История автозаков в СССР

История автозаков в СССР Камаз

«камаз 54415 фсин россии автозак» на интернет-аукционе мешок #1 43

Все разделы    Авто, Мото, Запчасти    Антиквариат и Искусство    Бытовая техника    Видео, Фильмы    Винтаж    Воздухоплавание    Детское    Для бизнеса    Домашний очаг, Сад, Дача    Драгоценности и украшения    Книги, журналы, газеты    Коллекционное    Компьютерная техника    Красота и здоровье    Музыка    Недвижимость    Одежда, Обувь и Аксессуары    Плавсредства    Сделано своими руками    Спорт-снаряжение    Строительство и Ремонт    Телефоны    Удалены    Услуги    Флора и Фауна    Часы    Электроника и Оптика    Разное

 —  руб.

Доставка

Автомобили «автозак» автомобили мвд — купить по выгодной цене

Основное направление деятельности нашего предприятия — переоборудование и производство автомобилей специального назначения на базе шасси автомобилей УАЗ, ГАЗ, ВАЗ, КАМАЗ, Ford, Mercedes, Volkswagen, Peugeot, Citroen, Renault, Fiat и других.

Сегодня завод спецавтомобилей «ИнвестАвто» — это идеальное сочетание эффективных инструментов организации производства, новейших компьютерных технологий и современного высокотехнологичного оборудования. Много лет кропотливой работы, обучения, освоения и внедрения новых технологий, большого опыта конструкторских решений — всё это позволяет нам по праву считаться профессионалами в нашем деле.

Вольнонаёмный опыт

В 1990-е годы спецавтомобили различного назначения по документации НИИСТ стали изготавливать на предприятиях МВД России в Самаре, Астрахани, подмосковном Дмитрове. Но в отличие от ИТК УЗ-62 / 14 в Сухобезводном, на них работали не осуждённые, а вольнонаёмные работники6.

На основе накопленного опыта создания спецавтомобилей «АЗ» НИИСТ ГУ НПО «СТиС» МВД России разработал отраслевой стандарт ОСТ 78.01.0002–99 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки осуждённых, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Специальные технические требования. Методы испытаний».

В 1998–2001 годы Дмитровский опытно-экспериментальный завод (ДОЭЗ) МВД России7 по согласованию с НИИСТ создал спецавтомобили ЗИЛ-4331-АЗ, 3307-АЗ (на базе ГАЗ-3307), «Урал-4320-АЗ» вместимостью 28, 20 и 21 человек спецконтингента и 5–6 конвоиров, включая водителя.

В 2003 году ДОЭЗ выпустил спецавтомобиль 2705-АЗМ (на базе цельнометаллической «ГАЗели») классической планировки с двумя однорядными общими камерами по 3 человека и одной одиночной.

А спецавтомобили ЗИЛ-4331-АЗ и «Урал-4320-АЗ» стали, пожалуй, последними необорудованными системой принудительной вентиляции с использованием электрических вентиляторов.

Ещё с 1970-х в крыше над помещением конвоя имеется аварийно-вентиляционный люк, над камерами для спецконтингента оборудовались вентиляционные лючки (проходы) с воздушными заслонками.

Электровентиляторы впервые были установлены в 1998 году на «ГАЗелях» ГАЗ-2705-АЗ вместимостью 5 и 7 задержанных. С тех пор в крыше над помещением конвоя устанавливается приточный вентилятор, над каждой общей камерой – вытяжной, при их отсутствии вытяжной вентилятор устанавливается в задней части помещения конвоя (между задними одиночными камерами).

Во всех одиночных камерах по-прежнему оборудуются вентиляционные лючки (проходы). Со стороны камер проходы лючков и вентиляторов закрыты вентиляционными решётками с ручными регуляторами забора воздуха (да, управляют притоком воздуха в камеры сами задержанные).

Грузовая специализация

На «Интерполитехе» обязательно найдутся два близнеца-кунга, мало отличимых друг от друга, но разные по назначению. Саратовское ЗАО «Радиан» продолжило эту странную традицию, пригнав на открытую экспозицию два мало отличимых друг от друга КАМАЗ-43118.

Свою продукцию УОКТ привёз СЗАО «Завод «Сантэкс» из Белоруссии. Устройство остановки колёсного транспорта и мобильный санитарно-гигиенический модуль МСГМ на шасси КАМАЗ-5350. Он предназначен для улучшения санитарно-гигиенических условий при размещении на неподготовленных территориях в автономном режиме с соблюдением санитарно-гигиенических и эпидемиологических требований.

Модуль с автономным обеспечением 3 туалетов, 3 писсуаров, 4 умывальников и 3 душевых, беспечивает гигиеническое обслуживание взвода (30 чел.) при максимальном потреблении без дозаправки водой до 7 дней.

Развитие модельного ряда завода «Урал», благодаря поколению Next, позволяет если не укрепить позиции на рынке спецтехники, то избавить от негативного шлейфа советского консерватизма. Изначальная позиция, что новинку не будут поставлять на экспорт, мягко говоря, не нашла понимания среди иностранных потребителей, и теперь «Группа ГАЗ» решилась на рекламную кампанию за рубежом.

Помимо вахтового автобуса «Урал-3255-5013-71», выставленного на заводском стенде рядом с перспективным армейским «Урал-63704-0010» («Торнадо-У»), в экспозиции шумерлинского КАФа был показан полицейский АТНП-43203 NEXT на шасси «Урал-5557-6152» с 23-местным пассажирским кузовом.

Среднетоннажное шасси КАМАЗ-4308 послужило базой автомобиля 4308-АДЗ для задержанных в административном порядке. Отсек для перевозки 19 человек снабжён окнами, 3 продольными лавками и отделён от наряда полиции стенкой с решётчатой дверью.

На излёте ссср

В 1985–1986 гг. создали серию «АЗМ» модернизированных спецавтомобилей на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г, «Урал-43203», а также спецавтомобиль ЗИЛ-130-АЗС (северный вариант), их вместимость составила от 74 до 34 человек спецконтингента.

Кроме того, в кузовах спецавтомобилей «АЗ» 1970-х отсутствовало отопление. Кузова серии «АЗМ» получили воздушный отопитель О-30, работающий на бензине (был установлен под основанием кузова сзади, справа). С 1986 года устанавливался жидкостный отопитель, подключённый к системе охлаждения двигателя (расположен под сиденьем конвоя), и независимый воздушный отопитель ОВ-65, работающий на дизельном топливе, смонтированный на задней стенке кузова5. Такие агрегаты пожаробезопаснее, чем бензиновые отопители ранних спецавтомобилей серии «АЗМ».

В настоящее время спецавтомобили «АЗ» оснащают воздушными отопителями, работающими на топливе, аналогичном топливу двигателя базового автомобиля, и жидкостными отопителями, подключёнными к системе охлаждения двигателя или независимыми от неё.

Завершающим спецавтомобилем серии «АЗМ» можно считать ГАЗ-3307-АЗ, созданный в 1989–1991 гг. на базе нового грузового автомобиля ГАЗ-3307, выпускавшегося с 1989 г. и являющегося продолжением семейства ГАЗ-52, – 53. Со второй половины 1990-х выпускается его модификация с дизелем ГАЗ-3309-АЗ. Вместимость их кузова составляла 8 человек спецконтингента в одиночных камерах или порядка 20 – в классической планировке.

К вопросу о правах человека в СССР. Помимо обычных в серии «АЗМ» были созданы санитарные спецавтомобили ГАЗ-52-САЗ (1986 г.) и ГАЗ-3307-САЗ (1991 г.). Их общие камеры были оборудованы складывающимися сиденьями и при необходимости могли быть трансформированы для перевозки 4 носилок с больными задержанными.

Не разбирая дорог

Появление в экспозиции Росгвардии багги-болотохода могло бы укладываться в рамки стартапа. Анатолий Охримец, бывший гендиректор вазовского подразделения «Бронто», некогда открыл собственную компанию – ООО «ЛОСЬ».

Ходовой прототип спортивно-кроссового автомобиля багги УРА (ударно-разведывательный автомобиль) был представлен ещё на 2-м Международном форуме «Технологии в машиностроении – 2022» при участии ОАО «Рособоронэкспорт», который и вёл маркетинг этого багги на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии.

Трёхместную машину (водитель в центре – двое по сторонам) показывали интересантам с противотанковым ракетным комплексом «Корнет-Э». Позже машина получила собственное название СТВ – средство транспортное внедорожное. В 2022-м А. Охримец подписал контракт на поставку МО РФ 4 машин на 1,8 млн руб., после чего ожидался заказ ещё на 6 машин.

Автомобиль с 300-мм клиренсом и размерами 3515х2230х1460 мм создан по принципу традиционного заднеприводного багги класса 9: 145-сильный 1,6-литровый двигатель в базе, снаряжённая масса 0,7 т, полная – 1,05 т. Пространственная трубчатая рама с длинноходной и энергоёмкой независимой подвеской всех колёс для пересечённой местности, привод на задние колёса через бортовые редукторы.

Арктический 8-местный вариант вездехода-амфибии «Трэкол-39294» со стеклопластиковым кузовом является флагманской в производственной программе фирмы «ТРЭКОЛ» и уже находится на вооружении пограничников Заполярья.

Неподдельный интерес вызвали вездеходы «Кречет» компании «ТехноИмпульс». Эти машины по паспорту относятся к тракторам и являются продолжением вездеходов «Петровичи», права на выпуск которых под давлением финансовых причин переуступила Тюменская фирма «ЭКОТРАНС».

Как и в линейке «Петровичей», выпускают 2-осные и 3-осные варианты. На выставке были показаны грузопассажирские 4-колёсный «Кречет Z 210-91» и 6-колёсный «Кречет Z 310-91» со 100-сильными турбодизелями Hyundai D4BH, размещённым в центральной части машины. Шины «Авторос МАХ-ТРИМ» 1300х700-21 снабжены централизованной системой подкачки.

Передняя электрическая лёбедка ComeUP 9500 входит в базовое оснащение. Независимая подвеска всех колёс позволила применить колёсные редукторы с одноступенчатым зацеплением и понижением 3,9. Днище закрыто специальными понтонами, которые одновременно выполняют роль защиты ходовой части и обеспечивают дополнительную устойчивость на воде.

Непростая матчасть

Конструкция современных автомобилей типа «АЗ» так же, как и на заре автомобилизации, должна обеспечивать надёжность охраны задержанных, безопасность охраняющих их сотрудников полиции (конвоиров), изоляцию задержанных от граждан, находящихся снаружи спецавтомобиля, исключать возможность побега.

Изготовляют их на шасси грузовых автомобилей или на базе цельнометаллических фургонов и автобусов. Если на шасси грузовых автомобилей устанавливают кузов специальной конструкции, то в цельнометаллических фургонах и автобусах дорабатывают штатные кузов и салон. Во всех случаях кузов (салон) разделяется перегородками на камеры для спецконтингента и помещение конвоя.

На первый взгляд кажется, а что, собственно, в этих автомобилях особенного? Чем они отличаются от вахтовых фургонов помимо наличия перегородок, которые, кстати, бывают в передвижных лабораториях и штабных машинах?

Но. Ни одна страна в мире в настоящее время, увы, не обходится без мест заключения. И вспомните эпизод из советского к / ф «Место встречи изменить нельзя» по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия», где сотрудник МУРа Шарапов в исполнении Владимира Конкина, маскирующийся под уголовника, уговаривает блатную Аню идти освобождать арестованного бандита Фокса:

– Сейчас его на Петровке содержат, а на следующей неделе перевезут в тюрьму «Матросскую тишину» и всё, оттуда не сбежишь.

– А с Петровки сбежишь?

– И с Петровки не сбежишь. Но если его повезут на следственный эксперимент из тюрьмы, там конвой другой, там такие псы обученные с автоматами – конец! А если его с Петровки повезут, то там оперативники с ним будут, они – сыскари, а как охранники они плохие…

Так что в охранно-конвойной службе, в отличие от оперативников (а Фокса муровцы привезли как раз на служебном «фердинанде»!) есть свои особенности, а касательно спецавтомобилей типа «АЗ» они выражены в виде специфических требований к конструкции.

Современные требования к ним регламентированы нормативным документом – правилами стандартизации МВД России ПР 78.01.0024–2022 «Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Технические требования».

Кузов спецавтомобиля должен иметь достаточную техническую противопобеговую укреплённость для надёжной охраны задержанных. Для этого стенки, крыша и основание должны быть цельнометаллические, сварной каркасной конструкции, образующей противопобеговую решётку (первое отличие от вахтовых фургонов). Аналогичными должны быть перегородки камер для спецконтингента.

Обшивка в камерах выполняется из стального листа, чтобы исключить возможность повреждения её задержанными.

Предъявляются определённые требования к крепёжным изделиям в камерах и к их установке. Например, конструкция их наружных элементов должна исключать несанкционированный демонтаж.

Сиденья в камерах жёсткой конструкции – на сварном металлическом каркасе закреплён настил из досок.

Двери камер цельнометаллические сварные каркасной конструкции оснащены механическим ригельным и навесным замками. Доступ к замкам и их ригелям со стороны камер конструктивно исключается.

К конструкции замков, их креплению к дверям и стойкам, к петлям и их креплению также предъявляются специальные требования.

Камеры для спецконтингента в обязательном порядке оборудуются системами отопления, вентиляции и освещения, элементы которых защищены металлическими колпаками с отверстиями.

Электропроводка должна быть скрыта под обшивкой, чтобы исключить возможность повреждения её задержанными.

В камерах не должно быть колющих, режущих и прочих травмоопасных элементов, чтобы у задержанных не было возможности нанести травмы самим себе или друг другу.

Помимо металлоконструкции охрану спецконтингента помогают осуществлять электронные системы.

На надёжность охраны спецконтингента влияют размеры и планировка камер. Кроме того, в настоящее время имеют место жалобы задержанных и нарекания со стороны правозащитных организаций (МХГ, «Русь сидящая», ОНК, УПЧ в РФ и др. – Прим. ред.) о нарушениях прав человека при перевозках в спецавтомобилях. При этом особенный упор делается на малые размеры камер и недостаточные вентиляцию и отопление.

Требования МВД России к минимальным размерам камер для спецконтингента максимально возможно приближены к требованиям Правил ЕЭК ООН № 52 и № 36, регламентирующих требования к конструкции обычных гражданских автобусов для перевозки пассажиров. Хотя по Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» на спецавтомобили типа «АЗ» они не распространяются, НИИСТ ФКУ НПО «СТиС» МВД России всё равно по возможности руководствуется их требованиями.

Есть также требования к максимальным размерам камер, которые позволяют свести к минимуму возможность дополнительных противоправных действий со стороны задержанных, например, драк и раскачивание спецавтомобиля.

Отдельные требования касаются планировки спецавтомобилей «АЗ» и её влияния на надёжность охраны спецконтингента.

Наиболее распространённой (классической) является планировка с двумя продольными общими камерами и помещением конвоя в передней части. Такая планировка обеспечивает наиболее оптимальное наблюдение со стороны конвоиров за всеми задержанными.

По современным требованиям камер всегда несколько, для обеспечения раздельного размещения задержанных с соблюдением требований их внутренней изоляции по видам режима и категориям. Вход во все камеры осуществляется из помещения конвоя. Заодно отметим, что смешанная планировка появилась только в 2022 г. на спецавтомобилях «АЗ» ФСИН России.

Новые автозаки гарантируют наказание с комфортом

Пока автопром трещит по швам, а импортные автомобили идут по цене столичной квартир, московский омбудсмен Татьяна Потяева анонсирует появление в городе новеньких моделей повышенной комфортности… автозаков. Но станет ли от этого легче тем, кто вынужден будет пересесть на этот специфичный «транспорт»?

— Сколько есть необходимости держать, столько и держат. Если встали в пробке, то можно и несколько часов там простоять. Нет никаких нормативов. Конечно, людей набивают в эти автозаки в большом количестве и умышленно держат в них.

Автозаки для перевозки административно задержанных – это автозаки системы МВД, а автозаки для перевозки этапированных – это автозаки системы ФСИН. Но конвой, перевозка заключенных из СИЗО в суды – этим тоже занимается система МВД. Что касается стандартов этапирования, особенно на длительные расстояния, то такие автозаки должны в обязательном порядке содержать не только вентиляцию, но и туалет.

— Чаще всего возят в обычных автозаках, где нет ни туалетов, ни кондиционеров. Даже если какие-то модели с туалетами предусмотрены, в большинстве случаев ими просто не дают пользоваться. Это практика применения, это воздействие на административно задержанных.

Аналогичной точки зрения придерживается и Ева Меркачева:

— Совершенно дико слышать, когда административно задержанных держали в автозаках по многу часов – это уже часть наказания для человека, на которого еще не составлен протокол! А потом они заезжали на этих автозаках на территории отделов полиции и еще там стояли. Живые люди, а к ним относились как к какому-то грузу, мучили таким образом.

Самое время вспомнить Солженицына, который своей книге «Архипелаг ГУЛАГ» описывал внутреннее убранство вагон-заков.

«…Окна коридорной стороны — обычные, но в таких же косых решетках извне. А в арестантском купе окна нет — лишь маленький, тоже обрешеченный, слепыш на уровне вторых полок (вот, без окон, и кажется нам вагон как бы багажным). Дверь в купе — раздвижная: железная рама, тоже обрешеченная.Всё вместе из коридора это очень напоминает зверинец: за сплошной решеткой, на полу и на полках, скрючились какие-то жалкие существа, похожие на человека, и жалобно смотрят на вас, просят пить и есть. Но в зверинце так тесно никогда не скучивают животных».

Ева Меркачева напоминает, что Европейский суд по правам человека уже признавал российские автозаки орудием пыток:

ЕСПЧ три года назад признал перевозку в автозаках пыточной, люди жаловались массово: на то, что душно, что мало места, что перевозят вместе больных и здоровых, что курят в автозаках, поэтому все задыхаются, жаловались на то, что нет туалета, нет кондиционера. ЕСПЧ удовлетворил жалобу, и после этого Минюст внес изменения в стандарты. Теперь там есть данные про освещенность, количество квадратных метров на человека. Но для того, чтобы проверить, соблюдаются ли эти стандарты, в автозаки должны пускать членов ОНК (Общественной наблюдательной комиссии) с оборудованием. Но нас никто не пускает, автозаки не являются тем местом принудительного содержания, которое мы, правозащитники, имеем право проверять. В последнее время многие нам рассказывали, что туалеты в автозаках были (в этом году), но их никто из конвоиров не открывал.

Главная проблема автозаков в том, что летом в них жарко, зимой в них люди мерзнут. А стоит одному человеку закурить, весь автозак задыхается. Еще в автозаках есть так называемые «стаканы» – как отдельные камеры. Заключенные, которые чуть больше среднего роста и веса, говорят, что сидеть там невозможно, коленки упираются в двери, голова упирается в потолок, и в этом как в гробу ты едешь. Туда сажают людей (считается, что в целях безопасности), когда, например, вместе с заключенными перевозят бывшего сотрудника (БС-ника). Или, например, перевозят мужчин и берут одну женщину – вот ее сажают в этот «стакан». Но нахождение в «стакане» — это просто пытка. Человек едет в гробу в стоячем положении. И женщины из женского СИЗО-6 пишут, что прежде, чем попасть в суд, их везут по дороге и завозят в один, в другой, в третий, и все это длится часами. В общей сложности они могут провести в автозаке более 7–8 часов. А потом их свозят в Мосгорсуд и оттуда везут уже в их СИЗО-6, то есть это мучительная длинная дорога.

Это какой-то сомнительный вброс, издевательский по сути. Потяева – первый источник такой информации, и это своего рода издевательство – она, уполномоченная по правам человека, сообщила об автозаках! По идее прерогатива об этом сообщить – у пресс-службы МВД, ФСИН, или производителя такой автотехники. В условиях увеличения количества задержанных, арестованных, вала сфабрикованных уголовных дел появляется такая новость, что, оказывается, будут возить в человеческих условиях, то есть сиди – не хочу!

Также в 2020 году Росгвардия, которая как раз специализируется на несогласованных акциях и митингах, закупила 29 автозаков по 6,3 млн рублей каждый. Контракт без конкурса был отдан «Комбинату автомобильных фургонов» Алия Чеченова. А самый крупный контракт за последние годы был заключен МВД в 2022 году – тогда ведомство закупило392 автозаков почти за 1,3 млрд рублей для Балашихи, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска и Хабаровска по цене от 2,7 до 5,6 млн рублей. Закупка была совершена также у единственного неназванного поставщика.

Вслед за Москвой масштабное обновление парка автозаков может последовать в других регионах.

В каком регионе последуют завету Потяевой и начнут массово обновлять парк автозаков – видно будет по закупкам. Только не все они появляются в открытом доступе. Если автозаки закупает Центр организации дорожного движения, как в Москве, или просто областная администрация, как в Ростове-на-Дону, информацию можно посмотреть. Закупки гражданского ведомства находятся в открытом доступе. А вот контракты силовиков могут быть засекречены. Но мы продолжаем держать руку на пульсе и следить за новинками «парка автозаков» и затратами на них.

Полиция для провинции

Основная экспозиция раздела «Полицейская техника» в этот раз была посвящена инновационным технологиям в области индивидуальной и коллективной безопасности.

ООО «Центр подготовки и поддержки «Движение» представил 4 машины для дорожно-патрульной службы ГИБДД: Škoda Octavia 5E мод. 185000, Škoda Kodiaq, Audi A6 и Volkswagen Transporter.

В этот раз удивило обилие легковых патрульных автомобилей, среди которых выделялись машины ООО «Промтех». На базе универсалов «Лада Ларгус» выпущена модель для перевозки нарядов полиции со служебными собаками – АТНС LRGS0K с увеличенной крышей «Лада Куб» и патрульный автомобиль LRGS0В1 с оригинальным кузовом «Самотлор-НН» с отсеком для задержанных.

Большой раздел представила Росгвардия (это без учёта фирменных стендов), где самая широкая экспозиция была развёрнута уже с легковыми автомобилями. Акцент сделан на тольяттинскую продукцию, где были представлены оперативно-служебные «Лада Веста», а также «Лада 4х4» (ВИС-294611 и ВАЗ-2329).

С новой агрегатной базой

В настоящее время спецавтомобили для перевозки больных имеются у ФСИН России. Они обозначаются «АМ» (автомобили медицинские), изготовлены на базе микроавтобусов «УАЗ» и «ГАЗель», внутри оборудована одна камера для перевозки 3-х осуждённых сидя или одного на носилках.

Теперь, что касается окраски спецавтомобилей «АЗ». Они не несли уставной формы жёлтого (с 1992 г. – белого) цвета с синими полосами и надписями «Милиция». Кабины спецавтомобилей оставались базового заводского окраса. Чаще это были тёмно-зелёный, бежевый, голубой.

У кузовов машин внутренних войск нижняя часть была тёмно-зелёная, верхняя – серая или бежевая. Кузова спецавтомобилей органов внутренних дел окрашивались в тёмно-зелёный или серый, реже – в синий цвет. «Уазики» – АЗ оставались в своём базовом заводском цвете – тёмно-зелёные или серые.

На кабинах спецавтомобилей «АЗ» устанавливался синий светопроблесковый маячок (мигалка).

В 1993–1999 гг. в дополнение к спецавтомобилям «АЗ» на базе УАЗ-3741 были созданы спецавтомобили на базе цельнометаллических фургонов и автобусов БАЗ-3783, «ГАЗель», «Бычок», КАвЗ-3976 (большинство из них – новинки отечественного автопрома 1990-х гг.) вместимостью от 5 до 11 человек спецконтингента.

Тогда же появилась планировка с одной общей камерой вдоль задней стенки (с. 57, нижняя левая схема). Была предпринята попытка создания спецавтомобилей КАвЗ-39765-АЗ вместимостью 15 и 30 задержанных на базе удлинённой версии автобуса КАвЗ-3976. Но эти машины оказались перегруженными, поэтому дальше прорисовок дело не пошло и по настоящее время для перевозки большого количества задержанных используют спецавтомобили на базе грузовых шасси (ГАЗ, КАМАЗ, «Урал»).

В целях снижения заметности с 1996 по (официально) 2006 год на спецавтомобили «АЗ» не наносилась специальная цветографическая схема и не устанавливались специальные световые и звуковые сигналы. Внешне они перестали отличаться от обычных гражданских автофургонов. Однако при этом было весьма трудно доставить задержанных на допрос или в суд вовремя в условиях пробок на улицах городов.

В соответствии с приказом МВД России, вышедшим в марте 2006 года, спецавтомобили «АЗ» имеют стандартную для милицейских (а позже – полицейских) автомобилей цветографическую схему: белый основной цвет с синими полосами и надписями «Милиция», с 2022 года – «Полиция». Их также оборудуют сигнально-громкоговорящей установкой (СГУ) с синими маяками.

Техника специального назначения

Все, кто не был на форуме «Армия-2022» в КВЦ «Патриот», могли посмотреть некоторые виды техники на выставке «Интерполитех-2022».

На открытой площадке АО «Астейс» из Набережных Челнов выставило сразу три машины: два «Патруля», изготовленных по государственному оборонному заказу для войск национальной гвардии Российской Федерации и бронеавтобиль «Линза». Его корпус выполнен в виде цельнометаллической сварной капсулы, способной обеспечивать надёжную защиту личного состава, узлов и агрегатов. Полная масса транспортного средства составляет 13,5 т, а мощность двигателя 260 л.с.

Первая партия из 10 «Патрулей», рассчитанных на размещение 10 военнослужащих, поступит на вооружение подразделений специального назначения, которые находятся на переднем крае борьбы с терроризмом и вооруженной преступностью. В дальнейшем на платформе этих автомобилей будет создано семейство техники для подразделений связи, РХБ защиты, медицинских и инженерных подразделений Росгвардии.

На стенде ОАО «Завод специальных автомобилей» были показаны оба варианта «Тайфуна», которые известны по выставке «Армия-2022», но только без вооружения. «Тайфун-К» К53949 и его улучшенная версия «Тайфун» К4386 («Тайфун ВДВ»). Цельносварной салон вмещает 8 бойцов, а вооружение и бронирование позволяют выполнять различные тактические задачи: разведка боем, огневая поддержка, перемещение живой силы и оружия, конвоирование, поддержка авангарда или прикрытие арьергарда.

Облегчённая конструкция «Тайфун ВДВ» позволила поднять грузоподъёмность, а также поместить на его крыше автономный беспилотный блок, оснащённый пушкой калибра 30 мм.

Конкуренцию «Тайфуну» и «Патрулю» на внешних рынках, вроде Мексики, сейчас составляет «Горец-М», выпущенный ООО «ОКБ Техника» на шасси КАМАЗ-53502. Однообъёмный кузов (вмещает 10 человек) бронирован по периметру до класса защиты 6А и выдерживает подрыв фугаса до 6 кг в тротиловом эквиваленте.

Узники специализации

Документально отследить историю совершенствования конструкции спецавтомобилей «АЗ» возможно лишь с 1950 годов.

В то время переоборудование обычных грузовых автомобилей в спецавтомобили для перевозки спецконтингента осуществлялось по специальным инструкциям в исправительно-трудовых колониях (ИТК) или в хозяйственных подразделениях органов внутренних дел и Внутренних войск МВД СССР непосредственно на местах2.

У автомобиля наращивались борта или на шасси устанавливался специальный кузов из деревянного или металлического каркаса, обтянутого брезентом или металлическим листом. Внутри устанавливалась поперечная деревянная или металлическая перегородка, разделяющая кузов на камеру для спецконтингента и помещение караула.

В первой половине 1970-х началось серийное производство стандартизированных спецавтомобилей «АЗ» на производстве ИТК в подмосковном поселке Крюково (в настоящее время – г. Зеленоград) и поселке Сухобезводное Горьковской области. С конца 1970-х до начала 1990-х единственным изготовителем спецавтомобилей «АЗ» была ИТК УЗ-62/14 в Сухобезводном. Изготовлением автомобилей для перевозки задержанных и осужденных занимались сами осужденные.

Разработкой документации занималось Конструкторское бюро при Центральной автобазе Хозяйственного управления (КБ ХОЗУ) МВД СССР. Специальное конструкторское бюро внутренних войск (СКБ ВВ) МВД СССР занималось вопросами эксплуатации и внедрения в службу инженерно-технических средств охраны, в том числе и спецавтомобилей «АЗ»3.

С 1970 годов у серийных спецавтомобилей «АЗ» на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66, ЗИЛ-130Г и «Урал-375» кузова стали цельнометаллическими, со сварным решётчатым каркасом с двойной обшивкой из стального листа и теплоизоляцией. Вместимость их составляла от 15 до 36 человек, в помещении конвоя устанавливались 3–4 сиденья. Внешне от своих предшественников они отличались скошенными верхними углами кузова вместо скругленных.

Можно отследить две серии «АЗ» – середины 1970-х и 1979–1980 гг., отличающиеся друг от друга кузовами с колёсными нишами и без них соответственно.

Тогда же начала формироваться и «классическая планировка» спецавтомобилей «АЗ» с двумя общими камерами и помещением конвоя в передней части. До этого помещение конвоя (караула) могло располагаться в задней части кузова, а общая камера была одна во всю ширину кузова.

Спецавтомобили ЗИЛ-130Г-АЗ и «Урал-375-АЗ», предназначенные для перевозки осуждённых на объекты работ, не имели одиночных камер, помещение конвоя у них располагалось во всю ширину кузова, с дверями с обоих бортов кузова. Обычно входная дверь в помещение конвоя располагается по правому борту спецавтомобиля.

Начиная с 1970-х в одном строю со спецавтомобилями на базе грузовых шасси стояли и остаются спецавтомобили «АЗ» на базе малотоннажных цельнометаллических фургонов УАЗ-452 (с 1985 г. – УАЗ-3741) с четырьмя одиночными камерами. В 1991 году создали вариант УАЗ-3741-АЗС в северном исполнении вместимостью 5 человек в двух общих камерах и 4 конвоира, включая водителя.

Обзор транспорта был бы неполным без упоминания полуприцепов для перевозки спецконтингента. Их выпускали томский «Химстрой» и Бобруйский опытно-механический завод.

Ульяновские следы

Ульяновский автозавод с гаммой «УАЗ Патриот» на стенде был представлен уже знакомыми по прошлым выставкам модификациями УАЗ-1846 АТНС «Кинолог» на базе пикапа УАЗ-23632-252, УАЗ-3163-015-31 «Патрульный» (ППС), вариантом УАЗ-3163-375 для ДПС и УАЗ-23632-148 «Есаул» в экспозиции Росгвардии.

Интерес же вызывали два новых спецавтомобиля на базе «УАЗ Профи 4х4» полной массой 3,5 т: для перевозки заключённых и для пограничной службы. Обе машины оснащены 2,7-литровым бензиновым двигателем мощностью 149,6 л.с., системой пожаротушения моторного отсека, предпусковым подогревателем, дополнительным отопителем салона, четырёхканальной ABS с функциями EBD.

УАЗ-236022-1440 «Профи» для пограничной службы c 5-местной кабиной можно назвать полноценной заменой ГАЗ-330273 – «ГАЗели» с двухрядной кабиной. Грузовик условно подготовлен для бездорожья: шноркель, электролебёдка, тайваньские (по принадлежности фирмы)

Автозак МВД шумерлинского завода КАФ на момент презентации ещё не имела своего обозначения. Грузоподъёмность базового УАЗ-236022-1450 в 1,5 т позволяет установить полноценный модуль для этапирования 7 задержанных и двух конвойных. Кузов длиной около 3,2 м (при габаритной длине 5940 мм) получился чудовищно тесным.

Фсин россии автомобили

Оцените статью
Камаз