«КАМАЗ» на пути цифровизации

«КАМАЗ» на пути цифровизации Камаз

Основные сведения

Группа компаний «КАМАЗ» – крупнейшая автомобильная корпорация Российской Федерации. Входит в 20-ку ведущих мировых производителей тяжёлых грузовых автомобилей, по итогам 2020 года занимает 14-е место в мире по объёму производства тяжёлых грузовиков полной массой более 16 тонн и 20-е место в мировом рейтинге производителей грузовиков полной массой от 6 тонн по итогам 2021 года.

Производственные мощности составляют 71 тысячу автомобилей в год. Около 2,3 млн. машин сошли с конвейера за всё время работы предприятия.


Входит в Госкорпорацию Ростех. 

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд рублей. Самые крупные пакеты акций принадлежат государству и коммерческим банкам. 

Единый производственный комплекс группы организаций ПАО «КАМАЗ» охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения.

В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. На набережночелнинской промышленной площадке расположены: литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АВЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ)

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» объединяет более 100 компаний на территории России, СНГ и дальнего зарубежья.

Среднесписочная численность персонала по группе технологической цепочки ПАО «КАМАЗ» за 1 квартал 2022 г. составляет 31 931 человек.

Всего за 2021 год выпущено 44 136 единиц, что на 18 % больше, чем годом ранее (АППГ – 37 345 ед.). В марте 2022 года выпущено 4 023 машкомплекта (АППГ – 4 347 ед., -7,5 %). Показатель за первые три месяца года составил 11 398 ед., что на 16 процентов больше, чем в прошлом году (АППГ – 9 796 ед.).

Также за 2021 год изготовлено 47 949 двигателей и силовых агрегатов (АППГ – 40 848 ед., 17 %). Завод двигателей и СП «КАММИНЗ КАМА» в общей сложности выпустили и поставили своим потребителям 4 267 двигателей и силовых агрегатов в марте и 12 436 – за весь первый квартал 2022 г. (АППГ – 4 682 (-9 %) и 10 803 ед. ( 15 %) соответственно).

Запасных частей к автомобилям КАМАЗ за 2021 год отгружено на сумму 30,7 млрд руб. (АППГ – 25,04 млрд рублей, 22,6 %), а в марте 2022 года – на сумму 3,25 млрд руб., с начала года – 7,89 млрд рублей (АППГ – 2,98 млрд ( 9 %) и 6,71 млрд рублей ( 16 %) соответственно).

Консолидированная выручка группы организаций ПАО «КАМАЗ» по итогам 2021 года составила 271 822 млн рублей (по МСФО), превысив уровень прошлого года на 25 %. Чистая прибыль по итогам 2021 года составила 4 633 млн рублей. Существенные темпы роста выручки обусловлены увеличением продаж грузовых автомобилей на внутреннем рынке, устойчивым спросом на первую модель новейшей линейки автомобилей К5 – КАМАЗ-54901 и увеличением объёмов реализации пассажирского транспорта (автобусы, электробусы).

Группа организаций ПАО «КАМАЗ» продемонстрировала положительный операционный денежный поток в сумме 4 621 млн руб., что, в том числе, позволяет осуществлять программы реинжиниринга производства и развития нового модельного ряда. Инвестиции в модернизацию и освоение новых технологий составили 17 млрд. рублей или 6 % от выручки.


Доля ПАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн остаётся стабильно высокой и составила 47 % по итогам 1-го полугодия 2022 года.

«камаз» готовится запустить первые российские автономные горные самосвалы

«КАМАЗ» на пути цифровизации

ПАО «КАМАЗ» и ГК «Цифра» заключили соглашение о сотрудничестве, в рамках которого планируется дополнить роботизированные горные самосвалы отечественной системой диспетчеризации автономной техники, что станет последним этапом работ перед запуском первых российских автономных карьерных самосвалов КАМАЗ на горных предприятиях.

Соглашение подписано на конференции «ЦИПР-2022» в Нижнем Новгороде. Подписи под документом поставили директор по цифровой трансформации ПАО «КАМАЗ» Эльдар Шавалиев и генеральный директор ГК «Цифра» Игорь Богачёв.

Стороны договорились обмениваться опытом для наращивания компетенций и с точки зрения эксплуатации автономной техники, и с точки зрения управления производством. Кроме того, ПАО «КАМАЗ» и ГК «Цифра» будут обмениваться практиками для эффективной реализации задач и формирования стратегий развития горной отрасли, а также проводить совместные семинары, конференции для получения качественной экспертизы при реализации проектов.

Компании намерены продвигать беспилотные технологии на внутреннем рынке, а также выйти на рынки стран БРИКС и СНГ, которые уже проявили интерес к горным российским беспилотникам. Несколько предприятий угольной отрасли уже выразили свою готовность стать площадкой для тестирования и эксплуатации большегрузных карьерных самосвалов.

«У нас формируется конкурентоспособный продукт, спрос на который будет только расти. Мы намерены и дальше развивать это перспективное направление и будем расширять предложения беспилотной техники на другие отрасли», – прокомментировал генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

«К концу года у нас будет адаптированная под самосвалы КАМАЗ и протестированная система управления горным производством, которая позволяет эффективно управлять парком автономной техники на предприятии. После её интеграции КАМАЗы будут развёрнуты в полевых условиях потенциальных заказчиков, где мы будем «обкатывать» надёжность и эффективность наших технологий», – рассказал генеральный директор ГК «Цифра» Игорь Богачёв.

«камаз» на пути цифровизации

«КАМАЗ» на пути цифровизации

На «КАМАЗе» создаются цифровые логистические модели конвейера, соответствующие оптимальным темпам производства и параметрам, загруженным в программный продукт.

Первый опыт цифрового моделирования логисты приобрели на площадке сборки силовых агрегатов V8 завода двигателей. Изменения коснулись работы сборочных линий, расстановки стеллажей, поставки необходимых комплектующих.

«Самое главное – выравнивание процесса сборки, – подчеркнула замдиректора логистического центра по развитию Светлана Романова.Нужно было так организовать процесс, чтобы рабочий не тратил ни одной лишней секунды на перемещения, не отвлекался от своей основной функции на поиск деталей».

В первую очередь логисты рекомендовали изменить условия труда. За счёт оптимальной расстановки тар была улучшена эргономика на пяти позициях конвейера. Цифровая модель выявила участки линии с загрузкой слесарей более 90%. Чтобы повысить качество сборки, необходимо было снизить нагрузку, а значит, и утомляемость работников.

Значительно уменьшить потери времени позволило изменение расстановки тар на 15 позициях сборки конвейера. На 24 позициях появились шкафы с рольставнями, позволяющие надёжно и быстро закрыть «витрины» с инструментом и мелкими комплектующими (раньше рабочим приходилось тратить много времени на то, чтобы убрать их из поля зрения). В 2022 году появится ещё 20 таких мини-кладовых.

«В результате преобразований наметился устойчивый курс на снижение уровня дефектности – по сравнению с 2022 годом, она уменьшилась в пять раз. Об улучшении организации производства свидетельствует и другой показатель – снижение в десятки раз сверхурочных часов», – поделился первыми успехами начальник цеха сборки двигателей Евгений Колотовченко.

С помощью цифровой модели процесса обеспечения линии сборки двигателей Р6 были найдены оптимальные решения, которые позволили ещё на этапе проектирования логистики пересмотреть стратегию поставки деталей, реестры для закупки логистического оборудования, расстановку систем хранения комплектующих. Для выравнивания загрузки рабочих на конвейере была перераспределена номенклатура между технологическими операциями, а подсборочные операции вынесены за линию. Логисты определили лучшее расположение этих участков. Есть и другие итоги – оптимальное расположение стеллажей на сборочных операциях, наиболее удобная расстановка тары на полках.

Благодаря цифровым решениям удалось значительно сократить затраты. Потребность в стеллажах уменьшилась на 20%. Доля деталей, вывозимых на конвейер по технологии канбан, увеличена на 35%, а в общем потоке она составляет почти 70% от всей номенклатуры для сборки Р6. Это лучший показатель среди всех сборочных производств «КАМАЗа», сопоставимый с показателями в обеспечении сборок на зарубежных автозаводах. Количество деталей, вывозимых на конвейер в таре поставщика (их не нужно перекладывать и пересчитывать), увеличено почти втрое. При выходе конвейера сборки двигателей Р6 на проектную мощность средняя загрузка сборщиков составит 87%.

Сейчас в зоне внимания логистов – и автомобильный завод. Уже построена имитационная модель участка сборки кабин перспективного модельного ряда, идёт сбор данных по номенклатуре и хронометражу сборки кабины для К5.

«камаз-мастер»

Команде «КАМАЗ-мастер» в 2021 году исполнилось тридцать три года. Сегодня это по-прежнему единственная в России заводская команда, успешно представляющая страну в мировом автоспорте. Является многократным призёром и девятнадцатикратным победителем супермарафона «Дакар», занимает лидирующее место в мировом рейтинге автомобильных команд.

В составе команды «КАМАЗ-мастер», полностью сформированной из камазовских спортсменов, пять обладателей Кубка мира, 16 мастеров спорта международного класса, 12 заслуженных мастеров спорта России, 16 мастеров спорта. Руководитель коллектива – семикратный победитель ралли «Дакар», мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России Владимир Чагин. Спортивные победы на «Дакарах» «КАМАЗ» уверенно конвертирует в свои бизнес-успехи.

Главные события 2021 года

Начало года было ознаменовано триумфом команды «КАМАЗ-мастер»: экипажи Дмитрия Сотникова, Антона Шибалова и Айрата Мардеева заняли три первых места в зачёте грузовиков на ралли «Дакар-2021». Таким образом, команда стала 18-кратным победителем сложнейшего международного ралли-марафона.

В 2021 году «КАМАЗ» вывел на рынок новые модели автомобилей поколения К5 – магистральный тягач КАМАЗ-65659 и два самосвала – КАМАЗ-65951 (8х4) и КАМАЗ-65952 (6х6), предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов. Также на выставке MiningWorld Russia-2021 был презентован самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 т, грузоподъёмностью 65 т.

Изготовлены опытные образцы газовых двигателей Р6 и автомобилей (магистральные тягачи КАМАЗ-54901). Магистральные тягачи КАМАЗ-54901 укомплектованы криогенными баками для хранения сжиженного природного газа (СПГ), что обеспечивает достаточно большой запас хода.

Основным достижением в развитии дизельного двигателя КАМАЗ Р6 является разработка версии с рабочим объемом 13 литров.

Кроме того, в 2021 году «КАМАЗ» представил новинки в линейке городского пассажирского электротранспорта: сочленённый низкопольный электробус особо большого класса (гармошка) и троллейбус КАМАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом.


В апреле 2021 г. состоялось открытие сборочного (финишного) производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве. Уже в июне первые собранные на СВАРЗе экземпляры вышли на столичные маршруты.

В мае 2021 г. «КАМАЗ» заключил очередной контракт на поставку почти пятисот городских низкопольных автобусов НЕФАЗ-5299-40-52 для нужд ГУП «Мосгортранс». Кроме того, компания заключила четвёртый по счёту контракт на поставку 350 электробусов КАМАЗ-6282 в Москву. В рамках этого договора впервые были поставлены электробусы, собранные непосредственно в российской столице.

В июне в присутствии премьер-министра Татарстана Алексея Песошина и членов Совета директоров «КАМАЗа» на прессово-рамном заводе состоялся запуск нового производства рам. До конца года здесь будет освоено производство рам для автомобилей поколения К5, после 2021 года предполагается освоение рам для поколения К4, позже новая технология будет применена в производстве рам поколения К3. Мощность производства – 65 000 рам в год.

Реализована новая система подготовки квалифицированного персонала, соответствующая мировому уровню. Обучение выведено из производственных процессов, принципиальные виды подготовки рабочих сконцентрированы на новых корпоративных учебных площадках – в МЦПК (Многофункциональном центре прикладных квалификаций машиностроения)

В 2021 году инженеры «КАМАЗа» приступили к разработке автотехники, работающей на водороде. Первые результаты работы были презентованы в рамках выставки Comtrans 2021 в Москве. «КАМАЗ» представил широкой публике свой первый водоробус КАМАЗ-6290. Кроме того, совместно с компанией GreenGT автогигант продемонстрировал 44-тонный прототип грузовика с системой водородных топливных элементов мощностью 170 кВт с двумя батареями по 85 кВт.

Помимо этого впервые был показан уникальный шарнирно-сочленённый самосвал КАМАЗ-6561 (Геркулес), предназначенный для карьерных работ в автономном режиме. Ещё одной яркой новинкой и одним из самых привлекательных экспонатов, представленных «КАМАЗом» на выставке Comtrans 2021, стал грузовик поколения К6 – КАМАЗ-54907 (CONTINENT).

Камаз будущего: как знаменитые грузовики могут выглядеть совсем скоро

Дальнобойный концептуальный тягач КамАЗ с полуприцепом.

Артем Трофименко, молодой российский дизайнер, спроектировал облик грузовика КамАЗ нового поколения. Получилась машина футуристичного дизайна с угловатой формой кабины и кузова. Ряд дизайнерских и технических решений концепции можно назвать революционными.

Сложно говорить об аэродинамике, когда весь автомобиль угловатый и по форме напоминает куб.

Автомобиль КамАЗ Vision привлекает необычным внешним видом. Машина своим черным цветом и острыми формами вызывает ассоциации с самолетом «стелс». Многим она напоминает робота-десептикона из фильма «Трансформеры».

Большая «стеклянная» кабина концепта КамАЗ Vision.

Следующее, что бросается в глаза при знакомстве с автомобилем — его «стеклянная» кабина с большой панорамной крышей.

Панорамная крыша привлекает внимание еще издалека.

Огромная фальшрадиаторная решетка, камеры заднего вида и неоновые фары концептуального грузовика КамАЗ Vision.

В машине отсутствуют зеркала заднего вида. Вместо них установлены электронные камеры заднего вида, передающие сигнал на дисплей перед водителем.

Водительское место в КамАЗ Vision.

В кабине концептуального КамАЗ довольно просторно.

Кабина концептуального КамАЗ Vision довольно просторная. В ней стоят два вращаемых кресла и находится всего одно спальное место. Оно выглядит футуристично благодаря яркой подсветке.

Вся задняя часть автомобиля закрыта обтекающими щитками.

Вся задняя часть автомобиля закрыта обтекаемыми капотами для улучшения аэродинамики.

Вид сзади на «КамАЗ будущего».

К сожалению, не известно, будет ли продолжена работа над этим интересным проектом. Дизайнерские разработки обычно не учитывают многих реалий применения реальной техники и поэтому они даже не доходят до воплощения «в металле» в виде концепт-каров. Можно много ругать дизайнеров за их чересчур новаторские и порой абсурдные идеи, но именно так создаются автомобили будущего.

Это далеко не первая футуристичная разработка дальнобойных тягачей. Ранее отечественные дизайнеры представили свою оригинальную концепцию грузовика Audi.

Клиенты

Наши клиенты – предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения. Крупнейшие потребители продукции ПАО «КАМАЗ» в нашей стране – «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.

Конференция дилеров «камаза»

«КАМАЗ» на пути цифровизации

В Москве прошла XXV конференция официальных дилеров ПАО «КАМАЗ», в которой принял участие генеральный директор компании Сергей Когогин.

Конференция дилеров – традиционное мероприятие, которое проводится с целью обмена опытом продаж и развития между дилерскими центрами и специалистами компании. В этом году его участниками стали представители 118 компаний дилерской сети, а также 24 официальных партнёра «КАМАЗа» – заводы-изготовители спецтехники.

Пленарную часть конференции открыл генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Когогин. Он поблагодарил коллег за работу, подвёл итоги прошедшего года и озвучил планы на 2022 год.

«Ключевая задача сейчас – это сохранение транспортной безопасности страны и обеспечение бесперебойного выпуска автомобилей под требования потребителей. Поэтому основные усилия мы направили на разработку и производство так называемых «санкционноустойчивых» версий автомобилей, – рассказал Сергей Когогин. – Отказываться от перспективной линейки автомобилей К5, в разработку которой вложено много средств и времени, компания не намерена. Планируем с января 2023 года приступить к сборке автомобилей КАМАЗ-54901 уже без участия иностранных партнёров, с поэтапным выведением на рынок всей гаммы автомобилей К5 в 2023 году. Разрабатывая новые версии этих грузовиков, по компонентной базе мы ориентируемся на российских производителей и поставщиков из дружественных стран».

Глава компании также поделился планами относительно новинки в модельном ряде – среднетоннажных грузовиков КОМПАС, выведенных на российский рынок в текущем году. По словам Сергея Когогина, выход автомобилей этого семейства на рынок РФ можно считать вполне успешным. КОМПАС-9 и КОМПАС-12 продаются с начала года и уже имеют широкую гамму доступных надстроек. Совместно с партнёрами – заводами-изготовителями спецтехники выполнен большой объём работ. Сегодня клиентам доступны все наиболее популярные типы техники на базе шасси КОМПАС-9 и КОМПАС-12: шторно-бортовые автомобили, бортовые автомобили, бортовые автомобили с КМУ, изотермические фургоны, рефрижераторы, мусоровозы. В конце года эта линейка дополнится новыми моделями.

«Сегодня мир живёт в новых политических и экономических реалиях. Но они не должны нас пугать. В истории нашей компании уже случались испытания, которые мы с честью преодолели. Могу вас заверить, что и сейчас мы знаем, что делать, как сохранить производство и позиции на рынке», – подчеркнул Сергей Когогин, завершая выступление.

С докладами по своим направлениям работы также выступили топ-менеджеры «КАМАЗа». В частности, была озвучена информация о развитии новой продуктовой линейки, производстве пассажирского транспорта, продажах запчастей и сервисном обслуживании, затронуты темы лизинга от производителя, финансового сервиса. В рамках круглого стола участники обсудили вопросы качества, дилеры смогли напрямую задать интересующие их вопросы руководителям «КАМАЗа» и представителям заводов-изготовителей спецтехники.

Лизинг

АО «Лизинговая компания «КАМАЗ» (бренд «КАМАЗ-ЛИЗИНГ») – одна из крупнейших лизинговых компаний России, является 100%-ным дочерним обществом ПАО «КАМАЗ», специализируется на реализации автомобилей производства КАМАЗ и спецтехники на шасси КАМАЗ в лизинг от производителя.

«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» работает на рынке лизинговых услуг с 2002 года, является трёхкратным обладателем премии «Компания года», в том числе в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинговых услуг», почётного звания «Лидер лизинга», обладателем премий «RUSSIAN LEASING AWARDS» в 2022 году и «LEADER LEASING AWARDS» в 2022 г.

Лауреат международной премии «LEADER LEASING AWARDS-2022» в номинации «За финансовую надёжность и стабильность на рынке лизинга», победитель ежегодного конкурса «Лучший риск-менеджмент в России-2022» в номинации «Лучшая система управления рисками организации», лауреат Национальной премии в области лизинга «Лизинговая сделка года-2020».

В 2021 году Лизинговая компания «КАМАЗ» получила награды: «Лизинговая сделка года» в номинации «За развитие лизинга грузовых автомобилей с пониженным уровнем выбросов парниковых газов» и премия ОЛА в номинации «За вклад в развитие лизинговой отрасли в части создания рекомендаций ФСБУ «Аренда».


За годы работы на рынке лизинговых услуг «КАМАЗ-ЛИЗИНГ» реализовал более 68 тысяч единиц автотехники. Лизинговый портфель Лизинговой компании «КАМАЗ» по итогам 2021 года составляет 77,7 млрд рублей.

Клиентами Лизинговой компании «КАМАЗ» являются представители всех сегментов бизнеса по его объёму: как крупного, так и МСБ.

На «камазе» идёт модернизация производства прицепной техники

«КАМАЗ» на пути цифровизации

В ПАО «Туймазинский завод автобетоновозов» (ТЗА), дочернем предприятии «КАМАЗа» в Башкирии, продолжается масштабная модернизация производства прицепной техники. Основная цель – увеличение темпов выпуска продукции до 2 000 единиц в год.

Реорганизация охватила все подразделения и цеха предприятия. На сегодня проведена реконструкция пролётов № 7 и № 8 в сборочно-окрасочном цехе, общая площадь работ – 4 900 кв. м. Ведутся строительно-монтажные и ремонтные работы, обновляются коммуникации. Идёт подготовка оснастки, внедряются современные инструменты. Особое внимание уделяется повышению квалификации рабочего персонала, проводится регулярное обучение.

Для удобства и упрощения технологических операций при сборке полуприцепов на линии был установлен сборочный конвейер и кантователь рам полуприцепов для их поворота вдоль продольной оси на 360 градусов. Кроме этого закуплено современное шиномонтажное оборудование с возможностью балансировки колёс грузовых автомобилей. В пролёте № 6 сварочного цеха внедрена в производственный цикл автоматическая линия сварки лонжеронов полуприцепов MechTrack 2500, с помощью которой удалось достичь высоких показателей производительности и качества сварных швов. Изготовлено новое диагностическое оборудование для проверки пневмо-электросистем и систем тормозов полуприцепов.

В окрасочном цехе готовится место под монтаж новой дробеструйной и окрасочно-сушильной камеры. Для улучшения условий труда рабочих было полностью заменено потолочное освещение на светодиодные лампы, улучшена эргономика рабочих мест, проведён ремонт бытовых помещений. Службой качества сформированы новые чек-листы проверки и контроля качества выпускаемой продукции.

Кроме того, проводится оптимизация складского хозяйства. За счёт организации склада комплектации внутри производственного блока сократился и производственный цикл. Были исключены серьёзные временные потери на перемещения и простои, выделены зоны подвоза комплектующих.

«Сегодня мы вышли на темп выпуска прицепов до 4 единиц в сутки. В первом квартале 2022 года ожидается рост показателей производительности до 8 единиц за смену, – рассказал коммерческий директор ПАО «ТЗА» Иван Авдеев. – Помимо повышения производительности по результатам 2021 года ожидаются и рекордные показатели по выручке, которые составят более 2,6 млрд рублей».

Работа по выстраиванию новой производственной линии, повышению культуры производства и внедрению инструментов бережливого производства идёт при активном содействии специалистов Комитета по развитию Производственной системы «КАМАЗ» (PSK).

Параллельно ведутся и конструкторско-технологические работы по совершенствованию процессов изготовления, сборки и окрашивания полуприцепов. В ближайшее время планируется подготовка технологической оснастки под выпуск новых моделей прицепов и полуприцепов.

Политика в области сервиса

«КАМАЗ» на пути цифровизацииПубличное Акционерное Общество «КАМАЗ» гарантирует обслуживание (сервис) любой продукции с маркой КАМАЗ в любом регионе России и зарубежья через фирменную дилерскую сеть.

Основой качественного сервиса является сочетание передовых методов и средств организации производства с применением современных видов оборудования, высокой квалификации, инициативы и ответственности каждого работника, его комплексной мотивации к достижению высоких результатов труда.

Эффективность и конкурентоспособность произведённой продукции, сбытовой и продуктовой деятельности ПАО «КАМАЗ» обеспечивается развитой Системой обслуживания (сервиса).

Система обслуживания (сервиса) гарантирует каждому потребителю полный комплекс услуг по обслуживанию и восстановлению автотехники КАМАЗ в гарантийный и послегарантийный период и обеспечивает условия для экономически выгодной эксплуатации с момента приобретения до утилизации.

Реализация Политики ПАО «КАМАЗ» в области сервиса обеспечивается за счёт:

  • управления сервисной сетью через организацию сервиса как одного из базовых процессов системы менеджмента качества в соответствии с требованиями ИСО 9001, ГОСТ ISO 9001, ГОСТ РВ 0015-002, ISO/TS 16949;
  • аттестации действующих и вновь назначенных субъектов дилерской сети на соответствие требованиям сервисных центров на соответствие требованиям ПАО «КАМАЗ»;
  • развития дилерской сети посредством строительства и ввода в действие многофункциональных типовых торгово-сервисных комплексов (ТСК), предоставляющих потребителю полный спектр услуг (реализация автомобилей, запасных частей, сервис, лизинг);
  • совершенствования нормативной базы управления и системы контроля производственной деятельности субъектов дилерской сети и эффективности использования имущественного комплекса ПАО «КАМАЗ»;
  • внедрения системы менеджмента качества и сертификации её на соответствие стандартам ИСО 9001 (ГОСТ ISO 9001) и ГОСТ РВ 0015-002 субъектами дилерской сети;
  • оснащения субъектов дилерской сети высокотехнологичным оборудованием и оснасткой для проведения качественного и оперативного обслуживания (сервиса), диагностики и ремонта автомобильной техники КАМАЗ;
  • развития сервиса узлов, агрегатов и систем автомобильной техники ПАО «КАМАЗ» экологического класса ЕВРО-5 и выше, с применением электронных систем управления и современного программного обеспечения;
  • предоставления каждому потребителю квалифицированных услуг по предпродажному, гарантийному и послегарантийному сервису с использованием запасных частей, узлов и агрегатов, соответствующих требованиям к качеству продукции ПАО «КАМАЗ» и конструкторской документации завода-изготовителя;
  • повышения заинтересованности потребителя в сервисе продукции ПАО «КАМАЗ» через обеспечение субъектов дилерской сети запасными частями к новым моделям и модификациям автомобильной техники КАМАЗ;
  • оперативной поставки запасных частей в течение 72 часов с момента размещения заявки на их поставку с использованием сети региональных складов и активного сотрудничества с поставщиками покупных изделий;
  • подготовки потребителя к эффективной и безопасной эксплуатации автомобильной техники КАМАЗ;
  • своевременного обеспечения субъектов дилерской сети технологической, нормативной и эксплуатационно-ремонтной документацией, в т. ч. с применением Портала электронной эксплуатационной документации;
  • организации и развития непрерывного обучения и повышения квалификации технического и производственного персонала субъектов дилерской сети в сфере сервиса и эксплуатации продукции ПАО «КАМАЗ» на базе учебных центров, рекомендованных ПАО «КАМАЗ»;
  • обеспечения информационного взаимодействия с субъектами дилерской сети с применением электронного оборудования и коммуникационных сетей;
  • обеспечения разработки и внедрения системы сбора и передачи информации о состоянии качества продукции с маркой КАМАЗ на стадиях производства, хранения и эксплуатации;
  • инвестиций в развитие и приближение сервисной инфраструктуры к потребителю в соответствии с условиями эксплуатации продукции в регионе;
  • совершенствования процедуры принятия, рассмотрения и удовлетворения обращений потребителей по качеству автомобильной техники КАМАЗ, безусловного исполнения обязательств по условиям гарантии качества выпускаемой продукции (не менее 24 месяцев или до 200 тыс. км пробега) с целью максимального сокращения срока восстановления автотехники в течение 20 дней с даты обращения потребителя;
  • постоянного повышения технического уровня и качества продукции ПАО «КАМАЗ», технической оснащённости субъектов дилерской сети, стимулирования развития сервиса с целью улучшения показателей конкурентоспособности и снижения эксплуатационных затрат конечного потребителя.

Постоянное, непрерывное совершенствование и развитие Системы обслуживания (сервиса), вовлечение в эту работу всего персонала гарантирует максимальное соответствие качества обслуживания требованиям потребителей на новых и традиционных рынках сбыта продукции ПАО «КАМАЗ», преодоление технического и технологического отставания уровня сервиса от динамики развития автомобильной техники КАМАЗ.

Руководство ПАО «КАМАЗ» полностью принимает на себя ответственность за реализацию Политики в области сервиса продукции.

Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» С. А. Когогин

Преимущества продукции пао «камаз»

  • Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;

  • Удовлетворение любых запросов потребителей;

  • Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;

  • Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания.

Всё это позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ПАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение в критерии «цена качество».

Продукция

ПАО «КАМАЗ» выпускает широкую гамму грузовой техники: грузовые автомобили (свыше 60 основных моделей и 1500 комплектаций автомобилей, автомобили с правым рулём), прицепы, автобусы, двигатели, силовые агрегаты и различный инструмент. «КАМАЗ» традиционно позиционируется на рынке грузовых автомобилей полной массой от 14 до 40 тонн.

За последние годы гамма выпускаемой продукции расширилась за счёт новых моделей и семейств автомобилей – от городских развозных грузовиков до автомобилей повышенной грузоподъёмности для эксплуатации в составе автопоездов полной массой до 120 тонн. Кроме того, в 2022 году «КАМАЗ» приступил к серийному производству электробусов.

Рынки сбыта

В 2021 году экспорт продукции КАМАЗ осуществлялся в более чем в 50 стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки, Восточной Европы и Латинской Америки. Суммарный объём экспорта автомобилей, сборочных комплектов деталей и сборочных комплектов КАМАЗ составил 5 822 единицы, что на 33,6 % выше показателя 2020 года (4 359 ед.).

Наиболее значимыми экспортными рынками в 2021 году для ПАО «КАМАЗ» стали Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Вьетнам. Выручка от экспортных продаж составила почти 23 млрд рублей, в том числе 3,4 млрд рублей от экспорта запасных частей. В структуре экспорта ПАО «КАМАЗ» за 2021 год на долю полнокомплектных автомобилей пришлось 46 %, а более половины объёма экспорта (54 %) обеспечили поставки сборочных комплектов деталей и сборочных комплектов на сборочные предприятия в Казахстане, Узбекистане, Литве, Азербайджане.

По итогам первого квартала 2022 года «КАМАЗ» экспортировал 1258 единиц автомобилей, СКД и СК. Основные рынки сбыта в 2022 году – Казахстан, Узбекистан, Беларусь.

Сборочные предприятия


Сборочные предприятия «КАМАЗа» расположены в Казахстане, Узбекистане, Азербайджане, Индии, Вьетнаме.

На сборочном производстве в Узбекистане, помимо дизельной, освоена сборка газомоторной техники КАМАЗ, из СКД, поставляемых с ПАО «КАМАЗ».

В сентябре 2021 года на заводе по производству КАМАЗов в Казахстане были собраны первые пять автомобилей нового поколения К5 – КАМАЗ-54901.

На «камазе» подвели итоги по развитию производственной системы

«КАМАЗ» на пути цифровизации

Комитет развития Производственной системы «КАМАЗ» (КРПС) отметил своё 15-летие и подвёл итоги работы в 2021 году.

Приказ о создании Комитета развития Производственной системы «КАМАЗа» (ПСК) был подписан пятнадцать лет назад, в конце декабря 2006 года. На первом этапе были определены два эталонных участка – сборочный конвейер и сборка мостов. В 2008 году сформированы первые корпоративные цели по ПСК, они были по всем направлениям SQDCM (безопасность, качество, исполнение заказа, затраты, корпоративная культура). Мощный толчок произошёл в 2022 году, когда в состав акционеров «КАМАЗа» вошёл Daimler, и камазовцы начали перенимать опыт этой немецкой компании. В 2022 году был реализован проект «Маяк» на главном сборочном конвейере, который позволил выровнять такт и повысить производительность почти в 2,5 раза.

Рост производительности без создания условий для работников невозможен, поэтому необходима организация эргономичных рабочих мест. На решение вопросов по эргономике на «КАМАЗе» выделяются определённые суммы: в 2021 году бюджет составил 30 млн рублей, в 2022 – 50 млн. Эти деньги направляются на улучшение условий труда для рабочих.

«Сегодня в структуре службы числится 36 консультантов, за каждым закреплены заводы и подразделения. 2021 год закончили с хорошими показателями: выполнили бизнес-план – изготовили 44 тысячи автомобилей, что на 6 тысяч больше, чем годом ранее. Работали на главном сборочном конвейере над темпом 210 автомобилей в сутки и около 6 часов потерь «вытолкнули»», – рассказал председатель КРПС Игорь Малясёв. Кроме того, есть увеличение по внедрённым кайдзен-проектам, реальный экономический эффект достигнут на уровне 352 млн рублей. Всего за 15 лет реализовано 22 770 кайдзен-проектов и внедрено 1 346 267 кайдзен-предложений.

В 2022 году стоит цель организовать 500 эталонных участков, 600 эталонных офисов, включая все отделы кадров, 60 эталонных цехов основного производства и 19 эталонных цехов вспомогательного производства. По эргономике стоит задача улучшить не менее 1000 рабочих мест, бюджет под это сформирован.

Оцените статью
Камаз