КамАЗ-53605: технические характеристики

КамАЗ-53605: технические характеристики Камаз

В чём состоят плюсы от применения электромеханических трансмиссий?

КамАЗ недаром сделал ставку на использование такого нетрадиционного технического решения: дизель-электрического привода с электромоторами. В чём смысл подобного подхода?

В первую очередь, это отсутствие сложной трансмиссии: отсутствуют и сцепление, и коробка переключения передач, и раздаточная коробка, а также приводные валы, дифференциалы – всё это серьезно снижает вес шасси.

Кроме того, электродвигатели способны развивать максимальный крутящий момент сразу же после того, как только на них было подано питание.

Также подобная система позволяет всем колёсам шасси вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях.

Есть возможность использования системы рекуперации энергии торможения.

Упрощается обеспечение активной безопасности движения – всевозможные алгоритмы систем типа ABS программируются в блоке управления и способны воздействовать на каждое из колёс индивидуально.

Главные особенности тягача камаз-78504

Основная особенность тягача данной модели – это то, что он получил все поворотные колёса. Такая способность значительно увеличила маневренность тяжёлой машины, позволила ей перемещаться боком или разворачиваться совсем с небольшим радиусом.

Полуприцеп оснащён системой частичного отбора мощности от силовой установки тягача, благодаря которой реализовали привод и его колёс тоже. При этом полуприцеп с погрузочно-заряжающей установкой оснастили пультом дистанционного управления и возможностью автономного функционирования (для выполнения загрузок и разгрузок носителей).

В 2022 году на Международный военно-технический форума «Армия-2022» вывели ещё более впечатляющий тягач из проекта «Платформа-О» – колёсной формулы 16×16. Динамический показ этого гигантского специального колёсного шасси КамАЗ-7850 стал настоящим «гвоздём программы» на форуме.

Иные отличительные свойства данного автомобиля – это

  • модульная сборка (машина собирается из готовых модулей. Они представляют собой отдельные готовые части. Такая конструкция позволяет в случае повреждения одного из модулей быстро восстановить работоспособность автомобиля);
  • удлинённая рама (длинная рама, в совокупности с широкими колёсами, снижает уровень давления на грунт при движении. Это даёт возможность перевозить на шасси грузы с высокой массой);
  • многоосная ходовая часть;
  • трансмиссия, выполненная по схеме «мотор-ось» с независимым приводом колёсных механизмов;
  • рулевое управление, обеспечивающее поворот передних осей в одну сторону, а задних – в другую (что позволяет выполнять развороты на ограниченных площадках, либо всех колёс в одну сторону: «крабовый ход» – движение боком. Все колёсные механизмы, установленные на машине – поворотные. Передние и задние оси разворачиваются в противоположные стороны. Управление электронное. Водитель управляет многотонной машиной без применения значительных физических усилий);
  • выхлопная труба, расположенная высоко (глушитель размещён сбоку автомобиля, на уровне верхнего края колеса. Данное техническое решение предоставляет возможность использовать КамАЗ-78504 для преодоления водных преград. При преодолении брода вода не заливается в выхлопную трубу);
  • мощный бампер плюс защита моторного отсека (это позволяет использовать тяжёлую машину для передвижения по лесным массивам);
  • возможность регулировки дорожного просвета (колёсные механизмы оборудованы гидравлическими силовыми цилиндрами. Они поднимают колёса и смещают центр тяжести автомобиля. Тягач КамАЗ-78504 сможет продолжать движение при вышедшем из строя колесе, просто подняв его);
  • система автоматической подкачки шин (в зависимости от вида дорожного покрытия, водитель может изменять показатели давления в шинах дистанционно, из кабины, не прекращая движения. Система автоматической подкачки даёт возможность полноценно использовать автомобиль при нарушении целостности баллонов);
  • штатные видеокамеры и прибор ночного видения, которые позволяют передвигаться ночью, не включая включения фары;
  • электрическая трансмиссия (которая даёт возможность избавиться от тяжёлых механических агрегатов трансмиссии, увеличивая тем самым КПД машины и её полезную грузоподъёмность);
  • бортовой компьютер (который обладает способностью обеспечивать дистанционное управление машиной. Он даёт возможность водителю контролировать работу узлов и механизмов при движении машины, не отвлекаясь от управления).

Двигатель камаз-43253

Рестайлинговый КамАЗ-43253 оснащён немного менее мощным, чем у предшественника КамАЗ-4325 (мотор КамАЗ-740.31-240), но гораздо более современным и экономичным двигателем. Это рядный шестицилиндровый дизель Cummins ISBe6.7 E5 250 китайского производства.

Он имеет рабочий объём 6,7 литров, оборудован турбонаддувом и функцией промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Показатель номинальной мощности данного турбодизеля составляет 185 лошадиных сил, а максимальная полезная мощность равняется 178 лошадиным силам (развивается при 2500 об/минуту).

  • Максимальный крутящий момент – 937 Н.м (96 кгс.м), уже при 1300 оборотах в минуту.
  • Степень сжатия – 17,3.
  • Диаметр цилиндра – 107 мм; ход поршня – 124 мм.
  • Максимальные обороты холостого хода: 2850 об/мин.
  • Минимальные обороты холостого хода: 600 — 800 об/мин.
  • Максимальная высота эксплуатации мотора: 3000 м над уровнем моря.
  • Масса мотора: 512 кг.

Двигатель оснащён системой электронного впрыска «CommonRail». За годы производства дизельный мотор Cummins ISBe6.7 E5 250 был последовательно обновлён с Евро-3 до Евро-4, а затем и до стандартов Евро-5.

Сборка данных силовых агрегатов производится в Набережных Челнах, на совместном предприятии «Камминз-Кама». В производственную программу этого СП входят три семейства двигателей. Рядные «шестёрки» мощностью до 300 л.с., к которым относится и мотор КамАЗ-43253, составляют порядка 80 % объёма выпускаемой продукции.

Они применяются на разных моделях средних и тяжёлых грузовиков КамАЗ, а также на автобусах НефАЗ. Остальной объём выпуска – дизельные «четверки» Cummins ISBe4.5, представленные в диапазоне мощности от 140 до 185 л. с., а также двигатели серии L8.9 – рабочим объемом 8,9 л, мощностью до 400 л.с.

Начав с простой отвёрточной сборки китайских дизельных двигателей, «Камминз-Кама» постепенно перешло к полноценной производственной деятельности, освоив все технологические процессы обработки блока цилиндров и локализовав более 50-ти процентов компонентов, включая блок цилиндров, головку блока цилиндров, коленчатый вал и маховик.

Задний ведущий мост

Создавая задний ведущий мост для этого двухосника 4х2, специалисты Камского автозавода применили агрегат принципиально новой конструкции, который рассчитан на осевую нагрузку в 13 тонн. Его компоновочная схема – сходная с конструкцией МАЗовских мостов: в картере размещается коническая передача с межколёсным дифференциалом, а цилиндрическая, в виде планетарных редукторов, расположена в ступицах задних колёс.

Применение на автомобиле КамАЗ-536О5 нового моста повлекло за собой и перемены в конструкции карданной передачи. В частности: применение промежуточной опоры (конструкция прежних задних мостов позволяла обходиться без неё).Разумеется, использование одного ведущего моста вместо двух, в случаях одинаковых условий эксплуатации, и упрощает всю конструкцию, и снижает её материалоёмкость.

Естественно, что двухосная конструкция грузовика также способствует заметному снижению затрат на его эксплуатацию и обслуживание: вместе с дополнительным мостом «исчезают» и четыре шины, и четыре тормозные колодки, и восемь литров трансмиссионного масла.

Кабина камаз-43253

На грузовики данной модели устанавливаются стандартные КамАЗовские (лицензионные Мерседесовские) кабины без спального места; как с низкой, так и с высокой крышей. Это комфортабельные (особенно по сравнению с классической КамАЗовской) кабины на четырёхточечной пневматической подвеске, от грузовика Mercedes-Benz Axor.

С начала 2022 года ей комплектуются все новые камские грузовики. Крепление на пневмоподвеске заметно улучшает плавность хода, снижает вибрации и препятствует раскачиванию кабины при движении на скорости. А также, для удобства вождения, удерживает постоянный уровень высоты кабины, вне зависимости от загрузки автомобиля.

Сочетание этой новой пневмоподвески кабины и удобного кресла (также на гасящей колебания пневмоподвеске, с боковой поддрежкой) позволило поднять уровень комфорта на невиданный прежде для «КамАЗов» уровень. Водительское и пассажирское кресла снабжены 4 уровнями регулировок положения.

Регулируемой является и рулевая колонка автомобиля. Пневматическое управление рулевой колонкой позволяет с лёгкостью регулировать положение руля по высоте и наклону. Сам руль оборудован гидроусилителем.

Качество материалов отделки интерьера кабины заметно улучшилось. Пластик панелей и приборной доски стал более мягким и приятным на ощупь. Приборная панель переработана в соответствии с современными тенденциями, оснащена антибликовым покрытием. Грамотно расставленные графический дисплей, стрелочные указатели и контрольные сигнализаторы позволяют водителю моментально получать необходимую информацию, не отвлекаясь от дороги.

Дверные ручки стали пластмассовыми, со встронными замками, защищёнными дефлекторами отвода воздушных потоков. Это сохраняет ручки дверей в чистоте, наряду с обтекателями по бокам кабины. Эти обтекатели снижают завихрения воздуха и снижают загрязнённость ручей, зеркал и в целом дверей.

Вместо прежнего металлического «отбойника» на рестайлинговую кабину устанавливается литой, окрашенный в цвет кабины, пластиковый бампер. Подножки на обеих сторонах снабжены противоскользящими накладками. Подъём в кабину – безопасный и удобный в любую погоду.

У зеркал заднего вида изменилась форма кронштейна. Справа имеются подкатное и бордюрное зеркала, а по обеим сторонам для покрытия мертвых зон добавлены сферические зеркала. Лобовое стекло цельное, с тремя стеклоочистителями.

Камаз-45144

Пользующийся спросом в сельском хозяйстве самосвал, способный перевозить крупные по тоннажу грузы. Место водителя оборудовано аэродинамическими деталями обвеса, регулируемыми креслами, а защита при столкновении обеспечивается наружным ударопрочным бампером.

Технические рабочие показатели:

  • автомобиль КамАЗ-45144 со снаряжением весит 1,1 т;
  • колесная база — 3,695 м, общая длина — 8,495 м;
  • расстояние между задними осями тележки составляет 1,325 м;
  • высота автомобиля — 2,975 м;
  • допустимая нагрузка на передний мост — 5,5 т, задняя ось воспринимает до 19,5 т.

Камаз-5310

Выпускается с 1976 года, работает совместно с прицепом, обеспечивая грузоподъемность до 8 т на авто и еще 8 т на буксире. Металлический кузов-платформа открывается с боков и сзади. Последняя модель предполагает установку защитного тента при необходимости.

КамАЗ-5310 имеет технические показатели:

  • длина машины — 7,5 м, ширина — 2,55 м;
  • вес транспорта со снаряжением — 7,2 т, масса прицепа — 3,55 т;
  • высота автомашины — 3,37 м;
  • колесная база — 3,195 и 1,315 м.

На приборной панели расположена сигнальная система с измерительными и контрольными датчиками, что обеспечивает безопасность шофера.

В моделях последних лет есть переключатель и двухстрелочный манометр для изменения высоты платформы и считывания числа оборотов силового оборудования.

Транспорт работает от дизельного четырехтактного двигателя, обеспечен топливным насосом золотникового типа с высоким давлением.

Камаз-53102

Самосвал для перевозки и самостоятельной разгрузки материалов, предназначен для съема фрахта с трех сторон. Применяется в качестве тягача, способного перевозить прицепное устройство весом до 11,55 т. Базовые модификации тяжеловозов буксируют 7-тонные полуприцепы, предусмотренные для разгрузки с двух боков.

Шасси автомобиля выполнено в виде заднеприводного трехосного механизма, колесная формула — 6х4. Передняя пара ободов управляется, задние оси немного сдвинуты. Технические параметры автовоза 53102 следующие:

  • длина машины — 3,330 м, высота — 1,865 м, ширина кузова — 1,15 м;
  • база колес — 2,08 м, дорожный просвет составляет 0,195 м;
  • мотор двухцилиндровый с системой, дающей мощность двигателя на выходе 165 кВт;
  • число оборотов коленвала достигает 5 тыс. за минуту, крутящий момент удерживается на показателе 2 тыс. витков;
  • Масса – 7 тонн;
  • Масса прицепа (полуприцепа) – до 11,5 тонны;
  • Осевая нагрузка – 6 тонн.

КамАЗ 53102 подходит для перевозки строительных материалов и сыпучих грузов. Для этой модели подходит прицеп 8527, его масса – 7 тонн, имеет двухстороннюю боковую выгрузку.

На шасси устанавливаются пневматические колеса шириной 26 см.

Производительность обеспечивает четырехтактный восьмицилиндровый дизельный двигатель мощностью 210 л.с. Система жидкостного охлаждения эффективно работает с применением антифриза. Двигатель КамАЗ 740 отлично подходит для работы в условиях континентально климата, заводится даже в морозы.

На КамАЗ 53102 есть блокиратор межосевого дифференциала, что позволяет сделать управление грузовиком более легким и безопасным.

Камаз-53213

Грузовая спецтехника с удлиненным шасси по прототипу 53211. Оборудуется хозяйственными приспособлениями для работы на строительстве, в сельском производстве. Кузов выполнен из металла с настилом из дерева, боковые борта и задняя часть откидываются. Заводская стандартная модификация КамАЗа-53213 выпускается в виде грузового бортового тягача и предназначается для работы с прицепами в составе автопоездов.

Кабина для 3 человек, для удобства откидывается вперед. Ограждающие части изолированы от шума и холода, есть место для установки ремней безопасности и спальник. Мотор имеет систему предпускового разогрева. Параметры грузовика:

  • длина авто находится в пределах 8 м, высота машины — 2,85 м, ширина кузова — 2,55 м;
  • задняя колея — 1,87 м, передняя — 2,03 м, клиренс составляет 0,28 м;
  • масса большегруза с оснасткой — 7 т, с поклажей вес составляет 18,5 т;
  • мотор 8-цилиндровый, имеет объем 10,8 л;
  • максимальная мощность двигателя — 210 л. с. (частота 2,6 тыс. оборотов за минуту);
  • в других модификациях с измененными настройками мощность увеличивается до 242 л. с. (число кругов 2,2 тыс.).

Камаз-532150

Модель отличается большим числом модификаций. Оптимальная разновидность тягача для эксплуатации в российских глубинках. Высокая проходимость не увеличивает расход горючей смеси при движении в непроходимых условиях. Выпускают 16 прототипов с различными объемами двигателя, габаритами бака для горючего, размером колес и присутствием в грузовике насоса для топлива с высоким давлением на базе КамАЗа-532150.

Габаритные и технические характеристики:

  • машина без груза весит 8,4 т, заполненный кузов увеличивает массу до 19,4 т, тяжесть составного поезда измеряется показателем 33,4 т;
  • допускается нагружать задний мост до 4,73 т, передний — 3,63 т;
  • грузоподъемность спецтягача составляет 11,0 т;
  • длина, ширина и высота автовоза составляют 6,1 м, 2,9 и 2,3 м, соответственно;
  • задняя колея равна 1,9 м, передняя — 2,1 м, просвет от дороги до колес — 0,29 м;
  • поворот с габаритами осуществляется по наружному диаметру 9,8 м;
  • размер между средней осью и задней составляет 1,35 м;
  • этот показатель от переднего моста до средней оси равен 3,7 м.

Из-за больших размеров машина используется в сельском хозяйстве и на стройплощадке, т. к. за один раз перемещает много материалов и продукции.

Камаз-6511

Крупнотоннажная трехосная спецтехника имеет формулу 6х4 или 6х6. Техника выпускается в виде седельных тягачей, самосвалов, машин с бортовым кузовом. На некоторых прототипах предусмотрены шасси для монтажа специальных устройств, например подъемного манипуляторов.

Кабина оборудована стеклом панорамного типа с аэродинамическим защитным козырьком. В современных моделях реализованы удобства предшественников, благодаря чему КамАЗ-6511 хорошо раскупается на рынке спецтехники. На прицепной платформе становится 18 поддонов по европейским стандартам, монтируется тент из полимерного слоя. Промтоварные изолированные фургоны оборудуются шасси.

Характеристики одной из моделей (серия 65117, марка 65117-63):

  • длина — 10,23 м, высота — 3,92 м, ширина — 2,5 м;
  • предельный вес груза — 14 т;
  • для поворота требуется диаметр 10,8 м;
  • длина колесной базы — 4,98 м, ширина — 1,33 м;
  • двигатель 8-цилиндровый, дизель, модель 740.1962.280;
  • скорость передвижения — 92 км/ч;
  • допустимый вес на заднем мосту — 5,5 т, на переднем — 4,39 т;
  • объем бака для горючей смеси — 500 л, двигателя — 75 см³;
  • автомобиль КамАЗа-6511 весит без груза 9,79 т, с поклажей — 24 т, масса поезда — 38,5 т, прицепа — 14 т;
  • механическая коробка скоростей.

Камаз-6560

Модель присутствовала на Международной выставке 2005 года в Москве как тяжелая техника для передвижения по бездорожью. Машина выпускается двух видов:

  • шасси, предназначенное для монтажа специальных надстроек (модификация 43-3198);
  • грузовик с бортовым кузовом (43-6610).

Грузоподъемностью 10 т характеризуется автомобиль КамАЗ-6560, 8х8 — эта формула общих и ведущих колес говорит о высокой проходимости на пересеченной местности. Тягач эксплуатируется под открытым небом и не требует сооружения гаража. Площадка для груза весит 12 т, а составной автопоезд превышает массу 50 т.

Камаз-65806: цена и характеристики, фотографии и обзор

КамАЗ-65806 представляет собой седельный тягач с колесной конфигурацией «6×4», предназначением которого является транспортировка различного рода вида по дорогам общей сети в составе автопоезда с задействованием широчайшего спектра полуприцепов…

седельный тягач КамАЗ-65806

Автомобиль справил мировой дебют в начале июня 2022 года на специализированной международной выставке «Строительная техника и технологии», а вскоре после данного мероприятия было запущено его товарное производство на Камском предприятии.

в кабине КамАЗ-65806

На КамАЗе 65806 установлена современная кабина с опрятным дизайном экстерьера и комфортабельным салоном, в котором оборудовано два посадочных места и одна «полка» для сна.

спальная полка КамАЗ-65806

Габаритная длина грузовика составляет 7140 мм, его ширина укладывается в 2500 мм (не считая боковых зеркал), а высота достигает 3120 мм. Межосевое расстояние у седельного тягача занимает 3300 мм, а еще 1440 мм у него приходится на колесную базу задней тележки.

Снаряженная масса КамАЗ-65086 насчитывает 10200 кг, из которых 5350 кг опирается на переднюю ось, остальные 4850 кг – на тыльную часть.

Технически допустимый вес грузовика равняется 33500 кг, давление на седельно-сцепной механизм у него не превышает 23225 кг, а масса буксируемого полуприцепа может доходить до 64000 кг. Это означает, что технически допустимый вес тягача в составе автопоезда не переваливает за 74350 кг.

Для КамАЗа 65806 предлагается рядный шестицилиндровый дизель Mercedes-Benz OM457LA.V/4 (подходит под экологические требования «Евро-5») рабочим объемом 11.97 литров с турбокомпрессором, непосредственным «питанием» Common Rail и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха, который вырабатывает 428 лошадиных сил (315 кВт) при 1900 об/минуту и 2100 Н•м генерируемого момента при 1100 об/минуту.
На автомобиль устанавливаются 16-скоростная (синхронизированная) «ручная» коробка передач ZF, сухое 430-миллиметровое сцепление и ведущие колеса задней тележки с блокируемыми дифференциалами.

Предельно грузовик способен разогнаться до 90 км/ч, расходуя порядка 30 литров горючего на каждую «сотню» пробега.

Грузовик может преодолевать подъемы крутизной не менее 18%, а углы въезда и съезда у него достигают 17 и 38 градусов соответственно.

В основе КамАЗ-65806 находится двойная рама (лонжерон на лонжероне), изготовленная из высокопрочных сортов стали общей толщиной 16 мм. На ней сосредоточены все узлы и агрегаты, в том числе установлена кабина с использованием четырехточечной пружинной подвески.

На автомобиле применены зависимые подвески: передний мост подвешен посредством малолистовых полуэллиптических рессор с необслуживаемыми резинометаллическими шарнирами, а задняя часть снабжена балансирной системой с полуэллиптическими рессорами и резинометаллическими шарнирами.

Седельный тягач оснащен гидравлическим усилителем рулевого механизма, двухконтурным тормозным комплексом с пневматическим приводом, ABS и барабанными устройствами диаметром 420 мм «по кругу», а также двумя топливными емкостями суммарным объемом 600 литров.

В России КамАЗ-65806, по данным на 2022 год, можно приобрести по цене от ~5.5 миллионов рублей.
По умолчанию автомобиль комплектуется: боковыми зеркалами с электрорегулировками и обогревом, пневматической подвеской водительского кресла, аудиоподготовкой на два динамика, электростеклоподъемниками, «круизом», бортовым компьютером и прочими современными «фишками».

Отзывы

Когда прототипы станут реальными тяжёлыми грузовиками в российской армии

В 2022 году сообщалось о приёме на снабжение Вооружённых Сил Российской Федерации первых специальных колёсных шасси, выполненных по программе «Платформа-О». Говорилось о первой партии из пяти разнообразных машин из данного семейства.

В ходе эксплуатации, заказчик – Министерство Обороны РФ – сформулировал дополнительные требования относительно защищённости машины. Выполнение данного требования для схемы «мотор-колесо» оказалось труднореализуемым. Хоть образец и был оснащён кабиной и топливными баками в защищённых вариантах, прочие узлы и агрегаты шасси оказались никак не защищёнными.

Это явственно видно, если рассмотреть установленное внутри рамы шасси оборудование и проложенные там кабели и шланги – при подрыве на мине вполне может случиться замыкание высоковольтного оборудования (напряжение до 900V) и возгорание масла гидравлической системы.

Ещё больше всего проблем возникло с мотор-колёсами: в процессе испытаний на поражение сбоку выяснилось, что после пробития крышек ступиц колёс и попадания поражающих элементов и осколков внутрь мотор-колёса оказывались наглухо заблокированными. Выходом из этого стало принятие решения о применении вместо схемы «мотор-колеса» схемы «мотор-ось».

Машины с электромеханическими трансмиссиями

С самого старта работ нашими специалистами было выбрано совершенно иная концепция конструирования машин, нежели в Минске. Решено было делать грузовики без сцепления, коробки переключения передач и раздаточной коробки, приводных валов, дифференциалов.

Вместо всего этого – дизель-электрические приводы с электромоторами, встроенными в ступицы колёс. Подобной схемой предоставляется возможность колёсам вращаться с разной скоростью и даже в разных направлениях. Данные способности значительно увеличивают показатели проходимости и маневренности тяжёлого тягача.

Интересно, что опыт получился действительно уникальным: никто и нигде в мире счего-либо подобного не делал. А на КамАЗе смогли все проблемы одолеть. Хотя и задержавшись в сроках: не в 2022, как это предполагалось первоначально, а в 2022 году. В результате, продемонстрированному на «Армии-2022» огромному восьмиосному КамАЗу-7850 для быстрого и полного разворота оказалось достаточно площадки размером всего лишь 20 на 20 метров. Он просто переползал по ней, словно гигантский краб.

Другие характеристики нового российского тягача, озвученные его создателями и производителями, тоже оказались лучшими, чем у белорусов. В частности: наибольшая скорость – 60 км/час против 40 км/час, максимальная глубина преодолеваемого брода — 1,5 метра против 1,1 метров, максимальный угол преодолеваемого подъёма – 20 градусов против 10-ти градусов.

Для мобильных ракетных комплексов стратегического назначения, которые работают, естественно, в местах безлюдных, зачастую бездорожных и плохо освоенных, это достаточно немаловажно.

Об истории камазовского двухосника 4х2

Когда в начале 2000-х годов Камский автозавод представил на ряде выставок и автосалонов новые грузовики с колёсной формулой 4х2, это было совершенно оправдано воспринято как совершенно новый и довольно перспективный проект. Действительно, модельный ряд предприятия уже имел (причём давно) в своём ассортименте двухосные автомобили, в их числе и спортивные – для ралли-рейдов.

Проект изначально разрабатывался с учётом возросшей потребности городских ремонтных, коммунальных служб и ремонтно-строительных подразделений ЖКХ. На тот момент возникла нехватка машин такого рода: старые, среди которых немалую долю занимали ЗиЛы, «поизносились» и перестали удовлетворять возросшим требованиям экономичности и экологичности. А среди сравнительно новых недорогие по цене двухосные грузовики колёсной формулы 4х2 поставлял только МАЗ. И вот в Набережных Челнах решили составить Минскому автозаводу конкуренцию в этом существенном сегменте рынка.Об истории КамАЗовского двухосника 4х2

Естественно, двухосные одномостовые грузовики гораздо лучше приспособлены для работы в стеснённых городских условиях, чем трёхосные, или двухосные полноприводные. В особенности, если они ещё и отличаются компактными габаритными размерами. Двухосники 4х2 более маневренные и поворотливые и, конечно, расходуют меньше дизтоплива.

Первым в серийное производство поступило шасси КамАЗ-536О5 – под установку кузовов и надстроек коммунального и дорожно-хозяйственного назначения: мусоровозов, автокранов, вакуумных машин-ассенизаторов, автогудронаторов и т.д. За ним последовал в «серию» и самосвал КамАЗ-536О5 с колесной формулой 4х2.

Проект раскрутился не сразу. Для потенциального потребителя новая КамАЗовская разработка поначалу являлась «тёмной лошадкой», в то время как тот же МАЗ-5551 4х2 с двигателем ЯМЗ-236М2 (180 л.с.), либо ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.) был уже привычной и проверенной моделью. Да и стоил МАЗ дешевле (и до сих пор более дёшев, чем аналогичный КамАЗ).

Особенности конструкции

Рестайлинговый КамАЗ-43253 сделан на проверенной временем рамной платформе с надёжной рессорной подвеской спереди и сзади. На всех колёсах этой модели грузовика установлены барабанные тормозные механизмы с пневматическим приводом, с барабанами диаметром 400 мм и тормозными накладками шириной 140 мм. Общая площадь тормозных накладок составляет 6300 см².

Внешний габаритный радиус поворота КамАЗ-43253 составляет 10 метров. Автомобиль комплектуется двумя аккумуляторными батареями по 190 А*ч, 28-вольтовым генератором мощностью 2000 Вт, новой системой зеркал заднего вида, трёхщёточным стеклоочистителем, противотуманными фонарями, потолочной пластиковой полкой с тремя отсеками, модернизированными солнцезащитными козырьками, регулируемой рулевой колонкой, сидением водителя с регулировками и пневмоподвеской, панелью приборов с антибликовым покрытием, а также топливным баком на 350 литров. Тип колёс – дисковые; шины – пневматические, могут быть как камерными, так и бескамерными.

Особенности конструкции. рама и подвеска

На автомобилях КамАЗ-53605 применяется оригинальная конструкция рамы, учитывающая значительные и неравномерные нагрузки во время работы (в том числе и в процессе поднятия и сваливания груза самосвальной платформой). Такая неоднородность, неравномерное распределение нагрузки по объёму, плюс далеко не всегда идеально ровное положение грузовика приводят к формированию ударных усилий, моментов изгибающих и скручивающих.

Поэтому рама грузовика отличается увеличенным сечением профиля. На самосвале КамАЗ-536О5 для снижения этих негативных воздействий применено «плавающее» крепление надрамника платформы к раме шасси. При этом задняя часть надрамника закреплена жёстко, средняя – болтом, через разнесённые фланцы, а передняя – с использованием пружин.

Шасси КамАЗ-536О5 строится на базе рессорной подвески спереди и сзади. Конструкция передней подвески аналогична самосвалу КамАЗ-652О, а задней – тягачу КамАЗ-546О, который имеет такую же колёсную базу – 3,95 метра. Передняя и задняя подвески КамАЗ-536О5 – на полуэллиптических одноушковых рессорах.

Свободные концы рессор передней подвески – с резинометаллической опорой, которая пришла на замену прежней, со сменными сухарями и боковыми вкладышами, а задней подвески – со скользящей опорой. И передняя, и задняя подвески оснащены стабилизаторами поперечной устойчивости, увеличивающими угловую жёсткость подвески, уменьшающими угол крена при воздействии на автомобиль боковых нагрузок.

Колёса на грузовиках КамАЗ-536О5 устанавливаются дисковые, с размером обода 9,0-22,5 (ранее также использовались с размером 8,5-20 (216-508); шины – пневматические, камерные или бескамерные, размером 315/80 R22,5 (ранее также ставились 12,00 R20 (320 R508). Задний мост – с двускатной ошиновкой.

Одна из особенностей этого грузовика-«горожанина» стало наличие боковых и задних защитных ограждений, смонтированных в полном соотвествии с Правилами №58 и №73 ЕЭК ООН. При этом боковое защитное ограждение совсем не затрудняет доступа к инструментальному ящику.

Брызговики надёжно удерживаются на местах, за счёт специальных упругих пластин, которые их поддерживают и не дают захлёстываться под арки. Правда, недостаток пластика заключается в том, что он проминается при попытках использования арки в качестве ступеньки. В качестве дополнительного оборудования, шасси КамАЗ-536О5 может быть дооснащено коробкой отбора мощности (КОМ).

Среди грузовиков Камского автозавода данная модель стала одной из наиболее экономичных. Средняя норма расхода дизтоплива в зимний период составляет порядка 26 литров, а в летний период – 23 литров на сотню километров пробега.

Остальные модификации

КамАЗ-4310 относится к спецтехнике с хорошей проходимостью, модель впервые увидела свет в 1981 году. Создан на базе механической коробки скоростей, полноприводной трансмиссии и передачи крутящего момента на несколько механизмов. Двойная передача ведущих осей осуществляется коническими шестеренками совместно с парой цилиндрических звездочек.

Модель 651150 несколько раз изменялась при производстве, но выпускается и сегодня. Простой в работе, грузовик используется для перевозок со скоростью 95-100 км/ч даже без дорог.

Объем мотора КамАЗ-343101 составляет 6,7 л при мощности до 282 л. с. Коробка скоростей рассчитана на 9 ступеней. В продаже есть усиленные прототипы с мощностью двигателя до 300 или 325 л. с. Увеличение показателей не влияет на количество использованного горючего.

Образец техники марки 65113 с хорошей маневренностью и улучшенной модернизацией передвигает вес 38 т, в качестве дополнительной площадки используются тентованные и контейнерные полуприцепы.

Рулевое и тормозное управление

Механизм рулевого управления на КамАЗах данной модели с самого начала использовался импортный, немецкого производства – фирм «Zahnradfabrik» или «RBL». Хотя по техническому описанию и «фирменный» КамАЗовский рулевой механизм фактически от них ничем не отличается.

В сочетании с механизмом рулевого управления применяются и насосы гидравлического усилителя руля от этих же германских компаний, а также, опять же, формально не уступающий им по техническим характеристикам, насос КамАЗ-6520-3407200 производства ОАО «Гидропривод», город Елец.

Тормозная система автомобиля КамАЗ-53605 также импортная, выполненная из комплектующих компаний «Wabco» и «Knorr-Bremse», Германия. Она оборудована АБС – антиблокировочной системой. На всех колёсах установлены надёжные барабанные механизмы, с барабанами диаметром 400 мм, колодками шириной 180 мм и суммарной площадью тормозных накладок, составляющей 4800 см2.

Самосвальная грузовая платформа камаз-53605

Несмотря на компактные габаритные размеры, объём грузовой самосвальной платформы КамАЗ-536О5 – такой же, как и у КамАЗ-55111, – 6,5 м3. Принцип автоматического открывания заднего борта также присутствует.

Механизм размещается в каркасе платформы, а регулируемые тяги соединяются с проушинами на надрамнике. Изменению была подвергнута компоновочная схема подъёма платформы, за счёт смещения точки приложения усилия от козырька к её основанию (как у самосвала КамАЗ-55111).

Самосвал КамАЗ-536О5 используется для транспортировки сыпучих грузов – строительных и (или) промышленных, общим весом до 11 700 кг. Самосвальный кузов сварен из металла и имеет прямоугольный коробчатый тип. Впереди имеется козырёк, который защищает пространство между кабиной и платформой, прикрывая его сверху.

Гидравлический цилиндр и весь подъёмный механизм, вместе с самой грузовой самосвальной платформой, изготавливается и устанавливается на Нефтекамском автомобильном заводе (НефАЗ), в Башкирии. Это одно из подразделений ОАО «КамАЗ». Это предприятие оснащает подъёмными кузовами и другие КамАЗовские самосвалы.

Силовая установка

По замыслу Минобороны, тяжёлый тягач должен был развивать скорость не мене 60 км/ч при буксировке неактивного полуприцепа массой в 90 тонн. Это было достигнуто, благодаря использованию в составе дизель-генераторной установки немецкого дизельного мотора Liebherr D9508, форсированного до мощности 605 кВт (822,6 л.с.) и крутящего момента 3850 Нм.

Liebherr D9508 – это восьмицилиндровый V-образный дизель рабочим объемом 16,2 литров. Диаметр цилиндра       – 128 мм, ход поршня – 157 мм. Размеры мотора: 1 692 / 1 112 / 1 350 мм. Сухая масса – 1 600 килограммов.

Дизельный двигатель приводит во вращение 3-х фазный тяговый генератор ВИГ-6ОО мощностью 6ОО кВт. Это продукция Сафоновского электромашиностроительного завода (город Сафроново, Смоленская область).

Все компоненты комплекта тягового электрооборудования для КамАЗ-78504 были поставлены известными производителями, которые имеют серьёзный опыт в своей области.

Полупроводниковые тяговые инверторы, полупроводниковый преобразователь собственных нужд и кабельная сеть были изготовлены на московском заводе «Аэроэлектромаш». Изготовителем 5-ти фазных вентильно-индукторных ТЭД – тяговых электродвигателей ВИД-60А1 – стал сарапульский электрогенераторный завод (Удмуртская республика).

Пробеги, сделанные в рамках испытаний, подтвердили, что тяжёлый седельный тягач КамАЗ-78504 соответствует требованиям заказчика. Двигаясь по шоссе с полуприцепом массой 90 т, он развил скорость не 60, а все 70 км/час, и преодолел с тем же полуприцепом подъём крутизной в 18 градусов.

По маневренности КамАЗ-78504 показал себя значительно лучше аналогов, благодаря возможностям вводно-распределительного устройства. Внешний габаритный радиус поворота у этой машины – не более 10,1 м. При этом электродистанционной системой управления и гидроприводами обеспечивается превосходная точность управления, а алгоритмы боевой информационно-управляющей системы работают так, что при увеличении скорости усилие на руле возрастает как в самолёте.

На испытаниях тягач продемонстрировал великолепную для своей массы и габаритов проходимость при движении по грязи или песку (снежной целине). Это достигается за счёт гибкости его электромеханотроники, непрерывно осуществляющей индивидуальную регулировку тяги на каждом колесе, в зависимости от его сцепления с грунтом. Для механической трансмиссии подобное является недостижимым.

На бездорожье, чтобы предотвращать срывы грунта на поверхностях со слабой несущей способностью, тяжёлый тягач КамАЗ-78504 может в автоматическом режиме поддерживать «ползучую» скоростью в 1 км/ч.

В целях улучшения проходимости, существует функция увеличения клиренса до 700 мм и снижение сопротивления движению при поворотах. Благодаря вводно-распределительному устройству, все колёса поворачивающего автомобиля КамАЗ-78504  могут идти по одной колее.

Современный ракетоносец для российской армии

КамАЗ-78504 – это военный транспортёр / тяжёлый седельный тягач (ТСТ) с колёсной формулой 8х8. Модель была разработана в 2022-х годах, по заказу Минобороны РФ, в качестве альтернативы аналогичной продукции Минского завода колёсных тягачей. В этом грузовике нашли своё применение многие современные и весьма необычные для таких машин научно-технические решения. КамАЗ-78504 был впервые публично продемонстрирован на Параде Победы 9 мая 2022 года.

Тягач КамАЗ-78504 предназначен для буксировки полуприцепов с грузом общей массой от 90 до 165 тонн. Модель предназначена специально для транспортировки стратегических ракет. Машина КамАЗ-7850 (16х16) снабжена к тому же кабиной, разделённой на две части, между которыми можно укладывать и перевозить ракеты повышенной длины. Грузоподъёмность самого шасси транспортного средства составляет 85 тонн.

Одновременно с испытаниями грузовика в 2022 году проводились и испытания полуприцепа, на котором можно транспортировать и подавать в шахты тяжёлые баллистические ракеты стратегического назначения.

Разработка автомобиля КамАЗ-78504 и полуприцепа к нему была проведена в рамках государственного проекта «Платформа-О». Он предусматривает создание целого семейства тяжёлых грузовых машин, которые можно использовать в войсках в качестве тягачей для стратегических ракетных комплексов; для транспортировки крупногабаритной и тяжеловесной военной техники; носителей мобильных общежитий, узлов связи, командных пунктов и штабов.

Испытания седельного тягача КамАЗ-78504 с колёсной формулой 8х8 и полуприцепа к нему производились под городом Волжском (Республике Марий Эл). По их итогам, проект был признан удачным; был подготовлен список доработок, которые нужно сделать по указаниям заказчика (Минобороны).

Технические характеристики в цифрах

  • Длина шасси – 6,65 или 7,13 м, длина самосвала – 6,76 м, ширина – 2,5 м, высота по кабине: 2,945 м (с высокой кабиной), 2,89 м (с низкой кабиной).
  • Колёсная база шасси – 3,95 м или 4,2 м, колёсная база самосвала – 3,95 м.
  • Дорожный просвет – 270 мм.
  • Снаряженная масса шасси – 6,825 т.
  • Снаряженная масса самосвала – 8,725 т.
  • Нагрузка на переднюю ось – 4,025 т (шасси), 4,525 т (самосвал).
  • Нагрузка на задний мост – 2,8 т (шасси), 4,2 т (самосвал).
  • Допустимая масса надстройки с грузом – 13,6 т.
  • Полная масса автомобиля – 20,5 т.
  • Нагрузка на переднюю ось – 7,5 т.
  • Нагрузка на задний мост – 13 т.
  • Полная масса прицепа – 14 т.
  • Полная масса автопоезда – 31,5 т.
  • Штатная грузоподъёмность самосвальной грузовой платформы – 11,7 т.
  • Вместимость топливного бака – 210 либо 350 литров.
  • Вместимость бака с нейтрализующей жидкостью – 35 литров.
  • Внешний габаритный радиус поворота – 8 метров.
  • Угол преодолеваемого подъема – 25 процентов (14 градусов).
  • Аккумуляторы – 2×12 В / 190 А·ч; генератор – 28 В / 2000 Вт; напряжение – 24 B.
  • Максимальная скорость – 90 км/ч.Технические характеристики в цифрах

Технические характеристики моделей

Спецтехника передвигается и работает с помощью тормозной системы и рулевого управления. Последнее связано с колесами впереди и меняет направление хода, регулируя гидроусилители. Тормозная система останавливает автомобиль, резко или постепенно уменьшая его скорость.

В зависимости от сочетания приводных осей и колесной оснастки автомобили подразделяются на виды:

  1. Два моста с двигательным приводом на задний шкив и управляемыми передними скатами относятся к машинам стандартной проходимости. Формула их описания рассматривается как 4х2, где первая цифра обозначает число колес, вторая — количество ведущих единиц.
  2. Для моделей с передним и задним ведущими мостами колесная формула имеет вид 4х4.
  3. Техника с двумя ведущими мостами и аналогичными колесами в задней части обозначается штампом 6х4. В этом случае управляется только мост в передней части.
  4. Машины с тремя ведущими мостами описываются формулой 6х6, тяжеловозы с такими техническими характеристиками работают в труднодоступных местах и отличаются большой грузоподъемностью.
  5. Новый модельный ряд содержит семейство с обозначением 8х8, представители которого работают в военной отрасли, используются для аэрокосмических перевозок.

Трансмиссия

5-ти ступенчатая механическая коробка переключения передач КамАЗ-142, имеющей дистанционное механическое управление и передаточное отношение главной передачи 4,98, также постепенно ушла в прошлое, вместе с КамАЗом-4325. На автомобили КамАЗ-43253 устанавливают 6-ти ступенчатую МКПП ZF 6S700 с передаточным числом главной передачи 6,53.

Она представляет собой шестиступенчатый редуктор, в котором все передачи переднего хода включаются синхронизаторами, а задняя передача – зубчатой муфтой. Высшая передача – повышающая. Максимальный крутящий момент равен 700 Н.м. Масса коробки ZF 6S700 составляет 103 килограмма.

КПП данной модели хорошо зарекомендовала себя на развозных грузовиках, работающих на внутригородских маршрутах. Бесчисленные остановки, маневрирования в условиях стеснённого пространства – для таких условий требуется современная приводная техника, какой и является ZF 6S700.

Оба эти варианта КПП – и прежний, и новый, – работают в связке с однодисковым диафрагменным сцеплением нажимного типа с гидравлическим приводом, которое дополнено пневматическим усилителем. В настоящее время КамАЗ-43253 комплектуются сцеплением модели «ZF&Sashs MF 362».

Производитель трансмиссий ZF Friedrichshafen AG – один из ведущих концернов-поставщиков автомобильной промышленности. С этой компанией КамАЗ также создал совместное предприятие: «ZF-Кама» и наладил сборочное производство МКПП в Набережных Челнах.

Это будущие прямые конкуренты мзкт

Эти новые разработки Камского автомобильного завода демонстрировали, что Ракетные войска стратегического назначения России уже в обозримом будущем могут перестать быть самыми щедрыми клиентами Минского завода колёсных тягачей (ради которых он, собственно, и работает процентов на восемьдесят).

Соответственно – через несколько лет КамАЗовские, а не минские ядерные «сороконожки» могут стать перевозчиками и носителями межконтинентальных баллистических ракет мобильных ракетных комплексов РТ-2ПМ2 «Тополь-М», «Ярс» и многого другого ценного и крупногабаритного военного оборудования.

Сам этот КамАЗовский проект стал следствием отказа президента Белоруссии продать России Минский завод колёсных тягачей. Точнее, продать по устраивающей Москву цене.

На тягачах производства МЗКТ передвигаются не только стратегические баллистические ракеты «Тополь» и «Ярс». Модельный ряд этого уникального предприятия, построенного в советские времена, – чрезвычайно широкий. Кроме гигантских восьмиосных М3КТ-79221, на заводе выпускается много тягачей и поменьше.

Это привело к тому, что именно под них оказались спроектированными пусковые установки, антенные посты и кабины управления российских зенитно-ракетных комплексов ПВО – С-ЗОО ПС/ПМ и С-4ОО «Триумф»; пусковые установки реактивных систем залпового огня «Смерч» и «Торнадо»; мобильного берегового противокорабельного комплекса «Бастион»; крылатых ракет РК-55, машин берегового артиллерийского комплекса «Берег»; транспортных машин для противоракет 5№Т6 «Амур».

На колёсные шасси МЗКТ-7930 массой 42 тонны и полезной нагрузкой 19 тонн монтируется и знаменитый оперативно-тактический ракетный комплекс «Искандер». Это немало, поэтому зависимость российской армии от Минска и решено было попробовать ликвидировать.

Денег проект «Платформа-О» проглотил огромное количество. Кстати, концерн «Алмаз-Антей», выпускающий современные российские зенитно-ракетные системы, для своих С-300 и С-400 в 2022 году приобрёл Брянский автомобильный завод, основного отечественного производителя большегрузной техники.

Над разработкой отечественного шасси для автономных пусковых установок подвижных грунтовых комплексов Ракетных войск стратегического назначения РФ вместе с КамАЗом трудился научно-исследовательский испытательный центр автомобильной техники З-го ЦНИИ М0 РФ.

Отзывы владельцев и водителей

Водители и непосредственные владельцы автомобилей КамАЗ-53605 отзываются о них как о практичных, экономичных и рентабельных грузовиках для строительства и городского коммунального хозяйства. При компактных размерах, кузов самосвала КамАЗ-536О5 достаточно вместительный для того, чтобы подвозить на нём щебень, песок, грунт и т.п. грузы.

Сразу после покупки все советуют тщательным образом подкрутить все узлы и агрегаты, а также смазать их. Хотя к качеству самих основных узлов и агрегатов – двигателя, КПП и т.д. – претензий нет, качество сборки на Камском автомобильном заводе далеко не всегда бывает достойным. В целом же, автомобиль достаточно современный, надёжный, неприхотливый и выносливый, обладает хорошей ремонтопригодностью.

Замки заднего борта, применяемые на КамАЗ-536О5 и прочих КамАЗовских самосвалах, нуждаются в доработке или полной замене. После разгрузки на бортовых замках остаётся грунт, и крюк не закрепляется за петлю.

Оцените статью
Камаз