«камазу» — 51 год: 13 декабря 1969 года началось строительство челнинского автогиганта
Давайте обратимся к историческим событиям и вспомним первые шаги большой стройки.
***
Легендарный экскаватор Э-100 № 35, которым был вынут первый ковш земли на месте будущего «КАМАЗа», поступил в «КамГЭСэнергострой» в июне 1969 года. В сопроводительном письме костромские пионеры сообщали, что собрали металлолом на его строительство и просили предать лучшему экипажу. Так и прозвали этот экскаватор «пионерский».
***
Чести начать строительство автогиганта удостоился экскаваторщик Михаил Тимофеевич Носков – лучший машинист «КамГЭСэнергостроя».
Он вспоминал, как готовились к историческому событию: «Поздним вечером 12 числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, В. Бухаров, М. Минигараев, скреперист Ф. Насыров. К работам приступили, как чуть рассвело».
«Советская Татария», 19.12.1969
***
Помимо Михаила Носкова на месте событий 13 декабря был ещё один машинист экскаватора – Михаил Усов. А за рулём грузовика «КрАЗ», на котором был вывезен первый вынутый грунт, был водитель Фанус Фатыхов.
***
Экскаваторщикам зимой 1969–1970 годов было трудно подцеплять ковшом замёрзшую землю. На помощь приходили взрывники.
«Николай Булыгин – взрывник – резко взмахнул флажком и сам быстро укрылся за снежным валом. К небу взметнулся гигантский гриб, увлекая за собой десятки тонн мёрзлого грунта. Этот мощный взрыв известил челнинцев о начале работ под котлован промышленной базы Камского автомобильного завода».
«Советская Татария», 21.01.1970
***
«Экипаж экскаватора № 35, на котором работают Михаил Носков и Степан Пухачёв, каждые сутки вынимает до 2000 кубометров грунта. Экипаж почти вдвое перекрывает дневные задания».
«Правда», 11.01.1970
***
«Ежедневно в Набережные Челны на стройку по путёвкам комсомольских организаций и без путёвок со всех концов страны приезжают до 150 каменщиков, бульдозеристов, шофёров и представителей других профессий».
«Правда», 11.01.1970
***
«Только советский народ мог построить город и автогигант в такой короткий срок», – написал в одной из своих книг легендарный начальник стройки Евгений Батенчук.
Буквально через пять лет – 16 февраля 1976 года – с главного конвейера «КАМАЗа» сошёл первый грузовик.
В материале использованы сведения исторического блога директора Музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева.
50 лет назад был подписан документ о строительстве завода «камаз»
История эволюции камаза
Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, Камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.
Шестидесятые годы прошлого столетия. Растущая экономическая мощь советского государства способствует значительному увеличению объемов грузоперевозок. Страна остро нуждается в большегрузных автомобилях с экономичными дизельными двигателями, но существующие автозаводы не в состоянии покрыть этот дефицит. Назрела потребность в строительстве нового автогиганта.
В августе 1969 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли Постановление № 674 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Объем производства определили в 150 тыс. автомобилей и 250 тыс. дизельных двигателей. 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности Александр Тарасов подписал приказ о наименовании нового предприятия Камским автозаводом, а уже 13 декабря экскаваторщик Михаил Носков приступил к работе на площадке первого объекта КАМАЗа. Эта дата является официальным началом строительства завода.
Конструкцию грузовика, по опыту ГАЗа, рассчитывали купить у ведущих зарубежных компаний. Но ни Ford, ни Daimler в реалиях холодной войны не смогли сотрудничать с СССР, из-за опасений НАТО усиления советской военной мощи. Пришлось рассчитывать на собственные силы. Выбор пал на ЗИЛ, где в тот период шло создание семейства перспективных грузовиков с кабиной над двигателем, включавших модели с колесной формулой 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5–32 тонны и автомобилей (6х6) для 24‑тонных автопоездов.
Как раз к 1968 году на столичном заводе построили первый опытный образец седельного тягача ЗИЛ-2Э170В с дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 мощностью 210 л. с. Эти разработки и легли в основу будущих грузовиков КАМАЗ. Новые грузовики 6×4 предназначались для эксплуатации на большей сети дорог с несущей способностью: 6 тонн — на одиночную ось и 11 тонн — на тележку.
Кроме ЗИЛа участие в проекте приняли и другие предприятия страны. Ярославский моторный завод разрабатывал V-образные дизели КАМАЗ-740 и КАМАЗ-741 мощностью 180, 210 и 260 л. с., сцепления и коробки передач. Одесский автосборочный завод трудился над конструкциями полуприцепов к седельным тягачам, Головное конструкторское бюро по прицепам в Балашове работало над прицепами к автомобилям-тягачам, а Минский автозавод занимался созданием самосвальных установок.
С 1969 по 1978 годы на ЗИЛе построили более 50 опытных образцов автомобилей КАМАЗ, суммарный пробег которых в ходе дорожных испытаний составил 4,5 млн км. Для Камского автозавода создали обширную линейку грузовиков с колесными формулами 6х4 и 6х6 (седельные тягачи, бортовые автомобили, самосвалы), которые потом десятилетиями выпускались предприятием. При этом новички по своему уровню не уступали лучшим зарубежным аналогам.
Надо сказать, что на стройке века в Набережных Челнах работало более 100 тысяч человек. Заказы КАМАЗа на стройматериалы и оборудование выполняли свыше 2000 предприятий СССР. Будущий автозавод обеспечивался самым современным технологическим оборудованием. В его оснащении приняли участие свыше 700 иностранных фирм. Благодаря беспрецедентным объемам финансирования работы велись невероятно высокими темпами. Так, если осенью 1970 года уложили первые кубометры бетона в фундамент ремонтно-инструментального завода, то уже в 1973 году возвели корпуса практически всех объектов первой очереди КАМАЗа.
В результате челнинский первенец — бортовой 8‑тонный КАМАЗ-5320 сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Чуть позже госкомиссия подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Объемы производства также росли рекордными темпами. Летом 1979 года преодолели рубеж в 100 тысяч грузовиков.
В конце 1980‑х годов предприятие начало разработку автомобилей второго поколения. Обновленные модели комплектовались отечественными турбодизелями, а также импортными моторами и комплектующими. Комфорт кабины улучшили за счет более высокой крыши и ряда технических доработок. Тогда же появляются бортовой КАМАЗ-5325 и седельный тягач КАМАЗ-5425 (4×2). В 1987‑м в производство пошла малолитражка ВАЗ-1111 «Ока», которую выпускали до 1994 года.
23 августа 1990 года производственное объединение КАМАЗ преобразовали в АО. С переходом на рыночные рельсы и появлением на российском рынке импортной техники начались проблемы со сбытом, огромные мощности фактически простаивали, финансовое состояние предприятия резко ухудшилось.
Картину еще больше усугубил пожар, случившийся в апреле 1993 года на заводе двигателей КАМАЗа, который полностью его разрушил. Но, опираясь на поддержку всей страны, предприятие восстановило мощности по выпуску двигателей, а также ввело в эксплуатацию новейшее технологическое оборудование. Изготовление моторов возобновили в декабре 1993‑го.
С 1995 года в серию пошло третье поколение грузовиков, базировавшееся на модернизированном семействе машин 6×4. Среди этих моделей были 11‑тонный бортовой КАМАЗ-53215, 6,6‑кубовый самосвал КАМАЗ-55111.02, седельный тягач для 36‑тонного автопоезда КАМАЗ-54115, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн, шасси КАМАЗ-5513 для бетоносмесителей и сменных кузовов.
В 2000 году появились экономичные автомобили 6х4 — 14‑тонный бортовой КАМАЗ-65117 (260 л. с.) и седельный тягач КАМАЗ-65116 — преемники моделей КАМАЗ-53212 и КАМАЗ-54112 соответственно, а также 14,5‑тонный самосвал КАМАЗ-45231 с трехсторонней разгрузкой. Тогда же прошла презентация нового автобуса НефАЗ-5299 на базе КАМАЗ-5297, а в ноябре 2003 года в серию запустили городской развозной автомобиль КАМАЗ-4308.
С 2005 по 2009 годы КАМАЗ создал совместные предприятия с компаниями ZF, Cummins, Knorr-Bremse, Federal Mogul и Daimler по выпуску агрегатов трансмиссий, дизельных двигателей, тормозных систем, деталей цилиндро-поршневой группы и сборке грузовиков Fuso. Несколько ранее, в декабре 2008 года, концерн Daimler AG приобрел 10 % КАМАЗа.
Положение в отрасли и показатели
КамАЗ является крупнейшим производителем тяжелых грузовых автомобилей в России и странах бывшего СССР.
Продукция КамАЗ экспортируется в 43 страны мира, официальные дилерские представители открыты в странах Евросоюза, на Кубе, в Венесуэле, Индии, Монголии, Индонезии и др.
По итогам 2022 г. компания продала 29 тыс. грузовиков, что на 25,6% меньше, чем в 2022 г. (39 тыс.). В России в 2022 г. было продано 22 тыс. грузовиков.
Выручка ПАО «КамАЗ» за 2022 г. — 110 млрд 599 млн руб. Чистая прибыль — 211 млн руб.
Предприятие
В состав ПАО «КАМАЗ» входит 13 подразделений, всего — 110 предприятий в России и странах СНГ.
Численность персонала в группе компаний ПАО «КАМАЗ» — 36 тыс. человек.
Продукция
КамАЗ выпускает широкий ассортимент грузовиков: самосвалов, бортовых автомобилей, седельных тягачей, различную специальную технику (автокраны, снегоочистители, мусоровозы и т. д.), полуприцепы.
Первое поколение грузовиков на основе КамАЗ-5320 покинуло конвейер в 2000 г. В настоящее время выпускаются грузовики 2, 3, 4 и 5 поколений (всего более 40 моделей и 1,5 тыс. комплектаций). Среди новейших грузовиков — седельные тягачи КамАЗ-5490 и 65206, бортовой тягач КамАЗ-65207.
Также компания выпускает шасси для военных автомобилей, бронемашины БМП-97 «Вымпел» и «Тайфун-К».
На дочернем предприятии в Нефтекамске выпускается линейка автобусов и электробусов НефАЗ.
Руководство
Генеральный директор, председатель правления КамАЗа с 2002 г. — Сергей Когогин. Председатель совета директоров — генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.
Собственники
Госкорпорация «Ростех» владеет 49,9% акциями КамАЗа, 23,54% принадлежит кипрской компании Avtoinvest Limited («Автоинвест лимитед», собственники — Сбербанк России, «Тройка диалог» и др.), владельцем еще 15% акций является немецкая компания Daimler. Остальные акции компании находятся в свободном обращении на Московской бирже.
Спорт
В 1988 г. при КамАЗ была основана собственная команда для участия в соревнованиях по ралли «КАМАЗ-мастер».
В настоящее время команда, выступающая на специально модернизированных грузовиках, является трехкратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли. 13 раз «КАМАЗ- мастер» побеждала на ралли-рейде «Дакар», 4 раза — на марафоне «Шелковый путь».