История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro Камаз

Альтернативные поставщики для к3 найдены

На грузовики КАМАЗ К3 массово устанавливались двигатели Cummins, коробки передач ZF, топливные системы Bosch и еще целый список компонентов забугорного происхождения, которые подпадали под санкционный запрет, что уже в ближайшей перспективе могло привести по крайней мере к существенному сокращению модельного ряда и объемов выпуска. Однако, «камазовцам», похоже, удалось достаточно быстро решить эти проблемы.

Пресс-служба ПАО «КАМАЗ» в конце апреля разместила в своем телеграм-канале ответы на самые актуальные вопросы, волнующие заводчан. Среди них был и такой: как будет решаться проблема с комплектующими для К3? Ответ вы видите выше: альтернативные поставщики всех недостающих комплектующих для поколения К3 найдены и готовы к запросам автогиганта.

Стоит также добавить, что из-за резкого сокращения объемов выпуска автомобилей линеек К4 и К5 в производстве грузовиков семейства К3 произошло несколько важных качественных изменений.

Так, например, появилась возможность устанавливать на «классические» КАМАЗы топливные баки нового образца, которые лучше прежних как по герметичности, так и по антикоррозийной защите. Рамы и лонжероны для «классики» теперь изготавливаются на новом производстве прессово-рамного завода.

Выпуск к4 и к5 продолжается

КАМАЗ также продолжает выпуск магистральных тягачей, которые по-прежнему играют главную роль в доставке грузов.

На сегодня самым популярным магистральным тягачом в линейке Камского автозавода остается КАМАЗ-5490. По сведениям Торгово-финансовой компании «КАМАЗ», его продажи в 2021 году составили 6010 единиц, с начала 2022 года – 950 единиц (по состоянию на 14 апреля).

В целом, в 2021 году КАМАЗ реализовал 7994 магистральных тягача поколений К4 и К5. За первые месяцы 2022 года их суммарные продажи составили 1621 единицу.

Во втором квартале текущего года компания планирует выпустить 346 магистральных тягачей поколения К4 и 77 тягачей поколения К5.

Что касается производства автомобилей КАМАЗ-54901 в новых условиях, на данный момент идет процесс локализации импортных комплектующих, в компании определен конкретный план действий. По сведениям департамента продуктового менеджмента ПАО «КАМАЗ», уже к 2023 году появится обновленный локализованный тягач. На сегодня этот автомобиль является полноценной заменой популярному магистральному тягачу КАМАЗ-5490.

История серийных кабин камаз. от поколения k1 до к3

История серийных кабин КАМАЗ. От поколения K1 до К3
Фото — Андрей ФИЛИППОВ

Сейчас самый обсуждаемый отечественный грузовик — КАМАЗ-54901 новейшего поколения К5. Почему самый обсуждаемый понятно и очевидно. А почему поколение называют К5, не задумывались? Мы задумались.

Деление КАМАЗовских грузовиков на поколения, конечно, весьма и весьма условное. Но, тем не менее, честь и хвала челнинским маркетологам, что все-таки изобрели достаточно простую и понятную систему, разделившую всю гамму продукции за все годы на пять поколений, которые обозначили буквой К и цифрой. И подвязка здесь как раз к кабинам. Мы решили проследить все поколения серийных. Начнем с классики.

ПОКОЛЕНИЕ К1

Это, собственно, самая первая продукция КАМАЗа, выпуск которой начали в 1976 году. Тогда, конечно, ни о каких К-поколениях в контексте терминологии-историографии и речи не шло, но сегодня это точка отсчета.

01. Свою самую классическую кабину КАМАЗ сегодня официально называет Classic или просто буквой С. В своем базовом варианте без спального места длина такой кабины составляла 1580 мм, наружная ширина – 2304 мм, высота – 1420 мм. Внутренняя ширина — 2080 мм.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

02. По меркам середины 1970-х интерьер был вполне себе передовым.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

03. Одновременно появилась и версия со спальником. Наружная длина такой кабины составляла 1980 мм.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

04. Спальная кабина КАМАЗа на тот момент вообще была вершиной советского комфорта, пока «переходящий приз» не перехватили СуперМАЗы.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

05. До середины 1990-х интерьер, по сути, не менялся, но к тому моменту транспортники уже успели распробовать иномарки. КАМАЗ задумался об обновлении. Обновились, но отставали от Европы уже на старте этого обновления.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro
Фото — Федор ЛАПШИН

ПОКОЛЕНИЕ К2

На рубеже тысячелетий появились «новые» КАМАЗы. Их то теперь и называют «Поколение К2».

06. Главный визуальный признак — более высокая крыша кабины в базовом исполнении. За счет увеличения высоты кабины с 1420 до 1535 мм внутренний объем вырос на 1,5 кубометра. Фары переместились в бампер. Такие кабины КАМАЗ сейчас называет С2.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

07. А это кабина С3. Визуальное отличие — пластиковый нижний пояс.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

08. Еще его называют «нижний пояс DAF», так как к работе по его созданию были привлечены ДАФовские специалисты.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

09. Они же работали и над обновлением интерьера. Поменялась компоновка приборного щитка, рулевое колесо осталось двухспицевым, но обрело другой внешний вид.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

10. Кабины С3 существуют и круглыми фарами, «как на С1». Это опция для армейских заказов. На стандартные советского образца фары устанавливается стандартная же (для всего, от мотоциклов с УАЗиками до танков) металлическая насадка-светомаскировка. Потому армии и нужны кабины со стандартными круглыми фарами.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

11. Выпускаются для армейской техники кабины С3 и в бронированном варианте.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro
Первоисточник фотоvitalykuzmin.net

ПОКОЛЕНИЕ К3

К поколению К3 КАМАЗовские маркетологи отнесли грузовики с рестайлингом 2009 года.

12. Рестайлинг претерпела сразу вся гамма. Кабину с таким внешним видом КАМАЗ называет R. C пневматической подвеской — RS.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

13. Из нововведений — прямоугольные фары с габаритами и поворотниками в одном блоке.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

14. Систему зеркал обновили.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

Интерьер тоже новый, но с ним абсолютная чехарда. Существуют как минимум два варианта приборной панели от разных поставщиков (очень похожие, но все таки отличающиеся), как минимум три варианта приборных щитков и два варианта руля. Все это встречается в любом сочетании друг с другом. Примеры:

15. Здесь руль двухспицевой, а панель — новая.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

16. Новый четырехспицевой руль и новая панель, но с большими циферблатами приборного щитка.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

17. Самый «модный» новый щиток для «классики», но «старый» руль.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

Любопытно, что рестайлинговую версию с прямоугольными фарами можно встретить и в армии на вспомогательных машинах, но все же специально для военных создали «особую» рестайлинговую версию, с вечными советскими круглыми фарами под светомаскировку.

18. На прошлогоднем военном параде в Москве именно такие «военные К3» возили беспилотную технику.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro
Первоисточник фотоvitalykuzmin.net

19. Специально для некоторых моделей автокранов в гамме К3 оставили кабину R с высотой 1420 мм, как на самых первых КАМАЗах, которые «На встречу XXV съезду КПСС». Теперь это называется «исполнение с низкой крышей».
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

20. А высота «топовой» классик-кабины RS поколения К3 составляет 1935 мм. Здесь две спальные полки.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

21. Сколько классические кабины будут оставаться в производстве — не сообщается. Судя по всему, еще достаточно долго. Спрос на них на внутреннем рынке стабильный, армейский так вообще не иссякает, да и страны третьего мира некоторое количество покупают.
История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

К поколениям К4 и К5 относятся уже КАМАЗы с кабинами мерседесовского происхождения. К4 — это «Камаксоры», а К5 — новейший «Камактрос». В их кабиноведении есть несколько интересных нюансов. Об этом поговорим позже.

Камаз и маз москвич

Буква «и» в названии стоит не там? «КАМАЗ, МАЗ и Москвич»? Нет! Потому что отныне МАЗ — это не только минский, но и московский (надо же было додуматься) автомобильный завод. Такую аббревиатуру зачем-то решили присвоить обновленному Москвичу… Но и помимо участия в «МАЗе Москвиче» (смотрите не перепутайте c «настоящим» МАЗом), у камазовцев есть немало новостей.

С какой новости начать? Давайте с хорошей: итак, отныне КАМАЗ будет отвечать не только за легковую люксово-правительственную марку Aurus, но и за народный бренд Москвич, который возник в цехах бывшего столичного завода Renault. А потому мэр Москвы Собянин презентовал будущую площадку на пару с генеральным директором ­КАМАЗа Когогиным.

История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

Правда, перспективные ­Москвичи на показанных эскизах — это же легковушки JAC, только с затертыми эмблемами! Причем слайды презентации явно сделаны на скорую руку: изображения машин грубо обрезаны, некоторые перевернуты вокруг своей оси и превратились в «праворульные».

История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

Чтобы проиллюстрировать будущий модельный ряд Москвича, дизайнеры взяли изображения автомобилей JAC, причем часть снимков «отзеркалили». Мы нашли исходные фотографии (внизу), которые использовались для этой презентации

Когда информация о «Джакомосквичах» разнеслась по интернету, камазовцы поспешили опровергнуть информацию: мол, изображения на эскизах не имеют отношения к реальной продукции и вообще зарубежный партнер еще не выбран.

А то подумают, чего доброго, что «JAC Китаевич» превратится в «МАЗ Москвич» путем переклеивания эмблем и дальнейшей локализации! Впрочем, в этом не будет ничего удивительного: примерно таким же путем среднетоннажники JAC превратились в грузовики КАМАЗ Компас…

Но знаете, почему нет уверенности, что Москвичом будет именно JAC? ­Из-за второй новости, а она очень плохая. В придачук санкциям, после которых с КАМАЗом прекратили сотрудничать европейские партнеры, в конце июня ­Минфин США ввел дополнительные санкции. Теперь камское объединение и его дочерние структуры внесены в так называемый SDN-лист, который запрещает любые сделки c КАМАЗом американским компаниям либо фирмам, которые рассчитываются в долларах. И после этого, по ­неофициальной информации, китайский холдинг Weichai решил больше не поставлять КАМАЗу свои газовые двигатели — а они являются основными в гамме камской газомоторной техники. Более того, у этого же холдинга камазовцы покупают мосты HanDe и коробки передач Fast Gear — не остановятся ли и их поставки?

Купить камаз бортовой в москве. цены и продажа новых бортовых камаз

arrowarrow-circfbVector Smart Object2Vector Smart Object3Vector Smart Object1Векторный смарт-объект5vk

История кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.proИстория кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.proИстория кабин КАМАЗ. Серийная классика от K1 до К3 | mpark.pro

На уровне лучших мировых аналогов

Новый рядный 6-цилиндровый турбодизель КАМАЗ-910 создавался специально под перспективное семейство К5. Разработка прорывного мотора велась совместно с группой компаний Liebherr. Проект, получивший рабочее название «Тибет», стартовал в 2022 году.

На выходе КАМАЗ получил целое семейство дизельных двигателей экологического стандарта Евро-5, отличающихся высокими экономичностью, мощностью (до 550 л.с.), ресурсом (1,5 млн км) и соответствующих «лучшим мировым аналогам в своем классе» (оценка самих «камазовцев»).

Первые образцы нового дизеля КАМАЗ-910 были собраны в декабре 2022 года. Параллельно на заводе двигателей КАМАЗа шло создание современного моторного производства мощностью 12 тыс. двигателей в год.

В 2020 году был запущен новый конвейер, серийное производство рядных «шестерок» стартовало. А специалисты КАМАЗа уже приступили к реализации второго этапа проекта «Тибет», который предусматривал увеличение объемов производства новых двигателей до 30 тыс. единиц в год с расширением модельного ряда.

Планировалось в ближайшие два-три года освоить производство четырех новых модификаций двигателя Р6 – газовой, газодизельной, с повышенной энергоэффективностью, а также двигателя объемом 13 литров. Велись работы по доведению двигателей семейства КАМАЗ-910 до требований экологического стандарта Евро-6.

Теперь на первый план для «камазовцев» выходит задача в кратчайшие сроки локализовать в России производство всех комплектующих для новых моторов, полностью отказавшись от импортных поставок.

Помогут и белорусы

Производство комплектующих для Камского автозавода наладят и в Беларуси, в том числе на предприятиях ОАО «МАЗ» – Управляющая компания холдинга «БЕЛАВТОМАЗ».

В апреле, после визита в Беларусь российской делегации во главе с заместителем министра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым, в СМИ вновь появились заголовки об объединении МАЗа и КАМАЗа. Однако речь не идет о прямом слиянии двух компаний, что ранее уже пытались проделать, правда, безуспешно.

По итогам прошедших встреч и переговоров в Минске между министерствами промышленности Беларуси и России, как информирует БЕЛТА были достигнуты договоренности об «углублении кооперационного взаимодействия по разным направлениям, в частности, в сфере производства различных автокомпонентов, узлов, агрегатов и микроэлектроники, используемой при изготовлении грузового и пассажирского транспорта».

В среду, 20 апреля, российская делегация в сопровождении генерального директора Минского автозавода Валерия Иванковича посетила Индустриальный парк «Великий камень», где ознакомилась с производством двигателей и коробок передач на заводах «Вейчай-Бел» (так теперь именуется «МАЗ-Вейчай») и «Фаст-МАЗ».

Затем на Минском автозаводе прошло масштабное российско-белорусское совещание с участием представителей предприятий министерства промышленности Беларуси по вопросам международной кооперации.

Принимавший участие в этом совещании генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в интервью телеканалу ОНТ сделал вот такое интересное заявление: «Мы пришли в Беларусь и говорим о том, что: вот – российский рынок, вот – российские производители, вот – российские объемы.

Давайте посмотрим, как освоим их вместе. [Если] эта задача будет решена, тут я могу сказать прямо: даже предварительные вопросы, которые мы сегодня задавали и слышали от руководителей предприятий Беларуси — это везде минимум удвоение объемов. В этом случае компонентная отрасль просто шагнет вперед и получит второе дыхание. При таких объемах и вопрос реинвестирования уже более простой становится. И конечно, мы сближаем экономики двух стран».

С двигателями для к5 подсобит «ростех»

«Ростех» поможет КАМАЗу локализовать производство новейшего двигателя для грузовиков семейства К5 – это пообещал глава могущественной госкорпорации Сергей Чемезов, выступая в Совете Федерации России.

Потенциал «Ростеха», скажем так, весьма внушительный: Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (это ее полное название) сконцентрировала в своей структуре многие уникальные производства и технологии, а также значительную часть научного потенциала России.

Кстати, Сергей Чемезов отметил, что «Ростех» уже ведет работы по локализации нового двигателя. При этом предполагается, что он будет востребован не только на КАМАЗе, но и у других российских производителей транспортных средств.

Оцените статью
Камаз