Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1)

Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1) Камаз

Поездка в приэльбрусье с нюансами аренды авто, или почему эльбрус — место силы — рассказ от 19.11.20

Эльбрус…Высочайшая вершина Европы, символ победы нашей страны в битве за Кавказ во времена Великой отечественной, центр притяжения альпинистов со всего мира.

Он входит в число «7 чудес России» наряду с Байкалом, Долиной гейзеров на Камчатке, столбами выветриваниями в Коми и другими, но уже рукотворными достопримечательностями

У Эльбруса огромное множество имен на языках разных народов. У тюркоязычных народов Эльбрус назывался Джин-Падишах — «повелитель духов», у адыгейцев Кусхамаф— «гора, приносящая счастье», у абхазов — Орфи-туб — «гора блаженных», в Грузии — Иалбузи — «грива снега». Живущие у самого подножья великана карачаевцы и балкарцы называли Эльбрус Минги Тау – Вечная гора.

В древних мифах на вершине Эльбруса тысячелетиями восседает вездесущая вещая птица Симург, одним оком озирающая всё прошедшее, а другим смотрящая в будущее мироздания.

Думаю, что для каждого россиянина это место — «must see», то есть то, которое необходимо увидеть хоть раз в жизни.

Для меня первое знакомство с Кавказом было немыслимо без Эльбруса. И мне хотелось бы увидеть его не набегом с какой-нибудь экскурсией, а пожить рядом с ним, ощутить, действительно ли это место такое особенное.

Когда я планировала маршрут, решила после прекрасного Домбая и милого Кисловодска (об этом я писала здесь — https://www.kamaz-kamaz.ru/review/217462/ ) пожить рядом с Эльбрусом хотя бы дня три. Лучше всего для этого подходят поселки Азау (где находится канатка на Эльбрус), Чегет (канатка на одноименную гору с лучшим видом на Эльбрус) и поселок Терскол, который находится посередине. Еще мне хотелось получить красивый вид на горы из отеля.

И нужно было решить вопрос, как добираться, как перемещаться между поселками.
Общественным транспортом добраться можно, но не удобно, с пересадками. Трансфер предлагался за 3500 р., в лучшем случае за 3000р. Внутри перемещаться можно на такси, там расстояния небольшие, и денег будет стоить небольших. В зимнее время, насколько я знаю, курсируют подвозки до канаток. Про варианты взять в аренду авто в интернете нашлось совсем немного отзывов, и то в стиле — «взяли и поехали, покатались, сдали». Все.
А подробности — что, где, как, об этом история умалчивает. Читала про штрафы, которые любят выписывать приезжим москвичам на своих авто ( можно понять логику гаишников про то, у кого деньги есть) . Кому про аренду авто не надо, дальнейшие несколько абзацев можно смело пропустить.

Про аренду авто.
Международных систем проката в этом регионе нет. Проще всего найти сайты проката авто в Яндекс- и Гугл-картах, забив в поиске «Прокат авто в Минеральных Водах». Большинство контор представлены в районе аэропорта или в самом городе Минеральные воды. Над сайтами я бы посоветовала еще работать и работать, выглядят они, скажем так, не очень серьезно.

Так как в регионе Приэльбрусья практически все дороги в стороне от главного шоссе грунтовые, хотелось бы арендовать внедорожник, но это оказалось не так-то и просто. Нашла сайт, который специализируется на прокате Renault Duster 4х4, звоню. Разговор не получился.

— Добрый день! Я хочу арендовать у вас машину, можно узнать подробности.
— А куда вы собираетесь ехать?
Не ожидала услышать этот вопрос, у меня и маршрут еще до конца не понятен.
— Ну не знаю, к Эльбрусу.
— На Бермамыт, наверное, поедете.
Не была уверена, что мы бы туда поехали, там же полное бездорожье.
— Нет, в Джилы-су, может, съездим. И в Терскол, там поездить,
— Ну нет, нам такого не надо. У нас наездились уже там по горам, по перевалам, всю машину раздолбали.
— Мы собирались, разве что, по перевалу Актопрак, может, проехать.
— Ну нет.
— Вообще-то я читала, что по Актопраку и на легковушке можно проехать. Вы-то сами знаете про этот перевал?
— У меня уже 4 машины разбили, нет, ездят вот черт знает где.

Говорить, что мы водим машину аккуратно, было бесполезно. И где-то на полуслове разговор оборвался, и я поняла, что мне такое не надо. Мы всегда стараемся бережно относиться к тому, что берем в аренду, так как хорошо знаем, что то, как ты относишься к миру, к тебе и возвращается. Раз у этой фирмы такие проблемы, видимо, это не просто так. Чисто по-человечески, конечно, можно посочувствовать, но вообще, меня удивило, зачем специализироваться на прокате внедорожников — чтобы рассчитывать, что люди будут ездить только по хорошим дорогам? Загадочный бизнес по-русски, что еще можно сказать. Было бы идеально, чтобы клиент деньги заплатил, а машина бы стояла рядом с отелем, и он только в магазин на ней ездил.

В результате заранее я так ничего и не забронировала, решила разбираться на месте по приезду в Кисловодск. Напрягало, что никто не предлагал полную страховку, в лучшем случае ОСАГО и частичное КАСКО. Хотелось бы узнать, а частичное, это как? В общем, как-то все это меня напрягало

По приезду в Кисловодск на внедорожник уже можно было не рассчитывать, в одной фирме мне предложили дороговатую Шкоду Октавию, а в фирме «Фаэтон» ( https://faetonkmv.ru/) — автомат WV Polo за 3 тыс. руб. в день. Это было чуть дороже той цены, что указана на сайте, но нас устраивало, решили брать. Залог за машину 6 тыс. руб., доплата за подачу в Кисловодск 1,5 тыс. .
Договорились, что мы присылаем фото водительских прав, паспорта, нам присылают договор, смотрим его, и потом вносим залог, перечислив его на карту. На следующий день нам привозят авто, подписываем договор, По возвращении авто залог возвращают за вычетом 1 тыс руб., которые вернут после истечения 2 недель, если не придут штрафы.
Условия понятны, но меня несколько напрягло, что деньги надо перечислять просто на карту сотрудника. Нам пошли навстречу, согласились взять залог наличными при подаче авто. Второй момент — в договоре отмечено, что в случае кражи автомобиля при условии стоянки авто на неохраняемой стоянке, мы возмещаем стоимость автомобиля. При разговоре уточнила, какая есть защита от кражи, стоит ли иммобилайзер. На что сотрудник фирмы Михаил меня успокоил, что такое случается крайне редко, что машина будет отслеживаться по трекеру.

В общем, я решила, что не стоит притягивать нехорошие ситуации, а настраиваться на то, что у нас все пройдет гладко.
На следующий день Михаил подогнал машину к отелю, отметил все царапины в договоре, все показал. Заправлено было полбака, столько же надо вернуть.

Чтобы закрыть тему с арендой, скажу, машинка оказалась 2022 г. (этот момент я забыла заранее уточнить по телефону) и, по большому счету, откатала хорошо. Были небольшие проблемы с кондиционером, когда она отстояла весь день на жаре, пока мы ходили по Эльбрусу, но, как только она охладилась, кондиционер заработал нормально. Никакими платными стоянками мы не пользовались, кроме стоянки у канатки на Эльбрус, в Азау, там только такие. Перед сдачей авто помыли по дороге от Терскола, увидели там на шоссе рядом с заправкой самомойку. Уложились в допустимые 2 часа на задержку возврата авто. Сдали, получили залог. Чуть больше, чем через 2 недели, нам вернули и нашу оставшуюся тысячу рублей, так как штрафов не было, правда, мне пришлось об этом напомнить.
В целом прокатом авто в компании «Фаэтон» мы остались довольны, так что могу ее рекомендовать.

Долина Нарзанов и Джилы-Су.

В планах на этот день поездка в Джилы-Су. Мы совершили большую ошибку, что сразу не заправили машину до полного бака. Кто бы мог подумать, что ни на выезде из Кисловодска, ни дальше вплоть до Долины нарзанов не будет никаких заправок. Мы поняли, что на обратную дорогу бензина может не хватить, все-таки в горной местности расход увеличивается. Так что мы решили не рисковать и после посещения Долины нарзанов вернуться в Кисловодск на заправку. Это ужасно досадно, но что делать…
Повторяем путь. Наш отель «Султан», кстати, находится как раз в конце Кисловодска на выезде на дорогу к Джилы-Су. В отзывах писали, что кусок дороги за поселком Индустрия совершенно убитый. Так и есть. И это и удивительно, и возмутительно. Неужели у Ставропольского края не хватило денег на этот кусок дороги? Там всего -то несколько километров. А дорога-то популярная, куча народа едет в Джилы-Су. И как там приходится легковушкам ухитряться объезжать эти ямы и ухабы, только джипы не сильно сбавляют скорость. Там, где заканчивается Ставропольский край, начинается прекрасный асфальт, дальше ехать одно удовольствие.

Тем, кто еще в будущем поедет в Долину нарзанов, советую свернуть с шоссе и проехаться вниз, там будет хорошая и большая парковка. Некоторые, как и мы, не знавшие об этом, припарковались прямо у шоссе, через сплошную. Вообще-то это нарушение, могут и штрафануть, но нам повезло.

От Долины нарзанов я ожидала нечто большего, но за билет в 50 руб. можно и увиденным быть довольным. Я все думала, куда еще надо пойти, где еще смотреть эти нарзаны. А смотреть-то там почти нечего — три бассейна с нарзанными ванными, где купался народ да несколько разных источников нарзана рядом с горной речкой. Плюс кафе в придачу. Мы, конечно, перепробовали все нарзаны, к ним никаких нареканий, уж не помню какой, какой-то прихватили с собой. Нарзан очень полезен для здоровья, так как содержит много микроэлементов. Камни и земля вокруг источников окрашены в рыжевато-коричневый цвет из-за обилия железа в нарзане. Водичку в ванной попробовала — прохладная, но народ с удовольствием там плескался.

Идя обратно к машине, я увидела здание замка, так называемой «Башни Калмыкова», чуть не забыла, что я хотела его посмотреть. С ним связана грустная история — идейного вдохновителя создания турбазы в этом месте, рядом с замком, ныне заброшенной, расстреляли по приказу НКВД. А замок, который изначально задумывался как охотничий домик для партийных деятелей, а потом стал отелем, назвали в его честь. Хоть я не очень люблю заброшки, все-таки энергетика в них какая-то неприятная, но так, из любопытства можно глянуть. Самое прикольное здесь в способе попадания в само здание, нам как раз выходящая с хохотом семья этот способ и продемонстрировала,- нужно забираться либо по шатающейся конструкции в виде двери с прорезями либо, используя в виде ступеньки старый проваливающийся диван. Да, в общем, забавно. Фотографии заброшенных комнат у меня не вызывают энтузиазма, а вот винтовая лестница — зачетная. Говорят, что здание будут реставрировать, и это правильно.

Следующую остановку мы сделали на смотровой с небольшой кафешкой. Рядом с ней сидел ее охранник, милейший белый пес. В хорошую погоду оттуда виден Эльбрус, но у нас он был в облаках, зато вид на плато Канжол красивый. (на всякий случай, координаты — 43.665178, 42.647265 , https://goo.gl/maps/3ioaU7cZz9kZR9nw9 )

Конечно об этом можно не говорить, но тем не менее. Решили здесь перекусить хычинами с горным чаем. И прямо перед нами девушка вылила чай прямо на стол с криками возмущения «Как не стыдно, это не чай, а просто вода». Жалко было смотреть на ее парня, очень уж нервная девушка. Ну а чай — да, он был с почти неуловимым привкусом трав, а то, что бледный, так это нормально, это же чай из трав. Я бы, конечно, не стала так возмущаться из — за какого чая за смешные 50 руб., но вообще до такой степени экономить на заварке — это как-то не очень..

Но какая же красота в тех местах! Дорога стала уходить в горы, показавшиеся на горизонте, пробивавшиеся сквозь тучи лучи солнца создавали прямо восхитительное ощущение!

А потом спуск по серпантину, на котором очень актуальны исправные тормозные колодки и умение тормозить двигателем. Впрочем, по-моему, таких затяжных спусков-подъемов на этой дороге три. Кусочек серпантина получилось снять прямо на ходу. После спуска и переезда через мост — длительный затяжной подъем, и начинается палаточный лагерь, народу там просто тьма, многие приезжают в Джилы-су ради нарзанных источников, которых тут немало, и чтобы надышаться целебным чистейшим горным воздухом. Ну а мое личное мнение, что это место Силы, и оно притягивает сюда людей.

На въезде в заповедник перед шлагбаумом нужно оплатить в будочке охранника сбор 50 руб. Тут же мое внимание привлек этот наездник, как я поняла, охранник. Но на него посмотришь — едет себе, не спеша, на лошади, никак не подумаешь, что он на работе, болтает с кем-то по телефону. Но потом я его увидела и наверху, на горе, он и туда на лошади поднялся. Как я заметила, это в стиле кавказцев — делать вид, что они ни при делах, но, как только появляется необходимость, они тут как тут. На канатках это было очень заметно, подходишь — а там никого, и в самый последний момент нарисовывается работник.

Немного проехав, мы припарковались, как все, у обочины и стали спускаться к реке. Успела щелкнуть колоритных персонажей (зацените — в шапке и в шлепанцах!) и народ, отмокавший свои ноги в теплом (я потом проверила) нарзане.

За мостом, который я обозвала пьяным, виднелся водопад Султан с бурным потоком воды грязновато бурого цвета. Таким он становится из-за песка и глины, которые река вымывает с тающих ледников, а кому-то везет застать его и кристально прозрачным. Мост мне понравился, народ по нему так забавно переходит.

Сразу за мостом очередной источник нарзана, мне он показался очень вкусным. И начинается подъем вверх, с которого открывается вид на останцы, «Зубы дракона», собственно их я и хотела увидеть в первую очередь.

Но на самом верху вид еще краше, и, как специально для меня, выглянуло солнышко и красиво мне их подсветило.

День уже клонился к вечеру, и большинство народа уже разъезжалось по домам, а мы долго стояли и смотрели на окружающую красоту. Это просто восторг! Один мужчина вдалеке вышел посмотреть на ущелье, и мне удалось сделать кадр из моей любимой серии «Человек и горы», когда маленький человек подчеркивает всю мощь и величие этих прекрасных творений природы. Что и говорить, можно только в очередной раз преклониться перед величайшим Создателем этой красоты! Не поленитесь, откройте фото на весь экран, мне кажется, горы надо смотреть только на большом экране, чтобы хоть немного почувствовать эту силу, эту потрясающую энергетику!

Когда мы спустились к машине и напоследок обернулись, то с восхищением обнаружили открывшийся Эльбрус. Толком снять его не удалось, свет уже не тот, но какое же впечатление силы от него исходит!

Наверное здесь, в Джилы-Су я отчетливо почувствовала именно это ощущение. Неудивительно, что сюда ездит просто куча народа, место необыкновенное, я поняла, что не зря меня сюда так тянуло. И мы только самым краешком к нему прикоснулись, а ведь сколько интересного скрывается там, в глубине, если подняться дальше в горы — и пик Калицкого, и немецкий аэродром, и необычные Каменные грибы, и еще много чего.

С этой, северной стороны, от верховий реки Малка состоялось первое восхождение на Эльбрус в 1829 году карачаевцем Киларом Хачировым в составе экспедиции генерала Эммануэля. Здесь можно почитать про это восхождение — https://www.elbrustours.ru/articles/pervoe-voshogdenie-na-elbrus/ и интересные архивные материалы — http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4233 .

А потом началась какая-то феерия красок — закатное небо стало переливаться оттенками всех цветов, горы становились то бархатисто-зелеными, то окрашивались в цвета шоколада, то полыхали охрой. И это не фотошоп. Именно в таких цветах и была вся картина! Представьте, почти никого на трассе, все уже уехали, и для нас такое фантастическое зрелище!

И заключительным аккордом — погонщик стада в лучах закатного солнца и величаво возвышающийся в своем великолепии белоснежный властитель этого мира Эльбрус!

И еще несколько картинок этого восхитительного заката.

Проехав дальше, заскочили мы и на смотровую «Аватар» (43.578979, 42.585818 , https://goo.gl/maps/TQA9jcnwMK4bWLW2A). Солнце зашло за горы, поэтому погулять там не удалось, а само место красивое. Конечно не сравнить с настоящими, китайскими горами Аватара, там почти космос, но по-своему это место тоже впечатляет.

И в завершение этого чудесного дня на смотровой у плато Канжол Эльбрус был почти в полной темноте, но мой фотоаппарат его увидел.

Следующий день был днем переезда в Терскол. На границе Ставропольского края на въезде в Кабардино-Балкарию нас остановили, проверили документы на машину и права, больше никто нас не тормозил, а машина у нас, кстати, была с номерами московской области.
После поворота от поселка Баксан сразу стало ясно, кто здесь хозяин на трассе. И хорошо, когда есть возможность объехать этих милых созданий по встречке, а вообще на этом участке до Терскола часто бывает обгон запрещен, и скапливается толпа машин за неспешно идущей по дороге коровой.

Довольно большая часть этой дороги идет вдоль поселков, ограничение скорости 60 км, установлена куча камер, так что даже местные не превышают. Заметила, что многие дома не имеют окон с видом на дорогу, такая вот здесь особенность.

Еще успела заметить табличку «Прием сыра. Цена 80 руб. за кг.» Я хочу там жить! Натуральный домашний сыр за 80 руб. за кг!

Очень понравились виды гор и холмов, которые мы проезжали. В селе Заюково невысокие холмы округлой формы.

Потом проезжали село Кенделен с памятником «Скорбящий горец», посвященный памяти погибших во время войны.

Поразили холмы в селе Жанхотеко, на скорости, конечно, трудно было толком их сфотографировать, но они очень напомнили мне испанские Мальос Риглос, их многие знают, а на эти вряд ли кто-то обращает внимание, кроме местных жителей.

В этих местах очень много мечетей, и часто они бывают совершенно разной формы, порой очень даже необычной. Более менее удалось снять эту, в местечке Лашкута.

Еще чуть дальше начинаются горы потрясающей красоты в селе Былым. Там специализируются на выращивании капусты.

И фото с обратной дороги. Очень впечатлили меня виды этих гор, но все они сняты сходу, как-то вот не стали мы останавливаться, но в жизни они выглядят просто восхитительно!

Дальше проезжаем самый высокогорный город нашей страны — Тырнауз с его многоэтажками. С обратной дороги более-менее удалось сделать фото .

Дорога идет по горному ущелью вдоль реки Баксан, и как бы не хотелось увезти с собой красоту этих скал, их необычные узоры, в движении их сфотографировать довольно трудно. Вот еще небольшой кусочек гор с обратной дороги.

И горы в районе поселка Верхний Баксан.

Чуть дальше проезжаем памятники первовосходителям Эльбруса Киллару Хаширову ( на фото) и Ахие Соттаеву.

Наш отель «Снежный барс» ( https://www.booking.com/hotel/ru/snezhniy-bars.ru.html?aid=382778;label=gog235jc…» ) находится среди соснового леса после поворота от Терскола к Поляне Чегет, немного до нее не доезжая, специально выбирала расположение чуть в стороне от трассы.
Хочу предупредить тех, кто будет ехать туда первый раз — надо объехать островок с тремя соснами на повороте справа. Мы, когда ехали первый раз, объехали его слева, не сразу успеваешь сориентироваться, что это выезд на встречку. И там как раз поджидала машина ГАИ. Нам повезло, что гаишники были заняты разборками с такими же как мы, видимо, нарушителями.

С выбором отеля я не ошиблась. Еще в процессе поиска увидела, что именно его предлагала одна турфирма для туров, в том числе и для вип-туров. Несмотря на то, что в последнее время чаще всего я стала предпочитать небольшие отели, а этот совсем не маленький, но от него осталось очень хорошее впечатление. Он состоит из двух корпусов — старого и нового. В сентябре в нашем новом корпусе народа мы практически не видели, но на завтраке в некоторые дни прибывало очень много постояльцев, как раз, видимо, из состава групп. Сразу скажу и про завтрак — он очень хороший, больший выбор всего, перечислять не буду, поверьте на слово, голодным уйти не получится, есть, что выбрать. К номеру никаких нареканий, все чисто и комфортно.

Но самым главным для меня был, конечно, вид с нашего балкона на 7 этаже — он был прямо на Эльбрус, ну ладно, на кусочек Эльбруса, но мне было от этого прямо вау как здорово! Столика на балконе, правда, немного не хватало.

Заселившись, пошли прогуляться по Терсколу, там немного совсем пройти вдоль трассы. Вот честно, я порадовалась, что не выбрала проживание в нем самом, мне показалось там как-то не уютно. Как-то хаотично настроены дома, попадаются и симпатичные, но опять же, как в Домбае, не помню, чтобы я видела цветы на окнах или клумбах, мне это было очень удивительно. Опять встречались какие-то развалюшки. Вот, например, на фото — центральная улица, по которой проезжают все туристы, и такой вот вид.

В общем, обратно возвращаться той же дорогой не хотелось, стали искать эко-тропу, которая идет по лесу. Она отмечена на мэпс ми, но она не выделяется среди кучи других отмеченных там тропинок. Было не просто, но мы ее нашли. После леса тропа вывела нас к реке Баксан и мосту через нее, потом еще немного пройти по лесу и тропа выходит на поляну Чегет прямо сквозь недостроенное здание. Идти по этой тропе одно удовольствие — дышишь чистейшим сосновым воздухом, народу почти никого, красота! По ней можно пройти от Поляны Чегет до Поляны Азау, есть и маршрут в другую сторону — от Чегета к Поляне нарзанов, но мы не ходили.

На следующее утро мы отправились на канатку к Эльбрусу ( вся информация здесь — http://resort-elbrus.ru/ и здесь много поезного — https://xn--90aihmsgdir1gef.net/ ). Все окружающие парковки в поселке Поляна Азау платные. Новая гондольная канатная дорога была закрыта, работала старая маятниковая, стоимость проезда до станции Мир и обратно 600 руб. На входе мы увидели немаленькую очередь, состоящую из военных. У многих были такие вот огромные рюкзаки.

Стояли, наверное, часа полтора, и пока стояли, слово за слово, разговорились с одним военным, командиром подразделения, он служит здесь по контракту. Сказал, что они едут на тренировку — отработку навыков альпинизма в горы с ночевкой в палатках, все надо тащить на себе. Служить здесь ему нравится — чистый воздух, натуральные продукты, семья живет здесь же. Рассказал, что в этих местах водятся шакалы, рыси, волки, медведи, а однажды он увидел на снегу следы снежного барса.

Из кабинки сложно что-то сфотографировать — грязные окна, много народа, но так, ради общего впечатления вид на Баксанскую долину

На станции «Кругозор» (3000м) пересадка, едем к станции «Мир» (3500м)

Сразу на выходе смотровая площадка, и, конечно, здесь уже красиво.

Но мы хотим скорее дальше, к Эльбрусу. Лайфхак для желающих сэкономить. Отсюда подняться дальше можно на новой гондольной канатной дороге и старой кресельной. На кресельной дешевле (200 руб. за туда-обратно против 600 руб. за новый подъемник), и, на мой взгляд, приятнее. Но нужно иметь ввиду, что кресельная канатка поднимает на высоту 3800, а канатка Мир-Гарабаши — на 3847 метро, то есть на ней можно подняться выше, а пешком идти от креселки до станции Гарабаши, в общем-то прилично, мы шли где-то 50 минут (с остановками на фото).

Налево проход к гондольной канатке, правее — к креселке. Мы не знали, и просто уткнулись в кресельную дорогу, на ней и поехали. Ехать минут 15.

И это было здорово — едешь, не спеша, рассматриваешь все вокруг. Поразили огромные каменные глыбы, природа создает такие причудливые формы.

Мы хотим подойти поближе к леднику. Но мы-то налегке, а вот ребятам с огромными рюкзаками идти явно тяжелее.

Радует, что на этот раз на такой высоте у меня нет никаких неприятных ощущений, хотя идти, конечно, тяжеловато. Оглядываюсь назад на пройденный путь.

Дошли до зоны, где начинается снег, идем дальше. Кое-где приходится обходить ручьи, местами, довольно бурные. Забираемся на холм, видимо, на нем проводят обряды для благополучного восхождения. Он обозначен тибетскими флажками, и на вершине из камней выложены ритуальные круги.

На леднике отрабатывает навыки восхождения по снегу группа альпинистов. А мы любуемся видами ледника, причудливыми узорами, созданными его Величеством Природой.

Видим, как подошла группа военных, надели «кошки», в которых нужно идти по подтаевшему на солнце снегу, и двинулись наверх. Совсем немного, и вот вместо них видны уже только маленькие точки.

Рассказываю я быстро, а время там тянется как-то по особому. Хочется все впитать, сделать сто пятьсот фотографий Эльбруса, понимая, что все это ты уже фотографировал, но хочется найти какой-то особенный, красивый момент, чтобы он остался где-то на подкорке — навсегда — каким-то волшебством, ослепительным солнцем, пронизывающей тысячей искорок-иголочек какого-то блаженства и переполняющей тебя Силой, Да, это очень прекрасное состояние — просто быть там, никуда не спешить, просто смотреть, просто дышать и наслаждаться…Что меня удивило — не было никаких ощущений высоты, никакого дискомфорта, никакого головокружения, которое у меня было на Тенерифе на 3555 м, ничего! Может, сказалась адаптация на треках в Домбае, но нам с Андреем было абсолютно комфортно.

Потом мы решили пересечь снежник, чтобы подойти к верхней станции Гарабаши, по дороге еще долго сидели где-то на камнях , пили чай, просто смотрели на Эльбрус, слушали тишину, впитывали в себя эту потрясающую энергию гор.

На фото расстояния не определить, но отсюда, если присмотреться, можно увидеть этот холм с тибетскими флажками прямо над головой женщины в синим выше снежника. Кажется, что близко, но не совсем, на фото расстояния обманчивы. Идти по снегу без кошек не очень просто, где-то идти пришлось по сыпучим камням, где-то обходить ручьи, то есть все это не очень быстро.

Здесь царство ратраков и другой техники для желающих прокатиться.

Для туристов с деньгами есть вариант комфортного восхождения на Эльбрус, когда желающих подвозят на высоту 4800 м на ратраке, правда, дальше, все равно идти придется самому, что тоже не просто и требует специальной подготовки. Похоже, этих туристов спускают с горы, судя по их рюкзакам, после восхождения. Судя по их лицам, это иностранцы.

Здесь, на высоте 3888 м в декабре 2022 г. была установлена базовая станция сотовой связи сети МТС, первая на такой высоте.

Мы решили, что в следующий раз как минимум поднимемся до «Приюта 11» на высоту 4050 м, а может, и решимся на восхождение, кто знает.

Сейчас было просто здорово стоять в местах, которые вписаны в историю нашей страны событиями, наполненными и трагизмом, и величайшей доблестью солдат во время войны. Оказавшись здесь, я вспоминала, как смотрела документальный фильм о событиях тех лет. Для тех, кто хочет глубже погрузиться в эту тему, чтобы не просто побывать на Эльбрусе, а воочию представить, через что пришлось здесь пройти героям тех лет, советую почитать материал из государственного архива кинофотодокументов — http://www.rgakfd.ru/doklady-soobshhenija/2022-knyazkova-shturm-vershin-elbrusa , здесь рассказ о подвиге роты Григорьянца и ее неудавшейся попытке освободить «Приют 11» от немцев — https://www.sovsekretno.ru/articles/tayna-ischeznuvshey-roty/. Я же кратко напомню события тех лет.

17 августа 1942 года группа немецких горных стрелков заняла гостиницу для альпинистов «Приют 11», сделав это без единого выстрела, боевые части в этих краях отсутствовали, а работавшие там метеорологи успели спуститься в Баксанское ущелье. Гостиница послужила базой немецким егерям для восхождения на вершину Эльбруса, где они установили свой флаг. Гитлер рвался к доступу к черноморским портам и бакинской нефти, и для Германии это символизировало победу над Кавказом.

Однако фактически Кавказ не был покорён. Наши войска героически обороняли перевалы Главного Кавказского хребта, не пропустив противника к Чёрному морю. Предпринимались попытки выбить немцев из «Приюта одиннадцати». Однако благоприятные для оборонявшихся условия местности и хорошо укреплённые позиции немецких войск не позволили это сделать. В боях за приют погибло около ста советских солдат.
Однако после Сталинградской битвы немецкие войска были вынуждены оставить Кавказ из-за угрозы окружения. В январе 1943 года немецкие горно-стрелковые части покинули верховья Баксанского ущелья и ушли из «Приюта одиннадцати».

В феврале 1943 года группа советских альпинистов, воевавших на Кавказе, в составе 20 человек поднялась к «Приюту одиннадцати» для выполнения приказа командования Закавказского фронта по снятию нацистских знамён с вершин Эльбруса. В каких условиях предстояло выполнить задание, трудно представить. Многие тропы, ведущие из верховий Баксанского ущелья к базам на склонах Эльбруса, сами базы, полуразрушенные землянки, укрытия и укрепления были заминированы. Поэтому альпинистам приходилось двигаться крайне осторожно. Никаких канатных дорог, как сейчас, никакой комфортной и легкой спецодежды, сами шили себе защитные маски, меховые носки, все продукты питания нужно нести с собой, и их было мало, к тому же, лишь два человека из группы имели опыт зимнего восхождения на Эльбрус.

13 февраля 1943 был сильный ветер, снегопад, мороз, из-за разбушевавшейся пурги подниматься на вершину было самоубийством. И все же было необходимо выполнить приказ, да и для самих альпинистов это было дело чести. Было принято решение начать штурм западной вершины Эльбруса, не дожидаясь окончания бурана.
В нормальную погоду группа сильных альпинистов может дойти от «Приюта одиннадцати» до вершины и обратно за 8-10 часов. Но в тот день лишь, когда прошло больше пятнадцати часов ушедшие вернулись с обрывками фашистских военных флагов. Есть фотография с вершины этого восхождения — http://www.rgakfd.ru/sites/default/files/2022-shturm-elbrus-12.jpg

Буран продолжался еще трое суток, а когда прояснилось, температура упала ниже 50 градусов. Не утихал штормовой ветер, достигавший порывами 25-30 метров в секунду. И в такую погоду 17 февраля было совершено восхождение на восточную вершину Эльбруса — на этот раз, к тому же, вместе с оператором, не имеющим опыта альпинизма, и был установлен флаг нашей страны.

Для меня, как для человека, верящего в мистику и неоднократно с ней сталкивающегося, перелом в ходе войны и водружение нашего флага на вершине Эльбруса, как на месте Силы, это события, имеющие непосредственную связь. И как каждый в той войне отдавал себя ради великой цели, так и солдаты, участвующие в восхождении. превозмогая свои человеческие возможности, выходя на какие-то запредельные состояния, вносили свой вклад в торжество великой силы — силы Духа.
И именно поиски этой силы, силы своего духа, заставляют людей каждый год идти на покорение себя в попытке взойти на Эльбрус.

Мне не нравится выражение — покорить гору. Нельзя покорить Эльбрус, нельзя покорить дух этой горы, на нее можно взойти, взойти, преодолев себя, через свое «не могу» и лишь через преодоление себя можно выйти на состояния, совершенно отличные от состояний обыденности, когда нет ограничений, есть только состояние счастья и абсолютной свободы, и силы, живущей внутри тебя. Один раз, испытав это состояние, ты его уже никогда не забудешь, ты все равно будешь к нему стремиться. Поэтому горы для многих становятся такими притягательными, туда тянет снова и снова. Для меня это состояние знакомо по несколько иным практикам, но и и в горах иногда приходилось преодолевать себя.

Обо всем этом я думала, находясь на Эльбрусе, и как бы здорово не было там находиться, но все-таки надо было спускаться вниз, режим работы канатной дороги ограничен. На спуске к станции нашей креселки мимо проезжают кабинки новой канатной дороги. и что удивительно, на такой высоте летают птицы.

И возвращаясь от высокого к обыденному, сложно не обратить внимание на такой замечательный высокогорный туалет. А также знаменитые «Бочки», прямо за которыми находится станция креселки.

На спуске еще раз, не спеша, можно полюбоваться на горы, хорошо видна обсерватория.

Спустившись на станцию, мы подошли почтить память героев обороны Приэльбрусья. Нам не хватило времени на музей, да и работает он, вроде бы, не каждый день (уточнить можно здесь — https://museum-kbrglav.ru/visitors/muzey-oboronyi-prielbrusya ).

С другой стороны станции «Мир» еще одна смотровая площадка, с нее видно Эльбрусское озеро. Там мы увидели палаточный лагерь военных, с которыми мы ехали утром, видимо, у разных групп были разные задания. Сделала здесь еще одно фото из серии «Человек и горы», к сожалению, почти против солнца.

Спустившись на станцию «Кругозор» (3000м), хотя время уже поджимало, мы зашли посмотреть на смотровую за отелем Чипер-Азау. И вид там прямо очень классный, но вечером все против солнца, здесь надо быть с утра. Очень понравился водопад в базальтовых скалах, он похож на водопад Терскол, меня это примирило с тем, что к нему нам попасть не удалось.

Спустились мы ровно к 5 часам, именно во столько просили забрать машину с парковки, да и канатка работала до 5. Провели на Эльбруса мы пять часов, и времени не хватило все рассмотреть как следует. Ну а впечатление было просто непередаваемое!

Следующим утром идем на канатную дорогу на Чегет, от отеля 5 минут ( https://xn--90aihmsgdir1gef.net/skiing/cheget/ ). Билет туда-обратно 900 руб.
Для тех, кто любит наглядно все представить на схемах-картах, вот такая, с общим схематичным расположением канатных дорог:

Едем, не спеша, на двухкресельной канатке, можно как следует все рассмотреть. Вот вид на Поляну Чегет (фото, правда, с обратной дороги)

Вот поселок Терскол поближе, и сам Эльбрус

На следующей станции Чегет-2 (2750м) пересадка на однокресельную канатную дорогу. Здесь расположено знаменитое кафе «Ай», где частенько бывал Юрий Визбор, неоднократно бывавший в Чегете, несколько раз был здесь и Владимир Высоцкий, когда у подножья Чегета снимался первый советский фильм об альпинистах «Вертикаль».

Едем дальше к станции Чегет-3 (3000м)

Здесь вид на Эльбрус уже хороший, но еще лучше он с вершины Чегета, куда мы и отправимся. С утра не было ни одного облачка, и такой вид не очень интересен, и, видимо, услышав мои просьбы, после возвращения с Чегета Эльбрус кокетливо притянул к себе облачко. Видна обсерватория и водопад Девичьи слезы.

Мы идем наверх. Сбоку возвышается гора Донгуз-Орун с ледником «Семерка» и виден маленький кусочек одноименного с горой озера.

Тропа отчетливая, идти не трудно, периодически отдыхая, так как подъем (уклон) постоянный.
Доходим до плаката с предупреждением, что проход в пограничную зону только по пропускам.

Отсюда трек поворачивает направо, и видны два варианта дороги — один, справа, более пологий, второй, слева, более крутой (на фото это не очень заметно). Перед нами туристы пошли по правой дороге, и мы за ними. Но теперь мне кажется, что в хорошую погоду лучше идти по левой тропе, по ней идти ближе, а крутость не такая уж и большая. На правой тропе тоже есть крутой участок, на котором надо взбираться по камням. На втором фото участок левой тропы к вершине, где маленькими точками видны люди.

Забрались. Судя по отметке в 3769, мы поднимались на высоту чуть больше 700 м и потратили на это примерно час сорок, где-то читала, что протяженность маршрута 3 км. Вид на Эльбрус отсюда более полный, чем от канатки. И. конечно, чувствуешь воодушевление и от вида, и от того, что, хоть было тяжело, но ты дошел.

Еще отсюда видна какая-то странная конструкция, и, если присмотреться, видны люди там, откуда мы пришли.

Спускались мы по другой дороге, той, что казалась более крутой, но на самом деле ничего страшного в ней не было.
Обратно идти было легко, тем более солнце светило нам в спину, а кто-то еще только поднимался, и вот им, думаю, было уже гораздо тяжелее идти по жаре. И еще два фото с обратного пути, разница где-то в полчаса, но как меняется пейзаж!

И обратный спуск на канатке. А кто-то поднимается сюда пешком.

Очень хорошо виден наш отель в центре кадра, а также просека шоссе среди леса. Специально показываю для тех, кто хочет увидеть подробности. Мне вот было очень важно это окружение соснового леса, какой же там прекрасный воздух!

Так как времени у нас еще было достаточно, то мы решили еще и сходить к водопаду, то ли к Терсколу, то ли к Девичьим косам. Трек к ним начинается на противоположной от мечети стороне шоссе. Немного поднявшись, заплатив у будочки охранника за вход в заповедник по 50 руб., дальше на фоне прекрасных гор видим такую вот удручающую картину. Обидно, конечно, становится за нашу страну в таких моментах, вспоминая, как все вылизано и ухожено в Альпах, в Баварии и Тироле.

Так как к водопаду Терскол близко не подойти из-за разрушенных мостов, решили идти к Девичьим косам.

Сначала дорога идет по лесу.

Потом выходит на открытое пространство вдоль скал, и через какое-то время видим такую красоту! Ни у кого в отчетах этого я не видела, так что я была в полном неожиданности восхищении от этих базальтовых образований!

Желающих не идти этот путь пешком, подвозят на таких буханках. Одна такая одновременно с нами подъехала к водопаду.

Ну а он был прекрасен, не смотря на то, что уже был в тени.

Эти ребята поехали дальше к обсерватории, большинство народа уже ушло в обратном направлении, так что обратно мы шли в полном одиночестве. Плакат сообщал, что протяженность этого маршрута 13 км, ориентировочное время прохождения — 6-7 часов, но мы справились за четыре. Набор высоты в этот день у нас получился чуть больше 1200м, и, если к водопаду я уже шла не очень весело, то обратно идти было настолько в кайф! Вечерело, на горы опускались облака, подсвеченные вечерним солнцем, было просто волшебно красиво!

На третий день пребывания в Терсколе мы решили проехать по перевалу Актопрак. Он начинается в поселке Былым, том самом, с красивыми скалами.

Но сначала надо заехать к озеру Гижгит (Быллым-келю). Дорога к нему находится совсем рядом с поворотом на Актопрак, только в другую сторону, сначала надо переехать через мостик. Дорога грунтовая, с приличными ухабами. Медленно проехав какое-то время, мы остановились в раздумьях, стоит ли дальше ехать, трясти машину, или может, подойти пешком, а тут едет такое чудо.

Ну ладно, такое.

И роняет сено на дорогу. А мы уже сели в машину, поехали. И только я сказала «Сюда бы корову, его подбирать», как она тут же нарисовалась и действительно стала подбирать сено, забавно получилось.

Потихоньку, стараясь объезжать ямы, мы все-таки доехали до озера. Видели на дороге несколько куч щебня, может, все-таки его насыпят, дорога будет чуть лучше, пока, конечно, беспроблемная она лишь для внедорожников. У озера какие-то загоны для лошадей с предложениями проката, и пасутся сами лошади. Купаться здесь нельзя, озеро искусственного происхождения, сюда сбрасывали отходы Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината.

Вид с этой стороны меня не впечатлил, решили подняться выше справа от озера и обходя его, увидели тот самый красивый вид, который я видела на фотографиях.

И вид в другую сторону, туда, где перевал Актопрак.

Озеро можно обойти вокруг, но тропа уходит высоко, стало ясно, что для этого надо много времени, а его у нас не было, так что мы спустились тем же путем.

Вдоль дороги от озера Гижгит я обратила внимание, сколько же там растет облепихи, ее часто можно было увидеть в тех местах.

Дорога на перевал Актопрак была перекрыта, нам сказали, что сейчас там идет тренировка команды Камаз-мастер, скоро должна закончиться. Чтобы не терять время впустую, мы решили доехать до села Кенделен, там на гугл-картах я видела симпатичное ущелье. Ехать к Чегемским водопадам (а именно туда мы собирались попасть через перевал) в обход, не по перевалу Актопрак я не видела смысла, слишком много на это ушло бы времени, а мы его прилично уже потратили на озере Гижгит.

Село довольно большое, встретили много школьников с рюкзаками. И какие же красивые горы видны на фоне этих домов! Но фото опять-таки с ходу.

Проехав через село, мы выехали на грунтовку, которая стала уходить в поля. Я поняла, что мы выехали к месту, откуда можно увидеть вид сверху. А теперь ожидания (что я видела на фото в интернете) и то, что мы увидели.

Но хоть в другую сторону вид был поинтереснее.

Ехать по плохой дороге дальше не хотелось, чтобы найти вид получше. Внизу в ущелье я увидела машину, поехали искать спуск в ущелье.

Оказалось, чтобы попасть в ущелье снизу, надо ехать, не сворачивая с улицы Энеева, а мы где-то свернули на улицу Ленина, и потому выехали наверх. Снизу ущелье не выглядело каким-то особенным, но мы и ехать по нему не стали, опять-таки грунтовка не самого лучшего качества. А вообще где-то там должен быть красивый водопад.

Где-то сверху должна быть видна скала-арка, и, хотя мэпс ми показывала, что здесь, ничего похожего я так и не увидела. Но сами скалы вполне интересные.

Разглядела какую-то огороженную тропу среди скал — интересно, для чего?

Больше мы не стали здесь задерживаться. На выезде из села увидели лагерь команды Камаз-мастер и тут же на шоссе и сам Камаз, весь в пыли, едущий в его направлении. Значит, тренировку закончили, перевал свободен.

А на следующий день так совпало, что мы ехали за командой Камазов на трассе по направлению к Пятигорску. Все мужчины смотрели вслед колонне синих грузовиков, и на границе тоже, так что нас не проверяли.

Где-то я читала, что теоретически по Актопраку можно проехать на легковушке. Можно, если машину не жалко. Сначала мы ехали медленно. Очень медленно. И еще очень медленно. Потом встали, спросили у мотоциклиста, как там дальше дорога. Он сказал, что Камазы ее прилично разбили, с нашим просветом можем и не вписаться. Было уже понятно, что к Чегемским водопадам мы не успеваем, но, может, хоть пешком до седловины перевала дойти, судя по мэпс ми, около 5 км. Пошли. Почти сразу же увидели дом друзей Рашида, как сказал мэпс ми, и чудных пасущихся коровок, с недоумением смотревших на нас. Видать, редко тут чужаки пешком ходят.

Чуть дальше дорога поворачивала направо, а часть дороги прямо была перекрыта ленточкой. Потом на фото я увидела, что дорога эта вела к интересной арке, которую я хотела увидеть, но тогда нам было не до этого.

Идти пришлось прилично да еще и в хорошем темпе, чтобы успеть выехать с перевала до темноты. Можно немного и саму дорогу разглядеть на фото, чтобы представить ее качество.

И вот, наконец, вышли на седловину перевала. Красота! Здесь снимали эпизод из «Земли Санникова». Местные убирают сено.

А еще пронеслось несколько машинок багги. Ух, ну и носятся же они!

Бросаем последний взгляд на ту сторону дороги с перевала, откуда мы пришли и в быстром темпе назад.

Дошли до темноты, потихоньку спустились. Справедливости ради, скажу, что на легковушке мы видели какого-то отчаянного парня на Шевроле Авео и местных. Ну местные там гоняют на стареньких Жигулях, это понятно, у них это скорее телега с мотором. Но, мое мнение, на всех этих грунтовках нужен внедорожник! А места красивые, что и говорить.

Вот и закончилось наше Приэльбрусье.
Когда мы были в Домбае, отдыхавшие там девушки, очень его любящие, сказали, что нам надо было поменять очередность и ехать сначала в Приэльбрусье, а потом в Домбай, что мы можем разочароваться, что в Домбае горы более красивые.
Но, скажу я вам, мы нисколько не разочаровались, скорее, наоборот, эти места рядом с Эльбрусом меня так сильно вдохновили и зарядили! Мне нравилось там все! Вот все, даже лысые безжизненные камни. И, видимо, поэтому Эльбрус в ответ на мое восхищение дал нам увидеть себя во всей красе и дал мне какое-то совершенно новое ощущение, ощущение душевного спокойствия, успокоения от всех передряг этого тяжелого года и как будто напитал новой силой.
Уверяю вас, Эльбрус — это место Силы, я это почувствовала каждой клеточкой своего тела. И идущие к нему с чистым сердцем ее получают. Для того, чтобы делиться ею с другими, с теми, кто в ней нуждается, чтобы нести этот чистый Дух, который, наверное, не просто так есть именно в нашей стране.
Наверное, не просто так нас веками пытались согнуть и уничтожить, а мы не сдавались!

А закончить свой отзыв я хочу строчками из стихотворения, написанного мной после поездки в Приэльбрусье, и навеяно оно мне духом этой волшебной горы Эльбрус.

Если ты смотришь в Вечность,
Вечность смотрит в тебя,
Маняще и безупречно,
В путь бесконечный зовя.

Ты улетаешь в небо,
Как будто в небытиё,
Туда, где еще ты не был,
Но там все родное твоё.

Там, где внутри искрится,
Чистая как слеза,
Волшебная колесница,
И словно прошла гроза.

И стало свежо и ясно,
И стало совсем легко.
Как эта жизнь прекрасна,
И снова льется рекой.

И снова ты видишь смысл,
И снова ты рвешься жить,
И нет больше лишних мыслей,
И хочет душа творить.

Если ты смотришь в Вечность,
Вечность смотрит в тебя,
Даруя тебе бесконечность
И бесконечно любя.

Повстречал на эльбрусе caterpillar d9. бульдозер — исполин нереальной выносливости

Недавно  автора этого канала занесло на Эльбрус. Не на сами вершины, пока только  на станцию Гара-Баши, которая на высоте 3800 метров находится. Хотелось  полюбоваться видами, а заодно посмотреть, начнется ли горняшка, ведь до  этого самой высокой точкой, где я бывал, была крымская Роман-Кош, чуть  больше 1500 метров над уровнем моря.

Признаков  горняшки я не ощутил, так что на заснеженные вершины посмотрел уже  смелее в плане перспективны на них восхождения. Оттуда вообще кажется,  будто до них рукой подать, но реальность там куда суровей. Причем тут  горы к автоблогу, удивитесь вы, неужели тематика меняется? Нет, это была  короткая предыстория. А вот он – наш герой поста.

Легендарный  своей выносливостью бульдозер Caterpillar D9(N), повстречавшийся мне на  высоте 3500 метров на уровнем моря, на станции «Мир». Признаться, не  ожидал я увидеть там этот трактор, но и не сильно удивился.

Суперпрочная  конструкция Caterpillar D9 позволяет работать этим машинам практически в  любых условиях, в том числе экстримальных. Армия Израиля использует  бронированные бульдозеры на их основе для разминирования территории. О  «Плюшевых мишках», именно так израильтяне прозвали свои крепости на  гусеницах я рассказывал ранее, здесь можно почитать.

Все D9N, которые мне лично встречались, работали на стройках и в лучшем случае выглядели так.

В  худшем – они были в глине и грязи по самую крышу. Но такое я вижу  впервые. Посмотрите, как выглядят гусеницы, отвал и крюк рыхлителя. 

Они  будто из дробеструйной обработки, и это неудивительно, ведь бульдозеру  выпала нелёгкая доля работать с базальтом вулканического происхождения.  Эльбрус – это старый погасший вулкан, поэтому работа в таких условиях  для техники покруче любой дробеструйки будет.

Если изо всей силы ударить по такому камню молотком, то в лучшем случае от него отколется маленький кусочек.

Я  так понял, там строят новую горнолыжную трассу, видимо на этих работах  бульдозер и задействован. А еще на Эльбрусе можно встретить грузовики,  Камазы и Уралы. Самосвалы еще довольно бодро едут, а миксерам, везущим  бетон каждый метр в горку дается очень тяжело. Сказывается разреженный  воздух.

Теперь  даже не знаю, в каком удивительном месте еще доведется повстречать  такой бульдозер, а вы, друзья, делитесь в комментариях своими  наблюдениями, какую технику довелось повстречать в необычных местах.

Напоследок немного этих прекрасных видов, правда ведь, что может быть красивее, чем горы.

Еще пару интересных постов — автогрейдер Caterpillar и школьный автобус-канатоход. История уникальной канатной дороги. Oldtimer

Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции габту мо рф на эльбрус (часть 1)

5:49 / 11.11.17
Горечь и боль в душе старого автомобилиста по итогам экспедиции ГАБТУ МО РФ на Эльбрус (часть 1)

7 октября 2022 года вышла в свет редакционная статья в издании Военного обозрение, в которой сообщалось, что 11 сентября 2022 года стартовала уникальная экспедиция из Бронницкого научно-исследовательского автомобильного центра (НИИЦ АТ 3 ЦНИИ МО РФ). В экстремальную экспедицию по штурму вершины Эльбруса отправились военнослужащие на новой модификации знаменитых «Тайфунов», новый броневик «Патруль» и автомобиль «Торнадо», перспективные грузовики «Урал Next» (один из которых претендует на титул самого экологически чистого военного автомобиля), а также огромный тягач, предназначенный для переброски комплексов С-400, абсолютно новая модификация знаменитого УАЗа и колёсная дорожная машина бронированная (КДМБ).

О успешном завершении экспедиции 6 октября журналистам сообщил заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков.[1]

Все эти машины по дороге на Эльбрус должны были пересечь самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках. Только прошедшие этот этап автомобили попали в горы.

Все эти машины по дороге на Эльбрус пересекли самую глухую российскую пустыню в районе Каспия, где прошла первая серия испытаний – в песках / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Дмитрий Булгаков сообщил, что специалисты Главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) МО РФ провели определительные испытания в условиях повышенной запыленности в глухой российской пустыне и в горной местности.

0-1.jpeg

Заместитель министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков / Фото: Politikus.ru

После возвращения все результаты экспедиции будут обобщены, проанализированы для принятия дальнейших решений по тем или иным образцам. Он рассказал, что испытания прошли успешно.

Так проходила экстремальная экспедиция по штурму вершины Эльбруса / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Хорошие результаты, по словам замминистра, показал автомобиль «Торнадо-У». Генерал армии Булгаков отметил, что «Торнадо» — это семейство автомобилей многоцелевого назначения будущего, это шаг вперед и шаг в развитии военного автомобилестроения. Это будут не только грузовые автомобили, но и для монтажа вооружения, специальной техники, то есть займут полную нишу автомобилей многоцелевого назначения, грузоподъемностью от 6 до 30 тонн. По словам замминистра, они могут производиться в модульном исполнении, иметь колесную формулу 4×4, 6×6, 8×8, есть даже предложения проработать колесную формулу 10 х10.

Надо отметить, что все машины, назначенные для прохождения испытаний, были загружены балластом до нормативных (по ТТХ) значений.

Примечательно, что весь ход экспедиции документировался в форме видеорепортажа Военной приёмки: части 1, 2 и 3. [2]

Ниже предлагается читателям рассмотреть: какие образцы и какими предприятиями отправлены в экспедицию в надежде, что после успешного прохождения испытаний эти машины будут приняты на снабжение ВС РФ.

Предлагается обзор начать с самой большой машины БАЗ 69092 – продукция Брянского автомобильного завода (БАЗ), а с июня 1998 г. Брянский завод колёсных тягачей (БЗКТ). 02.12.15 г. в издании информационного агентства Оружие России появилась статья «Алмаз-Антей» выкупил крупного производителя шасси».[3]

0-2.jpg

Шасси БАЗ-69092-015 /. Фото Russianarms.ru

с-1.jpg

Использование специального шасси при строительстве средств ПВО / Изображение: Концерн ВКО «Алмаз-Антей» / Русская-сила.рф

В статье сообщалось, что Брянский автомобильный завод, выпускающий специальные колесные шасси и тягачи высокой проходимости для военно-промышленного комплекса, приобретен концерном «Алмаз-Антей», чтобы не допустить срыва гособоронзаказа (сообщает пресс-служба концерна): «В ноябре 2022 года Научно-образовательный центр ВКО «Алмаз-Антей» (входит в состав концерна) осуществил сделку по приобретению 100% уставного капитала ООО «НАМС-Спецмашкомплект», которому принадлежат акции АО «Брянский автомобильный завод» (БАЗ)».

В сообщении пресс-службы также отмечается, что решение о приобретении акций БАЗ было принято в связи со сложным финансовым положением этого предприятия.

Краткое, но ёмкое описание конструкции, представленной для испытаний во время экспедиции на Эльбрус, приводится в статье Кирилла Рябова, опубликованной издательством Военное обозрение, [4] в которой повествуется:

«Трехосная ходовая часть шасси БАЗ-69092 имеет независимую подвеску всех колес. В качестве упругих элементов на каждой полуоси применены два торсиона и гидравлический амортизатор. Использованы колеса с шинами типа ИД-370 размером 1350х550-533Р. Для правильного распределения массы машины оси расположены с разными промежутками: расстояние между двумя задними осями, поддерживающими грузовую платформу, минимально. На случай поломки машина имеет запасное колесо. Его предлагается перевозить на креплениях позади кабины, справа от двигателя. Исполнение кабины предусмотрено каркасно-панельное, что позволяет применять бронеплиты для противопульной защиты водителя и пассажиров. При этом некоторые машины на основе БАЗ-69092 не имеют таких креплений запасного колеса из-за габаритов установленных на шасси корпусов.

Ходовая часть укомплектована тормозной системой пневмогидравлического типа. Передняя ось выполнена управляемой. В связи с большими нагрузками рулевое управление имеет гидроусилитель. Подача жидкости к последнему осуществляется основным и резервным насосами.

Задняя часть рамы предназначается для установки того или иного оснащения. Разные модификации специальной машины БАЗ-69092 получают различное оборудование, соответствующее требованиям заказчика. Это может быть грузовая платформа, закрытая кабина и т.д., вплоть до пусковых установок для ракетного вооружения. Также для работы с полезной нагрузкой имеется заднее сцепное устройство. С его помощью автомобиль может буксировать прицеп допустимой массы.

Собственная длина специального колесного шасси БАЗ-69092 не превышает 11 м. Ширина – 2,75 м, высота – не более 2,9 м. Снаряженная масса находится в пределах 15,5 т. Грузоподъемность – 13 т, за счет чего полный вес машины не должен превышать 28,7 т. При помощи сравнительно мощного двигателя машина способна развивать скорость до 80 км/ч на шоссе. Запас хода – 1000 км. Возможно пересечение рва шириной 0,9 м, подъем на 30-градусный склон или преодоление брода глубиной до 1,4 м.

Следует отметить, что все подобные машины имеют собственные обозначения, позволяющие однозначно определять их.

0-3.jpg

Антенное устройство РЛС 64Л6М, монтируемой на шасси БАЗ-69092-013 / Фото: topwar.ru, Кирилл Рябов

Модификации шасси БАЗ-69092-013, БАЗ-69092-015 и БАЗ-69092-017 предназначаются для установки аппаратуры радиолокационной станции 64Л6 «Гамма-С1». На грузовых площадках таких машин устанавливаются крупные корпуса со специальной аппаратурой, в том числе антенные устройства РЛС. В составе станции типа 64Л6 и ее модификаций используются три специальных шасси, несущих разное оснащение.

Специальные колесные шасси БАЗ-69092 также широко используются при строительстве современных комплексов противовоздушной обороны. Такая техника применяется в качестве основы для самоходных пусковых установок, транспортно-заряжающих машин и других средств из состава комплексов С-300 и С-400. При этом, в связи с габаритами используемых изделий, часть подобных машин используется в конфигурации тягача, работающего вместе со специальными прицепами.»

В модификации БАЗ-69092-021, которая была представлена заводом для определительных испытаний, машина выполняет функции грузового автомобиля или тягача. Этот вариант проекта предусматривает установку бортового кузова с задней погрузкой. Полезная нагрузка может защищаться текстильным тентом, закрепляемым на поддерживающих дугах. В конфигурации грузовика-тягача машина может перевозить или буксировать груз массой до 15 т.

Представленный для испытаний БАЗ-69092-021 уверенно преодолел пески, барханы и достойно показал себя в горах.

0-4.jpg

Грузовой полноприводный автомобиль УАЗ-236021 «УАЗ Профи» / Фото: Avtoaziya.ru

Следующей машиной, предоставленной заводом для определительных испытаний, можно рассмотреть УАЗ Профи – продукцию ООО «Ульяновский автомобильный завод» (УАЗ, UAZ), публичного акционерного общества ПАО «Соллерс» (бывшего «Северсталь-авто», основанного в 2002 году. В начале 2007 года глава металлургического концерна «Северсталь» Алексей Мордашов вышел из автомобильного бизнеса, продав 49,3 % акций ОАО «Северсталь-авто» генеральному директору компании Вадиму Швецову. До этого у Швецова уже было 8,7 % акций компании.

В апреле 2022 года во время кампании по деофшоризации российского бизнеса контрольный пакет акций «Соллерса» был переведён с кипрской фирмы на специально созданную московскую компанию ООО «Эрфикс».

На январь 2008 года около 58 % акций компании принадлежало генеральному директору компании Вадиму Швецову, остальные находились в свободном обращении. По состоянию на конец 2022 года Швецову принадлежит 100 % акций компании ООО «Эрфикс», которая контролирует 53,79 % акций ПАО «Соллерс». 6,027 % акций принадлежат компании «Ист Кэпитал (Люкс) от имени Российского Фонда» (East Capital (Lux) for and behalf of Russian Fund), находящейся в Люксембурге.[5]

В своё время компания с прохладой отнеслась к сотрудничеству с силовыми ведомствами РФ. Но, осознав, что только за счёт реализации нархозовских машин и «джихад-мобилей» «УАЗ ПАТРИОТ» – пикап в Армению, во времена санкций не выжить, создала малотоннажный полноприводный автомобиль многоцелевого назначения «УАЗ Профи» и решила представить машину на определительные испытания МО РФ. (История создания машины – версия автора статьи). На испытания представили машину с одним рядом сидений – УАЗ-236021. Некоторые сведения о конструкции и ТТХ этой машины можно почерпнуть из статьи «Полуторки «УАЗ Профи» покажут на выставке «Армия-2022» в нескольких вариантах».[6]

При ограничении полной массы в 3,5 т распределение масс по осям для обеих моделей «УАЗ Профи» одинаково: 1230 кг на переднюю и 2270 кг на заднюю оси. Буксировка прицепа конструкцией для моделей 2022 года не предусмотрена, поскольку тогда по регламенту пришлось бы менять тормозную систему, вплоть до применения пневматических тормозов, вместо гидравлических.

Согласно полученному 1 августа временному ОТТС (срок заканчивается 31 декабря 2022 г.) на машине применён рядный 4-цилиндровый бензиновый двигатель ЗМЗ-40906, рабочим объёмом 2693 куб.см. Он развивает мощность 99 кВт или 134,6 л.с. (при 3500 об/мин) и крутящий момент 270 Н•м в диапазоне 1300-2800 об/мин.

Механическая 5-ступенчатая КП Hyundai Dymos TO32S5 со сцеплением ЗМЗ или LUK передаёт крутящий момент на главную передачу ГАЗ с числом 4,625. Для полноприводных модификаций применены раздаточные коробки УАЗ-31631-1800020 или Hyundai Dymos 31638-1800020.

Модели снабжены шинами размерностью 225/75 R16C категории скорости N, с несущей способностью 117.

Тормозная система – гидравлический двухконтурный привод с диагональным разделением на контуры, как с АБС, так и без них. Всё зависит от исполнения и конкретного заказа. Подвеска: спереди зависимая, пружинная, рычажная, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости. Задняя – зависимая, на продольных полуэллиптических малолистовых рессорах, с гидравлическими газонаполненными телескопическими амортизаторами, со стабилизатором поперечной устойчивости.

Новая полуторка УАЗ-Профи для армии / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Оборудование для модели 236021 включает в себя кондиционер, предпусковой подогреватель, штыревую антенну, подушку безопасности водителя, противотуманные фары, контурные огни, а также другое оборудование, устанавливаемое по требованию заказчика. Для автомобиля на выбор будут предложены блокировка заднего дифференциала, зимний пакет (для комплектации «Стандарт»), система помощи при парковке, современная мультимедийная система с 7-дюймовым интерактивным экраном и возможностью интеграции навигационной системы.

По результатам испытаний УАЗ Профи неплохо себя зарекомендовал в песках (бодро побежал, но на гребне бархана застрял из-за недостаточного клиренса и узких шин) и в горной местности. Машина поднялась до станции Мир на Терсколе (3000 м., как и указано в паспортных данных). Выше руководитель экспедиции поднимать машину не решился, т.к. дорожный грунт – природная галька, а колёса машины не оснащены системой регулирования воздуха в шинах.

Кроме уже рассмотренных машин на испытания были представлены три автомобиля Урал многоцелевого назначения: две машины Урал Next и одна машина Торрнадо-У. При этом Урал Next (бортовой) и Торнадо-У это – машины собственно ОАО «АЗ «УРАЛ».

0-5.jpg

Автомобиль Урал NEXT 4320-6951-70 c двигателем «ЕВРО-5» / Фото: nasimke.ru

0-6.jpg

Автомобиль Урал-63704-0010 «Торнадо-У» / Фото: avtomobili-rnd.ru

История предприятия началась 30 ноября 1941 года – в этот день Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). В 1998 году УралАЗ решением арбитражного суда был признан банкротом, на период 1998-2001 годы было введено внешнее управление и с момента его реновации получил наименование – ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». С 2005 года автозавод «Урал» входит в крупнейший российский автомобилестроительный холдинг — Публичное акционерное общество (ПАО) «Группа ГАЗ». Акционерное общество находится под управлением Совета директоров, председатель совета директоров — Зигфрид Вольф, единоличным исполнительным органом является ООО «Управляющая компания Группа ГАЗ».[7]

Акционерами ПАО «ГАЗ», по состоянию на 09.05.2022, являются:

  • ООО «Русские машины» 65,56 % обыкновенных акций
  • АО УК «Ингосстрах-Инвестиции» 17,52 % обыкновенных акций
  • Государство 0,16 %.
  • Прочие 16,76 %

Капитализация компании на конец I квартала 2008 года составляла 3,3 млрд долларов.

Собственно ОАО «АЗ «УРАЛ» представляет собой дивизион «Грузовые автомобили» — один из дивизионов ПАО «ГАЗ».

Торнадо-У» испытания пустыней и горами выдержал / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

Диапазон применения автомобилей «Урал» очень широк. Техника уральского автозавода способна работать на высоте до 4500 м над уровнем моря, при температуре окружающего воздуха от –50 до 50°С, способна преодолевать снежную целину до 1 м, ров шириной от 0,6 до 1,2 м, вертикальную стену высотой до 0,55 м, высоту до 31°, косогор до 20°, водные препятствия глубиной до 1,75 м.

В 2022 году автозавод начал производство нового семейства грузовиков «Урал NEXT». В конструкцию автомобилей внедрено около 50 изменений и технологических улучшений. Кабина для нового поколения уральских вездеходов разработана в Объединенном инженерном центре «Группы ГАЗ» на основе кабин автомобилей «ГАЗель NEXT» и «ГАЗон NEXT», серийное производство кабинного модуля «Урала» ведется на мощностях Горьковского автозавода, современный двигатель ЯМЗ-536 производится на Ярославском моторном заводе, также входящем в «Группу ГАЗ». Чем примечательны эти кабины? В отличии от ГАЗелевских и ГАЗовских кабин, они – трёхместные. Оперение выполнено пластиковым, а сами кабины – каркасно-панельные, металлические и имеют возможность навешивания бронелистов, для защиты водителя и пассажиров от пуль стрелкового оружия. Сидение водителя имеет пневмоподвеску, крепление кабины – на резино-металлических опорах. Внутри кабина имеет кондиционер, магнитолу с USB разъёмом.

Как явствует из видеорепортажа Военной приёмки, одна из машин Урал Next оборудована краном-манипулятором автомобильным (бортовым) (КМУ). Известно, что из ОАО «АЗ «УРАЛ» часть машин передаётся в ООО «Уральский Завод Спецтехники» (УЗСТ) также расположенном в г. Миассе. Завод основан в 2006 году, ему предоставлен международный идентификационный код изготовителя транспортного средства WMI (World Manufacturer Identifier) – X89. Таким образом завод имеет право выпускать свои автомобили и выдавать на них ПТС (паспорт транспортного средства).

Завод имеет одобрение транспортного средства (ОТТС) № TC RU E-RU MT39.00067.P2.

Автомобиль с КМУ за кабиной обозначается типом, модификацией ТС: УЗСТ 483В-20. Шасси, поставляемое для данного ТС – Урал NEXT 4320-6951-70. Вот такую машину и приняли для проводимых испытаний.

Тактико-техническая характеристика (ТТХ) Урал NEXT 4320-6951-70 

                                                                                              

Базовое шасси

Урал NEXT 4320-6951-74

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                        12500

Двигатель

ЯМЗ-53602-10 (ЕВРО-4), рядный, 6-цилиндровый,
объёмом 6,7 л.

Тип двигателя

дизельный

312 (228)

Ёмкость топливного бака, л

300

Коробка передач (модель)

ZF-9S1310T0

Тип
КПП

Механическая, 9-ступенчатая

Раздаточная коробка

Механическая, 2-ступенчатая, с понижающей
передачей, с блокируемым межосевым дифференциалом (I высш.пер.-
1,04; низш. Пер – 2,15)

Привод тормозной системы

Пневматический

Рабочая тормозная система

Пневматический 2-х контурный привод с АБС,
тормозные механизмы колёс — барабанные

Шины

425/85 R21

Габариты (дл/шир/высота), мм

9000/2500/2952

Клиренс, мм

400

Колея
(задняя, передняя), мм

(2000/2000)

Второй бортовой машиной являлся Урал NEXT, оснащённый двигателем, отвечающим нормам класса ЕВРО-5. Этот образец – детище собственно самого ОАО «Автомобильный завод «УРАЛ». Данный автомобиль многоцелевого назначения претендует на звание самого экологически чистого автомобиля ВС РФ. Задачей испытания данного автомобиля было посмотреть, как этот двигатель будет работать на высотах порядка 4000 метров над уровнем моря.

Двигатель ЯМЗ-53613 — 6-цилиндровый рядный дизельный двигатель «Евро-5» мощностью 312 л.с., предназначен для автомобилей «Урал NEXT», МАЗ, городских и пригородных автобусов ЛИАЗ.[8]

Линейка шестицилиндровых двигателей ЯМЗ-536 «Евро-5» имеет улучшенные технико-экономические показатели по расходу масла, топлива, расширенный диапазон мощности (240 — 330 л.с.) и крутящего момента (900 — 1370 Н.м.), с ресурсом 800-1000 тыс. км. Достижение параметров «Евро-5» обеспечивает система нейтрализации отработавших газов SCR. Данный двигатель отличает высокая степень локализации базовых узлов и деталей, достигающая 80 %.

ТТХ машины аналогичны рассмотренным выше.

И, на конец, третьей полноприводной бортовой многоцелевого назначения машиной для испытаний был представлен «Торнадо-У» с колёсной формулой 6 Х 6. Впервые эту машину представили на Международном военно-техническом форуме «Армия-2022». Автомобиль получил индекс УРАЛ-63704-0010 «Торнадо-У» и имеет колёсную формулу 6 х 6.() У читателей может возникнуть вопрос: «А почему автомобили «УРАЛ NEXT» и «Торнадо-У» отправленные в экспедицию по своему внешнему виду отличаются от машин, представляемых на выставках?» Ответ на этот вопрос кроется в уже третий раз повторяющемся утверждении, что кабины, капоты машин выполнены по каркасно-панельной схеме.

В приведённом ниже изображении даётся объяснение каким образом при данном типе кабин осуществляется дополнительное бронирование.

с-2.jpg

Принцип бронирования каркасно-панельной кабины Урал NEXT / Изображение: Autolux.pp.ua

Таким образом обычные гражданские кабины и капоты становятся способными защищать силовую установку, водителя и пассажиров от бронебойных пуль калибром 7,62 мм и мелких осколков.

Вся трудность в создании большегрузных машин заключалась в неспособности отечественной автомобильной промышленности производить мосты (их главные передачи), выдерживающие огромнейшие нагрузки от общей массы машины, приходящейся на одну ось более 6 тонн. Первоначально для производства большегрузных машин предполагалось применять ведущие мосты иностранного производства. Но в 2022 году Европа и США фактически объявили России санкционную экономическую войну. В статье Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от компании «Русак» [9] говорилось, что фирма «Русак» — автомобильное подразделение компании «КОМ» — дочки «КАМАЗ» создано опытное изделие – многоосное транспортное средство на модульных мостах с колёсной формулой 8 х 8. Мосты для этого изделия были созданы сотрудниками Научно-образовательного центра Транспорт – детища Нижегородского технического университета, активно взаимодействующего с ПАО «ГАЗ».() Таким образом на рубеже 2022-16 годов появилась возможность создавать машины с нагрузками на ось в 10 и более тонн с использованием отечественных агрегатов конструкции трансмиссии.() По своей конструкции: общая схема конструкции, кинематическая схема трансмиссии, схемы систем управления, по кабине и её оборудованию машины УРАЛ NEXT и УРАЛ ТОРНАДО похожи, различия их конструкции можно проследить, сравнивая ТТХ.

ТТХ автомобиля ногоцелевого назначения УРАЛ 63704-0010 «ТОРНАДО-У»[1]

Колёсная формула

                         6 х 6

Грузоподъёмность, кГ

                       16000

Полная масса, кг

                       30000

Распределение полной массы, кг

            — на передний мост

            — на тележку ср. и
задн. мостов

                        12000

                        22500

Масса буксируемого прицепа, кг

                        12000

Макс. Скорость, не менее, км/ч

                           100

Двигатель: ЯМЗ-652 (вероятно форсирован), тип:

Мощность, не менее, кВт (Л.С.)

Дизельный, рядный, 6-ти цилиндровый, многотопливный

                     323(440)

Трансмиссия

Механическая КПП, 2-х ступенчатая РК с межосевым блокируемым
дифференциалом, ведущие мосты с центральным и колёсными редукторами, с
блокировкой межколёсных дифференциалов с межосевой блокировкой на среднем
мосту

Подвеска

Зависимая, рессорная

Рабочая тормозная система

2-ух контурная, с пневмоприводом и АБС

Кабина

Капотная, каркасно-панельная, 3-х местная, с возможностью установки
КДЗ, оборудованная системами вентиляции, отопления и кондиционирования

Шины

16.00 R 20 с
рисунком повышенной проходимости

Ёмкость топливных баков, л (не менее)

                            
400

Запас хода по контрольному расходу топлива, км

                           1000

Клиренс, мм

                            
400

Преодолеваемые препятствия:

                    — подъём, %

                    — брод, м

            Не менее 60

                              
1,8

Начало выпуска машин планируется в 2022 году. Все грузовые автомобили (автомобили многоцелевого назначения), представленные ОАО «АЗ «УРАЛ», успешно прошли все этапы определительных испытаний и, на взгляд автора статьи, достойны быть принятыми на снабжение ВС РФ.

Автор полковник в отставке Анатолий Черкашин кандидат военных наук.

Окончание следует

При написании материала использовались данные открытых интернет-источников:

1. Материалы сайта издания «Военное обозрение» редакционная статья «Минобороны: испытания военной автотехники на Эльбрусе завершились успешно». 

2. Материалы Военная приемка. Экстремальная экспедиция на Эльбрус

3. Статья Юрия Иванова «Алмаз-Антей выкупил крупного производителя шасси» в издании информационного агентства Оружие России от 02.12.15 г. 

4. Материалы сайта издания «Военное обозрение». Статья Кирилла Рябова «Специальное колёсное шасси БАЗ-69092». 

5. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Соллерс (компания)». 

6.Материалы сайта издания Грузовик Пресс.RU. от 5 ноября 2022 года , публикация «УАЗ-236021 и УАЗ-236022 – конкуренты ГАЗели». 

7. Материал сайта Википедии — свободной энциклопедии, публикация «Группа ГАЗ».

8. Статья
«Группа ГАЗ» впервые представила рядный дизельный двигатель ЯМЗ-770» в издании
информационного агентства Оружие России от 06.09.17 г.

9.Статья
Анатолия Черкашина «Комментарии к статье «Новый вездеход на модульных мостах от
компании «Русак» в издании информационного агентства Оружие России от 02.02.17
г.

Теги: экспедиция, пустыня, гора, специальное колёсное шасси, автомобиль многоцелевого назначения, бронеавтомобиль, снегоход, инженерная КДМБ, каркасно-панельная кабина, автозавод, санкции, иностранные соучредители, суд, банкротство

Оцените статью
Камаз