и другим слабым грунтам без ущерба почве.
Новый вездеход будет востребован:
- транспортными организациями;
- добывающими отраслями;
- геологоразведкой;
- энергетиками;
- природоохранными органами;
- полицией;
- сельским и лесным хозяйствами;
- ФСИН;
- медиками;
- МЧС.
Не исключается, что новый КАМАЗ-Арктика будет использоваться военными и силовыми структурами.
Обобщение
Камаз Артика — специальный транспорт, разработанный для эксплуатации в сложных арктических условиях. Продается в двух вариантах — 6345 с колесной базой 6х6 и жилым модулем, а также 6355 с базой 8х8 и хозяйственным блоком. Они имеют схожие технические характеристиками, но разные двигатели и трансмиссии. Кроме того, каждая из моделей отличается по размерам и бывает двух видов — «габарит» и «негабарит». При этом высокая стоимость техники часто отпугивает покупателей, поэтому все большим спросом пользуется ее аренда.
Оригинальная «ходовка»
Как показывает опыт создания колёсных вездеходов Valmet, Foremost для тундры и Крайнего Севера (несколько машин закупил СССР в конце 1980-х), в «стандартных» условиях эксплуатации вполне хватает одной степени гибкости, а проблему потери сцепления при недостатке отбоя и сжатия подвески можно решить применением межколёсной блокировки. Поскольку поворот осуществляется только в продольной плоскости, то пришлось в подвеске принять нетривиальные решения.
В передней подвеске ВТС 6х6 «Габарит» использованы задний мост КАМАЗ-6520, рессоры от задней подвески КАМАЗ-5460, амортизаторы и стабилизатор от подвески КАМАЗ-65225. То есть проблема неподрессоренных масс уже решена стандартным набором. Подвеска задней секции не несёт в себе сюрпризов, если не считать того, что рессоры заменены жёсткими балансирами, которые через упругие опоры опираются на ведущие средний и задний мосты.
Пролог к идее
Освоение Арктики и Крайнего Севера всегда упиралось в две проблемы: экономическую и экологическую. Снижение затрат в транспортных и грузовых перевозках в районах с неразвитой дорожной сетью нельзя решить одной лишь авиацией, поскольку нелётная погода длится до трети года.
Применение «хивусов» – судов на воздушной подушке крайне затратно и эффективно в крайних случаях. Железная дорога снимает часть проблемы, но эффект в прокладке магистралей достигается только при полной загрузке, что в малонаселённых территориях (как на БАМе) начинает терять смысл.
Использование наземного колёсного и гусеничного транспорта упирается в задачу снижения негативного воздействия на грунт. Поэтому основной задачей проекта стала разработка вездеходного транспортного средства с возможностью передвигаться по дорогам общего пользования без ограничения и решение транспортных задач в районах с неразвитой дорожной сетью.
Подспудно должна быть решена задача импортозамещения в части колёсных движителей и разработка задела для создания дистанционно-управляемых, роботизированных транспортных средств.
На этом этапе стало ясно, что трудно предложить одно решение для широкого круга задач. Среди стандартных решений, которые выбирает проектировщик в таких случаях – поиск единого базового шасси. Так были определены две модификации с сочленённой рамой и колёсными формулами 6х6 и 8х8.
Силовая линия
Конструкторы предусмотрели два варианта дизелей: V-образная 11-литровая «восьмёрка» КАМАЗ 740.37-400 и рядная 12-литровая «шестёрка» КАМАЗ 910.12. Далее следует адаптация мотора. Подготовка силового агрегата к морозам до –80 °С заставила применить только морозостойкие РТИ, топливные фильтры с электрообогревом, синтетическое трансмиссионное и моторное масло и антифриз в системе отопления.
Для работы в закритичных температурных условиях турбодизель оборудовали жидкостный подогреватель увеличенной мощности с обогревом масляного картера двигателя. Не забыта система питания и запуска. Топливный бак утеплён и имеет электроподогрев, обогреваемые и изолированные ёмкости АКБ, имеется розетка внешнего запуска от внешней электросети.
Серийно выпускаемая раздаточная коробка КАМАЗ 633-1800020 решает поставленные задачи. Его входного крутящего момента на первичном валу (25 000 Н∙м) вполне хватает для реализации мощностного потенциала. Передаточное число на высшей передаче 0,872, на низшей – 1,593.
Распределение потока мощности на ВАТС 6х6 осуществляется в пропорции 27,5% на передний мост и 72,5% на задние оси. Механическая КП ZF 16S1822 с широким диапазоном передаточных чисел от 13,74 на первой ступени до 1,2 на 16-й ступени, позволяет использовать стандартный скоростной мост КАМАЗ-6520 с передаточным отношением 6,33.
На 8-колёсных ВТС, где планируется использовать автоматическую КП Allison 4500 (передаточные числа от 4,7 до 0,67), в конструкции применены мосты КАМАЗ-6520Т с «мощностным» передаточным отношением 15,239.
Сочленение секций
Узел сочленения для всех вариантов машин унифицирован и состоит из двух листовых коробчатых конструкций, соединённых двумя шаровыми шарнирами, которые обеспечивают горизонтальную гибкость передней и задней секций на максимальный угол складывания 45°.
Размещение внутри рамы двух цилиндров поворота позволило использовать место внутри заднего каркаса узла сочленения, уменьшить его размеры и использовать в качестве заднего упора стандартную поперечину рамы. Таким образом, задний каркас не нагружается усилиями от гидроцилиндров ГЦ 100.56х450, а штоки защищены от грязи и механических повреждений каркасом.
Тут кажется несколько парадоксальным само решение сочленения – оно не имеет поперечной гибкости, как у шарнирно-сочленённых самосвалов (ADT). Впрочем, в машиностроении встречаются конструкции с дополнительной вертикальной гибкостью, но учитывая запредельные условия, такое усложнение может лишь вредить в дальнейшей эксплуатации.
Стоимость
Закажите спецтехнику на нашем сайте:Аренда спецтехники в России
При разработке грузовика применялось много специального оборудования и разработок, поэтому цену Камаз Артика трудно назвать небольшой. В наиболее простой комплектации покупка автомобиля обойдется в сумму от 7 миллионов рублей.
А за самую дорогую комплектацию с жилым блоком придется выложить до 15 миллионов. Для экономии средств многие отдают предпочтение аренде, которая позволяет получить транспорт по цене от 20 000 рублей. При этом условия могут отличаться.
Технические характеристики
Параметры КАМАЗ-Арктика 6х6 на разных колесах приведены ниже в таблице:
Характеристики «Арктики» с колесной формулой 8х8 сведены в таблицу:
Нашим инженерам-конструкторам удалось создать современный комфортный вездеход с высокими техническими и эксплуатационными характеристиками. Цена арктического КамАЗа Арктика 6345 6х6 на шинах низкого давления сегодня составляет 12 000 000 — 15 000 000 рублей.
Трансмиссия
На автомобилях 6345 со схемой 6х6 предусмотрена «механика» на 16 скоростей типа ZF16S1822. Ее особенность в расширенном передаточном диапазоне (1,2-13,74), что обеспечивает комфортное переключение и получение максимальной эффективности от мостов машины.
Для сравнения на Камаз 6355 ставится коробка-автомат Allison 4500 на шесть скоростей с передаточным число в диапазоне 0,67-4,7. Сцепление в обоих случаях дисковое, фрикционное. Распределение мощности на передние задние колеса происходит в соотношении 27,5 и 72,5 процента соответственно.
Ходовая
Для лучшей проходимости снегоболотоход Камаз Арктика комплектуется надежной подвеской. Спереди установлена рессорный тип, взятый с модели 5460, сзади — с 6520. При этом стабилизатор и амортизатор позаимствованы с 65225. Мосты машины отличаются тихоходностью и высоким передаточным числом. Они разработаны только для Арктики и применения в особо сложных условиях.
Она имеет много общего с трактором «Кировец». Ее суть в том, что транспортное средство поворачивается не с помощью колес, а путем «излома» рамной части. Необходимость создания такой конструкции обусловлена большими размерами и шириной колес, для которых применение обычной методики исключено.
В месте соединения рамы предусмотрена пара конструкций коробчато-листового типа. Они объединяются с помощью двух шаровых шарниров, а сам разворот обеспечивается парой гидроцилиндров. Наибольший угол изгиба ограничен 45 градусами. При этом сам шарнирно-сочлененный механизм отличается хорошей подвижностью по горизонтали и обеспечивает разворот машины с минимальным радиусом.Шарнирное соединение подходит для разных вариантов Камаза—6345/6355.
При создании техники разработчики исключили ее применение по сложной местности, поэтому предусмотрели только межколесную блокировку. Главной особенностью модели стали более широкие шины, обеспечивающие легкое перемещение даже по нестабильной и заболоченной местности.
Хозяйственный блок
В Камаз 6355 Артика жилой модуль не предусмотрен. Здесь за водительской кабиной находится запаска, кран-манипулятор типа ИМ-77 и хозблок. Последний применяется для складирования инструмента и разного оборудования. Отсек комплектуется лестницей, состоящей из трех секций и выдвижным механизмом.
Эта особенность облегчает доступ к хозяйственному блоку и всему, что в нем сложено. Крановая установка находится перед кузовом. С ее помощью можно загрузить в транспорт что-то тяжелое или заменить колесо. Такая установка поднимает вес до 3 тонн на высоту до 6,8 м.