Грузовики на Дакаре: квартет КАМАЗов выиграл — но у кого? — Авторевю

Грузовики на Дакаре: квартет КАМАЗов выиграл — но у кого?  — Авторевю Камаз

Как начинался дакар

Болид камаз-мастер 2020

Изучая историю выступлений команды, многим становится интересно, какими техническими характеристиками наделен болид КАМАЗ-Мастер образца 2020 года. В раллийных соревнованиях класса грузовиков российская команда использует существенно доработанную модель КАМАЗ-43509.

Машина образца 2020 года идентична по конструкции прошлогодней модели, но инженеры сделали ряд серьезных доработок, которые стали необходимы после изменения технического регламента ралли Dakar.

Технические характеристики грузового болида:

  • Общая снаряженная масса превышает 10 тонн;
  • Рабочий объем двигателя составляет 13 литров;
  • Максимальная мощность в «лошадях» достигает 980 сил   (развивает скорость свыше 240 км/час.

Трансмиссия новой модели конструктивно не отличается от первых раллийных моделей грузовиков. Из особенностей конструкции подвески (в сравнении с гражданскими моделями грузовиков) — сдвоенные амортизаторы. Ход подвески при движении достигает 30 и более сантиметров.

Что касается шестицилиндрового дизельного мотора с индексом DCEC ISZ-13, который начал устанавливаться на болиды с 2022 года, то как бы удивительно не звучало, но в основе этого двигателя лежат технологии компании Dongfeng Cummins. Моторы этой фирмы уже использовались на других машинах, участвовавших в ралли-марафонах.

Кузов КамАЗа многим нравится именно по причине внешней «массивности», которая создается из-за кузова. Поскольку лишняя масса для грузовика, построенного под спортивные состязания, только мешает, весь кузов сделан из алюминиевых панелей, которые за собой скрывают «скелет» конструкции грузовика. Все вещи, необходимые для быстрого ремонта болида, хранятся в ящиках, расположенных около задней оси КамАЗа.

Многие технические характеристики КамАЗа под ралли Dakar скрыты конструкторами грузовика, ведь от этого зависит успешность команды в соревнованиях.

К особенностям трансмиссии (помимо ее огромных размеров) можно отнести наличие встроенного в коробку передач т.н. «интардера» — устройства для замедления скорости грузовика, без основной тормозной системы. Касательно системы торможения в конструкции «КамАЗа» есть недочеты.

Дебют

Произошло это в 1991 году. Что это был за год для СССР, можно не рассказывать, но в далекой Африке о наших проблемах вряд ли знали, ведь это был переломный период и для самого ралли-рейда «Париж-Дакар». До этих пор добрая половина (а то и больше) участников была из Франции.

Например, в классе легковых автомобилей из 352 зарегистрированных гонщиков было 169 французов. Неизвестно, что этому способствовало – природный авантюризм нации или то, что многие воспринимали «Дакар» как национальное соревнование. Но именно с 1991 года количество иностранцев постоянно увеличивалось, и, может быть, успехи «КамАЗа» этому тоже помогли.

Интересные факты о камаз-мастер на ралли дакар в 2020 году

Соревнования ралли-марафонов Dakar проводятся в ежегодном формате, поэтому болиды КамАЗа дорабатываются постоянно. Организаторы соревнований с каждым годом усложняют маршрут для участников. О сложности Dakar 2020 говорит то, что из 342 участников марафона к финишу добралось только 226 гоночных машин.

Как и в марафоне 2022 года в нынешних соревнованиях участвовали следующие классы машин:

  • Мотоциклы;
  • Квадроциклы;
  • Автомобили (специально подготовленные для ралли – багги);
  • Грузовики.

Конструкторы команды КАМАЗ-Мастер характеристики грузовых машин в сравнении с прошлогодним марафоном серьезно не меняли, но все же внесли ряд конструктивных изменений из-за смены регламента.

Организаторы гонок, кроме сложностей для пилотов, каждый год вводят дополнительные требования к машинам стран-участниц. Например, в этом сезоне к соревнованиям допускались автомобили только с доработанной системой выброса отработанных газов (экологические требования).

Трасса Dakar-2020 пролегала через пески Саудовской Аравии. Впервые маршрут гонки проходил через страны Азии. Победителем финального этапа в классе «тяжеловесов» снова стал российский экипаж КАМАЗ-Мастер Андрея Каргинова.

История команды камаз-мастер

Представителем России на ралли-марафоне Dakar стали грузовики от Камского автомобильного завода. Впервые гоночная команда российских пилотов на отечественных машинах приняла участие в этих соревнованиях в Польше в 1988 году.

Примечательно, что первый международный выезд в соревнованиях принес успех – одному из экипажей КАМАЗ-мастер удалось взять в заезде серебро. Постепенно, болиды российской сборной становились победителями и призерами крупных международных соревнований.

В 1990 году команда КАМАЗ-мастер впервые заявила свои болиды на ралли-марафон Париж-Дакар. С того момента российская команда успела стать самой титулованной в мире в классе грузовых машин. Членами команды-участника первого для России ралли-марафона стали пилоты:

  • В. Гольцов;
  • В. Марченков;
  • А. Артеменко.

Сборная российских грузовиков КамАЗ на ралли Dakar 1990 показала неплохой результат, однако ни один из экипажей команды достичь финиша не сумел из-за технических неисправностей каждого из грузовиков.

В следующем году экипажи КамАЗа, двигатели которых были серьезно доработаны для Дакара, смогли показать хороший результат, заняв второе и третье места. По состоянию на 2020 год общее количество побед экипажей КАМАЗ-мастер в своем классе составляет 17, что стало рекордом в этом классе техники.

Камаз&дакар

Бороться на ралли-марафоне «Париж-Дакар» приходилось не только с соперниками и тяжелыми природными условиями – не меньше проблем доставили организаторы. Дошло до того, что в этом году нынешний гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин напрямую обвинил руководство ралли в том, что оно намеренно меняет правила, чтобы отрезать от гонки именно российскую команду.

Конечно, поверить в теорию заговора сложно, но определенная тенденция все же прослеживается.Проблема – в двигателе, что, в общем-то, обычное дело для российского автопрома. Большинство участников используют на своих грузовиках мощные моторы с рабочим объемом в пределах 13 литров. У «КамАЗа» в линейке такого двигателя просто нет, и приходится выступать с агрегатом гораздо большего рабочего объема.

Камаз-49252 — первый камазовский болид, победивший на дакаре

Камаз-мастер: ралли «дакар 2022»

РЕЗУЛЬТАТЫ:

1-е место, экипаж № 500: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.

2-е место, экипаж №505: пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.

3-е место, экипаж № 501: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.

4-е место, экипаж № 509: Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Иван Мальков.

В 2022 году впервые в истории проходит чемпионат мира по ралли-рейдам, и «Дакар» стал его первым этапом. Международная гонка прошла на Аравийском полуострове 2-14 января 2022 года, а общая длина 12 этапов составила около 8400 километров, включая более 4200 скоростных километров. Третье издание ралли-марафона на территории Саудовской Аравии завершилось победой команды «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете.

Допуск для участия в гонке получили более 400 транспортных средств во всех зачетных категориях. На старт «Дакара-2022» вышли 144 мотоцикла, 20 квадроциклов, 88 внедорожников, 95 мотовездеходов и 56 грузовиков. После двухнедельной изнуряющей гонки ряды боевой техники серьезно поредели, а наибольшие потери понес зачет квадроциклов – только семь финишеров. Полностью преодолеть дистанцию ралли-марафона смогли 320 участников.

Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» участники «Дакар-2022»
№500. Пилот Дмитрий Сотников – штурман Руслан Ахмадеев – механик Ильгиз Ахметзянов.
№501. Пилот Антон Шибалов – штурман Дмитрий Никитин – механик Иван Татаринов.
№505. Пилот Эдуард Николаев – штурман Евгений Яковлев – механик Владимир Рыбаков.
№509. Пилот Андрей Каргинов – штурман Андрей Мокеев – механик Иван Мальков.

О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ

На прошедшем «Дакаре-2022» экипажи «КАМАЗ-мастер» выступали на грузовиках двух поколений. Совершенно новыми КАМАЗ-435091 семейства К5 управляли Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с внедренными в них в течение 2021 года техническими улучшениями.

Ориентируясь на особенности дорожных условий Саудовской Аравии, инженеры стремились улучшить управляемость нового автомобиля, в котором использовали аскетичную кабину, предназначенную для карьерной внедорожной техники, так как она имеет самые приемлемые для спортивного грузовика габариты из имеющихся в линейке. Автоматическая коробка передач, раздаточная коробка и мосты полностью перешли на КАМАЗ-435091, как хорошо зарекомендовавшие себя по надежности и эксплуатационным свойствам.

Из нововведений стоит отметить следующее. Инженерами были выполнены работы по увеличению надежности системы управления турбокомпрессором, что позволило повысить тягово-динамические свойства в условиях среднегорья и вязкого грунта. Внедрены конструктивные решения по защите от внешних воздействий и повышению надежности систем двигателя при преодолении водных преград. Подвески кабины и шасси получили совершенно иные настройки, а улучшенные показатели рулевого управления характеризуются четкостью и снижением нагрузок на пилота. Была внедрена стратегия мажоритарного САN для увеличения надежности. Пересмотрены и оптимизированы электрические схемы и жгуты, для снижения вероятности сбоев. Также проведена работа по замене некоторых импортных комплектующих на отечественные при повышении технических характеристик.

Грузовики на Дакаре: квартет КАМАЗов выиграл — но у кого?  — Авторевю

О ГОНКЕ

Календарь

1 января. Пролог, торжественный старт в Хаиле

2 января. 1-й этап: Хаиль – Хаиль

2 января. 2-й этап: Хаиль – Аль-Кайсума

4 января. 3-й этап: Аль-Кайсума – Аль-Кайсума

5 января. 4-й этап: Аль-Кайсума – Эр-Рияд

6 января. 5-й этап: Эр-Рияд – Эр-Рияд

7 января. 6-й этап: Эр-Рияд – Эр-Рияд

8 января. День отдыха

9 января. 7-й этап: Эр-Рияд – Аль-Давадими

10 января. 8-й этап: Аль-Давадими – Вади-эль-Давасир

11 января. 9-й этап: Вади-эль-Давасир – Вади-эль-Давасир

12 января. 10-й этап: Вади-эль-Давасир – Биша

13 января. 11-й этап: Биша – Биша

14 января. 12-й этап: Биша – Джидда, финишный подиум

Маршрут «Дакара-2022», как и в прошлые издания гонки, изменился на 80%. Организаторам удалось удивить участников сложными конфигурациями трасс, порой делая их непроходимыми даже для опытных пилотов. Главной новостью первых дней «Дакара» стала отмена марафонских этапов. Сильные ливни, обрушившиеся на ряд регионов Саудовской Аравии, не позволили разбить бивуак в Аль-Артавии на финише второго этапа, из-за чего в маршрут гонки были внесены коррективы. Таким образом, шесть из 12 этапов ралли стали кольцевыми.

Возвращение на «Дакар» команды IVECO TEAM DE ROOY Жерара де Роя добавило интриги грузовому зачету. Всего же на старт марафона вышли 56 грузовых экипажей из 21 страны мира. С первого этапа лидерство в генеральной классификации захватил победитель «Дакара» 2021 года Дмитрий Сотников. Пропустивший прошлую гонку Эдуард Николаев держался позади на близком временном расстоянии – максимальная разница между экипажами в течение гонки составила 11 минут 45 секунд по итогам третьего соревновательного дня. Стабильно выступал на бездорожье Аравийского полуострова и Антон Шибалов, лишь дважды оказавшись за пределами топ-3 в общем зачете.

Экипажу Андрея Каргинова включиться в борьбу за призовой подиум помешали обстоятельства. На четвертом этапе экипаж стремительно начал терять время – причиной стали неполадки с автоматической коробкой передач: машина могла ехать со скоростью не больше 115 км/ч, и наблюдалось самопроизвольное переключение передач. А незадолго до финиша КАМАЗ застрял в грязевой ванне посреди русла. В самый неподходящий момент коробка передач переключилась в нейтральное положение, а покрытие под колесами грузовика оказалось слишком вязким, чтобы выбраться из западни самостоятельно. На помощь пришел литовский экипаж под управлением Вайдотаса Пашкевичюса.

Особую роль в этом «Дакаре» сыграли штурманы. Без главных помощников пилотам было бы проблематично находить верную дорогу и добираться до финиша, но 44-е издание ралли-марафона практически в ежедневном режиме ставило сложные задачи для гонщиков. Зачастую выиграть минуты на трассе помогали верные решения по навигации, и пока соперники продолжали кружиться в поиске скрытых контрольных точек, машины «КАМАЗ-мастер» быстрее остальных справлялись с непростой задачей. Так случилось и с Андреем Каргиновым, одержавшем победы на пятом и шестом этапах и существенно сократившем отставание от идущего четвертым в «женерале» Януса ван Кастерена – с 53 до 33 минут.

Одним из ярких событий в сражении за первое место в грузовом зачете стало застревание на высокой дюне Дмитрия Сотникова в предпоследний день «Дакара». Выручать партнера по команде вызвался Эдуард Николаев. Как раз тот случай, который доказывает, что «КАМАЗ-мастер» в сложных ситуациях действует прежде всего как команда. Николаев, на тот момент отстававший от Сотникова в генеральной классификации всего на 10 минут, мог бы не останавливаться, оставив решать вопрос с севшим на дюну грузовиком идущим позади экипажам Андрея Каргинова и Антона Шибалова. Это сразу сделало бы его лидером в грузовом зачете и практически обеспечило бы награждение шестым в карьере «Золотым бедуином» на финише в Джидде. Но экипажи «КАМАЗ-мастер» ставят командные интересы выше личных.

В заключительный гоночный день сюрпризов на трассе не произошло – Дмитрий Сотников выиграл «Дакар» во второй раз подряд. Вторым завершил соревнование экипаж Эдуарда Николаева, третьим на подиуме оказался Антон Шибалов. Следом за ними расположился Андрей Каргинов. Такое положение в генеральной классификации позволило команде «КАМАЗ-мастер» повторить свое уникальное достижение 2022 года.

Еще одним весомым достижением для россиян стали 12 побед на 12 этапах, из которых десять пришлись на новый КАМАЗ-435091. Пять раз лучшим на спецучастках становился Дмитрий Сотников (повторение личного рекорда на «Дакаре»), трижды быстрее остальных завершали этапы Эдуард Николаев и Андрей Каргинов, один раз лучшим стал Антон Шибалов. Для команды «КАМАЗ-мастер» титул на «Дакаре» стал 19-м в истории, столько же побед у мотоциклетной марки КТМ.

В целом необходимо отметить стабильно высокий темп камазовских экипажей на всех этапах гонки. Это было обеспечено в первую очередь технической надежностью подготовленных машин (как новой серии К5, так и проверенных КАМАЗ-43509). Основные соперники команды Янус ван Кастерен, Мартин ван Ден Бринк (оба — IVECO, Нидерланды), Алеш Лопрайс (PRAGA, Чехия), Игнасио Касале (TATRA, Чили), Мартин Мацик (IVECO, Чехия), Маурик ван ден Хювель (SCANIA, Нидерланды) теряли время из-за того, что их машины не выдерживали навязанного камазовцами темпа в условиях экстремального бездорожья.

Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Счастлив, что команде «КАМАЗ-мастер» удалось доказать превосходство российской техники на бездорожье. Четыре первых места в грузовом зачете – наши. Мы очень рады, что два совершенно новых грузовика семейства К5 марки КАМАЗ достойно показали себя в этом экстремальном соревновании и надежно довезли победу до финиша Дакара-2022 в Джидде».

Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: «Гонка сильно отличалась от предыдущих двух в Саудовской Аравии. «Дакар-2022» без разминки начался с тяжелейших спецучастков в песках. Мы доминировали всей командой, но соперничество за победу шло каждый день, до последнего километра нельзя было расслабляться. У нас новая машина, вся команда много работала над созданием этого грузовика весь прошлый год. Спасибо всем, кто переживал и болел, эта победа – наш общий результат».

Грузовой зачет. Генеральная классификация. Топ-10

Pos.

Name

Make

Time

Gap

1

500

Dmitry SOTNIKOV
Ruslan AKHMADEEV
Ilgiz AKHMETZIANOV

KAMAZ

41:37:34

00:00:00

2

505

Eduard NIKOLAEV
Evgenii IAKOVLEV
Vladimir RYBAKOV

KAMAZ

41:47:32

00:09:58

3

501

Anton SHIBALOV
Dmitrii NIKITIN
Ivan TATARINOV

KAMAZ

42:48:45

01:11:11

4

509

Andrey KARGINOV
Andrey MOKEEV
Ivan MALKOV

KAMAZ

43:27:29

01:49:55

5

504

Janus VAN KASTEREN
Marcel SNIJDERS
Darek RODEWALD

IVECO

44:46:04

03:08:30

6

506

Martin VAN DEN BRINK
Peter WILLEMSEN
Bernard DER KINDEREN

IVECO

45:21:06

03:43:32

7

503

Martin MACIK
Frantisek TOMASEK
David SVANDA

IVECO

46:21:45

04:44:11

8

515

Victor VERSTEIJNEN
Teun VAN DAL
Randy SMITS

IVECO

46:22:08

04:44:34

9

522

Richard DE GROOT
Mark LAAN
Jan HULSEBOSCH

IVECO

48:07:01

06:29:27

10

524

Mitchel VAN DEN BRINK
Rijl MOUW
Bert DONKELAAR

IVECO

49:48:08

08:10:34

Оцените статью
Камаз