- Всё, что вам нужно знать о новом вездеходе камаз-арктика
- Вопрос цены и спроса
- Интерьер
- Камаз арктика — свежий образец | журнал «автотрак»
- Камаз арктика 6 x 6: технические характеристики
- Камаз-арктика — снегоболотоход для работы в районах крайнего севера и арктики
- Камаз-арктика 8х8 — второй грузовик из семейства арктических вездеходов
- Конструктивные составляющие
- Конструкторские искушения
- Кпп и раздаточная коробка
- Мотор
- На рабочем месте экстремала
- Силовая линия
- Таблица технические характеристики камаза арктика
- Шинный экстрим
Всё, что вам нужно знать о новом вездеходе камаз-арктика
В рамках государственной программы по освоению арктических земель «КАМАЗ» разработал и создал уникальный вездеход КАМАЗ-Арктика. Он целиком и полностью создан силами автогиганта. На основе уже существующих узлов и деталей был создан небывалый доселе автомобиль, обладающий повышенной проходимостью, в то же время остающийся автомобилем, допускаемым на обычные автомобильные трассы.
Вопрос цены и спроса
Это уникальное транспортное средство для Крайнего Севера и Арктической зоны было разработано в рамках программы Правительства РФ «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ на период до 2020 года»… от 2022 года! Но как это издревле заведено в России со времён Ермака и Семёна Дежнёва часть времени была затрачена на раскачку.
КАМАЗ выполнил часть поставленной задачи. Осталось лишь узнать, скоро ли проект «Арктика» будет реализован в серии и каков будет на него запрос. Ведь от количества заказов будет зависеть и конечная цена.
Интерьер
При разработке КамАЗа Арктика рассматривали многие варианты обустройства зоны отдыха. В результате использовали каркас, обшитый стеклопластиковыми панелями, полость которых заполнили качественным теплоизоляционным материалом. Жилой модуль с хорошей комплектацией позволяет длительно путешествовать экипажу из трех человек, при этом в непредвиденных ситуациях (поломка или затор) и в тяжелых погодных условиях (вьюга, сильный снегопад, заносы) можно в комфорте дождаться подмоги.
Внутреннее помещение модуля организовано так же, как в привычных для многих железнодорожных вагонах, но дизайнерские решения тут лучше. Отдыхать можно на уютных спальных полках, которые размещены в два яруса возле передней стены. По бокам с одной стороны разместили откидывающийся столик, а с другой шкаф для одежды.
Под нижней полочкой размещается объемный рундук для багажа. Рядом с противоположной стеной размещается удобное сиденье и обеденная зона, состоящая из плиты, микроволновки, мойки, вытяжки, холодильника, ящиков для пищевых продуктов и кухонных принадлежностей, а также 200 литровая ёмкость для питьевой воды.
Жилая зона «Арктики» оборудован автономной системой отопления, которая поддерживает необходимую температуру в жилом помещении зимой, когда морозы достигают минус 50-60°С. Летом в жаркую погоду помещение для отдыха охлаждает небольшой кондиционер. Провести приятно время во время поездки или во время стоянки экипажу позволит музыкальная установка и цифровой телевизор, который надежно зафиксирован на стене. Для хранения вещей в жилом блоке размещено множество ящиков и полочек.
В стандартную комплектацию включен санитарный узел, состоящий из туалета и душа. Предусмотрено электрическое освещение, которое хорошо справляется с обязанностями в полярную ночь.
Для бесперебойного электроснабжения в жилом модуле установили автономный генератор. В интерьере используют самые новые материалы, поэтому оно очень уютное и практичное. В целом, по своим возможностям жилой блок КамАЗа Арктика ничем не хуже спальных зон больших американских тягачей.
Жилой блок является съемным. Его можно использовать некоторое время для автономного проживания.
В бытовой модуль можно попасть только с улицы по раскладной лестнице. Это один из недостатков конструкции машины, потому что в сильный мороз перебираться таким образом из кабины в жилой модуль, не очень удобно, да и при открытии двери жилое помещение быстро остывает.
Камаз арктика — свежий образец | журнал «автотрак»
В рамках реализации комплексного проекта
Машина, ставшая плодом совместных усилий специалистов ПАО «КАМАЗ», Московского политехнического университета, НТЦ «Промышленный дизайн» (ранее — СКБ-МАМИ) и МГТУ им. Н. Э. Баумана, задумана как транспортное средство, способное перевозить людей и грузы в самых суровых природно-климатических условиях.
Отправной же точкой разработки данной темы послужил комплексный проект «Создание высокотехнологичного производства экологически безопасных вездеходов на шинах низкого давления для освоения Арктических зон Российской Федерации, Сибири и Дальнего Востока в интересах добывающих отраслей промышленности». Тем более транспорта большой грузоподъемности, от 10 тонн и выше, для специфических условий Арктики явно не хватает. На рынке в основном представлена техника, пригодная для использования в средней полосе, которая не подходит для экстремального климата.
Надо сказать, что сегодня российская Арктика обеспечивает 11% национального дохода нашей страны и 22% экспорта. Отметим, что под российским льдом залегает больше нефти, чем у всех государств ОПЕК вместе взятых. Стратегическое значение для России приобретает Северный морской путь, все уверенней становящийся реальной альтернативой Суэцкому и Панамскому каналам. Перспективы еще более грандиозны. Так что большегрузным вездеходам есть где разгуляться.
Сверхзадача проектировщиков — не просто создать вездеход с высокой полезной нагрузкой, но и наносящий минимальный вред окружающей среде.
Свою поддержку проекту, стартовавшему в 2022 году, оказало Министерство образования и науки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2022-2020 годы».
В рамках реализации программы, рассчитанной до 2022 года, преследуются три главные цели:
1. Создание конкурентоспособного серийного производства унифицированного модельного ряда вездеходных транспортных средств для решения транспортных задач в районах Арктики и Дальнего Севера с использованием перспективных разработок ПАО «КАМАЗ».
2. Разработка семейства колесных движителей с шинами низкого давления грузоподъемностью от 2,5 до 5 тонн и обеспечение их серийного выпуска.
3. Создание унифицированной шарнирно-сочлененной несущей системы транспортного средства.
Заинтересованные организации смогут рассчитывать, что воплощение задуманных идей позволит на практике решить транспортные задачи в районах с неразвитой дорожной сетью, снизить в этих условиях экономические затраты транспортных и грузовых перевозок, создать вездеход-транспортер, способный также передвигаться по дорогам общего пользования без ограничения, уменьшить негативное воздействие транспорта на грунт, реализовать вопросы импортозамещения в части колесных движителей и, наконец, обеспечить задел для создания дистанционно-управляемых роботизированных транспортных машин.
Ожидается, что реализация проекта поможет в освоении равнинной тундры на востоке России и на других территориях с холодной климатической зоной. Таким образом, новичок должен одинаково уверенно двигаться по дорогам общего пользования и непроходимой местности: снежной целине, тундре, болотистой местности, сыпучему песку и другим слабонесущим грунтам без нанесения ущерба растительному покрову и почве.
Определили и круг потенциальных потребителей инновационной продукции отечественного автопрома. Ставка в первую очередь делается на транспортные компании; нефте- и газодобывающие отрасли; геологоразведку; горнодобывающую промышленность; организации энерго- и водоснабжения; лесную промышленность; природоохранные организации; сельское хозяйство; правоохранительные органы, скорую медицинскую помощь и, безусловно, на МЧС.
В соответствии с техническим заданием, семейство вездеходов «КАМАЗ Арктика» должно включать две модели с колесными формулами 6х6 и 8х8. Предполагается, что внедорожники будут использоваться преимущественно для перевозки грузов, буксировки прицепов, монтажа специального оборудования и инженерных установок народно-хозяйственного назначения. Держится в уме и армейская стезя машины. Планы — масштабные. Под стать нашей стране.
Руководителем проекта стал главный конструктор по инновационным продуктам ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко.
Эстетика и комфорт
Чтобы семейство арктических вездеходов стильно смотрелось, да еще обеспечивало экипажу необходимые условия для высокопроизводительного труда и комфортного отдыха, к работам привлекли специалистов НТЦ «Промышленный дизайн», а также их коллег из компании «Автодизайн», что Набережных Челнах. Результатом работы этих коллективов стало создание художественного образа вездехода, интерьера кабины и жилого модуля, а также изготовление силовых и каркасных элементов, деталей, выполненных из композитных материалов.
В процессе поисковых изысканий рассматривались различные варианты внешней архитектуры вездеходов. Но в конечном итоге решили, что главными визуальными элементами станут доработанная камазовская кабина и отдельно расположенный бытовой отсек.
Изначально, как к дизайну, так и к комплектующим, предъявлялись строгие требования к надежности и энергоэффективности в условиях эксплуатации в районах арктического Севера. Проектировщикам удалось совместить утилитарные свойства вездехода со стильным внешним видом и продуманной эргономикой, отвечающими всем критериям автономного и комфортного пребывания.
Основной акцент сделали на отработке дизайна жилого модуля, элементов экстерьера кабины и переднего бампера, расчете эргономики разрабатываемых узлов и элементов, подборе осветительного оборудования кабины и бытового оборудования. Со всей тщательностью выполнили разработку конструкторской документации и математической модели для изготовления прототипа арктического вездехода.
Взяв за основу кабинный модуль КАМАЗа серийного производства, превратили его в новый оригинальный образ. Здесь роль первой скрипки художественного преобразования, несомненно, играет эффектная передняя часть (облицовочная панель), скульптурные очертания которой вместе с четырьмя светодиодными фарами делают машину выразительной и запоминающейся. В крышу вмонтировали люк, кабину дополнительно утеплили, снабдили поручнями и боковыми лесенками, а сверху установили проблесковые маячки. Эффектность всей композиции придает массивный граненый бампер, в котором под прикрытием защитных решеток расположились пара блоков основных фар, установленных в два яруса по высоте. Снизу выделяется своей характерной формой защитная панель, предотвращающая повреждение деталей двигателя, ближе всего расположенных к дороге. Чтобы попасть в кабину, надо преодолеть пять высоких ступенек — плата за недюжинные ходовые качества.
Кабину, насколько это возможно, сместили вперед, освободив место для размещения жилого отсека. Последний выполнили в виде каркаса, обшитого стеклопластиковыми панелями, в которых пространство между наружными и внутренними стенками заполнено теплоизолирующим материалом. Объем жизненного пространства и внутреннее оснащение обеспечивают возможность длительного путешествия троим членам экипажа, а в случае непредвиденных обстоятельств (поломки или затора) или экстремальных погодных условий (пурги, снежных заносов) — в комфортной обстановке дождаться помощи из вне.
Внутреннее пространство организовано наподобие железнодорожного купе, только эргономическая проработка и обстановка несравненно лучше. Для отдыха служат широкие и мягкие спальные полки, расположенные в два яруса у передней стенки. Рядом с обеих сторон примостились откидной стол и платяной шкаф. Под нижней полкой устроен вместительный отсек для багажа. Вблизи у противоположной стенки находится еще одно мягкое сиденье и настоящий кухонный блок, в который включены варочная панель, микроволновая печь, раковина с краном, вытяжка, холодильник, ящики для хранения разнообразных продуктов и кухонной утвари, двухсотлитровый бак для воды. Автономный отопитель поддерживает нужный микроклимат в зимнюю стужу при температуре окружающего воздуха до -50°С. В летнюю жару до 40°С живительную прохладу обеспечивает кондиционер. Скоротать время в пути или на стоянке помогут аудиоустановка и телевизор, закрепленный на стене. Для хранения различных вещей в бытовом отсеке найдется масса всевозможных ящиков и полок.
Естественно, в стандартное оснащение входит санитарный узел, который объединяет туалет и душ. Наряду с двумя окнами, одно из которых врезано во входную дверь, существуют электросветильники, которые вполне эффективно справляются со своими обязанностями. Для бесперебойного снабжения всех потребителей электроэнергии предусмотрен автономный генератор. В отделке использованы самые современные и легкомоющиеся материалы (алюминиевые сплавы, пластики). В общем, по своим потребительским качествам жилой модуль «КАМАЗа Арктики» ни в чем не уступает спальным отсекам легендарных североамериканских «дальнобойных» тягачей.
В бытовой отсек можно попасть только снаружи, да и то с помощью лестницы, которая в походном положении сначала складывается, а потом задвигается под днище. Это является недостатком конструкции, поскольку в лютый мороз перебираться из кабины в жилой модуль, прямо скажем, не очень удобно, да и его внутреннее пространство при открытой двери быстро остывает. Чтобы облегчить процесс перемещения от кабины к бытовому отсеку, не спускаясь на землю, экипаж может воспользоваться площадками, дополнительными ступеньками, поручнями и лестницами.
Шинный аспект
Важнейшим вопросом при создании семейства «КАМАЗ Арктика» стал выбор движителей. Изучив отечественный и зарубежный опыт, ставку сделали на колеса максимально возможного в данной конструкции размера. Это продиктовано тем, что основным показателем, определяющим опорную проходимость внедорожника, является давление движителя на грунт, которое уменьшается с увеличением размеров колеса, т.е. диаметра и ширины, поэтому особую важность при создании семейства машин имело определение рациональных размеров колесного движителей, т.е. шин низкого давления.
Выбор наружной геометрии шины определяется рядом условий. Диаметр должен быть максимально большим для обеспечения наибольшей площади контакта с опорной поверхностью и дорожного просвета, при этом по высоте вездеход должен вписываться в габарит 4 м для движения под мостами и путепроводами. Вместе с тем увеличение наружного диаметра шины приводит к уменьшению максимальных углов поворота управляемых колес, что предопределяет переход на другую схему поворота (с использованием межсекционного шарнира). В то же время следует учитывать, что увеличение ширины шины, положительно влияющей на опорную проходимость, может приводить к повышению сопротивления движению.
Старались подобрать наружный диаметр шины таким, чтобы передаточное число понижающей передачи в раздаточной коробке шасси оказалось достаточным для обеспечения необходимых тяговых свойств без внесения изменений в трансмиссию (установки дополнительных редукторов).
Исследования показали, что приведенным выше условиям соответствуют шины с наружным диаметром 1500-1800 мм и шириной 650-1100 мм.
За проектирование подобных движителей в рамках договора между московским Политехом и ПАО «КАМАЗ» взялся соисполнитель — МГТУ им. Н. Э. Баумана.
В первую очередь стали изучать ареал обитания нового вездехода. Территория арктической зоны Сибири и Дальнего Востока отличается низкой несущей способностью грунта — в частности, тонкий слой плодородной почвы легко разрушается, «обнажая» вечную мерзлоту. Большегрузный транспорт, перемещаясь по тундре, серьезно повреждает почвы, которые в таких природных условиях крайне медленно восстанавливаются. Поэтому одной из важных целей, стоявших перед разработчиками, стало снижение негативного воздействия на окружающую среду.
По имеющимся данным существующие шины не обладают эластичностью, необходимой для того, что оказывать на почву щадящее воздействие. В разработанных шинах применен более подходящий для арктических условий состав резиновой смеси. Предполагается, что они будут морозоустойчивы, смогут оставаться эластичными и наносить меньший вред окружающей среде.
Поскольку к колесным движителям вездехода предъявляются весьма противоречивые требования: минимальное давление на подстилающую поверхность, высокая проходимость и возможность движения вездехода по дорогам общего назначения (соответственно, соблюдение требований по габаритам), приняли и реализовали на практике решение о создании двух типов колес с условными названиями «Габарит» и «Негабарит». Движители обоих вариантов состоят из двух основных элементов — колеса и пневматической шины.
Вариант «Габарит» обеспечивает не только минимальное давление на подстилающую поверхность, но и возможность штатного движения по дорогам общего назначения. Однако грузоподъемность вездехода при этом ограничивается. Геометрические размеры транспортного средства регламентированы, так как внешний габарит по ширине не должен превышать 2550 мм. Вот и получалось, что для размещения шин остается строго определенное пространство. При этом необходимо, чтобы опорная поверхность движителей была максимально возможной. Разработанные в московском Политехе шины «Габарит» оптимальным образом заполняют отведенное им пространство.
Их наружный диаметр составил 1960 мм, а ширина — 716 мм. Максимальная нагрузка на шину достигает 5,3 тонны, внутреннее давление воздуха — не более 160 кПа (1,63 кгс/см2). При таких показателях обеспечивается максимальная скорость 60 км/ч и давление на грунт 140 кПа (1,43 кгс/см2). Масса колеса в сборе — 526 кг.
Второй вариант колесного движителя типа «Негабарит» имеет несколько меньший внешний диаметр широкопрофильной шины — 1650 мм, но зато увеличенную до 1050 мм ширину. Благодаря сниженному до 113 кПа (1,15 кгс/см2) удельному давлению обеспечивается лучшая проходимость на деформируемой опорной поверхности, но имеются габаритные ограничения при движении по дорогам общего назначения. Скорость движения ограничена 50 км/ч. Кстати, негабаритная шина весит только 388 кг. После установки вездеходных колес, на машину монтируются расширители крыльев, защищающие от грязи.
Хорошие сцепные качества с почвой у той и у другой модели достигаются за счет хорошо развитого рисунка протектора в виде косой нерасчлененной елки. С шинами типа «Габарит» дорожный просвет достигает 650 мм, а с покрышками «Негабарит» — 600 мм.
Этап, связанный с созданием семейства колесных движителей для вездеходов «КАМАЗ Арктика» завершили в июне минувшего года. Как считают проектанты, высокие показатели проходимости и экологичности достигаются благодаря низкому давлению в шинах и их повышенной эластичности. Вездеход с такими движителями хорошо адаптируется к неровностям поверхности, имеет повышенную плавность хода, а благодаря низкому удельному давлению обеспечивается уменьшение глубины колеи и общих энергетических потерь при движении. Предполагается, что все эксплуатационные свойства движителей будут сохраняться даже в условиях арктической зоны.
Пока серийное производство новых шин не освоено, попытались выяснить, что может предложить промышленность для такого рода транспортных средств. Оказалось, что в России и странах СНГ шины данной размерности выпускаются серийно и устанавливаются на сельскохозяйственную технику. Наиболее близкими характеристиками в рамках «Габарита» обладает отечественная радиальная шина Nortec TA-01 710/70 R38 (наружный диаметр — 1920 мм, ширина профиля — 710 мм), предназначенная для монтажа на ведущие колеса сельхозтракторов. Рисунок протектора состоит из глубоких грунтозацепов, расположенных под острым углом от центра покрышки к ее «плечу». Грунтозацепы округленной формы в зоне «плеча» и наличие большого пятна контакта при соприкосновении с почвой гарантируют высокую тягу. Для производства используется резиновая смесь специального состава, которая амортизирует удары. Демонстрируя надежное сцепление, изделие наносит минимальные повреждения почве, не травмируя побеги. Нагрузка на шину составляет 5,3 тонны, скорость движения — 65 км/ч. Это как раз то, что нужно вездеходу.
Для версии «Негабарит» наилучшим образом подошла модель 66х43.00R25 SB-1, выпускаемая компанией «Днепрошина». Ее наружный диаметр составляет 1650 мм, ширина профиля — 1052 мм, а допустимая скорость движения — 50 км/ч. Прежде шина применялась на тяжелых тракторах Кировец К-700, К-701 и др.
Правда, у серийных шин имеется один недостаток — они не приспособлены для работы при очень низких температурах. Однако для проверки ходовых качеств опытной машины такая ситуация, как временная, вполне приемлема.
После установки колес с широкими шинами, на вездеход монтируются расширители крыльев, защищающие кабину от грязи.
Движущие силы
В рамках единого семейства для максимальной унификации и оптимизации стоимости трех- и четырехосные вездеходы базируются на узлах и агрегатах серийных КАМАЗов, которые должным образом дополнены оригинальными системами и устройствами, способными обеспечить сверхвысокую проходимость. Первой «ласточкой», которая обрела свою металлическую плоть, оказалась модель с колесной формулой 6х6, которой присвоили индекс КАМАЗ-6345-3101. Во время проектирования широко использовались 3D-моделирование и метод конечных элементов.
Чтобы сухопутный «дредноут» длиной свыше 11 м мог уверенно маневрировать на твердой дороге и на местности, несущую лонжеронную раму выполнили из двух частей, которые соединили между собой устройством, обеспечивающим их взаимный поворот в горизонтальной плоскости. Угол складывания при этом составляет ±45°. Сам узел сочленения выполнен в виде двух листовых коробчатых конструкций, связанных между собой парой шаровых шарниров. Взаимный поворот секций вокруг вертикальной оси выполняют силовые гидроцилиндры, размещенные внутри рамы. Такая хитрость позволила рационально использовать пространство внутри заднего каркаса узла сочленения, уменьшить его габаритные размеры, исключить нагружение заднего каркаса усилиями от гидроцилиндров, а также защитить их штоки от грязи и механических повреждений, использовать в качестве заднего упора стандартную поперечину рамы, унифицировать точки крепления гидроцилиндров для трех- и четырехосных моделей. «Складная» рама позволила обеспечить минимальный радиус поворота трехосника по наружному переднему колесу — не более 12 или 14 м в зависимости от установленных шин. У более крупного собрата этот показатель составляет 16 м.
Энергетические потребности трехосного монстра грузоподъемностью 13 тонн (при полной массе 30 тонн) обеспечивает серийный дизельный двигатель КАМАЗ-40.37-400 (V8, 11,76) мощностью 400 л.с., в паре с которым работают
диафрагменное однодисковое сцепление MFZ 430 с дистанционным пневмогидравлическим приводом и механическая 16-ступенчатая коробка передач ZF 16 S 1822. На еще более могучем вездеходе 8х8 с полезной нагрузкой 15-16 тонн (в зависимости от применяемых шин) и полной массой 40 тонн планируют установить перспективную рядную «шестерку» КАМАЗ-910.12 мощностью 450 л.с., которая передает крутящий момент на 6-ступенчатый электронно-управляемый «автомат» Allisоn 4500. Как предполагается, ресурс упомянутого мотора, производство которого налаживается при технической поддержке немецкой компании Liebherr, будет составлять 1,5 млн км. Усилие на неразрезные ведущие мосты с колесными редукторами, заимствованные от КАМАЗ-6520, распределяет двухступенчатая (с понижающей передачей) раздаточная коробка КАМАЗ-633-1800020, оснащенная блокируемым межосевым дифференциалом. Управление агрегатом — пневматическое. К передним колесам подводится 27,5% мощности двигателя, к задним — 72,5%.
Передний ведущий мост связан с рамой с помощью рессор от задней подвески КАМАЗ-5460, в то время как амортизаторы, стабилизатор поперечной устойчивости со стойками, буферы и др. использованы от КАМАЗ-65225. Задняя подвеска представляет собой пару жестких балансиров, которые опираются на ведущие мосты посредством четырех упругих опор. Правильную кинематику работы направляющего аппарата обеспечивают реактивные тяги, тяги Панара и стабилизаторы поперечной устойчивости. Дорожный просвет превышает 670 мм, а угол переднего въезда — 27°. С подобной геометрией можно уверенно штурмовать бескрайнее снежное бездорожье. Тормозная система — серийного производства. На борту находятся два топливных бака объемом по 350 л каждый.
На задней полураме смонтирована грузовая платформа с откидными бортами, внутренняя длина которой почти 5 м. Любопытно, что погрузочная высота составляет 2,2 м. Под кузовом в задней части рамы отведено место для тросовой лебедки, которая в экстремальных условиях поможет самому вездеходу выбраться из плена бездорожья или окажет такую же услугу другой застрявшей технике. Понятно, что в грузовом отсеке могут быть смонтированы любые другие надстройки или технологическое оборудование.
КАМАЗ-6345-3101, построенный нынешней зимой, прошел полный цикл лабораторных испытаний, после чего его отправили в Якутию для реальной проверки в суровых северных условиях. Вполне естественно, что по завершении тестирования в конструкцию вездехода внесут необходимые изменения, чтобы уже модифицированную машину подготовить к серийному выпуску. Параллельно ведутся работы и по четырехосной модели, длина которой превышает 12 м. Возросший полезный объем передней и задней секций позволяет разместить соответственно увеличенный по объему жилой модуль (плюс дополнительное оснащение) и установить более тяжеловесное и крупногабаритное специальное оборудование или надстройки.
Камаз арктика 6 x 6: технические характеристики
Этот вариант выпускается в двух комплектациях:
Последний сможет легко передвигаться как по хорошей трассе, так и по очень плохой трассе, где дороги практически нет. И нарушений законодательства по габаритам не будет, так как ширина этого грузовика составляет 2540 мм.
Комплектация «негабарит» — отличны грузовик, но по городским дорогам ему ездить нельзя, так как ширина этой модели грузовика — 3 м 32 см. Вес обеих моделей составляет семнадцати тонн. Оба способны перевозить вес до тринадцати тонн. В этом случае вес техники достигнет тридцати тонн.
Камаз-арктика — снегоболотоход для работы в районах крайнего севера и арктики
В конце 2022 года на выставке «Вузпромэкспо» был показан автомобиль КАМАЗ-Арктика. Гигантский синий вездеход произвел фурор и вызвал множество вопросов: абсолютно новое для автогиганта направление – вездеходное транспортное средство (ВТС) под брендом КАМАЗ и видом, и функционалом сильно отличается от других перспективных разработок предприятия.
Машина оснащена жилым модулем. «Модуль – это полноценное жилое пространство, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях как минимум трое суток. «Минимум – трое, а скорее неделю и больше, — рассказывает Сергей Назаренко. — В модуле есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, ТВ, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор». Дизайн жилого модуля выполнен СКБ-МАМИ.
Попасть в жилой модуль можно по раскладной лестнице
Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать обитателей модуля от северного «зверя»: мошкары, комаров, гнуса.
Сергей Назаренко признается, что в России есть и другие разработки вездеходов для арктических регионов, но уверен в конкурентоспособности своего детища: «У нас ряд ключевых преимуществ, таких как жизнестойкость конструкции, высокие тяговые динамические качества автомобиля». Сейчас машина находится в Набережных Челнах: проводятся испытательные заезды на территории НТЦ.
Летом КАМАЗ-Арктика еще появится на выставках, а во второй половине лета отправится в холодные районы страны. Место для испытаний пока обсуждается: выбор стоит между Якутией и Ямалом. Вторая машина — с колесной формулой 8Х8, оснащенная силовым агрегатом Р6 и кабиной К5, а также автоматической КПП, должна появиться в конце 2022 года.
Камаз-арктика 8х8 — второй грузовик из семейства арктических вездеходов
На выставке коммерческого транспорта COMTRANS 2022 «КАМАЗ» представил широкой общественности новый автомобиль КАМАЗ-Арктика с кабиной К5. Это второй автомобиль семейства вездеходов, предназначенных для работы в условиях Арктики и Крайнего Севера. Он существенно отличается от первого вездехода КАМАЗ-Арктика, который был презентован два года назад. Об этих отличиях мы вам и расскажем в этом материале.
Во-вторых, у вездехода новый двигатель — это камазовская рядная шестёрка Р6. Это дизель с турбонаддувом, объёмом 12 литров, мощностью 450 л.с. Экологический класс мотора — Евро-5, в перспективе Евро-6.
В-третьих, у новой «Арктики» четыре моста, у первого вездехода семейства их было три. Сами мосты трёхступенчатые, с передаточным числом 15. Это специальные тихоходные мосты, разработанные конкретно для этой машины.
Максимальную скорость, которую может развить КАМАЗ-6355 (именно такой цифровой код у вездехода КАМАЗ-Арктика) — это 55 км/ч. Для асфальтовых трасс это немного, но не для них вездеход спроектирован. Для пересечённой местности Крайнего Севера или заснеженных арктический пустынь 55 км/ч — этого более чем достаточно.
На первой «Арктике» стояли шины шириной 80 см, предназначенные для самостоятельного перемещения вездехода по дорогам общего пользования — с ними он вписывается в обозначенные стандарты, не выходя из габаритов. Но на вторую машину поставили те шины, которые специально предназначены для перемещения по слабонесущим грунтам. Метровой ширины, радиусом 86 см — на таких колёсах автомобиль получил большую устойчивость, кроме того, он не будет повреждать грунт, не нанося, тем самым, вреда природе Арктики.
Длина машины — 12 метров, а общая высота — 4 метра. Такая высота — максимально разрешённое значение по габаритам машин на дорогах общего пользования. Высокий дорожный просвет — почти 70 см, ширина 2,5 метра.
Что в автомобиле осталось таким же в точности, как и на первом вездеходе — это узел сочленения, с помощью которого осуществляется поворот.
А что во втором вездеходе КАМАЗ-Арктика, в отличие от первого, отсутствует — это автономный жилой модуль. Его место занимает запасное колесо, краново-манипуляторная установка и хозблок. В нём размещаются различные инструменты, приспособления и дополнительный запас топлива. Хозблок оборудован трёхсекционной складывающейся лестницей и выдвижным механизмом для упрощения доступа к его содержимому. КМУ установлена перед кузовным отсеком, с помощью неё можно загрузить машину или поменять колесо. Максимальная грузоподъёмность установки — 3 тонны.
Сзади установлена лебёдка с тяговой силой 8 тонн. Этого вполне достаточно для выполнения каких-либо аварийно-спасательных задач.
Фары на машине светодиодные, это увеличивает срок службы системы наружного освещения вездехода.
Вот и всё, что мы пока хотели рассказать вам о новом автомобиле КАМАЗ-Арктика. О том, что ждёт водителя внутри кабины этого вездехода мы расскажем вам в следующих постах. Следите на нашими публикациями!
Конструктивные составляющие
Конструкция данной техники — шарнирно-сочлененная. Состоит из таких элементов:
- рама ломающегося вида (с ее помощью осуществляется поворот);
- автономный генератор (благодаря которому на машине можно работать при низкой температуре до -60 градусов по Цельсию);
- колеса (могут быть двух видов: для традиционного дорожного полотна и для почв слабого типа, болоту);
- кабина шофера;
- модуль для жилья (состоит из санузла, мини-кухни, местом для отдыха);
- подвесной механизм;
- узел сочленения;
- раздаточная коробка.
В подвесной механизм, согласно технической характеристике КамАЗ Арктика, вмонтирована передняя подвеска (рессорная). Раздаточная коробка выполняет функции распределителя крутящего момента между двумя осями техники.
Конструкторские искушения
Проект грузового автомобиля для незаурядных условий любого порядка – дорожных, погодных, климатических, экономических и экологических – всегда ставит конструктора перед искушением использовать оригинальные наработки. Но это затягивает срок разработки и ведёт к удорожанию НИОКР. Согласно техзаданию было решено, там, где это возможно, базироваться на агрегатах серийных КАМАЗов и без усложнений.
Так «Арктика» в 2022 году получила шарнирно-сочленённую раму, подвижную в горизонтальной плоскости и обеспечивающую минимальный радиус поворота. Узел сочленения унифицирован для различных колёсных формул и состоит из двух листовых коробчатых конструкций, соединённых двумя шаровыми шарнирами.
Подвижность в продольной плоскости, обеспечивает максимальный угол складывания 45º. Поскольку специфика эксплуатации не предусматривает сложно-пересечённую местность, конструкторы считают, что при недостатке сцепных свойств достаточно обойтись межколёсной блокировкой.
Подвеска спереди и сзади без сюрпризов и изысков, хотя и отличаются конструкцией от машины 6х6. Задние мосты созданы на основе усиленных КАМАЗ-6520Т. Через упругие опоры (не считая колёс, сзади это единственный амортизирующий элемент) они крепятся к жёсткому балансиру.
Спереди ведущие мосты закреплены индивидуально на многолистовых рессорах от КАМАЗ-5460 с амортизаторами и стабилизаторами от КАМАЗ-65225. Такое решение несколько ограничивает применение машины на сложно пересечённой местности, но стоит учесть, что машине этого и не надо.
Кпп и раздаточная коробка
На КамАЗ-Арктика с колесной базой 6х6 установили механическую 16-скоростную коробку ZF 16S1822 с большим диапазоном передаточных чисел (от 13,74 до 1,2), что дает возможность использовать в работе мосты от КАМАЗ-6520.
На колесную конфигурацию 8х8 установили 6-скоростную АКПП Allison 4500 (с передаточными числами от 4,7 до 0,67), поэтому можно использовать мосты КАМАЗ-6520Т.
Машина 6х6 оборудуется раздаткой КАМАЗ 633-1800020 с крутящим моментом 2500 Нм, что достаточно для вездехода. Она распределяет мощность между передним и задними мостами в соотношении 27,5% на 72,5%.
Мотор
Предусмотрели два типа дизельных двигателей: V-образная 8-ка КАМАЗ 740.37-400 и рядный 6-цилиндровый КАМАЗ 910.12. Двигатели адаптированы к сильным морозам (минус 50-60 °С), поэтому в них используются топливные фильтры с электрическим обогревом, синтетические масла и антифриз для охлаждения и обогрева.
Для использования в арктических широтах, мотор оснастили мощным подогревателем картера. Подумали также об электропитании и пуске мотора. Топливный бак утеплили и оборудовали электроподогревом, обогревается также и АКБ. Предусмотрена и розетка для запуска мотора от внешней электрической сети.
На рабочем месте экстремала
Кабина типа F1T (удлинённая с низкой крышей и низким моторным тоннелем) закреплена на раме на четырёх сайлентблоках. Взобраться в неё придётся через каскад из 6 ступеней и поручни с обеих сторон не кажутся конструкторским излишеством.
Оказавшись в кабине «Арктики», не заблудишься в лесу рычагов управления полноприводной трансмиссии. Всё упрощено именно для тыкания пальцем в рукавице. Привычная панель приборов, тумбочка под правой рукой с селектором АКП Allison, уютный одноместный «спальник» около задней стенки, а над головой водителя стандартный мультимедийный блок, где предусмотрен даже тахограф!
Как и положено современному грузовику, кабина снабжена кондиционером и автономным отопителем. Надо учесть жару северного лета с её комарами и гнусом и жёсткость зимы «с белыми мухами», как говорят на Урале и в Сибири.
Инженеры машины повысили мощность кондиционера и внедрили дополнительный обогрев для зеркал заднего вида, ветрового стекла, рулевого колеса, сидений и даже спального места. Вообще увеличение внутреннего объёма в 1,5 раза дало выигрыш в сохранении тепла и энергосбережении по сравнению с кабинами 3-го поколения.
Электропитание осуществляется от двух 12-вольтных батарей (сетевое напряжение 24 В) ёмкостью 210 А·ч.
За кабиной расположен модуль для ЗИП, в который ведёт отдельная лестница, однако доступ к нему возможен и «поверху», благо на крыше есть за что ухватиться. За бытовкой размещено запасное колесо и гидроманипулятор ИНМАН ИМ77 номинальной грузоподъёмностью 3000 кг. При максимальном вылете стрелы 6,8 м, грузоподъёмность составляет 1100 кг. Кузов стандартный, с откидными бортами.
Силовая линия
На двухгодовалой трёхосной «Арктике» был установлен камазовский двигатель V8 модели КАМАЗ-40.37-400, рабочим объёмом 11,76 л и мощностью 400 л.с. Это глубокая модернизация классического семейства двигателей КАМАЗ-740 (см. «Компромисс бюджета и технологичности»).
У нашего КАМАЗ-6355 2022 года выпуска самый современный на сегодняшний день опять же камазовский двигатель модели 910.12-450, рабочим объёмом 11,95 л. Эта рядная «шестёрка» пятого экологического класса с настройкой мощности 450 л.с. при 1900 об/мин, максимальный крутящий момент составляет 2058 Н·м при 1300 об/мин.
Все уже конечно же знают, но я повторюсь для тех, кто не в курсе – новый двигатель разработан при участии компании Liebherr, и его расчётный ресурс до капремонта составляет 1,5 млн км. Арктическая адаптация мотора потребовала применить морозостойкие РТИ выдерживающие до –80 °С, концентрированный антифриз, синтетические масла и смазки, установить топливные фильтры с дополнительным электрообогревом. Картер двигателя снизу имеет мощную защиту из поддона армированного защитными дугами.
Предыдущий трёхосный КАМАЗ-6345-3101 6х6 был оснащён 16-ступенчатой механической коробкой передач ZF 16 S1822. Новейший КАМАЗ-6355 8х8 укомплектовали 6-ступенчатой АКП Allison 4500 с электронным управлением, использующим CAN-шину.
Крутящий момент распределяет 2-ступенчатая раздаточная коробка КАМАЗ-633-1800020 с понижающей передачей, пневматическим управлением и блокируемым межосевым дифференциалом. К передним колёсам «Арктики» передаётся 27,5% номинальной мощности двигателя, 72,5% – к задним.
Полная/ снаряжённая масса, кг | 41 480/ 26 580 |
Грузоподъёмность, кг | 14 900 |
Распределение нагрузки по передним осям, кг | 9160/10 000/11 160/11 160 |
Максимальный преодолеваемый подъём, % | 60 |
Двигатель:
| КАМАЗ-910.12-450, турбодизель, I-6, Euro 5 11 946 450 при 1900 мин-1 450 при 1900 мин-1 |
Коробка передач
| Автоматическая, Allison 4500 6/1 |
Ведущие мосты | КАМАЗ-6355 |
Передаточное число главной передачи | 15,239 |
Шины | HENAN 66х43.00-25 |
Радиус поворота, м | 16 |
Вместимость топливных баков, л | 400 400 |
Максимальная скорость, км/ч | 60 |
Таблица технические характеристики камаза арктика
Грузоподъемность | 13 т |
Максимальная скорость движения | 65 км/ч |
Время, необходимое для разгона | 50 с |
Наибольший преодолеваемый подъем | 45° |
Расстояние дорожного просвета | 0,65 м |
Средний расход топлива | 33 л |
Наибольший габаритный радиус поворота | 12 м |
Максимальный крутящий момент | 25000 Нм |
Система управления сцеплением | Пневматический гидроусилитель |
Колесная формула | 6*6 |
Емкость бака для топлива | 350 л |
Мощность двигателя | 400 л.с. |
Коробка передач | 16 ступеней |
Вид кузова | Бескапотный |
Колесная база агрегата | 3,98 м |
ТНВД | V-образное |
Допустимый вес прицепного устройства | 10 т |
Количество цилиндров | 8 |
Рабочий объем двигателя | 11 л |
Сцепление | Фрикционное, дисковое, сухое |
Тип колес | Пневматический |
Колея по задним колесам | 2 м |
Рабочий температурный режим | До -60°С |
Жидкостный подогреватель | Да |
Тип используемого топлива | Дизель |
Электроподогрев двигателя | Да |
Пропорции распределения потока мощности | На передний мост — 27,5%, На заднюю ось — 72,5% |
Шины | 710/70 R38 |
Колея переднего типа | 2,08 м |
Параметры | 10*2,54*4 м |
Модель мотора | 740.37-400 |
Снаряженная масса | 17 т |
Вес агрегата | 30 т |
Год выпуска | 2022 |
Шинный экстрим
В зависимости от сценария эксплуатации для камазовской «Арктики» предусмотрены два применяемых комплекта шин: «Габарит» и «Негабарит». Вариант «Габарит» имеет диаметр 1960 мм и ширину 716 мм. Такие шины способны выдерживать максимальную нагрузку в 5300 кг при внутреннем давлении воздуха не более 1,63 кгс на cм2.
При этом давление на грунт не превышает 1,43 кгс/cм2, а допустимая скорость движения ограничена значением 60 км/ч. На трёхосном КАМАЗ-6345-3101 использовали шины российского производства Nortec модели ТА-01, размерностью 710/70 R38, с наружным диаметром 1920 мм и профилем шириной 710 мм. Допустимая нагрузка – 5300 кг, скорость – до 65 км/ч.
На выставочной четырёхосной «Арктике» в версии «негабарит» установлены китайские бескамерные шины HENAN размерностью 66х43.00-25, позволяющие развивать скорость до 60 км/ч. При меньшем наружном диаметре в 1650 мм ширина профиля составляет 1052 мм. Удельное давление на грунт снижено до 1,15 кгс/cм2, что позволяет машине не утонуть в снежном фирне или на заболоченных участках.