ГОСТ 21393-75* «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности»

ГОСТ 21393-75* «Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности» Камаз

Гост р 52160-2003 автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. дымность отработавших газов. нормы и методы контроля при оценке технического состояния (с изменением n 1) от 18 декабря 2003 —

ГОСТ Р 52160-2003

Группа Д24

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

Дымность отработавших газов

Нормы и методы контроля при оценке технического состояния

Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition

ОКС 43.060

ОКП 45 6132

Дата введения 2005-01-01

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст

4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран — членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран — членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 02.05.2022 N 64-ст с 01.07.2022

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2022 год

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей

ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования

(Измененная редакция, Изм. N 1).

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.

3.2 максимальная частота вращения, мин: Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).   

3.3 минимальная частота вращения, мин: Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.

3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения и . Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5 эффективная база дымомера, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

3.7 коэффициент поглощения света, м: Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .

3.8 коэффициент ослабления света, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.

3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения, м: Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.

3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения, м: Среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.     

(Измененная редакция, Изм. N 1).   

3.11 предельно допустимое значение дымности, м: Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.

3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.

3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.

3.12, 3.13 (Измененная редакция, Изм. N 1).

3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).                       

3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.

3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.     

3.14-3.16 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света , вспомогательным — коэффициент ослабления света . При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет в для дымомера с , равной 0,43 м, приведен в приложении А.

4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.

4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:

2,5 м — для двигателей без наддува;

3,0 м — для двигателей с наддувом.

Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) — не более 1,5 м.

4.2, 4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

5.1 Условия проведения испытаний

5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1 Для измерения и следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0-100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.

5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0-6000 мин и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.

5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке  [1].

(Измененная редакция, Изм. N 1).

5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3 Подготовка к измерениям

5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель напускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

5.3.3 Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.

5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

Приложение 1 справочное

Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте

Свободное ускорение — разгон двигателя от минимальной до максимальной частоты вращения на холостом ходу.

Максимальная частота вращения — частота вращения вала двигателя на холостом ходу при полностью нажатой педали подачи топлива, ограниченная регулятором.

Дымность отработавших газов — по ГОСТ 17.2.1.02.

Эффективная база дымомера , м — толщина оптически однородного слоя эталонных газов, эквивалентного по ослаблению светового потока столбу тех же отработавших газов, заполняющих рабочую трубу дымомера в условиях измерения.Натуральный показатель ослабления светового потока , м — величина, обратная толщине слоя отработавших газов, проходя который, поток излучения от источника света дымомера ослабляется в раз. Отсчитывается по основной шкале индикатора дымомера.Коэффициент ослабления светового потока , % — степень ослабления светового потока вследствие поглощения и рассеивания света отработавшими газами при прохождении ими рабочей трубы дымомера. Отсчитывается по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м.Предельно допустимый натуральный показатель ослабления светового потока , м — натуральный показатель ослабления светового потока отработавшими газами, при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытания.Предельно допустимый коэффициент ослабления светового потока , % — коэффициент ослабления светового потока отработавшими газами, измеренный по вспомогательной шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м (или пересчитанный по формуле, приведенной в п. 3 приложения 2), при превышении которого автомобиль считают не выдержавшим испытание.

Автомобиль, находящийся в эксплуатации, — автомобиль, полученный от предприятия-изготовителя и прошедший регистрацию в установленном порядке.

Необкатанный автомобиль — автомобиль, не прошедший обкатку в объеме, установленном предприятием-изготовителем, необходимую для реализации показателей, указанных в нормативных документах.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

Приложение 1a справочное

Пересчет значений в
(для , приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43 м)

, м

0,0

0,1

0,2

0,3

0,4

0,5

0,7

0,9

1,2

, %

0,0

4

8

11

15

20

25

31

40

,м

1,4

1,6

1,9

2,5

2,8

3,5

4,0

4,6

,%

45

50

56

66

70

78

81

86

100

Примечание. Курсивом выделены нормы дымности, указанные в таблице п.1.2. Значения , не приведенные в таблице, пересчитывают в по формуле, указанной в п.3 приложения 2.

(Введено дополнительно, Изм. N 2).

Требования к пробоотборной системе

1.
Зонд пробоотборника должен представлять собой трубку с открытым концом, обращенную
навстречу потоку отработавших газов и расположенную, по возможности, в
направлении оси выпускной трубы или удлинительного патрубка, где распределение
отработавших газов является наиболее равномерным.

Для этого входное отверстие
зонда рекомендуется располагать в прямолинейном участке постоянного диаметра D на расстоянии не менее 6 D
от входного и не менее 3 D от его выходного сечения. При отсутствии такой
возможности зонд рекомендуется заглублять на расстояние не менее 3 D от конца
выпускной трубы или удлинительного патрубка.

При длине прямолинейного участка
выпускной трубы менее 3 D рекомендуется зонд заглублять до половины
прямолинейного участка. Отношение площади поперечного сечения зонда к площади
поперечного сечения выпускной трубы должно быть не менее 0,05. Противодавление,
измеренное на выходе из зонда, не должно превышать 75мм вод. ст. При использовании удлинительного патрубка не
допускается подсос воздуха в месте соединения.

2. Соединительные патрубки
между пробоотборником и дымомером должны быть длиной (2,5 ± 0,5) м,
устанавливаться, по возможности, с подъемом от места отбора пробы до дымомера,
не иметь резких изгибов. Перед дымомером должен быть установлен перепускной
клапан для предотвращения поступления в него отработавших газов в периоды между
проведением измерений.

(Введено дополнительно, Изм. № 2).

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация
автомобильного транспорта».

2. УТВЕРЖДЕН И
ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета стандартов Совета
Министров СССР от 18.12.75 № 3944.

Изменение № 2
принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации
(протокол № 14 от 12.11.98).

Зарегистрировано Техническим
секретариатом МГС № 3123.

За принятие
изменения проголосовали:

3. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

4. ССЫЛОЧНЫЕ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ.

5. Ограничение срока действия
снято Приказом Минприроды от 16.04.92 № 60.

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1999 г.) с Изменениями № 1, 2,
утвержденными в декабре 1985 г., ноябре 1998 г. (ИУС 3-86, 6-99).

СОДЕРЖАНИЕ

Оцените статью
Камаз