КамАЗ 43118-24

КамАЗ 43118-24 Камаз

Грузовой автомобиль

Водителям грузового автотранспорта также нужно помнить о том, как правильно перевозить определенные типы грузов:

  • крупногабаритные;
  • опасные и другие.

Штрафы за нарушение предусмотрены статьей 12.21 КоАП. Они разделяются на три типа:

  • для физического лица — 1500-2000 рублей;
  • для должностного лица — до 15 000 рублей;
  • для юридического лица — до 400 000 рублей.

В некоторых случаях при перевозке грузов может понадобиться разрешение на провоз. Если его нет, то вас также ждет штраф.

В некоторых ситуациях, когда на груз оформлены документы, и вес не совпадает с тем, что представлен в бумагах, дополнительно инспектор может наложить штраф в размере 5 000 рублей. Для компаний он возрастет минимум в 50 раз.

Инспектор ГИБДД не имеет права выписывать штраф, если не произошло контрольное взвешивание. На глаз перегруз определить можно, но доказать его нельзя никак.

Допустимая масса транспортных средств

Летом 2022 года в силу вступили изменения в соответствующие акты о перевозке грузов по российским дорогам. На основании этого документа введены новые нормы допустимой массы автомобилей.

Например, максимальный вес машины, которая имеет право без дополнительного разрешения выезжать на дорогу, составляет 44 тонны. Это предельный максимум.

Для легковых автомобилей таких норм, конечно, не существует. Но значит ли это, что можно перегружать свою машину и ездить безнаказанно? Предел все-таки существует. Он заключен в том, что запрещается перевозить большое число пассажиров. Это наказывается соответствующим штрафом.

Допустимая осевая нагрузка

В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.

Итак, все автомобили разделяют на два класса:

  1. «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
  2. «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.

Ниже указаны допустимые значения.

В первую очередь, для автомобилей:

  • с двумя осями — 18 тонн;
  • с тремя осями — 25 тонн;
  • с четырьмя осями — 32 тонны;
  • с пятью осями — 35 тонн.

Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:

  • с тремя осями — 28 тонн;
  • с четырьмя осями — 36 тонн;
  • с пятью осями — 40 тонн;
  • с шестью осями и более — 44 тонны.

Допустимые нормы

Законодательными актами в РФ установлены следующие нормы нагрузок:

Оси

двухосные, т

трёхосные, т

чётырехосные, т

пятиосные, т

шестиосные и более, т

одиночные

18

25

32

35

Автопоезда, прицепы, полуприцепы

28

36

40

44

Существующие в РФ дороги и трасс имеют различную степень разрешённых нагрузок. Водителям большегрузов и специалистам–логистикам при выборе маршрутов и направлений движения следует учитывать следующие нормы:

одиночные

Автопоезда, прицепы, полуприцепы

Расстояние между осями, м

от 2,5

до 1

1 – 1,3

1,3 – 1,8

Степень разрешённой нагрузки:

6 т/на ось, тележку

5,5

8

9

10

10 т/ось, тележку

9

10

13

15

11,5 т/ось, тележку

10,5

11,5

14

17

Исключения допускают только для транспорта Вооружённых сил РФ.

Законодательные ограничения других стран

Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.

Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.

Страны/автомобильдвухосныйтрехосныйчетырехосныйприцеп в 2 осиприцеп в 3 осиавтопоезд в 4 осиавтопоезд в 5 и 6 осейавтопоезд седельный 3 осиавтопоезд седельный 4 оси
Польша192630182437402938
Германия172432182435402735
Франция1926261924384038
Бельгия192832203038442939
Испания2026262026383838
Беларусь2025262026364438
Казахстан182532182432442838

Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.

К чему приводит перегруз?

Ответственность за перегруз — это очень серьезно дело. Подобные действия порой приводят к серьезным последствиям, среди них:

  1. Создание аварийной ситуации. Перегруженный автомобиль движется по дороге не стабильно. Помимо этого, нагрузка создает давление на ось, которая в один момент может не выдержать.
  2. Разрушение дорожного полотна. С этим сложно поспорить, но перегруженные автомобили действительно разбивают дороги. Ямы на них — это огромная проблема страны, штрафы не всегда способны покрыть наносимый ущерб.
  3. Детали автомобиля и его части быстрее приходят в негодность, устаревает и ломается также само транспортное средство.
  4. Если авто перегружено, то путь торможения будет более длинным, что создаст дополнительный риск аварийной ситуации.

Это не все факторы, на основании которых водителей могут строго оштрафовать.

Как законы ограничивают максимальную нагрузку

В России грузоперевозки по автодорогам регламентируются рядом нормативных актов. Интересующий нас сейчас — Федеральный закон об автомобильных дорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В нем указываются общие требования к грузовикам на дорогах, а также есть пункт, утверждающий максимальную нагрузку на ось.

Единственное исключение — машины вооруженных сил.

После получения разрешения владелец должен будет согласовать маршрут и восстановить ущерб, нанесенный дороге. Эксплуатация грузового автомобиля с нагрузкой выше допустимой наверняка приведет к повреждению дорожного покрытия.

Если превышение нагрузки составляет не более 10%, то такое разрешение можно получить в упрощенном режиме, в течение одного дня. Если же нагрузка значительно больше, то владельцу транспортного средства придется потратить как минимум неделю, собирая необходимые документы и объясняя инстанциям, почему без превышения нагрузки не обойтись.

Намного проще будет разделить груз на несколько автомобилей, чтобы снять чрезмерную нагрузку. Это будет и быстрее, и финансово выгоднее — за большое превышение нормы нагрузки от вас потребуют довольно серьезной денежной компенсации для восстановления дорожного полотна.

Ниже вы видите таблицу, которая регламентирует допустимые нагрузки на оси. Это второе приложение к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, то есть законодательно закрепленный документ. Для определения подходящей загрузки фуры нужно руководствоваться именно им.

Легковой автомобиль

В Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова о перегрузе легковых транспортных средств. Никто не взвешивает их на дороге. В этом случае у инспектора может найтись иной повод для того, чтобы выписать штраф.

Те, кто нагружает легковой автомобиль под завязку, знают, как это влияет на управляемость, заносы и износ деталей. Чаще всего водителям легковых машин выписывают штраф за неправильную перевозку пассажиров. Их можно разместить ровно столько, сколько было утверждено в документах.

Штрафы предусмотрены следующие:

  • предупреждение;
  • 500 рублей за нарушение правил перевозки;
  • 1000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности.

Итак, перегруз автомобиля — это серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Прежде чем отправляться в дорогу, хорошо изучите правила. Если транспортные компании берут всю ответственность на себя, то частному водителю придется за все отвечать самостоятельно.

Нагрузка на ось автомобиля: как просчитать?

Одним из видов автомобильных весов являются автомобильные весы для поосного взвешивания, предназначенные для определения нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие весы можно увидеть вблизи мостов и других дорожных сооружений. Перед весами, как правило, установлен соответствующий дорожный знак с допустимой нагрузкой на ось автомобиля. Попробуем разобраться в сущности понятия «нагрузка на ось».  Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны соотношением:

Нагрузки на оси автомобилей

Одним из видов автомобильных весов являются автомобильные весы для поосного взвешивания, предназначенные для определения нагрузки на каждую ось автомобиля. Такие весы можно увидеть вблизи мостов и других дорожных сооружений. Перед весами, как правило, установлен соответствующий дорожный знак с допустимой нагрузкой на ось автомобиля. Попробуем разобраться в сущности понятия «нагрузка на ось».  Нагрузка на ось (осевая нагрузка) – это нагрузка от массы автомобиля, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси. Масса автомобиля (снаряженная или полная) и нагрузки на его оси связаны соотношением:

Масса автомобиля = Нагрузка на переднюю ось Нагрузка на заднюю ось.

   Например, для двухосного грузового автомобиля «Газель» (ГАЗ-3302) это соотношение имеет вид:

3500 кг (полная масса) = 1200 кг 2300 кг.

   Для трехосных автомобилей, у которых средний и задний мост объединены в заднюю тележку, вышеуказанное соотношение немного отличается:

Масса автомобиля = Нагрузка на переднюю ось Нагрузка на заднюю тележку.

  Например, для трехосного бортового автомобиля КАМАЗ-53215 распределение массы выглядит следующим образом:

19650 кг (полная масса) = 4420 кг 15230 кг.

   Как видно из приведенных соотношений, нагрузка на заднюю ось или тележку грузового автомобиля всегда больше, чем нагрузка на переднюю ось, так как грузовая платформа всегда расположена в задней части автомобиля. Передняя ось нагружается, в основном весом кабины и силового агрегата, а задняя ось или тележка – гораздо большим весом перевозимого груза.
   В соответствии с описанным распределением весов в автомобилестроении, в эксплуатации автомобилей и дорожном хозяйстве используется термин «максимальная осевая нагрузка» — это нагрузка от полной массы автомобиля, приходящаяся на самую нагруженную ось или тележку.

    Допустимая осевая нагрузка- разрешённая нагрузка, передаваемая на дорогу колёсами одной оси автомобиля. Этот параметр используется при проектировании автомобилей. Например, для двухосных автомобилей допустимые осевые нагрузки установлены в следующих пределах:

Расстояние между осями(м)Допустимая нагрузка на каждую ось (т)
Автомобили группы ААвтомобили группы Б
Свыше 2,0010,06,0
1,65 – 2,009,05,7
1,35 – 1,658,05,5
1,00 – 1,357,05,0
До 1,006,04,5

   К группе А относятся автомобили, у которых максимальная осевая нагрузка составляет 6 – 10 т. Их эксплуатация допускается только на дорогах I – III категории. К группе Б относятся автомобили с максимальной осевой нагрузкой 6 т, эксплуатация которых допускается на всех автомобильных дорогах.
   Таким образом, нагрузка на ось автомобиля – это один из основных весовых параметров автомобиля, используемый при его проектировании и эксплуатации.

  Расчет предельной нагрузки на ось. 

    Одним из главных критериев является категория дороги, по которой перевозится груз: «В настоящее время инструкция разбивает дороги на две группы – группа «А» (дороги 1-3 категории)

и группа «Б» — усиленные дороги 4 категории. Для 2-3 категории допустимая нагрузка составляет 10 тонн на одну ось. Для дорог группы «Б» предельная нагрузка на одну ось не должна превышать шести тонн. При этом в зависимости от межосного расстояния допустимая нагрузка уменьшается.

Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем больше они давят на некоторую площадь дорожного полотна. Здесь разработаны такие критерии: с 2м до 1,65м разрешена нагрузка в 9 тонн. Правда, здесь еще учитывается, двухосная или трехосная тележка; 1,65-1,35 м – 8 тонн;

1,35-1 м – 7 тонн. Менее метра, хоть это и редко встречается,  — 6 тонн. Сами сотрудники постов весового контроля при определении допустимой нагрузки пользуются специальными справочниками, где расписаны предельные нагрузки для всех типов грузовиков.

Еще одним фактором, который приходится учитывать, является предельная допустимая масса транспортного средства: для дорог группы «А» предельная масса автопоезда не должна быть выше 38 тонн. Дороги группы «Б» менее выносливы и могут выдержать только 28,5 тонн. Впрочем, для них и это слишком много, ведь изначально они вообще не были рассчитаны на движение большегрузного транспорта ни по крепости дорожного покрытия, ни по грузоподъемности мостовых сооружений.     Не стоит забывать и о сезонных ограничениях.

В нашей стране, как известно, с середины апреля до середины мая допустимая нагрузка на ось у тяжеловозов ограничивается 6 тоннами. Хотя, по мнению некоторых специалистов, это все еще слишком много. В своих выкладках они опираются, например, на опыт Беларуси.

В прошлом году сезонные ограничения там были уменьшены до 5 тонн на ось. Как ни странно, экономика это выдержала без особых проблем. Транзитникам, правда, пришлось несладко: на границе пришлось разгружаться до 5 тонн на ось, брать еще одну машину, везти груз до противоположной границы и там снова перегружать фуры в обратном порядке. 

 Суть динамического взвешивания сводится к тому, что вес автомобиля с грузом определяется без остановки автомобиля, но скорость его при этом не должна превышать 5 км/час. Обычно для этого используются поосные автомобильные весы, которые фиксируют вес каждой оси, а потом определяют вес автомобиля.

Для предприятий, у которых большой грузооборот, такие весы подходят более всего. Однако при динамическом взвешивании погрешность может быть достаточно большая. Она составляет минимум полпроцента. А иногда доходит и до трех процентов. Есть и другие минусы.

Такие весы требуют громоздкий фундамент. А для отвода воды из него придется строить дренажные устройства. Такой комплекс работ обязателен, поскольку основные части весов расположены ниже отметки «ноль». Впрочем, необходимо подчеркнуть, что автомобильные весы могут быть и в бесфундаментном исполнении.

Их целесообразно использовать там, где проводятся, к примеру, сезонные работы. Дорогостоящий капитальный фундамент в этом случае не нужен из-за конструктивных особенностей весов. Весы просто устанавливаются на дорожные плиты или бетонную дорогу. Таким образом, термин «бесфундаментные весы» не совсем точен. Фундамент все-таки есть, но он временный.

Статистическое взвешивание. Автомобильные весы для статистического взвешивания.

 Суть статического взвешивания сводится к тому, что вес автомобиля с грузом определяется тогда, когда автомобиль полностью остановился на платформе весов, то есть на грузоприемном устройстве, которое установлено на тензодатчики.

В основе принципа действия таких весов – преобразование силы тяжести груза, который взвешивается посредством тензорезисторных весоизмерительных датчиков, в электрический сигнал. Этот сигнал обрабатывается в весовом индикаторе. Весовой индикатор индицирует массу груза.

Кстати, весовой индикатор можно подключить к компьютеру, если в этом есть необходимость. Естественно, такой способ сулит максимальную точность при взвешивании. Она доходит до 0,01 процента! Понятно, что такой способ автовзвешивания для коммерческого учета подходит более всего.

Датчики нагрузки на оси

Параметры / СтранаБельгияИталияАнглияГерманияФранцияПольшаГолландияЛюксембургДанияГрецияИспания
Нагрузка на дорогу, т/с
— ведущий мост121210,2**1113121112101013
— одиночный мост101210,21013101010101013
— тележка из двух мостов с базой от 1,3 до 1,8 м201918,51821***191820161921
— тележка из трех мостов с базой 2.6м24/27*2622,9242424272426
Полная масса, т:
— Одиночный автомобиль:
2-осный191816,317191919181920
3-осный282424,524262626242626
4-осный322430,532263032323326
— Прицеп:
2-осный2018181918201920
3-осный3022,4242424242426
— Прицепной автопоезд:
4-осный384032,235383738383838
5 и 6-осные444432,54040405044483838
— Седельный автопоезд:
3-осный293024,4272929
4-осный394032,53538383838
5 и 6-осные****4444384040405044483838
* 27т при пневматической подвеске и сдвоенных колесах

** 10,5т для седельных автопоездов полной массой более 32,5т


*** При базе 1,35м и больше, но меньше 1,8м


**** 40т 
максиально разрешенная масса для контейнеровозов ISO

Нормативные законодательные акты

Регламент грузоперевозок по транспортной сети автодорог содержат:

  1. Федеральный закон об автомобильных дорогах № 257 –ФЗ от 08.11.2007 г.;
  2. Постановление Правительства РФ от 15.04.2022 г. «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Ответственность за перегруз

Несомненно, все граждане, имеющие автомобили, знают о том, что существует ответственность за перегруз. Чаще всего с этим сталкиваются водители грузовых машин. Владельцы легкового автотранспорта в большинстве своем не задумываются о перегрузе воообще.

Максимально допустимая масса авто, если не брать в расчет нагрузку на оси, устанавливается еще до того момента, как машина сойдет с конвейера. В каждом документе на транспортное средство есть строчка касательно этого момента.

Сам производитель знает, какую нагрузку может выдержать автомобиль. На это влияет множество факторов: от деталей, используемых в производстве, до расстояния между осями.

Разрешённая нагрузка за рубежом

Грузовая машина

Например:

  • в Венгрии потенциальная нагрузка на грузовое ТС с двумя осями 20 т;
  • в Германии – 18;
  • в Болгарии – 16.

Существуют чёткие таблицы с распределением нагрузки на все оси для европейских стран.

Есть онлайн-калькуляторы расчёта транспортного веса, но лучше всего обратиться в международные логистические компании, которые знают тонкости передвижения на дороге в «чужой» стране, помогут в оформлении страховки, в прокладывании маршрута, проконсультируют по спорным моментам.

Статистическое и динамическое взвешивание

На специальных пунктах, расположенный на трассе, происходит контрольное взвешивание с целью определить, перегружен ли автомобиль, и какова нагрузка на ось.

Взвешивают его двумя способами:

Оба эти способа применяются сегодня, выясним, в чем их различие. Итак, взвешивание в статике происходит так: автомобиль заезжает на весы и останавливается. Такой способ определяет точный вес транспортного средства на данный момент.

Взвешивание в динамике происходит при медленном движении транспортного средства. Такой способ необходим для определения нагрузки на каждую ось. Автомобиль двигается по весам со скоростью не выше 5 км/ч.

Единственный минус такого способа — это погрешность, о которой обязательно нужно знать. Максимально она может составить 3%.

Все весы, используемые сегодня на пунктах взвешивания, преимущественно электронные. Въезд на них производится с помощью пандуса. Не всегда на одном посту установлены сразу два типа весов.

Таблица

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расстояние между осями, мМаксимальная нагрузка, т (группа А)Максимальная нагрузка, т (группа В)
2 и выше106
1,65 — 295,7
1,35 — 1,6585,5
1 — 1,3575
Менее 164,5

Расчет должен производиться максимально точно, поскольку погрешность может быть не более 5%. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем сильнее давление на дорожное полотно. Именно этим объясняется зависимость от расстояния.

Технические характеристики бортового автомобиля

Весовые параметры и нагрузки
Снаряженная масса автомобиля, кг10170
нагрузка на передний мост, кг4610
нагрузка на заднюю тележку, кг5560
Грузоподъемность автомобиля, кг11280
Полная масса автомобиля, кг21600
нагрузка на передний мост, кг5800
нагрузка на заднюю тележку, кг15800
Полная масса буксируемого прицепа, кг12000
Полная масса автопоезда, кг33600
Двигатель
МодельКАМАЗ-740.55-300 (Евро-3)
Типдизельный с турбонаддувом, с промежуточным
охлаждением
наддувочного воздуха
Максимальная мощность, кВт (л.с.)221 (300)
при частоте вращения коленчатого вала, об/мин2200
Максимальный крутящий момент, Нм (кгс-м)1177 (120)
при частоте вращения коленвала, об/мин1400
Расположение и число цилиндровV- образное, 8
Рабочий объем, л11,76
Система питания
Вместимость топливного бака, л210 350
Электрооборудование
Напряжение, В24
Аккумуляторы, В/А*час2×12/190
Генератор, В/Вт28/2000
Сцепление
Типдиафрагменное, однодисковое
Приводгидравлический с пневмоусилителем
Коробка передач
МодельКАМАЗ-154 или ZF 9S 131 ОТО
Типмеханическая
Управлениемеханическое, дистанционное
Передаточные числа на передачах
для КАМАЗ-154
ЗХн
7,824,032,501,531,007,38
ЗвЗХв
6,383,292,041,250,8156,02
для ZF 9S 131 ОТО 12
1234567893X
9,486,584,683,482,621,891,351,000,758,97
Раздаточная коробка
Типмеханическая, двухступенчатая, с блокируемым
межосевым
дифференциалом
Управлениепневматическое
Передаточные числа1,692 — низшая, 0,917 — высшая
Главная передача
Передаточное отношение6,53
Тормоза
Приводпневматический
Типбарабанные
Колеса и шины
Тип колесдисковые
Тип шинпневматические, камерные
Размер обода310-533
Размер шин425/85 R21
Кабина
Типрасположенная над двигателем
Исполнениесо спальным местом
Бортовая платформа
Типметаллическая
Исполнениес откидными боковыми и задним бортами,
с каркасом и тентом
Внутренние размеры, LxBxH, мм6112x2470x726
Внутренняя высота по тенту, мм1885
Характеристика а/м полной массой
Максимальная скорость, не менее, км/ч80
Угол преодолеваемого подъёма автопоездом, не менее, %(°)36(20)
Внешний габаритный радиус поворота, м12,3

 

Чем грозит перегруз

Для этого предусмотрены штрафные санкции, размер которых зависит от степени превышения допустимых норм без оформленного разрешения:

степень перегруза, %

для физического лица, руб. до

для должностного лица, руб. до

для юридического лица, руб. до

2-10

1 500

15 000

150 000

10-15

4 000

30 000

300 000

20-50

10 000 или лишение прав до 4 месяцев

40 000

400 000

При значительном нарушении нормативов транспортное средство помещают на штрафстоянки.

Следует отметить, что индивидуальные предприниматели подвергаются аналогичным для юридических лиц штрафным санкциям.

В ближайшем будущем планируется ввести автоматическую систему весового контроля, аналог скоростного. Оспорить результаты измерений, указанные в штрафной квитанции, будет достаточно трудно. Проще не нарушать установленные нормы.

Контроль за соблюдением норм и наказание нарушителей позволят увеличить срок эксплуатации дорожного покрытия, уменьшат возможность создания аварийных ситуаций и сберегут нервы водителю транспортного средства.

Лёгких вам километров и удачи в пути!

Заключение

Зная предельно допустимую нагрузку на ось грузового автомобиля, вы можете рассчитать подходящую загруженность. За несоблюдение этих требований владельцу авто грозит штраф, так что стоит провести немного времени за расчетами. Если же без превышения норм никак не получается, то следует заранее оформить разрешение, чтобы платить не крупный штраф, а небольшую компенсацию.

Оцените статью
Камаз