КамАЗ 5320 технические характеристики, двигатели, размеры, отзывы

КамАЗ 5320 технические характеристики, двигатели, размеры, отзывы Камаз

Описание

Выпуск КамАЗ-5320 начался в 1978 году и продолжался до 2000 года. За это время автомобиль практически не претерпел изменений, так как, по мнению создателей, он отлично выполнял свои функции. По конструкции КамАЗ-5320 – это трехосный рамный бортовой грузовик с ведущими задними мостами (колесная формула 6*4).

Автомобиль использовался в качестве тягача для транспортировки различных грузов на средние и дальние расстояния, преимущественно он эксплуатировался с полуприцепом ГКБ-8385. Модель оказалась настолько удачной, что экспортировалась в более чем 40 стран мира.

Несмотря на то, что автомобиль предназначался для перевозки народнохозяйственных грузов, конструкторы не предусмотрели наличия спального места, что выглядит странным, учитывая назначение грузовика. В салоне устанавливается три сидения, водительское кресло имеет несколько регулировок, также предусмотрено наличие ремней безопасности.

Приборная панель выполнена из металла, она имеет лаконичный стиль, но дает достаточное количество информации, необходимой для безопасного управления автомобилем. Все приборы установлены в достаточной близости от водителя, лобовое стекло и большие зеркала разрешают хорошую обзорность.

В связи с прекращением производства модели еще в 2000 году, купить новый КамАЗ-5320 не представляется возможным. Стоимость подержанного автомобиля зависит от года выпуска, технического состояния и года выпуска. В среднем подержанный бортовой тягач продается по цене от 180 000 до 550 000 рублей.

Один из родоначальников современного дальнобоя

Многими автолюбителями очень хорошо узнаваем КамАЗ-53212. Причём не только спереди, но и сзади. Потому что редко кто из нас не попадал в такую ситуацию на трассе: трудяга КамАЗ-53212, жестоко перегруженный своим жаждущим прибыли владельцем, чаще всего ещё и с прицепом, медленно плетётся, с трудом взбираясь на подъёмы… А ты никак не можешь его сразу обогнать: или машин на встречке много, или, как назло, на несколько километров дороги вперёд обгон запрещён.

КамАЗ-53212 – это тяжёлый трёхосный бортовой грузовик, который сходил с конвейера Камского автомобильного завода в период с 1978-го по 2000-й годы.

В модельном ряде предприятия данная машина относится к семейству КамАЗ-5320. А именно: это удлинённая версия базовой модели КамАЗ-5320. Колёсная формула КамАЗ-53212 – 6 × 4; грузоподъёмность – 10 тонн. Учитывая полный вес прицепа (до 14-ти тонн), масса автопоезда достигает, по рекомендациям производителя, до 32,225 тонн. На деле же он способен везти гораздо больше.

В настоящее время предприятие завершило выпуск КамАЗ-53212, и вместо него производится более современная модель данного класса – КамАЗ-53215. Которая отличается модернизированной кабиной новой конфигурации, с высокой крышей; увеличенной на 1 тонну грузоподъёмностью; новым дизайном и расположением светотехнических средств. Фары «переехали» в бампер и получили прямоугольную форму.

Это сейчас большинство и профессионалов, и любителей с иронической усмешкой отзовутся о КамАЗ-53212: «старьё, позапрошлый век, металлолом…» А для рубежа семидесятых-восьмидесятых годов эта машина была буквально воплощением всего нового в автостроении.

Современный, на тот момент, дизайн; большая грузоподъемность выгодно отличали КамАЗ-53212 на общем фоне «одноклассников». Кстати – пожалуй, это первый в СССР грузовик, в котором при его разработке позаботились об эргономике и об элементарном комфорте водителя на его рабочем месте.

Вначале о плюсах данной модели.

Надёжность, выносливость, неприхотливость, простота в управлении, плановом обслуживании и ремонте.

Пока автомобили эксплуатировались по принятой в СССР плановой программе (максимум 10 лет работы – и на списание), автомобиль считался надёжным, и вполне обоснованно.Но, начиная с середины девяностых годов, когда множество этих КамаАЗов оказались в частных руках, начались рассказы, полные обиды на плохое качество и недостаточную надёжность данных грузовиков.

Вряд ли можно с большой степенью серьёзности относиться к мнениям людей, получивших 10-15-20-ти летние грузовики, и тут же начавшие их эксплуатировать в ужасающем режиме. (Из дорожных баек о перегрузах КамАЗов данной марки и связанных с ними происшествиях можно собрать приличную по объёму и весьма занимательную по содержанию книгу).

Особенно в те лихие годы усердствовали, перегружая свои КамАЗы, водители и торговцы из Дагестана и других регионов Кавказа. (Как известно, существенная часть мужского населения данных регионов традиционно зарабатывает на жизнь «дальнобоем»).

Машина, прошедшая сотни тысяч километров и прожившая пару десятков лет, уже не может быть надёжной. Даже простое старение материалов здесь надо брать в расчёт, с годами ведь только коньяк лучше становится. Но не автомобиль.

Несомненным плюсом данного КамАЗа, который отмечают многие, является превосходная печка, которая способна быстро и качественно обогреть салон в любые морозы, притом даже если двигатель на холостых оборотах.

Добрых слов заслуживает отличный обзор с водительского места; способность автомобиля чётко держать дорогу в сложных погодных условиях, благодаря блокировке межосевого дифференциала.

Проходимость КамАЗов-53212 для машины данного класса очень достойная. Доблестные труженики-бахчеводы в 90-е годы с удивлением взирали на мытарства подержанных грузовиков европейского и американского производства, по неопытности сунувшихся на песчаную почву бахчи для загрузки арбузами.

Крутые (на асфальте) и мощные машины оказались совершенно беспомощными на слегка рыхлом грунте, там, где КамАЗы проезжали совершенно спокойно. Эти же неказистые, по сравнению в ними, КамАЗы, кстати, и вытягивали «городских и интеллигентных» грузовиков-иностранцев из неожиданного песчаного плена.

Двигатель

В качестве силовой установки для КамАЗ 5320 производитель применил V-образный восьмицилиндровый агрегат, максимальная мощность которого изначально составляла 180 или же 210 лошадиных сил в зависимости от версии грузовика. Но рабочий объем при этом сохранялся и составлял 10.85 литров.

Как показала практика, двигатель полностью сохраняет свое функционирование даже в довольно сложных условиях эксплуатации. Например, это могут быть слишком высокие ( 50 градусов) и слишком низкие (-40 градусов) температуры окружающей среды. Такую возможность двигателю дала эффективная система охлаждения, оснащенная гидравлической муфтой и несколькими термостатами.

Помимо этого двигатель имеет систему очистки воздуха, в котором присутствует автоматизированный отсос пыли и грязи. Для работы в отрицательные температуры для двигателя предлагается предпусковой подогреватель и электрическая факельная система. Такое решение обеспечивает не только легкий запуск мотора, но также и его ровную работу на протяжении всего времени.

Производитель также проводил несколько улучшений данного силового агрегата. В результате этого удалось снизить расход топлива. Стоит отметить, что по этому параметру довольно заметно отличаются модели первых годов выпуска и более поздние. Пониженный расход топлива сделал КамАЗ 5320 еще более конкурентоспособным грузовиком на рынке даже среди иностранных моделей. Кроме этого у двигателя была повышена и его максимальная мощность.

В стандартном исполнении грузовик укомплектован двумя топливными баками объемом в 250 и 175 литров.

История

В 1968 году предприятие ЗИЛ получило приказ от Министерства автопрома СССР разработать семейство тяжелой трехосной грузовой техники, укомплектованной дизельными силовыми установками. Но серийное производство позже должны были перенести на новый завод.

Конструктора предприятия приступили к разработке модели в короткие сроки. Образцами для создания отечественного грузовика послужили закупленные предприятием иностранные грузовики, имеющие как капотную, так и бескапотную кабину. Из всей этой техники завод отдал предпочтение американскому International 220.

Грузовик International 220 обладал бескапотной компоновкой, вполне удобной по тем годам кабиной, гидравлическим усилителем руля, мощной дизельной силовой установкой, пятиступенчатой механической коробкой передач, в которой присутствует передний делитель, а также и довольно эффективной тормозной системой.

В плане качества данный грузовик без сомнений был отличным образцом. Отечественный автомобиль был оснащен другой кабиной, в которую были интегрированы 4 фары. Также новая кабина отличалась наличием более прямоугольных линий и изящной решетки радиатора. Но все же присутствуют и некоторые схожие очертания.

Первая опытная машина была представлена советскими специалистами в 1969 году. Грузовику было присвоено наименование ЗИЛ 170. В качестве места для проведения различных испытаний выбрали участок на трассе, соединяющий Углич и Рыбинск.

В 1970 году для серийного производства ЗИЛ 170 было начато строительство нового завода. На данном предприятии должны были быть объединены разные производства, в том числе производство двигателей и прочих узлов и агрегатов.

Одновременно со строительством завода было проведено множество испытаний. За весь этот период разработчиками было протестировано более 50 модифицированных версий. В результате основных испытаний в 1970 году, которые проводил Ярославский моторный завод, были выявлены различные недоработки, причем достаточно много.

В 1974 году для грузовика была разработана новая силовая установка. В 1975 году стартовало серийное производство, и модели был присвоен уже знакомый всем индекс КамАЗ 5320. Всего за один год Камский автозавод смог выпустить более 5 тысяч грузовиков, которые практически сразу нашли свое применение по всей стране.

Первая версия КамАЗ 5320 была выполнена в виде большого тягача с бортовой грузовой платформой и кабиной, имеющей три посадочных места. Доступ к двигателю и другим элементам обеспечивал специальный механизм, позволяющий откинуть кабину вперед, что присутствует даже на современных грузовых автомобилях.

Под ней располагается дизельный двигатель, максимальная мощность которого достигает отметки в 210 лошадиных сил. Помимо довольно большой мощности этот мотор отличался внушительной тягой, что позволяло без особых затруднений перевозить большие объемы груза. Для своего времени кабина обладала неплохой теплоизоляцией и довольно комфортными условиями работы.

Разработка грузовика КамАЗ 5320 оказалась очень успешной и востребованной. Уже в первые годы производства техника обрела большую популярность, а к 1979 году Камским автозаводом было выпущено более 100 тысяч машин, что является весьма внушительной отметкой. В 1981 году заводом были разработаны полноприводные грузовики.

В 1984 году конструктора разработали новый прототип, который был предназначен для работы как на дизельном топливе, так и на сжиженном газе. Через год такая модификация прошла множество испытательных заездов, в результате которых стало понятно, что применение газодизельной технологии положительно отражается не только на экономичности, но также на дымности и шумности двигателя.

В 1987 году Камский автомобильный завод начал производство двух новых моделей, именуемых как КамАЗ 53208 и КамАЗ 5312. Обе модификации комплектовались газодизельными силовыми установками. Используемый двигатель обладает максимальной мощностью на выходе в 210 лошадиных сил.

До 2001 года данная модель многократно дорабатывалась и получала различные изменения, как в конструкции, так и в дизайне. Но стоит отметить, что все проводимые доработки были довольно небольшими. Позже грузовик устарел и его серийное производство полностью прекратилось. На замену ему тогда пришла более современная модель.

Камаз разменял 50 — журнал «автотрак»

Плод коллективной работы

К середине 1960-х годов быстрорастущая экономика Советского Союза и, как следствие, резкое увеличение грузооборота потребовали существенного расширения автотранспортного парка. Причем наиболее острый дефицит ощущался в машинах грузоподъемностью 8-10 тонн с экономичными дизельными двигателями и автопоездах на их базе. Однако возможности отечественного автопрома не позволяли удовлетворить спрос в перспективных большегрузах. Вывод очевиден — создание нового семейства автомобилей и строительство невиданного доселе по мощности предприятия по их производству.

Учитывая это, ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление №1084 от 16 ноября 1967 года «О строительстве комплекса заводов по производству грузовых автомобилей и автопоездов большой грузоподъемности». Ежегодно планировалось выпускать 150 тысяч 8-тонных грузовиков и тягачей на их базе, 250 тысяч дизельных двигателей. Новые грузовики предназначались для эксплуатации на большой сети дорог с несущей способностью 6 тонн на одиночную ось и 11 на тележку.

Уже весной 1968 года приказом министра автомобильной промышленности СССР А.М. Тарасова №109 заводу им. И.А. Лихачева поручили создание семейства большегрузных автомобилей и подготовку их производства на новом месте. Этот же документ обязывал Ярославский моторный завод (ЯМЗ) разработать для новых грузовиков силовые агрегаты, а Мытищинский машиностроительный завод и Минский автозавод — самосвальные установки.

Еще до появления упомянутых документов на столичном автозаводе полным ходом шла разработка собственных перспективных грузовиков с кабиной над двигателем — ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-169 (4×2). Первой «ласточкой» оказался седельный тягач ЗИЛ-2Э170В, построенный в конце 1968 года. Машину снабдили новым дизельным двигателем ЯМЗ-6Э641 (V8, 9,5 л) мощностью 210 л.с., 2-дисковым сцеплением с пневмогидроусилителем и дистанционным управлением, механической 5-ступенчатой коробкой передач с делителем (всего 10 скоростей), 2-ступенчатыми ведущими мостами с блокируемым межосевым дифференциалом, 2-контурной тормозной системой, модернизированными рессорами, долговечной карданной передачей, бездисковыми 5-спицевыми колесами, радиальными шинами и другими усовершенствованиями. Просторная 3-местная кабина имела плоские стекла ветрового окна с тонкой средней стойкой, эффективную теплошумоизоляцию, мощный отопитель, подрессоренное регулируемое сиденье водителя, фланцевые уплотнители проемов дверей.

В середине 1969 года зиловскому семейству присвоили новые цифровые индексы: бортовой грузовик «5320», его длиннобазный вариант «53202», короткобазное шасси под самосвал «5510», седельный тягач «5410». До конца года изготовили опытные ЗИЛ-5320, ЗИЛ-53202 и шасси ЗИЛ-5510. Перечисленные модели и стали прообразами будущих КАМАЗов.

Уже в первой половине 1968 года компетентные комиссии изучили более 70 вариантов размещения нового автозавода. После тщательного анализа выбор остановили на провинциальном татарском городке Набережные Челны. К процессу подключили и ряд крупных иностранных компаний. 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта, эта дата считается днем рождения КамАЗа.

Между тем, летом 1970 года сравнительные испытания ЗИЛ-5320 и ЗИЛ-53202 с зарубежными конкурентами Ford W1000D, Mercedes-Benz-LPS 2223 и International T190 подтвердили актуальность технических решений, заложенных в конструкцию новых машин. В 1971 году завод приступил созданию автомобилей ЗИЛ-4310 с колесной формулой 6×6. С 1972 года автомобили получили новую кабину модели «5320» и стали обозначаться КАМАЗ (базовый бортовой грузовик — КАМАЗ-5320). В следующем году на КАМАЗы стали устанавливать окончательно доработанные кабины «5320» (трехместная) и «5410» (трехместная со спальным отсеком).

Таким образом, для Камского автозавода на ЗИЛе создали широкий спектр моделей различного назначения 6×4 для работы в составе автопоездов полной массой 26,5 и 32 тонны и семейство грузовиков 6×6 для 24-тонных автопоездов. На ЯМЗ разработали дизельные двигатели КАМАЗ-740 (V8, 10,85 л) мощностью 180 и 210 л.с., 260-сильный КАМАЗ-741 (V10, 13,56 л), сцепления и коробки передач, на МАЗе — самосвальную установку.

Автогигант на Каме

Надо сказать, что денег на возведение автогиганта не жалели, поэтому предприятие росло как на дрожжах. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран мира и 2000 заводов из 500 городов СССР. На предприятии установили свыше 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий.

Звездный час наступил 16 февраля 1976 года, когда с главного сборочного конвейера завода сошел первый камский грузовик — бортовой 8-тонный КАМАЗ-5320. В отличие от предшественников, модель являлась автомобилем-тягачом для постоянной работы с прицепом, что вдвое повышало его производительность. К концу 1976 года в Набережных Челнах выпустили 5 тыс. автомобилей, в числе которых наряду с КАМАЗ-5320 был и седельный тягач КАМАЗ-5410 для работы в составе автопоездов полной массой 26 тонн. Производство шасси для самосвала КАМАЗ-5511 грузоподъемностью 10 тонн начали выпускать в 1977 году, а версию с удлиненной колесной базой КАМАЗ-53202 — в 1978 году.

Динамика производства росла рекордными темпами. За 1976-1980 гг. на КамАЗе собрали 202,3 тыс. большегрузов. За этот период освоили введенные мощности первой очереди. На втором году массового выпуска автомобилей (1978 год) предприятие стало рентабельным. Через пять лет, доведя парк КАМАЗов до 668,9 тыс. машин, оно полностью окупило вложенные в него инвестиции. В составе КамАЗа находились действующие заводы: автомобильный, двигателей, прессово-рамный, кузнечный, литейный и ремонтно-инструментальный.

К пуску второй очереди КамАЗа в 1981 году освоили выпуск 8 типов автомобилей. Среди них оказался 6-тонный армейский грузовик КАМАЗ-4310 (6х6) с односкатными колесами, оборудованный лебедкой, двумя топливными баками и системой регулирования давления воздуха в шинах (СРДВШ). У гражданской модификации КАМАЗ-43105 с платформой большей длины отсутствовали лебедка и СРДВШ.

В начале 1980-х годов базовые модели получили двигатели увеличенной до 220 л.с. мощности, механические 10-ступенчатые коробки передач, новый передний бампер и противотуманные фары. В серию пошли 13-тонный самосвал КАМАЗ-55111 с несколько доработанным шасси и измененным кузовом, а также 9-тонное шасси КАМАЗ-55113 для работы со сменными кузовами. Интерес представляли перспективные магистральные тягачи КАМАЗ-6410 и КАМАЗ-2Э6410, которые оснащались вынесенной вперед кабиной с оригинальным оформлением, пневмоподвеской и подъемной задней осью.

В декабре 1986 года изготовили миллионный двигатель, а в 1988 году достигли максимума ежегодного уровня производства: 126 662 грузовиков и 179 292 двигателей. Общее число выпущенных автомобилей превысило 1 млн единиц, а численность сотрудников составила 163 тыс. человек. Тогда же ввели в строй третью сборочную нитку автомобилей. В 1987 году на КамАЗе наладили серийный выпуск микролитражных автомобилей «Ока».

В 1988 году на заводе впервые в мире наладили серийный выпуск газодизельных грузовиков КАМАЗ-53208 и КАМАЗ-53218 на базе соответственно КАМАЗ-5320 и КАМАЗ-53212, а также седельных тягачей и самосвалов КАМАЗ-54118 и КАМАЗ-55118. Эти автомобили оборудовали 210-сильным мотором КАМАЗ-7409.10, работающем на смеси дизельного топлива и сжатого метана.

Создавались и опытные образцы. В 1988 году построили седельный тягач КАМАЗ-54255 (КАМАЗ-5415М) с новой комфортабельной кабиной и бортовой грузовик (4х2) с кабиной финской фирмы Sisu. В 1990-1991 гг. такой же кабиной оснастили 2- и 3-осное шасси КАМАЗ-53255, а также седельный тягач КАМАЗ-5425МА (4х2) с турбодизелем Cummins мощностью 325 л.с., коробкой передач Eaton и мостами Raba для выпуска на совместном советско-австрийском предприятии «Альткам».

В рыночных реалиях

В августе 1990 года Производственное объединение «КАМАЗ» преобразовали в акционерное общество. Непростой для предприятия переход к рыночным отношениям резко ухудшил пожар на заводе двигателей в апреле 1993 года, который почти полностью уничтожил производственный корпус и технологическое оборудование. Временно приостановили выпуск ряда моделей, некоторые стали комплектовать моторами Cummins, а позже — дизелями Ярославского моторного завода и «Барнаултрансмаша». Благодаря поддержке страны, в кратчайшие сроки камазовцы восстановили предприятие. Уже в декабре 1993 года удалось возобновить выпуск продукции, а через три года заработал восстановленный после пожара сборочный конвейер двигателей.

В 1994 году заработал завод по производству автомобилей «Ока». На их базе с 2000 года выпускались пикап «Гном» и фургон грузоподъемностью 300 кг.

Рыночные реалии заставили модернизировать существующую линейку продукции. В 1995 году выпустили 11-тонный бортовой грузовик КАМАЗ-53215, седельный тягач КАМАЗ-54115 для 36-тонного автопоезда, самосвал КАМАЗ-55111.02 с 6,6-кубовым кузовом, длиннобазное шасси КАМАЗ-53229 грузоподъемностью 17 тонн и шасси КАМАЗ-5513 для монтажа различных надстроек. Машины оснащались кабиной увеличенного объема с верхним и боковыми обтекателями, измененной светотехникой и усовершенствованными двигателями КАМАЗ-740.11-240, КАМАЗ-740.21-240 и КАМАЗ-740.20-260, получившими международную сертификацию на соответствие требованиям Евро-1.

Еще в 1991 году на предприятии создали армейский грузовик КАМАЗ-43114 (6х6) грузоподъемностью 6 тонн и его гражданский 7-тонный вариант КАМАЗ-43115. Они получили двигатель КАМАЗ-7403 мощностью 260 л.с., межколесную блокировку и широкопрофильные шины. Армейский грузовик КАМАЗ-4326 (4х4) грузоподъемностью 4 тонны снабдили 220-сильным мотором (позже турбодизелем КАМАЗ-740.11-240 мощностью 240 л.с.) и бортовой платформой. На его базе позже разработали многоцелевой бронеавтомобиль БПМ-97 «Выстрел» (КАМАЗ-43269). Новое семейство армейских автомобилей «Мустанг» в 1998 году включало три базовые модели КАМАЗ-4350 (4х4), КАМАЗ-5360 (6х6) и 16-тонный КАМАЗ-6350 (8х8) с двигателями нового поколения мощностью 240, 280 и 360 л.с. соответственно.

Вместе с тем издержки, связанные с восстановлением мощностей Завода двигателей, снижением деловой активности на внутреннем рынке привели к резкому сокращению объемов выпуска. Так, за 1994-1996 гг. КамАЗ изготовил 62 866 автомобилей (в среднем 20 388 штук в год), в 1997 году — 12 675 штук, а в 1998 году — 3541 машину (завод практически остановили на 10 месяцев). Выделение правительством Татарстана в 1998 году товарного кредита позволило вновь запустить главный сборочный конвейер КамАЗа. Оживили производство и двухсторонние соглашения, подписанные с рядом зарубежных инвесторов. В то же время КамАЗ не смог вовремя погасить долги и оказался на грани краха. Только к началу 2001 года предприятие освободили от общего долга свыше $1 млрд и вновь возвратили России.

Привлекал КамАЗ к своей работе и тюнинговые компании. Фирмы «Автодизайн» и «Элаэр» строили кабины увеличенной вместимости с наружным аэродинамическим обвесом. Помимо этого, ОАО «РИАТ» выпускало малыми партиями специализированные грузовики. С 1998 года РИАТ изготавливал кабины «Стайер» с увеличенной на 650 мм высотой крыши и двумя спальными местами. Любопытен 7-тонный автофургон КАМАЗ-РИАТ-5355 (4×2), оборудованный новой кабиной, 22-кубовым кузовом, 210-сильным двигателем КАМАЗ-740 или Cummins мощностью 185 л.с., 5-ступенчатой «механикой» ZF.

В 1999 году Завод двигателей выпустил двухмиллионный мотор. В 2000 году предприятие изготовило 23,5 тыс. автомобилей, а в 2001 году впервые за 7 лет получило прибыль в размере 57 млн рублей.

В 2003 году в производство запустили ряд новых моделей. Седельный тягач КАМАЗ-6460 (6х4) для работы в составе автопоезда 46 тонн обзавелся 400-сильным мотором КАМАЗ-740.63-400 (Евро-3), механической 16-ступенчатой КП ZF 16S, кабиной с высокой или сверхвысокой крышей и двумя спальными местами. Магистральный тягач КАМАЗ-5460 (4х2) с аналогичной кабиной и коробкой передач оборудовали гипоидным ведущим мостом, 360-сильным дизелем КАМАЗ и задней пневмоподвеской. В дальнейшем машину снабдили 400-сильным мотором КАМАЗ или его вариантом мощностью 420 л.с., с которым в паре работал 12-ступенчатый «автомат» ZF-AS Tronic 12AS.

В ноябре 2003 года пришел черед городского развозного автомобиля КАМАЗ-4308 (4х2) грузоподъемностью 5,5 тонн. Его оснастили 4,5-литровым дизелем Cummins мощностью 140 л.с. или 210-сильным аналогом объемом 6,7 л, механической 6-ступенчатой коробкой передач ZF, дисковыми тормозами, рессорной, а позже пневматической задней подвеской.

Успешно развивалось деловое взаимодействие Камского автозавода с ведущими зарубежными производителями компонентов. С 2005 по 2008 гг. создали совместные предприятия: Friedrichshafen AG — «ЦФ КАМА» с концерном ZF, «КАММИНЗ КАМА» с компанией Cummins, «КНОРР-БРЕМЗЕ КАМА» с фирмой Knorr-Bremse, «Федерал Могул Набережные Челны» с Federal Mogul. В 2008 году немецкий концерн Daimler AG приобрел 10% КамАЗа, а в ноябре 2009 года партнеры подписали договоры о создании двух совместных предприятий по выпуску автомобилей — «Фузо КАМАЗ Тракс Рус» и «Мерседес-Бенц Тракс Восток».

С 2006 года седельный тягач КАМАЗ-65116 (6х4) комплектуется дизелями КАМАЗ-740.51-280 мощностью 280 л.с. или 300-сильным Cummins 6ISBe 300. В следующем году стали предлагать бортовой автомобиль КАМАЗ-53082 (6х2) с подъемной задней осью. Машина грузоподъемностью 12,7 тонны оборудована двигателем Cummins (Евро-4) мощностью 285 или 300 л.с.

Работа на потребителя

В начале 2022 года завод освоил серийный выпуск автомобилей с рестайлинговыми кабинами. Ими, наряду с серийными, стали комплектовать модернизированные модели: бортовые грузовики КАМАЗ-4308-6063-28, КАМАЗ-43118-24, КАМАЗ-65117, шасси КАМАЗ-43253, самосвалы КАМАЗ-43255 и КАМАЗ-6520-23072-63, а также седельные тягачи КАМАЗ-65226 (6х6) и КАМАЗ-65228 (8х8) для работы в составе автопоездов полной массой 98,7 и 120 тонн соответственно.

15 февраля 2022 года предприятие выпустило двухмиллионный грузовик, коим оказался КАМАЗ-6522. В июне того же года с Daimler Trucks подписали лицензионное соглашение о передаче технологии производства кабин Mercedes-Benz Axor для установки на грузовики КАМАЗ нового поколения К4. Как итог — серийный выпуск в конце 2022 года магистрального тягача КАМАЗ-5490 (4х2). Экономичность ему обеспечивает двигатель Mercedes-Benz OM457LA (401 или 428 л.с.), механическая КП ZF16S2220 или «автомат» ZF 12AS2131, а также гипоидный ведущий мост Daimler HL6, круиз-контроль, металлокордные бескамерные шины и комплект аэродинамических обтекателей кабины и шасси.

Главной изюминкой седельного тягача КАМАЗ-65116-30 (6×4) стал 260-сильный газовый двигатель КАМАЗ-820.60-260 (Евро-4). Баллоны общим объемом 1040 л вмещают 208 куб. м сжатого метана.

В 2022 году с конвейера сошли самосвалы нового поколения КАМАЗ-6580 (6х4) и КАМАЗ-65802 (6х6) грузоподъемностью 24, и 25,8 тонн соответственно, а также седельный тягач КАМАЗ-65806-002-68 (6х4) для работы в составе автопоезда полной массой до 74 тонн. Машины снабдили новыми кабинами, двигателем Mercedes-Benz OM457LA (Евро-5) мощностью 401 л.с. и механической 16-ступенчатой КП ZF16S 2220ТО.

В 2022 году на рынок вывели свыше 100 комплектаций грузовиков и шасси, в том числе ряд новых моделей поколения К4. В частности, седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO отличается увеличенной колесной базой, контролем нагрузки на ведущий мост, усиленной передней подвеской, увеличенным запасом топлива.

Камский автозавод первым из отечественных производителей освоил серийный выпуск электробуса КАМАЗ-6282, заряжаемого от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 км).

В декабре 2022 года на Заводе двигателей собрали первые образцы нового рядного шестицилиндрового дизельного двигателя КАМАЗ-910.10 рабочим объемом 12 л для грузовиков поколения К5. Планируется, что мотор (Евро-5, а в дальнейшем Евро-6) станет основой для создания вариантов мощностью 380, 400, 450, 500 и 550 л.с.

В 2022 году на испытания вышел разработанный КамАЗом совместно с НАМИ беспилотник особо малого класса ШАТЛ (КАМАЗ-1221) для передвижения по твердым дорогам с использованием данных цифровых карт, систем навигации и технического зрения.

В мае 2022 года, через три года после начала строительства, вступил в строй завод по производству каркасов кабин, которые будут поставлять на КамАЗ для изготовления кабин К5 и на СП «Даймлер КАМАЗ Рус» для комплектации грузовиков Mercedes-Benz, выпускаемых в Набережных Челнах.

В нынешнем году выпустили опытно-промышленную партию перспективных тягачей КАМАЗ-54901 (4х2) семейства К5. Машина обладает современным дизайном, улучшенной аэродинамикой, комфортабельной кабиной, турбодизелем KАМAЗ-910.12-450 (Евро-5) мощностью 450 л.с., 12-ступенчатым «автоматом» ZF Traxon, пневматической задней подвеской и современным комплексом активной безопасности. Новинкой стал и самосвал КАМАЗ-6520 «Люкс» (6х4) с увеличенной до 21 тонны грузоподъемностью и 390-сильным турбодизелем Cummins ISL400 50.

Новейший вездеход КАМАЗ-6355 (8х8) «Арктика» с кабиной К5 грузоподъемностью 14,9 тонны предназначен для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера. Для этого применили шарнирно-сочлененную раму, колеса большого размера и 450-сильный двигатель КАМАЗ-910.10. Состоялись премьеры электромобиля КАМАЗ-53198 и седельного тягача КАМАЗ-65659 (6х2) с подъемной задней осью.

За полвека существования Камский автозавод изготовил около 2,3 млн автомобилей и чуть менее 3 млн двигателей. Предприятие входит в число 10 ведущих мировых компаний по производству большегрузных грузовиков, занимает 8 место в мире по объемам выпуска дизельных двигателей. Автомобили, выпущенные в Набережных Челнах, эксплуатируются более чем в 80 странах мира, а каждый третий грузовик полной массой 14-40 тонн, работающий в России и странах СНГ, носит марку КАМАЗ.

Камаз-53102

Самосвал для перевозки и самостоятельной разгрузки материалов, предназначен для съема фрахта с трех сторон. Применяется в качестве тягача, способного перевозить прицепное устройство весом до 11,55 т. Базовые модификации тяжеловозов буксируют 7-тонные полуприцепы, предусмотренные для разгрузки с двух боков.

Шасси автомобиля выполнено в виде заднеприводного трехосного механизма, колесная формула — 6х4. Передняя пара ободов управляется, задние оси немного сдвинуты. Технические параметры автовоза 53102 следующие:

  • длина машины — 3,330 м, высота — 1,865 м, ширина кузова — 1,15 м;
  • база колес — 2,08 м, дорожный просвет составляет 0,195 м;
  • мотор двухцилиндровый с системой, дающей мощность двигателя на выходе 165 кВт;
  • число оборотов коленвала достигает 5 тыс. за минуту, крутящий момент удерживается на показателе 2 тыс. витков;
  • Масса – 7 тонн;
  • Масса прицепа (полуприцепа) – до 11,5 тонны;
  • Осевая нагрузка – 6 тонн.

КамАЗ 53102 подходит для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов. Для этой модели подходит прицеп 8527, его масса – 7 тонн, имеет двухстороннюю боковую выгрузку.

На шасси устанавливаются пневматические колеса шириной 26 см.

Производительность обеспечивает четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с. Система жидкостного охлаждения эффективно работает с применением антифриза. Двигатель КамАЗ 740 отлично подходит для работы в условиях континентально климата, заводится даже в морозы.

На КамАЗ 53102 есть блокиратор межосевого дифференциала, что позволяет сделать управление грузовиком более легким и безопасным.

Камаз-6511

Крупнотоннажная трехосная спецтехника имеет формулу 6х4 или 6х6. Техника выпускается в виде седельных тягачей, самосвалов, машин с бортовым кузовом. На некоторых прототипах предусмотрены шасси для монтажа специальных устройств, например подъемного манипуляторов.

Кабина оборудована стеклом панорамного типа с аэродинамическим защитным козырьком. В современных моделях реализованы удобства предшественников, благодаря чему КамАЗ-6511 хорошо раскупается на рынке спецтехники. На прицепной платформе становится 18 поддонов по европейским стандартам, монтируется тент из полимерного слоя. Промтоварные изолированные фургоны оборудуются шасси.

Характеристики одной из моделей (серия 65117, марка 65117-63):

  • длина — 10,23 м, высота — 3,92 м, ширина — 2,5 м;
  • предельный вес груза — 14 т;
  • для поворота требуется диаметр 10,8 м;
  • длина колесной базы — 4,98 м, ширина — 1,33 м;
  • двигатель 8-цилиндровый, дизель, модель 740.1962.280;
  • скорость передвижения — 92 км/ч;
  • допустимый вес на заднем мосту — 5,5 т, на переднем — 4,39 т;
  • объем бака для горючей смеси — 500 л, двигателя — 75 см³;
  • автомобиль КамАЗа-6511 весит без груза 9,79 т, с поклажей — 24 т, масса поезда — 38,5 т, прицепа — 14 т;
  • механическая коробка скоростей.

Особенности

Выпускался КамАЗ 5320 довольно долгое время и за весь этот срок его знает практически каждый водитель. Хоть и в свое время данный грузовик недотягивал до моделей европейского производства, но тогда он без сомнений являлся одним из лучших на отечественном рынке.

Многие водители отмечают значительно повышенный уровень комфорта, надежности, ну и ремонтопригодности. Что касается предпоследнего, то отличным примером может послужить тот факт, что и в настоящее время на дорогах не редко можно увидеть исправный КамАЗ 5320.

Популярность модели в принципе не особо упала и сейчас. Это объясняется не только уже перечисленными качествами, но также и его доступностью по сравнению с другими иностранными вариантами. К тому же, трехосная машина вполне неплохо показывает себя в сложных дорожных условиях, что делает ее особо рентабельной в сельских хозяйствах и на пересеченных местностях.

С ремонтом данного грузового автомобиля без особых затруднений может справиться каждый водитель, когда-либо имевший дело с подобной техникой. Что касается запасных частей, то и сейчас найти на него необходимую деталь не составит труда, и это при том, что его серийное производство полностью прекратилось еще в 2001 году.

Одним из основных недостатков, особенно в наши дни, является довольно большой расход топлива. По этому показателю грузовик существенно проигрывает своим современным аналогам. Из других недостатков, следует выделить некую хрупкость колесных арок, подкрылок и щитков, с которыми зачастую случаются различные поломки, решаемые только заменой данных элементов.

Поскольку КамАЗ 5320 является дебютной машиной бренда, его подвеска за все года сильно устарела, не говоря уже о настоящем времени. В связи с этим грузовик не может предложить хорошую плавность хода. Радиус разворота у модели очень большой, что в совокупности с малой маневренностью делает ее управление весьма сложным в условиях ограниченного рабочего пространства.

Таблица: технические характеристики камаз 5325

Грузоподъемность шасси12,55 т
Полная масса а/м19 т
нагрузка на переднюю ось7,5 т
нагрузка на задний мост11,5 т
Снаряженная масса6,485 т
нагрузка на переднюю ось4,38 т
нагрузка на задний мост2,105 т
Модель двигателяCummins ISB6.7E5 250
Макс. полезный крутящий момент937 (96) Нм (кгсм)
при частоте вращения коленвала1300 об/мин
Максимальная полезная мощность178 (242) кВт (л.с.)
при частоте вращения коленчатого вала2500 об/мин
Рабочий объем6,7 л
Расположение и число цилиндроврядное, 6
Тип двигателядизельный с турбонаддувом, с промежуточным охлаждением наддувочного воздуха
Модель КПZF 6S1000 ТО
Типмеханическая, 6 ступенчатая
Управлениетросовое, дистанционное
Число передач КП6
Размер обода9,0-22,5
Размер шин315/80 R22,5
Тип колесдисковые
Тип шинпневматические, бескамерные
Вместимость топливного бака300 л
Фильтр грубой очистки топливас поршневым насосом (для зимних условий)
Приводгидравлический с пневмоусилителем
Типдиафрагменное, однодисковое, мод. MFZ 430
Приводэлектропневматический (EBS), с системой курсовой устойчивости (ESP) и противобуксовочной системой (ASR)
Типдисковые (передние и задние)

Тормозная система

Как и на многих других грузовиках, на данной модели установлена тормозная система, которую можно разделить на 4 типа, а именно это основная, вспомогательная, запасная и стояночная. Сами же тормозные механизмы представлены барабанами с колодками внутри, размещенными на каждом колесе. Тормоза приводятся в действие посредством пневматического привода. Стоит отметить, что в системе присутствуют два контура.

В случае с основным тормозом, действие на механизмы передней оси и заднего моста оказывалось раздельно, что обеспечивало технике эффективное торможение.

В тормозных механизмах задних мостов установлены пружинные энергоаккумуляторы, которые выполняют роль стояночного тормоза. Кстати о стоянке, блокировались только задние колеса, как и у любых других автомобилей.

Большая часть элементов вспомогательной тормозной системы были вмонтированы в приемные трубки глушителя. Функционирование такого тормоза осуществлялось противодавлением, создаваемым выпуском отработавших газов посредством заслонок, которые перекрывают собой сечение прохода.

Если у грузовика отказывает основная тормозная система, то торможение машины может выполняться при помощи запасного стояночного тормоза.

Основная тормозная система управляется педалью, связанной различными тягами и рычагами с двухсекционным тормозным краном.

Возле водительского сидения располагается специальный рычаг, отвечающий за стояночный тормоз. Однако данный рычаг приводил в действие также и запасную тормозную систему.

Что касается включения вспомогательного тормоза, то этот процесс выполняет кнопочный включатель, расположенный на полу под рулевой колонкой.

Трансмиссия электропитание камаз-5320

Автомобиль комплектуется десятиступенчатой механической коробкой переключения передач М15, состоящей из двухступенчатого редуктора-делителя и пятиступенчатой коробки. Ведомый и промежуточный валы с шестернями и синхронизаторы установлены в общем картере, механизм включения задней скорости выполнен в виде отдельного блока.

Переключение скоростей в автомобиле осуществляется дистанционно при помощи качающегося рычага. Коробка имеет систему комбинированной смазки. Все основные детали смазываются разбрызгиванием, предусмотрена дополнительная смазка подшипников шестерен из маслонагнетающего устройства.

Взаимодействие двигателя и коробки передач тягача КамАЗ-5320 осуществляется при посредничестве сухого двухдискового фрикционного сцепления с периферийным расположением нажимных пружин. Гаситель крутильных колебаний: пружинно-фрикционного типа, трансмиссия оборудована ПГУ педали сцепления – расшифровывается как пневмогидроусилитель.

Электрические схемы и электрооборудование грузовика запитаны от двух мощных 12-вольтовых аккумуляторных батарей, суммарной емкостью 380 А/часов. Напряжение сети – 24 вольта, в связи с чем на автомобиле установлен регулятор напряжения, также тягач оборудован двухкиловаттным генератором, работающим с одно проводной схемой КамАЗ-5320. Со схемой электропроводки автомобиля можно познакомиться здесь:

Отзывы владельцев и водителей

  • Сие ведро с болтами пригодится начинающему автослесарю, поскольку ремонтировать его – словно играть в конструктор для взрослых. Если серьезно, то Камаз 5320 действительно требует постоянного ремонта. Машина мне сразу не понравилась. И все же надо признать, это был мой первый опыт владения большегрузом. Ради справедливости надо отметить и достоинства. Среди них – мощный отопитель. Зимой в кабине всегда тепло, в том числе и благодаря двигателю. Прекрасная обзорность и курсовая устойчивость – в этом заслуга блокировки межосевого дифференциала. Минусов намного больше. На всякий случай всегда надо возить с собой вязальную проволоку и кусок кислородного шланга, т. к. пневматика у автомобиля реализована неудачно, мягко говоря. Из-за протирания быстро приходят в негодность магистральные трубки, которые, кстати, находятся в труднодоступных местах. Пневмокран не рассчитан на большую нагрузку, и поэтому выходит из строя одним из первых. Чтобы отбуксировать автомобиль, потребуется демонтаж переднего бампера, иначе не зацепить жесткое сцепное устройство за крюки. И еще надо уметь подавать воздух во время буксировки. Запаска – отдельная тема. Он норовит оторваться, т. к. расположена неудачно. Есть высокая вероятность, что при отрыве запаска попадет на задние колеса, что может привести к ДТП. Приборная панель – сплошной беспорядок. Разбросана таким образом, что рулевое колесо перекрывает приборы. В боковых окнах отсутствует обдув, а у среднего сиденья нет амортизаторов – сидеть некомфортно. Исходя из перечисленного, вряд ли получиться работать на Камазе чисто в роли водителя, т. к. потребуются еще и навыки автослесаря. Вот для него ремонт такого авто как раз будет сродни конструктору для взрослых.
  • Камаз 5320 – машина из прошлого века. Как морально, так и технически. Несмотря на это, при должном уходе автомобиль порадует надежностью, но разочарует плохой проходимостью. Надо отметить, что этот автомобиль считался прорывным в СССР. Мне доводилось на нем работать в те годы. Относительно современный дизайн и кабина с продуманной водительской эргономикой, мощный отопитель, облегченная управляемость и хорошая обзорность. С другой стороны, еще раз можно посетовать на посредственную проходимость и управляемость на заснеженном или обледенелом покрытии, а также на сырой грунтовке. Да, я знаю, что 5320 разрабатывался для эксплуатации по асфальтовым или бетонным покрытиям, но никак не для бездорожья. И все же от такого легендарного авто хотелось бы некой универсальности. Автомобиль считался надежным до тех пор, пока в СССР действовала 10-летняя плановая программа эксплуатации этих машин, а потом их списывали. Вот как раз этим и объясняется тот факт, почему начиная с 90-ых на эти машины стали жаловаться частники. Я работал на 5320 и в советские годы, а также в начале 2000-ых. Пожилой грузовик постоянно сыпался, и тут даже дело не в естественном старении комплектующих. В целом, это была хорошая машина, которая принесла существенный вклад в историю большой страны.
  • Камаз 5320 можно похвалить за многое и при этом забыть о недостатках. А все потому, что для меня это основной источник дохода, приносящий стабильную прибыль. Я частный предприниматель, десять лет работаю с грузоперевозками. 5320 недорогой в эксплуатации в сравнении с зарубежными аналогами. У меня версия с 11-литровым 210-сильным дизелем, который потребляет 35 литров на 100 км. Колесная компоновка – 6х4. Удобно, что грузовая платформа имеет открывающиеся боковые и задний борта. В салоне достаточно просторно, чтобы усесться втроем. Цельнометаллическая кабина реализована удачно с точки зрения обзорности и эргономики, но кузов быстро ржавеет и его надо регулярно чем-то обрабатывать. В салоне есть место для крепления ремней безопасности.
  • У меня поддержанный Камаз 5320 в эксплуатации с 2022 года. Автомобиль неплохо сохранился, несмотря на пробег 200 тыс. км. Надежный, конструктивно простой и дешевый автомобиль. Запчасти на него можно найти на разборке в широком ассортименте. Безусловно, не без недостатков, но автомобиль неплохой. Для перевозок малой дальности Камаз 5320 подходит идеально. Тяговитый 210-сильный дизель объемом 11 литров уверенно берет подъем. Механическая КПП могла быть более четкой, но итак сойдет. Уровень эргономики в салоне – родом из 80-ых годов, но можно привыкнуть. Я доработал шумоизоляцию и установил более удобные сиденья с развитой боковой поддержкой, а также более длинной подушкой и спинкой. В старых изношенных сиденьях быстро затекала спина. Зимой по-прежнему эффективно работает старый советский отопитель, который легко обслуживается. Грузоподъемность около 20 тонн – хороший показатель для городских грузоперевозок. Днище можно обслуживать без ямы, поэтому ремонт возможен даже в дальней дороге, на обочине и т. д. Машина потребляет 35 литров.
  • Камаз 5320 1998 года выпуска, в эксплуатации с 2022 года. Купил эту рабочую лошадку с пробегом 230 тыс. км. Машина удобная в обслуживании, к тому же у меня собственная мастерская по ремонту грузовых автомобилей. Есть поставщики необходимых запчастей. Вот решил попробовать начать бизнес на грузоперевозках. К счастью, мне попался удачный экземпляр. Капремонт двигателя и трансмиссии делать не пришлось. Обновил кузов и ходовую, проложил дополнительную шумоизоляцию и в добрый путь, как говорится. Еще установил новые сиденья. Мощный 210-сильный мотор хорошо тянет на подъемах – для грузовика это самое главное, особенно если перевозить по 12 тонн груза. Двигатель агрегатирован с надежной трансмиссией, у которой надо регулярно проверять уровень масла. Машина способна тянуть за собой прицепы. В общем, универсальная вещь на все времена.
  • В моем владении Камаз 1996 года выпуска. В свое время это был незаменимый грузовой автомобиль для перевозок на короткие и средние дистанции. Впрочем, сейчас это тоже неплохой вариант для начинающего предпринимателя. У 5320 приличная грузоподъемность 12 тонн и тяговитый 210-сильный дизель объемом 11 литров. Он очень шумный, если не доработать шумоизоляцию салона и крышки капота. А вообще многое в этом авто надо дорабатывать своими силами. Но надо признать, после иномарок ездить на этой машине очень тяжело – надо заново привыкать, особенно когда автомобиль загружен под завязку. Есть понижающая передача, осевая воздушная блокировка, которые необходимы при движении на подъем с грузами. Печка дует эффективно, но именно что дует – кругом сквозняки, хорошо хоть всегда дует горячим воздухом. Неполадок с ней не бывает. Кабину поднимать неудобно, т. к. под ней находится двигатель. Комфорт в салоне специфический из-за спартанской посадки, но это все издержки профессии – можно привыкнуть.
  • У меня Камаз 5320 с 2022 года. Машина 1990 года выпуска. На момент начала эксплуатации пробег составлял 240 тыс. км. Автомобиль был на полном ходу, а потом стал быстро сыпаться без причины. К счастью, двигатель объемом 11 литров и коробка передач – самые надежные узлы в этом автомобиле. При должном уходе ходовая и кузов не будут вызывать нареканий, но лишь до поры до времени. Кузов в любом случае будет раздражать быстрым появлением коррозии. Радует, что хоть можно грузить по 12-13 тонн, и при этом кузов не будет садиться на отбойники. Тяги 200-сильного дизеля хватает во всем диапазоне оборотов. Реальный расход топлива составляет 35 л на 100 км.
Оцените статью
Камаз