История КамАЗа: от первого грузовика до внедорожных ралли — ТАСС

История КамАЗа: от первого грузовика до внедорожных ралли  - ТАСС Камаз

«камазу» — 51 год: 13 декабря 1969 года началось строительство челнинского автогиганта

Давайте обратимся к историческим событиям и вспомним первые шаги большой стройки.

***

Легендарный экскаватор Э-100 № 35, которым был вынут первый ковш земли на месте будущего «КАМАЗа», поступил в «КамГЭСэнергострой» в июне 1969 года. В сопроводительном письме костромские пионеры сообщали, что собрали металлолом на его строительство и просили предать лучшему экипажу. Так и прозвали этот экскаватор «пионерский».

***

Чести начать строительство автогиганта удостоился экскаваторщик Михаил Тимофеевич Носков – лучший машинист «КамГЭСэнергостроя».

Он вспоминал, как готовились к историческому событию: «Поздним вечером 12 числа погрузили мы с помощником экскаватор на трайлер и тронулись на будущую строительную площадку. Темень, пурга, ветер с ног сшибает. Проехали километров двадцать, потом свернули в сторону от Мензелинского тракта и остановились. Там уже ждали со своими машинами бульдозеристы Данилов, В. Бухаров, М. Минигараев, скреперист Ф. Насыров. К работам приступили, как чуть рассвело».

«Советская Татария», 19.12.1969

***

Помимо Михаила Носкова на месте событий 13 декабря был ещё один машинист экскаватора – Михаил Усов. А за рулём грузовика «КрАЗ», на котором был вывезен первый вынутый грунт, был водитель Фанус Фатыхов.

***

Экскаваторщикам зимой 1969–1970 годов было трудно подцеплять ковшом замёрзшую землю. На помощь приходили взрывники.

«Николай Булыгин – взрывник – резко взмахнул флажком и сам быстро укрылся за снежным валом. К небу взметнулся гигантский гриб, увлекая за собой десятки тонн мёрзлого грунта. Этот мощный взрыв известил челнинцев о начале работ под котлован промышленной базы Камского автомобильного завода».

«Советская Татария», 21.01.1970

***

«Экипаж экскаватора № 35, на котором работают Михаил Носков и Степан Пухачёв, каждые сутки вынимает до 2000 кубометров грунта. Экипаж почти вдвое перекрывает дневные задания».

«Правда», 11.01.1970

***

«Ежедневно в Набережные Челны на стройку по путёвкам комсомольских организаций и без путёвок со всех концов страны приезжают до 150 каменщиков, бульдозеристов, шофёров и представителей других профессий».

«Правда», 11.01.1970

***

«Только советский народ мог построить город и автогигант в такой короткий срок», – написал в одной из своих книг легендарный начальник стройки Евгений Батенчук.

Буквально через пять лет – 16 февраля 1976 года – с главного конвейера «КАМАЗа» сошёл первый грузовик.

В материале использованы сведения исторического блога директора Музея «КАМАЗа» Александра Чухонцева.

50 лет назад был подписан документ о строительстве завода «камаз»

История эволюции камаза

Рожденный полвека назад как крупнейший производитель большегрузных автомобилей, Камский автозавод и ныне, наперекор всем превратностям судьбы, сохраняет свой статус.

Положение в отрасли и показатели

КамАЗ является крупнейшим производителем тяжелых грузовых автомобилей в России и странах бывшего СССР.

Продукция КамАЗ экспортируется в 43 страны мира, официальные дилерские представители открыты в странах Евросоюза, на Кубе, в Венесуэле, Индии, Монголии, Индонезии и др.

По итогам 2022 г. компания продала 29 тыс. грузовиков, что на 25,6% меньше, чем в 2022 г. (39 тыс.). В России в 2022 г. было продано 22 тыс. грузовиков.

Выручка ПАО «КамАЗ» за 2022 г. — 110 млрд 599 млн руб. Чистая прибыль — 211 млн руб.

Предприятие

В состав ПАО «КАМАЗ» входит 13 подразделений, всего — 110 предприятий в России и странах СНГ.

Численность персонала в группе компаний ПАО «КАМАЗ» — 36 тыс. человек.

Продукция

КамАЗ выпускает широкий ассортимент грузовиков: самосвалов, бортовых автомобилей, седельных тягачей, различную специальную технику (автокраны, снегоочистители, мусоровозы и т. д.), полуприцепы.

Первое поколение грузовиков на основе КамАЗ-5320 покинуло конвейер в 2000 г. В настоящее время выпускаются грузовики 2, 3, 4 и 5 поколений (всего более 40 моделей и 1,5 тыс. комплектаций). Среди новейших грузовиков — седельные тягачи КамАЗ-5490 и 65206, бортовой тягач КамАЗ-65207.

Также компания выпускает шасси для военных автомобилей, бронемашины БМП-97 «Вымпел» и «Тайфун-К».

На дочернем предприятии в Нефтекамске выпускается линейка автобусов и электробусов НефАЗ.

Руководство

Генеральный директор, председатель правления КамАЗа с 2002 г. — Сергей Когогин. Председатель совета директоров — генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов.

Собственники

Госкорпорация «Ростех» владеет 49,9% акциями КамАЗа, 23,54% принадлежит кипрской компании Avtoinvest Limited («Автоинвест лимитед», собственники — Сбербанк России, «Тройка диалог» и др.), владельцем еще 15% акций является немецкая компания Daimler. Остальные акции компании находятся в свободном обращении на Московской бирже.

Спорт

В 1988 г. при КамАЗ была основана собственная команда для участия в соревнованиях по ралли «КАМАЗ-мастер».

В настоящее время команда, выступающая на специально модернизированных грузовиках, является трехкратным обладателем Кубка мира по внедорожным ралли. 13 раз «КАМАЗ- мастер» побеждала на ралли-рейде «Дакар», 4 раза — на марафоне «Шелковый путь». 

Оцените статью
Камаз