Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь Камаз

Автоматические централизованные системы смазки. опыт применения, проблемы и перспективы использования

УДК 622.271

С.Л.ИВАНОВ

Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет), П.П.ДУДКО, Г.Ю.ДМИТРИЕВ ООО «НаноТехнологии», С.П.ПОДХАЛЮЗИН ООО «Техпартнер»

АВТОМАТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СИСТЕМЫ СМАЗКИ. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Представлен опыт применения централизованных систем смазки (ЦСС) для оборудования горной и строительной промышленности. Обоснована и показана область применения таких систем. Описаны результаты экспериментов в области текучести отечественных и зарубежных смазок для ЦСС при отрицательных температурах.

Presented the practical useful of central oiling systems (COS) for equipment mining and building industry and determined the field using of these systems. Presented the experimental results of flooding different oil for COS bellow zero.

Эффективность применения централизованных систем смазки (ЦСС) доказана опытом их использования на технологическом транспорте и мощном горно-добывающем оборудовании*. При этом за счет сокращения времени на проведение смазочных работ и улучшения условий смазки возрастает сменная производительность оборудования, сокращаются затраты на ремонт и обслуживание, приобретение запасных частей за счет рациональной систематической дозированной подачи в пару трения смазки. Положительный опыт применения ЦСС позволяет с равным успехом использовать их и на другом оборудовании горно-добывающих предприятий.

Применение централизованных систем смазки имеет особое значение в современных условиях хозяйствования, когда вопросы себестоимости, рентабельности, конку-

* Госман А.И. Автоматическая система смазки -путь снижения простоев технологического оборудования // Горная промышленность. 2002. № 6.

Пути снижения простоев землеройной и строительной техники / В.И.Щекотов, А.С.Джелялов, И.Н.Крикун, А.И.Госман, Л.П.Прахов // Горная промышленность. 2005. № 3.

рентоспособности при жесткой конкуренции приобретают особую остроту, определяя возможность существования как отдельных предприятий, так и целых отраслей промышленности.

Вместе с тем, такое состояние делает актуальным вопросы технической модернизации имеющегося на предприятиях оборудования и внедрения нового, более эффективного. Проведение этих работ предполагает увеличение производительности и срока службы оборудования, сокращение времени и затрат при техническом обслуживании, снижение влияния человеческого фактора.

В настоящее время проводится работа по внедрению передовых методов, позволяющих до минимума сократить время простоев техники, в частности, за счет применения автоматической централизованной системы смазки (АЦСС). Эффективность применения таких систем подтверждается опытом их применения на технологическом транспорте зарубежного производства (например, «Komatsu» и «Caterpillar»), который в основном оборудован подобными системами смазки. В ходе совместной работы фирмы «Lincoln» и ПО «БелАЗ» были раз-

работаны и успешно применяются автоматические системы смазки на большей части заводской продукции, в том числе и на мощных самосвалах. Кроме того, при разработке АСС для экскаваторов ЭКГ-5А и ЭКГ-20 (ОАО «ОМЗ — Горное оборудование и технологии») была разработана принципиально новая система смазки, позволяющая все труднодоступные и трудоемкие точки трения смазывать во время работы.

По данным сравнительных испытаний шагающих экскаваторов ЭШ 15.90 (ОАО «ОМЗ — Горное оборудование и технологии»), оснащенных автоматической централизованной системой смазки фирмы «Lincoln» и штатной системой смазки, на карьере «Narva Karjaar» (Эстония) за счет применения АЦСС расход смазки сократился более чем в шесть раз, расходы на ее приобретение — в два раза, а простои оборудования для проведения смазочных работ -более чем в семь раз.

В результате между фирмами «Lincoln GmbH» и «Narva Karjaar» заключен контракт на поставку 16 АЦСС на шагающие экскаваторы типа ЭШ 15.90 и ЭШ 10.70, несмотря на то, что эти машины уже продолжительное время находятся в эксплуатации, средний возраст экскаваторов примерно 17-25 лет. Опыт эксплуатации экскаваторов в Эстонии показал, что их оснащение централизованными системами способствует увеличению чистого рабочего времени работы экскаватора примерно на один час в смену. Соизмеримое увеличение производительности работы экскаватора за смену составляет от пяти до семи дополнительно загруженных железнодорожных вагонов.

Использование автоматических централизованных систем смазки позволяет в значительной степени повысить эффективность оборудования и снизить эксплуатационные издержки. Простота в использовании, надежность и быстрая окупаемость — это решающие факторы, которыми руководствуются при оснащении оборудования такими системами. АЦСС подводит смазку к конкретному узлу, исключает необходимость вмешательства персонала в процесс смазки, обеспечивает постоянное наличие опти-

мального количества смазочного материала в узлах трения.

К настоящему времени накоплен значительный опыт использования АЦСС на технике и оборудовании как импортного, так и отечественного производства. Сейчас это преимущественно автоматизированные централизованные системы смазки: легкие, компактные, надежные, с возможностью программирования для выбора режимов подачи смазки.

В Первомайском карьере Северного ГОКа (г.Кривой Рог) произведен монтаж первого из трех ЭКГ-10, поставленных «ОМЗ -Горное оборудование и технологии». За год эксплуатации АЦСС экскаватор ЭКГ-10 получает дополнительно 440 производительных рабочих часов или около 150000 м3 дополнительно отгруженного объема.

Более 400 автосамосвалов «БелАЗ» ежегодно поставляются потребителю с установленной на заводе АЦСС фирмы «Lincoln», которая хорошо себя зарекомендовала даже в сложных климатических условиях Якутии. Опыт применения в АТУ Лебединского ГОКа систем централизованной смазки «Lincoln» с использованием смазки фирмы «Shell» показал, что на большегрузных самосвалах типа «БелАЗ-75131» и «Haulpak 510 Е» узлы трения (сферические подшипники), обслуживаемые при помощи АЦСС, при пробеге машин в среднем 500 тыс.км (50 тыс. моточасов) не требуют замены.

В феврале 2004 г. на Талдинском угольном разрезе смонтирована и введена в эксплуатацию АЦСС «Lincoln» на экскаваторе ЭКГ-15 № 45, которая также хорошо себя зарекомендовала. К сожалению, на действующих экскаваторах конструкция некоторых узлов, например ходовой тележки, не позволяет подвести к ним смазку. Руководители механических служб добывающих предприятий «Кузбассразрезуголь», Угольная компания «Южный Кузбасс», ОАО «Междуречье», ЗАО «Черниговец» и ряда других заявляют, что все карьерные экскаваторы должны поставляться с завода уже с АЦСС. За последние годы совместными усилиями конструкторов «ОМЗ — Горное

оборудование и технологии», специалистов фирмы «Lincoln» были разработаны проекты ЦСС для экскаваторов ЭКГ-5, ЭКГ-10, ЭКГ-12, ЭКГ-15, ЭКГ-20, гидравлического экскаватора ЭГ-5,5 (ЭГ-110), дробилки КРД-700/100А, дробилки ККД-1500/200 (230), бурового станка СБШ-270ИЗ, экскаватора ЭШ-25.90 и ряда шаровых мельниц. В Монголии пущена в работу АЦСС на ЭШ-25.90, которая без замечаний работает третий год. Для адаптации АЦСС в конструкцию машин и оборудования, выпускаемого «ОМЗ — Горное оборудование и технологии», были внесены изменения, позволяющие производить смазку почти всех узлов трения в автоматическом режиме. Таким образом, положительный опыт эксплуатации систем централизованной смазки российскими горными предприятиями свидетельствует о том, что система эффективна не только на новой машине, но и при монтаже на уже действующей технике.

ФГУП «ПО Уралвагонзавод» готовится выпустить на рынок новые модификации гусеничного экскаватора ЭО-5126, оснащенные автоматической централизованной системой смазки «Lincoln». В Воронеже построены два уникальных 120-тонных гидравлических экскаватора «ДГЭ-1200», не имеющих аналогов в России. Эти экскаваторы оснащены централизованной системой смазки компании «Lincoln».

Холдинговая компания «АвтоКрАЗ» рекомендует новую систему централизованной смазки. В условиях испытательного центра «АвтоКрАЗ» успешно прошла испытания система централизованной смазки «Lincoln», которая рекомендована для применения на автомобилях «КрАЗ».

Системы централизованной смазки «Lincoln» установлены на оборудование компании ОАО «ОЛКОН», на Оленегор-ском горно-обогатительном комбинате. Централизованная смазка «Lincoln», подается в автоматическом режиме на узлы трения и подшипники питателей и главного вала двух щековых дробилок ШКД СМД-60 и на четыре грохота типа ГИСТ-72 и ГИСЛ-82.

ОАО «Тверской экскаватор» установил централизованную систему смазки «Lincoln»

на специальную машину для погрузки металлолома и леса — экскаватор ЕК-18-45 со скраповым оборудованием и гидроподъемной кабиной.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на аспекты, сдерживающие широкое внедрение АЦСС. Во-первых, это консервативность и недоверие руководителей и специалистов, занимающихся эксплуатацией техники к новым решениям. Во-вторых, обязательность использования в АЦСС согласованных специальных смазок. Для обеспечения нормальной работы АЦСС необходимо использование специальных смазочных материалов, производители которых в описании смазок специально оговаривают условия применения данной смазки (обычно указывают кроме рабочей температуры предельную температуру прокачивания). Особенно остро эта проблема стоит на Севере страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, где расположены основные добывающие предприятия.

Компания «Техпартнер» и компания «НАНОТЕК» (ООО «НаноТехнологии»), занимающиеся производством смазочных материалов, провели испытания целого ряда смазок с целью определения их прокачивае-мости при отрицательных температурах. Испытания проведены в специальных климатических камерах, моделирующих температурные условия до -60 °С в Лаборатории типовых испытаний и надежности (ЛТИиН) ОАО «Прибой», Санкт-Петербург (табл.1).

Испытательный стенд включал в себя следующее оборудование «Lincoln»: насос серии Р-203 «QUICKLUB» со встроенным электронным блоком управления для прогрессивной системы смазки с насосным элементом В7, предохранительным клапаном на давление 400 бар, с прогрессивными распределителями SSV-6 и SSV-10, трубопроводами высокого давления KF300 8,6 х 2,3 общей длиной 15 м, манометрами под давление 400 бар, насосом «POWERLUBER» для прокачки системы.

Из табл.1 видно, что смазки компании «НАНОТЕК» существенно превосходят по предельной температуре прокачиваемости Литол 24 и охватывают практически весь

Таблица 1

Результаты испытаний смазок при пониженных температурах

Наименование Тип Загуститель Класс NLGI Температура прокачиваемости в холодных условиях, °С

Гарантированная Предельно допустимая

Литол 24 Пластичная, минеральная Li 3 — -12

Литол Ультра ЕР 2 Пластичная, полусинтетическая Li 2 -25 -30

МеталлПлак С-ЕР 1 Пластичная, синтетическая Li 1 -25 -35

МеталлПлак С-ЕР 0 Пластичная, синтетическая Li 0 -30 -35

МеталлПлак ЕР 000 Полужидкая, полусинтетическая Li 000 -30 -35

МеталлПлак С-ЕР 000 Полужидкая, синтетическая Li 000 -42 -47

Таблица 2

Характеристики смазок

Показатели Литол 24 ГОСТ 21150-87 (РФ) Литол Ультра ЕР2 ТУ 0254-00215238210-2003 («НАНОТЕК», РФ) Mobil SHC 220 («Mobil Oil», США) Multy Duty Grease MoS2 («SUNOCO Lubricants», Бельгия)

Класс Ж01 3 2 2 2

Пенетрация при 25 °С 220-250 265-295 280 265-295

Цвет Коричневый, желтый Красный Красный Черный

Температура каплепадения, °С 185 185 270 185

Базовое масло Минеральное Полусинтетическое Синтетическое Минеральное

Нагрузка сваривания, кг 150 320 250 280

Критическая нагрузка, кг 63 140 Нет данных Нет данных

Рабочие температуры, °С -40 120 -45 130 -45 170 -20 140

Минимальная температура

прокачиваемости, °С -12 -30 Нет данных -20

зимний температурный диапазон эксплуатации техники в России.

Кроме прокачиваемости, изготовители АЦСС вводят ограничение на класс NLGI (число пенетрации, характеризующее мягкость смазки; чем выше класс NLGI, тем гуще смазка). Для смазок, используемых в АЦСС, показатель NLGI не должен превышать двух единиц. Практика показывает, что эти рекомендации не всегда выполняются. Для обеспечения прокачиваемости смазки Литол 24 при отрицательных температурах в нее добавляют моторное или гидравлическое масло, а нередко и дизельное топливо. Такие эксперименты чаще всего приводят к негативным последствиям. Попадание механических примесей в смазку в процессе эксперимента приводит к выходу из строя не только АЦСС, но и смазываемых узлов

оборудования. Введение большого количества жидкости в смазку нарушает ее структуру и, как следствие, свойства (стабильность, температуру каплепадения, триботехниче-ские смазочные характеристики и др.).

Типичные характеристики смазок для АЦСС представлены в табл.2. Для сравнения в ней также даны характеристики Литол 24.

Важнейшей характеристикой смазочных материалов является смазочная способность, которая оценивается по нагрузке сваривания и критической нагрузке. Нагрузка сваривания — показатель, характеризующий свойство смазки предотвращать задир в условиях высоких контактных нагрузок. Критическая нагрузка — предельная нагрузка, при которой происходит разрушение масляной пленки и переход с жидкостного режима трения на полусухой и сухой.

Рс, кг 300 i 250 200 150 i 100 50 1 0

Литол 24 Литол Ультра Mobil Multy Duty ЕР2 SHC 220 Grease MoS2

Сравнительные характеристики смазок на смазывающую способность

Для современного промышленного оборудования, особенно дорогостоящего, разработаны специальные смазки, содержащие противозадирные присадки, улучшающие смазочные характеристики. При их обозначении обычно используют индекс ЕР (Extreme Pressure, т.е., для экстремальных давлений) или это подчеркивается в описании смазок. Их применение особенно эффективно в узлах и механизмах, испытывающих вибрацию и ударную нагрузку (движение тяжело нагруженного автомобиля по неровной дороге, например самосвала в карьере, работа виброгрохота, ковшового или роторного экскаватора и др.). Анализ характеристик смазок для АЦСС

показал, что практически все они являются ЕР смазками. Смазки, представленные в табл.2 (кроме Литол 24), являются ЕР смазками. На рисунке для наглядности представлены значения нагрузки сваривания некоторых смазок при испытаниях на четырехшариковой машине трения.

Из рисунка видно, что ЕР смазки значительно превосходят по этому показателю Литол 24. Практически это выражается в двух-трехкратном увеличении ресурса узлов и механизмов при применении в них смазок ЕР класса.

В заключение следует отметить, что для эффективной работы АЦСС оборудования необходимо использование современных специализированных смазочных материалов ЕР класса.

Проведенные испытания показали, что смазочные материалы компании «НАНО-ТЕК» удовлетворяют требованиям к смазкам для АЦСС. По своим характеристикам они не уступают аналогичным смазкам иностранных производителей.

На основании проведенных испытаний смазочные материалы «НАНОТЕК» допущены к применению в оборудовании для АЦСС компании «Lincoln GmbH & Co. KG».

Электронная система управления двигателями

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ двигателями ф. “CUMMINS” и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ)— электронная (ЭСУД),содержащая микропроцессорный блок управления. На двигателях применяются ТНВД с электронным регулятором фирмы «BOSCH»или ОАО «ЯЗДА» (см. таблицы 6 и 7 — «Техническая характеристика двигателей»).

ЭСУД предназначена для управления цикловой подачей топлива двигателя в зависимости от режимов работы двигателя, его температурного состояния, регулировочных характеристик и параметров окружающей среды.

Система обеспечивает выполнение следующих функций:

— нормирование пусковой подачи топлива;

— коррекция цикловой подачи в зависимости от давления наддувочного воздуха;

— ограничение цикловой подачи топлива при достижении предельной температуры охлаждающей жидкости;

— управление реле блокировки стартера;

— отключение подачи топлива в режиме «горный тормоз»;

— функция «круиз-контроль»;

— ограничение максимальной скорости автобуса;

— обеспечение аварийного останова двигателя;

— осуществление диагностических функций и передача диагностической информации через диагностический разъем по линии K-line и CAN;

— индикация о неисправности ЭСУД контрольной лампой «CHECK ENGINE»;

— обеспечение взаимодействия с другими системами управления автобуса;

— обеспечение аварийно — предупредительной сигнализации и защиты и др.

Полный перечень выполняемых ЭСУД функций определяется при проектировании изделия, на котором применен двигатель.

В состав ЭСУД входят:

— электронный блок управления (ЭБУ);

— жгуты проводов в комплекте с датчиками, переключателями и разъемами для подключения устройств диагностирования системы в условиях эксплуатации;

— исполнительные механизмы (привод рейки ТНВД, клапан аварийного останова двигателя).

Элементы ЭСУД и их предназначение на двигателях КАМАЗ с ТНВД фирмы «BOSCH».

Размещение элементов системы и прокладка моторного жгута проводов на двигателях с ТНВД ф. «BOSCH» представлены на рисунке 51.

В системе используются следующие элементы:

Датчики частоты вращения коленчатого вала (основной и вспомогательный) 0281 002 898 ф. «BOSCH» — индукционные, используются для измерения частоты вращения коленчатого и распределительного валов двигателя.

Датчик измерения частоты вращения коленчатого валаустанавливается в отверстие, выполненное в передней крышке. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальный передний противовес коленчатого вала с восемью пазами.

Датчик частоты вращения распределительного валаустанавливается в специальное отверстие, выполненное в картере маховика. Для формирования сигналов датчика в качестве индуктора применяется специальное колесо с шестнадцатью пазами.

Датчик температуры охлаждающей жидкости0 281 002 209 ф. «BOSCH»используется для определения температурного состояния двигателя. Устанавливается в отверстие коробки термостатов системы охлаждения двигателя.

Сигнал датчика используется в функции ограничения цикловой подачи при превышении допустимой температуры двигателя с выдачей предупреждения на диагностическую лампу и корректировку стартовой подачи топлива в зависимости от температурного состояния двигателя.

Датчик температуры топлива0281002209 ф. «BOSCH» — для определения температуры топлива, монтируется в специальный корпус клапана, установленный на входе в ТНВД. В зависимости от его сигнала корректируется объём цикловой подачи топлива.

Датчик давления и температуры наддувочного воздуха0 281 002 576 ф. «BOSCH», устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру и давление воздуха во впускных коллекторах двигателя. Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха.

Электронный блок управления MS6.1 ф. «BOSCH» обеспечивает прием и обработку сигналов датчиков и переключателей, передаваемой информации по шине CAN.

ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, состоянии двигателя и автобуса, обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива.

Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автобуса, через К-line осуществляется диагностика системы. Электронный блок управления устанавливается в кабине автобуса. Исполнительными механизмами системы являются электромагнит перемещения рейки ТНВД и втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателя.

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Рисунок 51 — Установка жгута проводов на двигателях с ТНВД ф. «BOSCH»: 1 — датчик частоты вращения коленчатого вала (основной), 2 — датчик частоты вращения распределительного вала (вспомогательный), 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости, 4 — датчик температуры топлива, 5 — датчик давления и температуры наддувочного воздуха, 6 — жгут системы управления двигателем, 7 — электромагнит рейки ТНВД, 8 — втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова

Электромагнит рейки ТНВД с датчиком положенияслужит для установки рейки ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Конструкция и характеристики электромагнита обеспечивают высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование двигателя в зависимости от условий работы.

Втягивающий электромагнит 24В клапана аварийного останова двигателяслужит для прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийных ситуаций (заклинивание рейки ТНВД, чрезмерное превышение частоты вращения коленчатого вала, т.д.). Устанавливается в специальный корпус клапана вместе с датчиком температуры топлива.

Педаль подачи топлива ф. «MORSE TELEFLEX» — электронная, со встроенным датчиком положения педали, устанавливается в кабине автобуса с двигателями мод. «CUMMINS ISBe 250.30» (Англия) и моделей 740.65-240 и 740.62-280 (КАМАЗ) и служит для выбора требуемого режима работы двигателя водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в значение цикловой подачи топлива (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства).

Контрольная лампа диагностики двигателя(лампа «CHECK ENGINE»), установленная на щитке приборов в кабине автобуса, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности — блинк-кодов. После включения зажигания тестируется лампа диагностики двигателя, в ходе которого она загорается на три секунды.

Если лампа диагностики продолжает гореть, либо она загорается при работе двигателя, это означает, что в ЭСУД возникла неисправность и для ее устранения необходимо обратиться в сервисный центр. Информация о неисправностях хранится в ЭБУ и может быть прочитана либо при помощи диагностического прибора, либо при помощи лампы диагностики. После устранения неисправности лампа диагностики гаснет.

Диагностика двигателя. Установленный в кабине автобуса включатель режима диагностики имеет три положения — среднее (фиксированное), верхнее и нижнее (нефиксированные). В верхнем и нижнем положении включателя электронный блок управления двигателем находится в режиме диагностики. Диагностика двигателя проводится нажатием и удерживанием включателя в верхнем или нижнем нажатом положении более двух секунд. После отпускания включателя лампа диагностики промигает блинк-код неисправности двигателя в виде нескольких длинных вспышек (первый знак блинк-кода) и нескольких коротких вспышек (второй знак блинк-кода). При следующем нажатии на включатель лампа будет мигать блинк-код следующей неисправности. Таким образом, выводятся все неисправности, хранящиеся в электронном блоке. После вывода последней запомненной неисправности блок начинает заново выводить первую неисправность. Для стирания выводимых лампой диагностики блинк-кодов неисправностей из памяти блока управления при нажатом включателе режима диагностики включите зажигание и после этого удерживайте включатель режима диагностики еще около пяти секунд.

Примерпри физической ошибке датчика температуры наддувочного воздуха (блинк-код 32) лампа диагностики промигает три длинные вспышки, пауза, две короткие вспышки.

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Перечень возможных ошибок и неисправностей, их блинк-коды и рекомендуемые действия при этом приведен в таблице 9.

Таблица 9 — Возможные неисправности ЭСУД, их коды и способы устранения

Описание ошибки

Блинк--код

Устанавливаемые ЭСУД ограничения

Способ устранения ошибки

1

2

3

4

Неисправность педали газа

11

nmax= 1900 мин-1

Проверить подключение педали газа. Обратиться в сервисный центр

Неисправность датчика атмосферного давления

12

Nmax= 300 л.с.

Можно продолжать движение Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика атмосферного давления

13

Неисправность основного датчика частоты вращения двигателя (коленчатый вал)

15

nmax=1600 мин-1

Проверить состояние и подключение соответствующих датчиков частоты вращения двигателя

Можно продолжать движение

Обратиться в сервисный центр

Неправильная полярность или перестановка датчиков частоты вращения

16

17

nmax=1800 мин-1

nmax= 1900 мин-1

Неисправность вспомогательного датчика частоты вращения двигателя (распределительный вал)

18

n max = 1800 мин-1

Неисправность датчика сцепления

14

nmax= 1900 мин-1

Проверить датчик сцепления. Можно продолжать движение. Не пользуйтесь функцией круиз-контроль. Обратиться в сервисный центр

Неисправность главного реле

19

нет

Проверить главное реле и его подключение. Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Неисправность ТНВД

21,22, 24-26

Возможно, двигатель не запустится

Проверить контакт штекера ТНВД. Обратиться в сервисный центр

Несоответствие положения педали газа и педали тормоза

23

Nmax= 200л.с.

Проверить педаль газа, возможно, ее заклинило, срочно обратиться в сервисный центр

Плохой контакт датчика положения рейки

27

Возможно, двигатель не запустится

Проверить контакт штекера ТНВД Срочно обратиться в сервисный центр

Неисправность датчика педали тормоза

28

Nmax= 200 л.с.

Проверить датчик педали тормоза и тормозное реле Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Неисправность электронного блока управления (аппаратное обеспечение)

29, 51-53, 81-86, 99

Возможно, двигатель не запустится

Срочно обратиться в сервисный центр

Неисправность датчика температуры наддувочного воздуха

31

Nmax= 300 л.с.

Проверить датчик температуры наддувочного воздуха.

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика температуры наддувочного воздуха

32

Неисправность датчика давления наддувочного воздуха

33

Nmax=250 л.с.

Проверить датчик давления наддувочного воздуха.

Можно продолжать движение. Обратиться в сервисный центр

Физическая ошибка датчика давления наддувочного воздуха

34

Элементы ЭСУД двигателей «КАМАЗ» с V-образным ТНВД

На двигателе установлены датчики:

два датчика частоты вращения коленчатого вала;

— температуры охлаждающей жидкости; температуры топлива;

— температуры наддувочного воздуха; давления наддувочного воздуха.

Датчик частоты вращения коленчатого вала 406.3847060-01 (ОАО «ПЕГАС») — индукционный, используется для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя. Устанавливается в специальные отверстия в картере маховика.

Для формирования сигналов частоты вращения коленчатого вала в качестве индуктора используются зубья обода маховика. Для обеспечения работоспособности двигателя при выходе из строя одного из датчиков применяются два датчика частоты вращения.

Датчик температуры охлаждающей жидкости192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга) используется и устанавливается аналогично ЭСУД с рядным насосом фирмы «BOSCH».

Датчик температуры топлива192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга), устанавливаемый в топливный канал ТНВД, служит для определения температуры топлива. В зависимости от его сигнала происходит корректирование объёма цикловой подачи топлива.

Датчик температуры наддувочного воздуха192.3828 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга), устанавливаемый в соединительном патрубке, определяет температуру воздуха во впускных коллекторах двигателя.

Датчик давления наддувочного воздуха23.3855 (ОАО «Автоэлектроника», г. Калуга) крепится с помощью кронштейна на соединительном патрубке воздушных коллекторов двигателя и с помощью резинового рукава соединяется с впускным коллектором.

Значения температуры и давления воздуха необходимы для определения массового расхода воздуха и соответственно состава рабочей смеси.

Электронный блок управления50.3763 (ОАО ЧНППП «ЭЛАРА», г. Чебоксары) устанавливается в кабине автобуса. ЭБУ анализирует всю поступающую информацию о режимных параметрах, о состоянии двигателя и автобуса, обрабатывает ее в соответствии с заданными алгоритмами и управляет рейкой ТНВД, обеспечивая при этом впрыскивание строго дозированных порций топлива. Через шину CAN возможен обмен сигналами с другими системами автобуса, через К-line осуществляется диагностика системы.

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Рисунок 52 — Установка жгута проводов на двигателях с V-образным ТНВД: 1 — исполнительный механизм с датчиком положения; 2 — датчик давления наддувочного воздуха 23.3855; 3 — датчик температуры охлаждающей жидкости 192.3828; 4 — датчик температуры топлива 192.3828; 5 — датчик температуры наддувочного воздуха 192.3828; 6 — датчик частоты вращения коленчатого вала 406.3847060-01; 7 — жгут системы управления двигателем внешний 6460-4071031-62; 8 — отсечной топливный клапан

Электромагнит поворотный перемещения реек ТНВД (ООО «Объединение Родина», г. Йошкар-Ола) с датчиком положения {см. рисунок 37 — V-образный ТНВД)служат для установки реек ТНВД в положение, соответствующее заданному режиму работы двигателя. Исполнительный механизм, крепится болтами к верхней крышке ТНВД со стороны масляной полости. С наружной стороны крышки устанавливается датчик положения исполнительного механизма. Верхняя крышка ТНВД через прокладку болтами крепится к корпусу насоса и обеспечивает герметичность масляной полости насоса. Конструкция и характеристики электромагнита определяют высокую точность и быстродействие, обеспечивая регулирование дизельного двигателя в зависимости от условий работы.

Отсечной топливный клапан,предназначенный для останова двигателя путем прекращения подачи топлива в ТНВД при возникновении аварийный ситуаций (например, превышении частоты вращения коленчатого вала), установлен в топливной системе на входе в ТНВД.

Педальный модуль КДБЛ453621.003 (ЗАО «Автокомплект», г. Арзамас) — электронный, со встроенными датчиками положения педали потенциометрического типа (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства),необходим для выбора требуемого режима работы двигателя мод. «CUMMINS ISBe 6,7-270»водителем. Сигнал выходного напряжения передается в электронный блок управления, где он преобразуется в требуемое значение цикловой подачи топлива.

Размещение элементов системы и прокладка моторного пучка проводов на двигателях с V-образным ТНВД показаны на рисунке 52.

Контрольная лампа диагностики двигателя(лампа «CHECK ENGINE»), как и в других системах, служит для контроля работы двигателя и выдачи кодов неисправности -блинк-кодов.

Диагностика и управление ошибками системы ЭСУД.

Диагностика системы производится с помощью сканер-тестера или персонального компьютера, при этом генерируются коды ошибок OBDII, представленные в таблице 10.

Диагностику некоторых ошибок можно провести и при отсутствии сканер — тестера, для чего необходимо однократно кратковременно нажать на кнопку «Диагностика / Сброс ошибок» на пульте управления автобуса.

Если в системе присутствуют ошибки, то код первой ошибки будет отображен с помощью контрольной лампы «CHECK ENGINE». Для определения кода следующей ошибки необходимо после окончания отображения текущей ошибки повторно нажать на кнопку «Диагностика/Сброс ошибок» на пульте управления и т.д.

Каждый код состоит из восьми последовательных миганий разной длительности лампочки. Короткое мигание (порядка 0,2 секунд) соответствует коду «0»,длинное (0,6 секунд) соответствует коду «1».

Поддерживаемые коды приведены в поле «Blink» таблицы 10.

Первое мигание соответствует правому разряду приведенных чисел.

Таблица 10 — Возможные неисправности системы ЭСУД и их коды

В таблице 11приводятся подробные описания основных ошибок, их типы, возможные причины возникновения и методы устранения.

Типы ошибок:

предупреждение — информационная ошибка, не влечет каких-либо изменений алгоритмов работы программного обеспечения;

критическая — ошибка, при которой продолжение нормального функционирования системы невозможно, приводит к принудительному останову двигателя.

Причина возникновения

Способ устранения Тип ошибки

Ошибка «Сбой сигнала датчика частоты» — нет сигнала

Неправильная установка датчика

Проверить подключение датчика

предупреждение

Проверить установку датчика (зазор, угол поворота)

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Высокий уровень сигнала датчика частоты» —превышение допустимого значения

Неправильная настройка датчика и установка датчика

Изменить настройку датчика

предупреждение

Проверить установку датчика (зазор, угол поворота)

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Низкий или высокий уровень сигнала датчика АЦП» (датчики положения реек, педалей, давлений и температур, напряжения питания)

Неправильная настройка датчика и установка датчика

Изменить настройку или калибровку датчика

предупреждение

Проверить подключение и установку датчика

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Сбой сигнала датчика АЦП» — нет сигнала (датчики положения реек, педалей, давлений и температур, напряжения питания)

Датчик отсутствует

Установить датчик

Предупреждение, для датчика положения рейки — критическое

Замыкание контактов датчика на массу или на питание

Устранить неисправность

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Низкий уровень напряжения в цепи питания датчиков» — нарушение питания

Низкое напряжение питания

Проверить напряжение

критическая

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Высокий уровень напряжения в цепи питания датчиков» — нарушение питания

Высокое напряжение питания

Проверить напряжение

критическая

Датчик неисправен

Заменить датчик

Ошибка «Ошибка начальной инициализации данных»

Несоответствие текущей версии программы и данных EEPROM

Обновить данные (Параметры / сохранить настройки в ЭСУД)

критическая

Ошибка «Превышение аварийной частоты вращения коленчатого вала»

Неправильная настройка

Проверить настройки:

— аварийной частоты вращения;

— алгоритмов регулятора скорости и регулятора положения исполнительного механизма ТНВД;

— датчиков частоты вращения;

— положения исполнительного механизма ТНВД

критическая

Ошибка «Ошибка начального тестирования системы»

Есть сигнал с датчика частоты вращения коленчатого вала

Остановить двигатель перед включением блока ЭСУД

критическая

Отключены в настройках необходимые датчики

Проверить настройки датчиков:

— частот вращения;

— положения исполнительного механизма ТНВД;

— положения педали

Нет сигналов с необходимых датчиков

Проверить датчики частот вращения, положения исполнительного механизма ТНВД и положения педали.

При необходимости заменить датчики

Неправильная настройка

Проверить настройки датчика положения исполнительного механизма ТНВД, регулятора положения и управляющего сигнала

Ошибка «Ошибка записи EEPROM» при сохранении данных Ошибка «Ошибка чтения EEPROM» — при чтении данных

Неисправен блок ЭСУД

Заменить блок

предупреждение

Обслуживание ЭСУД

Элементы ЭСУД относятся к необслуживаемым в эксплуатации изделиям и не требуют подстроек, регулировок и технического обслуживания в процессе эксплуатации.

Срок службы ЭСУД — не менее срока службы двигателя.

Ремонт электронного блока управлениядолжен проводиться на предприятии-изготовителе или на специализированных предприятиях, имеющих на то разрешение изготовителя.

Не допускается:

— короткое замыкание выводов контактного разъема блока управления на массовый или положительный полюс источника питания;

— изменение полярности источника питания;

— производить размыканиесмыкание контактного разъема электронного блока управления двигателем при включенном источнике питания.

В таблице 12 (в качестве примера) приведены диагностические коды неисправностей электронной системы управления (ЭСУД) двигателем ф. “CUMMINS” (копия раздела из Руководства по эксплуатации фирмы «CUMMINS»).

Коды отказов по двигателю (по сигнальным лалточкам ЭСУД) приведены в Приложении Ю (КОПИЯ) настоящего Руководства

Таблица 12 — Диагностические коды неисправностей электронной системы управления двигателем ф. “CUMMINS”

(копия раздела из Руководства по эксплуатации фирмы “CUMMINS”)

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Система питания топливом двигателя с электронным управлением

Электронная система управления двигателем может отображать и сохранять в памяти определенные неисправности, поддающиеся диагностике. Для облегчения работы по устранению неисправностей они отображаются в виде кодов. Коды сохраняются в памяти системы.

Существует два типа диагностических кодов:

Коды неисправностей электронной системы управления двигателем информируют водителя о проблемах в системе управления двигателем, которые необходимо устранить.

Коды защиты двигателя и информирования сообщают, что система управления обнаружила, что состояние двигателя выходит за пределы нормального рабочего режима.

Все имеющиеся в памяти коды неисправностей могут быть активными (имеется ошибка в работе двигателя в данный момент) или неактивными (в определенный момент была ошибка в работе двигателя, но сейчас она отсутствует).

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Сигнал «СТОП» — красного цвета (см. поз.7 на рисунке 7),его включение означает, что двигатель необходимо остановить, как только это можно будет сделать, не подвергаясь опасности. Двигатель должен оставаться выключенным до устранения неисправности.

«Предупреждающий сигнал»желтого цвета (см. поз. 5 на рисунке 7).Его включение означает, что неисправность нужно устранить при первой возможности.

При отображении кодов неисправностей, связанных с техническим обслуживанием, как, например, наличие воды в топливе или истечение интервала смены масла, желтый предупреди-тельный сигнал мигает в течение 30 секунд после того, как замок зажигания переведен ключом в положение ВКЛ. Примечание — в зависимости от производителя оборудования, цвет и название ламп могут меняться.

Коды неисправностей можно узнать, как минимум, двумя разными способами:

При помощи электронного прибора для обслуживания автобуса или просмотрев коды в виде световых сигналов. Чтобы просмотреть активные коды неисправностей системы питания топливом с электронным управлением или системы защиты двигателя, переведите выключатель стартера в положение ВЫКЛи установите выключатель диагностической системы в положение ВКЛ.

Поверните выключатель стартера в положение ВКЛ. Если в памяти системы отсутствуют ак-тивные ошибки, обе сигнальных лампы включатся, и будут гореть ровно.

Если в памяти системы имеются активные ошибки, обе сигнальных лампы загорятся и начнут мигать, выдавая коды имеющихся неисправностей.

Коды неисправностей выдаются в следующем порядке.Вначале мигает предупреждающий (желтый) сигнал.

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

Затем, после короткой паузы в одну — две секунды, сигнал «СТОП» (красный)выдает номер текущего кода неисправности. После каждой цифры делается пауза в одну — две секунды.

После того, как красный сигнал выдал номер кода, снова загорается желтый сигнал. Сигнальные лампы повторяют каждый код дважды, прежде чем перейти к следующему. Для того чтобы сразу отобразить следующий код, на секунду переведите рычажок выключателя «понижение — повышение» (если он имеется) в положение « » (повысить).

Можно вернуться к предыдущему коду, на секунду переместив рычажок переключателя (если он имеется) в положение «-» (понизить).

Если в памяти системы имеется только одна активная ошибка, будет постоянно выдаваться один и тот же код, независимо от положения переключателя на понижение или повышение.

Электронная система управления двигателями / Шасси автобусные Камаз-5297 и Камаз-5297-90 / Техсправочник / Кама-Автодеталь

ВНИМАНИЕ!

1) Расшифровка кодов и способы устранения неисправностей даны в разделе «TF» Руководства “CUMMINS”.

2) Во время работы двигателя переключатель(см. поз. 1 на рисунке 7), диагностической системы должен быть в положении ВЫКЛ,чтобы были зарегистрированы все ошибки.

Замыкание контактов выключателя диагностической системы дает системе сигнал о том, что водитель запрашивает коды активных ошибок, сохраненных в памяти системы.

1) Когда система получает сигнал от выключателя, красная и желтая сигнальные лампы включаются и начинают мигать, если в памяти системы имеются активные ошибки.

2) Если обе лампы горят ровно и не мигают, это означает, что активные ошибки отсутствуют. Примечание: для проведения диагностики автобус должен быть остановлен. Если зарегистрировано движение, коды неисправностей не отображаются.

Устанавливайте выключатель диагностической системыв положение ВЫКЛ, когда диагностическая система не используется.

Примечание указанные в таблице позиции относятся к рисунку 7 — Кронштейн управления и индикации двигателя ф. “CUMMINS”, мод. 740.65-240 и 740.62-280 (см. раздел «Органы управления» настоящего Руководства).

Оцените статью
Камаз