Где делают сердце камазов
Двигатель — это одна из самых важных составляющих автомобиля, скажу больше, это его сердце. Без него нет движения, а если его нет, то тогда такой автомобиль и не нужен. Исходя из этого, каждый автомобильный завод этому направлению уделяет особое внимание. Поэтому в нашем путешествии по стране КАМАЗ такое производство мы точно не могли обойти стороной, вот и зашли к ним на огонёк.
После того, как в мае 1974 года в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» был собран первый двигатель, а с 4 декабря 1975 года наше моторостроение окончательно перешло на новый уровень, ведь был собран новый дизельный двигатель КАМАЗ 740, и началась славная история этого предприятия. Тогда первые двигатели здесь собирались вручную. Все детали и узлы перемещались по территории цеха без использования современных технологий. Да, постепенно жизнь налаживалась, а тут на тебе большое горе. 14 апреля 1993 года на заводе двигателей произошёл сильный пожар, охвативший в считанные минуты всё предприятие. Огонь почти полностью уничтожил не только сам производственный корпус, но и сложнейшее технологическое оборудование. Но это не сломило камазовцев, взяли себя в руки и всё восстановили, уже в декабре 1993 года завод двигателей возобновил выпуск продукции. А сейчас он ещё краше и мощнее.
2.
Сегодня Завод Двигателей КАМАЗ — это крупнейшее предприятие, обладающее полным технологическим циклом производства дизельных и газовых двигателей, силовых агрегатов многоцелевого назначения, а также сцеплений, коробок передач и запасных частей к ним.
3.
По сути, этот очень мощный производственный комплекс, который насчитывает более 8 000 единиц различного оборудования. Это современные и высокоточные станки и линии Emag, Liebherr, Reshauer, Boehringеr, Mitsubishi. Всё это дополняется своим сварочным, металлорежущим, сборочным и другим оборудованием.
4.
5.
Современные двигатели КАМАЗ по своим технико-экономическим показателям соответствуют двигателям ведущих мировых производителей и имеют лучшие массогабаритные параметры. Под маркой КАМАЗ выпускается широкая линейка дизельных и газовых двигателей: V-образные 8 цилиндровые дизельные двигатели объемом 11,76 л, мощностью 200-500 л.с. и V-образные 8 цилиндровые газовые двигатели объемом 11,76 л, мощностью 260-400 л.с., а также Промышленные V-образные 8 цилиндровые двигатели КАМАЗ для изготовления дизель- генераторных и газопоршневых станций. Кроме этого, активно начали осваивать выпуск новых моторов Р6.
6.
7.
8. А вот и уже знакомые нам блоки цилиндров, которые были отлиты на Литейном заводе КАМАЗа. Совсем скоро их заполнят коленчатыми и распределительными валами, а также другой начинкой, и постепенно двигатель обретёт свои конечные очертания.
9. А вот и главный сборочный конвейер.
10.
На заводе несколько сборочных линий, тут собирают, как классические V-образные «восьмёрки», так и совсем недавно начали собирать новый мотор Р6.
11.
12.
13. Каждую смену здесь собирают порядка 240 двигателей.
14.
А вот и новая Линия по обработке головки блока цилиндра Р6. Она состоит из шести обрабатывающих центров, двух моечных машин, двух роботизированных комплексов по запрессовке сёдел, направляющих втулок, заглушек и других комплектующих, а также двух станций испытания на герметичность.
15.
16.
Сам процесс изготовления деталей на новой линии следующий. Отливка, пришедшая с литейного завода, попадает в маркиратор. Здесь ей присваивается индивидуальный номер и QR-код, они считываются сканером и заносятся в компьютер. Затем обрабатывается базовая плоскость и сверлятся отверстия, которые будут использоваться для базировки на следующих операциях. После механической обработки деталь по конвейеру попадает на станцию запрессовки сёдел и направляющих втулок, которые охлаждаются в азоте. Перед этим она проходит через промывочную и моечную камеры, специальный охлаждающий тоннель. Потом деталь отправляется на чистовую обработку и финишную мойку, далее на станцию запрессовки заглушек, после чего проходит проверку на герметичность. Далее всё это отправляется на конвейер окончательной сборки двигателей Р6.
17.
Общий вид на линию комплексной сборки двигателей КАМАЗ Р6. Скорость транспортной ленты этого нового конвейера сейчас составляет 4 метра в минуту. На первом этапе производства камазовцы планируется выпускать 12 тысяч новых моторов в год, при этом время сборки каждого мотора составляет чуть больше 14 минут. В перспективе, когда по плану они станут выпускать до 30 тысяч штук в год, новые моторы станут выходить быстрее, каждые пять минут.
18.
Напомню, проект, который получил название «Тибет», стартовал в 2022 году: «КАМАЗ» и Liebherr тогда подписали договор на разработку нового семейства рядных шестицилиндровых двигателей мощностью от 400 до 700 лошадиных сил класса «Евро-5» и, в перспективе, «Евро-6». За три года на заводе двигателей были построены площадки и смонтировано основное оборудование для производства блоков и головок цилиндров, также были смонтированы линии сборки двигателей, окраски силовых агрегатов Р6. В декабре прошлого года была обработана первая деталь нового двигателя и на линию сборки заложены первые двигатели КАМАЗ 910.10. И вот постепенно начинается производство.
19. А вот так в сборе и выглядит новый дизельный двигатель КАМАЗ Р6 рабочим объёмом 12 л.
20.
21.
22.
23. На этом участке моторы сливаются в объятиях с коробками передач.
24.
25. Каждые 160 секунд с этого конвейера сходит новый агрегат.
26. Вот, собственно, и всё, наш мотор готов к труду и обороне. Эй, извозчик, вези меня к машине…
27. Большое спасибо всей пресс-службе ПАО «КАМАЗ» за организацию такой интересной и познавательной поездки! Продолжение следует…
Вся моя КАМАЗовская история:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:http://kamaz-kamaz.ru/4701859.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
§
АО «Уралэлектромедь» — это флагман холдинга «УГМК», по сути, именно с этого завода началась его славная история, интересы которого сейчас, помимо металлургии, распространяются и на другие отрасли экономики. Это предприятие расположена в городе Верхняя Пышма Свердловской области и специализируется на переработке черновой меди и медного лома, до дальнейшего выпуска продуктов из неё (катоды, медная катанка, медный порошок и изделия из него, сульфаты меди и никеля). Кроме этого предприятие производит золото и серебро в слитках, концентрат металлов платиновой группы, селен, теллур, сплавы на свинцовой основе и оказывает услуги по горячему цинкованию металлоконструкций, в завершающей стадии организация производства по выпуску рафинированного свинца.
Уже в середине XIX века были замечены документальные подтверждения об открытии в этих местах медной руды. Так, например, 21 марта по старому стилю 1854 года Управляющий Верхисетскими наследников Гвардии корнета Яковлева заводами Василий Михайлов сын Сигов подал всеподданнейшее прошение в Уральское Горное Правление, где известил о том, что в окрестности Пышминско-Ключевского золотосодержащего прииска в 12 верстах от Верхисетского завода найдены медьсодержащие руды. А 12 августа по старому стилю 1854 года он подает второе прошение в Уральское Горное Правление, где пишет, что место это считается «благонадежым к дальнейшей разработке», представляет план с описанием на гербовой бумаге. Это новое месторождение назвали Пышминско-Ключевским, а посёлок, который тут же вырос получил название Медный рудник. Уже в 1854 году была заложена первая шахта Иоанно-Богословская, а в 1867 году заработал медеплавильный завод, но потом Гражданская война, в итоге завод закрыли.
Но это только начало нашей истории. 27 июля 1928 года Советом Труда и Обороны СССР было принято решение о строительстве нового Уральского медеэлектролитного завода в уже знакомом нам посёлке Медный рудник. Это должен был быть крупнейший в Европе меделектролитный завод. В сентябре 1929 года началась стройка, помимо собственно завода строилась и обогатительная фабрика, а также параллельно восстанавливались шахты Пышминско-Ключевского медного рудника.
20 мая 1930 года был заложен фундамент первого цеха завода. Это был столярный цех. Через месяц был заложен и основной — электролитный цех. И вот 3 августа 1934 года получены первые аноды. Ура! Эта дата и стала считаться официальным Днём рождения Пышминского медеэлектролитного завода. 26 августа он выдал первую катодную медь, 6 сентября — вайербарсовую медь, а 4 декабря 1935 года Приказом Народного Комиссариата тяжелой промышленности за № 1271 ПМЭЗ включен в число действующих предприятий. В 1940 году завод вышел на проектную мощность. Тогда на нём перерабатывалось около 70% всей черновой меди СССР.
В годы ВОВ его вклад в нашу победу тоже трудно переоценить, около 80% всех гильз и снарядов было изготовлено из меди Пышминского медеэлектролитного завода.
В 1962 году на заводе введен в эксплуатацию новый шламовый цех. К концу шестидесятых годов ПМЭЗ производил 40% рафинированной меди и 70% медных слитков в СССР. В мае 1972 года началось строительство первого в стране металлургического комплекса непрерывной плавки катодной меди — шахтной печи, которая в октябре 1976 года вступила в строй. После того, как в 1979 году был запущен новый цех медных порошков, предприятие стало единственным в стране, выпускающим медный электролитический порошок, который так необходим автомобильной, авиационной, станкостроительной отрасли. Заданные темпы модернизации и роста продолжались и далее.
В феврале 1975 года на базе Пышминского медеэлектролитного завода создан Уральский комбинат по электролитическому рафинированию и обработке меди «Уралэлектромедь». Потом акционирование в 1992 году, а с июня 2002 года, в соответствии с новым Уставом предприятия, получает сегодняшнее название АО «Уралэлектромедь». С 1999 года работает в составе Уральской горно-металлургической компании (УГМК).
Кстати, помимо основной производственной площадки в городе Верхняя Пышма, в состав «Уралэлектромедь» входят «Производство полиметаллов» г. Кировград и «Производство сплавов цветных металлов» пос. Верх-Нейвинский. Сейчас на предприятии работают более 7,5 тысяч человек.
§
Именно с Никелевого завода началась история как города Норильск, так и всей норильской металлургии. Никелевый завод специализировался на переработке никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики, а также части файнштейна Надеждинского металлургического завода. Оба предприятия также входят в состав ПАО «ГМК «Норильский никель». На выходе получал товарный никель и кобальт. Кроме этого, промежуточными продуктами были медный концентрат и шлам, содержащий благородные металлы, которые также шли на переработку на смежные предприятия компании. А почему был, просто с июля 2022 года собственники решили его закрыть в угоду экологии и здравого смысла. А мне повезло, я успел застать его ещё в работе.
23 июня 1935 года было подписано постановление Совнаркома о начале строительства Норильского медно-никелевого горно-металлургического комбината проектной мощностью 10 тыс. тонн никеля в год.
Завод планировали построить всего за три года. А то, что здесь климат совсем не тот, как на большой Земле, большевиков волновало мало. Курировать стройку в Норильск отправили Авраамия Завенягина, именно он пообещал, что местный завод будет полного цикла. Т.е. он будет не только производить полуфабрикаты (штейн и файнштейн), как это планировали вначале, но и чистый металл.
Первоначально решили обкатать всю производственную цепочку за счёт строительства опытного Малого Металлургического завода. Осенью 1939 года параллельно началось строительство и Большого Металлургического завода. Строили его силами местного ГУЛАГа. Проектирование шло практически параллельно с самой стройкой. Были примеры, что очередной объект утверждался чуть ли не за день до начала его сооружения. Строили его круглосуточно, в авральном режиме рыли котлованы, прогревая землю кострами, прямо на снег укладывали узкоколейку для вагонеток и т.д.
Уже в ночь с 23 на 24 февраля 1942 года на еще недостроенном Никелевом заводе в холодном цехе (на улице мороз -47, свидетельствовали очевидцы), запустили первый агрегат и получили никелевый штейн, 9 марта был пущен первый конвертор и получен файнштейн. 24 апреля 1942 года на Малом металлургическом заводе выплавлен черновой никель, а 29 апреля в опытно-металлургическом цехе был получен первый электролизный никель. Первая же тонна чистого катодного никеля, которая так была нужна фронту, была отправлена в Красноярск в мае 1942 года.
Первыми металлургами стали 50 заключенных, конечно же, они не имели никакого опыта, осваивали новую профессию прямо здесь, так сказать, у станка. В августе 1941 года из Мончегорска в Дудинку на пароходе «Щорс» прибыли со своими семьями специалисты комбината «Североникель». Они должны были помочь освоить новое сложное производство.
К апрелю 1943 года первые 16 блоков электролизных ванн Никелевого завода были поставлены под загрузку. В начале 60-х Никелевый завод освоил новые мощности: заработали вторая и третья руднотермические печи, индукционная печь для переплавки обрези никеля, 75-тонный конвертор. На заводе научились производить никель высокой чистоты — никель «Н-ноль». А в 1966-ом Норильск отгрузил первую партию металла на экспорт.
В марте 1946 года на заводе получили первый кобальт, технологию производства которого разработали сами специалисты комбината. Последняя партия Норильского кобальта у меня в руках. Теперь всё кобальтовое производство отсюда будет переведено на две площадки: в Мончегорск на Кольскую ГМК и в Харьявалте в Финляндию. На Кольском полуострове специально под закрытие Никелевого завода построен кобальтовый передел высокочистого кобальта металлического мощностью 3 тыс. тонн в год.
В 2022 году менеджмент компании впервые озвучил свои планы о необходимости закрыть Никелевый завод. Хватит дымить и загрязнять нашу природу-матушку вредными веществами, да и мощности уже совсем не торт. Хотя, я думаю, если бы это были другие коммерсанты, пахать и пахать этому заводу-трудяге ещё долгие и долгие годы.
В долгий ящик откладывать не стали и подписали соответствующие соглашение с Минэкономразвития, Минпромторгом, Минприроды, правительством Красноярского края и администрацией Норильска, что до середины 2022 года завод закроют и при этом реализуют крупнейшую в своей истории комплексную программу технического перевооружения всей Норильской промышленной площадки, инвестируя в это дело порядка 70 млрд. руб.
§
Металлургические мощности Заполярного филиала Норильского никеля включают: Надеждинский металлургический завод, Медный завод, а ещё был Никелевый завод, но его в 2022 закрыли. Надеждинский металлургический завод имени Бориса Ивановича Колесникова или просто «Надежда» — это один из самых молодых и современных никелевых заводов в мире. Между прочим, через него проходит примерно около 70 % всего объёма Норильского никеля.
После открытия Талнахского и Октябрьского месторождений стало понятно, что объемы руды в Норильске значительно превышают те объёмы, которые способны переработать никелевый и медный заводы. Нужно было строить нового металлургического гиганта. 7 января 1968 года в Норильск прилетел председатель Совета Министров СССР, член Политбюро Алексей Косыгин. Именно его визит и стал толчком к строительству и Надеждинского завода. Хотя первоначально были планы построить завод на материке в районе города Лесосибирск, куда бы по Енисею доставляли норильский файнштейн. Но мы же лёгких путей не ищем. Поэтому сторонники полного цикла, от добычи руды до металла, Авраамий Завенягин и Алексей Косыгин всё-таки отстояли свою точку зрения, что новый мощный завод нужно строить именно в Заполярье.
Место строительства нынешнего Надеждинского металлургического завода утвердили тоже далеко не сразу. Первоначально рассматривалось 14 различных вариантов размещения и образцов технологии нового производства. Например, предлагалась идея разделить гидро- и пирометаллургию, разнеся их на Талнах и под гору Двугорбую. И всё-таки решили разместить в одном месте, на месте бывшего аэродрома «Надежда». Почему здесь, во-первых, в этих местах надежное скальное основание, во-вторых, размеры позволяют, да и с точки зрения логистики удобное расположение, ну, а в-третьих, была некая удалённость от города, про экологию, пусть хоть и немного, но думали.
Впервые топоним «Надежда» использовал уже знакомый нам геолог Николай Урванцев во время экспедиции 1920 года. Так он назвал гору, находящуюся к западу от Шмидтихи, «из предположения, что угольные пласты будут и там». Позже аналогичное имя дали и железнодорожной станции. Первый в Норильске сухопутный аэродром (в 1965 году его закрыли) на месте, которого и вырос наш завод, назвали также. К тому же это был практически единственный способ улететь отсюда на большую землю. А вот название «Надеждинский завод» появилось с подачи Алексея Козюры. Первоначально хотели назвать просто «Второй никелевый». Но завод же не только никель выдавал, но и, например, анодную медь. В итоге с начала 1974 года согласно протоколу министра цветной металлургии Второй никелевый завод официально стал именоваться Надеждинским металлургическим заводом.
Генподрядчиком строительства было утверждено Министерство энергетики и электрификации СССР. Поэтому первыми строителями «Надежды» стали бригады «ХантайГЭСстроя», приехавшие из Снежногорска, с возведения Хантайки. Кстати, я и на этой самой северной ГЭС в России тоже побывал и скоро будет большой отдельный пост и про неё. 23 февраля 1971 года они установили на площадке щит с надписью о сооружении Второго никелевого завода. 26 марта 1971 года был произведен и первый взрыв в карьере, откуда брался грунт для отсыпки площадки. Генеральным проектировщиком стал институт «Норильскпроект», субподрядчиком по технологической линии -ленинградский «Гипроникель». Кроме этого были заключены контракты на поставку и настройку оборудования с финскими фирмами «Оутокумпо Оу», «Раума–Репола» и «Альстрем». В итоге он должен был стать самым современным металлургическим предприятием в Заполярье, а может и во всей стране.
5 ноября 1971-го вблизи Норильска на плато бывшего аэропорта был произведен первый взрыв под фундамент «Надежды», определивший начало громадной стройки. С 1974 года эта стройка получила статус Всероссийской ударной комсомольской. По стоимости строительство «Надежды» (2,2 млрд рублей, и это при курсе бакса равного 67 копейкам) превышало в три раза затраты на возведение Братской ГЭС или в два раза больше стоимости Красноярской ГЭС с городом Дивногорском. А по трудоемкости — было просто несопоставимым. При возведении НМЗ предстояло вынуть 9750 тысяч кубометров мягких грунтов, 1850 тысяч кубометров скальных грунтов, смонтировать 365 тысяч тонн металлоконструкций, 150 тысяч тонн технологического оборудования. В разгар строительства на «Надежде» работали по 600 грузовых машин, 150 экскаваторов, бульдозеров и автогрейдеров, 150 кранов. На строительстве завода работали 22 тысячи человек, не считая иностранных специалистов. При строительстве НМЗ, конечно, были и ноу-хау, например, впервые в мире была спроектирована система открытого трубопроводного гидротранспорта — нитки пульпопровода протянулись от Талнахской обогатительной фабрики через реку Норильскую до Норильска.
28 июня 1979 года Надеждинский металлургический завод выдал первую продукцию — сульфидный концентрат, 2 августа — товарную серу. 10 октября госкомиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди НМЗ — гидрометаллургического производства. Этот день считается днем рождения Надеждинского металлургического завода.
15 февраля 1981 года был получен первый металл «Надежды». А 9 июля приняли в эксплуатацию вторую очередь завода — пирометаллургию, что означало полный его запуск. После пуска «Надежды» производство цветных металлов норильским комбинатом выросло в пять раз и каждая десятая тонна никеля в мире стала выпускаться на НМЗ.
Надеждинский металлургический завод расположен в 12 км от города Норильска по трассе в сторону аэропорта Норильск (Алыкель) на плато Надежда на площадке бывшего одноименного аэропорта. В настоящее время он перерабатывает весь объем никелевого и пирротинового концентратов Талнахской обогатительной фабрики, часть никелевого концентрата Норильской обогатительной фабрики (около 15 %) и весь объем медного концентрата участка разделения файнштейна обжигового цеха Никелевого завода. А после закрытия Никелевого завода (27 июля 2022 года) теперь весь никелевый концентрат, производимый на Талнахской обогатительной фабрике, перерабатывается тоже здесь. Готовой продукцией завода являются: файнштейн, медные аноды, элементарная сера и технологический кислород.
Надеждинский металлургический завод, как и раньше, имеет в своём составе два основных производства — гидрометаллургическое и пирометаллургическое, а также производство кислорода. Гидрометаллургическое производство предназначено для переработки пирротинового концентрата, ранее складировавшегося в хранилищах. Основными цехами завода являются: плавильный цех №1; плавильный цех №2; цех производства элементарной серы; цех обезвоживания и складирования концентратов; цех подготовки сырья и шихты; кислородная станция.
§
Медный завод в Норильске является одним из основных предприятий в технологической цепочке ГМК «Норильский никель». А так Норильский комбинат входит в первую десятку мировых производителей меди. По статистике, в Норильске выплавлена каждая вторая тонна российской меди и каждая сороковая тонна в мире.
Когда в 20-х годах прошлого века на Таймыре нашли залежи медно-никелевых руд, «качали» прежде всего никель. Ведь он считается более редким и более ценным металлом. Но не пропадать же добру.
И вот в марте 1945 года Сталин подписал постановление «Об увеличении производства цветных металлов на Норильском комбинате», которое предусматривало строительство в Норильске и Медного завода. Ну если лидер сказал надо, то все ответили – конечно, есть! Достаточно быстро разработали проект, к весне 1948 году, такими же темпами и строили. Уже 21 декабря 1949 года завод был запущен, а на следующий день Сталин в своих руках уже держал первый слиток черновой меди.
В 1954 году на территории завода началось строительство сернокислотного цеха, в котором предполагалось получать серную кислоту для нужд комбината. В этом же году в цехе электролиза меди блоки электролизных ванн были переведены на оборотную циркуляцию, смонтирована оригинальная схема подогрева электролита, не имевшая аналогов в отрасли. Вот так опять мы впереди планеты всей. Дальше больше. С ноября 1976 года по май 1977 года на Медном заводе был смонтирован опытно-промышленный плавильный агрегат нового поколения — печь плавки в жидкой ванне или так называемая печь Ванюкова.
В 1990-х годах в состав Медного завода вошел первый металлургический цех. До этого цех был самостоятельным предприятием и назывался заводом № 26. Он перерабатывает электролитные шламы Медного, а раньше и Никелевого заводов, а также отходы других предприятий группы. Готовой продукцией цеха являются платиновые концентраты, серебро в гранулах, технический селен и теллур. Песню про модернизацию можно ещё долго продолжать, ведь она и сейчас тоже идёт.
Сегодня Медный завод перерабатывает весь объем медных концентратов Норильской и Талнахской обогатительных фабрик и медные аноды Надеждинского металлургического завода с получением товарной меди, элементарной серы и серной кислоты.
Медный завод состоит из четырех производственных цехов: Сушильный, Медеплавильный, Цех электролиза меди и Металлургический цех.
§
ПАО «Метафракс» — это крупнейший российский производитель метанола, формалина и полиамида, единственный в России производитель пентаэритрита и уротропина. География поставок компании включает Великобританию, Финляндию, Австрию, Германию, Швейцарию, Японию, Бразилию, Австралию и еще более 20 стран.
Свою историю Губахинский химический завод, именно так он раньше назывался, ведет с того, что в самом начале ВОВ сюда завезли оборудование с эвакуированного Сталиногорского азотно-тукового завода, после войны добавили ещё трофейное немецкое. Официальной же датой рождения принято считать 15 ноября 1955 года, когда был подписан приказ министерства химической промышленности СССР о приеме в эксплуатацию первой очереди строящегося здесь завода. Первой продукцией стал толуол.
В 1957 году на губахинском заводе, впервые в Советском Союзе, были получены данные по использованию коксового газа для синтеза метанола. А уже через два года Губахинский химический завод выдает первый метанол (метиловый спирт). Это стало первое в стране подобное производство, тогда его мощность составляла 110 тысяч тонн в год.
Продуктовая линейка постепенно расширяется, тут начинают производить цинковые белила (с 1967 г.), формалин (с 1968 г.), смолы (с 1973 г.), краски, жидкое стекло и даже революционный на тот момент заменитель цветного металла — капролон (с 1970 г.). Параллельно идёт и модернизация. В 1971 году производство метанола переводится с коксового на природный газ, а в 1977 году при участии британской компании «Дейви Паургэс» в Губахе и в Томске началось строительство самых крупных в СССР и в Европе установок по производству метанола.
В 1984 году новая установка по производству метанола «М-750» (её проектная мощность изначально составляла 750 тыс. тонн, сейчас метанол способен выдавать 1 млн. тонн) вступает в строй. Так начинается новая история завода. Начало 80-х годов было также ознаменовано вводом в эксплуатацию производства уротропина (1980 г.) и пентаэритрита (1982 г.). И сейчас «Метафракс» по этим позициям единственный производитель в России.
Видимо за заслуги перед Отечеством или простоты ради, 6 мая 1989 приказом Министра по производству минеральных удобрений СССР Губахинский химический завод был преобразован в производственное объединение «Метанол» (ПО «Метанол»). Теперь все в стране понимали, кто по этой теме главный! Потом было акционирование и всё такое, и стал наш герой с 11 октября 1993, по решению первого Общего собрания акционеров, называться — «Метафракс».
С новым именем пришло и понимание, что необходимо провести ряд мероприятий по дальнейшей модернизации. В 2004 году начинает работать первая производственная площадка совместного российско-финского предприятия по производству синтетических смол ЗАО «Метадинеа», Дальше больше, каждый год — новое производство… А в 2022 году России стало мало, начали экспансию за бугор и приобрели 100 % «Dynea Austria» (с 01.11.2022 «Metadynea Austria»
Сегодня «Метафракс», это головное предприятие целой одноименной группы «МЕТАФРАКС», в состав которой входит непосредственно сам завод в Губахе, ОАО «Карболит» в подмосковном Орехово-Зуево и современное производство синтетических смол «Метадинеа», расположенное на двух площадках в Подмосковье и Пермском крае. В городе Кремс (Австрия) находится ещё одна подконтрольная компания, специализирующая на производстве формальдегида и синтетических смол — «Метадинеа Австрия». Кроме этого, есть строительные активы — компании «Метатрансстрой», МК «Химстрой», СК «Химспецстрой», а также собственное IT-подразделение «Метафракс-Информ».
§
А вы знаете, что каждый восьмой литр бензина, каждый седьмой литр авиационного керосина и каждый 12-й литр дизельного топлива в стране производится в Омске? За это отвечает Омский нефтеперерабатывающий завод — один из самых мощных и технологичных НПЗ в стране. За всю свою историю завод переработал более 1 млрд тонн нефти, предприятие занимает ведущие позиции в отрасли по глубине переработки (на данный момент этот показатель составляет 91,7%, а средняя цифра по отрасли — 75%) и выходу светлых нефтепродуктов (это один из основных показателей эффективности нефтепереработки — 71,8%). Но останавливаться на достигнутом руководство НПЗ не собирается, работает над повышением и технологичности, и экологичности предприятия.
Решение о создании в Омске нефтеперерабатывающего завода было принято в 1949 году, место выбирали такое, чтобы враг не добрался, если вдруг снова война. Предприятие должно было обеспечить горюче-смазочными материалами регионы Западной Сибири и Урала, а также других территорий страны. Строительство НПЗ велось почти 5 лет, а в возведении первых производственных установок участвовало свыше 20 тысяч рабочих. 5 сентября 1955 года была запущена печь первой атмосферно-вакуумной установки Омского НПЗ. Эта дата теперь считается официальным днём рождения завода.
Первоначально нефть на новое предприятие поставлялась железнодорожным транспортом из Башкирии. Первая тонна продукции — дизельного топлива — была отгружена 18 сентября 1955 года. За первый год завод переработал 280 тыс. тонн нефти, а ассортимент нефтепродуктов был расширен до 4 наименований. В 1958 году на Омском НПЗ освоили выпуск смазочных материалов, в 1959-м с запуском первой установки каталитического крекинга — одного из основных промышленных процессов углубления переработки нефти — началось производство бензина из керосино-газойлевых фракций и вакуум-газойлей.
По мере освоения месторождений Тюменской области, Омский НПЗ получает новый стимул для роста и процветания. Так, на заводе были запущены новые технологические установки — селективной очистки масел, деасфальтизации масел, депарафинизации, а также электрообессоливающая установка ЭЛОУ-7. Благодаря этому уже в 1965 году предприятие переработало 11,2 млн тонн нефти, а ассортимент выпускаемой продукции расширился до 40 наименований. С вводом трубопровода «Усть-Балык — Омск» в 1967 году отпала необходимость возить нефть на баржах по Оби и Иртышу.
Дальше больше. В 70-е завод осваивает технологию производства кокса, топлива для речных и морских судов, литиевых смазок, высокооктанового бензина, а также смазочных материалов, пригодных для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. В итоге он становится крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом страны. Например, в 1978 году он переработал 29 млн тонн сырья.
В 1983 году на Омском НПЗ введён в эксплуатацию комплекс ароматических углеводородов, на котором получены первые отечественные бензол, ортоксилол и параксилол, используемые в нефтехимии. В 1994 году завершено строительство комплекса глубокой переработки мазута, на котором вырабатываются компоненты бензина, дизельного и котельного топлив, гудрона. А в 1996 году на предприятии освоена технология прокалки цеолита, позволившая создать первый отечественный микросферический цеолитсодержащий катализатор крекинга. Да и сейчас Омский НПЗ — единственный нефтеперерабатывающий завод в России, выпускающий катализаторы.
Сегодня Омский НПЗ (до 1993 ПО «Омскнефтеоргсинтез») входит в состав «Газпром нефти» (с 2006 года) и выпускает широкий спектр нефтепродуктов — более 50 наименований. Прежде всего, это бензин и дизельное топливо высокого экологического класса Евро-5, авиационный керосин, судовое топливо, сжиженный газ, битум, ароматические углеводороды и сырье для техуглерода.
Установленная мощность завода составляет 22,23 млн тонн нефти в год, при этом ежегодно он перерабатывает порядка 20 млн тонн нефти в год, например, в прошлом году — 19,58 млн тонн нефти. Ежегодно завод производит 6,2 млн тонн дизельного топлива, 4,8 млн тонн высокооктанового бензина, 1,6 млн тонн судового топлива и 1,6 млн тонн авиационного керосина.
Кстати, свою миллиардную тонну нефти завод переработал 29 мая 2022 года — Омский НПЗ стал первым предприятием в нашей стране, достигшим такого показателя.
§
Сегодня я покажу флагмана экономики Прикамья, по объёмам производства этот завод входит в тройку крупнейших нефтеперерабатывающих предприятий страны, перерабатывая около 14 млн углеводородного сырья в год. А по своей оснащённости однозначно лидер отрасли, ведь с конца 2022 года его глубина переработки составляет 98 %. Так что, друзья, лучший бензин в стране — это про нас, а наш сегодняшний герой, как вы уже догадались, ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез».
Именно Пермский НПЗ стал одним из двух нефтеперерабатывающих заводов, которые вошли в состав нефтяной компании «ЛУКОЙЛ» в момент ее учреждения. Завод находится недалеко от Перми, где-то в 5 км от города. С 1991 года предприятие работает под крылом концерна «ЛУКОЙЛ».
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» ведёт свою историю с 5 ноября 1958 года, именно в этот день произошёл пуск Пермского нефтеперерабатывающего завода (так он раньше назывался) и была получена первая тонна нефтепродуктов. Первой товарной продукцией стали осветительный керосин и дизельное топливо, автомобильный бензин А-66 и топочный мазут.
В 1966 году он был переименован в Пермский нефтеперерабатывающий комбинат, а в 1976 году стал производственным объединением «Пермнефтеоргсинтез».
В апреле 1994 года ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез одним из первых в отрасли полностью перешел на выпуск неэтилированных бензинов. В 1996 году было получено дизельное топливо с содержанием серы менее 0,05% — в соответствии с новым европейским стандартом.
Между прочим, именно на Пермском заводе впервые в нашей стране ещё в 2004 году, с вводом в эксплуатацию первого в России комплекса гидрокрекинга, начали выпускать дизельное топливо, отвечающее экологическим стандартам Евро-4 и Евро-5.
Сырье на Пермский НПЗ поступает по двум нефтепроводам Холмогоры–Клин и Сургут–Полоцк. В переработку идет смесь нефти, добытая нефтяниками в Западной Сибири и на севере Пермской области. Готовая продукция уходит с предприятия по нефтепродуктопроводу Пермь–Андреевка-Уфа, а также отгружается потребителям другими видами транспорта — железнодорожным, речным (май-октябрь, в период навигации) и автомобильным. Предприятие выпускает более 60 наименований продуктов нефте- и газопереработки.
Кстати, на территории завода запросто бы уместились 4 княжества Монако.
§
Ура! Финишная прямая! Мечта всех мальчиков да и девочек, наверное, тоже, побывать в том месте, где окончательно собираются машины, тем более такие большие и мощные, как КАМАЗ. За эту неделю мы с вами прошли весь путь их производства. Побывали и на их Литейном заводе, в Кузнице, посмотрели где и как варят кабины, а потом их красят, заглянули к немецким друзьям и партнерам, которые также помогают создавать эту красоту, посмотрели, где рождается сердце машины и, наконец, мы добрались до их Автомобильного завода (если кто-то что-то пропустил, смотрим ссылки внизу поста), где и находится главный сборочный конвейер. Итак, на конвейер пришли шасси, моторы, кабины…
А для начала немного истории. С наступлением шестидесятых годов прошлого века в СССР пришло понимание, что очень остро не хватает мощных грузовых автомобилей, особенно грузоподъемностью восемь и более тонн, причём нужны были новые и, как сейчас говорят, инновационные модели. А ещё стране было очень актуально наладить производство по выпуску дизельного двигателя, благодаря которому была бы решена проблема перевода на дешёвое дизельное топливо автомобилей «ЗИЛ», «УралАЗ», автобусов «ЛАЗ» и «ЛиАЗ». И вот в 1969 году принимается Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о строительстве комплекса заводов по производству большегрузных автомобилей (производственное объединение «КамАЗ»). Но не всё так просто. Первоначально было изучено и рассмотрено с пристрастием более 70 вариантов, где это мощное производство построить. Например, завод с большой долей вероятности мог появиться под Красноярском.
2. Первое, что мы видим, попадая на завод, это их конвейер сборки кабин. Именно тут они и наполняются всякой начинкой.
С точки зрения географии и логистики район современных Набережных Челнов очень даже подходил. Тут и судоходные реки (Кама, Волга), железная дорога имеется, а это значит и стройматериалы удобно подвозить, а потом и готовую продукцию с легкостью можно отгружать.
3.
И вот был дан клич, и стройка началась. 13 декабря 1969 года был вынут первый ковш земли на строительстве Камского автозавода. Со всех концов нашей необъятной Родины потянулись сюда специалисты, рабочие и энтузиасты. Более 100 тысяч человек было задействовано на строительной площадке. На нужды будущего КАМАЗа трудились свыше 2 000 предприятий и ему ни в чём не отказывали. Будущий автозавод обеспечивался самым современным, по тем временам, технологическим оборудованием. В его оснащении также приняли участие более 700 иностранных фирм, в том числе известные всему миру корпорации «Свинделл-Дреслер», «Холкрофт», «Сикаст», «Ингерсолл Рэнд» из Америки, «Буш», «Хюллер», «Либхер» из Германии, итальянские «Морандо», «Эксцелла», «Фата», французский «Рено», шведский «Сандвик», японские «Камацу» и «Хитачи».
4.
Осенью 1970 года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца «КАМАЗа» — ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна литейного завода. Уже в 1973 году были возведены корпуса практически всех объектов первой очереди комплекса, а также был поставлен под нагрузку первый энергоблок местной ТЭЦ. Дальше больше. В мае 1974 года в экспериментальном цехе управления главного конструктора «КАМАЗа» был собран первый двигатель.
5.
Камский автозавод первоначально был рассчитан на производство 150 тысяч большегрузных автомобилей и 250 тысяч двигателей в год. Он должен был занять территорию в 57 квадратных километров. Параллельно строили и новый город со всей необходимой инфраструктурой. В январе 1971 года был сдан первый в Набережных Челнах 12-этажный жилой дом для первопроходцев «КАМАЗа». Каждый год город пополнялся на 30-40 тысяч человек. Если до начала строительства «КАМАЗа» в Набережных Челнах жили 27 тысяч человек, то сейчас — более полумиллиона.
6.
Первый автомобиль сошёл с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Он был алым и на нём красовался номер 0000001. Это был большой праздник для Набережных Челнов, для Татарстана и всей страны в целом. За эти годы на промышленном и жилищном строительстве было освоено 3,6 миллиарда рублей, введено в строй 2,1 миллиона кв. метров производственных площадей, на которых было установлено 16 тысяч единиц оборудования, более двухсот автоматических линий, 180 километров конвейеров. Пришли годы, и с тех пор уже выпущено более 2,25 млн. автомобилей и около 2,85 млн. двигателей. Каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн в России и странах СНГ — это КАМАЗ. Причём их очень любят не только у нас, КАМАЗы эксплуатируются более чем в 80 странах мира.
7. На заводе очень много девушек, им попроще, чем мальчикам найти общий язык с конвейером :).
Из серии интересный факт. Мало, кто знает, но прототипом первых Камазов являлся ЗИЛ-170. Двигатель же для него проектировал Ярославский моторный завод, причём их опытный образец был готов уже в 1968 году. Есть и такая байка. Мол, наши спецслужбы у пендосов скоммуниздили чертежи будущего автомобиля ЗИЛ-170, который тогда являлся прототипом автомашины «International COF-220», американской компании «International Harvester». Те обиделись и в отместку подсунули нашим конструкторам чертежи неудачно созданного их специалистами трактора Т-330, получившего в народе название «чувашпиллер».
8. Примерно через каждые 4 минуты одна кабина заменяется другой. И за это время нужно успеть выполнить все свои операции.
29 декабря 1976 года — Государственная комиссия во главе с Министром автомобильной промышленности СССР В.Н. Поляковым подписала акт о вводе в эксплуатацию первой очереди Камского комплекса заводов по производству большегрузов. Уже на этом этапе наш «КАМАЗ» обладал огромными производственными фондами. Они были в 2 раза выше, чем на ВАЗе, и в 3 раза превосходили общеотраслевой показатель по Минавтопрому. Но все рекорды были ещё впереди. Так в Июне 1979 года с главного конвейера сошёл грузовик уже под номером 100 000.
9.
В феврале 1981 года была принята в эксплуатацию вторая очередь «КАМАЗа». В 1988 году специалисты подвели первые итоги. Как оказалось, после запуска этого автогиганта наша страна на тот момент получила около 8 млрд. рублей транспортной прибыли, а это значило, что всего за каких-то десять лет государство полностью отбило все свои капиталовложения, связанные со строительством завода. Кстати, 17 июля 1988 года была образована, теперь известная на весь мир, заводская гоночная команда «КАМАЗ-мастер».
10.
25 июня 1990 года правительство приняло решение о создании акционерного общества «КАМАЗ» на базе имущества производственного объединения. А в августе 1990 года ПО «КамАЗ» было преобразовано в акционерное общество. 15 февраля 2022 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл их двухмиллионный грузовик. Славная история завода продолжается.
11.
12. После того, как кабину довели до ума, она попадает на один из сборочных конвейеров, вот тут-то и начинается волшебство. Она впервые встречается с другими узлами автомобиля, которые все вместе и создают целую машину.
13.
На этой стороне добра, сборка начинается с установки рамы на конвейер, а уже потом на неё устанавливают мосты, тормозные механизмы, системы выпуска и трансмиссию. Далее наша рама со всеми доспехами проходит очередные ворота качества и после чего можно переходить к следующему этапу сборку. Настаёт очередь коробки передач с двигателем. Потом опять проверка и контроль. С этим делом здесь очень строго. Далее установка топливных баков, а потом и ЗАГС…
14.
15. Полная сборка одной машины осуществляется примерно за 5-6 часов.
16.
17.
Длина конвейера составляет где-то 750 метров. Но надо учитывать и то, что плюсом ещё над ним находятся шесть уровней, по которым передвигаются различные детали (мосты, крылья, топливные баки и т.д), и в нужный момент они попадают на сборку. Вот их общая протяженность порядка 75 км.
18.
19.
20. Кабины нового образца собираются хоть и тут же, но на другом участке.
21.
22.
23.
24. Наверное, самый захватывающий и желанный момент на Автомобильном заводе — это «свадьба»! Это когда кабина соединяется с «телом». Ура!
25. Как я сказал выше, здесь несколько главных сборочных конвейеров, вот, например, конкретно на этом под номером 2, собирают около 60 машин в сутки или около 1 300 в месяц.
26.
Сегодня ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (более 60 моделей, свыше 1500 комплектаций, автомобили с правым рулём), прицепы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. По итогам прошлого года они продали 38 тысяч единиц автотехники под брендом КАМАЗ, причём 5 тысяч автомобилей и сборочных комплектов были отправлены за границу. Кроме завода в Набережных Челнах, ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия в Казахстане, Литве, Азербайджане, Индии и, я думаю, и на этом не остановятся.
27.
28.
А я раньше и не знал, что КАМАЗ ещё и трактора выпускал. Перед нами Трактор КАМАЗ СХ 105. Оказывается, ещё во второй половине 80-х годов ХХ века в СССР в Елабуге хотели построить Камский тракторный завод, причём он должен был стать масштабным производственным объединением по обеспечению полного цикла выпуска тракторов и специальной техники военного назначения. Однако 90-е с «перестройкой» эту идею похоронили. А вот КАМАЗ об этой идее помнил. Постепенно завод встал на крепкие ноги и в 2008 году всё-таки решил рискнуть, но не один, а в партнёрстве с итало-американо-канадским холдингом «Agro Tractors S.p.a.». За прототип был выбран их трактор «McCormick CX-105», который у нас и получил название КАМАЗ СХ 105. Его комплектовали британским дизельным двигателем «Perkins 1104C-44T» мощностью 74,5 кВт (99,9 л./с.). Но у нас он не сильно пошёл, говорят, покупателей пугало отсутствие сервиса, а также наличие недорогих запчастей. Всего за 2008-2009 года было их выпущено около двух тысяч штук.
29.
Причём модельный ряд у них постоянно пополняется новыми моделями. Так только в 2022 году «КАМАЗ» разработал и вывел на рынок более 80 новых комплектаций автомобилей и шасси, в том числе несколько моделей автомобилей нового поколения — самосвалы 6580, 65801, 65802, транспортные — 65206 и 65208. Также на рынок вышли автомобили с компонентной базой КАМАЗ и кабиной Daimler — самосвалы КАМАЗ-6520 «Люкс» и КАМАЗ-65201 «Люкс» — это автомобили с современной комфортабельной кабиной и большей грузоподъёмностью. В апреле 2022 года здесь на автомобильном заводе началась серийная сборка автомобилей КАМАЗ-5490 NEO. В феврале уже этого года собран новый седельный тягач с индексом 65209. Это очередная модель нового семейства автомобилей. Этот новый автомобиль имеет колёсную формулу 6х2 и заднюю подъёмную ось, которая позволяет экономить топливо при езде без груза или без полуприцепа. И это всего несколько примеров. Параллельно с партнёрами разрабатываются машины для узкого сегмента задач, например, вездеход-автодом на шинах низкого давления «КАМАЗ-Арктика» и т.д.
30. Смотрите, какая красота и мощь этот «КАМАЗ-Арктика»!
Кстати, пару слов и про саму эмблему КАМАЗа. Это степной конь — аргамак. Издавна было известно об их красоте, уме и преданности хозяину. А ещё, ведь конь и символ скорости, мощи и целеустремленности. Из-за необычных качеств этих коней китайские императоры затевали войны, считая их одним из сокровищ шелкового пути. Предки нынешних аргамаков несли на себе всадников отрядов Дария и Александра Македонского. И тут звёзды сошлись. Сам завод был построен с нуля причём в камских степях, да и машины наши мощные, с помощью их любую задачу выполнить можно. Хотя, если честно, долгое время наш автогигант на Каме был без эмблемы. Да, в 1973 году предприятие официально зарегистрировало товарные знаки КАМАЗ и KAMAZ и на этом остановилось. До тех пор, пока не назначили рулить рекламой на заводе Ольгу Ворошину (сейчас Якубова, да мы ж практически однофамильцы :)) в 1985 году. Вот она и добилась, чтоб неплохо было бы такие достойные машины украсить скакуном. В Московском институте промышленной графики эмблему довели до ума и в 1987 году руководство эту идею одобрило. Так и появилась современная эмблема КАМАЗа. В 1999 году данный комбинированный логотип, написанный на кириллице и на латинице, был запатентован.
31.
32. И вот уже новенькие КАМАЗ-5490 NEO (M1840) готовы к кастингу перед покупателями
33. А я тут даже с Сергеем Когогиным познакомился. Он тут самый главный. Мы вместе и вам рекомендуем открываться и Заводыча на свои производства приглашать в гости почаще! Пусть все знают, что российская промышленность лучшая в мире! Ещё раз большое спасибо всей пресс-службе ПАО «КАМАЗ» за организацию такой интересной и познавательной поездки!
Вся моя КАМАЗовская история:
Р. S. Уважаемые собственники и акционеры, представители пресс-служб компаний, отделы маркетинга и другие заинтересованные лица, если на Вашем предприятие есть, что показать — «Как это делается и почему именно так!», мы всегда рады принять участие. Не стесняйтесь, пишите нам сами akciirosta@yandex.ru и расскажите о себе, пригласив нас к ВАМ в гости. Берите пример с лидеров!
Уже более 300 предприятий открыли перед нами свои двери, а вот и мои репортажи оттуда:
Почему наша промышленность самая лучшая в мире:http://kamaz-kamaz.ru/4701859.html
Мы всегда рады новым друзьям, добавляйтесь и читайте нас в:
А ещё прошу всех в гости: http://ok.ru/zavodfoto и https://www.facebook.com/groups/ZAVODFOTO/
Как работает сборочный цех челнинского автогиганта камаз
Мы посетили крупнейший в России автозавод оп производству грузовиков, чтобы наглядно показать нашим читателям, как происходит конечная сборка автомобилей КАМАЗ.
Для начала немного истории, первые грузовые автомобили сошли с конвейера завода КАМАЗ в 1976 году. Первые машины были лёгкими и обладали грузоподъемностью до 12 тонн, ежедневно собиралось не более двух разновидностей. Но, уже тогда, перед сотрудниками завода стояла задача, наладить годовой выпуск в 150 тысяч автомобилей.
В наши дни, автогигант собирает около 50 тысяч единиц техники в год, всего представлено 120 различных моделей, каждая из которых имеет от 5 до 200 различных комплектаций. К примеру, модель КАМАЗ 65115 насчитывает 205 разновидностей. Собираемые модели могут отличаться друг от друга не только по внешнему виду, но типу двигателя. Двигатели бывают ЕВРО-3, ЕВРО-4, ЕВРО-5, а кабины низкие, средние и высокие. Встречаются даже КАМАЗы с газовыми двигателями и рулем, установленным с правой стороны. Не производятся только бензиновые версии. Сегодня на конвейере могут собирать одновременно до нескольких десятков разновидностей техники, в том числе и шасси для автобусов.
Даже система выхлопа может иметь несколько вариантов установки. Глушитель может быть закреплен с правой или левой стороны, а газы могут отводиться вверх, в сторону или между колёс. АгрегатыЕВРО-4 и ЕВРО-5 дополняются система очистки выхлопа.
План по выпуску единиц техники и такт конвейера отображаются на больших электронных часах. Как правило, один такт равен 220 секундам, а это значит, что менее чем через 4 минуты одна кабина сменит другую. Получается, что рабочий должен выполнить все возложенные на него задачи уложившись в это время и перейти к новому изделию. Каждой кабине присваивается индивидуальный код, по нему и определяют перечень деталей, которые необходимо прикрепить рабочим. Количество деталей строго просчитано и ограничено.
В данной статье, мы говорим только о процессе сборки, начало линии производства находится на прессово-рамном заводе. Из одного цеха в другой детали попадают по подвесным лентам. Под потолком помещения можно увидеть, как непрерывно двигаются кабины, оси и колеса, балансиры, мосты… Кстати, шины и диски приходят сразу в сборе, накаченные и с нужным балансом.
Когда все необходимые детали находятся в сборочном цеху, маркератор набивается на раму будущего автомобиля VIN-номер, который присваивается на всю жизнь. Без данного индификатора невозможно поставить машину на учет в ГИБДД и получить регистрационные номерные знаки. Вся дальнейшая сборка происходит вручную, иногда используются автоматические гайковерты.
Сборка некоторых кабин происходит отдельно от основной линии, на специальном участке. Как правило, это грузовики с увеличенным спальным местом и высокой крышей, из-за габаритов их не может захватить основная ферма. В будущем, линию собираются немного переделать, чтобы можно было собирать КАМАЗы грузоподъемностью свыше 40 тонн.
В конце линии полностью укомплектованные кабины устанавливают на раму, которая параллельно собиралась на соседнем участке. Далее в агрегаты заливаются все необходимые жидкости. На финальной стадии заливается топливо и осуществляется первый запуск двигателя. Для проверки всех узлов используют специальные стенды и трек, где грузовик проезжает свои первые 15 километров.
Одновременно в сборочном цеху трудится 155 человек из 7 бригад. На сборку одного грузовика уходит около 5 часов, за это время КАМАЗ проходит 680 метров конвейера. КАМАЗ является полностью самодостаточным производством, которое изготавливает все необходимые для сборки детали своими силами.