Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком — КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал Камаз
Содержание
  1. Автомобили топливной службы
  2. Боевые и транспортно-заряжающие машины​
  3. Двигатель камаз-4308
  4. Кабина камаз-4326
  5. Камаз с парнаса
  6. Камаз-4325: характеристики и цена, фотографии и обзор
  7. Камаз-5310
  8. Камаз-53102
  9. Камаз-53213
  10. Камаз-6511
  11. Машины аэродромных служб и химической защиты​
  12. О гоночном  камаз-4326 vk – многократном триумфаторе ралли дакар и шёлковый путь
  13. Особенности устройства рамы, подвески, грузовой платформы
  14. Остальные модификации
  15. Подвеска камаз-4308
  16. Радиотехнические средства связи, управления и разведки​
  17. Рулевое управление и тормоза камаз-4326
  18. Стоимость подержанного грузовика камаз-4326
  19. Технические характеристики камаз-4326 в цифрах
  20. Технические характеристики моделей
  21. Типовые кузова-фургоны
  22. Трансмиссия, мосты и тормоза камаз-4308
  23. Успешный и своевременный старт модели; сфера её применения
  24. Эвакуационная и инженерная автотехника​
  25. Отзывы о грузовиках камаз-4326
  26. Отзывы водителей и владельцев камаз-4308

Автомобили топливной службы

С переходом на «дизель» практически все виды машин топливной службы переняли новый имидж с индексом 4320. Одним из них был топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 с возросшей до пяти тысяч литров ёмкостью алюминиевой топливной цистерны, сокращением масляной части на 100 литров и двумя независимыми насосными магистралями.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Модернизированный штатный топливомаслозаправщик АТМЗ-5-4320 на базе «Урал-4320». 1979 год

К новинкам относилась перекачивающая станция горючего ПСГ-240 для групповой заправки техники, оборудованная цельнометаллическим кузовом с боковыми дверями, задним блоком управления, основным и вспомогательным насосами, фильтрами, набором рукавов и пеналами для их хранения.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Многоцелевая войсковая топливная перекачивающая установка ПСГ-240. 1982 год

Боевые и транспортно-заряжающие машины​

В конце 70-х небольшая военно-ремонтная база из Ржева получила важное задание переставлять ракетные пусковые установки БМ-21 «Град» с грузовиков «Урал-375Д» на новые дизельные «Уралы-4320». Оно свелось к перестановке глушителя из-под радиатора в правую часть шасси под ящик с принадлежностями.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Известная система залпового огня БМ-21 «Град», переставленная на грузовик «Урал-4320» (фото А. Гуляева)

Испытав обновлённые «Грады» в локальных конфликтах в жарких странах, на направляющих с реактивными снарядами стали устанавливать теплозащитные экраны, предохранявшие их от перегрева на солнце.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Боевая 40-зарядная установка БМ-21 «Град» на военном параде вооруженных сил Афганистана

В годы разоружения Советских вооруженных сил наиболее удачным развитием машин «Град» считалась береговая система залпового огня БМ-21ПД «Дамба» для охраны морских границ и уничтожения надводных и подводных целей противника. В ней применялись снаряды массой 75 килограммов с дальностью поражения до пяти километров и на глубине 200 метров.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Мощная установка «Дамба» для защиты побережья и военно-морских баз от действий пловцов-диверсантов

На шасси «Урал-4320» базировалось немало доработанных грузовиков с прицепами, специальных транспортных, перегрузочных и транспортно-заряжающих машин (ТЗМ), входивших в состав различных комплексов для обслуживания многочисленных ракетных систем, о которых практически ничего не было известно.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
ТЗМ 9Т232М на «Урале-4320» при заряжании опытной 50-ствольной системы залпового огня «Прима». 1988 год

На заглавной фотографии – эффектный транспортёр-работяга КТ-ЛМ на грузовике «Урал-4320» с навесным бронированием, созданный военными инженерами завода № 38 из подмосковных Бронниц.

Двигатель камаз-4308

В арсенале Камского автозавода не было дизельного двигателя, подходящего для компактного грузовика. Было решено не «изобретать велосипед», а обратиться к опыту зарубежных коллег.

Поскольку разрабатывать собственный дизель с чистого листа – означало бы затянуть выпуск на несколько лет. Хотя намерения такие имелись, и был даже предпринят поиск могущих пригодиться разработок, по техническим вузам ряда городов.

В итоге выход нашли в сотрудничестве с крупнейшим в мире производителем дизельных моторов – американской компанией «Камминз». Вначале это были поставки готовых двигателей, затем их запчастей с китайских и бразильских предприятий корпорации. А потом и организация совместного производства «Камминз/Кама» в Татарстане.

С 2009 года здесь действует полноценное производство, где локализовано изготовление всех основных узлов и деталей. Наиболее сложный узел двигателя – блок цилиндров –производится на российском литейном производстве «КамАЗ–Металлургия».

Некоторые отдельные детали двигателей для КамАЗ-4308 пока, правда, так и поставляются в Россию с китайских и бразильских заводов «Cummins». В частности, – топливная система «КоммонРэйл». Однако в ближайшие годы абсолютно все комплектующие для дизеля будут делать в России.

Сборка двигателей «Камминз» в Татарстане ведётся на высокотехнологичных автоматических линиях, с минимальным использованием ручного труда. Проектная мощность предприятия рассчитана на производство 25 тысяч дизельных агрегатов в год, что не только многократно покрывает потребности «КамАз»а, но и даёт возможность поставлять двигатели другим потребителям. В частности, дизели серии Cummins ISBe применяются не только на грузовиках, но и на комбайнах, на автобусах.

Вначале автомобили КамАЗ-4308 оснащали четырёхцилиндровым турбированным дизелем «Камминз» данной серии, который имел объём 4,5 литра и выдавал 140 лошадиных сил номинальной мощности; относился к экологическому классу Евро-2. В настоящее время «камазёнок» комплектуют 6-ти цилиндровым дизельным мотором Cummins ISB6.

По данным официального сайта Камского автозавода, технические параметры штатного двигателя автомобиля КамАЗ-4308 – Cummins ISB6.7e4 245, таковы:

  • Тип двигателя: дизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха;
  • Рабочий объём: 6,7 литров; Количество цилиндров – 6; рядного расположения;
  • Максимальная полезная мощность, при частоте вращения коленчатого вала 2500 об/мин: 178 кВт (242 л.с.);
  • Степень сжатия: 17,3;
  • Максимальный полезный крутящий момент, при частоте вращения коленвала 1200-1700 об/мин: 925 Нм (94 кгсм).

Двигатель «Камминз» очень долговечный и хорошо соответствует современным запросам в отношении полезной нагрузки и максимальной производительности – за счёт того, что он компактный, лёгкий и имеет высокую удельную мощность. Такие характеристики двигателя снижают до минимума расходы на его техническое обслуживание, по сравнению с другими дизельными моторами.

Кроме того, двигатель Cummins ISB6.7e4 245 работает настолько ровно и малошумно, что ранее это считалось вообще невозможным для дизелей такого класса.

Кабина камаз-4326

Кабина КамАЗ-4326 – классическая КамАЗовская, разработанная в 1970-х годах и выпускаемая серийно с 1976-го года. Она трёхместная, сиденья пассажиров раздельные; оснащённая гидравлическим подъёмником. В своём базовом варианте без спального места длина такой кабины составляет 1580 мм, наружная ширина – 2304 мм, а высота – 1420 мм.

Внутренняя ширина кабины составляет 2080 мм. Модель КамАЗ-4326 комплектовалась, в различных вариантах поставки,  не только обыкновенной кабиной, но и удлинённой – с компактным спальным местом, а также кабиной с увеличенной высотой потолка. Наружная длина кабины со спальным местом составляет 1980 мм.

В начале 2000-х КамАЗ-4326 получил обновлённую классическую кабину (ту, что определяется в официальной классификации Камского автомобильного завода как К2). Главным визуальным признаком её является более высокая крыша кабины уже в базовом исполнении.

Рулевая колонка регулируется, так же, как и водительское сиденье, однако пневмоподвески кресло водителя не имеет. В целом, устроиться удобно за рулём можно без особого труда. А вот сиденья пассажиров просто прикручены к полу. Бачок стеклоомывателя располагается в салоне кабины – необычное конструкторское решение.

Из-за значительного дорожного просвета кабина КамАЗ-4326 расположена высоко, значительно выше, чем на обыкновенных «не-внедорожных» или «гражданских» моделях. Однако садиться в неё удобно: подножкой служит петля из стальной «косички», а в нижней торцевой части проёма двери предусмотрены поручни.

Камаз с парнаса

Вообще-то гора Парнас в Греции — райское место, где, по преданию, обитают музы. А вот в одноименном районе Санкт-Петербурга — многоэтажки и хмурая промзона. Туда я отправился, чтобы познакомиться с новым КАМАЗом-54901, сравнить его с тягачом Mercedes Actros — и проехать с 20 тоннами пива Балтика по трассе М11!

Чего не хватает новому камскому тягачу — это имени. Вот немецкого прародителя зовут Actros, а у тягача КАМАЗ из перспективной серии К5 безликий индекс 54901 — попробуй выговори! Правда, камазовцы проводили конкурс, по итогам которого были отобраны названия Arden, Arus (почти что Аурус), Deus, Intro и Nova, но ни один из вариантов камазовцев не устроил, и новорожденный так и остался безымянным.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Такой стилисты Torino Design видели перспективную гамму КАМАЗа в 2022 году. Слева направо — модели 4308, 5308, 65206 и флагманский тягач 54901

Вкратце напомним, из чего он состоит. Кабина с высоким потолком и ровным полом — от современного тягача Mercedes Actros: специально для производства немецких кабин в Набережных Челнах был построен завод со сваркой, катафорезом и окраской. Но «выражение лица» и интерьер у КАМАЗа свои, оригинальные, их автор — итальянское ателье Torino Design.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

На КАМАЗ-54901 будет устанавливаться тандем из нового рядного двигателя КАМАЗ-910 мощностью 450 л.с. и «робота» ZF TraXon (на заднем плане)

В свою очередь, рядный двигатель (12 литров, 450 л.с.) хоть и производится на КАМАЗе, но разработан немецкой компанией Liebherr, что видно даже по воздушному компрессору: на нем стоит эта марка. Правда, Liebherr никогда не занимался моторами для дорожных грузовиков — говорят, в основе лежит MAN D26… Коробка передач — современный «робот» ZF TraXon, который устанавливается на ­МАНы, ДАФы, IVECO и Форды. Задний мост — Daimler, а вот передняя ось — HanDe из Китая.

Такой вот винегрет! Можно, конечно, рассуждать о том, что тут осталось родного, камазовского, но задачу завод выполнил — вывел на рынок флагманский тягач, который должен составить конкуренцию магистральным «европейцам». Сможет ли? И дело не только в надежности: водители, которые работали на «европейцах», — придирчивый народ. Да и я такой же — рулил всеми европейскими тягачами последних лет…

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Впервые новый тягач был показан на выставке Комтранс-2022

У камазовского прототипа, который демонстрировался на выставке Комтранс-2022, я обнаружил два эргономических просчета, о которых сказал тогдашнему главному конструктору Данису Валееву. Водительский поручень находился так близко к панели, что застревала рука, а верхняя полочка-«помойка» была сделана с отрицательным уклоном — мелочи с нее скатывались бы к лобовому стеклу. Камазовцы прислушались, и на экземплярах, показанных на Комтрансе-2022, эти элементы были уже удобными.

Ну а теперь в Санкт-Петербурге меня ждал товарный образец — с кабиной №00334, судя по наклейке под передней облицовкой. Но сперва пара слов о дилере ПарнасАвтоКомплекс, к которому я приехал. Столь модернового здания грузового центра, пускай и небольшого, я еще не видел ни в нашей стране, ни за рубежом! Заходишь — и настроение поднимается. За скошенными стеклянными стенами — интерьер, отделанный камнем и деревом, на стенах коридорчика — ярко-зеленая бутафорская растительность, вечером снаружи — красивая подсветка… По сравнению с этим здание соседнего продавца грузовиков Mercedes выглядит прозаично и даже уныло.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Мерседесовская родословная кабины — большое дело: здесь очень просторно! А освещение в КАМАЗе ярче, чем в Мерседесе

Марку Mercedes я упомянул неслучайно: поскольку кабины КАМАЗа-54901 и Актроса в основе своей одинаковые и оба тягача выпускаются в Набережных Челнах (но, конечно, не на одном конвейере и даже не в одном здании), то я сравнил их бок о бок, провел кое-какие замеры — и порулил, пересаживаясь с одного на другой. Однако сначала отправился ночевать в новом КАМАЗе — не зря же брал с собой тельняшку и спальный мешок!

«Казань брал, Астрахань брал…» — в европейских тягачах ночевал, даже в турецком Форде и китайском дальнобойном Фотоне, а вот в таком КАМАЗе еще не приходилось. В целом — понравилось.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал

Спать тут комфортно, за исключением некоторых нюансов

Ровный пол и высокий потолок невероятно удобны, ходишь как по квартире. Матрас прямо идеален для моей спины, в меру жесткий, — похоже, комфортнее, чем у Актроса. Верхняя кровать опускается и фиксируется безукоризненно, ее замки такие же, как у Актроса, но так же не хватает откидной лесенки: залезая наверх, приходится вставать на панель.

Камаз-4325: характеристики и цена, фотографии и обзор

КамАЗ-4325 – классический представитель крупнотоннажных грузовиков с колесной формулой «4х2», выпускаемый с 1991 года в модификациях шасси и бортовой автомобиль. Он не выделяется на фоне других моделей какими-либо экстерьерными «особенностями», а потому довольствуется стандартной кабиной с классическим дизайном и двумя вариантами исполнения: с высокой или низкой крышей.

Отметим, что для КамАЗа-4325 недоступна кабина со спальным местом, т.е. для дальних грузоперевозок данный автомобиль не предназначен.

КАМАЗ-4325

Шасси и бортовой КамАЗ-4325 имеют практически идентичные габариты. Разница заключается лишь в общей габаритной длине – бортовой грузовик немного длиннее, чем шасси: 7565 мм против 7485 мм. Колесная база обоих модификаций составляет 4200 мм, передний свес равен 1320 мм, а высота по верхней точке кабины (с высокой крышей) не превышает 2780 мм. При этом отметим, что при установке грузовой надстройки общая высота не должна превысить 3320 мм.

Также стоит добавить, что бортовая модификация дополняется заводской грузовой платформой размером 5162х2470 мм с металлическими откидными бортами высотой 750 мм. Погрузочная высота платформы — 1380 мм.

размер шасси КамАЗ-43253

Снаряженная масса шасси КамАЗ-4325 составляет 6050 кг. Грузоподъемность шасси – 9300 кг, при этом полная масса грузовика равна 15500 кг, а максимальная допустимая нагрузка на переднюю ось не должна превышать 6000 кг и на задний мост – 9500 кг. В свою очередь снаряженная масса бортового КамАЗ-4325 не превышает 6940 кг. Его грузоподъемность составляет 7500 кг, а полная масса — 14590 кг. Распределение допустимой нагрузки по осям обозначено производителем как 5310 кг против 9280 кг в пользу задней оси.

размер бортового КамАЗ-43253

Обе модификации КамАЗ-4325 комплектуются дизельным 6-цилиндровым рядным мотором CUMMINS 6 ISBe 210, снабженным турбонаддувом с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха. Рабочий объем двигателя равен 6,7 литра, его номинальная мощность заявлена производителем на отметке 210 л.с., а максимальная полезная мощность составляет 203 л.с. при 2500 об/минуту. Пик крутящего момента двигателя приходится на отметку 773 Нм, которые доступны уже при 1700 об/минуту. Агрегируется дизельный силовой агрегат с тремя вариантами механической коробки передач: 5-ступенчатая КАМАЗ-144 или КАМАЗ-142, а также 6-ступенчатая ZF 6S1000. Все три КПП имеют механическое дистанционное управление и однодисковое диафрагменное сцепление с гидроприводом.

«Дореформенный» КамАЗ-4325 построен на рамной платформе с рессорной подвеской спереди и сзади. На всех колесах используются барабанные тормозные механизмы с пневматическим приводом, барабанами диаметром 400 мм и колодками шириной 140 мм. Общая площадь тормозных накладок при этом составляет 6300 см2. Колесная формула  – 4х2 (передний привод).

Груженный КамАЗ-4325 на дороге с твердым покрытием способен разгоняться до максимальной скорости в 90 км/час. Внешний габаритный радиус поворота КамАЗ-4325 составляет ровно 10 метров. Автомобиль комплектуется двумя аккумуляторными батареями по 190 А*ч каждая, 28-вольтовым генератором мощностью 2000 Вт, а в качестве опции может быть оснащен коробкой отбора мощности и межколесной блокировкой.

Цена «дорестайлингового» КамАЗ-4325 на (вторичном) российском рынке составляет порядка 600 ~ 700 тыс. рублей (но во многом зависит от состояния машины).

Отзывы

Камаз-5310

Выпускается с 1976 года, работает совместно с прицепом, обеспечивая грузоподъемность до 8 т на авто и еще 8 т на буксире. Металлический кузов-платформа открывается с боков и сзади. Последняя модель предполагает установку защитного тента при необходимости.

КамАЗ-5310 имеет технические показатели:

  • длина машины — 7,5 м, ширина — 2,55 м;
  • вес транспорта со снаряжением — 7,2 т, масса прицепа — 3,55 т;
  • высота автомашины — 3,37 м;
  • колесная база — 3,195 и 1,315 м.

На приборной панели расположена сигнальная система с измерительными и контрольными датчиками, что обеспечивает безопасность шофера.

В моделях последних лет есть переключатель и двухстрелочный манометр для изменения высоты платформы и считывания числа оборотов силового оборудования.

Транспорт работает от дизельного четырехтактного двигателя, обеспечен топливным насосом золотникового типа с высоким давлением.

Камаз-53102

Самосвал для перевозки и самостоятельной разгрузки материалов, предназначен для съема фрахта с трех сторон. Применяется в качестве тягача, способного перевозить прицепное устройство весом до 11,55 т. Базовые модификации тяжеловозов буксируют 7-тонные полуприцепы, предусмотренные для разгрузки с двух боков.

Шасси автомобиля выполнено в виде заднеприводного трехосного механизма, колесная формула — 6х4. Передняя пара ободов управляется, задние оси немного сдвинуты. Технические параметры автовоза 53102 следующие:

  • длина машины — 3,330 м, высота — 1,865 м, ширина кузова — 1,15 м;
  • база колес — 2,08 м, дорожный просвет составляет 0,195 м;
  • мотор двухцилиндровый с системой, дающей мощность двигателя на выходе 165 кВт;
  • число оборотов коленвала достигает 5 тыс. за минуту, крутящий момент удерживается на показателе 2 тыс. витков;
  • Масса – 7 тонн;
  • Масса прицепа (полуприцепа) – до 11,5 тонны;
  • Осевая нагрузка – 6 тонн.

КамАЗ 53102 подходит для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов. Для этой модели подходит прицеп 8527, его масса – 7 тонн, имеет двухстороннюю боковую выгрузку.

На шасси устанавливаются пневматические колеса шириной 26 см.

Производительность обеспечивает четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с. Система жидкостного охлаждения эффективно работает с применением антифриза. Двигатель КамАЗ 740 отлично подходит для работы в условиях континентально климата, заводится даже в морозы.

На КамАЗ 53102 есть блокиратор межосевого дифференциала, что позволяет сделать управление грузовиком более легким и безопасным.

Камаз-53213

Грузовая спецтехника с удлиненным шасси по прототипу 53211. Оборудуется хозяйственными приспособлениями для работы на строительстве, в сельском производстве. Кузов выполнен из металла с настилом из дерева, боковые борта и задняя часть откидываются. Заводская стандартная модификация КамАЗа-53213 выпускается в виде грузового бортового тягача и предназначается для работы с прицепами в составе автопоездов.

Кабина для 3 человек, для удобства откидывается вперед. Ограждающие части изолированы от шума и холода, есть место для установки ремней безопасности и спальник. Мотор имеет систему предпускового разогрева. Параметры грузовика:

  • длина авто находится в пределах 8 м, высота машины — 2,85 м, ширина кузова — 2,55 м;
  • задняя колея — 1,87 м, передняя — 2,03 м, клиренс составляет 0,28 м;
  • масса большегруза с оснасткой — 7 т, с поклажей вес составляет 18,5 т;
  • мотор 8-цилиндровый, имеет объем 10,8 л;
  • максимальная мощность двигателя — 210 л. с. (частота 2,6 тыс. оборотов за минуту);
  • в других модификациях с измененными настройками мощность увеличивается до 242 л. с. (число кругов 2,2 тыс.).

Камаз-6511

Крупнотоннажная трехосная спецтехника имеет формулу 6х4 или 6х6. Техника выпускается в виде седельных тягачей, самосвалов, машин с бортовым кузовом. На некоторых прототипах предусмотрены шасси для монтажа специальных устройств, например подъемного манипуляторов.

Кабина оборудована стеклом панорамного типа с аэродинамическим защитным козырьком. В современных моделях реализованы удобства предшественников, благодаря чему КамАЗ-6511 хорошо раскупается на рынке спецтехники. На прицепной платформе становится 18 поддонов по европейским стандартам, монтируется тент из полимерного слоя. Промтоварные изолированные фургоны оборудуются шасси.

Характеристики одной из моделей (серия 65117, марка 65117-63):

  • длина — 10,23 м, высота — 3,92 м, ширина — 2,5 м;
  • предельный вес груза — 14 т;
  • для поворота требуется диаметр 10,8 м;
  • длина колесной базы — 4,98 м, ширина — 1,33 м;
  • двигатель 8-цилиндровый, дизель, модель 740.1962.280;
  • скорость передвижения — 92 км/ч;
  • допустимый вес на заднем мосту — 5,5 т, на переднем — 4,39 т;
  • объем бака для горючей смеси — 500 л, двигателя — 75 см³;
  • автомобиль КамАЗа-6511 весит без груза 9,79 т, с поклажей — 24 т, масса поезда — 38,5 т, прицепа — 14 т;
  • механическая коробка скоростей.

Машины аэродромных служб и химической защиты​

В область электростартерных агрегатов вошёл модернизированный вариант АПА-5Д для одиночного или группового запуска авиационных двигателей с двумя генераторами переменного и постоянного тока мощностью 40 и 52 кВт, а также поворотными решётчатыми стрелами. Вариант АПА-5ДМ отличался 60-киловаттным генератором.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Аэродромный агрегат электростартерного запуска АПА-5Д с откидными консолями для прокладки кабеля

Наиболее мощная стартерная машина АПА-100 размещалась в цельнометаллическом кузове с откидными крышками отсеков, где устанавливали вспомогательный дизель для привода блока генераторов с выходной мощностью 100 кВт.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Тяжёлый многоцелевой пусковой агрегат АПА-100 с максимальной мощностью электрогенератора

Модернизированная тепловая машина ТМС-65М могла на стоянке и в движении производить химическую обработку местности и техники горячей выхлопной смесью от турбореактивного двигателя, а также производить постановку маскирующих аэрозольных завес.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Обновлённая тепловая установка ТМС-65М с турбореактивным рабочим агрегатом на шасси «Урал-4320»

О гоночном  камаз-4326 vk – многократном триумфаторе ралли дакар и шёлковый путь

КамАЗ-4326 VK – это гоночный грузовик массой восемь с половиной тонн, который может ехать по бездорожью со скоростью 140 км/ч. Он оснащался восьмицилиндровым М-образным 16,2-литровым двигателем ЯМЗ 7Э846.10-07 мощностью в 830 лошадиных сил. Средний расход дизельного топлива по асфальту составляет около 50-60 литров на 100 км, на бездорожье – 130-150 литров, а по песчаной пустынной пересечённой местности – около двухсот литров. Топливный бак вмещает тонну солярки. Коробка передач – 16-ти ступенчатая, от ZF.

За ярким кузовом, расцвеченным логотипами спонсоров, – пустота. Лёгкие алюминиевые панели только имитируют грузовой отсек. Всё необходимое экипажу имущество перевозится в ящике, который расположен в районе задней оси – набор инструментов и запасных частей, приспособления для выкапывания грузовика из песков, огнетушитель. Две запаски расположены в задней части «грузового отсека».

Тормоза у грузовика КамАЗ-4326 VK барабанные, поскольку после попыток использовать дисковые механизмы от них решено было отказаться – горят после интенсивных торможений на горных участках. Но у конкурентов есть дисковые тормоза, поэтому в команде «КамАЗ-Мастер» не исключают их применения и занимаются поиском спецматериалов, способных сделать тормоза более выносливыми.

Особенности устройства рамы, подвески, грузовой платформы

На клёпаную раму КамАЗ-4326, усиленную дополнительными лонжеронами, устанавливаются все основные агрегаты и узлы автомобиля.

В основе подвески грузовика находятся рессоры полуэллиптического типа. На передней тележке используются продольные полуэллиптические двухлистовые одноушковые рессоры, вместе с парой гидравлических телескопических амортизаторов с резиновыми буферами, задние концы рессор со скользящими опорами.

Задняя подвеска автомобиля КамАЗ-4326 выполнена на двух продольных полуэллиптических одноушковых рессорах и гидравлических телескопических амортизаторах. Концы рессор сделаны скользящими. Дополнительно автомобиль оборудован стабилизатором поперечной устойчивости, для предотвращения опрокидываний и кренов во время движения по склонам и пересечённой местности.

Грузовая платформа бортового автомобиля – стальная, с откидными боковыми и задними бортами, в зависимости от комплектации оборудуемая каркасом и тентом. Колёса –дисковые, с односкатной ошиновкой на обоих мостах. В ряде комплектаций, на полноприводные двухосники КамАЗ-4326 устанавливались лебёдки.

Остальные модификации

КамАЗ-4310 относится к спецтехнике с хорошей проходимостью, модель впервые увидела свет в 1981 году. Создан на базе механической коробки скоростей, полноприводной трансмиссии и передачи крутящего момента на несколько механизмов. Двойная передача ведущих осей осуществляется коническими шестеренками совместно с парой цилиндрических звездочек.

Модель 651150 несколько раз изменялась при производстве, но выпускается и сегодня. Простой в работе, грузовик используется для перевозок со скоростью 95-100 км/ч даже без дорог.

Объем мотора КамАЗ-343101 составляет 6,7 л при мощности до 282 л. с. Коробка скоростей рассчитана на 9 ступеней. В продаже есть усиленные прототипы с мощностью двигателя до 300 или 325 л. с. Увеличение показателей не влияет на количество использованного горючего.

Образец техники марки 65113 с хорошей маневренностью и улучшенной модернизацией передвигает вес 38 т, в качестве дополнительной площадки используются тентованные и контейнерные полуприцепы.

Подвеска камаз-4308

Подвеска среднетоннажного КамАЗа соответствует современным международным стандартам. В состав рессор входят параболические малолистовые конструкции с увеличенной длиной (2 метра). В задней части автомобиля монтируется трехлистовая конструкция, в передней – двухлистовая.

Такая конструкция подвески облегчает задачи по ремонту и обслуживанию автомобиля. Подвеска также имеет электронное управление и обеспечивает подходящую для погрузки (разгрузки) высоту кузова.

Рессоры закреплены через специальные резиновые втулки, и это устраняет излишние шумы при движении машины. Благодаря прогрессивной конструкции подвески, достигается также отличная плавность хода грузовика.

Автомобиль выпускается в двух исполнениях колёсной базы разной длины; есть возможность оснащения задней части кузова пневматической подвеской, что позволяет делать и без того невысокую погрузочную высоту ещё ниже, делая эксплуатацию грузовика ещё более удобной.

Тормозная система имеет пневматическое регулирование и дисковые тормоза всех колёс. Колёса автомобиля обуты в бескамерную резину размерностью 245/70R19,5. Ввиду отсутствия на отечественном рынке шин данной размерности, пока их закупают за рубежом.

В целом, КамАЗ-4308 очень удобен в эксплуатации, особенно в черте города. Он способен «взять на борт» до 6 тонн груза. Использование большого количества проверенных импортных комплектующих повышает надёжность, а современный дизельный мотор обеспечивают более чем приемлемую экономичность.

Радиотехнические средства связи, управления и разведки​

В типовых кузовах на шасси «Урал-43203» с автономным питанием базировалось обширное семейство новых и переставленных с «Уралов-375А» всевозможных радиотехнических и радиолокационных систем разных классов и назначения, средств управления, разведки и командно-штабных машин.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Антенная машина радиолокационной станции П-18 «Терек», переставленная с «Урала-375А» на шасси «Урал-4320»

Наряду с модернизированными станциями тропосферной связи в двух аппаратных на машинах 43203 с кузовами КМ-4320 была создана 40-канальная авиатранспортабельная система Р-441У с антеннами диаметром 1,8 метра, служившая для ретрансляции телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи со спутников, находившихся на разных орбитах.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Приёмо-передающая аппаратная спутниковой связи Р-441У «Ливень-У» в двух автофургонах и одном прицепе

К другим достижениям в радиотехнической области на автомобильных шасси относили станцию радиопомех Р-325У, автоматизированную аппаратную Р-330У для подавления связи, модернизированную установку 1Л22-1 для опознавания летательных аппаратов и машину 1В153 автоматизированного управления артиллерийским огнем.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Комплексная аппаратная Р-330У подавления ультракоротковолновой связи в тропическом исполнении с прицепом-электростанцией

С 1990 года на двух автомобилях 43203 с кузовами КМ-4320 размещалось радиолокационное и пеленгационное оснащение метеорологического комплекса РПМК-1 «Улыбка» для получения сведений о состоянии атмосферы с целью обеспечения запусков ракет, полётов авиации, работы артиллерии и расчёта зон поражения.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка» на двух машинах 43203 с радиолокационным оборудованием. 1990 год

Седельные тягачи 44202 двойного назначения работали в составе секретных автопоездов с глухими одноосными полуприцепами (кабинами) ОдАЗ-828 с радиоприёмными узлами связи Р-361М, полевыми пунктами управления Р-362М и системами жизнеобеспечения, а также защитой от радиоактивных, отравляющих и бактериологических средств.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Многоцелевой тягач «Урал-44202» с радиоузлом связи Р-361М в безоконном полуприцепе ОдАЗ-828

Рулевое управление и тормоза камаз-4326

Автомобили КамАЗ-4326 оборудованы рулевым управлением с гидроусилителем, объединённым в одном агрегате с рулевым механизмом. В составе рулевого управления –колонка с валом рулевого колеса, карданный вал, угловой редуктор, механизм рулевой с гидроусилителем, рулевой привод, насос гидроусилителя, радиатор и трубопроводы высокого и низкого давления.

Рулевой механизм КамАЗ-4326  имеет 2 рабочие пары: винт с гайкой на циркулирующих шариках и поршень-рейку, зацепляющуюся с зубчатым сектором вала сошки. Передаточное отношение рулевого механизма равно 20:1. Рулевой механизм прикреплен к левому кронштейну передней рессоры и соединен с валом колонки рулевого управления карданным валом, имеющим два шарнира.

В конструкции грузовика КамАЗ-4326 использованы, в качестве основной тормозной системы, барабанные тормоза с пневматическим приводом. Кроме основных тормозов, предусмотрены ещё три дополнительных – резервный, стояночный и вспомогательный. Несмотря на общность большинства рабочих узлов данных систем, каждая из них может использоваться в автономном режиме от других.

Стоимость подержанного грузовика камаз-4326

На электронных досках объявлений можно найти немало предложений к продаже автомобилей данной модели (в особенности, в тех регионах, где хороших дорог нет и не предвидится). Разброс цен довольно большой, напрямую зависящий не только от года выпуска автомобиля, но и от специальных надстроек, которые установлены на его шасси.

К примеру, за вахтовый автобус 2022 года выпуска в Когалыме просят 1 200 000 рублей. Телескопический автогидроподъёмник АГП-22М на базе КамАЗ-4326 2022 года выпуска в Благовещенске оценивается в 1 650 000 рублей. За ямобур – буровую установку на базе ПСКБМ-1 – просят в Ярославской области 2 200 000 рублей.

Особенная тема – вахтовки и кунги, переделанные в «дома на колёсах», обладающие высокой степенью автономности и предназначенные для затяжных выездов на охоту и (или) рыбалку. Так, непритязательный и спартанский, переделанный для охоты вахтовый автобус на шасси КамАЗ-4326 2000 года выпуска продаётся за 1 000 000 рублей.

Более или менее комфортабельный «дом на колёсах»: с газовой плитой и оборудованием, резервуаром для воды, с возможностью её подогрева, металлической раковиной и компактным душем, спальными местами и обеденным столом, и т.п., также 2000 года выпуска идёт за 2 200 000 рублей.

Технические характеристики камаз-4326 в цифрах

  • Грузоподъёмность: шасси – 5050 кг; грузовика с цельнометаллической бортовой платформой – 4000 кг.
  • Допустимая масса буксируемого прицепа – 7000 кг по шоссе, 5000 кг по грунту.
  • Снаряжённая масса автомобиля: шасси – 6250 кг; грузовика с бортовой платформой – 8025 кг.
  • Нагрузка на мосты: передний – 4225 кг; задний – 2025 кг.
  • Полная масса автомобиля – 11600 кг.
  • Нагрузка на мосты: передний – 5600 кг, задний – 6000 кг.
  • Габаритные размеры: длина 7,935 м, ширина – 2,5 м, высота (по кабине) – 2,945 м.
  • Размеры стандартной бортовой платформы: длина 4,8 м, ширина 2,32 м, высота бортов 0,5 м.
  • Погрузочная высота – 1,535 м.
  • Дорожный просвет – 385 мм.
  • Колёсная база – 4200 мм.
  • Ширина колеи передних и задних – 2,01 м.
  • Наружный габаритный радиус поворота – 11,3 м.
  • Максимальная скорость – 90 км/ч.
  • Расход дизтоплива – 25 литров на 100 км пробега.
  • Объем топливного бака (ов) – 170 125 литров.
  • Полный запас хода – 1180 км.
  • Размер шин – 425/85 R21 (1260х425-533Р), с регулировкой внутреннего давления.
  • Размер ободов колёс – 12,2-20,9 (310-533).
  • Преодолеваемый брод – 1,5 м.
  • Преодолеваемый подъём /уклон, при полной массе автомобиля – 31 градус.

Технические характеристики моделей

Спецтехника передвигается и работает с помощью тормозной системы и рулевого управления. Последнее связано с колесами впереди и меняет направление хода, регулируя гидроусилители. Тормозная система останавливает автомобиль, резко или постепенно уменьшая его скорость.

В зависимости от сочетания приводных осей и колесной оснастки автомобили подразделяются на виды:

  1. Два моста с двигательным приводом на задний шкив и управляемыми передними скатами относятся к машинам стандартной проходимости. Формула их описания рассматривается как 4х2, где первая цифра обозначает число колес, вторая — количество ведущих единиц.
  2. Для моделей с передним и задним ведущими мостами колесная формула имеет вид 4х4.
  3. Техника с двумя ведущими мостами и аналогичными колесами в задней части обозначается штампом 6х4. В этом случае управляется только мост в передней части.
  4. Машины с тремя ведущими мостами описываются формулой 6х6, тяжеловозы с такими техническими характеристиками работают в труднодоступных местах и отличаются большой грузоподъемностью.
  5. Новый модельный ряд содержит семейство с обозначением 8х8, представители которого работают в военной отрасли, используются для аэрокосмических перевозок.

Типовые кузова-фургоны

При переходе на шасси 43203 гамму обитаемых кузовов составляли бескаркасные фургоны К-4320, каркасно-металлические КМ-4320 и их производные. От прежних конструкций они отличались алюминиевой или металлической обшивкой, фильтровентиляционной установкой, возможностью перевозки грузов на крыше, количеством и расположением окон, дверей и люков.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Автомобиль-шасси «Урал-43203» с мастерской радиотехнического ремонта МРТО в кузове КМ-4320

При экспорте «Уралов-4320» в Народную армию ГДР предприятия группы LAKмонтировали на них собственные съёмные фургоны для размещения тяжелого ремонтного оборудования и автономных дизельных электростанций.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
«Уралы-43203» с кузовами LAK-IIC (ГДР) с ремонтно-механическим оснащением (слева) и LAK-III с электростанцией

Трансмиссия, мосты и тормоза камаз-4308

КамАЗовский среднетоннажник комплектуется коробкой передач от своих «старших братьев», типа КамАЗ-141, с передаточными значениями 0,72-5,62. Это надёжная и проверенная разработка Камского автозавода. Поскольку разрабатывали её для агрегатов большей мощности, то она имеет очень большой запас прочности.

Для лучшего взаимодействия этой КПП с современным двигателем в конструкции трансмиссии было использовано диафрагменное однодисковое сцепление оттяжной конструкции венгерской фирмы «Sachs», работающее в сухой среде. Привод сцепления – гидравлический с пневмоусилителем.

Также есть возможность приобрести КамАЗ-4308, оснащённый шестиступенчатой механической автоматизированной коробкой передач известной фирмы «ZF» – модель ZF 6S1000. КамАЗ-4308 оснащается современным ведущим мостом с гипоидным редуктором.

В его устройстве присутствует блокировка межосевых дифференциалов, повышающая маневренные и проходимые возможности машины.

Особенностью ходовой части является использование переднего моста от «крупнотоннажника» КамАЗ-5320, в котором были уменьшены ступицы, подшипники, а также цапфы поворотных кулаков. Тормоза на «камазёнке» импортные, «Haldeх» или «Wabco», дисковые – и передние, и задние, взаимозаменяемые.

Успешный и своевременный старт модели; сфера её применения

О создании вовсе не характерной для завода «КамАЗ» продукции – собственной модели среднетоннажного грузовика – на предприятии задумались в начале двухтысячных, вдохновившись примером коллег с Минского автозавода. В 2000 году на «МАЗ»е была запущена в серию быстро завоевавшая популярность модель низкорамного бескапотного грузовика МАЗ-4370 «Зубрёнок», грузоподъёмностью в 5 тонн.

К этому времени на рынке СНГ возник устойчивый спрос на грузовые автомобили данного класса. А удовлетворялся он преимущественно подержанными грузовиками японских и европейских автоконцернов.

Поскольку наши предприятия, «отвечавшие» в советские времена за выпуск грузовых машин средней грузоподъёмности, – ЗИЛ и ГАЗ – не предлагали ничего «идущего в ногу со временем». Семейства ГАЗ-3307, ЗИЛ-4331 и их модификации безнадёжно устарели и уже не выдерживали конкуренции в новых экономических условиях.

На представительной VIII Международной специализированной выставке «Коммерческий автотранспорт-2007», проходившей в апреле/мае 2007 года в столичном МВК «Крокус-Экспо», новый КамАЗ-4308 получил звание «Лучшего грузовика отечественной разработки». А также добился второго места в номинации «За успехи в освоении отечественного рынка».

Причём «камазёнок» был представлен в «Крокусе» не только как обычный грузовик, но и в ряде разнообразных модификаций. В частности, авто-эвакуатора с кран-манипуляторным устройством, двухъярусного эвакуатора и изотермического автофургона с гидробортом.

При разработке первого в Набережных Челнах среднетоннажника специалисты КамАЗа постарались максимально унифицировать большинство агрегатов и узлов с уже производимыми заводом грузовиками «старших классов». Делалось это из соображений сокращения издержек при производстве.

В итоге получился настоящий «КамАЗ-бэби», с легко узнаваемой кабиной, которой уже «Бог знает, сколько лет…» «КамАЗ» и в уменьшенном варианте так и остался «КамАЗ»ом. Однако внешний вид для коммерческого грузовика – это малосущественный фактор, главное другое – его способность приносить прибыль. Реальный опыт эксплуатации убедительно доказал, что с этой способностью у «камазёнка» всё в порядке.

Эвакуационная и инженерная автотехника​

С появлением «Урала-4320» номерные военные предприятия приступили к мелкосерийному производству новых для Советской армии колёсных эвакуационных транспортёров-тягачей и машин техпомощи.

Авторемонтный завод № 57 наладил выпуск эвакуатора ТК-5ВМ, переименованного в КЭТ-Л – колёсный эвакуационный тягач лёгкий. В его оснащение входила семитонная лебёдка, гидравлический кран и заднее подъёмное устройство для транспортировки поврежденной автотехники в полупогруженном положении.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Мелкосерийный эвакуационный тягач КЭТ-Л с задним подъёмным устройством. 1985 год (архив 21 НИИЦ)

За ним появился бортовой колёсный транспортер КТ-Л. Помимо лебёдки на нём смонтировали бампер для расчистки проходов при буксировке военных машин на жёсткой сцепке или в полупогруженном состоянии. На его основе завод № 38 построил вариант КТ-ЛМ с навесным бронированием из стальных листов толщиной семь миллиметров.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Бортовой колёсный транспортер КТ-ЛМ с навесным бронированием конструкции 21 НИИИ. 1988 год (фото автора)

В середине 80-х были собраны опытные образцы грузовиков технической помощи серии МТП с четырёхтонным гидрокраном и лебёдкой для эвакуации по шоссе поврежденных транспортных средств, заправки их топливом, маслами и специальными жидкостями.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Серийная машина техпомощи МТП-А2.1 с гидроманипулятором для эвакуации автотехники (фото автора)

В это же время на шасси 4320, 43202 и усиленном многоцелевом варианте 5557 было создано семейство войсковых и инженерных гидрокранов грузоподъемностью от 6,3 до 15 тонн с телескопическими стрелами длиной до 14 метров и высотой подъёма грузов 26 метров.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Модернизированный телескопический 6,3-тонный войсковой автокран КС-2573 на шасси «Урал-5557» (фото автора)

К инженерной автотехнике относились мобильные осветительные агрегаты 15Т460 с автономной электростанцией и шестью выносными прожекторами, а также машины 15Т261 для освещения рабочих мест под открытым небом и в помещениях со взрывоопасной средой.

Как Урал-4320 получил дизельный мотор и стал основным армейским тяжёлым грузовиком - КОЛЕСА.ру – автомобильный журнал
Передвижной агрегат 15Т460 для освещения крупных воинских помещений и монтажных площадок

Отзывы о грузовиках камаз-4326

Грузовик КамАЗ-4326 зарекомендовал себя как достойный собрат других отечественных «проходимцев» (ГАЗ-66, ГАЗ-3308 «Садко», КамАЗ-43114) – надёжный и неприхотливый покоритель бездорожья. Эти машины до сих пор с успехом эксплуатируются во многих регионах нашей страны, а также во многих республиках бывшего Союза.

В сравнении с аналогичным внедорожным КамАЗом-трёхосником (с колёсной формулой 6х6), КамАЗ 4х4 едет значительно легче, и расход горючего у него значительно меньший. Если брать грубо и примерно, то 30 литров на 100 км, вместо 40-ка литров у 6х6. Железок всяких и шин на него требуется меньше.

Владелец бортового КамАЗ-4326 с крано-манипуляторной установкой, занимающийся перевозками грузов, характеризует машину как «проверенный временем, надёжный автомобиль». Не отрицая факт достаточно частых поломок, он всё равно даёт грузовику высокую оценку: запасные части, как и сам автомобиль, стоят на порядок дешевле импортных аналогов.

Кабина тёплая и довольно удобная для автомобиля такого класса, зимою печка прогревает салон очень хорошо, регулировок сиденья хватает сполна, задействовать необходимые органы управления не составляет никакого труда. Грузоподъёмность для работы и перевозок с КМУ у автомобиля хорошая, несмотря на то, что довольно часто приходится приходится перегружать, с этим он справляется легко. Двигатель достаточно мощный, с хорошим запасом тяги.

Отзывы водителей и владельцев камаз-4308

В условиях реальной интенсивной эксплуатации грузовик КамАЗ-4308 показал себя достойно, и отзывы о его возможностях, в большинстве своём, положительные. Рентабельность у машины высокая, срок окупаемости небольшой.

Современный дизель с электронной топливной системой «CommonRail» обеспечивает небольшое потребление горючего, в пределах 14-18 литров на 100 километров в смешанном типе. Грузовик, у которого расход топлива не больше, чем у джипа, – настоящая находка в современных экономических условиях.

Интерьер в кабине не очень красив, но сделан добротно, зазоров и скрипов не наблюдается. Шумоизоляция в норме, двигатель не досаждает вибрацией и излишним шумом. Скорости переключаются легко, бесшумно, запас мощности у движка хороший, «прёт неплохо, при желании можно и погонять». Тормоза работают просто безупречно.

Водители и владельцы с удовольствием отмечают надежность, выносливость и неприхотливость машины: «пробег более 300 000 км; ездили на нём и днём и ночью, ходил по рукам, перегружался, но остался цел». И это без глобальных и даже сколько-нибудь серьёзных поломок!

Типичные недостатки, о которых говорят почти все:

При серьёзной весовой нагрузке передние двухлистовые рессоры проседают, «ложатся» на отбойники, а то и ломаются. Поэтому многие уже после нескольких рейсов меняют 2-х листовые рессоры на 3-х листовые, и проблема решается.

По мнению некоторых водителей, педали (газ, тормоз, сцепление) расположены «лесенкой», что не очень удобно. Нередки претензии к интерьеру салона: «за такие деньги можно было бы сделать и покрасивее». Металл, несмотря на заявленную производителем антикоррозийную обработку, всё же «ржавеет понемногу».

Однако в целом КамАЗ-4308 показал себя с наилучшей стороны: быстро окупается и стабильно приносит прибыль; работает без серьёзных поломок, а мелкие устраняются достаточно быстро, просто и недорого.

Оцените статью
Камаз