КамАЗ может остаться без кабин и КПП из-за ухода из России своего основного компаньона

КамАЗ может остаться без кабин и КПП из-за ухода из России своего основного компаньона Камаз

«наладить выпуск грузовиков без импортных комплектующих — все равно что построить новую модель»

Мы поговорили с экспертами рынка автомобильной отрасли, которые по просьбе «БИЗНЕС Online» рассуждали о решениях КАМАЗа.

Игорь Моржаретто — заместитель главного редактора журнала «За рулем»:

— Спрос на продукцию КАМАЗа пока не упал, это только прогноз. Пока спрос не понизился, но непременно уменьшится в силу того, что цены выросли на любую продукцию. И КАМАЗа в том числе, а покупательская способность предприятий сильно под вопросом.

Спрос на грузовики КАМАЗа прошлых поколений какое-то время, похоже, будет, потому что, во-первых, это дешевле, а во-вторых, выбора нет. Насколько возможен выпуск грузовиков К5 без иностранных партнеров — мне сложно сказать. Желание есть — и это уже хорошо.

Камаз может остаться без кабин и кпп из-за ухода из россии своего основного компаньона

Есть ли альтернативы немецким кабинам и коробкам передач? И чего ожидают фирмы грузоперевозок?

КамАЗ может остаться без кабин и КПП из-за ухода из России своего основного компаньона
Фото: Егор Алеев/ТАСС

Российские перевозчики рискуют остаться без новых кабин грузовиков и импортных коробок передач. Один из лидеров рынка и бизнес-партнер КамАЗа компания «Даймлер Тракс» ушла с российского рынка. В скором времени можно ожидать такого же решения от производителя КПП ZF — из-за политики компании, пишут немецкие СМИ. Есть ли альтернативы? И чего ожидают фирмы грузоперевозок?

«Даймлер Тракс» ушла из России практически сразу после начала спецоперации на Украине. Этот шаг означал фактический разрыв контрактов с основным компаньоном — КамАЗом — немецкий концерн поставлял сюда свои комплектующие. Следом немецкие СМИ отмечают, что один из крупнейших мировых лидеров в производстве коробок передач компания ZF Friedrichshafen может уйти следом. Фирма выступает категорически против использования своих продуктов на военной технике — а грузовики обеих сторон на Украине ездят в том числе на коробках и этого производителя. Или, точнее говоря, не могут не ездить — ZF тоже один из мировых лидеров в своей области.

Business FM опросила российский бизнес грузоперевозок и ремонта. Член правления сообщества топ-менеджеров логистических компаний, гендиректор «GLT Москва» Павел Федяев говорит, что готовился к подобному кризису уже давно:

Павел Федяев член правления сообщества топ-менеджеров логистических компаний, гендиректор «GLT Москва»

Вероятный уход ZF и их коробок будет означать еще и проблемы для легкового транспорта и простых водителей. Мы снова сможем вспомнить такое подзабытое уже явление, как переборка коробки передач. Продолжает гендиректор станции технического обслуживания «СпецDrive» Андрей Дегтярев:

Андрей Дегтярев гендиректор станции технического обслуживания «СпецDrive»

О том, есть ли альтернативы «Даймлеру» и ZF и к кому КамАЗ может обратиться за помощью в первую очередь, Business FM спросила автоэксперта Артема Бобцова. Прогноз, по его словам, неутешительный:

Артем Бобцов автоэксперт

Глава Татарстана Рустам Минниханов уже заявил, что из-за ухода «Даймлер Тракс» объем производства КамАЗа может снизиться на 40%, а 15 тысяч работников завода окажутся в простое. Без комплектующих «Даймлер» планы КамАЗа по выпуску грузовиков поколений К4 и К5 в 2023 году теперь выглядят уж очень оптимистичными.

Добавить kamaz-kamaz.ru в ваши источники новостей?

«камаз не останавливается»

Под угрозой и производство гражданских грузовиков КамАЗ. Дело в том, что Daimler Truck поставляет кабины, двигатели и мосты для серии K4, а серия К5 оснащается кабиной, собираемой на совместном предприятии в Набережных Челнах, и опять же даймлеровскими ведущими мостами.

«Поставки из Европы, на которые завязана наша компания, остановились, но КамАЗ не останавливается. Определенные стабилизирующие меры нами были предприняты заранее: прежде всего, был сформирован четкий заказ поставок на март», — заявил первый заместитель генерального директора КамАЗ Юрий Герасимов, выступая перед работниками прессово-рамного завода.

По его словам, это позволит до середины месяца придерживаться плана. Во второй половине марта начнется сборка измененного модельного ряда — 180 автомобилей в сутки. Сейчас завод формирует заказ до июня, одновременно решает вопросы поставок и локализации комплектующих для каждого семейства.

Всё пойдет по плану

Ранее генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин в своем обращении рассказал, что в последние годы прилагались все возможные усилия, чтобы устранить или максимально отдалить угрозу санкций. Была проведена масштабная реорганизация производства.

«У КамАЗа есть план действий в данных условиях, согласованный с Правительством Российской Федерации, и мы продолжим делать всё от нас зависящее, чтобы компания развивалась, а работники чувствовали себя уверенно. Наши автомобили являются основой транспортной безопасности России, и мы должны обеспечить страну этим важным ресурсом»

Завод двойного назначения

КамАЗ одним из первых среди российских компаний попал под санкции ЕС, подразумевающие, кроме прочего, полный запрет на экспорт всех товаров двойного назначения и запрет на экспорт некоторых иных товаров и технологий.

Формально производством военной техники занимается отдельное подразделение «Ремдизель», но это не помогло КамАЗу избежать попадания в санкционный список.

Немецкой Daimler Truck, которой принадлежит 15% акция КамАЗа, даже пришлось оправдываться, что она не поставляла детали для производства военных автомобилей. Тем не менее под шквалом критики она была вынуждена прекратить поставки комплектующих и сборку грузовиков на совместном предприятии «ДК Рус» в Набережных Челнах. По данным немецкой газеты Handelsblatt, Daimler Truck планирует избавиться и от своей доли в капитале.

Какие грузовики будут выпускать

Герасимов заявил, что завод не остановит ни одной программы. В то же время «Камаксоры» K4 прекратят производить в течение этого года, раньше запланированного срока.

Уже сейчас известно, что на первый план возвращается старое камазовское семейство К3, на которое всегда приходилась львиная доля продаж. Темп сборки более современного семейства K5 снизится.

«В части производства поколения К5 нужно еще свести цифры с учетом всех комплектующих, которые у нас на данный момент в пути, однако перспективы довольно стабильны», — рассказал Герасимов изданию «Вести КамАЗа». При этом он призвал бережнее относится к расходу краски для кабин.

Сейчас на повестке завода — «мощный рывок» по локализации семейства К5, в частности, каркасов кабин.

Камаз готов ввести трехдневную рабочую неделю

В ПАО «КАМАЗ» в случае самого плохого сценария — обвала отечественного рынка грузовиков — готовы ввести режим неполной рабочей недели. Приказ-постановление, как выяснил наш корреспондент, подготовлен 15 марта и уже подписан гендиректором компании Сергеем Когогиным.

Документ оказался в распоряжении «БИЗНЕС Online». Опасения подтвердил и президент РТ Рустам Минниханов, который, выступая накануне на совещании с участием президента России Владимира Путина, озвучил, что КАМАЗу грозит сокращение производства на 40% — 15 тыс. сотрудников могут оказаться в простое из-за дефицита компонентов.

«В целях недопущения массового увольнения работников из-за ограничений поставок комплектующих изделий на автомобили по причине введения ограничительных мер в отношении группы организаций ПАО „КАМАЗ“, а также принимая во внимание снижение заказов на автомобили, генеральный директор и профсоюзный комитет постановляют ввести с 23 мая по 22 ноября 2022 года режим неполной трехдневной 24-часовой рабочей недели с рабочими днями понедельник, вторник, среда в отношении персонала подразделений ПАО „КАМАЗ“», – сказано в новом приказе.

В этот период компания планирует выпускать автомобили «попроще» — модель К3, совсем отказаться от модели К4 и локализовать производство К5. Напомним, в конце февраля КАМАЗ попал в санкционный список Евросоюза. Компания уже столкнулась с дефицитом импортных запчастей и снижением заказов на автомобили.

Попасть под новый режим работы по приказу могут не все. Исключением станут те сотрудники, которые занимаются расчетом, начислением и перечислением заработной платы, бухгалтерской, налоговой, статистической, управленческой отчетностью, формированием и движением денежных потоков, финансированием неотложных платежей.

Также те, кто занят приемом и увольнением сотрудников, согласованием договоров, участвующие в защите интересов КАМАЗа в судебных и контролирующих органах, сопровождением информационных систем, жизнеобеспечением зданий и сооружений, занятые на работах, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям, на неотложных ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах, на реализации и отгрузке товарной продукции, организацией сервиса и гарантийного обслуживания.

Иной график возможен и для департамента закупок для ПАО «НЕФАЗ» — его завод расположен в городе Нефтекамске Башкортостана. Кроме того, для отдела по материально-техническому обеспечению для ПАО «ТЗА» в Туймазы и центра закупок блока режим работы устанавливается в соответствии с режимом работы в НЕФАЗе и ТЗА.

Уведомить работников руководители должны до 17 марта. Но есть и лазейка для оптимизма: в случае производственной необходимости, сообщается в документе, приказ могут частично или полностью отменить заместители гендиректора, руководитель аппарата гендиректора, главбух и руководители подразделений, которые напрямую подчиняются Когогину по согласованию с замгендиректора по управлению персоналом Жанной Халиуллиной и финансовым директором Андреем Максимовым для увеличения нормативного фонда зарплаты.

«Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих тоже, будем держаться»«Пока заказы есть, возможность доставки комплектующих — тоже, будем держаться»

Камаз поможет партнерам возить товар из китая

Параллельно в соседней аудитории на тему организации логистики в текущих условиях рассуждали директор департамента развития внешней логистики ПАО «КАМАЗ» Дмитрий Филиппов и директор компании «Логикам» Фарит Юнусов.

Они уверяли, что сейчас самое время начать сотрудничать и пользоваться возможностями, которыми уже обладает КАМАЗ. К ним, в частности, можно отнести, например, прямой поезд из 50 контейнеров, который два раза в месяц приезжает в Нижнекамск из Китая.

«Поезд интересен тем, что ПАО „КАМАЗ“ не заполняет все 50 контейнеров на 100 процентов, так что оставшуюся часть могут занимать сборные грузы», — добавил начальник отдела внешней транспортной логистики Денис Павлов. По его словам, транспортировку одного-двух контейнеров сложно оперативно организовать, тогда как кооперационная логистика дешевле и работает без сбоев:

Еще один вариант доставки необходимых комплектующих от восточных коллег — морские перевозки. В частности, Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока. «Им выгодно загрузить контейнеры, которые возвращаются в Россию. Они готовы работать в ноль, лишь бы не ехать пустыми», — пояснил спикер.

Прорабатываются и варианты авиаперевозок. Сейчас на стадии согласования договор с несколькими авиакомпаниями, которые работают на грузовых самолетах Ил-76 и готовы летать в Китай и Индию. Также присутствующих бизнесменов заинтересовали варианты размещения небольших грузов в контейнерах.

Денис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из ВладивостокаДенис Павлов рассказал, что у КАМАЗа есть выход на компанию «Модуль», которая возит грузы в сторону Китая из Владивостока

Директор компании «Логикам» (дочернего предприятия КИП «Мастер») Юнусов рассказал, что на их складском комплексе автоматизирована система управления, что позволяет оперативно комплектовать и отгружать продукцию. Имеется склад временного хранения в аэропорту Бегишево.

На территории КИП «Мастер» для импортеров есть складской терминал, куда грузы поступают в контейнерах, и прямо на месте осуществляется таможенная очистка товара, там же происходит процесс декларирования и далее погрузчики перевозят грузы в рублевую зону. «Все под одной крышей, никакого дополнительного транспорта — экономический эффект налицо», — поделился Юнусов.

«Наши двери всегда открыты для поставщиков. Понятно, что у КАМАЗа есть свои процедуры. Сейчас нам необходимо более оперативно решать все эти вопросы, что мы в принципе и делаем, — подвел итоги мероприятия Ибрагимов. — При этом никто не отменяет процедурные моменты и не снимает вопросы качества продукции».

Китай поможет или помешает

В то же время Константин Закурдаев предполагает, что на китайское замещение компонентов особо рассчитывать не стоит, поскольку нельзя исключать, что производители из КНР откажутся от поставок, опасаясь вторичных санкций.

Кроме того, китайские грузовики могут зайти в освободившиеся после ухода европейских марок ниши. Например, в сегмент магистральных тягачей. КамАЗы же, по мнению Закурдаева, не смогут конкурировать на этом рынке, так как подходящие машины отсутствуют среди поколения К3.

На самом деле на камазе нет никакой трехдневки. сотрудники продолжают трудиться в штатном режиме

Как стало известно «БИЗНЕС Online», новый график кардинально не сказался на быте заводчан. Люди так же продолжают трудиться в штатном, пятидневном режиме. Эту информацию нашему изданию подтвердили два независимых источника. Зарплату сотрудникам предприятия за первые три дня платит КАМАЗ, а за четверг и пятницу — центр занятости населения, куда они временно трудоустроены.

Оплата за эти дни идет по ставке операторов ЭВМ. Судя по информации на официальном сайте автогиганта, оператор ЭВМ в месяц может получить от 16 тыс. до 18 тыс. рублей (получается 800–900 рублей за смену). Возможно, теперь сумма немного выросла, учитывая, что с мая КАМАЗ на 5,2% поднял тарифы и оклады своих сотрудников.

По нашим данным, трехдневная занятость части персонала завода продлится минимум до июля. Дальнейшие решения будут приниматься с учетом складывающейся ситуации. Изменения не отразились на топ-менеджерах завода, однако затронули среднее звено.

«В итоге от этой истории камазовцы немного теряют в деньгах. Особенно это касается начальства. Например, начальник бюро почувствует разницу в зарплате, — говорят источники издания, близко знакомые с ситуацией. — С другой стороны, начальник бюро мог, например, сидеть на 2/3 зарплаты. Но через трудоустройство в центре занятости зарплата получается все равно больше, чем эти самые 2/3».

Иными словами, таким образом автогигант вписывается в требования для получения федеральных мер поддержки, о которых минтруд объявил в марте этого года. Государство отныне, напомним, субсидирует компаниям в простое оплату временных работ сотрудникам в размере одного минимального размера оплаты труда (МРОТ) на человека.

Напомним, в начале мая центр занятости Челнов получил 584 млн рублей по программе дополнительных мероприятий по обеспечению занятости работников предприятий, которые находятся в простое или режиме неполного рабочего дня. 392 млн рублей из этой суммы предназначено для организации временных работ, 192 млн — на обучение.

В 2008 году объемы производства и доходы автогиганта упали в два раза, а по итогам 2009 года они составили, 45,4% и 46,8% соответственно, по отношению к 2008 годуВ 2008 году объемы производства и доходы автогиганта упали в 2 раза, а по итогам 2009-го они составили 45,4% и 46,8% соответственно по отношению к 2008-му

Промышленные гиганты татарстана собрались в челнах в надежде найти альтернативу импорту

Представители более 200 компаний из 14 регионов России собрались накануне в Набережных Челнах, чтобы предложить свою продукцию промышленным гигантам Татарстана — КАМАЗу, Казанскому вертолетному заводу, «Татнефти», «ТаграСу» и РИАТу. Потенциальные поставщики выстраивались в очередь к ответственным представителям чтобы детально обсудить варианты сотрудничества. Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ.

На стойке регистрации при входе в здание вуза девушки строго-настрого предупреждали, что делать фото и видео во время выступления представителей КАМАЗа запрещено. Да и сами автозаводцы предпочитали утаивать кое-какие детали: «По понятным причинам информационного поля ничего транслировать не будем. Вы же понимаете, в какое время мы живем», — разводили они руками.

В итоге на понимание собравшихся полагаться все равно не стали, поэтому заместитель Сергея Когогина по закупкам Равиль Ибрагимов выступил без заранее подготовленной презентации. Он напомнил, что выпуск машин поколения К4 — совместной разработки с Daimler — доживает последние дни.

Чего же конкретно сегодня не хватает автогиганту? «Для производства двигателей нужны новые топливные системы, турбокомпрессоры, жаропрочные коллекторы, алюминиевое литье, хомуты, клапаны, системы фильтрации масла и топлива. Иными словами, необходимо все то, что у нас закупалось из-за рубежа, в частности в европейских странах, — пояснил Ибрагимов.

— То же самое по двигателям Cummins, которые продолжат выпускаться с учетом импортозамещения на территории ПАО „КАМАЗ“. Это касается и деталей коробки передач ZF, которые также будут выпускать с учетом импортозамещения на базе нашего совместного с немцами предприятия».

Переговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗПереговоры велись в пяти аудиториях инжинирингового центра НЧИ КФУ, три из которых, что характерно, занял КАМАЗ

Для экстерьера современных кабин К5 требуются различные пластиковые позиции. Для интерьера необходимы система термо- и шумоизоляции, заглушки, датчики, стеклоподъемники и замки для дверей. На производство шасси ищут электронику, системы очистки воздуха, фильтрации, гидравлические, тормозные системы.

«Для проекта коммерческих грузовиков „Компас“ номенклатура шире. Здесь сиденья, термоизоляция, ковры, системы кондиционирования, подогреватели, топливные баки, рессоры, амортизаторы. Также это касается всевозможных вентилей, тройников, фитингов по газовому оборудованию и сжиженной криогенной системы», — бесконечно продолжал перечислять позиции выступающий. В какой-то момент в зале начали перешептываться молодые люди: «У них там вообще хоть что-то свое было?!»

Специалисты отдела непроизводственных закупок КАМАЗа тоже в поисках замены импортным материалам: «Нас особенно интересует литейное производство, всевозможные газификаторы, добавки, смолы, связующие, огнеупоры и так далее. Нам интересны и лакокрасочная продукция, масла, инструменты и все, что завозилось из-за границы».

Наиль Гумеров: «Мы должны понимать что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у нее структура»Наиль Гумеров: «Мы должны понимать, что за предприятие хочет с нами сотрудничать, какая у него структура»

Ранее камаз несколько раз переходил на трехдневку. отчасти из-за этого в челнах развили тосэр

Это не первый случай, когда КАМАЗ по тем или иным причинам переходит в режим неполной рабочей недели. Например, сократить трудовую неделю пришлось после событий 2008 года. Мировой финансовый кризис тогда не обошел стороной и КАМАЗ.

«Если в России и Татарстане ситуация плохая, то в Набережных Челнах она, не побоюсь этого слова, катастрофическая», — не скрывал положения дел в беседе с «БИЗНЕС Online» на тот момент мэр Челнов Ильдар Халиков. Уже в самом начале кризиса объемы производства и доходы автогиганта упали в 2 раза, а по итогам 2009 года они составили 45,4% и 46,8% соответственно по отношению к 2008-му.

Исполнительный директор КАМАЗа Юрий Клочков в интервью корпоративной газете завода рассказывал, что на фоне такого резкого падения объемов автогигант был вынужден ввести неполную рабочую неделю. Но и в этом предприятие пыталось найти нотки оптимизма:

«Вынужденный и не слишком плотный график работы позволяет нам сделать очень многое для того, чтобы потом, когда будет восстановлен нормальный рабочий график, мы работали уже на совершенно другом уровне, — говорил Клочков. — Кризис мы переживем. Сделаем все, чтобы трудовые коллективы КАМАЗа дошли до этих дней без потерь».

В последующие годы КАМАЗ постепенно поднимался с колен, наращивая объемы выпущенных грузовиков. В 2022-м завод выпустил свыше 48 тыс. машин, постепенно восстанавливая докризисные показатели. Но присоединение Крыма к России и последовавшие следом санкции снова ударили по экономике автогиганта.

Тогда Афанасьев также объяснял, что, несмотря на приказ, решение о режиме работы принималось заводами самостоятельно. «Например, на кузнечном заводе действует пятидневка. Потому что у них много производимой продукции диверсификации, которая идет не только на КАМАЗ.

Зачем им работать по трехдневке, если они загружены заказами?! — отмечал руководитель пресс-службы автогиганта. — То же самое по литейному заводу. У нас процентов 35–40 сотрудников в эти дни работают по обычному графику, а трехдневка в основном вводится в отношении 99 процентов офисного персонала, поскольку они ничего не производят, и подразделений, у которых нет заказов. Как правило, это финишное производство и завод двигателей».

В последний раз трехдневка на КАМАЗе могла вернуться в ковидный 2020-й, но тогда, несмотря на приказ, к этой мерой все же не воспользовалисьВ последний раз трехдневка на КАМАЗе могла вернуться в ковидный 2020-й, но тогда, несмотря на приказ, этой мерой все же не воспользовались

В дни вынужденного простоя камазовцы также могли занять себя на временных работах, организованных компанией в целях сохранения персонала в кризис. Тогда речь шла о модернизации и усовершенствовании своих рабочих мест. «Есть, например, работы по облагораживанию территории.

Естественно, сейчас на улице никто не работает, все работают внутри помещений над улучшением условий труда. На временные работы заявились 19 тысяч человек. Каждый работник получает по 800 рублей в день. Оплата идет пока за счет собственных средств компании», — делился Афанасьев.

Простои градообразующего предприятия вынудили руководство города и республики искать пути решения. Полагаясь на один лишь КАМАЗ, власти понимали, что ставят под угрозу практически весь полумиллионный город. В итоге в 2022 году Челны получили статус ТОСЭРа, привлекли новые производства, среди которых, к примеру, завод китайской техники Haier.

«Когда я возглавил город в 2022 году, главный конвейер КАМАЗа работал два дня в неделю, — вспоминал тот период Наиль Магдеев в интервью „БИЗНЕС Online“. — Каково людям оказаться в такой ситуации, когда нет работы и доходов? Есть такая татарская пословица:

В следующий раз неполная рабочая неделя на КАМАЗ вернулась в ноябре 2022 года. Тогда отмечалось, что автогигант был вынужден перейти на трехдневку, чтобы сократить рост производства продукции и не допустить затоваривания складов и заморозки финансовых активов. Подчеркивалось, что приказ касался главным образом офисных сотрудников.

В последний раз трехдневка на КАМАЗе могла вернуться в ковидный 2020-й, но тогда, несмотря на приказ, этой мерой все же не воспользовались. «Трехдневная рабочая неделя в отношении персонала подразделений компании могла быть введена в связи со снижением спроса на автомобили в условиях распространения коронавируса», — сообщил завод в августе 2020 года.

Чем замещать импорт

В то же время локализовать все комплектующие вряд ли получится, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев:

— В России, к сожалению, все высокотехнологичные компоненты на 80–90% зависимы от импортных субкомпонентов либо от импортного сырья. Те же микросхемы практически все китайские, электронные блоки тоже импортного производства.

Бургазлиев считает, что КамАЗ в теории мог бы приобрести лицензию на производство одного из китайских дизелей в качестве альтернативы импортным моторам Cummins. По крайней мере, завод уже освоил производство среднетоннажного грузовика «Компас», основанного на китайском JAC.

В то же время он предупреждает: процесс импортозамещения не будет быстрым. Только на решение организационно-коммерческих вопросов уйдет в лучшем случае месяц–полтора.

— Пути обхода санкций есть. Нужна точная картина, что конкретно попало под санкции и на какой период. Сколько нужно сделать, чтобы мы смогли, и сколько это будет стоить, — считает Бургазлиев.

Оцените статью
Камаз