КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали Камаз

Гоночный камаз совершил круг почета по автодрому «нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «дакара» не намерен. пока не намерен.

Гоночный КамАЗ совершил круг почета по автодрому «Нюрбургринг», вызвав нешуточный переполох среди местных команд. Но участники трак-рейсинга могут спать спокойно: соревноваться c ними многократный триумфатор «Дакара» не намерен. Пока не намерен.

Фото автора

КамАЗ готовится к показательному выезду на «кольцо»

Популярность трак-рейсинга в Европе близка к популярности «Формулы-1», а немецкий этап FIA European Truck Racing Championship — ADAC Truck Grand Prix, проходящий на трассе «Нюрбургринг», считается одним из самых зрелищных. В этом году посмотреть на соревнования 1100-сильных грузовиков пришло около 175 тысяч зрителей.

У трак-рейсинговых и раллийных команд зачастую одни и те же партнеры и поставщики

В рамках шоу-программы Truck Grand Prix организаторы устроили парад грузовиков, участвующих в ралли-марафоне «Дакар». Два круга перед заполненными публикой трибунами проехали раллийные MAN, Tatra, Ginaf и автомобиль команды «КамАЗ-мастер» — боевой КамАЗ-4326 под управлением Эдуарда Николаева, победителя ралли «Дакар-2022» и призера «Дакар-2022».

Затем был очередной гоночный заезд, и основное внимание публики переключилось на дуэль лидеров чемпионата — немца Йохена Хана и испанца Антонио Альбасете. Чуть позже Йохен Хан, пилот команды Castrol Team Hahn Racing и триумфаторы «Дакара» встретились в шатре Castrol, сотрудничающей с обеими командами.

Владимир Губа, технический директор НП «КамАЗ–автоспорт»

Краткое отступление. История сотрудничества «КамАЗ-мастер» и Castrol началось в 1994 году. За прошедшие два десятилетия представители «синей армады» 12 раз завоевывали первое место в ралли «Дакар». Все это время в каждой гонке и в каждом автомобиле, включая машины сопровождения, непрерывно использовались моторные и трансмиссионное масла.

В команде особо подчеркивают, что при выборе поставщика на первом месте стояла не имиджевая составляющая, а именно высокие эксплуатационные свойства продукта. «Был у нас эпизод, когда одна известная компания предложила прорекламировать продукцию, которую мы не используем.

Пристальный интерес к гоночному грузовику — это просто любопытство?

Тем временем встреча двух команд в «кастроловском» шатре шла своим чередом. Коллегам-гонщикам, естественно, было о чем поговорить. Руководитель команды «КамАЗ-мастер» Владимир Чагин отметил, что кооперация между командами трак-рейсинговых и раллийных гонок будет расти, тем более что у грузовых команд, по сути, одни и те же партнеры и поставщики. А камазовские пилоты и конструкторы, несомненно, возьмут много полезного для дальнейшей работы.

Визит команды «КамАЗ-мастер» на Truck Grand Prix был приурочен к 20-летию сотрудничества с компанией Castrol

К слову, организаторы европейского первенства на грузовиках давно зазывают в «кольцо» КамАЗ, но тот возвращаться в трак-рейсинг не спешит. «Возвращаться?» — мы не ошиблись, фраза звучит именно так. Дело в том, что шоссейно-кольцевые гонки на Камском автозаводе были популярны еще в 1980-е годы, до появления команды, занимающейся внедорожной дисциплиной.

На заводе даже был построен специальный скоростной грузовик — КамАЗ-5425С. Одним из самых известных стартов этой машины считается гонка на Хунгароринге (Венгрия) в 1988 году. Тогда участие гонщиков из Набережных Челнов было инициировано внешнеторговой фирмой.

Камаз против всех, или новинки и рекорды в астраханских песках

Астраханский ралли-рейд «Золото Кагана» давно занимает особое место в программе чемпионата России. Трехдневная гонка на просторах Нижнего Поволжья уникальна своей трассой — таких жестких степных дорог и коварных песков не встретишь ни в одном другом регионе нашей страны. Да что там страны! Даже завсегдатаи Дакара и этапов Кубка мира признают, что астраханские спецучастки не уступают по сложности трассам крупнейших международных соревнований. Неслучайно сюда любит приезжать наша легендарная команда КАМАЗ-Мастер, чтобы протрясти новинки, опробовать в деле молодых членов экипажей и лучше подготовиться к главным стартам сезона. Не стал исключением и этот раз: «синяя армада» выставила на старт «Золота Кагана» сразу семь автомобилей! Когда такое было? А всего на трассу этапа чемпионата России из-под стен величественного астраханского кремля отправился 51 экипаж — рекорд по числу участников для национального первенства с 2022 года!

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

По доброй астраханской традиции сервисный парк ралли-рейда располагался прямо на набережной Волги в центре города

Жаль только, что реальных конкурентов у челнинцев в грузовом зачете в этот раз не оказалось. Заглянув в Астрахань на тренировку в марте и быстро выявив тут слабые места своего нового капотного грузовика, заводская команда МАЗа предпочла в апреле отправиться на ралли Марокко, где Сергей Вязович благополучно стал победителем в категории тяжеловесов. Но камазовцы недолго грустили (если вообще грустили) по поводу отсутствия в Астрахани закадычных соперников из Беларуси. Ведь состав «синей армады» настолько ровный, что выиграть сегодня может любой из пятерки заводчан — Эдуард Николаев, Андрей Каргинов, Дмитрий Сотников, Антон Шибалов или Айрат Мардеев. В этой гонке первая четверка из них пилотировала грузовики КАМАЗ-43509 с 13-литровыми двигателями Cummins, уже прошедшие в январе горнило южноамериканского Дакара. Ну а Мардеев оседлал машину капотной компоновки, которую челнинская команда рассматривает в качестве одной из перспектив на будущее. У этого грузовика лучше развесовка, да и с точки зрения комфорта экипажа он более хорош по сравнению с бескапотными 980-сильными КАМАЗами.

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Оставшиеся две машины «синей армады» тоже пилотировали незаурядные гонщики. Официальный спикер Газпрома Сергей Куприянов вновь вывел на старт газодизельный КАМАЗ-4326, а для 16-кратного чемпиона России по ралли, трековым и кольцевым гонкам Сергея Успенского выступление на грузовике стало своеобразным подарком на 60-летие. Забегая вперед, скажу, что столичный ветеран благополучно завершил гонку 12-м в общем зачете, а вот Куприянов сошел во второй день из-за поломки коробки передач и с 35-часовым штрафом за отсутствие финиша на спецучастке оказался в самом «подвале» финишного протокола.

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Сергей Куприянов (справа) осматривает коробку передач, которая подвела его во второй день соревнований

Ну а что же главные силы «синей армады»? Помимо борьбы между собой, камазовцы нашли себе в Астрахани отличного спарринг-партнера в лице обладателя Кубка мира в «легковом» зачете Владимира Васильева. Петербуржец несколько лет не выступал на «Золоте Кагана», а тут решил воспользоваться паузой в международной программе из-за отмены майского ралли-рейда в Туркмении, приехал в Астрахань на топовом дизельном прототипе Mini Cooper Countryman и… сильно удивился! «Больше всего поразила сумасшедшая скорость КАМАЗов! — рассказывал Васильев, еле-еле унесший ноги от «синей армады». — Не знаю, что они сделали со своими машинами, но раньше грузовики так быстро не ездили. В последний раз, когда мы соревновались в Астрахани, я выиграл ту гонку, а позади меня, вторым, был как раз КАМАЗ, но только с отставанием в 27 минут!»

Любопытно, что на этой гонке Васильев не смог выиграть у пилотов грузовиков ни одного спецучастка: сильнейшим на прологе оказался Эдуард Николаев, во второй день отличился Айрат Мардеев, а в третий не было равных Дмитрию Сотникову. Однако по сумме трех СУ экипаж Mini за счет лучшего сочетания скорости, точности и стабильности все же оказался впереди. Хотя отрыв Васильева от КАМАЗов действительно был по ралли-рейдовым меркам мизерным: минута и 36 секунд от ставшего вторым Николаева и 1.48 — от замкнувшего тройку быстрейших Сотникова. А ведь Эдуард при этом заканчивал соревнования со сломанной рессорой!

Другие наши пилоты, а также гости из Беларуси, Финляндии и Туркмении, принимавшие участие в «легковом» зачете, поддержать темп камазовцев оказались не в состоянии. А еще нужно отметить, что у заводской дружины из Набережных Челнов, похоже, образуется своеобразная «скамейка запасных». Игорь Чагин, сын многократного победителя Дакара Владимира Чагина, очень быстро осваивается в мире ралли-рейдов за рулем легкого полноприводного мотовездехода Can-Am Maverick X3 с литровым турбодвигателем. В Астрахани Игорь показал лучшее время среди полутора десятков гонщиков на технике SSV, а на прологе Чагин-младший и вовсе уступил только Эдуарду Николаеву!

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Фамилия Игоря Чагина первый раз появилась в официальных протоколах — до этого сын руководителя камазовской команды выступал на SSV под псевдонимом

Впрочем, интересные новости на «Золоте Кагана» были не только у «синей армады». Другая наша заводская команда, ГАЗ-Рейд-Спорт, выставила на старт обновленные полноприводные Газели Next. Причем только внешним видом (теперь эти машины, оснащенные турбодизелями Cummins ISF 2.8, больше напоминают не фургоны, а пикапы) дело не обошлось: на автомобиле Михаила Расторгуева была впервые установлена длинноходная пружинная подвеска на А-образных рычагах! Правда, справедливости ради отметим, что лучшего результата, несмотря на проблемы с трансмиссией, добились все же гонщики на Газелях с рессорами — челябинец Алексей Игнатов и ростовчанин Евгений Суховенко уступили в зачете Рейд-Спорт только реактивному финну Тапио Лауронену, который выступал на более мощном бензиновом Mitsubishi Pajero.

Главной новинкой в самом многочисленном «серийном» зачете Т2 стали пикапы Foton Tunland, подготовленные нижегородской командой ISF Racing. Эти машины были оснащены такими же китайскими 2,8-литровыми турбомоторами Cummins, что и Газели, а за руль «азиатов» сели наши быстрые раллисты Александр Русанов и Александр Зайцев. Старт в Астрахани для ISF Racing стал первым шагом на пути к участию в июльском ралли-марафоне «Шелковый путь», который в этом году, напомню, пройдет через Сибирь, Монголию и Китай. Так что за призовыми местами пилоты Фотонов не гнались — их главной целью было выявить слабые места и детские болезни пикапов. Тем не менее после трех дней испытаний астраханской «долбежкой» Русанов оказался в шаге от подиума, уступив в зачете Т2 только действующему чемпиону России Богдану Вавренюку на УАЗе Карго, гостю из Туркменистана Мердану Тойлыеву на внедорожнике Nissan Patrol и еще одному пилоту на ульяновской технике, Михаилу Алтухову.

Правда, в Т2 оказался и самый большой падеж железных коней. Только в стане претендентов на призы на финише недосчитались белгородца Максима Кирпилева (на его Porsche Cayenne перегрелась коробка передач), Леонида Петрова (Nissan Patrol москвича подкосила поломка двигателя) и его землячки Анастасии Нифонтовой, которую подвела турбина Тойоты LC 200. А вот другая представительница прекрасной половины человечества, стартовавшая в Астрахани на внедорожнике, Татьяна Елисеева, преодолела всю дистанцию за рулем Mitsubishi Pajero и заняла, несмотря на проблемы с техникой, 19-е место из 35 возможных.

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Foton Tunland — новое слово в российских ралли-рейдах

Напоследок — об участниках в зачете Т3, где стартуют легкие мотовездеходы, подготовленные по требованиям Международной автомобильной федерации. Таких относительно доступных, но в то же время очень быстрых машин во всем мире становится все больше. И Россия не исключение. Если в прошлом сезоне в категории Т3 чемпионата страны соревновалось лишь пять экипажей, то в Астрахани на старт вышло уже девять дуэтов на технике от BRP и Ямахи! Быстрейшим из них оказался экипаж москвича Федора Воробьева, который совмещает старты в Кубке мира с участием в российских соревнованиях. Борьба в Т3 оказалась очень плотной: уралец Алексей Шмотьев уступил Воробьеву после 570 «боевых» километров меньше трех минут! А третьим, что интересно, финишировал Александр Потапов из Подмосковья, который дебютировал за рулем мотовездехода Can-Am Maverick X3 после успешных выступлений на Ниве, Газели и УАЗе.

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

В Кубке мира по ралли-рейдам Федор Воробьев и Кирилл Шубин пока идут вторыми, уступая в категории Т3 лишь экипажу бразильца Рейнальдо Варелы

Следующий этап чемпионата страны по ралли-рейдам запланирован на конец лета. А пока в календаре отечественных покорителей бездорожья значится этап Кубка мира в Казахстане и несколько гонок Кубка России, ближайшая из которых пройдет 18—19 мая в Тольятти.

КамАЗ на «Нюрбургринге»: как русские немцев напугали

Ралли-рейд «Золото Кагана»
Чемпионат России
Астрахань, 25—27 апреля
Стартовал 51 экипаж, классифицировано 35
Общая итоговая классификация:

Положение в абсолютном зачете чемпионата России среди пилотов

Необычный «дакар»

Победителем ралли-рейда в самом престижном классе внедорожников стал француз Стефан Петерансель. Для него этот «Золотой бедуин» — четырнадцатый с 1991 года (правда, поначалу Стефан выступал в зачете мотоциклов). Француз лидировал почти всю гонку, а его главные конкуренты — катарец Нассер Аль-Аттия и испанец Карлос Сайнс-старший — довольствовались лишь нижними ступеньками подиума.

Яркой получалась концовка гонки для российского пилота Владимира Васильева. Наш пилот и его украинский штурман Дмитрий Цыро на заключительном спецучастке оказались быстрее своих соперников по борьбе за шестое место, но в общем зачете не добрали до Халида Аль-Кассими из ОАЭ минуту с небольшим.

Однако затем комиссары гонки добавили к результату Аль-Кассими пятиминутную пенализацию, которая была получена этим пилотом на одном из предыдущих этапов. Благодаря такому решению экипаж Владимира Васильева поднялся на одну позицию вверх, завершив марафон на шестом месте.

Для нашего гонщика, который проехал «Дакар» в шестой раз, это один из лучших результатов — до повторения личного рекорда (пятое место в 2022 году) Владимиру не хватило 12 минут. После 8 тыс. изнурительных километров и 17 пробитых колес это ничтожная цифра. Напомним, что в конце прошлого года Васильев стал победителем Кубка мира по бахам.

— У нас был хороший финишный спецучасток, — сообщил Владимир Васильев «Известиям». — Снова мешали камни, но это был тот случай, когда мы проезжали трудные участки, лишь слегка сбавив скорость. Прошли и дюны, и скоростные дорожки — всё, что встретилось на «Дакаре» этого года.

Мне понравился нынешний марафон. Организаторы — молодцы, сделали невозможное. Мне вообще понравилось в Саудовской Аравии, здесь можно провести много соревнований. «Дакар» был непростым: часто трасса проходила сплошь по каменистым плато или руслам пересохших рек.

Там было мало спорта — больше рассчитывали на удачу, что не порежем колеса. Больше всего запомнится 11-й спецучасток: полтысячи километров непростой скоростной дистанции. Этот «Дакар» был необычным. А уже послезавтра мы будем в России. Жду всех в гости 4 февраля на первый этап Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес»!

Что касается нашего мотогонщика Сергея Карякина, то победитель «Дакара-2022» до девятого этапа был в топ-5 в зачете Т4. Но технические проблемы отбросили уральский экипаж на 28-е место. После этого даже победа на одном из этапов не сумела вернуть Карякина в число претендентов на подиум.

Это вдвойне обидно, поскольку Сергей, для которого это уже седьмой марафон, нашел деньги на участие в нынешнем рейде буквально в последний день подачи заявок. При этом спортсмен и его штурман Антон Власюк не унывают. «Пусть в этом году мы не смогли подняться на подиум, но мы приложим максимум усилий, чтобы сделать это в следующем. Впереди нас ждет много работы», — написал Карякин в соцсетях.

Финиш омрачила трагедия

Последний день «Дакара» принес печальную новость — от травм, полученных на седьмом этапе, скончался 52-летний французский мотогонщик Пьер Шерпен. После аварии на трассе он несколько дней находился в коме, и врачам не удалось спасти спортсмена.

Увы, подобные истории на самом престижном ралли-рейде случаются почти ежегодно, несмотря на повышенные меры безопасности. Риск во время бешеных гонок по бездорожью в пустыне слишком велик, особенно для мотоциклистов. В этой самой опасной категории на сей раз впервые в истории выиграл аргентинец Кевин Бенавидес — в 2022-м он стал серебряным призером, но тогда «Дакар» еще проходил в Южной Америке.

Для российских болельщиков главный итог — заслуженная победа «КамАЗов». Наши грузовики выиграли раллийный марафон пятый раз подряд и 18-й в истории. При этом для пилота Дмитрия Сотникова это первый подобный успех в карьере. В итоговом зачете машина победителя на 40 минут опередила еще одного камазовца — Антона Шибалова.

Тройку лидеров с отставанием замкнул третий россиянин — Айрат Мардеев. Тройная победа нашей команды была во многом ожидаема после того, как с гонки на пятом этапе сошел их главный конкурент — белорус Сергей Вязович на «МАЗе». На заключительных отрезках марафона нервы россиянам немного потрепал чех Мартин Мацик, но запас прочности у чалнинцев был слишком велик.

— У меня просто нет слов — одни эмоции, — рассказал после финиша победитель Дмитрий Сотников. — Даже не верится пока, что мы выиграли. Мы несколько лет шли к этой победе, постепенно приближались к ней. И сейчас я очень счастлив, горжусь всеми ребятами.

Это что-то фантастическое и невероятное, наш экипаж и вся команда проделали очень тяжелую работу, чтобы оказаться на первом месте. Рад, что «КАМАЗ-мастер» занял все три призовых места на этом «Дакаре». В этот успех вложено много труда и пота. Это не только борьба на трассе, а еще и самоотверженная работа команды ассистанс.

Оцените статью
Камаз