ФК «КАМАЗ» в ФНЛ будет играть челнинскими воспитанниками — Реальное время

ФК «КАМАЗ» в ФНЛ будет играть челнинскими воспитанниками — Реальное время Камаз
Содержание
  1. Камаз — только начало?
  2. Когогин: «Купят все, что сделаем»
  3. «купят все, что сделаем»
  4. «будут менять комплектующие на неоригинальные аналоги низкого качества»
  5. «в этом году ориентируемся на сумму инвестиций в 16–18 млрд руб.»
  6. Пао «камаз»
  7. «камаз» должен остаться в фнл по справедливости. но финансирования немного
  8. «на темп 180 ушли не из-за потребностей рынка – рынок может больше принять сегодня автомобилей»
  9. «спрос даже в текущей ситуации потребителями подтвержден»
  10. «человек сидел в бараке, ждал условно-досрочного освобождения, а тут его тащат на камаз…»
  11. …и никаких решеток
  12. КАМАЗ перестанет ездить на выставки — неоправданно дорого
  13. «Многие города просят 1–2 электробуса — на такие «провокации» не поддаемся»
  14. Грузовичок «Компас» — промежуточная модель
  15. Как КАМАЗ предсказал дефицит микрочипов
  16. КАМАЗ еще не определился с будущим проекта «Кама-1»
  17. Возрождение татарстанского дерби
  18. Как не остановить конвейер
  19. Камаз может занять премиальный сегмент вместо уходящих scania и man
  20. Камаз приступит к выпуску полностью локализованных автомобилей к5 в первом квартале 2023 года
  21. Камаз приютит высвободившихся специалистов?
  22. Привлечение осужденных — это социальный проект
  23. Татарское «бильбао» в челнах? в «камазе» хотят делать ставку на челнинских игроков
  24. Фк «камаз» назвал имена первых новичков команды

Камаз — только начало?

Несмотря на то, что наши официальные собеседники настаивают на социальном аспекте дела, один из источников газеты уверен, что КАМАЗу такая рабочая сила может быть и выгодна: «Автогиганту среди прочих требуются и не особо квалифицированные работники, поэтому предложение УФСИН руководство предприятия может принять: вольный человек не будет работать за 20 тысяч рублей, а зэки за такую зарплату (плюс еда) выйдут».

Напомним, что генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин не раз высказывался насчет тяжелой кадровой ситуации. Еще в 2022 году он сетовал на данную проблему в беседе с президентом РФ Владимиром Путиным. В июне этого года на встрече с башкирскими инвесторами руководитель КАМАЗа заявил:

«Проекты с нуля мы в Челнах уже не развиваем». Главная причина — дефицит кадров. «Имеется дефицит рабочей силы, — пояснял он в интервью „Ведомостям“. — Конечно, костяк наших производств останется в городе, но мы будем стараться максимально повышать роботизацию производства».

Добавим, что выбора у отправляемого на принудительные работы нет. «Осужденные к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной работы», — сообщили нам в УФСИН РФ по РТ. При этом в ведомстве дали понять, что рассматривается вариант не только КАМАЗа:

Но готовы ли к такому повороту сами промышленники? По информации Федярова, предприятия от инициативы ФСИН просто отмахиваются. Гайнутдинов предполагает, что дело пойдет лучше, если компании заинтересовать налоговыми послаблениями.

«Это наши граждане, и мы должны за них бороться, — осторожно отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ генеральный директор Зеленодольского завода им. Серго, председатель татарстанского отделения союза машиностроителей Радик Хасанов. — Но и нельзя делать так, что мы обязаны их принять.

Эти люди тоже должны проявлять стремление к труду. Мне за годы работы руководителем пришлось всяких повидать. Были вернувшиеся из мест не столь отдаленных и хорошо работали. Но все же среди осужденных мало людей, которые в тюрьму попали случайно, основная доля контингента — ой-ой».

По мнению Хасанова, вопрос нехватки рабочих рук становится большой проблемой, но его надо решать другими методами — системной работой на уровне государства, а ее сегодня не видно. С гендиректором завода им. Серго солидарен один из наших собеседников в машиностроении:

«Кадров сегодня нет, и, самое страшное, их не будет. Нас ждет колоссальный провал из-за демографических ям 90-х – 2000-х. Работники, которые сейчас должны быть в возрасте 20–30 лет, просто не родились. Дворников, строителей, водителей заменили мигрантами — привезли 7 миллионов, а у станка стоять некому. Надежда на тотальную роботизацию смехотворна. Необходима программа по трудовым ресурсам, но ничего нет, одни декларации».

Когогин: «Купят все, что сделаем»

Рост рынка тяжелых грузовиков, несмотря на сложные условия рынка, неизбежен, считает Когогин: «Просто сегодня рынок определяется возможностями производителей, а не потребностями покупателей. Купят все, что сделаем, но возможности производства сильно ограничены.

Скорее всего, насыщение произойдет не в силу полного удовлетворения потребностей, а из-за роста цен на технику. Мы вынуждены потихоньку поднимать свои цены, чтобы отыграть повышение стоимости материалов. За этот год увеличили цены на 9 процентов, больше пока не планируем».

У КАМАЗа есть сервис «Спецшеринг», который помогает связать владельцев строительной техники с клиентами. В 2020 году случился дефицит самосвалов. Чтобы его покрыть, на предприятии решили создать компанию, которая занимается сдачей самосвалов в аренду:

По прогнозам Когогина, спрос на КАМАЗы продолжит расти. Более того, уже сейчас есть дефицит грузовиков. В сентябре завод будет пытаться держать темп сборки в 200 автомобилей в сутки, в октябре, ноябре и декабре — по 210 единиц: «Мы уже начали контрактовать грузовики на следующий год.

Очень сильно влияет дорожное и жилищное строительство. У нас значительно вырос рынок бетоносмесителей. Плюс сами темпы строительства растут, и старая техника просто не выдерживает. По магистральным тягачам заканчивается пятилетний цикл первичного владения парком, и потихоньку начиная с конца прошлого года идет процесс его обновления».

Все хорошо, по словам Когогина, на рынке экспорта — он вырос почти на 60% за первое полугодие. Помимо традиционных рынков интерес к полноприводной технике проявляют страны Ближнего Востока — Саудовская Аравия и Арабские Эмираты. «В Саудовской Аравии теперь проходит „Дакар“, что стало своего рода рекламной площадкой для наших грузовиков».

«купят все, что сделаем»

– Вы сказали, что дефицит микрочипов вызвал только незначительное снижение выпуска грузовиков поколения К5. Ситуация остается некритичной для «Камаза» и по прошествии трех кварталов? А как для российского автопрома в целом?

– Сможет ли в этих условиях рынок тяжелых грузовиков в 2021 г. вырасти, как вы предполагали, на 30% до 77 000 автомобилей?

– То есть полагаете, что спрос продолжит расти?

– Не получится так, что возникнет дефицит на грузовики, как это случилось в легковом сегменте?

– А без дефицита объем выпуска был бы каким?

– То есть дефицит минимальный.

– Как с экспортом сейчас? Удается ли отгружать законтрактованные объемы продукции?

– Как успехи вашего СП во Вьетнаме?

– Оно работает. Во Вьетнаме сейчас главная проблема – ковид. Страна вновь закрыта на локдаун, но наш офис там работает. Ожидаем заключения еще нескольких серьезных контрактов до конца года. Рассчитываем продать во Вьетнаме около 1000 машин в этом году, это пятая часть всего экспорта. В целом же предполагаем, что в 2021 г. сможем увеличить экспорт на 50%. Не скажу, что это просто. Если в предыдущие годы основным ограничением для нас были политические риски, то в этом году это, конечно, ковид. Периодически закрываются границы стран, возникают перерывы в контактах. Наши специалисты не могут толком никуда поехать, потому что по прибытии на место назначения, как правило, приходится две недели сидеть на карантине.

«будут менять комплектующие на неоригинальные аналоги низкого качества»

Между тем автоэксперты не верят, что КАМАЗ способен так просто локализовать импортные поставки. Скорее всего, автогигант будет искать помощи в Азии, но и там могут возникнуть трудности.

«КАМАЗ не сможет заменить импортные комплектующие. У него сейчас нет хода назад, если только не возвращение в 1980-е годы. А для этого надо восстанавливать старое производство, но и на подобное уйдет лет пять. Поэтому они будут продолжать делать то, что и раньше, но с более низким качеством.

О новых моделях можно надолго забыть, — уверен спортивный директор гоночной команды „ГАЗ Рейд Спорт“, автор программы „Минтранс“ на телеканале „РЕН ТВ“ Вячеслав Субботин. — Иностранные комплектующие в их грузовиках все равно будут. КАМАЗ хорошо интегрирован в мировую автомобильную промышленность.

Они продолжат закупать комплектующие, но неоригинальные, а второго-третьего эшелона. Это Китай, Турция, Индия, Пакистан… Прежде всего расчет на Китай и Турцию, потому что у нас собственного производства этих деталей нет. Например, не выпускаются турбины, которые нужны КАМАЗу.

Ну нет, и все! Чтобы выпускать импортные детали у нас, необходимо строить заводы. Для этого понадобится еще пять лет. Поэтому все эти разговоры об импортозамещении — это пока лапша на уши. Предприятие будет менять комплектующие на неоригинальные аналоги низкого качества. Вместе с тем цена машин не станет ниже».

Субботин советует КАМАЗу не обольщаться и по поводу своего якобы монопольного положения. В ближайшем будущем на российский рынок выйдут грузовики из Китая, которые способны пошатнуть позиции челнинцев, уверен он: «Тот же бизнес сейчас будет ориентироваться на китайские грузовики, потому что они по качеству и функционалу лучше, чем „КАМАЗ“. Поэтому китайские грузовики будут в цене и начнут пользоваться спросом».

Аналогичное мнение высказал известный журналист, радиоведущий и автомобильный эксперт Сергей Асланян. Он уверен, что полный отказ от иностранных комплектующих будет означать для КАМАЗа возвращение к модели 1976 года: «Единственное, что сейчас может сделать завод — оставить красивую кабину и поставить туда старый карбюраторный мотор от „ЗИЛа“, старые коробку, мосты».

Автоэксперты не верят, что КАМАЗ способен так просто локализовать импортные поставкиАвтоэксперты не верят, что КАМАЗ способен так просто локализовать импортные поставки

«К слову, у нас, например, несколько лет назад на уровне правительства обсуждался вопрос: „А не построить ли нам в России подшипниковый завод?“. Мы их не делаем, а покупаем. И когда КАМАЗ говорит: „Мы сейчас сделаем свое“… Ребят, у вас даже подшипников нет.

По словам эксперта, сейчас в России нет ни людей, ни производств, способных изготавливать комплектующие, аналогичные тем, которые сегодня установлены на моделях серии К5: «Если бы был кто-то, способный сделать хотя бы подобие немецкой коробки передач ZF, то тогда КАМАЗ поставил бы свою.

В данной ситуации единственное, что может сделать предпиятие — отказаться от всего импортного. Но тогда мы не увидим „КАМАЗ“, не увидим автомобиля. Даже в самом древнем варианте грузовика нет всего на 100 процентов отечественного. Мы разучились делать те старые плохие машины, мы можем делать новые плохие. А новые плохие теперь под эмбарго. Значит, мы должны вернуться. А возвращаться некуда».

Ряд опрошенных экспертов «БИЗНЕС Online» допустили, что КАМАЗ может поставлять импортные товары транзитом через другие страны. Однако такие игры могут плохо кончиться, уверен Асланян. «Запад сейчас очень пристально следит за поведением каждого российского производителя.

КАМАЗ и вовсе попал под санкции. При попытке договориться за спиной у него все меньше и меньше шансов остаться безнаказанным, — уверен он. — Переговоры по импорту серыми путями вести, конечно, можно. Но сегодня, вероятнее всего, придется от этого отказаться. На самом деле лучше остановить завод и отказаться от действующего модельного ряда, потому что собирать его не из чего».

По словам журналиста, есть вероятность, что Китай, который в потенциале может быть партнером, получит эмбарго от США: «Там всерьез решили наказать Россию. Они не дают просочиться технологиям, которые могут быть использованы в военных целях. И если Америка увидит, что Китай идет навстречу, то она завяжет и их бантиком и скажет, что так и было.

Но США не позволят автогиганту получить то, что ему нужно. С точки зрения американцев КАМАЗ — военный производитель, и по этой причине он подлежит наказанию в первую очередь. Поэтому Mercedes-Benz, который владеет 15 процентами акций челнинского предприятия, отпрыгнул от завода, как от горячего чайника с кипятком.

В общем,  как бы то ни было, именно в эти дни становится очевидным  стратегическое положение КАМАЗа в российской экономике. Понятно, что предприятию практически гарантирована поддержка со стороны государства. Однако, похоже, в одиночку предприятие спасти не удастся — нужно воссоздавать или даже создавать целые отрасли в России — машиностроительную и автомобилестроительную. Это вызов, который нужно, судя по всему, осознать как руководству КАМАЗа, так и правительству РФ.

«в этом году ориентируемся на сумму инвестиций в 16–18 млрд руб.»

– После визита премьера Михаила Мишустина на «Камаз» этим летом стало ясно, что предприятию все же выделят те 50 млрд руб. на компенсацию инвестиционных затрат, которые вы просили у президента по случаю 50-летия завода в декабре 2022 г. Как будут распределяться эти средства?

– По факту деньги, которые выделяются сегодня, – это субсидии на погашение процентных ставок по облигациям и кредитам. Когда мы выпускали облигации (4 июня 2022 г. зарегистрировано девять выпусков биржевых облигаций «Камаза». – «Ведомости»), ключевая ставка была совершенно другой (12,5%, с 15 июня – 11,5%. – «Ведомости»). Мы тогда выпустили облигации под 7% годовых. Нам субсидируется 0,9 от ключевой ставки. Суммы, заложенной на выполнение обязательств, стало реально недостаточно [чтобы покрывать выплаты по купонам]. Михаил Владимирович [Мишустин] нас поддержал, мы нашли понимание. Вы слышали, что 1 млрд руб. выделен. Тем не менее до тех цифр, которые мы обсуждали с президентом в декабре 2022 г., еще очень далеко. Но мы оптимизма не теряем.

– Какие планы по инвестициям на будущий год?

– Вы недавно начали осваивать литье блоков цилиндров двигателей для Aurus. Когда перейдете к их промышленному производству и есть ли заказы на другие компоненты для проекта?

Пао «камаз»

Автопроизводитель

Акционеры (данные компании на 30 июня 2021 г.): госкорпорация «Ростех» (47,1%), ООО «Автоинвест» (23,54%), Daimler AG (15%).
Капитализация – 80,3 млрд руб.
Финансовые показатели (МСФО, первое полугодие 2021 г.):
выручка – 118,9 млрд руб.,
чистая прибыль (на долю акционеров) – 3,7 млрд руб.

Производит грузовые автомобили в двух сегментах – полной массой свыше 14 т (48% российского рынка на конец 2020 г.) и от 8 до 14 т (6%), а также прицепы, спецавтотехнику, шасси, двигатели, инструменты и запасные части для автомобилей. Через свою дочернюю компанию ПАО «Нефаз» занимается производством автобусов (32% российского рынка автобусов большого класса и 79% российского рынка электробусов на конец 2020 г.). Компания продает свою продукцию внутри страны (168 дилерских центров), а также за рубежом (дилерская и сервисная сеть насчитывает 63 субъекта в странах СНГ и 34 субъекта в странах дальнего зарубежья). Сборочные предприятия «Камаза» расположены в Казахстане, Литве, Узбекистане, Азербайджане, Индии, Вьетнаме.

«камаз» должен остаться в фнл по справедливости. но финансирования немного

Довольно неудачная вторая половина сезона для «КАМАЗа» обернулась итоговым семнадцатым местом, гарантирующим вылет из ФНЛ. Однако тенденция к отказу больших топ-клубов от вторых команд («двоек») в дивизионах пониже, казалось, сыграла на руку челнинцам, которые финишировали выше всех «неудачников» сезона.

С другой стороны, Футбольная национальная лига уже заявила об очередных реформах, предполагающих сокращение числа участников с 20 до 18 в лиге, так что вакантное место все-равно осталось только одно.

Еще 6 июня челнинский клуб подтвердил свое участие в будущем сезоне Футбольной национальной лиги. Однако пакт о намерениях еще не гарантировал «автозаводцам» место в ФНЛ — «Ротор», который финишировал ниже челнинцев, имеет куда более серьезную инфраструктуру и финансирование, потому опасения болельщиков о том, что предпочтение будет отведено волгоградцам, вполне резонны.

«на темп 180 ушли не из-за потребностей рынка – рынок может больше принять сегодня автомобилей»

По информации пресс-службы Правительства РФ, главная проблема предприятия на данный момент – замена поставок зарубежных комплектующих. Несмотря на это, КАМАЗ не планирует останавливать конвейер и продолжит собирать ежемесячно около 3,5 тыс. грузовиков всех модельных рядов.

Когогин отметил в беседе с журналистами, что в техническом плане любые проблемы решаемы, но это, опять же, вопрос времени и денег.

«Я скажу так – то, что произошло, было неожиданно, но мы создавали в конце прошлого года запасы на всякий случай. Эти запасы позволили нам работать. Март – это время, когда мы меняем подходы к выпуску нашей продукции, переходя на модели старого типа К3.

Мы обратились в Правительство с тем, чтобы нам снизили экологический класс, поскольку и так чипов и электроники не хватало. Плюс ко всему все ведущие европейские поставщики компонентов поставили под сомнение возможность поставки нам комплектующих. Будем выползать своими силами», – сообщил глава компании.

Как «выползать» и что делать, в компании понимают.

«Темп 180 автомобилей довольно оптимальный. Январь и февраль мы работали с темпом 210. На темп 180 ушли не из-за потребностей рынка – рынок может больше принять сегодня автомобилей, а из-за неспособности поставщиков поставить нам комплектующие. Мы развернули внутри компании работу по увеличению выпуска наших собственных агрегатов и компонентов, поскольку К3 – это глубоко локализованный автомобиль.

«спрос даже в текущей ситуации потребителями подтвержден»

Вице-премьер РФ Юрий Борисов побывал накануне на КАМАЗе – осмотрел производственные линии по выпуску собственных агрегатов и автокомпонентов и понаблюдал за работой главного сборочного конвейера на автомобильном заводе.

«Завод работает. Главный конвейер выпускает по 180 автомобилей ежесуточно. Практически это его номинальный объем выпуска. Они (КАМАЗ, – прим. Т-и) не просели по объему выпуска автомобилей. Может быть, изменится продуктовая линейка. Больше будет производиться машин традиционных – К3», – сказал Борисов журналистам.

Он напомнил, что последняя флагманская разработка предприятия была сделана совместно с концерном Daimler – грузовики поколения К5.

Вице-премьер полагает, что до полного импортозамещения их количество снизится, но в целом в планах завода – наращивать производство. «Спрос даже в текущей ситуации потребителями подтвержден. (…) Нет планов по сокращению объемов производства», – добавил заместитель председателя Правительства.

Продолжит КАМАЗ выпускать технику, работающую на газомоторном топливе, заниматься низкоуглеродной тематикой, разрабатывая электрокары и водородные автомобили. А Правительство России будет всячески способствовать реализации этих проектов, в том числе через создание научно-технического центра.

«человек сидел в бараке, ждал условно-досрочного освобождения, а тут его тащат на камаз…»

ФСИН решает прежде всего свои вопросы. «Трудотерапия — прямой путь к реабилитации и ресоциализации осужденных, — пояснил „БИЗНЕС Online“ генеральный директор АНО „Центр социальной реабилитации и адаптации“ Азат Гайнутдинов. — В исправцентре и УФИЦ заключенный живет полной жизнью: проходит социальную реабилитацию, занимается спортом, учится, ходит к психологу и при желании обращается к священнослужителям.

С тем, что социализация — главная мотивация ФСИН, категорически не согласен правозащитник, писатель и адвокат Алексей Федяров. «ФСИН выступил с такой инициативой, чтобы бюджет освоить, — говорит он. — Трудоустройство заключенных — это строительство общежитий, организация охраны, оборудование, автомобили, дополнительные штаты. Вот и считайте, сколько денег бахнут на это из бюджета».

Эксперт уверен, что для заключенного это не улучшение, а ухудшение участи: «Человек сидел в бараке, ждал условно-досрочного освобождения, а тут его тащат на КАМАЗ, ставят план, он обязан его выполнять. То есть должен научиться, не научился — штрафной изолятор.

Чего хорошего? Если человек хочет — вопросов нет. Но посмотрите на федеральные исправительные центры: люди, которым зону заменили на принудительные работы, воют и просятся обратно. Потому что жуткие условия труда. Если ФСИН где-то придумал труд, это будет адский труд, без соблюдения каких-либо норм. За невыполнение плана, за отказ от сверхурочного выхода — ШИЗО и строгие условия содержания».

Кстати, в Татарстане действуют исправительный центр №1 в Казани (300 мест) и УФИЦ при ИК-4 в Нижнекамске (50 мест). Отметим, именно оттуда вышеупомянутые 8 заключенных, которые трудятся на КАМАЗе.

«В настоящее время прорабатывается вопрос с КАМАЗом о возможности трудоустроить до 150 осужденных мужчин»«В настоящее время прорабатывается вопрос с КАМАЗом о возможности трудоустроить до 150 осужденных мужчин»

…и никаких решеток

Кого ФСИН может отправить на принудительные работы? По словам Афанасьева, это люди, которые, например, совершили ДТП со смертельным исходом (ст. 264 УК РФ) или должностное преступление (ст. 285, 286 УК РФ). В Татарстане, по словам нашего собеседника, таких порядка 3,5 тысячи.

Но УФСИН, похоже, намерен трудоустроить намного больше. Как сообщили в управлении, это осужденные за преступления небольшой или средней тяжести (если они отбыли не менее четверти или трети срока), а также за тяжкие (не менее трети либо половины) и даже особо тяжкие (не менее половины или двух третей срока) преступления.

Как решается вопрос соседства с обычными работниками? «Принудительные работы не связаны с изоляцией от общества, осужденные проживают в специальных учреждениях — исправительных центрах — и работают на предприятиях любой организационно-правовой формы в соответствии с трудовым законодательством», — сообщили нам в УФСИН. По словам Афанасьева, условия проживания работников нормальные.

Автогигант взял доставку заключенных к месту работы на себя. Сейчас рассматривается вариант проживания таких людей в Челнах. «В настоящее время прорабатывается вопрос с КАМАЗом о возможности трудоустроить до 150 осужденных мужчин, — сообщили в УФСИН.

— Для реализации задачи работодатель на базе предприятия рассматривает возможность открыть общежитие — так называемый изолированный участок для данной категории граждан. Осужденные к принудительным работам будут трудиться с другими сотрудниками на равных условиях, на участках в зависимости от профессиональных навыков и квалификации».

Но все равно фактор контроля неминуемо вызовет у общественности вопросы. Глава комитета по правозащите партии «Новые люди» Александр Хуруджи полагает, что особо волноваться не стоит: «ФСИН ведет строгий учет, изучает поведение заключенного, оценивает его общественную опасность, и далеко не все получат возможность работать на заводе.

«Сейчас на зонах получают 200-500 рублей в месяц. Да, 20 тысяч это гораздо больше, но из них взыскиваются деньги по иску и по штрафу, за содержание самого осужденного. Сколько он будет реально получать на счет, никто не знает»«Сейчас на зонах зарабатывают 200–500 рублей в месяц. Да, 20 тысяч — это гораздо больше, но из них взыскиваются деньги по иску и по штрафу, за содержание самого осужденного. Сколько человек будет реально получать на счет, никто не знает»

Как платят? Все трудоустроенные на КАМАЗе зэки работают слесарями механосборочных работ (МСР). Какова их зарплата, Афанасьев не уточнил, отметив, что платить им будут по минимуму, в соответствии с тарифами и окладами завода. «Все зарабатывают по-разному, от 20 тысяч в месяц», — сообщил он.

На сайте КАМАЗа есть вакансия слесаря МСР: предлагают от 30 тыс. рублей в месяц. Указано, что такой работник занимается сборкой узлов и механизмов с применением специальных приспособлений; соединением деталей и узлов пайкой, клеями, болтами и холодной клепкой; элементарными расчетами по определению допусков, посадок и конусности; статической и динамической балансировкой различных деталей.

По данным ФСИН, из зарплаты заключенного в доход государства удерживается 5–20%, а также оплачиваются расходы за коммунальные услуги и при наличии исковых обязательств возмещается ущерб. «Рано или поздно заключенные перестанут сидеть на шее у государства, — одобряет такой подход Гайнутдинов.

— Заключенные должны работать и зарабатывать — это позволит им платить налоги, погашать гражданские иски, выплачивать алименты». Хуруджи главный плюс заработка осужденных видит в том, что к освобождению у них скопится определенная сумма: «Сегодня таким людям не предоставляется возможности к моменту выхода на свободу заработать денег, так что это будет хорошее подспорье для адаптации к жизни на воле». Глава комитета по правозащите партии «Новые люди» отметил, что на обычных тюремных производствах таких зарплат нет.

Федяров тем не менее далек от оптимизма: «Сейчас на зонах зарабатывают 200–500 рублей в месяц. Да, 20 тысяч — это гораздо больше, но из них взыскиваются деньги по иску и по штрафу, за содержание самого осужденного. Сколько человек будет реально получать на счет, никто не знает. Вот когда пройдет год, посмотрим, что скажут эти люди».

Сергей Когогин не раз высказывался насчет тяжелой кадровой ситуации на предприятииСергей Когогин не раз высказывался насчет тяжелой кадровой ситуации

КАМАЗ перестанет ездить на выставки — неоправданно дорого

Нынешняя международная выставка коммерческих автомобилей Comtrans может стать последней для КАМАЗа. По словам Сергея Когогина, общий уровень затрат на участие вырос более чем на 30% по сравнению с прошлым разом. На предприятии высчитали, что на эти деньги можно провести до 6 «дней клиента» в разных городах, что будет намного эффективнее.

«Мы и многие другие производители коммерческого транспорта стали сомневаться в эффективности выставок, поскольку там не всегда наша аудитория, — говорит Когогин в интервью „Ведомостям“. — Нам важны дилеры и корпоративные клиенты — те, кто в основном использует и продвигает наши автомобили, но мы с ними и так общаемся. Плюс стоимость участия в мероприятии значительно выросла. Подорожало все — застройка стенда, кейтеринг, сама аренда».

По словам Когогина, СП «Даймлер КАМАЗ Рус» решил пропускать подобного рода мероприятия еще в 2022 году, а КАМАЗ и ГАЗ «серьезно подумают» о перспективах участия в следующей выставке.

Часть электробусов все-таки уехала на тесты в города, где действительно есть перспективы внедрения — Казань и Санкт-Петербург. Интерес к электробусами есть и за рубежомЧасть электробусов все-таки уехала на тесты в города, где действительно есть перспективы внедрения, — Казань и Санкт-Петербург. Интерес к электробусам имеется и за рубежом

«Многие города просят 1–2 электробуса — на такие «провокации» не поддаемся»

На Comtrans КАМАЗ обещает показать «наступившее завтра». Помимо грузовиков поколения К5 большое внимание будет уделено сегменту пассажирского транспорта. «Покажем сочлененный электробус, автобус и грузовик на водороде и троллейбус, — сообщил Когогин.

— Наши электробусы сейчас производятся серийно — значит, мы не ошиблись, заглядывая в завтра, когда коммерческая ценность данной истории была не столь очевидна. Сегодня время наступило. По примеру Москвы многие города начинают проявлять интерес к этому транспорту, просят 1–2 электробуса — попробовать.

Но часть электробусов все-таки уехала на тесты в города, где действительно есть перспективы внедрения, — Казань и Санкт-Петербург. Интерес к электробусам имеется и за рубежом: «Узбекистан, Азербайджан — позиции КАМАЗа в этих странах достаточно сильны, они наши традиционные партнеры.

О неофициальной презентации грузовичка «Компас», возможно, никто бы не узнал, если бы не снимки от пресс-службы президента РТО неофициальной презентации грузовичка «Компас», возможно, никто не узнал бы, если бы не снимки от пресс-службы президента РТ

Грузовичок «Компас» — промежуточная модель

На выставку в Москву КАМАЗ взял и грузовичок «Компас», который до этого не показывали широкой публике. Свою новинку автогигант засветил летом, когда в Набережные Челны с рабочей поездкой приезжал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. О неофициальной презентации, возможно, никто не узнал бы, если бы не снимки от пресс-службы президента Татарстана.

Демонстрационный образец «Компаса» с бортовой платформой и двухосным шасси — 9-тонный, т. е. речь идет о «тяжелой» модификации, отмечали профильные СМИ. Предполагается, что новинка получит кабину от китайских грузовиков JAC N-series, а производство кабин локализуют на прессово-рамном заводе челнинского предприятия.

Пока прописано четыре версии «Компаса» полной массой от 3,5 до 12 тонн. Таким образом, «младшие» «Компасы», вероятно, будут соперничать с «Газелью-NN», «средние» версии бросят вызов «Валдаю-NEXT», а самые выносливые модификации могут заменить «КАМАЗ Тулпар» и побороться с «Газоном-NEXT».

«„Компас“ для нас скорее промежуточная модель. Многие компоненты там не наши. Договорились с китайским партнером (JAC — прим. ред.) совместно заниматься локализацией. В зависимости от того, как в первые полтора года модель будет воспринята покупателями, мы поймем, насколько далеко готовы идти по пути ее локализации», — сказал Когогин. Компания не видит смысла заниматься локализацией движка для «Компаса» — объемы производства небольшие.

В 2021 году КАМАЗ планировал выпустить 2400 машин серии К5. Но, по словам Когогина, в планы может вмешаться проблема нехватки микрочиповВ 2021 году КАМАЗ планировал выпустить 2,4 тыс. машин серии К5. Но, по словам Когогина, в планы может вмешаться проблема нехватки микрочипов

Как КАМАЗ предсказал дефицит микрочипов

В 2021 году КАМАЗ планировал выпустить 2,4 тыс. машин серии К5. Но, по словам Когогина, в планы может вмешаться проблема нехватки микрочипов. «Автомобили семейства К5 насыщены микроэлектроникой, ничего удивительного, что они оказались наиболее подвержены этой проблеме.

Ситуация могла бы быть плачевнее, если бы не работа антикризисного штаба КАМАЗа, который организовали в прошлом году из-за пандемии. Сейчас он стал постоянно действующим органом управления компанией. В ноябре рабочая группа спрогнозировала проблемы с поставками чипов и завод принял решение закупить дополнительные объемы микроэлектронных компонентов.

«Просто закупили и положили на склад. И не ошиблись — это позволило нам стабильно работать в 2021 году. Данные запасы помогли сдемпфировать тот бешеный рост цен, который начался с I квартала 2021-го», — радуется Когогин.

По его оценке, дефицит компонентов будет преследовать КАМАЗ еще весь 2022 год: «Слишком много негативных факторов сложилось воедино — пожары в Японии, очередной локдаун в Малайзии, где расположены основные производства микросхем, — объяснил Когогин причины сбоя поставок микрочипов.

КАМАЗ еще не определился с будущим проекта «Кама-1»

Электромобиль, разработанный совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СпбПУ), завод представил в декабре 2020 года. Конструкторы делились внушающими оптимизм характеристиками: литийионный аккумулятор и электродвигатель, позволяющие развить скорость до 150 км/ч и проехать до 250 км без подзарядки, 20 минут до полного заряда батареи в ускоренном режиме, разгон до сотни — за 6,7 секунды.

По словам Когогина, вопрос перехода в легковой сегмент — фундаментальный для завода. Показанный в прошлом году прототип хотя и хорошего качества, но это не серийный образец, отметил спикер. «Видим проект так: в 2022–2023 годах нужно провести цикл испытаний, чтобы в 2024–2025-х выйти на производство.

По словам Когогина, в 2025–2030 годах серьезная доля мощностей мирового автопрома будет занята под выпуск электромобилей. При этом в России переход на электродвижение окажется не таким «сумасшедшим», как в Европе. Сейчас челнинский завод думает, стоит ли заниматься производством электродвигателей, тема обсуждается с легковым подразделением Daimler — Mercedes.

КАМАЗ начал разрабатывать автобус на водороде еще два года назад, но не раскрывал планыКАМАЗ начал разрабатывать автобус на водороде еще два года назад, но не раскрывал планов

Возрождение татарстанского дерби

Не секрет, что в Набережных Челнах с особыми чувствами относятся к соседям из Казани. Столичный «Рубин» — давний раздражитель для челнинцев, и дело даже не столько в чисто футбольной плоскости, сколько в исторических разногласиях, кто должен представлять Татарстан в высшем свете отечественного футбола.

В Челнах резонно указывают, что «КАМАЗ» играл в Высшей лиге и представлял страну в еврокубках еще в «девяностых» годах, когда «Рубин» балансировал между второй и первой лигами. Однако в «нулевых» приоритеты у татарстанского правительства поменялись, а пожар на заводе внес дополнительную лепту в футбольную иерархию республики.

Теперь команды поравнялись на уровне ФНЛ, где наконец-то сойдутся в очных татарстанских дерби. В отличие от принципиальных противостояний «Рубина» с самарскими «Крыльями Советов» и некогда с пермским «Амкаром», это будет настоящее дерби по географическому признаку, что точно добавит градус в эти игры.

Если выбирать противостояние с Нижнекамском и Казанью, то для челнинских болельщиков важнее, конечно же, с Казанью. Мечта болельщиков «КАМАЗа» — выиграть у «Рубина» у себя дома, — говорит Феоктистов.

— Если РФС примет положительное решение, то это будет весело и интересно. Потому что мы что с «Рубином», что с Нижнекамском попытаемся сделать праздники футбола, чтобы люди с удовольствием пришли посмотреть на татарстанские дерби. Обязательно будут маркетинговые активности вокруг матча, — заявил Тимур Феоктистов.

СпортФутболЭкономикаФинансыБюджетИнвестицииОбществоТатарстан

Как не остановить конвейер

Эхо украинских событий серьезно спутало карты Сергея Когогина. В марте предприятие еще сможет собрать последние 530 машин семейства К4 и К5, а дальше перейдет на производство только классических грузовиков третьего поколения целиком из российских компонентов и узлов.

Никаких двигателей Cummins (США), коробок передачи ZF (Германия), топливной аппаратуры Bosch (Германия) и т. д. «Если говорить о количестве, около 70–80 процентов на „КАМАЗ-5490“ — покупные изделия. На 5490 двигатель Daimler, он приходит собранный. Мосты задние — тоже Daimler, пневматика вся, воздушная система — это VAB.

Как рассказал накануне во время встречи с работниками автомобильного завода замгендиректора предприятия Юрий Герасимов, сейчас на фоне сниженной загрузки главного конвейера одновременно растут заказы на комплектующие собственного производства.

Никаких двигателей Cummins (США), коробок передачи ZF (Германия), топливной аппаратурой Bosch (Германия) и так далееНикаких двигателей Cummins (США), коробок передач ZF (Германия), топливной аппаратуры Bosch (Германия) и т. д.

«Если в декабре завод запчастей выпускал 1,4 тысячи КПП-154, в феврале — 1,2 тысячи, то в этом месяце заказ вырос до 2,7 тысячи коробок, из которых на конвейер пойдут 2,3 тысячи. В апреле производственный план увеличится снова, уже почти втрое», — рассказал Герасимов.

Приходится искать и российских поставщиков. Новые заказы получит Алтайский завод прецизионных изделий, ЯМЗ и Ярославский завод дизельной аппаратуры. Накануне Герасимов и председатель профкома Кирилл Пузырьков отправились в Ярославль, чтобы лично убедиться в готовности технологических линий перед утверждением месячного плана на апрель.

«Чтобы быстро развернуться, как только час пробьет, людей нужно сохранить, иначе никак нельзя. КАМАЗ всегда поступал так же, и даже при сниженном темпе главного конвейера тарифы сохранятся на прежнем уровне»«Чтобы быстро развернуться, как только час пробьет, людей нужно сохранить, иначе никак нельзя. КАМАЗ всегда поступал так же, и даже при сниженном темпе главного конвейера тарифы сохранятся на прежнем уровне»

Камаз может занять премиальный сегмент вместо уходящих scania и man

КАМАЗ оказался в числе первых предприятий, в отношении которых были введены западные санкции после начала спецоперации на Украине. При этом в числе акционеров КАМАЗа – немецкий автоконцерн Daimler, который владеет 15% акций компании. Более того, за много лет было открыто несколько совместных предприятий вместе с иностранными партнерами.

«Возможно, появятся новые партнеры, что, собственно, тоже не исключено. Но нам бы хотелось сохранить, конечно, и устоявшиеся связи с традиционными партнерами, которыми сегодня создано порядка 10 совместных предприятий с общим годовым объемом выпуска около 1 млрд евро.

Для них, я считаю (прекращение партнерства с КАМАЗом, – прим. Т-и), это огромная потеря. Но в это вмешиваются уже вопросы политики. Постараемся цивилизованно договориться с ними, чтобы, возможно, они на время прекратили свою деятельность, передали права российской стороне с последующим выкупом. В общем, различные варианты цивилизованные будут предложены», – сказал вице-премьер.

Но, как говорится, нет худа и без добра.

«Есть положительная новость. С нашего рынка в условиях санкций уйдут игроки так называемого премиального сегмента, это Scania и MAN. Это потенциальная возможность занять весь сегмент КАМАЗом. И мы постараемся ему помочь, чтобы, начиная по крайней мере с 2023 года, мы доминировали на этом рынке. Но если мы его займем, то, уж извините, мы больше никогда никого туда не пустим», – заявил Юрий Борисов.

Камаз приступит к выпуску полностью локализованных автомобилей к5 в первом квартале 2023 года

Генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин, который давал интервью журналистам вместе с вице-премьером, взглянул на флагманскую модель К5 и признался, что их выпуск существенно снизится.

«Конечно, Юрий Иванович, этих машин (поколения К5, – прим. Т-и) в планах было выпустить в этом году 16 тыс., получится около 5 тыс. Это серьезные потери и для нас как для компании, и, самое главное, для потребителей в нашей стране, которые привыкли к технике совершенно другого уровня», – сказал Когогин.

В марте будет выпущено 537 автомобилей нового модельного ряда (315 единиц поколения К4 и 222 единицы поколения К5), в апреле – 125, в том числе 55 тягачей КАМАЗ-54901. В мае планируется производство 214 автомобилей поколения К4.

Однако проект по выпуску моделей пятого поколения КАМАЗ бросать не собирается – слишком много вложено денег и времени. На предприятии составили дорожную карту. Следуя ей, КАМАЗ приступит к выпуску уже полностью локализованных автомобилей К5 в первом квартале 2023 года.

«Наверное, придется в части электронных систем пойти на некоторое упрощение, но это не приведет к изменению характеристик автомобиля. Ну, может быть, машина не будет ставить оценки за качество управления водителю. Она по 6 параметрам говорит, что ты делаешь правильно, что неправильно. Ну, наверное, промолчит», – заметил гендиректор.

Камаз приютит высвободившихся специалистов?

На встрече с работниками завода менеджеры автогиганта подчеркнули, что хотя российский рынок и сожмется на фоне европейских санкций, зато он будет «весь наш»: «Иностранные бренды уходят, но все, что останется, ляжет на наши плечи, — сказал Пузырьков.

Председатель профкома завода подчеркнул, что столь же принципиальным вопросом для КАМАЗа остается и сохранение штата. В качестве примера он привел действия IKEA и «Макдоналдса», которые, даже закрывая свои точки в России, продолжают платить зарплату сотрудникам.

«Их дальновидные решения говорят о том, что эти компании намерены вернуться на наш рынок. Чтобы быстро развернуться, как только час пробьет, людей нужно сохранить, иначе никак нельзя. КАМАЗ всегда поступал так же, и даже при сниженном темпе главного конвейера тарифы сохранятся на прежнем уровне», — заверил спикер.

Завод в нынешних условиях не планирует существенно расширять свой штат: «Вероятно, потребуется определенная ротация персонала, с учетом того факта, например, что сборка грузовиков К4 сворачивается, а доля К3 растет, но нам нужны все специалисты, — отметил Герасимов.

— Где-то убудет, где-то прибудет». Он добавил, что есть вероятность высвобождения персонала одного из иностранных поставщиков, локализованных в Челнах, специалисты которого могут пригодиться КАМАЗу. Вероятно, речь идет о ZF Kama, Knorr-Bremse, Cummins, Federal Mogul и «Даймлер КАМАЗ Рус». Ранее сообщалось, что в планах автогиганта — сохранить коллективы компаний и обеспечить занятость персонала.

Новые устои добавили головной боли и НЕФАЗу — основой производства давно стали автобусы и электробусы. В КАМАЗе сообщают, что новый модельный ряд пассажирского транспорта из-за санкций остался без кондиционеров, однако альтернативный поставщик уже найден. Но кто, в компании не говорят, ссылаясь на корпоративную тайну.

И все же откат на два поколения назад пока позиционируется как временная мера. Оказывается, менеджмент автогиганта уже сформировал программу оперативного возврата к выпуску К5. «Я не стану пока называть конкретную дату — она уже определена, но программу нужно утвердить на уровне гендиректора, — цитируют Герасимова „Вести КАМАЗа“.

Новые устои добавили головной боли и для «НЕФАЗа», основой производства давно стали автобусы и электробусыНовые устои добавили головной боли и НЕФАЗу — основой производства давно стали автобусы и электробусы

Привлечение осужденных — это социальный проект

КАМАЗ привлекает к сборке грузовиков заключенных, сообщил источник «БИЗНЕС Online». По его словам, к этому автогиганта подталкивает, во-первых, то, что в Набережных Челнах, как и во всей стране, острый дефицит рабочей силы, а во-вторых, в России разворачивается много строек, для которых потребуются большегрузы, производство на КАМАЗе обещает вырасти, а значит, понадобится больше рабочих.

Руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев в беседе с «БИЗНЕС Online» сообщил, что на заводе уже месяц трудятся 8 заключенных и в перспективе компания готова привлечь до 200, но версию о нехватке рабочих отрицает. «С кадровым голодом это никак не связано», — подчеркнул наш собеседник.

Между тем в мае этого года директор камазовского департамента развития персонала Светлана Михеева, как и наш источник, говорила о дефиците в 3 тыс. работников. Афанасьев предположил, что Михеева имела в виду спрос на сотрудников на новых производствах, а прямо сейчас заводу требуется чуть более тысячи человек, что, впрочем, тоже немало.

Это традиционная сезонная нехватка, которая начинается весной и, как правило, заканчивается осенью, уверяет пресс-секретарь. По его словам, привлечение осужденных — это социальный проект, который КАМАЗ реализует с управлением федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) по РТ и правительством Татарстана, есть республиканская программа по адаптации осужденных за нетяжкие преступления.

Как рассказал знакомый с ситуацией источник «БИЗНЕС Online», инициатор трудоустройства заключенных на КАМАЗ — это УФСИН РФ по РТ. История началась в мае. Тогда директор ФСИН Александр Калашников предложил сделать на базе крупных строек исправительные центры для заключенных — дескать, эффективнее создать условия для спецконтингента, чем завозить мигрантов.

Отметим, что такая попытка не была первой. В 2020 году ФСИН предлагал направлять осужденных на очистку Арктики от мусора. В апреле обсуждался вопрос их привлечения к строительству БАМа и Транссиба. В целом формат принудительных работ ФСИН применяет с 2022 года как альтернативу лишению свободы.

Впрочем, после заявления Калашникова эксперты сразу отметили, что спецконтингент вряд ли можно рассматривать как замену мигрантам. В России 482 тыс. заключенных, из них на принудительные работы можно отправить 184 тыс., а, например, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин говорил о дефиците на стройках в 600 тыс. человек.

Вице-премьер Марат Хуснуллин констатировал, что из-за растущих объемов строительства отрасль будет испытывать кадровый голод даже после открытия границ и возвращения мигрантов. К тому же если среднестатистический трудовой мигрант имеет навыки в том же строительстве, то о большинстве заключенных этого сказать нельзя.

В России 482 тыс. заключенных, из них на принудительные работы можно отправить 184 тысВ России 482 тыс. заключенных, из них на принудительные работы можно отправить 184 тысячи

Татарское «бильбао» в челнах? в «камазе» хотят делать ставку на челнинских игроков

Перед клубом из автограда в предстоящем сезоне встает сразу несколько проблем. Во-первых, кадровый голод, образовавшийся после того, как из Набережных Челнов разъехался костяк команды. В «КАМАЗе» будут вынуждены собирать новую команду, пусть и на основе некоторых оставшихся игроков.

ФК «КАМАЗ» в ФНЛ будет играть челнинскими воспитанниками — Реальное время
— Достаточно большое количество игроков нас покинуло, — рассказывает «Реальному времени» заместитель генерального директора челнинского клуба Тимур Феоктистов. — Это связано отчасти с недостаточным финансированием, соответственно, мы упираемся в тот процесс, что фактически будем собирать новую команду. Не могу сказать, что с нуля. Потому что у нас около десяти футболистов должны остаться — шестеро на контракте и с тремя идут переговоры о продлении, — сказал функционер.

Остались: защитник Булат Садыков; полузащитники Владислав Игнатенко, Ильнур Батрутдинов, Михаил Казимир, Виктор Свежов и Наиль Замалиев.

Ведут переговоры о продлении: защитники Александр Куликов, Руслан Аюкин; полузащитник Юрий Кириллов.

— Но в целом сейчас мы сделаем акцент на локальных республиканских воспитанниках и на молодых футболистах, которые были заиграны в клубах ФНЛ-2, но по своим качествам смогут «потянуть» уровень ФНЛ-1, — объясняет РВ Феоктистов.

«КАМАЗ» завершил сотрудничество с Олегом Бакловым, Даниилом Аржевитиным, Львом Потаповым, Никитой Кашаевым, Александром Смирновым, Олегом Калугиным, Валерием Ганусом, Диего Акостой и Даниилом Лопатиным. Ушел и Евгений Воронин, подписав контракт с «Енисеем».

Покинувшие команду игроки
ФК «КАМАЗ»

— За игроков мы конкурируем с клубами с миллиардными бюджетами. А с учетом того, что у нас в республике не создана серьезная система подготовки, готовых играть на нужном уровне кадров практически нет. Мы бы с удовольствием только своими кадрами играли, но увы.

При этом в «КАМАЗе» не готовы искать усиления из других клубов ФНЛ, поскольку у клуба нет необходимых ресурсов. По нашим сведениям, у челнинского клуба будет один из самых низких бюджетов в лиге.

— Сейчас перед «КАМАЗом» стоит нетривиальная задача собрать боеспособный коллектив из собственных воспитанников и молодых ребят из ФНЛ-2, и при этом не упасть в грязь лицом. Нетривиальная задача, с учетом нашего бюджета, — продолжает Тимур Феоктистов.

— Два критерия: провести аудит по своей школе СК «КАМАЗ». Есть еще и вторая школа в городе — спортивная школа «Строитель». Сейчас мы будем и на нее ориентироваться, потому что мэр города вкладывает приличные средства и у них возникает серьезная инфраструктура.

Школа тоже заинтересована в сотрудничестве, потому что пацанов куда-то выпускать надо. Если мы сможем создать треугольник из двух школ и профессионального клуба, то потенциально получим большее количество игроков, — с оптимизмом смотрит в будущее функционер.

Фк «камаз» назвал имена первых новичков команды

ФК «КАМАЗ» подписал контракты с двумя новыми футболистами. Как сообщает пресс-служба клуба, челнинцы пополнились нападающим Ильей Голятовым и защитником Амиром Мохаммадом.

Голятов — воспитанник московского «Спартака». Он может также сыграть в центре и на флангах атаки. Прошлый сезон провел в клубе «Волна» из Ковернино, в составе которого забил 4 мяча и отдал 5 результативных передач.

Ранее мы писали, что Мохаммад станет первым новичком «КАМАЗа» в этом сезоне. До перехода к автозаводцам он выступал в курском «Авангарде», где входил в группу лучших игроков клуба с шестью голами и тремя голевыми передачами. 26-летний футболист уроженец Махачкалы, его первой детской командой был ФК «Анжи». 

Кроме того, челнинский клуб покинул опытный опорный полузащитник Наиль Замалиев. Футболист подпишет контракт с премским «Амкаром», который тренирует его друг Рустем Хузин. Как сообщает журналист Сергей Ильев, футболист лично обратился к руководству с просьбой его отпустить — в Челнах игроку пошли на встречу. Замалиева должен заменить молодой полузащитник Дамир Таликин, о переходе которого скоро будет объявлено официально. 

Фото: ФК «КАМАЗ».

Оцените статью
Камаз