КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal Камаз

«камаз» готовится к запуску первых российских автономных горных самосвалов

ПАО «КАМАЗ» и ГК «Цифра» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого планируется дополнить роботизированные горные самосвалы отечественной системой диспетчеризации автономной техники, что станет последним этапом работ перед запуском первых российских автономных карьерных самосвалов КАМАЗ на горных предприятиях.

Соглашение подписано на конференции «ЦИПР-2022» в Нижнем Новгороде. Подписи под документом поставили директор по цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ» Эльдар Шавалиев и генеральный директор ГК «Цифра» Игорь Богачев.

Стороны договорились обмениваться опытом для наращивания компетенций и с точки зрения эксплуатации автономной техники, и с точки зрения управления производством. Кроме того, ПАО «КАМАЗ» и ГК «Цифра» будут обмениваться практиками для эффективной реализации задач и формирования стратегий развития горной отрасли, а также проводить совместные семинары, конференции для получения качественной экспертизы при реализации проектов.

Компании намерены продвигать беспилотные технологии на внутреннем рынке, а также выйти на рынки стран БРИКС и СНГ, которые уже проявили интерес к горным российским беспилотникам. Несколько предприятий угольной отрасли уже выразили свою готовность стать площадкой для тестирования и эксплуатации большегрузных карьерных самосвалов.

«У нас формируется конкурентоспособный продукт, спрос на который будет только расти. Мы намерены и дальше развивать это перспективное направление и будем расширять предложения беспилотной техники на другие отрасли», – прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

«К концу года у нас будет адаптированная под самосвалы КАМАЗ и протестированная система управления горным производством, которая позволяет эффективно управлять парком автономной техники на предприятии. После ее интеграции КАМАЗы будут развернуты в полевых условиях потенциальных заказчиков, где мы будем «обкатывать» надежность и эффективность наших технологий», – рассказал генеральный директор ГК «Цифра» Игорь Богачев.

Грузины: «лучше мы примем ислам, лишь бы россии тут не было»

Спецкор «КП» Дарья Асламова отправилась в Тбилиси и увидела там страшное

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Спецкор «КП» Дарья Асламова в Тбилиси.
Фото: Дарья АСЛАМОВА

Военно-грузинская дорога. Граница. После часового ожидания мне наконец возвращают паспорт. «Счастливого пути, Дарья!» — говорит грузинский пограничник.

А я и вправду счастлива! Меня все по-детски радует: лохматые ослики на дорогах, опасные повороты, на которых я визжу от страха, дикая красота зеленых бархатных гор, ленивые коровы, удобно расположившиеся на мостах, и перепуганные мужчины в авто, отчаянно сигналящие рогатым чудовищам. Проблему, как водится, решает хрупкая женщина, которая выходит из машины и хлопками в ладоши решительно разгоняет все стадо. Я хохочу от восторга!

Кто бы мне сказал в тот день, что это путешествие станет для меня роковым, и что Грузия покажет мне два своих, таких разных лица: лицо ненависти и лицо любви.

НОВЫЙ ЦЕНТР ИСЛАМСКОГО ТУРИЗМА

Жаркое утро в Тбилиси. Мы с моим знакомым пытаемся найти кафе в старом городе. За столиками, развалившись в креслах, сидят официанты, покуривая и сплетничая. «Мы закрыты», — отвечают нам повсюду. «А во сколько вы открываетесь? Уже без пяти одиннадцать», — удивленно спрашиваю я. «Вот в одиннадцать и откроемся», — обещают нам. «Тогда мы присядем и подождем». Официанты явно недовольны. Только в двенадцать к нам подходит гарсон с грязной тряпкой в руках и велит нам пересесть, потому что ему надо протереть стол.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Старый прекрасный Тбилиси.

— Вы что-то говорили мне про грузинский сервис? Наслаждайтесь! — смеется дипломат Гамлет Чипашвили. — Мечта всех местных властей еще со времен Саакашвили — сделать Грузию туристической страной. Они думали, что европейцы и американцы с ума сойдут от того, что у нас такие пейзажи и исторические места. А соседние страны, такие, как Россия или Армения, вообще не рассматривались в качестве туристических. Власти преувеличивали, не понимая, что мы никогда не станем Италией или даже Алжиром или Марокко. Там официанты школы заканчивают. А эти ребята из деревни приехали на заработки, потому что для грузин из Тбилиси неприлично работать официантами.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Настоящая грузинская свадьба.

— То есть как? — удивляюсь я. — И это в стране, где единственное занятие — туризм?

— А что вы хотите? В Тбилиси трудно найти уборщицу! Наши женщины охотно моют полы в Греции, Испании и Турции, а здесь — чуть ли не позор. Кто-то что-то про них скажет… Короче, стесняются. Девушке, если она работала официанткой, потом трудно выйти замуж. Есть свои традиции. Пройдет много времени, пока мы дорастем до нормального туризма. Но Грузия вполне подходит русским, украинцам, армянам, азербайджанцам. А европейцев здесь по пальцам можно пересчитать.

— Откуда в Тбилиси столько женщин в бурках и хиджабах? А их мужья бдительно смотрят, чтобы жены в кадр не попали.

— Это у нас процветает арабский и турецкий туризм. Арабы для себя открыли Грузию: зеленая, красивая, бедная страна. По их меркам отдых здесь стоит сущие копейки. А турки уже давно целенаправленно осваивают страну. Да пойдите на проспект Агмашенебели (бывший Плеханова), — вы там грузинского ресторана не найдете. Да и грузинскую речь не услышите. Одни турецкие закусочные.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Надпись на кафе: «Тбилиси — Стамбул». Теперь это уже родные города.

Аджарию турки давно под себя подмяли, а теперь устраиваются в Тбилиси и в других частях страны. Тихо-тихо мягкая сила Турции распространяет свое влияние повсюду. Жители Аджарии уже давно смирились, да и Батуми — маленький городок. В Аджарии всего-то проживает 300 тысяч человек. Куда им бодаться с турками?

— Но ведь при Аслане Абашидзе такого не было, — замечаю я. (Аслан Абашидзе — глава Аджарии с 1991 по 2004. Родом из исламизированной ветви князей Абашидзе, правивших Аджарией аж с конца ХVI века под руководством османского султана. Но, придя к власти, Аслан Абашидзе не только принял христианство, но и крестил всю свою семью, опасаясь влияния Турции. — Д.А.)

— Верно, не было. Я тогда представлял автономию Аджария в Тбилиси. И вот приходит ко мне турецкий посол и просит походатайствовать: мол, хорошо бы железную дорогу из Турции через Аджарию в Абхазию и Россию построить. И впрямь хорошее дело, подумал я. Пришел к Абашидзе потолковать. А он, имея историческое родство и отношения с турками, отказал: «Ты не знаешь ни Турцию, ни турок. Одного турка пустишь, — потом их не остановишь». А сейчас там турки построили аэропорт (в Тбилиси тоже), и управление аэропортами в турецких руках. Батумский терминал находится рядом с границей. Турки, которые летят домой в северную часть страны, покупают билет до Батуми, прилетают, спускаются по трапу, садятся в турецкие автобусы и, даже не проходя наших пограничных и таможенных формальностей, переезжают в Турцию.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Мусульмане уверяют, что им очень нравится христианская Грузия.

— То есть официально они не в Грузию прилетели?! — удивляюсь я.

— Выходит, что так. И это говорит о многом. В Аджарии работает большое количество турок. Они утром переходят условную границу, на машине или пешком (там уже стоят автобусы до места работы) по внутреннему удостоверению, без заграничного паспорта, а вечером возвращаются домой в Турцию спать. Все для них упростили. И эта легкость поведения приводит к плачевным результатам. Мыслящие аджарцы-грузины уже давно поняли, что это конец.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Грузия — новый центр исламского туризма.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ СОЮЗНИК

Вечером старый Тбилиси просыпается. Все столики забиты туристами, повсюду слышна русская речь. В каждом кафе на расстроенном пианино долбают по клавишам советские песни: «Яблони в цвету», «Надежду», «Беловежскую пущу». Ну, прямо Советский Союз вернулся! Все официанты отлично говорят по-русски (без этого здесь работу не получишь) и угодливо предлагают винные карты.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
На плакате: «Привет, вино! До свидания, проблемы». Грузия — все еще прекрасная винная страна.

— Не стройте иллюзий, — заверяет меня известный политик Каха Кукава. — В ресторане я ваш друг, а выйду из ресторана — друг Америки. У нас нет проблем с Америкой, кроме навязывания ЛГБТ. Американцы ежегодно дают нам миллиард долларов. К арабам и туркам мы уже привыкли. У нас глаз замылился. Здесь много пакистанских студентов-медиков, которым нравится дешевая страна Грузия с прекрасным климатом и свободными нравами. У нас есть медицинские факультеты с преподаванием на английском, хотя я сильно сомневаюсь, что у нас столько докторов говорит по-английски. Но это бизнес: пакистанцам нужны дипломы, нам нужны деньги. Медики учатся 8-9 лет, потом продление вида на жительства, либеральные правила, позволяющие остаться. Если Саакашвили давал грузинское гражданство только «своим» людям, то сейчас правительство просто продает право на проживание (карта резидента) за сто тысяч долларов. Его можно купить в Доме Юстиции, где 80% клиентов — мусульмане. Но главную угрозу представляет Турция, которая не сегодня, так завтра заявит о своих претензиях. Это сильное пограничное государство, которое вмешивается во все дела. Идет не только экономическая, но и демографическая экспансия. Да, нам не нравится мусульманская агрессия, нам не нравится турецкий халяль, но 90% грузин считают, что это лучше, чем российские танки. В нынешней ситуации мы предпочитаем турецкую экспансию. Лучше мы станем мусульманами, турками, лишь бы России здесь не было!

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Несмотря на мусульманское нашествие, Грузия остаётся христианской страной. На фото — Грузинская Патриархия.

— Вы это всерьез?! — ошеломленно спрашиваю я. — Грузия веками боролась за свою христианскую идентичность, причем против Османской империи, а сейчас вы готовы от нее отказаться?! За что сражались ваши предки?

— Турция пока нас не убивает, а русские убивают руками осетин и абхазов на подконтрольных ей территориях. Из-за десяти скалистых деревень в Южной Осетии вы готовы на плохие отношения с Грузией!

Мы зашли в тупик. Обычный разговор с грузинами заканчивается тем, что даже адекватные люди (а Каха Кукава считается пророссийским политиком!) совершенно теряют над собой контроль, всячески оскорбляя осетин и абхазов. Что для него жалкие осетинские деревни перед лицом великой Грузии! Ну, и конечно, во всем виновата Москва. Собственные ошибки грузины не признают.

— Почитайте Википедию! — кричит господин Кукава.

— Во-первых, Википедия — это не учебник истории, — замечаю я. — А во-вторых, зачем мне ее читать, если я сама была 14 августа 1992 года в Сухуми, когда туда входила грузинская армия. Я и есть свидетель. И я помню, как пьяный грузинский солдат направил автомат на абхазскую девушку и сказал ей: «Сейчас я тебя стрельну». Вы думаете, та девушка, давно уже немолодая женщина, даст это забыть своим детям и внукам?

— Да, физически это были грузины. Но за этим стояла Россия! — возражает Кукава.

— Вы идите и скажите это осетинам и абхазам. Посмотрим, что они вам ответят.

— Вы, русские, предлагаете нам встать на колени! — восклицает Каха. — Вы не найдете ни одного грузинского политика, для которого приемлема нынешняя политика России. А последняя карабахская война показала, кто надежнее, как союзник, — Эрдоган или Путин. Армения поставила на Россию, Азербайджан — на Турцию. Результат не в пользу Армении.

Я задумчиво смотрю на вспыльчивого политика.

— Ну, а если Турция предложит вам ту же помощь, что и Азербайджану, или ту же сделку, как Украине, с поставками оружия и подготовкой к захвату Крыма, вы примите такое предложение? Сама Турция напрямую влезать в конфликт с Южной Осетией и Абхазией, разумеется, не будет. Слухи о гибридной войне уже ходят.

— Супер! Мы сразу согласимся! — восклицает Каха. — Мы прекрасно понимаем, что интеграция в НАТО — гипотетическая. И нам нужен военный союз — либо с турками, либо с американцами. Или двухсторонний союз, чтобы американо-турецкие войска вошли сюда. Или турецкие войска под американскими флагами. Такие переговоры никогда публично не ведутся, но то, что у Эрдогана есть такие интересы, — не сомневаюсь. Раньше здесь были натовские учения, а сейчас уже упоминают о турецких. Кампания Турции под флагом НАТО становится более ведущей. Анкара официально помогает нашему Министерству обороны. У нас есть военная база в Марнеули, и там присутствуют турецкие инструкторы. Проблема лишь в том, что наше общество по-разному относится к туркам и американцам. Но это вопрос времени.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Хиджабы в Тбилиси уже никого не удивляют.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Мусульмане в Грузии не любят, когда их женщин фотографируют.

РЕФЕРЕНДУМ ОБ АВТОНОМИИ АДЖАРИИ

— Пойдем я тебе покажу настоящий Тбилиси: с водопадами, старинными банями. Ты ж ничего не видела.

Мой старый знакомый генерал-майор Тристан Цителашвили — человек в Грузии знаменитый. Он — единственный, кто осмелился прямо обвинить Саакашвили в нападении на Цхинвали, и был брошен в тюрьму на четыре с половиной года. Он же первый заявил и доказал присутствие грузинских снайперов на Майдане.

Мы пробираемся сквозь толпу женщин в бурках и хиджабах, которых, как пастухи овец, гонят вперед бородатые мрачные мужчины. Они зорко следят за тем, чтобы никто из восточных красавиц не попал в кадр туристической камеры. Хотя разглядеть что-то и так сложно. Особенно меня позабавил брутальный мужик, фотографирующий, по-видимому, свою жену в парандже и в солнечных очках! Как он ее потом узнает на снимке? По очкам?

— Вот откуда их столько?! — возмущается Тристан. — И это христианская Грузия! А как наглеют турецкие парни! Ходят кучками, оскорбляют наших девчонок.

Тристан встречает своих старых друзей, уличных музыкантов, которые с удовольствием поют для меня «День победы» и «Катюшу» на грузинском.

— Передайте в России, что грузины любят русских! — кричат они мне на прощание.

Я грустно улыбаюсь в ответ. Я не обольщаюсь. Все это люди моего, советского поколения. Молодежь к русским или равнодушна, или ненавидит.

— Здесь все было нормально с российскими туристами до скандала в 2022 году с депутатом Гавриловым, который якобы не в то кресло сел в грузинском парламенте, — объясняет Тристан. — Это была запланированная акция, организованная людьми Саакашвили. Вот кричат: Россия оккупант! А Турция не оккупант? Она просто уже все купила, а Эрдоган прямо заявляет, что в Грузии находятся их исторические территории. Осталось только провести референдум в автономии Аджария, и можно официально отделяться. Эрдоган начинает гибридную войну против России с помощью НАТО. В учебном центре НАТО в Грузии турецкие инструкторы готовят наших боевиков. Создается совместное украинско-грузинское подразделение для диверсий в Крыму из бывших спецназовцев. Разумеется, неофициально. Привлечены грузины, которые участвовали в операциях на майдане. Они готовятся ударить по Крыму. А Турция уже официально заявила, что Крым не признает и имеет полное право продавать оружие Украине. Это, мол, не дело России. Чего ж вам больше? Также Эрдоган делает интересные предложения Абхазии. От Батуми до Сухуми, — вся территория будет турецкой. Абхазы уже начинают активно принимать ислам. А сколько мечетей в Аджарии! Да и по всей Грузии. Их строительство финансируют Азербайджан и Турция. Единственный шанс для нас на спасение от отуречивания и исламизации — это восстановление отношений с Россией. Поэтому нам нужен новый Георгиевский трактат, как двести лет назад.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal
Вот такой теперь старый Тбилиси.

Продолжение следует

Камаз и маз москвич

Буква «и» в названии стоит не там? «КАМАЗ, МАЗ и Москвич»? Нет! Потому что отныне МАЗ — это не только минский, но и московский (надо же было додуматься) автомобильный завод. Такую аббревиатуру зачем-то решили присвоить обновленному Москвичу… Но и помимо участия в «МАЗе Москвиче» (смотрите не перепутайте c «настоящим» МАЗом), у камазовцев есть немало новостей.

С какой новости начать? Давайте с хорошей: итак, отныне КАМАЗ будет отвечать не только за легковую люксово-правительственную марку Aurus, но и за народный бренд Москвич, который возник в цехах бывшего столичного завода Renault. А потому мэр Москвы Собянин презентовал будущую площадку на пару с генеральным директором ­КАМАЗа Когогиным.

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal

Правда, перспективные ­Москвичи на показанных эскизах — это же легковушки JAC, только с затертыми эмблемами! Причем слайды презентации явно сделаны на скорую руку: изображения машин грубо обрезаны, некоторые перевернуты вокруг своей оси и превратились в «праворульные».

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов: kamaz — LiveJournal

Чтобы проиллюстрировать будущий модельный ряд Москвича, дизайнеры взяли изображения автомобилей JAC, причем часть снимков «отзеркалили». Мы нашли исходные фотографии (внизу), которые использовались для этой презентации

Когда информация о «Джакомосквичах» разнеслась по интернету, камазовцы поспешили опровергнуть информацию: мол, изображения на эскизах не имеют отношения к реальной продукции и вообще зарубежный партнер еще не выбран.

А то подумают, чего доброго, что «JAC Китаевич» превратится в «МАЗ Москвич» путем переклеивания эмблем и дальнейшей локализации! Впрочем, в этом не будет ничего удивительного: примерно таким же путем среднетоннажники JAC превратились в грузовики КАМАЗ Компас…

Но знаете, почему нет уверенности, что Москвичом будет именно JAC? ­Из-за второй новости, а она очень плохая. В придачук санкциям, после которых с КАМАЗом прекратили сотрудничать европейские партнеры, в конце июня ­Минфин США ввел дополнительные санкции. Теперь камское объединение и его дочерние структуры внесены в так называемый SDN-лист, который запрещает любые сделки c КАМАЗом американским компаниям либо фирмам, которые рассчитываются в долларах. И после этого, по ­неофициальной информации, китайский холдинг Weichai решил больше не поставлять КАМАЗу свои газовые двигатели — а они являются основными в гамме камской газомоторной техники. Более того, у этого же холдинга камазовцы покупают мосты HanDe и коробки передач Fast Gear — не остановятся ли и их поставки?

Камаз поможет партнерам возить товар из китая

Параллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит Юнусов.

Они уверяли, что сейчас самое время начать сотрудничать и пользоваться возможностями, которыми уже обладает КАМАЗ. К ним, в частности, можно отнести, например, прямой поезд из 50 контейнеров, который два раза в месяц приезжает в Нижнекамск из Китая.

«Поезд интересен тем, что ПАО „КАМАЗ“ не заполняет все 50 контейнеров на 100 процентов, так что оставшуюся часть могут занимать сборные грузы», — добавил начальник отдела внешней транспортной логистики Денис Павлов. По его словам, транспортировку одного-двух контейнеров сложно оперативно организовать, тогда как кооперационная логистика дешевле и работает без сбоев:

Еще один вариант доставки необходимых комплектующих от восточных коллег — морские перевозки. В частности, Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока. «Им выгодно загрузить контейнеры, которые возвращаются в Россию. Они готовы работать в ноль, лишь бы не ехать пустыми», — пояснил спикер.

Прорабатываются и варианты авиаперевозок. Сейчас на стадии согласования договор с несколькими авиакомпаниями, которые работают на грузовых самолетах Ил-76 и готовы летать в Китай и Индию. Также присутствующих бизнесменов заинтересовали варианты размещения небольших грузов в контейнерах.

Денис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из ВладивостокаДенис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока

Директор компании «Логикам» (дочернего предприятия КИП «Мастер») Юнусов рассказал, что на их складском комплексе автоматизирована система управления, что позволяет оперативно комплектовать и отгружать продукцию. Имеется склад временного хранения в аэропорту Бегишево.

На территории КИП «Мастер» для импортеров есть складской терминал, куда грузы поступают в контейнерах, и прямо на месте осуществляется таможенная очистка товара, там же происходит процесс декларирования и далее погрузчики перевозят грузы в рублевую зону. «Все под одной крышей, никакого дополнительного транспорта — экономический эффект налицо», — поделился Юнусов.

«Наши двери всегда открыты для поставщиков. Понятно, что у КАМАЗа есть свои процедуры. Сейчас нам необходимо более оперативно решать все эти вопросы, что мы в принципе и делаем, — подвел итоги мероприятия Ибрагимов. — При этом никто не отменяет процедурные моменты и не снимает вопросы качества продукции».

Камаз разберет daimler на молекулы?

Каждая из трех аудиторий, которые занял КАМАЗ, работала по своей теме: в одной обсуждали производственные закупки, во второй — непроизводственные, в третьей — международную логистику.

Тему производственных закупок курировали директор камазовского центра закупок Виктор Бурасов и директор департамента стратегических закупок Наиль Гумеров, которые рассказали, как стать поставщиком автогиганта. Оказывается, для начала нужно зарегистрироваться на портале закупок, получить доступ к анкетированию и дождаться, пока бизнес будет проверен КАМАЗом.

«Мы должны понимать, что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у него структура», — объяснял все тонкости Гумеров. Если компания устроит завод, то ей направят соглашение о конфиденциальности и при необходимости будет проведен первичный аудит.

Пройдя все процедуры, компания получит доступ к кабинету на технопортале для обмена технической документацией и коммерческими предложениями. Гумеров напомнил, что у КАМАЗа есть своя обучающая программа «Школа поставщика», где рассказывают о требованиях завода, обучают процессным подходам, системе аудита и менеджменту качества.

Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель»Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель»

«В силу определенных обстоятельств наши коллеги покинули нашу благословенную землю. Ну и слава богу! — взял слово Бурасов. — Теперь перед закупщиками поставлена задача обеспечивать ежедневно сборку 190 автомобилей. Мы эту задачу успешно выполняем.

Да, есть какие-то издержки. Мы проходим их через определенные усилия. Думаю, скоро стабилизируем данную ситуацию, поскольку были вынуждены перейти на несколько непривычный модельный ряд. Насколько я понимаю, корпоративный отпуск на КАМАЗе отменен. Заказов много».

Директор центра закупок заявил, что с августа КАМАЗ будет выпускать по 150 автомобилей серии К5: «Да, это вроде бы не много. Но это уже показатель. С сентября выходим на производство двигателя Р6, который был у нас ранее анонсирован». Бурасов подчеркнул, что КАМАЗ в поисках поставщиков именно на будущее, так как вопросов по старому варианту грузовика К3 сегодня нет:

«Наша задача — перейти на К5. Это новый модельный ряд. С 1 января 2023 года мы 100 процентов переходим на этот класс. К3 тоже остается». Сейчас КАМАЗ работает над возрождением двигателя с топливной аппаратурой. На это, по прогнозам Бурасова, необходимо еще где-то три месяца.

После приветственных речей поставщики выстроились в очередь к представителям автогиганта, чтобы задать вопросы и достичь предварительных договоренностей о сотрудничестве. Компании сделали свои предложения по тканевой обивке салона, электронике, пружинам, пластику и прочим деталям.

Стоит отметить, что это не последнее мероприятие автозаводцев с потенциальными партнерами. Как сообщил Гумеров в беседе с представителем одной из компаний, на следующей неделе КАМАЗ планирует провести выставку, где будет продемонстрирован разобранный двигатель Daimler. «Можно будет увидеть все, вплоть до каждой пластмассовой детали. Мы вас пригласим», — анонсировал он.

Параллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит ЮнусовПараллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит Юнусов

Камаз-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Вчера мы рассказали о том, как 40 лет назад на главном сборочном конвейере Автомобильного завода состоялся выпуск автомобиля КАМАЗ-5511. Отметим, что это была ПЕРВАЯ самостоятельно разработанная камазовскими конструкторами машина, поставленная на конвейер КАМАЗа.

Все выпускаемые до октября 1977 года были разработками специалистов ЗИЛа. Но работники Управления Главного Конструктора КАМАЗа во главе с начальником УГК Владимиром Наумовичем Баруном мечтали о «своём детище».

На фотографии сувенир от работников ЗИЛ, хранящийся в фондах Музея КАМАЗа.
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Вот как об этом рассказано в рукописи Солопова, переданной в Музей КАМАЗа Азаматовым Рамилем Абдреевичем:

«Одним из побудительных мотивов было желание поскорее избавиться от зиловского патернализма – разработать автомобили, которые бы отличались от зиловских разработок по всем параметрам.

Желание столь же амбициозное, сколь и трудновыполнимое. Технологии-то были очень жёсткими! Первым, тем самым зиловским, поколением КамАЗа, моделями, предназначенными для первой очереди завода, были бортовой грузовик 5320, седельный тягач 5410 и самосвал 5510. Причём на последний опрокидывающийся кузов с гидравликой ставились в башкирском Нефтекамске, на заводе-спутнике «КамАЗа».

Напомним, что исходным проектным параметром для автомобилей была осевая нагрузка в 6 тонн. Сейчас уже невозможно установить, кто первым призвал к «проектному хулиганству», но сам посыл Конструкторского Контроля Качества был сформулирован примерно так: «Самосвалу предстоит работать в карьерах и на стройплощадках. Дорог там никаких нет, так что ничего он не раздавит, если будет чуть тяжелее. Да и 7 тонн грузоподъёмности – как-то несерьёзно. Рискнём переделать?».

Госстандарт, устанавливавший все ГОСТы переубедить было невозможно по определению. Но всё-таки 7-тонный самосвал КамАЗ-5510 «умер, не родившись»! Вместо него появился 10-тонный 5511.

Сравните на фотографиях КАМАЗ-5510
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

и КАМАЗ-5511
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Причем, изменить пришлось даже конструкцию кузова, сам её принцип.

Изначально москвичи заложили прямоугольную «коробушку» с окантовкой и задним бортом, сделанную по подобию мытищинского самосвала ЗиЛ-ММЗ-555. В Челнах предпочли кузов ковшовый, без заднего борта, но с ребордами жесткости. Поменяли и его гидравлику: вместо короткого цилиндра большого диаметра, стоявшего под центром кузова, по первоначальному проекту, появился длинный, но тонкий цилиндр, стоящий спереди. Но, главное, задняя тележка была рассчитана под нагрузку 14 тонн (вместо базовых 11-ти). Это был большой риск со стороны конструкторов: они нарушали ГОСТ (а ГОСТ – это закон!), но самосвал получился… красивым! Задачи такой не ставилось, все пропорции сложились как-то сами собой.

Академик Туполев как-то сказал, что летать может только красивый самолёт. Красоту цифрой не выразишь, но некий мистический смысл в этом утверждении несомненно, есть. Впрочем, в качестве убедительного довода в разговоре с «серьёзными людьми» его применить недостаточно. Гораздо важнее было то, что грузоподъёмность удалось увеличить только за счёт более полного использования несущей способности шин и применения узлов от других моделей, не выходя за рамки унификации.

Если закрыть глаза на пресловутые осевые 6 тонн из ГОСТа, то аналогичным путём можно было увеличить грузоподъёмность на пару-тройку тонн и других моделей.
С такими выкладками уже не стыдно рискнуть пойти к генеральному директору и предложить, ни много, ни мало – остановить подготовку производства самосвала 5510. Риск оказался оправдан: Васильев мгновенно оценил, что сулит возможная перспектива и распорядился переориентировать всех на модернизированную машину. Соответственно, устное задание было подкреплено всеми необходимыми документами. На колоннах Прессово-рамного завода появилось даже традиционное для тех времён панно с призывом: «Освоим новый самосвал КамАЗ-5511 грузоподъёмностью 10 тонн в заданные сроки!». Спустя некоторое время Васильев уже показывал новый самосвал министру автомобильной промышленности Виктору Полякову. Тот только что пересел в министерское кресло из кресла генерального директора АвтоВАЗа и первую поездку в новом ранге совершил именно в Набережные Челны. На новоиспечённого министра демонстрация произвела огромное впечатление.

Шёл к концу 1974-й год, КамАЗа, как такового, ещё, по сути, не было, экспериментальное производство Инженерного центра ютилось на чужих площадях.
А посреди заснеженной площадки стоял самосвал-красавец, даже внешне значительно отличавшийся от опытного 5510. Как тут не вспомнить фразу героини Фаины Раневской «Красота – это страшная сила!». Министр устоять против этой силы не смог. Инициативный проект получил одобрение на самом верху, а Владимир Барун вскоре был утверждён в должности главного конструктора КамАЗа. Его заместителем и главным конструктором по автомобилям стал Рамиль Азаматов. Кстати, в немалой степени именно благодаря этой истории ГОСТ 9314-59, устанавливавший две категории автомобилей группы А и Б по осевой нагрузке, был отменён.»

На фотографии 1976 года слева направо:
1. Васильев Лев Борисович – генеральный директор КАМАЗа.
2. Барун Владимир Наумович – главный конструктор КАМАЗа
3. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Азаматов Рамиль Абдреевич прислал фотографии из стенгазеты «Камский конструктор», где видна реакция камазовской творческой общественности на появление самосвала КАМАЗ-5511.

На фотографии Васин Виктор Васильевич – инженер-конструктор КБ самосвалов:
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

На фотографии Гамага Владимир Павлович (слева) и Васин Виктор Васильевич:
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов
Надпись внизу «Наши славные партизанские соединения (КБ компоновок и КБ самосвалов) своими решительными действиями навсегда (развеяли миф? — неразборчиво) о непогрешимости конструкторских идей ЗИЛа»

На фотографии слева направо:
1. Васин Виктор Васильевич
2. Лапшин Леонид Михайлович
3. Жабин Анатолий Николаевич.
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Фамилии разработчиков самосвала КАМАЗ-5511 Баруна В.Н., Азаматова Р.А. сегодня хорошо известны.
Но при этом незаслуженно забыто имя Васина В.В.
КАМАЗ-5511 — результат «проектного хулиганства» конструкторов

Виктор Васильевич Васин пришел на КамАЗ в 1971 году с Саранского завода автосамосвалов инженером- конструктором Конструкторского Бюро самосвалов.
В 1976 году стал начальником этого КБ.
Васин Виктор Васильевич в 90-х работал в ТФК, затем вернулся в НТЦ начальником отдела эксплуатационной документации, где и работал до ухода на пенсию в 2022 году.

Вместе с ним в то время работали и разрабатывали чертежи первой камазовской самосвальной установки:
— молодой талантливый Соколов Владимир Васильевич,
— опытная Орлова Неонила Федоровна
— молодые конструкторы Дашков, Яковлев, Павлов, Лапшина, Огородникова, Петрова, Михно, Сотников
В этом рабочем процессе участвовал Семенов Адольф — начальник бюро художественного конструирования.

Источник: Вести КАМАЗа

Оао «камаз»

пр-т Мусы Джалиля, 29, г.Набережные Челны, Татарстан, Россия, 423808
тел.: 7 (8552) 37-19-08, 7 (8552) 37-40-80, 7 (8552) 37-40-86, 7 (8552) 37-41-61, 7 (8552) 70-45-54; факс: 7 (8552) 37-41-67; тел.: 7 (8552) 37-40-86, 7 (8552) 37-41-13, 7 (8552) 70-45-54;
mashburo@kamaz.net
http://www.kamaz.net/
Производство: автомобили, тягачи, прицепы, запасные части к автомобилям, узлы, агрегаты, автобусные шасси; автобусы городского типа; междугородние
1.  Подшипники скольжения, опорные подшипники, гнезда и вкладыши (продолжение)
2.  Подшипники скольжения опорные для сочлененных грузовых автомобилей (автопоездов)
3.  Автобусы городские и междугородные
4.  Шасси для городских и междугородных автобусов
5.  Автомобили грузовые и тягачи
6.  Грузовые автомобили большегрузные
7.  Самосвалы, грузовые автомобили саморазгружающиеся
8.  Грузовые автомобили, тягачи для полуприцепов
9.  Легкие прицепы, дома-автоприцепы для путешествий и жилые дома-прицепы
10.  Прицепы легкие для автомобилей и фургонов
11.  Двигатели внутреннего сгорания
12.  Двигатели внутреннего сгорания дизельно-газовые комбинированные
13.  Двигатели внутреннего сгорания дизельные стационарные от 4 до 25 л.с.
14.  Двигатели внутреннего сгорания дизельные стационарные от 25 до 100 л.с.
15.  Двигатели внутреннего сгорания дизельные стационарные от 100 до 450 л.с.
16.  Двигатели внутреннего сгорания дизельные стационарные от 450 до 1200 л.с.
17.  Компоненты и запасные части для двигателей внутреннего сгорания (продолжение)
18.  Компоненты, детали двигателей внутреннего сгорания для легковых автомобилей, автобусов и грузовиков по спецификации заказчика
19.  Тягачи, тракторы, грузовые автомобили, кары, автопогрузчики, грузовые самоходные тележки и прицепы промышленные
20.  Тележки грузовые саморазгружающиеся, автомобильные самосвалы промышленные
21.  Компоненты и принадлежности для промышленных тягачей, тракторов, грузовых автомобилей, прицепов и самоходных грузовых тележек

Промышленные гиганты татарстана собрались в челнах в надежде найти альтернативу импорту

Представители более 200 компаний из 14 регионов России собрались накануне в Набережных Челнах, чтобы предложить свою продукцию промышленным гигантам Татарстана — КАМАЗу, Казанскому вертолетному заводу, «Татнефти», «ТаграСу» и РИАТу. Потенциальные поставщики выстраивались в очередь к ответственным представителям чтобы детально обсудить варианты сотрудничества. Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ.

На стойке регистрации при входе в здание вуза девушки строго-настрого предупреждали, что делать фото и видео во время выступления представителей КАМАЗа запрещено. Да и сами автозаводцы предпочитали утаивать кое-какие детали: «По понятным причинам информационного поля ничего транслировать не будем. Вы же понимаете, в какое время мы живем», — разводили они руками.

В итоге на понимание собравшихся полагаться все равно не стали, поэтому заместитель Сергея Когогина по закупкам Равиль Ибрагимов выступил без заранее подготовленной презентации. Он напомнил, что выпуск машин поколения К4 — совместной разработки с Daimler — доживает последние дни.

Чего же конкретно сегодня не хватает автогиганту? «Для производства двигателей нужны новые топливные системы, турбокомпрессоры, жаропрочные коллекторы, алюминиевое литье, хомуты, клапаны, системы фильтрации масла и топлива. Иными словами, необходимо все то, что у нас закупалось из-за рубежа, в частности в европейских странах, — пояснил Ибрагимов.

— То же самое по двигателям Cummins, которые продолжат выпускаться с учетом импортозамещения на территории ПАО „КАМАЗ“. Это касается и деталей коробки передач ZF, которые также будут выпускать с учетом импортозамещения на базе нашего совместного с немцами предприятия».

Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗПереговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ

Для экстерьера современных кабин К5 требуются различные пластиковые позиции. Для интерьера необходимы система термо- и шумоизоляции, заглушки, датчики, стеклоподъемники и замки для дверей. На производство шасси ищут электронику, системы очистки воздуха, фильтрации, гидравлические, тормозные системы.

«Для проекта коммерческих грузовиков „Компас“ номенклатура шире. Здесь сиденья, термоизоляция, ковры, системы кондиционирования, подогреватели, топливные баки, рессоры, амортизаторы. Также это касается всевозможных вентилей, тройников, фитингов по газовому оборудованию и сжиженной криогенной системы», — бесконечно продолжал перечислять позиции выступающий. В какой-то момент в зале начали перешептываться молодые люди: «У них там вообще хоть что-то свое было?!»

Специалисты отдела непроизводственных закупок КАМАЗа тоже в поисках замены импортным материалам: «Нас особенно интересует литейное производство, всевозможные газификаторы, добавки, смолы, связующие, огнеупоры и так далее. Нам интересны и лакокрасочная продукция, масла, инструменты и все, что завозилось из-за границы».

Наиль Гумеров: «Мы должны понимать что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у нее структура»Наиль Гумеров: «Мы должны понимать, что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у него структура»

Оцените статью
Камаз