Из «Магнолии» превратился в бытовку. На торги выставлен Камаз Айокки белорусских мелиораторов: mexanizm — LiveJournal

Из «магнолии» превратился в бытовку. на торги выставлен камаз айокки белорусских мелиораторов

Эта любопытная советско-финская машина всегда притягивала к себе любопытство. Камаз Айокки, некоторые даже называют его легендарным, хотя в чем именно состоит суть легенды не понятно, но как бы там ни было – машина очень редкая, и появление в продаже уцелевших экземпляров не остается без внимания любителей раритетной техники.

На днях в Белоруссии на аукционе госимущества появился этот автомобиль, в довольно неплохом сохране. Судя по скромному описанию, принадлежит он (пока еще) предприятию, которое занимается мелиорацией.

Наверняка раньше эта машина была одной из минских «Магнолий», но внутри о её телевизионном прошлом уже ничего не напоминает. Всё оборудование давно демонтировано, судя по внутреннему убранству, машина использовалась в качестве передвижного офиса и вагончика — бытовки одновременно.

Конкретно этот автомобиль 1988 года, а вообще производство началось в 1985-м, на заводе в городе Тампере, что на юге Финляндии. Туда поставлялись шасси грузовика КамАЗ-53212. Финские специалисты строили кузов, монтировали оборудование жизнеобеспечения, включавшее в себя отопители, систему вентиляции, различный вспомогательный инвентарь, а оборудование, связанное с видеосъемкой, монтажом и звуком устанавливали по большей части в Литве, на Шауляйском заводе.

Так что над созданием этих машин трудились специалисты трёх стран, не считая еще всевозможных смежников. Слышал даже о японском оборудовании. Возможно речь шла о машинах, собранных в начале девяностых.

Производство Камаза Айокки завершилось в 1992 году. Времена менялись, размеренная монументальность уходила в прошлое, и кто приезжал первым на место события, пусть даже с VHS камерой в руках, тот и увозил сюжет. Громозкие мобильные телестудии еще продолжали работать на крупных мероприятиях, но со временем они безнадёжно устарели, были списаны, часть продана сторонним организациям, часть разошлась по рукам, а некоторые и вовсе утеряны.

Стартовая цена на этот белорусский экземпляр – 10 300 белорусских рублей, это около 300 000 российских. На мой взгляд, такой фургон неплохо подходит для переделки его в большой и комфортабельный дом на колёсах. Только без грузовой категории тут уже никак, да и габариты намекают, что без навыков вождения больших автобусов, рулить таким домиком будет непросто.

Камаз-53213 с кузовом ajokki для специальной службы крови

КамАЗ финских кровей

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям. Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град.:23
11

Фургонbus

В качестве носителя финны выбрали шасси Камского автозавода. Правда, для того, чтобы Ajokki смогла установить свой кузов на КамАЗовское шасси, его пришлось серьезно доработать – кстати, в отчете об испытаниях фигурирует не КамАЗ-53213, как принято думать, а КамАЗ-5410.

Итак, расстояние между 1-й и 2-й осью, путем врезки в раму двух швеллеров размером 2160 мм, было увеличено до 5 м. Задний свес рамы от 3-й оси удлинен до 2 м с помощью ввода дополнительных швеллеров. Вместо одного, было установлено два карданных вала. Штатная кабина была демонтирована.

Сам кузов-фургон вагонного типа, на основе сварной конструкции из профильного стального проката, заполненный теплоизоляцией и обшитый изнутри фанерой и пластиком, а снаружи стальным листом.

Содержание машины: анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха. Кроме того в салоне размещались 6 кресел для медработников. Схема планировки приведена на фото.

Оцените статью
Камаз