Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов |

Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов | Камаз

Камаз-мастер

Идеальная машина: как КАМАЗ-мастер стала сильнейшей командой в мире ралли-рейдов |

Команда «КАМАЗ-мастер» – это плоть от плоти нашего автозавода, она насквозь проникнута его духом, – говорит генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Этим надо дорожить. КАМАЗ стоял, стоит и будет стоять за командой.

«КАМАЗ-мастер»  легенда мирового автоспорта

В 2022 году команда «КАМАЗ-мастер» отметила 30-летний юбилей. Именно в 1988 г. три грузовика КАМАЗ приняли участие в ралли «Ельч», который проходил в Польше. Тогда никто не мог предположить, что команда новичков из России сможет претендовать на призовые места, однако дебютанты взяли серебро гонки. Так началось восхождение на вершины мирового спортивного Олимпа команды из Набережных Челнов, которая в скором времени получила мировую известность под именем «КАМАЗ-мастер».

Сегодня это по-прежнему единственная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте. Является многократным призёром и девятнадцатикратным победителем супермарафона «Дакар», заслуженно занимая лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд. Руководитель коллектива – семикратный победитель ралли «Дакар», Мастер спорта международного класса, Заслуженный мастер спорта России Владимир Чагин.

4. Дакар 2021 машина.jpg

В составе команды «КАМАЗ-мастер», полностью сформированной из камазовских спортсменов, пять обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России, 16 мастеров спорта. Уникальность команды в том, что она единственная среди элиты международных ралли сама разрабатывает, проектирует, собирает гоночные грузовики и выступает на них в соревнованиях. Для этой работы оргструктура команды включает в себя необходимые функциональные звенья: конструкторское бюро, бюро обеспечения, отдел маркетинга, службу главного инженера, бухгалтерию и производственный цех.

С момента основания команда выступает только на отечественных автомобилях, популяризируя российский автоспорт и продвигая на мировом уровне отечественную технику. Всего создано 17 поколений спортивных грузовиков. Главным принципом команды «КАМАЗ-мастер» является то, что при проектировании и постройке спортивного грузовика используются комплектующие, узлы и агрегаты производителей, являющихся поставщиками для конвейера головного предприятия. В свою очередь для «КАМАЗа» ралли являются своеобразным полигоном для испытаний в реальных условиях технических новинок и конструкторских разработок, идущих затем в серийное производство. Технологии создания спортивного грузовика для бездорожья приносят результаты не только на трассах соревнований, но и находят широкое применение в модернизации серийной продукции ПАО «КАМАЗ». К слову, основные соперники команды на международных соревнованиях – IVECO, MAN, TATRA, RENAULT, GINAF, МАЗ и др.

В ралли «Дакар» команда принимает участие с 1990 года, а в 1996 году камазовцы впервые выиграли эту престижную гонку. Кроме того, «КАМАЗ-мастер» – восьмикратный победитель международного ралли «Шёлковый путь», бессменный лидер чемпионатов России по ралли-рейдам. Почти вся плеяда камазовских гонщиков неоднократно награждалась высокими правительственными наградами.

1. Дакар_2021_машина.2 jpg

Кроме того, команда ведёт большую работу по поддержке детского и юношеского автоспорта, а также ориентированию молодёжи на получение технического образования. Пилоты «КАМАЗ-мастера» – это пример для подражания для молодого поколения. В 2022 году по решению Президента Татарстана Рустама Минниханова, челнинский картодром был передан в ПАО «КАМАЗ» в управление команды «КАМАЗ-мастер». Таким образом, картинг в Набережных Челнах получил новый импульс к развитию. Сегодня на картодроме занимается более 80 детей, большая половина из которых – это учебно-тренировочная группа, отстаивающая честь города на междугородних соревнованиях.

С 2022 года команда реализует курс на обновление – на смену пришло уже третье поколение пилотов, заслуженные и опытные мастера уступили место молодым. Руководство команды принял на себя семикратный победитель ралли «Дакар» Владимир Чагин. Молодые экипажи проявили себя уже в 2022 году: весь подиум «Дакара» заняли камазовцы (первое место – у Эдуарда Николаева), в 2022 году – первое место на ралли «Дакар» занял экипаж Андрея Каргинова. В 2022 году снова весь подиум «Дакара» был камазовским (первое место занял Айрат Мардеев). Затем последовали яркие победы 2022-2020 годов. Кроме того, команда четырежды становилась победителем ралли-марафона «Африка Эко Рейс» (2022, 2022, 2022 г. г. – экипаж Антона Шибалова, в 2022 году экипаж Андрея Каргинова).

По итогам ралли «Дакар-2022», проходившего в январе в Саудовской Аравии, команда «КАМАЗ-мастер» завоевала первые четыре места в грузовом зачёте. Победителем «Дакара» в грузовой категории во второй раз в своей карьере стал Дмитрий Сотников. Второе место в гонке у Эдуарда Николаева, третьим стал Антон Шибалов. Экипаж Андрея Каргинова завершил «Дакар-2022» четвёртым. Для команды «КАМАЗ-мастер» чемпионский титул стал 19-м в истории.

Более подробную информацию о команде «КАМАЗ-мастер» можно найти на сайте: https://kamaz-kamaz.ru

Преемственность

К слову, немаловажную роль в работе КАМАЗ-мастер играет Владимир Чагин. Он прошёл в команде путь от механика экипажа до её лидера и семикратного победителя Дакара, а теперь своим опытом помогает коллективу расти дальше и добиваться большего. Кто как не Владимир Геннадьевич знает этот спорт и понимает его внутреннее устройство?

В ралли-рейдах необходимо комплексное понимание гонки и логики марафона, и в КАМАЗ-мастер выстроена наиболее эффективная дисциплина работы всей команды, в которой каждый экипаж работает на общую победу. Этому принципу камазовцы верны с самой первой своей гонки, и в том числе за счёт него стали недосягаемы для соперников.

Режим формулы 1

Экипажи КАМАЗ-мастер, подвергающиеся нагрузкам на дистанции, тренируются к Дакару с той же интенсивностью, с которой пилоты Формулы 1 поддерживают форму — под наблюдением лучших врачей и тренеров. Кроме того, экипаж отрабатывает все новинки на полигонах и выезжает на тесты — чтобы подготовиться к тем типам песка, которых нет в России.

Наконец экипаж проводит огромное количество времени в цеху, собирая и разбирая собственный грузовик, чтобы знать его до каждого винтика и быть готовым починить его в пустыне в случае необходимости — или же помочь ремонтом товарищу.

«Мы не можем бороться с ними». Трехкратный чемпион Дакара признал силу КАМАЗ-мастер

Совершенная техника

В первую очередь секреты КАМАЗ-мастер — внутри грузовиков команды, хотя это лишь образное выражение — на самом деле в Набережных Челнах почти не делают секрета из своей техники. На бивуаке любой может подойти, подсмотреть что-то или даже сфотографировать, а одну из находок в тормозной системе, которая перекочевала в спортивные грузовики с серийных, камазовцы и вовсе предлагают всем остальным — такая конструкция безопаснее.

В Научно-техническом центре команды КАМАЗ-мастер добились совершенства в искусстве постройки гоночных грузовиков. Здесь инженеры доводят до ума каждый элемент автомобиля и с каждым годом стараются добиться от машин большего — даже в 2022-м в Саудовской Аравии дебютировал новый грузовик с кабиной К5.

За 30 лет существования команды, основанной ещё в конце 80-х Семёном Якубовым, в ней с самого начала заложен подход постоянного преодоления уже достигнутого и поиска новых возможностей для улучшения. Сегодня, под руководством Владимира Чагина, система работает идеально.

В КАМАЗе рассказали о новой тормозной системе, вызвавшей вопросы у FIA

Соперники объективно слабее

На данный момент у КАМАЗ-мастер нет соперников в мире ралли-рейдов, и тому нет одной-единственной причины. Просто российская команда во всех компонентах лучше: её грузовики быстрее и надёжнее, её пилоты лучше едут, штурманы реже ошибаются. Наконец, механики команды подготовлены лучше и за счёт этого быстрее соперников справляются с возникающими по ходу марафона задачами.

И не стоит думать, что победы даются «Синей Армаде» легко — за каждым километром стоит тяжёлый труд десятков и сотен специалистов, как на бивуаке, так и тех, кто остался следить за борьбой в Набережных Челнах. Просто соперники в данный момент объективно уступают во всех компонентах.

Оцените статью
Камаз