КамАЗ-5350 — грузовой автомобиль, история разработки, особенности конструкции и характеристики, назначение, достоинства и недостатки, военные и гражданские модификации

КамАЗ-5350 - грузовой автомобиль, история разработки, особенности конструкции и характеристики, назначение, достоинства и недостатки, военные и гражданские модификации Камаз
Содержание
  1. Армейский автомобиль камаз-4350 «мустанг» (kamaz-4350 «mustang» army truck) :: )
  2. Бескапотная трехосная бронемашина камаз-63968 «тайфун-к» военной полиции
  3. Бронемашина камаз-435029 «патруль» войск национальной гвардии
  4. В кузовах камазов — перспективные вертолетные беспилотники «катран»
  5. Варианты боевых бронеавтомобилей на шасси впк «тигр-м»
  6. Габариты и вес
  7. Грузоподъемность и приборная панель
  8. Двигатель и трансмиссия
  9. Достоинства и недостатки
  10. История создания грузовика военного назначения
  11. Камаз-4310 (1981-1990 гг.) / военные варианты и оснащение на шасси камаз-5320 / камский автомобильный завод (камаз) / автомобили застоя (середина 1970-х гг. – декабрь 1991 г.) /
  12. Комплекс «уран-6» с фрезерным тралом для подрыва неразорвавшихся мин
  13. Конструкция и устройство
  14. Максимальная скорость
  15. Мощность силового агрегата
  16. Применение в боевых условиях
  17. Пушечно-пулеметный робот-танк «уран-9» с дизель-электрической трансмиссией
  18. Руководство по эксплуатации
  19. С виду мирный снегоход «беркут-2» с двухместной кабиной и пулеметом «печенег»
  20. Технические характеристики
  21. Топливный бак
  22. Уставшие «мустанги»

Армейский автомобиль камаз-4350 «мустанг» (kamaz-4350 «mustang» army truck) :: )

Автомобиль КамАЗ-43501-ВДВ (4×4) был сконструирован в 2003 году. Машина
грузоподъёмностью 3,8 т должна была в войсках заменить устаревший и снятый с производства
ГАЗ-66, стоящий на вооружении более 40 лет.
От базовой модели КамАЗ-4350 эта модификация отличается прежде всего компактностью, для чего
у неё укорочена база (3670 мм), уменьшены размер шин, длина рамы и высота кабины, ниже опущена
бортовая платформа с надколёсными нишами.

В 2006 году стало известно, что для оснащения ВДВ
предполагалось выбрать или ГАЗ-3308 «Садко» в специсполнении,
либо КамАЗ-43501, также, естественно, в специсполнении (базовая машина — не десантная).
Конструкция КамАЗ-43501 была максимально облегчена и адаптирована для десантирования.

При копровых испытаниях на военном полигоне (грузовики сбрасывались с копра под разным углом
с высоты 6-8 м — машины должны были приземляется с парашютом без какого-либо демпфирования) у
«Садко» не выдержала рама. Заводу было рекомендовано автомашину доработать, но
ГАЗ, однако, этого не сделал, поэтому в итоге выбор был сделан
в пользу КамАЗа, хотя в СВ на тот
момент гораздо шире распространен был именно «Садко». Две же машины КамАЗ-43501 успешно прошли
полный цикл копровых испытаний.

В течение 2007 года в рамках программы государственных лётных испытаний на модернизированной парашютной
системе с платформой П-7М (разработчик и производитель средств десантирования — завод «Универсал»)
было осуществлено 3 сброса грузового автомобиля КамАЗ-43501 в специсполнении из самолета
Ил-76. Сначала с высоты 500 м, а затем с нескольких километров,
когда автомобиль попадает в полосу разреженного воздуха, из-за чего у него возрастают нагрузки в различных
полостях. Для КамАЗ-43501 авиадесантирование обернулось лишь одной проблемой: каждый раз у него раздувало
переднюю панель кабины. В результате пришлось немного изменить конструкцию этой панели, перекрыв доступ
воздуха под неё, и проблема оказалась решена.

После всего цикла испытаний автомобиль многоцелевой КамАЗ-43501-0000399-02 (КамАЗ-43501-ВДВ)
был принят на снабжение ВДВ. На 2008 год к закупке планировалось 100 машин,
на 2009 — 54 и 2022 — 18. На март 2022 года, с момента принятия на снабжение, закупки данного автомобиля
превысили 730 единиц.

 Основные тактико-технические
характеристики автомобиля
КамАЗ-4350
опытный
КамАЗ-4350*КамАЗ-43501-ВДВ*
Колёсная формула4×4.1
Габаритные размеры, мм
— длина
— ширина
— высота
7950
2500
3110
7960
2550
3290
6395
2500
3000
Габаритные размеры платформы, мм
— длина
— ширина
— высота
4890
2420
750
4890
2470
750
3795
2220
500
Весовые параметры и нагрузки, кг:
   снаряженная масса790077007100
   грузоподъёмность40003000
   полная масса117001190010300
   распределение полной массы по осямн/д5300/66005200/5100
   полная масса прицепа5000
Двигатель:
   модельКамАЗ-740.11-240 (Евро-1)КамАЗ-740.31-240 (Евро-2)КамАЗ-740.11-240 (Евро-1)
   типV8, дизельный
   рабочий объём, л³10,85
   максимальная мощность, кВт/л.с. (об/мин)176/240 (2200)
   макс. крутящий момент, Нм/кГс•м (об/мин)834/85 (1400±200)931/95 (1400±100)814/83 (1400±100)
Коробка передач
   модельКамАЗ-144КамАЗ-154КамАЗ-142
   число ступеней вперед/назад5/110/15/1
Максимальная скорость, км/ч10090
Запас хода, км110010001200
Преодолеваемые препятствия:
   брод, м1,751,65
   ров, мн/д0,60,55
   подъём, град.31н/д
 н/д — нет данных
* по источнику [7]

[an error occurred while processing this directive]

Бескапотная трехосная бронемашина камаз-63968 «тайфун-к» военной полиции

Специальный бронированный автомобиль-транспортер Урал-432009-0020-73 для Войск национальной гвардии разрабатывался с 2022 года под обозначением «Урал-ВВ» (для Внутренних войск) и с июля 2022-го выпускается в 260-сильном исполнении с бронированной кабиной и мощной нижней защитой.

В четвертый раз в параде участвовал перспективный плавающий «колесный танк» ВПК-7829 «Бумеранг» (8х8) на унифицированной платформе с передним расположением 750-сильного двигателя, противоминной системой, задним десантным отсеком и двумя водометами.

В параде принимали участие также уже известные боевые машины. Среди них зенитный пушечно-ракетный комплекс «Панцирь-С» на шасси КамАЗ-6560 (8х8). Он вооружен двумя спаренными зенитными пушками и 12 ракетами класса земля–воздух, снабжен тремя радиолокационными системами и предназначен для защиты объектов от всех существующих и перспективных средств воздушного нападения.

Новинкой по-прежнему остается комплекс С-400 «Триумф»  — одна из лучших, самых мощных и наиболее точных зенитных ракетных систем мира. Она оборудована четырьмя трубчатыми контейнерами с ракетами, способными уничтожать цели на дальности в 400 км и высотах до 30 км.

Приятной особенностью парада 2022 года впервые стали мобильные экспозиции новых российских беспилотных летательных аппаратов и гусеничных роботов, которые были временно установлены на открытых платформах 280-сильных грузовиков КамАЗ-65117 (6х4).

Так впервые удалось всенародно продемонстрировать передовой беспилотный комплекс самолетного типа «Корсар», который применяется как для разведки в радиусе до 200 километров, так и для поражения боевых частей противника и ведения радиоэлектронной борьбы.

Совсем недавно созданный компактный беспилотный вертолет «Катран» с соосными винтами, способный взлетать с любой площадки и зависать в воздухе на шесть часов, был показан в двух версиях для выполнения своих особых задач.

Бронемашина камаз-435029 «патруль» войск национальной гвардии

В конце 2022-го, после пяти лет испытаний и доводок, Завод специальных автомобилей «Ремдизель» собрал первые десять бронемашин КамАЗ-53949 «Тайфун» (4х4) для перевозки личного состава и монтажа различного оружия. На него устанавливаются двигатели мощностью 350 или 450 л.с., автоматическая трансмиссия и независимая гидропневматическая подвеска.

https://www.youtube.com/watch?v=31zt6M2Gklg

Корпус имеет двухслойное бронирование из стали и керамики, обеспечивающее высокую баллистическую и противоминную защиту, а также выдерживает взрыв восьми килограммов тротила под днищем. С появлением трехосной версии «Тайфун-К» этот вариант получил неофициальное имя «тайфунёнок».

В пятый раз по кремлевской брусчатке прошла колонна бескапотных бронемашин КамАЗ-63968 «Тайфун-К» (6х6) с двумя сближенными парами передних управляемых колес и крупными светосигнальными приборами. На них применяются 450-сильный дизель V8, автоматическая коробка передач, гидропневматическая подвеска, пулестойкие шины с противовзрывными вставками и видеокамеры кругового обзора.

Несущий корпус на 16 десантников снабжен системами жизнеобеспечения, двухслойной бронёй и противоминной защитой, предохраняющими экипаж при разрыве мин под колесами или под днищем. Боевая масса машин — 22,5 тонны, максимальная скорость — 105 км/ч. В Сирии они служат в российской военной полиции.

В кузовах камазов — перспективные вертолетные беспилотники «катран»

Камские грузовики предоставили свои услуги также для демонстрации миниатюрных гусеничных роботов с дистанционным управлением. Первый из них, приземистый радиоуправляемый комплекс разминирования «Уран-6», уже прошел испытания в Сирии. Робот-сапер снабжен собственным силовым агрегатом, пятью разными вращающимися рабочими органами и выдерживает силу взрыва под шасси, эквивалентную четырем килограммам тротила.

Варианты боевых бронеавтомобилей на шасси впк «тигр-м»

Впервые на параде появилась многоцелевая бронемашина КамАЗ-435029 «Патруль» для Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, разработанная Проектно-конструкторской компанией «Астейс». Опытные образцы базировались на шасси КамАЗ-43502-45, производство модернизированного варианта началось с 2022 года.

Машина снабжена 260-сильным дизелем, двухрядной кабиной, шестиместным десантным отсеком с противоминной защитой, двумя люками в крыше и шестью видеокамерами. При боевой массе чуть более 13 тонн она развивает скорость в 100 км/ч и может буксировать семитонный прицеп с тормозной системой.

Габариты и вес

Размеры КамАЗ 5350
Размеры грузовика КамАЗ 5350

По габаритам и весу КамАЗ 5350 имеет следующие показатели:

  • длина — 7,96 м;
  • ширина — 2,55 м;
  • высота — 3,29 м;
  • дорожный просвет (клиренс) — 0,39 м;
  • внешний радиус поворота — 11,3 м;
  • масса снаряженная и полная — 9,8 т и 15,85 т соответственно;
  • допустимая масса буксируемого прицепа — до 12 т.

Внутренние размеры грузовой платформы составляют 4,89 м в длину и 2,47 м в ширину. Высота бортов — 0,73 м, у некоторых машин — 0,75 м.

Грузоподъемность и приборная панель

«Гражданский» КамАЗ 5350
«Гражданский» КамАЗ 5350

Собственная грузоподъемность автомобиля КамАЗ 5350 составляет 6 тонн. В зависимости от типа местности и допустимых весовых нагрузок на дороги, данный показатель может быть увеличен до 7,4 т.

Допустимая масса буксируемого прицепа составляет 12 т. Масса автопоезда — до 29 т. Если в расчет берется шасси под надстройки, собственная грузоподъемность возрастает до 8,6 т, однако, масса автопоезда остается прежней.

Приборы машины имеют стандартный вид, позволяют с помощью индикаторов контролировать состояние автомобиля. При необходимости приборная панель может быть оборудована дополнительными мониторами и индикаторами, что актуально при различных модификациях.

Двигатель и трансмиссия

Мощный двигатель КамАЗ-740.622-280 сочетается с десятиступенчатой механической коробкой передач. Также имеется двухступенчатый раздаточный механизм полноприводной трансмиссии, распределяющей крутящий момент между передним мостом и задней двухосной тележкой. Задний мост при этом обеспечивает движение карданного вала от проходного моста посередине.

Переключение передач осуществляется фрикционным сцеплением сухого типа, имеется гидропривод и усилитель. Значительная проходимость грузовика обеспечивается инновационной системой блокировки дифференциалов, находящейся в промежутке заднего колесного моста.

Достоинства и недостатки

Ключевые достоинства грузового автомобиля КамАЗ 5350 — его технические и эксплуатационные характеристики. Надежность, проходимость, широкий спектр возможностей применения, — все это делает грузовик востребованным в решении разных задач.

Кроме данных особенностей, выделяют следующие преимущества:

  • большое количество модификаций, использующих шасси от данного грузовика, доступность деталей и комплектующих;
  • двигатель надежен, прост в обслуживании, неприхотлив к качеству топлива;
  • длительный период между ремонтами, высокая ремонтопригодность;
  • относительно небольшой расход топлива.

Из недостатков выделяют перевес передней части автомобиля и недоработанную балансировку. Также отмечают неудачное расположение рулевой тяги, которая может повредиться о камни или пни деревьев. Недостатком выделяют и сложную процедуру растормаживания машины.

История создания грузовика военного назначения

КамАЗ 5350
КамАЗ 5350 на подъеме

Разработка многоцелевого грузового автомобиля началась еще в 1987 году по военному заказу. Ключевой задачей ставилась вероятность работы грузовика на высоте до 4000 метров над уровнем моря. Это позволило бы эффективно использовать машину в горных районах.

Также среди требований к новому грузовику выделялась его универсальность. Помимо транспортировки грузов, машину предполагалось использовать в качестве установки под различные вооружения, вплоть до реактивных ракет.

Первые образцы были представлены уже в начале 1990-х годов, однако, распад СССР и недостаток финансирования приостановил разработку. В итоге опытная партия для испытаний была собрана лишь в 1995. После подтверждения технических характеристик данные машины были приняты на вооружение и поступили в массовое производство.

Немаловажную роль в принятии КамАЗ 5350 стало решение разработчиков об унификации используемых комплектующих. 85% узлов и деталей новой машины уже изготавливались для другой техники. Подобное решение позволило снизить себестоимость грузовиков, что упростило их производство.

Изготовление грузовых автомобилей КамАЗ 5350 продолжается до нашего времени. На его основе были разработаны и другие машины, к примеру, седельный тягач с грузоподъемностью до 15 тонн. Шасси грузовика используется и для других модификаций, включая гражданские грузовые автомобили.

Камаз-4310 (1981-1990 гг.) / военные варианты и оснащение на шасси камаз-5320 / камский автомобильный завод (камаз) / автомобили застоя (середина 1970-х гг. – декабрь 1991 г.) /

КамАЗ-4310

(1981-1990 гг.)

В 1981 году на Камском заводе началась сборка первой пробной партии 5-тонной армейской серии 4310 (6×6), ознаменовавшей выход на новый качественный уровень советской военной автотехники, которая постепенно стала завоевывать лидерство в Вооруженных Силах СССР и ряда союзных стран. Серийное производство армейского грузовика КамАЗ-4310 началось в 1983 году, когда на заводе вступила в строй вторая сборочная линия. Для непосвященных его появление оказалось неожиданным, но специалисты работали над этой машиной с конца 1960-х годов, параллельно с созданием всей грузовой гаммы КамАЗ.

Разработкой будущего военного КамАЗа с 1969 года занимался Московский завод ЗИЛ, приняв за основу опыт создания собственной бескапотной гаммы ЗИЛ-170, так никогда и не увидевшей конвейера. На следующий год появился первый прототип с индексом 4310, опытным ярославским дизелем и кабиной от ЗИЛ-170. Его испытания провалились, и в 1974 году ЗИЛ представил модернизированный бортовой вариант 4310 с доработанным дизелем ЯМЗ-740 и седельный тягач 4410 с армейским двухосным бортовым полуприцепом с тентом. Их характерный «камазовский» облик создавала доработанная двухцветная кабина в коротком и удлиненном исполнениях, отличавшаяся от первого прототипа менее пологой установкой лобового стекла, плоской передней панелью с боковыми указателями поворотов, суженными полукрыльями, горизонтальной облицовкой радиатора с двумя фарами, расширенными зеркалами заднего вида, подфарниками в бампере и упрощенным кузовом от модели 5320. После очередных доработок в 1978 году автомобили успешно преодолели весь комплекс государственных испытаний в 21 НИИИ и были приняты на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков и дефектов. С постановкой на серийное производство они обрели маркировку КамАЗ, а силовой агрегат был переименован в КамАЗ-740.

По сравнению с гражданской продукцией серийный армейский КамАЗ-4310 внешне выделялся более высокой посадкой, всеми односкатными колесами и укороченной металлической грузовой платформой. От последних прототипов его отличали мелкие доработки кабины: одноцветная военная окраска, угловые защитные обтекатели по бокам фар и чуть расширенная вентиляционная решетка в правой части передней панели. В отличие от серии 5320 главными конструктивными особенностями нового КамАЗа являлись двухступенчатая раздаточная коробка с межосевым дифференциалом и валом отбора мощности (на 60 л.с), централизованная система регулирования внутреннего давления воздуха в широкопрофильных шинах размером 1220×400-533 (в пределах 0,7 – 3,0 кгс/см2), экранированное электрооборудование и центральная барабанная лебедка с выводом троса вперед и назад. В автомобиле была применена сравнительно новая для советских вездеходов схема с постоянным приводом всех колес, что привело к введению в трансмиссию несимметричного цилиндрического межосевого дифференциала планетарного типа с механизмом блокировки, позволявшего компенсировать неравенство угловых скоростей колес разных мостов. Грузовик был приспособлен для эксплуатации на всех видах дорог, на бездорожье и при окружающей температуре от – 40 до 50 °С, оснащался двумя топливными баками емкостью по 125 л и цельнометаллической грузовой платформой длиной 4800 мм с деревянным настилом и откидными продольными скамейками на 30 солдат и тентом с пологими верхними скосами. Между кузовом и кабиной устанавливалось запасное колесо с механизмом подъема и опускания на грунт. Откидная короткая 3-местная шумо-и теплоизолированная кабина снабжалась регулируемыми сиденьями, двумя электрическими стеклоочистителями, полусферическими зеркалами заднего вида, люком и фарой-искателем на крыше. Барабанная лебедка имела тяговое усилие при выведении троса вперед – 5,4 тс, назад – 7,7 тс, а с полиспастом – соответственно 10,8 и 15,4 тс.

КамАЗ-4310 (1981-1990 гг.)

Армейский грузовик КамАЗ-4310 с 210-сильным дизелем и кабиной над двигателем. 1983 год.

Как и гражданские машины, армейский вариант комплектовали дизельным двигателем КамАЗ-740.10 мощностью 210 л.с. с воздухозаборником над кабиной, основной 5-ступенчатой коробкой передач, гидроусилителем рулевого механизма, барабанными тормозами с пневмоприводом и рессорной подвеской. Передняя оборудовалась гидроамортизаторами, задняя была балансирной с реактивными штангами. КамАЗ-4310 имел размер колесной базы 3340 1320 мм – средний между обеими базовыми гражданскими моделями. Дорожный просвет составлял 365 мм. Грузоподъемность по всем видам покрытий была одинаковой – 5 т. Снаряженная масса – 8410 кг, полная – 14 290 кг. Автомобиль мог стабильно передвигаться со скоростями от минимальной 2,2 км/ч до максимальной на шоссе – 85 км/ч, преодолевал подъем крутизной до 30° и брод глубиной 1,4 м. По бездорожью и ровным дорогам он буксировал прицепы массой 7 и 10 т соответственно.

Вторым исполнением в серии 4310 являлся бортовой армейский вариант 43103 с удлиненной кабиной со спальным местом, но серийно он не выпускался. Более распространенным в войсках стал упрощенный сельскохозяйственный 7-тонный грузовик 43105 без лебедки, системы подкачки шин и запасного колеса за кабиной, что позволило облегчить его почти на 200 кг и установить на нем типовой кузов от модели 5320 длиной 5100 мм, внутрь которого перекочевала «запаска». В отличие от армейской версии он имел более высокий тент прямоугольной формы. В военную программу входил короткобазный седельный тягач 4410 с допустимой нагрузкой на седло 5,5 т для буксировки полуприцепов массой до 15 т. В 1989 году на смену грузовику 4310 пришел более мощный 6-тонный вариант 43101 с 220-сильным дизелем. Впоследствии в основном бортовом исполнении и в еще более многочисленных военных версиях он получил наиболее широкое применение в Российской Армии.

КамАЗ-4310 (1981-1990 гг.)

Многоцелевой автомобиль КамАЗ-43105 без лебедки и системы подкачки шин. 1984 год.

Комплекс «уран-6» с фрезерным тралом для подрыва неразорвавшихся мин

Роботизированный танк «Уран-9», вооруженный противотанковыми ракетами, 30-мм пушкой и спаренным 12,7-мм пулеметом с лазерным наведением, способен уничтожать технику противника на расстоянии до восьми километров. Управляющий им оператор может находиться в укрытии в трех километрах от мест сражения.

Конструкция и устройство

Испытания КамАЗ 5350
Испытания грузовика на преодоление препятствий

За основу грузовика КамАЗ 5350 была взята конструкция образца 4310. С учетом поставленных задач в новый проект внесли ряд корректировок — измененный дизайн, новые узлы и агрегаты, рисунок бортов, увеличенный размер покрышек. Сама машина выполнена в колесной формуле 6х6.

В технической комплектации машина объединила все передовые разработки своего времени:

  • зависимые подвески на полуэллиптических рессорах;
  • ведущие мосты с двухступенчатыми редукторами;
  • гидроусилитель руля;
  • раздаточная коробка с демультипликатором.

Также КамАЗ 5350 первым в данной линейке грузовиков получил блокировку межколесных дифференциалов для заднего моста. Данное нововведение значительно повысило проходимость машины.

Определенные изменения коснулись и кабины. Она стала более комфортной для водителя. Предусмотрены места для двух человек, имеется кровать для отдыха. Также присутствуют места для размещения дополнительного оборудования, обмундирования и личного снаряжения.

Грузовое отделение может монтироваться в зависимости от выполняемой задачи. От перевозки людей до размещения пусковых установок для реактивных ракет, — все это способно изменить конструкцию грузовика до неузнаваемости.

Кабина военного КамАЗа окрашивается в цвета хаки или камуфляж. В зависимости от тактической необходимости аналогично окрашивают борта и надстройки грузового отделения. «Гражданский» цвет кабины — оранжевый.

Максимальная скорость

Допустимая скорость, которую КамАЗ 5350 способен развивать по шоссе, составляет 100 км/ч. При показателе от 60 км/ч на асфальтированной трассе расход топлива снижается до минимального. По бездорожью скорость падает в зависимости от типа местности, одновременно возрастает и потребление горючего.

Ключевая особенность данного грузового автомобиля — повышенная проходимость на пересеченной местности. КамАЗ 5350 способен преодолевать подъемы в 31 градус. Если обеспечивается буксировка автопоездом, допускается преодоление склонов в 20 градусов. Также грузовик способен преодолевать броды высотой до 1,75 м и рвы до 0,6 м глубиной.

Мощность силового агрегата

Военный КамАЗ 5350
Военный КамАЗ 5350 с переоборудованным грузовым отделением

На КамАЗ 5350 ставится дизельный двигатель КамАЗ-740.622-280 с V-образным размещением цилиндров.

ТТХ силовой установки имеет следующие показатели:

  • рабочий объем — 11,76 л;
  • номинальная мощность — 280 л. с;
  • тип двигателя — дизельный с турбонаддувом, ОНВ и электронным управлением;
  • максимальный крутящий момент — 1177 Нм;
  • количество цилиндров — 8;
  • экологический стандарт — Евро-4.

Мощность и надежность двигателя позволяет использовать данный грузовик на любых типах местности. А соответствие экологическим нормам допускает применение машины в городских условиях.

Применение в боевых условиях

РК на базе КамАЗ 5350
Модификация грузовика под установку с реактивными ракетами

Основное назначение грузового автомобиля КамАЗ 5350 — транспортировка и снабжение. Надежность и хорошая проходимость таких машин позволяет отправлять их к передовой для подвоза боеприпасов.

Технические характеристики и грузоподъемность данного автомобиля позволяют модифицировать его и для иных целей. Обшивка листовой броней дает возможность перевозить людей, включая командование. А с применением различного вооружения бронированный КамАЗ 5350 и вовсе превращается в мобильную огневую точку.

Нередко шасси данной машины применяется под установки для реактивных ракет. Подобные решения делают грузовик полноценной пусковой установкой с вероятностью поражения позиций противника. Хорошие ходовые качества позволяют развертывать такие модификации на пересеченной и труднопроходимой местности.

Массовое производство грузовиков КамАЗ 5350 и модификаций на базе его шасси предопределило повсеместное применение данных машин в боевых условиях. Однако сведений о непосредственном применении машин в бою не имеется. В боевых конфликтах и локальных операциях с участием российской армии грузовики использовались для транспортировки и решения узкоспециализированных задач.

Пушечно-пулеметный робот-танк «уран-9» с дизель-электрической трансмиссией

Одной из самых необычных машин был арктический ярко-белый лыжно-гусеничный снегоход ТТМ-1901-40 «Беркут-2», прокатившийся по Красной площади на платформе КамАЗа. Вездеход приспособлен для работы при температурах до –50 градусов и служит для разведки и транспортировки по снежной целине личного состава, грузов и буксировки прицепов или саней массой до 300 кг.

Руководство по эксплуатации

Руководство по эксплуатации КамАЗ 5350 предписывает следующие рекомендации:

  • допустимая запыленность — до 1 г на куб. м;
  • скорость ветра — до 20 м/с;
  • предельная высота — до 4500 м, преодоление перевалов — до 4650 м;
  • допускается использование прицепов и полуприцепов, масса которых не превышает соответствующие характеристики грузовика.

Данные грузовики имеют две метки для климатического исполнения – «У» и «Т». В первом случае машина рассчитана на применение в умеренном климате в температурном диапазоне от -45 до 40 градусов. Допустимая влажность — до 75% при температуре в 15 градусов.

С меткой «Т» КамАЗ 5350 может эксплуатироваться в регионах с тропическим климатом. Допустимые пределы температур — от -10 до 45 градусов. Влажность воздуха — до 80% при температуре в 27 градусов.

С виду мирный снегоход «беркут-2» с двухместной кабиной и пулеметом «печенег»

Парад традиционно закрывали три мощнейших стратегических ракетных комплекса 15П155М «Ярс» на 800-сильном шасси МЗКТ-79221, которые пришли на смену системе «Тополь-М». И так же, как обычно, по пятам за ними следовала массивная машина 15Т418 с цилиндрической цистерной, известная как габаритно-весовой макет или агрегат технического замыкания, которая успешно работала еще с «Тополями».

На заглавной фотографии  — наиболее совершенные и эффективные бронемашины Урал-432009-0020-73 подразделений Росгвардии готовятся к военному параду.

Технические характеристики

У грузовика КамАЗ 5350 технические характеристики остаются востребованными до настоящего времени. Параметры машины позволяют применять ее для решения различных задач — от снабжения и подвоза в труднодоступных районах и до развертывания тактического вооружения.

С учетом широкого спектра возможностей итоговые технические характеристики у моделей могут быть разными. К примеру, у военного КамАЗа 5350 для перевозки людей имеются откидные места на 39 человек. Однако они демонтируются, если перевозятся грузы или вооружение. В данном контексте технические характеристики приводятся на основе базовой модели.

Топливный бак

КамАЗ 5350 имеет основной и дополнительный топливный баки на 170 и 125 литров соответственно. На 100 км расходуется 27 литров горючего, запас хода составляет 1550 км при контрольном расходе топлива. Затраты горючего увеличиваются при прохождении через пересеченную местность.

Уставшие «мустанги»

Все это свидетельствует о моральном и техническом устаревании машин семейства «Мустанг». На дворе 2021 год, а в Набережных Челнах так и не смогли создать семейство автомобилей, полностью соответствующих требованиям еще советской армии.

До сих пор нет автоматической коробки передач, серийного гидротрансформатора и независимой подвески. О том, что инженеры из Набережных Челнов в нише многоцелевых армейских грузовиков откровенно топчутся на месте, говорит уровень современных зарубежных аналогов.

Возьмем для примера разработки американской компании Oshkosh, продукцию которой условно можно назвать аналогами отечественных КамАЗов.

В 1996 году в армию США начались поставки бескапотного грузовика FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles), который был разработан на базе австрийского Steyr 12M18. Во многом это схожая с «Мустангами» машина – грузоподъемность от 2 до 9 тонн, зависимая подвеска и колесные формулы на выбор: 4х4 и 6х6.

Среди отличий – полностью бронированная каркасно-панельная кабина у последних серий и автоматическая трансмиссия. Первоначально грузовики выпускались фирмой Stewart & Stevenson, а позже все производство полностью переехало на Oshkosh. В общей сложности в американской армии сейчас более 110 тысяч таких машин.

Оцените статью
Камаз