Как создавался грузовик КАМАЗ — из летописи автогиганта

Как создавался грузовик КАМАЗ — из летописи автогиганта Камаз

Основные марки камазов

Самым популярным грузовиком за всю историю существования завода был и остается КАМАЗ-5320. Прицеп для него – ГКБ 8350. Этот 8-тонник, который также используется в составе автопоездов, предназначен для перевозки грузов на ближние и дальние дистанции. Заводские модели не оснащены тахографом для записи контрольных данных, это устройство устанавливается отдельно.

КАМАЗ-5410 – длинномер, который выпускали с 1976 по 1996 год. В наши дни используются его различные модификации с увеличенной грузоподъемностью.

Камские автокраны имеют широкую линейку моделей. Их грузоподъемность варьируется от 16 до 40 тонн, а вылет стрелы – от 1,9 до 4 метров. Большинство из них идут на базе шасси КАМАЗ-43118, 6540 и 65111. Краны манипуляторы на базе КАМАЗа оборудуются тросовыми и крюковыми типами установок.

Для военных нужд было выпущено несколько моделей. Сегодня наибольшим спросом пользуется вездеход 43118 с полным приводом, выполненный на базе первого военного 4310. Ценность этого авто заключается в простоте конструкции, есть возможность ремонта в полевых условиях.

Самосвал КАМАЗ-5511 (в народе называется «совок») выпускался с 1977 по 1990. Это надежный трехосник с колесной формулой 6х4. В начале своего выпуска автомобиль обладал самой современной по тем временам комплектацией: система подогрева, фары с асимметричным лучом освещения и другое.

Началось строительство

На строительные работы съехались специалисты и рабочие разных специальностей с каждого уголка СССР, представляющие 70 национальностей. Более чем 2000 различных предприятий, все главные комитеты Госснаба Советского Союза, различные ведомства и министерства выполняли заказы по строительству завода на материалы и необходимое оборудование.

Каждый день на строительной площадке трудилось более 100 000 человек. Будущий завод обеспечивался по тем временам самым передовым и технологичным оборудованием не только отечественного, но и зарубежного производства. Поставки осуществлялись такими мировыми корпорациями, как «Свинделл-Дреслер», «Тата», «Рено», «Сандвик», «Хитачи» и многие другие. Завод возводился и рождался буквально на голой земле – среди холмистых полей.

Для сглаживания неровности рельефа, строители отсыпали и вывозили миллионы кубических метров почвы. История «КамАЗа» продолжается, и вот 26 сентября 1969 года министр автомобильной промышленности СССР Тарасов подписывает указ, в котором завод получает имя – Камский автомобильный завод.

В конце сентября назначен генеральный директор Камского завода – это заместитель министра автомобильной промышленности Л. Б. Васильев. Также в сентябре начинается процесс формирования генеральных директоров в Москве, отдела кадров и снабжения. Уже с ноября на завод приезжает первая группа рабочих-строителей.

13 декабря экскаваторщик Михаил Носков поднял первый ковш почвы на строительной площадке первого объекта – это была база строительной индустрии. Эту дату принято считать официальной точкой отсчета строительства Камского завода. Комплекс должен был занять огромную территорию в 22 км

2

Основные этапы развития бренда камаз

История выпуска автомобилей марки КАМАЗ начинается в далеком 1969 году. Экономический рост в Советском Союзе диктовал увеличение объемов грузоперевозок. Это и послужило причиной возникновения нового предприятия, которое бы выпускало вместительные грузовики с небольшим расходом топлива.

Начало производства

Сегодня торговая марка под названием КАМАЗ – известный на весь мир бренд, победитель многочисленных конкурсов и соревнований, на котором останавливают свой выбор как российские, так и зарубежные компании.

В период «гонки вооружений» ни одна зарубежная фирма не согласилась сотрудничать с КАМАЗом и продавать свои конструкторские разработки. Поэтому конструкцию первого дорожного гиганта взяли у Завода имени И. А. Лихачева (аббревиатура ЗИЛ), который в тот момент занимался разработкой машин для автопоездов. Прародителем КАМАЗа, которому он обязан своим происхождением, является седельный тягач ЗИЛ-2Э170В.

Выпуск первых авто и двигателя стал важнейшим этапом в истории бренда КАМАЗ. Дизельный мотор был собран в мае 1974 года. Спустя полтора года, используя временную технологию, разработчики создали советский силовой агрегат на 210 л. с.

Первый грузовик марки КАМАЗ выпущен в феврале 1976 года. Это был трехосный 8-тонник марки КамАЗ-5320. Расшифровка цифр выглядит так:

  • 5 – класс авто;
  • 3 – грузовик;
  • 20 – номер модели.

Номерной знак первого в истории КАМАЗа – 00-01 ТАТ. В последующие годы появились еще несколько моделей авто. К 1988 году существовало больше 10 наименований. Основные из них:

  • самосвал марки КАМАЗ-5511;
  • седельные тягачи 5410 и 54112;
  • бортовой КАМАЗ-53212 с удлиненной колесной базой;
  • самосвал-сельхозник 55102;
  • военный КАМАЗ-4310, в комплектацию которого входила лебедка, второй топливный бак, система регулировки накачки шин.

Технические характеристики впечатляли. Почти все модели и их модификации имели мощный мотор (220 л. с) и 10-ступенчатую коробку передач.

В феврале 1983 года было принято решение о создании автоцентра КАМАЗ, который бы занимался обслуживанием авто, а также поставлял запасные детали (средний, задний и передний мосты длинномеров, редуктора, клапаны, пружины, вкладыши, элементы приборной панели и т. д.). Более 200 центров по стране обеспечивали ремонт всех моделей КАМАЗов.

“камаз” — не просто грузовики. факты, о которых вы не знали

Один из самых известных российских автомобильных заводов “КамАЗ” празднует 46-ю годовщину выпуска первого авто. К этой знаменательной дате мы собрали самые интересные факты о заводе и выпускаемых автомобилях, название которых знакомо каждому из нас.

«самый большой завод в ссср, первое акционерное общество, первый двигатель мощностью 210 «лошадок»: 24 уникальных факта о «камазе»

Именно эти слова: «первый», «уникальный», «первенец», «впервые», сопровождают «КАМАЗ» буквально с рождения в продолжение всей полувековой истории. Ища штрихи к портрету юбиляра, мы извлекли из летописи самые яркие:

1) Впервые в стране принято решение о строительстве комплекса заводов по производству дизельных автомобилей большой грузоподъёмности – 14 августа 1969 года вышло Постановление № 674 ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Он станет крупнейшим в Европе.

2) Первый ковш грунта на экскаваторе Э-100 № 35 «Пионерский» вынут 13 декабря 1969 года на строительстве Камского автогиганта.

3) Первый ковш земли вынут на стройплощадке РИЗа, будущего первенца среди заводов «КАМАЗа», 8 апреля 1970 года. Первый бетон ляжет в фундамент меньше чем полгода спустя – 8 сентября.

4) Первый жилой дом 2/01 начинает строиться в Новом городе в феврале 1971 года. Мемориальная доска, напоминающая об этом событии, будет установлена 25 июня 2004 года.

5) Впервые в стране 30 марта 1971 года начались испытания созданного на ЯМЗ специально для «КАМАЗа» восьмицилиндрового дизельного двигателя.

6) Впервые в СССР на автомобильном заводе «КАМАЗа» осенью 1974 года начат монтаж самого большого конвейера – главного конвейера «КАМАЗа». Длина одной нитки – 673 метра.

7) Первый силовой агрегат мощностью 210 л.с. собран по временной технологии собственными силами на заводе двигателей 4 декабря 1975 года. Это был первый советский двигатель, получивший закрытую систему охлаждения и аккумулировавший многие другие технологические новинки.

8) Первый камский грузовик, трёхосник КАМАЗ-5320, сошёл с конвейера АвЗ 16 февраля 1976 года. Он будет удостоен золотой медали на выставке в Лейпциге осенью 1977-го, а 26 декабря 1980 года отмечен государственным знаком качества.

1972 год. Растут заводские корпуса

9) Уникальная автоматическая линия коленвала и балки передней оси сдана в эксплуатацию в июне 1977 года на кузнечном заводе в КПК-3. На литейном заводе впервые в стране освоен процесс «Автофордж», совмещающий в одном агрегате литьё и ковку.

10) Первый вездеход, полноприводный КАМАЗ-43105, конвейер выпустил 20 января 1981 года – в год сдачи с оценкой «отлично» второй очереди Камского автозавода. Невиданный по масштабам завод стал реальностью.

11) Первым среди крупнейших предприятий страны «КАМАЗ» становится акционерным обществом. Постановление Правительства вышло 25 июня 1990 года. Устав АО утверждён на общем собрании 11 августа. 23 сентября 1990 года АО «КАМАЗ» было зарегистрировано.

12) Впервые в мире в январе 1996 года российская команда «КАМАЗ-Мастер», созданная 17 июля 1988 года, стала победительницей ралли-марафона «Париж – Дакар». С 2000 по 2022 год команда поднималась на высшую ступень пьедестала почёта этой гонки 16 раз.

13) Впервые в России появился тяжёлый самосвал КАМАЗ-6520: 16 февраля 2001 года он выпущен на АвЗ.

14) Первым по величине в Европе суждено стать Камскому индустриальному парку «Мастер», зарегистрированному 29 июля 2004 года.

15) Первый двигатель «Евро-3» выпущен 29 октября 2004 года.

16) Впервые 23 ноября 2005 года в Набережных Челнах состоялось открытие совместного предприятия «КАМАЗа» с мировым грандом – «ЦФ КАМА». С его лёгкой руки за 14 лет зарегистрированы и действуют на сегодня восемь СП.

17) Первый двигатель нового поколения, «Евро-4», собран 18 февраля 2008 года. Он стал 2,5-миллионным двигателем КАМАЗ. Настоящие именины «сердца»!

18) Впервые в новом веке государственный симфонический оркестр РТ под управлением Александра Сладковского в полном составе выступил на автомобильном заводе «КАМАЗа». Концерт в рабочий полдень 7 июня 2022 года возродил традицию, заложенную более 30 лет назад этим коллективом (правда, в уменьшенном составе) под управлением Натана Рахлина. 24 апреля 2022 года АвЗ аплодировал уже Мариинскому симфоническому оркестру Валерия Гергиева, который впервые в своей биографии выступал в таком заводском «концертном зале».

19) Впервые в стране начата разработка «рядной шестёрки» семейства двигателей Р6 КАМАЗ-910.10-550. 10 июня 2022 года открыт проект «Тибет». Первый двигатель заложен на новом конвейере завода двигателей 6 декабря 2022 года. Ресурс нового мотора мощностью от 380 до 550 л.с. – 1,5 млн км.

Страна ещё не знала автомобиля такого класса, как КАМАЗ-5320

Их разделяют 43 года

Авторы

Кто создал «КамАЗ»? История помнит инженеров из ЗИЛа. Это Александр Сетранов, Всеволод Вязьмин, Георгий Фест. Также активное участие в разработке принимал дизайнер Лев Самохин. Естественно, это далеко не весь список тех, кто принимал участие в рождении первого большегрузного автомобиля. Самый главный конструктор завода – Владимир Барун.

Второе поколение «камаз»

История создания «КамАЗа» такого начинается в конце 80-х годов. Второе поколение укомплектовывалось новыми отечественными силовыми агрегатами с турбонаддувом. Но также устанавливались и импортные двигатели и комплектующие. Существенно переработали кабины – они стали более комфортными.

Для этого просто подняли крыши и применили некоторые конструкционные доработки. 23 августа 90 года завод «КамАЗ» превратился в акционерное общество, а в 91 году с конвейера сошел двухосный седельный тягач 5425МА с американским мотором Cummins на 325 л. с. и финской кабиной от Sisu.

Выпуск малолитражных авто

1987 ознаменовался открытием новой линии, на которой производились малолитражки под названием ВАЗ-1111 «Ока». Расшифровывается аббревиатура ВАЗ как «Волжский автомобильный завод». Модель стала альтернативой инвалидным мотоколяскам и выпускалась на 3 заводах, в том числе на КАМАЗе.

Позже производство расширили, был открыт ЗМА КАМАЗ (расшифровка – «Завод малолитражных автомобилей»), который в 2005 году войдет в состав «Северсталь-групп». В 2006 году производство «Оки» прекратилось. За это время ЗМА успел выпустить более 330 тысяч малолитражек.

По мнению экспертов, столь маленькие габариты «Оки» являлись одновременно и конструкторским достижением, и ошибкой. Из-за укороченного переда и малой массы авто сложно было назвать безопасным.

Зил-170 – предок современного «камаза»

В мае 69 года появляется первый тестовый образец, прародитель сегодняшнего «КамАЗа» — ЗИЛ-170. Испытания прошли успешно, а затем вышло постановление о строительстве огромного завода. Пока строился производственный комплекс, в конструкторском бюро ЗИЛ также кипела работа – разрабатывались новые современные грузовики.

Затем история машины «КамАЗ» перемещается в Москву, на Дмитровский полигон, где тестировали «Ладу Весту» и все остальные отечественные автомобили. После этого испытания некоторые экземпляры разработки ЗИЛа отправлялись обратно в Ярославль. Тесты на полигоне помогали выявить все недостатки.

История развития «камаза»

Уже в 79 году завод стал настоящим лидером среди мировых производителей грузовых автомобилей.

Объемы производства составляли более 100 тысяч экземпляров. И это практически единственный случай, когда Советский Союз обогнал западные страны. С этого периода грузовые автомобили «КамАЗ» стали настоящими лидерами в грузоперевозках и строительных работах. Модельный ряд машин включает в себя самосвалы, седельные тягачи, бортовые грузовики.

Как рождался гигант

Так, 14 марта ЦК КПСС и Советом Министров СССР было принято решение о необходимости работ по строительству комплекса заводов, где бы производили большегрузные автомобили. Площадку для строительства нашли в Набережных Челнах, что в Татарской АССР.

Кстати, город этот был выбран отнюдь не случайно. Прежде чем выбрать этот небольшой городок на Каме, специалисты изучили более 70 различных вариантов для размещения завода. Преимущества Набережных Челнов были просто очевидны – дело в том, что географически городок находился практически в самом центре огромного СССР.

Также в этом регионе работала одна из самых крупных строительных компаний «КамГЭСэнергострой» — все это давало возможность быстро построить плотину и гидроэлектростанцию, мощность которой составляла более 1,5 млн кВт/ч. Быстро строились заводские корпуса и жилые дома для будущих работников завода, с которых начнется история «КамАЗа».

Как создавался грузовик камаз — из летописи автогиганта

В материале «»КАМАЗ». Начало. Из летописи автогиганта — рассказывают документы» мы начали серию постов об истории камского автозавода, основанной на книге «Летопись «КАМАЗа»». Данной публикацией мы продолжаем рассказ, и сегодня речь пойдёт об автомобиле КАМАЗ — с чего он начался?..

Кризис

История автомобильного завода «КамАЗ» состоит из побед и поражений.

В 90-х вся страна перешла к рыночным отношениям, и в стране стали появляться импортные грузовики. Завод имел серьезные трудности с продажей, и это привело к кризису. Беда не приходит одна – в 93 году случился сильный пожар на заводе по производству двигателей. Он нанес огромный ущерб.

Наши дни

Сегодня кризис позади, и продукция завода снова востребована.

Автомобили используются во всех отраслях строительства и на грузоперевозках. А 15 февраля 2022 года на заводе был выпущен двухмиллионный «КамАЗ». История создания машины для грузоперевозок охватывает большой период времени. В разработке принимали участие сотни инженеров и конструкторов.

И как бы ни ругали эти машины за эргономику, но на то время они были лучшими и оставались таковыми на протяжении многих лет. Сейчас завод активно сотрудничает с ведущими немецкими инженерами от «Мерседес». Таким образом, совместными усилиями «КамАЗу» удалось создать новую линейку магистральных тягачей и их модификаций.

Первенец

История создания автомобиля «КамАЗ» — это победы и поражения, множество расчетов, чертежей и испытаний. И вот, 16 февраля 1976 года с конвейеров завода сошел первый грузовик – «КамАЗ» 5320.

Первый двигатель

В мае 74 года а экспериментальном цехе собрали первый двигатель. Конвейер удалось наладить самостоятельно, но вот технология была временной. Эти моторы устанавливались на первые 5320.

Пожар на заводе в 1993 году

В 1990-е годы на отечественный рынок хлынули импортные товары, в том числе грузовые авто. На этой почве сильно пострадал местный автопром. Ситуацию на КАМАЗе значительно усугубил пожар, произошедший 14 апреля 1993 года.

Возгорание началось на главной понизительной подстанции №12 в главном корпусе двигательного завода. В считаные минуты из-за порывистого ветра огонь охватил огромную территорию. Пожар удалось локализовать лишь на восьмые сутки. Особую опасность представляли емкости с маслом общим объемом 1700 тонн. Самым сложным оказалось прекратить пожар в подвальных помещениях.

Это был один из самых крупных пожаров в истории. Для его устранения было задействовано 64 единицы пожарной техники, 236 единиц других устройств и приборов. Благодаря активной правительственной помощи работа завода была возобновлена уже в декабре того же года.

Развитие бренда в 2000-х годах

К началу 2000-х завод значительно расширил свой модельный ряд. Среди них были самосвалы разной грузоподъемности, длинномеры, лесовозы, автокраны, мусоровозы, зерновозы, автобусы. Большинство моделей производились с турбодизельным двигателем марки КАМАЗ-740.51.

В дальнейшем завод начал сотрудничество с зарубежными компаниями. Результатом стало изготовление трансмиссий, тормозных систем и других элементов. Важным этапом в истории бренда КАМАЗ оказалось соглашение с Daimler Trucks, в ходе которого была получена технология создания кабин Axor на пневматической подвеске колес, предназначенной для машин нового поколения.

Сегодня завод занимается разработкой и внедрением в жизнь различных инноваций. Совместно с Университетом «Иннополис» был создан первый беспилотник с комплексом аэроразведки маршрута. Использование этого авто в тестовом режиме проходит с 2022 года.

Через пару лет завод планирует начать выпуск малотоннажного авто, конкурента популярной сегодня «Газели». Марка КАМАЗа на маленьких колесах пока обозначена одним словом – «Компас». Однако разработчики утверждают, что маркировка авто будет корректироваться.

Особых достижений добилась гоночная команда «КАМАЗ-Мастер», постоянная участница ралли «Париж – Дакар». Создана она была в 1988 году. Впервые команда победила в ралли в 1996 и с тех пор получала высшую награду еще 16 раз. Именно с этого началось активное продвижение товарного знака КАМАЗ.

В 2022 году команда представила новый гоночный КАМАЗ в необычном цвете. Традиционный командный цвет – синий, но эта модель выпущена в черном, за что и была прозвана болельщиками «Черным Рыцарем».

Сегодня фирменный знак KAMAZ с изображением скакуна известен на весь мир. В современном мире брендирование является неотъемлемой частью любой крупной компании. Поэтому командой лучших дизайнеров был разработан брендбук с обозначением ключевых элементов, основных цветов, особенностей экипировки.

Развитие инфраструктуры

Вместе со строительством комплекса в СССР занялись решением бытовых и коммунальных проблем. Благодаря «КамАЗу» сотни тысяч людей смогли выехать из бараков и комнат в коммунальных квартирах, где им приходилось жить. Завод дал всем этим людям комфортные квартиры, современные школы и детские сады, вузы и другие учебные заведения.

Рождение легенды

В середине 60-х годов значительно выросло количество дорог с твердым покрытием – это позволило конструкторам и инженерам раскрыть все преимущества, которые дает грузовой автомобиль с кабиной, расположенной над мотором. Бескапотные автомобили существовали еще с 50-х – это позволило использовать длину автомобиля более эффективней, улучшился обзор.

Специалисты Минавтопрома провели исследования и решили, что автомобиль должен работать с грузами весом до 8 т. Также он должен быть подготовлен к буксировке, иметь три оси, обладать кабиной с расположенным под ней дизельным силовым агрегатом. На каждую тонну веса приходилось не менее 8 лошадиных сил.

В 68 году на заводе ЗИЛ должны были разработать целый модельный ряд большегрузных дизельных автомобилей и тягачей и подготовить их к производству на каком-то новом автозаводе. В 69 году выходит приказ на создание новых двигателей мощностью в 200 л. с.

Конструкторы приступили к разработкам сразу после того, как закончили с ЗИЛ-133. За границей покупались различные образцы с капотной и бескапотной компоновкой. Больше всего советским инженерам пришелся по вкусу International 220. Бескапотная компоновка, удобная кабина, мощный дизельный силовой агрегат, пневмогидравлический усилитель, пятиступенчатая КПП с делителем, современная тормозная система, блокировка межосесового дифференциала – это история автомобиля «КамАЗ».

Советский союз нуждался в современных грузовиках

История про «КамАЗ» начиналась со строительства завода. В 60-х годах прошлого века СССР начал активно развиваться – на путь развития встали все отрасли. Росла экономика, быстрыми темпами росло строительство жилых домов для всех граждан СССР. Вместе с этим повышались объемы грузоперевозок.

После войны автомобили создавали, но делалось это очень медленно, а существующего парка не хватало. Заводы очень старались, но не могли покрыть дефицит. И вот, высшее руководство в 1969 году принимает решение о необходимости строительства нового автомобильного завода, на котором бы создавались только грузовики. С этого и началась увлекательная история «КамАЗ’а».

Хозяин дороги

Как уже было замечено, грузовики «КамАЗ» стали настоящим символом практически всех отечественных и зарубежных дорог.

«КамАЗ» — это нечто несвойственное для отечественного автопрома, ведь грузовики этой марки раньше и сейчас являются серьезными конкурентами не менее мощным импортным аналогам по техническим характеристикам, своей надежности и функциональности, по уникальному дизайну.

Оцените статью
Камаз