Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу

Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу Камаз

«аллигаторы» – в войска!

Если верить доступным источникам, лучшего ударного вертолета в мире сейчас нет. Российская армия уже получила десятки таких машин, а в ближайшее время их количество будет исчисляться трехзначной цифрой. Министерство обороны в 2022 году заказало холдингу «Вертолеты России» 140 единиц Ка-52 «Аллигатор», кроме этого, еще 32 вертолета модификации «К» (корабельный) поступят на флот. Эти машины в современном бою куда эффективнее обычных «сухопутно-наземных» танков.

«первый блин»

Ка-52 задумывался и создавался в условиях тяжелейшего экономического кризиса, царившего в стране после развала СССР. Первый прототип с целью экономии материальных средств проектировали в 1994 году как вариант «Черной акулы» для двух членов экипажа, с сохранением максимальной номенклатуры комплектующих изделий.

Стремление к удешевлению само по себе похвально и очень часто вполне оправданно, но в данном случае оказалось уместным лишь частично. Угловатым и тяжеловесным, а главное — слишком заметным для вражеских радаров получился первый вертолет «Аллигатор».

Характеристики его значительно ухудшились по сравнению с прототипом. В результате государственная комиссия отправила проект на доработку, не «зарубив», впрочем, его окончательно и отдав предпочтение милевскому Ми-28. Главные претензии предъявлялись остеклению и вообще всей носовой части, не имевшей достаточного пространства для размещения современной авионики с учетом модификационных перспектив.

В ссср и россии

Примерно такую же эволюцию, как и за рубежом, ступень за ступенью проходило и отечественное авиастроение, правда с некоторым опозданием. Российские боевые вертолеты первых поколений также создавались на базе универсальных образцов путем дооснащения и переоборудования.

Ми-4 стал первой машиной, имеющей в военном варианте встроенное стрелковое вооружение. Самая массовая винтокрылая машина Ми-8 получила ракеты на внешних подвесных пилонах, на ее базе (силовая установка заимствована полностью) был спроектирован знаменитый «Крокодил», ветеран Афганистана Ми-24, который, впрочем, был многократно раскритикован военными специалистами именно за свою универсальность.

Для того чтобы эффективно выполнять ударные функции, он оказался слишком тяжелым, а для десантирования у него вместимость маловата. Тем временем накопленный американцами опыт диктовал необходимость узкой специализации. «Черная акула» Ка-50 стала первым и сразу же достаточно удачным ответом на их «Апач». Дальнейшим развитием концепции считается боевой вертолет «Аллигатор».

Вооружение

Мощная быстродействующая авионика, способная различать и определять принадлежность целей в практически неограниченном диапазоне (воздушных, наземных, тихоходных, скоростных и т. д.), позволяет управлять всем спектром боевой оснастки вертолета Ка-52. Вооружение представлено высокоточной 30-мм скорострельной артиллерийской системой НППУ-80, ракетами «воздух – земля» ПТУР «Вихрь» с лазерным вооружением, УР «воздух – воздух» («Игла-В»), пушечными контейнерами и авиабомбами разных калибров. Комбинации возможны различные, в зависимости от того, какая задача ставится экипажу.

Бортовое радиоэлектронное оборудование позволяет выполнять боевую работу как в индивидуальном, так и в групповом режиме с высокой степенью согласованности. На массу нагрузки влияет удаленность цели (наличие подвесных топливных баков) и дополнительной радиоаппаратуры электронной борьбы для подавления активности неприятельской ПВО.

Запуск в производство

2006 год оказался счастливым: в деле продвижения камовской машины состоялся масштабный прорыв. Основным соперником «Аллигатора» считался Ми-28Н КБ им. Миля, долгое время опережавший его по перспективам дальнейшего производства. Обе машины оказались настолько хороши, что Министерство обороны долгое время не могло выбрать лучшую, но в конце концов приняло соломоново решение.

В серию был запущен и милевский «Ночной охотник», и «Аллигатор». Вертолет Ка-52 первоначально предполагалось поставить на вооружение подразделений спецназа, а Ми-28Н сделать общевойсковым образцом. Планы эти со временем изменили, хотя обе замечательные машины нашли широкое применение в Российской армии. Базовое производство размещено в Приморье, на Арсеньевском авиазаводе.

Испытания и первые попытки поставки на экспорт

Начиная от восемнадцатого шпангоута и далее к носу вся конструкция «Черной акулы» претерпела существенные изменения. Осенью 1996 года прототип был готов. Черная машина с надписью «Аллигатор» была продемонстрирована общественности и сразу заинтересовала специалистов.

В июне 1997 года летчик А. Смирнов поднял в воздух и «подвесил» первый опытный «Аллигатор». Вертолет управлялся хорошо, и начался этап его испытания в различных вариантах комплектации навигационным и прицельным оборудованием. Попытка в 1999 году предложить его турецкой армии успехом не увенчались, так как, по условиям тендера, сборка и частичная комплектация должна была производиться вне России, что противоречило соображениям технологической безопасности.

История создания

Долгое время единственным ударным вертолетом вооруженных сил СССР был легендарный Ми-24. Прозванная в войсках «крокодилом», эта винтокрылая машина с честью прошла все войны и конфликты, где участвовали советские и российские воины, и продолжает участвовать до сих пор. Но уже в 1980-е к этому вертолёту появились вопросы.

Разработанное конструкторами Миля десантное отделение использовалось нечасто, но давало дополнительные габариты и лишние килограммы. Новости из-за океана о специализированном ударном вертолете поставили вопрос о новой машине ребром.

Разработку поручили КБ Миля и Камова. Первые пошли по проторенной дорожке усовершенствуя уже стоящие на вооружении машины.

Получившийся аппарат, глубокая переработка «крокодила», была не совсем подходящим вариантом. Камовский вариант предусматривал совершенно новую, уникальную машину.

Несмотря на множество нововведений, поставленная на вооружение «Черная акула», или Ка-50, имела и ряд недостатков. Одним из главных был один пилот. Сложно было управлять машиной, наводить вооружение, уклонятся от атак и использовать все возможности аппарата.

В середине 1990-х годов было объявлено о создании новой ударной машины, а в 2008 году, после всех испытаний, она попала на вооружение.

Ка-52 «аллигатор»

Ка-52 «Аллигатор» — российский разведывательно-ударный вертолёт. Способен поражать бронированную и не бронированную технику, живую силу и воздушные цели на поле боя. Представляет собой дальнейшее развитие модели Ка-50 «Чёрная акула». Преемственность Ка-50 и Ка-52 очень высока — до 85% комплектующих изделий и агрегатов.

Ка-52 «Аллигатор» в Сирии:

Чертежи новой машины появились еще в начале 90-х. Впервые машину под названием Ка-52 показали журналистам в 1996 году, немного ранее этот вертолет получил грозное имя «аллигатор». А в 2008 году началось серийное производство этой машины. Военный вертолет Ка-52 очень похож на Ка-50, но отличия все же имеются. В первую очередь в глаза бросается иная, обтекаемая форма носа. Она имеет лучшие аэродинамические характеристики и менее заметна для радаров. Также на вертолет было установлено более совершенное радиоэлектронное оборудование, но самое главное – в кабине теперь было место для второго пилота.

Несколько лучше стали скоростные и маневренные характеристики. Двигатель, винты, крылья, шасси и практически весь фюзеляж полностью идентичны с Ка-50. Пилоты сидят в кабине рядом друг с другом, управление дублировано, многие приборы заменены жидкокристаллическими экранами. Отказ от рулевых винтов сделал «Аллигатор» существенно короче того же Ми-24, но второй несущий винт сделал его выше. Хотя еще очень большой вопрос – что более предпочтительно для ударного вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 также создан по соосной схеме, он имеет два несущих винта и не имеет рулевого. Наиболее важные узлы самолета надежно бронированы, также защищена броней и кабина пилотов. Шасси могут убираться, что существенно улучшает аэродинамические характеристики машины. На вертолете стоят модернизированные двигатели ВК-2500, с мощностью 2400 л.с. Большой потолок машины позволяет ей эффективно выполнять боевые задачи в условиях высокогорья. Также двигатели машины снабжены специальными приспособлениями, которые рассеивают выхлоп машины и уменьшают ее заметность в инфракрасном диапазоне. В кабине машины расположены два специальных кресла, К-37-800, которые в случае необходимости могут катапультироваться. Перед катапультированием происходит отстрел несущих лопастей вертолета.

Ударный вертолет Ка-52 создан для борьбы с бронетехникой и живой силой противника, также он может бороться против вражеских вертолетов. Соответствуют этим целям системы вооружения машины и комплекс ее радиоэлектронного оборудования. При этом использовать вертолет можно в любых погодных условиях и в любое время суток.

На Ка-52 установлена ГОЭС «Самшит-Э», с помощью которой происходит прицеливание и выбор цели, она состоит из тепловизора, лазерного целеуказателя и пеленгатора лазерного луча. Машина также оборудована РЛС «Арбалет-52», один из каналов которой служит для поиска наземных целей, и позволяет вертолету маневрировать на малых высотах с большой скоростью. Второй канал обеспечивает противоракетную оборону. На вертолете установлена система радиоэлектронной защиты и средства активного противодействия.

На вооружении вертолета стоит 30 мм подвижная пушка и целый набор управляемых и неуправляемых ракет, основными из которых являются ПТУРы «Вихрь». Всего вертолет может принимать на борт 2000 килограмм различных ракет и бомб.

Благодаря модернизированным двигателям с улучшенными техническими характеристиками, его скорость не уменьшилась, несмотря на возросший вес машины. Ниже, в таблице приведены ттх вертолета Ка-52.

В настоящее время существуют две модификации вертолета Ка-52. Это базовая версия и Ка-52К. Ка-52К – это корабельный вариант этой машины. Он отличается возможностью складывать лопасти, усиленными стойками шасси, а также повышенной антикоррозийной защитой. Планировалось, что именно эти вертолеты должны были стать основным оружием вертолетоносцев типа «Мистраль», который Россия хотела закупить у Франции.

Ударный вертолет Ка-52 поражает своей маневренностью. Благодаря использованию двух несущих винтов, вертолет может исполнять маневры, недоступные для одновинтовым вертолетам. Вертолет может выполнить знаменитую «мертвую петлю», что немыслимо для обычной машины. Также машина довольно удобна для технического обслуживания.

Ка-52К.

Внешне «Ка-52К», судя по машине, представленной на МАКС-2022, отличается от сухопутного «Ка-52» складывающимися лопастями несущего винта и консолями крыла, перенесенной под хвостовую часть фюзеляжа оптико-электронной системой ГОЭС-451 и лазерной системой наведения управляемого оружия, расположенной под обтекателем РЛС.

«Ка-52К» оснащен системой обработки видеоизображений семейства «Охотник», способной обнаруживать и распознавать объекты на дальности в 1,21,5 раза большей, чем аппаратура сухопутной версии вертолета. Расширено до суток время действия телевизионного канала, а наличие функции автосопровождения позволяет стабилизировать привязку поля зрения видеоканалов к интересующему участку наблюдаемой картины и выдать в систему телевизионной ориентации в цифровом коде ошибки рассогласования цели относительно линии визирования. Система автоматического управления САУ-800 обеспечивает пилотирование вертолета в ручном, автоматизированном и автоматическом режимах. САУ-800 интегрирована с комплексом регистрации и обработки аэрометрических данных СИВПВ-52, что позволяет пилоту сконцентрироваться на применении оружия.

Двадцать седьмого августа 2022 года информационное агентство ТАСС сообщило, что Египет заказал партию «Ка-52К». А в ноябре в ходе работы авиасалона в Дубае стало известно, что Египет получит 50 палубных «Ка-52К» с началом поставок в 2022 году. При этом все машины будут укомплектованы новой оптико-электронной прицельной системой ОЭС-52.

К концу 2022 года на заводе «Прогресс» изготовили 20 серийных «Ка-52», которые поступили в 344-й ЦБП и ПЛС армейской авиации и на 575-ю авиабазу в Черниговке (Приморский край). Всего же на тот момент военные заказали 140 таких машин.

В следующем году на «Прогрессе» построили еще 21 «Ка-52», 16 из них передали 393-й Севастопольской авиабазе (аэродром Кореновск, Краснодарский край), а пять — в Черниговку.

В 2022 году промышленность сдала военным еще 17 машин. Три из них передали в Черниговку, а 14 предназначались для 15-й бригады армейской авиации Западного военного округа на аэродроме Остров (Псковская область). В том же году в Черниговку поступил первый наземный учебно-тренировочный комплекс «Ка-52», созданный ЦНТУ «Динамика».

В ноябре 2022 года в зарубежных средствах массовой информации сообщалось о том, что на авиабазе Хмеймим в сирийской Латакии в составе российской авиагруппы появились вертолеты «Ка-52» и «Ми-28Н». Но официальных подтверждений этому сообщению, а тем более об их применении, долго не было, до 8 апреля, когда приоткрылась завеса секретности. В СМИ просочилась информация, что в начале апреле 2022 года «Ка-52» впервые был применен в бою в Сирии в районе города Хомс. При этом отмечалось, что вертолет применялся для уничтожения групп террористов при помощи как неуправляемого, так и высокоточного вооружения. «Ка-52» был оснащен двумя вариантами управляемых ракет «Атака» с противотанковой кумулятивной («9М120») и противопехотной осколочно-фугасной («9М120Ф») боевыми частями. Поскольку в районе применения вертолета не было обнаружено бронетехники террористов, то стрельба велась управляемыми ракетами «9М120Ф» и НАР «С-8ОФП». По большому счету в Сирии ракеты комплекса «Вихрь» не нужны, поскольку у них там нет достойного противника. Упоминалось, что ракетой «9М120Ф» с одного попадания удалось уничтожить группу террористов, находившихся в укрытии. Нельзя исключать, что применение ракет «Атака» связано также с включением их в арсенал экспортного варианта вертолета. Сообщалось также, что четыре «Ка-52», развернутые в Сирии, оснащены бортовым комплексом обороны «Президент-С», подавившем ПВО террористов, состоящую из устаревших переносных зенитных ракетных комплексов.

Тактико-технические характеристики Ка-52 «Аллигатор».

Экипаж Ка-52 Аллигатор

— 2 (пилот и оператор вооружения)

Размеры Ка-52 Аллигатор

— Длина: 16,0 м

— Длина фюзеляжа: 14,2 м

— Диаметр несущего винта: 14,5 м

— Размах крыла: 7,3 м

— Высота: 5 м

Вес Ка-52 Аллигатор

— Максимальная взлётная масса: 10 800 кг

— Масса топлива во внутренних баках: 1487 кг (1732 кг в 4 х 500 л ПТБ)

Двигатель Ка-52 Аллигатор

— 2 × турбовальных ВК-2500 производства «ОАО «Климов»»

Мощность двигателей

— 2 × 2400 л. с. (на взлётном режиме)

— на чрезвычайном режиме: 2 x 2700 л. с.

— на крейсерском режиме: 2 x 1750 л. с.

Скорость Ка-52 Аллигатор

— Максимально допустимая скорость: 350 км/ч[источник не указан 448 дней]

— Максимальная скорость: 300 км/ч

— Крейсерская скорость: 260 км/ч

— Скороподъёмность: 15 м/с MCA (H=0)

— Максимальная эксплуатационная перегрузка: 3,5 g

Дальность полета Ка-52 Аллигатор

— Практическая дальность: 460 км

— Перегоночная дальность: 1110 км

Статический потолок Ка-52 Аллигатор

— 4000 м

Динамический потолок Ка-52 Аллигатор

— 5500 м

Вооружение Ка-52 «Аллигатор».

Стрелково-пушечное: 1 × 30-мм пушка 2А42 (боезапас — 460 снарядов; селективное боепитание, переменный темп стрельбы)

Точки подвески: 4 или 6 (начиная с 2022 года)

Боевая нагрузка: 2000 кг (2800 кг на вертолётах с 6 точками подвески)

Управляемые ракеты:

— ракеты «воздух-земля»: 2 х 6 ПТУР Атака (6 км)(с лазерной системой наведения, полуавтоматическая многоканальная) либо ПТУР Вихрь-1 (10км)

— ракеты «воздух-воздух»: Игла-В — 2 х 2 шт. (размещаются не на пилонах);

Неуправляемые ракеты: С-8 калибра 80-мм (4 х 20 шт.) или С-13 калибра 122-мм (4 х 5 шт.)

Фюзеляж — полумонокок, выполнен с широким применением композитных материалов и алюминиевых сплавов, технологически делится на три части. Обшивка корпуса сделана из трехслойных композитных панелей. Кабина пилота герметизирована и обеспечивает защиту от пуль калибра до 12,7 мм и осколков 23-мм снарядов. Броня, образованная разнесенными стальными и алюминиевыми листами общим весом 350 кг, включена в силовую конструкцию фюзеляжа.

Хвостовое оперение — однокилевое с рулем направления.

Силовая установка включает два турбовальных двигателя ТВЗ-117ВМА. Система управления двигателями позволяет настраивать взлетную мощность в диапазоне от 2000 до 2500 л.с., на чрезвычайном двигатель развивает мощность до 2800 л.с.

Трансмиссия вертолета состоит из одного главного и двух промежуточных редукторов, обеспечивающих отбор мощности от силовой установки и в случае необходимости допускающих полет на одном двигателе.

Несущая система вертолета включает два соосных трехлопастных винта диаметром 14,5 м, соединенных с валом с помощью бесшарнирных втулок.

Крыло не только разгружает несущие винты при больших скоростях полета, но и используется для подвески вооружения на шести пилонах. Для автономности эксплуатации машины и ускорения наземного обслуживания подвеска вооружения и грузов под крылом осуществляется с помощью ручных лебедок грузоподъемностью 500 кг.

Шасси — трехопорное, полуубирающееся. Передняя стойка с двумя колесами размерами 400х 150 мм — самоориентирующаяся, частично «прячется» в нишу носовой части фюзеляжа. Основные опоры с тормозными колесами размером 700х250 мм укладываются в боковые выемки задней части фюзеляжа. Все стойки имеют амортизаторы с большим ходом штока для снижения перегрузки при грубой посадке.

Нашлемная система «Обзор-800» — отслеживая повороты головы пилота, выдает команды по предварительному целеуказанию комплексу «Шквал-В» и головкам самонаведения ракет «воздух-воздух».

Под обтекателем антенны РЛС на общей платформе с круговым обзором находится многоканальная обзорно-прицельная система ГОЭС-451 и турельная оптико-электронная система ТОЭС-520 с телевизионным и тепловизионным каналами.

Система управления оружием СУО-800М информирует летчика о готовности вооружения.

Для отображения боевой, навигационной и пилотажной информации на индикаторе лобового стекла и многофункциональных дисплеях служит система «Ранет».

Связь осуществляется с помощью ультракоротковолновой радиостанции. Вертолет оснащен системой «свой-чужой».

Допускается подвеска ракет класса «воздух-земля» Х-25МЛ с лазерным наведением на пусковом устройстве АПУ-68-УМ2. Кроме этого в состав вооружения входят неуправляемые ракеты «С-8» в четырех блоках Б-8Б20А и «С-13» в блоках Б-13Л5. Допускается подвеска НАР «С-24», «С-5» в блоках УБ-32.

Кроме этого возможна подвеска авиабомб калибра 100-500 кг, бомбовых кассет РБК-500/250, зажигательных баков ЗБ-500, контейнеров малогабаритных грузов КМГУ-2.

Для борьбы с воздушными целями предназначены ракеты «Игла-В» (до четырех штук), подвешенные на крайних узлах крыла.

Система пассивной защиты вертолета включает аппаратуру обнаружения лазерного облучения и автоматы выброса дипольных отражателей и ложных тепловых целей.

Имеются также системы пожаротушения.

Вооружение включает одноствольную автоматическую пушку «2А42» калибра 30 мм с ленточным селективным питанием. Прицеливание осуществляется с помощью комплекса «Шквал-В». Пушка способна отклоняться на углы от -2° до 9° по горизонтали и от 3° до -37° — по вертикали.

На внутренние пилоны крыла могут подвешиваться контейнеры УПК-23-250 (9-А-681) с пушками «ГШ-23Л» калибра 23 мм и боезапасом 250 патронов. Контейнер длиной 3166 мм и максимальным диаметром 450 мм без боекомплекта весит 120 кг. Подвеска контейнера под вертолет занимает 8-12 минут, а укладка патронной ленты — 15-20 минут.

ПТУР комплекса «Вихрь» в блоках по шесть штук расположены на внешних подвижных устройствах УПП-800.

Ка-52 в эксплуатации

Поставленные на вооружение вертолеты несут службу в полках, разбросанных по всей стране. Отзывы у пилотов о машинах положительные, отмечается высокая эффективность, относительная простота управления и возможность обучения пополнения.

К сожалению, за время эксплуатации было потеряно две машины.

Причины падений аппаратов в технических неисправностях. Впрочем, на такой крупный парк машин, всего их восемьдесят одна, две аварии небольшой показатель.

Использовались Ка-52 и в войнах. Боевое крещение Аллигатор получил в Южной Осетии во время августовской войны. Особенно проявить себя ему не пришлось, причина в специфике этого конфликта. Боевые действия длились недолго, а грузинская армия не проявляла особого рвения в боях.

Другим крупным вооруженным конфликтом стала Сирия. Небо над авиабазой Хмейним патрулируется, в том числе, этими машинами.

По данным на начало 2022 года, не было потеряно или серьезно повреждено ни одной рассматриваемой машины. Косвенно можно назвать причину в «грозности» Ка-52. Могучее вооружение при солидной броне, а так же «навороченная» электроника делает Аллигатора сложной целью, не по зубам многих террористов или иных противников российских военных.

По этим, и некоторым другим признакам, можно сказать о популярности данного вертолета.

Ка-52, разработка особого в среде вертолетчиков КБ, впитала в себя все мысли и идеи по последнему слову техники. Линейка камовских ударных вертолетов, от «Черной Акулы» до «Аллигатора», не останавливается. История Ка-52 далека от своего завершения, будут и модификации, будут и новые модели на его основе. В этом нет сомнения.

Кабина

Зарубежные конструкторы ударных вертолетов отдавали предпочтение тандемной схеме размещения экипажа. Такая посадка пилота и оператора вооружений имеет свои достоинства, главное из которых – уменьшение поперечного сечения, а следовательно, снижение аэродинамического сопротивления и площади лобового поражения.

Иначе спроектирован «Аллигатор». Вертолет обладает достаточной броневой защитой (особое остекление), а в условиях современного боя наиболее вероятна опасность боковых попаданий осколками снарядов носимых компактных ЗРК. В случае поражения машины экипаж имеет возможность покинуть ее через боковые двери или катапультироваться после автоматического отстрела лопастей.

Управление эргономично, дублировано (индикация на лобовом стекле, мониторах и дополнительных приборах). Предусмотрена также система нашлемного целеуказания, ночное видение и многие другие элементы интеллектуального управления как машиной, так и вооружением.

Общая схема и планер

Вертолет Ка-52 «Аллигатор» имеет классическую для КБ Камова схему с соосными винтами, при которой надобность в компенсационно-рулевом пропеллере отсутствует. Хвостовая часть заимствована у «Черной акулы» и представляет собой балку с оперением. Стабилизатор неподвижный, горизонтальная плоскость оснащена рулем поворота.

Крыло имеет размах 7 м 30 см и оснащено шестью пилонами внешней подвески. Шасси убираются, что снижает заметность и улучшает аэродинамику. Длина планера — 14200 мм, диаметр винтов – 14,5 метров. Масса пустой машины – 7,8 т, в снаряженном состоянии – 10,4 т.

До 2,3 т боевой нагрузки может нести Ка-62 «Аллигатор». Вертолет имеет запас топлива во внутренних протекторированных баках до полутора тонн и еще более 2 т в ПТБ (подвесных). Боевой радиус зависит от массы нагрузки и скорости, он может достигать в перегоночном режиме тысячи километров, или 520 км при полете на малой высоте.

Скорость максимальная – 310 км/ч, крейсерская – 270 км/ч. Допустимая перегрузка — до 3,5 g. Российский вертолет «Аллигатор» в настоящее время — единственный представитель этого класса авиатехники в мире, способный выполнять фигуры высшего пилотажа, в частности петлю Нестерова.

Самосвал «аллигатор»

Силовая установка

Двигатели, редукторы и композитно-полимерные малошумящие винты также взяты от «Черной акулы». Два турбинных мотора ТВЗ-117ВМА имеют максимальную суммарную мощность 4400 л. с., но есть усиленный вариант (ГТД ВК-2500), обеспечивающий на 400 л. с. больше.

Конструктивно силовая установка включает большое количество полимерных подшипников, что привело к снижению точек смазки до трех.

Ураган ка-три

Ураган Катрина был самым разрушительным в истории США. Вот и КАМАЗ после введения санкций и прекращения сотрудничества с Даймлером накрыло ураганом — его можно назвать «Ка-три», по индексу поколения К3, которое остается на конвейере.Я успел побывать там до упомянутых событий.

Камазовцы слишком понадеялись. Слишком. На то, что санкции их не затронут, на западных партнеров, которые, казалось бы, никогда их не оставят… «Мы сделали все, чтобы КАМАЗ не находился в красной зоне», — уверял генеральный директор Сергей ­Когогин. Вот ГАЗ с санкциями, наложенными на Олега Дерипаску еще в 2022 году, привык лавировать среди бурного политико-экономического моря, а КАМАЗу, казалось бы, ничто не угрожало, тем более что пятнадцатью процентами камазовских акций владеет (точнее, пока еще владеет) Daimler.

Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу

КАМАЗ К5 и челнинский Mercedes Actros — хоть и не близнецы, но братья

Отсюда и сборка в Набережных Челнах грузовиков Mercedes и Fuso, и массовая установка на КАМАЗы мерседесовских кабин: на К4 — от снятой с производства в Европе модели Axor, на К5 — от современных Актроса и Арокса. Производствоэтих кабин освоил сам КАМАЗ: для К4 варил по 13 тысяч штук в год из турецких панелей, а для К5 и челнинских Актросов совместными усилиями был построен сверхсовременный завод кабин с мощностью до 55 тысяч экземпляров ежегодно.

Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу

Мерседесы челнинского производства: их собирали рядом с заводом КАМАЗ

Еще КАМАЗ закупал у Даймлера двигатели и мосты для ряда моделей, да и прочих компонентов европейских марок в конструкции полно — взять хотя бы коробки передач ZF, элементы топливной и тормозной систем, турбокомпрессоры, причем с такими производителями, как ZF или Knorr-Bremse, камазовцы создали совместные производства.

Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу

Идет сварка кабин Mercedes Axor для КАМАЗов К4

А какие были планы на этот год! Сборка 8000 «Ка-пятых», включая самосвалы и бетономешалки, запуск в серию флагманских 500-сильных тягачей K5 ­High-Tech, работа над беспилотным концепт-траком К5 Континент…

Все рухнуло в одночасье: санкции, наложенные на КАМАЗ, ограничивают использование европейских компонентов и технологий, а Daimler объявил о приостановке (или остановке навсегда?) деятельности в России. Из «большой европейской семерки» производителей поставки остановили шестеро: помимо Даймлера, это IVECO, фольксвагеновские бренды MAN и Scania, Volvo с дочерней компанией Renault Trucks. При этом MAN официально заявил о прекращении отгрузки запчастей: а как же гарантийные обязательства перед клиентами?

Ка-52: почему «Чёрную акулу» заменили «Аллигатором» | Пикабу

Поставки Сканий и других иномарок прекратились в одночасье

Формирование образа ударного вертолета

Вертолеты применялись в войсках со времени окончания Второй мировой войны. Отношение к ним представителей армий союзников (у СССР их не было) отличалось на этом этапе определенным скепсисом. Боевой нагрузки «коптеры» брать много не могли, для высадки десантов тоже казались малопригодными, тихоходны, радиус действия ограничен — для чего же можно использовать такую «игрушку», малополезную и уязвимую?

В Корее вертолеты американцы начали применять более широко, главным образом для эвакуации раненых, что сразу отразилось на показателе смертности (сыграл свою роль тот самый «золотой час», в течение которого необходимо доставить истекающего кровью солдата на операционный стол).

Во Вьетнаме винтокрылы по эффективности уже занимали ведущие позиции, их использовали как для медицинских перевозок, так и в качестве «лошадей воздушной кавалерии». Во второй половине этой бесславной войны появились и ударные образцы («Кобра»). Чаще же для этой цели просто переоборудовали обычный «Хьюи», вооружив его кассетами реактивных снарядов и пулеметами.

Оцените статью
Камаз