КамАЗ-53213 с кузовом Ajokki для специальной службы крови

КамАЗ-53213 с кузовом Ajokki для специальной службы крови Камаз

Начало истории

alt
Началось все после XII олимпиады.

Началось все в Советском Союзе в 1980 году. Сразу после проведения XII Олимпийских игр стало понятно, что пора провести модернизацию передвижных телевизионных станций. Уже в 1983 году отечественные инженеры создали ПТС «Магнолия-83». Машина была рассчитана на работу четырех основных, а также одной репортажной камеры. Первоначально установку хотели ставить на базу ЛиАЗ-5932, однако от этой идеи решили отказаться.

alt
Использовались и после распада СССР.

Произошло это потому, что финская фирма Ajokki O.Y на момент 1983 года смогла разработать куда более вместительный и удобный кузов для ПТС. Поставить его предложили на шасси КАМАЗ-53213. Так в 1985 году с конвейера сошел первый КАМАЗ-Ajokki, принципиально новая передвижная телевизионная станция, которую на заводе обозначили «Магнолия-83А».

Шасси КАМАЗ-53213 для «Магнолии» делали в Набережных Челнах. Оттуда их направляли на завод Ajokki, который располагался в финском городе Тампере. Там инженеры монтировали кузов, после чего отправляли машину на завод «Телевизионная техника» в Литве.

Камаз-53213 с кузовом ajokki для специальной службы крови

КамАЗ финских кровей

Многие автолюбители хорошо помнят специализированные телевизионные автомобили («Флагманы телевизионного флота», «Видео невидимо!»), которые появились в СССР в середине 1980-х. Их кузова изготавливало финское АО «Айокки». Эта фирма наравне с «Киитокори» и «ТАМРО» собирала по спецзаказам различную технику и активно сотрудничала с Советским Союзом. Больше всего нам почему-то запомнились именно автомобили для телевизионщиков, хотя они не были первыми.

А первым проектом фирмы Ajokki, реализованным совместно с СССР, был автомобиль специальной службы крови для плазма-цитафереза с кузовом вагонного типа, установленным финнами на длиннобазном шасси КамАЗ-53213. Эта машина стала детищем стартовавшего в феврале 1982 года сотрудничества Минздрава и Минавтопрома СССР с финскими компаниями «ТАМРО» и «Айокки» в кооперированном производстве автомобилей «скорой медицинской помощи» на базе РАФ, УАЗ и КамАЗ.

В том же 1982 году «Айокки» разработала, изготовила и представила советской стороне первый опытный образец автомобиля. Его цельнометаллический сварной кузов вагонной компоновки был изготовлен из стали, утеплён. В салоне было расположено оборудование для проведения донорских операций и фильтрации крови с целью её разделения на плазму и клеточные элементы: два анализатора, центрифуга, а также прибор для очистки воздуха.

Надо сказать, что только изготовлением кузова и монтажом начинки финны не ограничились. Серьёзной доработке было подвергнуто и базовое шасси. Так, расстояние между средней и передней осями было увеличено до 5 метров за счёт удлинения рамы врезкой дополнительных швеллеров. По этой причине удлинена и карданная передача (сделаны 2 кардана).

Для проведения комплексных испытаний автомобиль по старой доброй традиции был направлен на дмитровский автополигон НАМИ для выявления эксплуатационных качеств и соответствия всем отечественным нормативно-техническим требованиям. Перед испытаниями всё медицинское оборудование с машины было снято и заменено аналогичным по массе балластом. Затем образец, доукомплектованный после лабораторно-дорожных испытаний, был направлен на эксплуатационные испытания в Москву. Эту машину использовали по прямому назначению, а именно: в качестве передвижной лаборатории для заготовки свежезамороженной плазмы и препаратов плазмы (альбумина и криопреципитата) вплоть до середины 1990-х годов.

Техническая характеристика
Габаритные размеры, мм11 322х2560х3510
Масса снаряжённая (без оборудования), кг
в том числе:
  • – на переднюю ось
  • – на заднюю тележку
13 440
4520
8920
Масса оборудования, кг980
Медицинский персонал, чел.6
Углы свеса, град.:23
11

О характеристиках

В целом можно было выделить две версии ПТС Ajokki – это «основная» уделённая модель, а также «вспомогательная» укороченная. Первая была очень большой и делилась на рабочие салоны (там трудились звукорежиссер, инженер и видеорежиссер) и багажный отсек. Питание ПТС осуществлялось от 3-фазной сери 380 Вольт, которая дополнялась дизель-генератором «Panda 25 Fischer».

Габариты основной модели составляли 11.3х2.5х3.87 метра. Весила машина в полной комплектации 19 тонн. Дополнительная устойчивость автомобиля обеспечивалась при помощи специальных выдвижных домкратов в задней части. Внутри авто была своя система связи основанная на матрице EASi-COM MTX-1200 Drake.

Производили «Магнолии» вплоть до 1992 года. Машины стояли на вооружении телерадиокомпаний Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Минска, Казани, Челябинская, Красноярска. Последние созданные авто были проданы заводом в 1993 году. Сколько именно собрали таких ПТС – сказать сложно. Что же касается завода Ajokki, то в 2004 году его купило Volvo, а уже в 2008 году закрыло.

Фургонbus

В качестве носителя финны выбрали шасси Камского автозавода. Правда, для того, чтобы Ajokki смогла установить свой кузов на КамАЗовское шасси, его пришлось серьезно доработать – кстати, в отчете об испытаниях фигурирует не КамАЗ-53213, как принято думать, а КамАЗ-5410.

Итак, расстояние между 1-й и 2-й осью, путем врезки в раму двух швеллеров размером 2160 мм, было увеличено до 5 м. Задний свес рамы от 3-й оси удлинен до 2 м с помощью ввода дополнительных швеллеров. Вместо одного, было установлено два карданных вала. Штатная кабина была демонтирована.

Сам кузов-фургон вагонного типа, на основе сварной конструкции из профильного стального проката, заполненный теплоизоляцией и обшитый изнутри фанерой и пластиком, а снаружи стальным листом.

Содержание машины: анализатор, сепаратор две центрифуги и прибор для очистки воздуха. Кроме того в салоне размещались 6 кресел для медработников. Схема планировки приведена на фото.

Оцените статью
Камаз