IATF 16949:2016. Требования к системе менеджмента качества.

IATF 16949:2016. Требования к системе менеджмента качества. Камаз

Что такое iatf 16949:2022?

IATF 16949:2022 — это международный отраслевой стандарт, а также техническая спецификация, разработанная Международной организацией по стандартизации ISO. Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, которые занимаются:

К понятию «продукция автомобильной промышленности» относятся:

 Исключая специальную технику, например, тракторы, снегоуборочные машины.

Входной контроль? выходной!

Тема получила развитие в других выступлениях. Тезисно обозначив перспективы развития нового модельного ряда автомобилей КАМАЗ, электробусов, беспилотников и двигателей, директор департамента по развитию поставщиков ЦЗ Эдуард Камалеевзаметил: то, что ещё вчера казалось невозможным, сегодня – реальность.

Автомобиль становится всё сложнее, поэтому ответственность за инжиниринг ложится на поставщиков в полном объёме. В закупочной деятельности определён ряд направлений, которые предстоит реализовать вместе с поставщиками. С 2022 года ЦЗ работает с поставщиками по чек-листам (они размещены на портале закупок), с прошлого года по новой системе проводятся аудиты, определены три зоны в оценке уровня поставщиков.

Ещё один немаловажный фактор – входной контроль. «КАМАЗ» будет не просто уходить от него, но передавать функцию поставщикам – как выходного контроля, при этом оказывая информационную и методическую поддержку. Уже с апреля начинаются курсы по обучению на Фабрике процессов.

Директор центра закупок Виктор Бурасовзаметил, что с мая производство «КАМАЗа» переходит на темп четвёртого квартала прошлого года по выпуску автомобилей, сегмент нового модельного ряда в объёме выпуска в этом году вырастает до 10,5 тыс. единиц, а в следующем и вовсе займёт 60-70%.

Система поставок точно в срок, точно на конвейер будет играть как никогда значимую роль, усилил акцент Виктор Арсентьевич: «Именно этим обусловлен переход входного контроля на площадку поставщика. Мы активно занимаемся консолидацией закупок, поскольку в ЦЗ на сегодня перешла ответственность за обеспечение комплектующими ТЗА, «НЕФАЗа», в зону нашей ответственности входят теперь и предприятия группы ОАТ: возможно, они станут вашими субпоставщиками».

Какие бывают частные случаи (из практики)

Сертификация по IAFT стоит дороже, чем по ISO/TS. Например, сертификация из расчёта на 50 человек и 1 производственную площадку ранее стоила /- 70 тыс.руб., сейчас –  от 150 тыс.руб. Это с учётом того, что у вас внедрена СМК в обязательном порядке сертифицированная по ISO 9001.

Здесь поясним. В предыдущей редакции ISO/TS 16949 и его российском аналоге ГОСТ Р «было всё», как говорят наши эксперты – стандарт был полностью самостоятелен и содержал в себе требования ISO 9001. В IAFT же есть только отсылка на ISO 9001. Поэтому, если в первом случае сертификация по ISO/TS (ГОСТ Р) была самодостаточна, то в случае сертификации по IAFT на первоначальном этапе необходимо будет внедрить ISO 9001.

Итого, если крупный заказчик выбирает вас поставщиком, 99,9% придётся планировать сертификацию по IAFT.

В практике бывают случаи, когда производитель не может сиюминутно удовлетворить требования заказчика по сертификации СМК. Но! Если заказчик заинтересован в данном поставщике и его продукте – сотрудничество возможно. Тогда будут создаваться договорённости, которые обозначат поэтапное внедрение системы менеджмента качества с последующей сертификацией.

Мир меняется

Тон задал заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по закупкам Рустам Шамсутдинов:

– Цель конференции – довести до вас комплекс современных требований и ожиданий «КАМАЗа». Надеюсь, что подготовка станет для вас не просто получением очередного сертификата – под новые системы вы сможете модернизировать свои производства, совершить определённый технологический прорыв и получите конкурентные преимущества среди производителей автокомпонентов.

Только это поможет «КАМАЗу» (и вам!) оставаться, а некоторым – стать лидерами автомобильного рынка, и удовлетворять растущие потребности наших потребителей. Мир сейчас меняется, создаются цифровые платформы, много изменений и вообще в плане подходов бизнеса.

Качество автомобиля КАМАЗ, отметил Рустам Данисович, сейчас практически на 70% зависит от поставщиков. Новый стандарт должен вести к снижению дефектности автомобиля и повышению его надёжности в эксплуатации.

Рустам Шамсутдинов: «Цель конференции – довести до поставщиков комплекс современных требований и ожиданий «КАМАЗа»

Нюансы по гост р исо/ту 16949:

Экспертное мнение № 1 по IAFT – ГОСТ Р

По требованию ваших заказчиков, внедрение нового стандарт IAFT 16949:2022 может являться обязательной процедурой.  Но, сертификация является добровольной.
В случае, если у ваших заказчиков на сегодня нет требования сертифицировать ваше предприятие по IATF 16949:2022, то это не обязательно.
 

Особое мнение:

Сергей Клейменов – директор ООО «Бизнес-Консалт»: 

– В новых стандартах усилена роль потребителя. Поставщики должны слышать, активно изучать и самое главное – быстро внедрять всё, что касается специальных требований потребителя. Тенденции на рынке поставщиков таковы: идёт оптимизация, неуклонное сокращение числа поставщиков 1-го уровня (они либо вынуждены уходить с рынка, либо подтягиваться до 2-3-го уровней), явный крен – в сторону крупноузловой сборки, стремления к монопоставщику.

Требования не долго будут статичными, будут идти в ногу с международной практикой и международным опытом, и выражение «чтобы стоять, нужно бежать», остаётся актуальным. Следуя им, поставщики наверняка поднимаются на ступеньку выше. Именно поэтому сегодня приглашены те, кто на российском рынке задаёт вектор развития поставщиков и может служить хорошим примером в плане этих направлений.

Гульсина Шашкова– директор по развитию ООО «Лениногорский механический завод»: 

– Мы поставляем на «КАМАЗ» серию масляных насосов, кронштейны, рычаги, участвуем в проекте «Тибет». Получив чек-листы, мы вынуждены были изучить стандарты IATF. Не всё получается сразу, но после обучения, которое провели эксперты «Бизнес-Консалтинг», многое стало понятным.

Особое внимание нужно уделять изучению рисков и возможностей, особенно во время APQP-проектов. Большая работа была проведена по обучению работающего персонала на рабочих местах новым специфическим требованиям. Стандарт ИСО /ТУ у нас внедрён, в сентябре-октябре рассчитываем пройти сертификацию по IATF, готовимся по чек-листам, львиная доля работы сделана, подход был выполнен уже с учётом новых стандартов. Самое главное – пройти обучение и найти сильного лидера, который сплотит команду.

Предприятие группы оат получило сертификат iatf 16949

IATF 16949:2016. Требования к системе менеджмента качества.

АО «Мотор-Супер» предприятие тольяттинской площадки Группы «Объединённые автомобильные технологии» (ОАТ), входящей в структуру «КАМАЗа», подтвердило соответствие Системы менеджмента качества требованиям международного автомобильного стандарта IATF 16949:2022.

В результате сертификационного аудита проверяющим органом ООО «ЮРС-Поволжье», являющимся официальным представителем United Registrar of Systems Ltd., выдан сертификат соответствия стандарту IATF 16949:2022 сроком на три года. Разрешение распространяется на проектирование и производство деталей экстерьера, производство фильтров, воздухозаборников, отопителей, резонаторов, воздухопроводов, усилителей вакуумных тормозов в сборе и пластмассовых изделий, сборку автокомпонентов.

Выполнение стандарта IATF 16949:2022 «Фундаментальные требования к системе менеджмента качества для производства автомобильной промышленности и организаций, производящих соответствующие сервисные части» свидетельствует о том, что компания эффективно работает по предупреждению дефектов продукции и уменьшению вариаций и потерь в цепи поставки. Кроме того, в АО «Мотор-Супер» учтены все риски и последствия влияния автомобилей на окружающую среду и на человека. Таким образом, получение сертификата IATF – подтверждение того, что компания применяет лучшие современные практики мирового автопрома для производства качественной и безопасной продукции.

Реальная польза

Опытом работы с поставщиками по международным стандартам поделились гости. Руководитель департамента по технической поддержке и развитию поставщиков СП «Форд Соллерс» Альберт Вазьянскийв докладе «Ожидания от поставщика международного уровня» представил преимущества бонусной системы перед минусовой как один из мотивирующих для поставщиков фактор.

Начальник отдела качества поставщиков силового агрегата ПАО «АвтоВАЗ» Константин Савельевзаявил, что в альянсе определены требования к поставщикам с первичного планирования до завершения жизненного цикла продукта. О том, какие зоны становятся проблемными при внедрении новых требований, поведал директор ООО «Тиссан» Сергей Кибатов.

Требования заказчика по 16949

Теперь о практической стороне вопроса.

Если вы работаете или планируете работу с серьёзными автопромышленными гигантами типа КАМАЗа, УАЗа или ВАЗа, то требование по сертификации по IAFT является обязательным условием вашего плодотворного сотрудничества.

И здесь с заказчиком спорить сложно.

Экспертное мнение № 2 по IAFT – ГОСТ Р

Требование к наличию сертификата, особенно новой версии IAFT 16949:2022, у каждого заказчика может быть уточнено дополнительно. Но в целом, является как а) преждевременным и сложно выполнимым сразу, так и нецелесообразным: не только с точки зрения местного рынка сертификации, но, самое главное, готовности самих заявителей соответствовать на 100% всем требованиям IAFT 16949:2022 в полном объёме или части применимых требований.

Устами экспертов

Форс-мажорные обстоятельства не позволили прибыть на конференцию зарубежному эксперту – главному специалисту надзорного офиса SMMT IATF Ричарду Хаммонду. Его презентацию озвучил уполномоченный для этой цели Дмитрий Семибратов– генеральный директор ООО «ЮРС-Русь».

В идеологию нового стандарта, отметил он, заложены идентификация и измерения, направленные на дальнейшие улучшения, в первую очередь – на предотвращение появления дефектов внутри организации. Приведённые им данные мировой статистики по сертификации говорили о том, что в этом плане отечественные предприятия выглядят куда как бледно.

«У нового стандарта есть риски при внедрении, но и свои возможности в виде новых методик», – обозначил горизонты аудитор международного органа по сертификации URS, аккредитованного IATF, Евгений Яблоков. И более конкретно остановился на том, что меняется в новой версии IATF.

Во-первых, объём: в новом стандарте информации содержится примерно в три раза больше, и это обобщение специфических требований потребителя. У «КАМАЗа», по его словам, специфические требования сформулированы чётко, ясно и размещены на портале закупок.

Во-вторых, более детально представлен тезис о выпуске соответствующей продукции. В-третьих, довольно большой раздел – планы действий в нештатных ситуациях: нужно заранее предусмотреть, «что может пойти не так», оценить и разработать под эти обстоятельства планы действий.

Цели создания

Целью создания IATF 16949:2022 является установка требований к системе менеджмента качества организации, которая направлена на:

Российским аналогом IATF 16949:2022 является ГОСТ Р ИСО/ТУ 16949-2009 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 в автомобильной промышленности и организациях, производящих соответствующие запасные части» 

Аббревиатура «ТУ» в названии стандарта означает «технические условия» — технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие. Также в них указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования.

Преимущества внедрения стандарта для организацииISO/TS16949

Узнать о сертификации и консалтинге через ГК АЛЬФА РЕГИСТР

Ключ к успеху!

Если Вы заинтересованы в поддержании положительной репутации Вашей фирмы, стремитесь постоянно оптимизировать бизнес-процессы и хотите гарантировать качество продукции Вашего предприятия – Вы приняли правильное решение! Мы готовы оказать Вам содействие и помощь в достижении поставленных целей.

Наши услуги:

  1. Сертификация на соответствие требованиям стандарта IATF 16949:2022
  2. Консалтинг по разработке и внедрению СМК на основе стандарта IATF 16949:2022
  3. Обучение Ваших специалистов по направлению стандарта IATF 16949:2022

Есть вопросы?  

Просто позвоните нам по номеру 8 (495) 777-54-96 и наши консультанты ответят на них. 

Выводы и рекомендации по сертификации iaft

Из нашей практики можем сказать, что заказчики могут требовать исполнения требований по ИСО 9001, ИСО 16949 в следующих формах:

  • исполнение только определённых требований по стандартам;
  • внедрение СМК на соответствие данным стандартам;
  • сертификация СМК на соответствие данным стандартам.

И это всё три разных требования. Обязательно нужно запросить у заказчика – что конкретно ему нужно!

Например, у КАМАЗа на официальном сайте информации о сертификате по IAFT  не представлено, зато присутствует такая формулировка:

Однако, нужно понимать кто является самым важным «потребителем» КАМАЗа – Государство. Поэтому, что потребует от вас КАМАЗ, вы узнаете только в прямом диалоге с ним.

Итого, чем мы можем помочь по вопросу IAFT – ГОСТ Р:

  1. Разработать обучить сертифицировать = внедрить СМК по национальному стандарту ГОСТ Р 16949:2009.
  2. Проконсультировать по разработке и внедрению СМК на соответствие международному стандарту IAFT 16949:2022.
  3. Подготовить вашу СМК к сертификационному аудиту по международному стандарту IAFT 16949:2022, а именно:
    а) привести в соответствие и/или разработать необходимый пакет документов;
    б) провести обучение вашего управленческого состава и ответственных лиц.
  1. Рекомендовать дружественный орган по сертификации имеющий аккредитацию в IAFT, который правомочен провести сертификацию по международному стандарту IAFT 16949:2022.

В заключение скажем – тщательно уточняйте у заказчиков о специальных требованиях к наличию сертификатов соответствия и держите данный вопрос на контроле. В случае, если в данной статье не нашли ответы по своей ситуации – звоните.

Оцените статью
Камаз