Г. Греф: Приватизация ОАО «КАМАЗ» будет осуществлена по специальному решению правительства

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительства Камаз

Другие новости на эту тему:

04.08.05  КамАЗ» приватизируют специальным решением правительства.

30.03.05  Камаз совместно с ZF AG приобрело долю в 49% в ООО «КАМА ЦФ».

06.11.03  КамАЗ получит контроль над Нефтекамским автобусным заводом

Все новости

Другие события

05.08 11:37

05.08 11:36Доля участия ОАО «РусГидро» в уставном капитале ОАО «Ленгидропроект» возросла до 100%, в ОАО «ЧиркейГЭСстрой» — до 75%, ОАО «Колымаэнерго» — до 70,32%.

05.08 11:32ОАО «Северсталь» выставило оферту на выкуп обыкновенных именных акций ОАО «Северсталь-метиз» по 186 руб. 97 коп. за акцию.

01.08 16:19ГМК «Норильский никель» увеличил свою долю в уставном капитале ООО «Медиа платформа» до 92%. Дата, с которой изменилась доля участия эмитента в уставном капитале организации: 31 июля 2008 г. До этого ГМК не обладал акциями «Медиа платформы».

01.08 16:15ОАО «Полиметалл» получило уведомление в том, что Виталий Несис, генеральный директор и член совета директоров компании, стал владельцем 2,000,000 обыкновенных акций Полиметалла.

01.08 16:11В результате оферты ОАО «ТГК-9» предоставленной компанией миноритарным акционерам, доля ОАО «КЭС-Холдинг» в генкомпании выросла с 43,98% до 50,54%, говорится в сообщении эмитента.

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительства

Приватизация «камаза» послужит его конкурентоспособности

(Казань, 11 сентября, «Татар-информ», Анвар Маликов). «О «КАМАЗе» сегодня все заговорили, и он представляет большой интерес, тогда как сравнительно недавно об этой компании не могло быть речи как инвестиционно привлекательной», – сказал сегодня Президент РТ Минтимер Шаймиев на пресс-конференции в рамках экономического форума «Презентация инвестиционного потенциала Республики Татарстан», в ходе которой неоднократно звучали вопросы о планирующемся публичном размещении госпакета акций (IPO) «КАМАЗа».

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф сообщил, что IPO компании может состояться в 2007 — начале 2008 года. Это произойдет после того, как будут завершены все стандартные процедуры. Федеральный министр отметил, что стратегия по размещению акций «КАМАЗа» еще не разработана. Предполагается, что оно будет осуществлено на двух площадках – внутри страны и за рубежом, скорее всего, в Лондоне, но это определят консультанты.

Герман Греф напомнил, что весной Госдума РФ приняла поправку в законодательство о приватизации, снимающая ограничения по направлению вырученных от продажи госпакетов акций на инвестирование развития самих компаний. В связи с этим министр считает, что IPO поможет «КАМАЗу» стать «абсолютно конкурентоспособным на инвестиционных рынках». Сейчас «КАМАЗ» сам рассчитывает объем необходимых ему средств.

«Мы готовы к отчуждению всего госпакета, — заявил глава Минэкономразвития РФ (сегодня России принадлежат 34,01 процента акций «КАМАЗа»), — серьезных ограничений здесь нет». При этом Герман Греф связал размер продаваемого пакета с решением двух задач, «между которыми лежит ответ на этот вопрос», — необходимым объемом инвестиций для «КАМАЗа» и его самостоятельным существованием на рынке, чтобы компания не была поглощена конкурентом с целью устранения с рынка.

Приватизация оао "камаз" — колеса.ру – автомобильный журнал

В Министерство экономического развития России поступило письмо из Росимущества с предложением внести в прогнозный план приватизации на 2006 год 34,01% акций ОАО «КАМАЗ», крупнейшего производителя грузовиков и спецтехники в России.

Об этом  в среду сообщил директор департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования МЭРТ Игорь Гречухин. «Мы рассматриваем это предложение Росимущества, наше решение будет принято после поступления аналогичного предложения из Минпромэнерго», — сказал Гречухин. Уставный капитал ОАО “КАМАЗ” превышает 39 млрд. рублей. В государственной собственности находится 45,6% акций ОАО «КАМАЗ» (в федеральной собственности– 34,0%, в собственности Республики Татарстан — 11,6%), в собственности юридических лиц — 51,5% акций и в собственности физических лиц — 2,9% акций ОАО «КАМАЗ». ОАО «КАМАЗ» – крупнейшая автомобилестроительная компания России, обеспечивающая транспортную безопасность страны. ОАО «КАМАЗ» входит в первую десятку производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. В единый производственный комплекс группы организаций ОАО «КАМАЗ» входят подразделения, заводы и дочерние общества по разработке, производству, сборке автотехники и автокомпонентов, а также сбыту готовой продукции. Доля продаж ОАО «КАМАЗ» в общей реализации большегрузных автомобилей всех производителей РФ и СНГ составила 50,4%, по-прежнему каждый второй проданный грузовик – это КАМАЗ. В 2004 году ОАО «КАМАЗ» реализовало на экспорт 22% произведенных автомобилей.

Деофшоризация камаза: сергей когогин наконец-то стал официальным миллиардером

На долю гендиректора автогиганта приходится 7% акций КАМАЗа рыночной стоимостью 2,7 млрд рублей, остальные «гости из Кипра» не светятся

Сегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия», а «новым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО, более крупные доли, как предполагают, у Рубена Варданяна и друга Сергея Чемезова — Виталия Мащицкого. «БИЗНЕС Online» вспоминает историю заграничных путешествий акций автогиганта.

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительстваСегодня ПАО «КАМАЗ» официально сообщило, что кипрский офшор Avtoinvest Limited, владевший 23,54% акций автогиганта, «прекратил свое участие в акционерном капитале предприятия»

ОФШОРНАЯ ИСТОРИЯ КАМАЗА. НАЧАЛО

Офшорная одиссея КАМАЗа началась в 2004 году, когда группа таинственных инвесторов под руководством Рубена Варданяна (он тогда был владельцем и председателем совета директоров ИК «Тройка Диалог») начала процесс консолидации пакетов акций предприятия, чтобы потом перепродать их стратегическому инвестору. Параллельно «Тройка» таким же макаром вела скупку бумаг АвтоВАЗа.

Под консолидацию попал и пакет акций челнинского завода, принадлежащий правительству РТ. Бумаги достались ему в 2000 году в качестве уплаты налогового долга КАМАЗа в $145 миллионов. Для их приватизации в 2005 году было создано ОАО «КАМАЗ-Капитал», в уставный капитал которого минземимущество РТ внесло 11,6% акций автогиганта, а акционеры, связанные с «Тройкой» (несколько офшоров), — скупленные ранее 18,3%. В 2008 году компания Avtoinvest Limited выкупила долю республики в этом совместном предприятии и стала владельцем 29,53% обыкновенных акций завода. Цена и условия выкупа неизвестны.

Параллельно появилась и еще одна «копилка» — другая кипрская компания Dekodelement Services Limited. В ней было «сложено» 14,85% обыкновенных акций КАМАЗа. Для оперативного управления офшорными операциями создается третий кипрский офшор — Mikam Holdings Limited, куда в качестве директора и члена совета директоров был делегирован заместитель генерального директора КАМАЗа, бывший генеральный директор «КАМАЗ-Капитала» Ахат Урманов.

В 2008 году сообщалось, что «Тройка» довела свой пакет в КАМАЗе до 54%, а в конце того же года 10% акций завода приобрел Daimler. Ну а летом 2022 года госкорпорация «Ростех» увеличила свою долю в КАМАЗе на 12,2% до 49,9%, Daimler нарастил свою долю в автогиганте на 1% до 11%. Также приобрел акции российского автопроизводителя Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Инвестиции последнего позволили увеличить совместную долю партнеров — ЕБРР и Daimler AG — до 15% (сейчас Daimler принадлежит весь этот пакет).

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительстваПо сведениям Чемезова, консорциум имени Рубена Варданяна (на фото) спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже

«НАСКОЛЬКО МНЕ ИЗВЕСТНО, С НЕМЦАМИ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ЦЕНЕ»

На этом все и заглохло. С этого момента «Ростех» и Daimler не покупали и не продавали бумаги КАМАЗа. И надежды «Тройки» на то, что немецкий концерн скупит весь пакет и станет контролирующим акционером, не оправдались.

По сведениям главы ГК «Ростех» Сергея Чемезова, консорциум имени Варданяна спал и видел, как бы избавиться от акций да подороже. После того как «Ростех» и Daimler отказали «Тройке», география поиска покупателя расширилась: «Они (консорциум акционеров прим. ред.) сейчас ведут переговоры с китайскими партнерами, с немецкими. Насколько мне известно, с немцами не договорились о цене: консорциум хочет дорого, немецкие партнеры — дешево. А мы на данный момент все-таки решили не выкупать», — твердо заявлял Чемезов.

В октябре 2022 года сам КАМАЗ все-таки выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% своих акций, передав их стопроцентной «дочке» — ФЛК «КАМАЗ». Сумма, уплаченная кипрскому офшору, согласно отчетности предприятия, составляла 2,9 млрд рублей. Сам Когогин в интервью «Ведомостям» объяснил, что пресловутый консорциум ранее купил эти акции у КАМАЗа за 2,2 млрд рублей, рассчитывая на перепродажу Daimler. Деньги для этого они, правда, взяли не из своего кармана, а в долг у ФЛК «КАМАЗ», то есть у самого же автогиганта. В 2022 году же сделку развернули обратно — консорциум вернул займ, по которому платил проценты, а КАМАЗ выкупил акции. Тем не менее, как мы уже писали, «группа товарищей», похоже, внакладе не осталась: стоимость выкупа оказалась на 79% выше рыночной цены бумаг на тот момент, а разница между ценой покупки и продажи составила 728 млн рублей.

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительстваНовым владельцем 23,54% акций КАМАЗа стало ООО «Автоинвест». Сергею Когогину принадлежат 20% этого ООО

«НАШИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ЧАСТО УПРЕКАЮТ В НЕПАТРИОТИЗМЕ»

Процесс деофшоризации КАМАЗ начал после знаменитого призыва президента РФ Владимира Путина в декабре 2022 года. Путин признал, что России нужна система мер по деофшоризации, а «наших предпринимателей часто упрекают в непатриотизме». Президент отметил, что, по некоторым оценкам, 9 из 10 сделок, в том числе с госучастием, не регулируется российскими законами.

Реакция главы КАМАЗа не заставила себя ждать. «В отношении акций ОАО „КАМАЗ“ акционеры провели обсуждение и приняли решение начать юридические процедуры по переводу владения акциями в российскую юрисдикцию», — сказал Когогин через несколько дней после путинского заявления (цитата по «Интерфаксу»).

По данныи «СПАРК-Интерфакс», в октябре 2022 года было зарегистрировано ООО «Автоинвест». В нем 30% капитала напрямую принадлежит гендиректору КАМАЗа Сергею Когогину, 50% — «Пирсон холдинг лимитед» из Белиза, 20% — «Ноэлия холдингс» с Британских Виргинских островов. По данным газеты «Ведомости», бенефициар «Ноэлии» — сам Варданян, а «Пирсон» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Чемезова Виталию Мащицкому. И уже в 2022 году было известно, что именно российский «Автоинвест» получит от своего кипрского тезки принадлежащие ему 23,54% акций КАМАЗа. Бенефициары и их доли при этом не изменятся.

Исходя из распределения долей получается, что Мащицкий контролирует 11,77% КАМАЗа, Варданян — 4,7%, а Когогин — чуть более 7%. Доля гендиректора КАМАЗа с учетом текущего биржевого курса акций автогиганта (около 54 рублей за бумагу) стоит 2,7 млрд рублей. Впрочем, это ориентировочная цена — пример того, с какой премией может происходить бай-бэк, мы приводили выше.

В итоге сейчас структура акционеров КАМАЗа выглядит так: корпорация «Ростех» (49,9%), ООО «Автоинвест» (23,54%), германский Daimler AG (15%), американская KAMAZ International Management (4,25%, аффилирована с американским инвестфондом KKR), а также ООО «Финансово-лизинговая компания „КАМАЗ“» (3,72%).

.Владеющая 50% «Автоинвеста» «Пирсон холдинг лимитед» принадлежит президенту «Ви холдинга» и другу Сергея Чемезова Виталию Мащицкому (слева)

СЛЕД ВИОЛОНЧЕЛИСТА И ДРУГА ПУТИНА

Отметим, что компания Avtoinvest Ltd упоминается в панамском досье — базе данных юридической компании Mossack Fonseca, доступ к которой получил журналистский консорциум ICIJ. Из него следует, что компания друга детства Путина — виолончелиста Сергея Ролдугина — тоже пыталась участвовать в скупке акций КАМАЗа.

Sonnette Overseas в 2008 году за $1,5 млн купила 15% акций компании Avto Holdings и заключила с четырьмя остальными ее совладельцами акционерное соглашение. Партнеры уполномочили Avto Holdings управлять кипрской Avtoinvest (на 100% принадлежала Troika Dialog Avto Holdings), которой тогда принадлежало 27% акций КАМАЗа. Кроме того, Avto Holdings получила опцион на выкуп Avtoinvest. Но цель в итоге выполнена не была, а в 2022 году соглашение акционеров было расторгнуто. Имен бенефициаров Avtoinvest в панамском досье нет. Хотя близкий к Варданяну человек утверждал «Ведомостям», что на самом деле их всегда было трое, причем Ролдугина в их списке нет и никогда не было.

Г. Греф: Приватизация ОАО "КАМАЗ" будет осуществлена по специальному решению правительстваКАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2022 и 2022 годов

ДИВИДЕНДЫ КОГОГИНУ ИЗ ПРИБЫЛИ, ПОЛУЧЕННОЙ С ВНУШИТЕЛЬНОЙ ГОСПОДДЕРЖКОЙ

Примечательно, что КАМАЗ начиная с момента акционирования практически никогда не платил дивиденды. Исключением стали выплаты по итогам 2022 года в объеме около 500 млн рублей и 206 млн рублей по итогам 2022-го. Но 24 мая текущего года совет директоров КАМАЗа, возглавляемый Сергеем Чемезовым, обнародовал решение по распределению 297 млн рублей из прошлогодней прибыли. Годовому общему собранию акционеров завода рекомендовано утвердить дивиденды из расчета 42 копейки на одну акцию. Получается, что около 21 млн рублей из прибыли полагается лично Когогину. Тут остается только порадоваться за автогигант: в практике бонусов для топ-менеджеров ничего зазорного нет, это общемировая практика. Радует то, что теперь это будет хотя бы отчасти прозрачно.

Пожалуй, стоит напомнить, за счет чего у КАМАЗа появилась возможность порадовать акционеров. По итогам 2022 года автогигант заработал 1,2 млрд рублей чистой прибыли против 3,3 млрд рублей чистого убытка, полученного годом ранее (то есть на выплаты предполагается направить около четверти прибыли). Сдвиг к лучшему очевиден, хотя, в отличие от выручки (без малого 120 млрд рублей), чистая прибыль далека от рекорда. Максимум был достигнут в другом «дивидендном» году, 2022-м, когда завод заработал 4,15 млрд рублей.

Впрочем, выйти в плюс у концерна без посторонней помощи не получилось бы. Это становится очевидным, если вспомнить, что, несмотря на бурный рост основных издержек, валовая прибыль крупнейшего производителя грузовиков в РФ увеличилась на 6,9 млрд рублей до 10,9 млрд рублей. За это спасибо следует сказать государству. Прежде всего сразу на 74% до 17 млрд выросли субсидии, относящиеся к себестоимости производства. Во-вторых, КАМАЗ получил 983 млн рублей госсубсидий, относящихся к выручке, чего просто не было годом ранее. Также КАМАЗ отразил получение «бюджетных средств, которые в установленном порядке признаны в качестве дохода», — всего 3,3 млрд рублей, что на 1,6 млрд рублей больше, чем годом ранее. Добавим и прочие каналы субсидирования, с учетом которых объем госпомощи вырос на 9,8 млрд рублей, или 82%, до 21,7 млрд рублей.

Оцените статью
Камаз