КамАЗ отреагировал на санкции Евросоюза | Новости авто | Известия | 28.02.2022

КамАЗ отреагировал на санкции Евросоюза | Новости авто | Известия | 28.02.2022 Камаз

«до дальнейшего прояснения»

Другие производители грузовиков также приостановили операции в России. Вслед за «Даймлером» потянулись и другие производители так называемой большой семерки. Заявления для российской и европейской аудитории различаются по тональности.

Российский офис MAN рассказал, что поставки грузовиков и запчастей остановлены «в свете экономических и внешнеполитических событий до дальнейшего прояснения ситуации». А производство компании в Санкт-Петербурге останавливает свою работу «из-за проблем с поставками». В Renault Trucks что-либо комментировать отказались, крайне осторожен в заявлениях DAF.

В легком коммерческом сегменте также есть потери. Представитель Ford в России заявил о простое завода в Елабуге. Но уточнил, что возобновит работу в возможно короткие сроки после принятия соответствующего решения со стороны Ford Motor.

Японские марки стараются не делать громких заявлений. Сборка Mitsubishi Fuso Canter, которая осуществлялась на предприятии «Даймлер КамАЗ Рус», под угрозой, но Isuzu продолжает деятельность в России.

Stellantis, в свою очередь, заявил, что экспорт машин российской сборки в Европу остановлен из-за нарушения логистических цепочек. При этом завод в Калуге продолжит выпускать легкие коммерческие модели в штатном режиме.

«залив» дозрел

Над керченским заводом «Залив» тучи сгущались давно. Напомним, после Крымской весны предприятие, которое ранее принадлежало украинскому олигарху Константину Жеваго, передали под опеку Зеленодольскому заводу им. Горького. (сегодня «Залив» контролируется судостроительной корпорацией «Ак Барс» через управляющую компанию «Судостроительный завод им. Бутомы»).

В августе того же года украинские власти обвинили зеленодольцев в силовом захвате «Залива». Отмечая, что предприятие доведено украинцами до ручки, эксперты говорили: если актив не будет приобретен официально, то против зеленодольцев могут быть введены санкции.

Но сейчас, видимо, произошел количественно-качественный скачок — чего стоит одна только закладка (июль 2020 года) вертолетоносцев. Завод строит и другие интересные суда и корабли. Например, в августе 2021-го там без всякой помпы спустили на воду головное кабельное судно «Волга» (проект 15310).

Оно предназначается не кому-нибудь, а одному из самых таинственных подразделений минобороны — Главному управлению глубоководных исследований (ГУГИ). Впечатляют и параметры: водоизмещение — 10 тыс. т, длина — 140 метров. Кстати, на этом проекте санкции уже сказались.

В паре с «Волгой» была заложена (2022 год) «Вятка». Сдать их должны были в 2022–2022-х, но строительство приостановили из-за непоставки специального оборудования, подпавшего под ограничения. Суда предполагалось достроить либо как госпитальные, либо в качестве судов обеспечения подводных работ ГУГИ. Каким будет их назначение, до сих пор загадка.

Похоже, с санкционными делами связана и топографическая «путаница» — официально «Волгу» и «Вятку» заложили не в Керчи, а на заводе им. Горького. Зеленодольско-керченским стало и строительство малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Завод им. Горького получил контракт на пять таких МРК, но строительство трех из них идет в Крыму.

Как полагает источник «БИЗНЕС Online» в кораблестроении, с учетом специфики продукции «Залива» санкции вряд ли осложнят ему жизнь. Добавим, что завод им. Горького — головное предприятие судостроительной корпорации «Ак Барс» — живет под санкциями уже три года.

В марте 2022-го госдеп внес в санкционный список его и еще 8 российских организаций. Поводом стал инцидент с задержанием 25 ноября 2022-го в Керченском проливе украинских кораблей. Но эксперты сразу указали, что зеленодольское предприятие наказывают по двум реальным причинам.

Первая — активное участие в строительстве судов для ВМФ России и ФСБ. Вторая — владение «Заливом». А фактически зеленодольское предприятие живет под санкциями с 2022 года. Напомним, пять первых (из 12) МРК «Буян-М» были оснащены германскими дизелями MTU, но немцы отказались продолжать поставки. Далее военные приняли решение устанавливать на МРК данного проекта российско-китайские двигатели.

Для КВЗ с его достаточно массовыми поставками военным санкции предполагаются не только в финансовой, но и в технологической областиДля КВЗ с его достаточно массовыми поставками военным санкции предполагаются не только в финансовой, но и в технологической области

«мы не можем ждать бесконечно»

Ситуация может в любой момент измениться. После видеовыступления президента Украины в парламенте Франции, в котором он призвал ряд французских компаний уйти из России, компания Renault оказалась под серьезным прессингом и вынуждена была остановить завод в Москве, хотя ранее заявляла, что продолжит работу в России.

С одной стороны, такое решение не влияет на отечественный коммерческий рынок. У французской марки здесь только одна импортируемая модель – фургон Master, да и тот пользуется ограниченной популярностью. Другое дело – дальнейшие отношения Renault и АвтоВАЗа, который зависит от иностранных комплектующих и машинокомплектов. Кроме того, сверхпопулярный фургон Largus также имеет французские корни.

Автопроизводители пытаются проплыть между Сциллой запроса на санкции против России со стороны западного общества и Харибдой жесткой реакции правительства РФ, которое прорабатывает вариант национализации имущества иностранных компаний, покидающих российский рынок.

Поэтому, когда председатель правления Daimler Truck Мартин Даум говорит, что компания полностью вышла из бизнеса в России, он лукавит. Действительно, грузовой концерн, выделенный в самостоятельное подразделение в декабре прошлого года, не владеет 15-процентной долей КамАЗа.

Некоторые иностранные производители уже подтвердили Минпромторгу, что намерены возобновить работу своих предприятий в России. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров призвал остальных поторопиться с решением: «Возможно, с кем-то придется, к сожалению, попрощаться, потому что мы не можем ждать бесконечно».

Автобусы пострадают меньше

Эксперты говорят о снижении продаж в 2022-м году по всем сегментам рынка коммерческих автомобилей. «Думаю, что в апреле рынок вообще рухнет. Если ситуация к лету не изменится, то по итогам года грузовой рынок сократится на 15 процентов», – считает Сергей Бургазлиев.

Сегмент автобусов пока выглядит не столь пострадавшим, так как в нем преобладает российская техника, считает директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи. «Поскольку значительное количество автобусной техники поставляется в рамках госзакупок, то приоритет у российской техники сохранится.

К тому же основной производитель на рынке автобусов «Группа ГАЗ» столкнулась с санкционными проблемами еще в 2022 году и определенный опыт работы уже накопила. Белорусские автобусы также будут поставляться на российский рынок», – говорит Арабаджи.

Но и в автобусном сегменте есть определенные сложности. Например, проблема может возникнуть с производством электробусов для Москвы, поставщиками которых являются КамАЗ и «Группа ГАЗ». Компонентная база для них в значительной мере импортируется, отметила Татьяна Арабаджи.

По данным «Автостат Инфо», в сегменте автобусов по результатам двух первых месяцев этого года на долю российских производителей автобусов приходилось 89,5%. Для сравнения: в легком коммерческом сегменте их доля равна 64,1% от общего количества регистраций, а в сегменте тяжелых грузовиков – 59,5%.

Двойное назначение

КамАЗ одним из первых российских производителей попал под европейские санкции из-за бронеавтомобилей, которые участвуют в спецоперации. Тот факт, что военную технику производит отдельное подразделение «Ремдизель», не помог избежать европейских санкций, подразумевающих полный запрет экспорта всех товаров двойного назначения.

По той же причине Daimler Truck приостановил отношения с КамАЗом после 12 лет сотрудничества. Это касается и производства машин на совместном предприятии, и поставок комплектующих. «27 февраля мы решили приостановить всю нашу деятельность в России до дальнейшего уведомления.

Мы соблюдаем все санкционные меры, принятые правительством Германии и ЕС», – рассказал «Профилю» представитель Daimler Truck. Тем не менее он особо отметил, что в компании внимательно следят за ситуацией и постоянно будут пересматривать принятое решение.

Камаз вырулит из-под санкций в москве

Управление контроля иностранных активов минфина США занесло ПАО «КамАЗ» (а также его «дочки»: НефАЗ, производящую автобусы, самосвалы и прицепы, и Тутаевский моторный завод) в черный список блокирующих санкций, так называемый SDN-list. Формальный повод — якобы использование КамАЗов в действиях против Украины. То, что техника военного назначения, отдаленно схожая с КамАЗами, производится другой компанией, не имеющей отношения к концерну, американцев не смутило. Привычная практика, впрочем.

Как и группа ГАЗ, попавшая в действующий список SDN ранее (и тоже под надуманным предлогом), ПАО «КамАЗ» теперь лишено возможности вести бизнес с юрлицами, зарегистрированными по американскому законодательству, а также осуществлять расчеты через банки, использующие в качестве валюты доллары США.

На практике это означает большую вероятность разрыва со многими китайскими партнерами, в частности с Weichai, с которой у Тутаевского моторного совместное предприятие по производству тяжелых дизелей и газовых моторов. Под вопросом и СП с китайской JAC по производству малотоннажных грузовиков «КамАЗ-Компас». Кроме того, китайские банки избегают проводить платежи от юрлиц, попавших в список, из-за опасения вторичных санкций. Другая проблема — сложности с экспортом грузовиков (в прошлом году КамАЗ поставил за рубеж 5,8 тыс. грузовиков, получив за них 25,9 млрд рублей (9,6% выручки).

Пожалуй, вовремя КамАЗ стал технологическим партнером АО «Москвич», с которым можно заключать договоры, не опасаясь вторичных санкций. После чего можно хоть автобусы НефАЗа собирать, хоть как перевалочную базу (и склад) для комплектующих использовать. Особенно если вспомнить, что, согласно базовому концепту московских властей, хозяев «Москвича», народный автомобиль — это автобус. Большой, низкопольный и желательно электрический.

Камаз отреагировал на санкции евросоюза

Производитель грузовой техники ПАО «КамАЗ», попавший под санкции Евросоюза, намерен выполнять обязательства перед поставщиками. Об этом 28 февраля сообщает «Интерфакс» со ссылкой на генерального директора предприятия Сергея Когогина.

«Сегодня мир живет в новых политических и экономических реалиях. Но они не должны нас пугать. В истории нашей легендарной компании уже случались испытания, которые мы с честью преодолели. Могу вас заверить, что и сейчас руководство компании знает, что делать, как сохранить производство и поддержать трудовой коллектив», — заявил Сергей Когогин.

По словам топ-менеджера, у предприятия есть согласованный с правительством России план действий. Кроме того, гендиректор ПАО «КамАЗ» отметил, что предприятие продолжит выполнять все взятые на себя обязательства перед партнерами, поставщиками и клиентами.

24 февраля сообщалось, что КамАЗ начал выпуск новых карьерных самосвалов «КамАЗ-65951».

Четырехосный грузовик полной массой 50 т предназначен для перевозки различных сыпучих грузов, работы в карьерах и на стройках. В отличие от своего предшественника «КамАЗ-65801» новые самосвалы поколения К5 оснащаются двигателями мощностью 450 л.с., перфорированной рамой, аккумуляторными батареями повышенной мощности, оригинальным воздушным фильтром и трехсекционным металлическим бампером.

Камаз работает в обычном режиме

Видимо, потому, что со своими военными активами — «Ремдизелем» и заводом специальных автомобилей — КАМАЗ окончательно распрощался еще в 2022 году, для него санкции пока только финансовые, касающиеся инвестиционных, ценных бумаг, которые будут выпущены после 12 апреля 2022-го.

Но как бы то ни было, ЕС все-таки не остановила ни показательная «антивоенная» лояльность автогиганта, ни его 14-летнее партнерство с Daimler AG (15% акций челнинского предприятия принадлежат Daimler Trucks, также у КАМАЗа с немецкой компанией есть ряд СП).

Неожиданностью для руководства организации такой поворот, конечно, не стал, однако можно предположить, что Сергей Когогин до последнего надеялся, что этого не произойдет. «Если брать риски подпадания под санкции, то здесь часто логика отсутствует, больше эмоций со стороны западных партнеров, — говорил он еще в конце января в интервью RTVI.

— Но, когда у нас это возникло, мы еще в 2022 году сделали все, чтобы КАМАЗ не находился в „красной зоне“. Были отработаны меры, что и как мы должны сделать. Задача стояла уменьшить долю „Ростеха“ — мы уменьшили. Задача была отказаться от производства военной техники — это предприятие вывели за пределы КАМАЗа вообще и перестали выпускать чисто военную технику. То есть все шаги предприняты, и мы были уверены, что у нас признаков попадания в SDN-лист нет».

Неожиданностью для руководства КАМАЗа такой поворот, конечно, не стал, однако, можно предположить, Сергей Когогин до последнего надеялся, что этого не произойдетНеожиданностью для руководства КАМАЗа такой поворот, конечно, не стал, однако можно предположить, что Когогин до последнего надеялся, что этого не произойдет

Настораживает то, что ЕС может и дальше углублять санкции, и из туманных финансовых они превратятся в технологические. «В грузовике „КАМАЗ“ — 20–25 тысяч комплектующих в каждой машине, в том числе из Америки и Германии, и это нормально для автомобилестроения: нельзя все делать самому — машина дороже ракеты получится, — рассуждает в беседе „БИЗНЕС Online“ председатель машиностроительного кластера РТ Сергей Майоров.

— Но эти страны объявили санкции, получаем проблему». Впрочем, трагедии в ситуации он не видит: «Не будет современных двигателей — у КАМАЗа есть собственные. Да, они более низкого класса — Евро-0, Евро-1, Евро-2, но разработаем новые. Чем сильнее санкции, тем быстрее будем двигаться». Что касается более простых автокомпонентов, то Майоров предлагает поискать альтернативных поставщиков.

Схожей точки зрения придерживается гендиректор ГК «Кориб» Олег Коробченко. По его мнению, если санкции коснутся КАМАЗа по технологиям и комплектующим, автогигант вернется к менее продвинутому модельному ряду — К2 и К3. «Огромная проблема у нас в том, что мы соблюдаем условия ВТО, а потому вынуждены собирать автомобили экологического класса „Евро-5“, — подчеркнул Коробченко в беседе с „БИЗНЕС Online“.

— Комплектация такой машины содержит огромное количество импортных запасных частей. 70–80 процентов на „КАМАЗе-5490“ — покупные изделия. Двигатель Daimler приходит собранный, задние мосты — тоже Daimler, вся пневматика — VAB. Значит, заменим запчастями отечественного производства, что хорошо — будем напрягать свою промышленность.

На К2 и К3 экологический класс чуть пониже, но там используются только российские комплектующие. Однако, чтобы перестроиться и начать производить „КАМАЗы“ простой линейки, надо государственные законы урегулировать, потому что нас удерживают обязательства по ВТО».

«КАМАЗ продолжит работать в обычном режиме», — сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе компании.

Над керченским заводом «Залив» тучи сгущались давноНад керченским заводом «Залив» тучи сгущались давно

Квз потерял бдительность

Для КВЗ с его достаточно массовыми поставками военным санкции предполагаются не только в финансовой, но и в технологической области. Между тем в середине февраля генеральный директор «Вертолетов России» Николай Колесов рассказывал о том, что готовится закупка оборудования на 8 млрд рублей.

Более того, в обозримом будущем заводу предстоит тотальное переформатирование под современную систему выпуска «Ансата», Ми-8/17 и Ми-38. Если сейчас это постовой метод сборки, когда вертолет собирается на одном участке со сменой сборочных бригад в зависимости от выполняемой операции, то будет поточный, на трех основных линиях. Теперь с закупками импортных станков могут возникнуть серьезные проблемы.

Необходимо напомнить, что казанские вертолетостроители уже имели возможность прочувствовать действие санкций. После войны с Грузией американцы изменили мнение по поводу сотрудничества с РФ по программе Ми-38. В результате не оправдались российские надежды на двигатели PW127TS от Pratt &

Whitney Canada — канадского подразделения всемирно известной американской компании. Сообщалось, будто госдеп США тревожит то, что их двигатели будут устанавливаться на продукцию двойного назначения. Как заявлял в 2022 году в то время гендиректор ВР Андрей Шибитов, в результате американских действий выход Ми-38 на мировой рынок серьезно задержался.

Но есть и положительный момент — сегодня как единственный вариант для Ми-38 рассматривается российский двигатель ТВ7-117В. Вертолет уже сертифицирован с ним и достаточно интенсивно летает. Правда, по неофициальной информации, сегодня полеты Ми-38 приостановлены, и именно из-за этого продукта импортозамещения.

Возможно, нынешние осложнения, наконец, заставят и форсировать разработку двигателя ВК-650 для «Ансата». Сейчас на него устанавливаются PW207К от все того же Pratt & Whitney Canada. О своем движке для «Ансата» задумались еще 20 лет назад и даже начали проектирование, но с тех пор мало что изменилось.

Также напомним, что в 2022 году, после Крымской весны, КВЗ уже подпадал под своеобразные европейские санкции. Тогда крупнейший мировой концерн Akzo Nobel отказал заводу в поставках краски.

«Думаю, на „Ансатах“ санкции отразятся — в них же много импортного, — говорит источник „БИЗНЕС Online“ в вертолетостроении. — Я имею в виду даже не двигатель (кстати, с канадцами никаких осложнений не было), а пассажирские и пилотские кресла, элементы системы управления, топливную систему, кое-что из приборного оборудования.

Но я не понимаю и стенаний о том, что все пропало. Съездите в Иран. Страна 40 лет живет под эмбарго, но все там работает, бензин есть, машины выпускают сами, самолеты летают, оборванцев нет, а вооружение делают такое, что и соседи покупают… Уверен, через какое-то время европейцы отработают назад.

Наконец, любопытную ремарку сделал источник «БИЗНЕС Online» в авиапроме, когда мы спросили его о том, опасаться ли «Туполеву» и, соответственно, Казанскому авиазаводу новых санкций. «Опасаться нечего, — ответил он. — „Туполев“ давно под санкциями. Но пора реанимировать Ту-334, иначе через пять лет не на чем будет летать. А эта история явно надолго».

Компонентов не хватает

Проблемы с компонентами сейчас в той или иной мере испытывают все производители легковых и грузовых машин, как в России, так и за рубежом. Ситуация на Украине нарушила и логистику поставок, и одновременно усугубила ситуацию с дефицитом микрочипов, начавшимся с пандемии.

Производство микрочипов зависит от C4F6 (гексафтор-1,3-бутадиен), неона и палладия. Россия – важнейший поставщик C4F6 и неона, причем последний поступает на очистку на Украину. Кроме того, Россия обеспечивает 33% мирового спроса на палладий. По сути, даже те иностранные заводы, которые продолжают работу на российском рынке, вынуждены уходить на простои из-за нехватки комплектующих. Российские предприятия дополнительно страдают от санкций.

Поставщиков комплектующих обвинили в том, что их продукция используется в военной технике, участвующей в операции на Украине. Тон задал министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, обвинивший немецкую Bosch в том, что она поставляет комплектующие для российской военной техники.

Компания, в свою очередь, утверждала, что ее системы впрыска и электронные блоки управления используются только для гражданских машин. В итоге она вынуждена была приостановить поставки компонентов для грузовиков до окончания расследования, действительно ли они используются в военных машинах.

Между тем крупнейший российский завод АвтоВАЗ получает компоненты с завода Bosch в Самаре и вынужден уходить на простои из-за их нехватки.

ZF и Cummins также были вынуждены опровергать обвинения в косвенном участии в спецоперации на Украине и предпринимать шаги по скорейшему свертыванию деятельности в России.

Надежда на китай?

Более активно будут действовать китайские бренды. Результаты на российском рынке у них пока скромные: рост продаж в 2021 году произошел на фоне пандемийного 2020-го. Всего было продано около 8 тысяч грузовиков, доля «китайцев» в сегменте HSV – 7,7%. За первые два месяца 2022 года китайцы улучшили позиции до 10%, новых грузовиков было продано 1,4 тыс. В основном это самосвалы, на них приходится 72,6% от всего объема.

«Китайцы на сегодня практически не представлены в сегменте седельных тягачей, где традиционно сильны позиции европейских грузовиков. Практически же будет трудно убедить клиентов, покупавших тягачи «Вольво», «Скания», «Мерседес» и др., пересесть на китайскую технику. Возможно, КамАЗу китайские автопроизводители смогут составить конкуренцию в этом сегменте»,

– считает Татьяна Арабаджи. Она также отметила, что на рынке легкой коммерческой техники доля китайских автомобилей невелика – всего 1% за январь–февраль 2022-го, в основном это пикапы.

По словам директора департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрея Попова, существует два фактора, сдерживающих поставки из КНР: «Первый – это, конечно же, пандемия коронавируса. В Китае к решению этой проблемы подходят очень строго, некоторые провинции периодически закрываются на карантин, что нарушает цепочки поставок и усложняет доставку техники.

Вторым фактором остается пропускная способность на погранпереходах и ужесточение антиковидных мер на них». По словам Попова, автомобилей в свободных остатках практически не осталось и в настоящий момент осуществляются поставки по ранее заключенным контрактам.

Трудности импортозамещения

Между тем даже старое камазовское семейство все равно зависит от иностранных комплектующих. В апреле завод пустит в продажу грузовики с двигателями, соответствующими нормам «Евро-2». Ранее такие машины выпускали для военных, а также для Африки и Латинской Америки.

Мера по выпуску грузовиков экологического класса «Евро-2» временная, в мае Алтайский завод прецизионных изделий должен начать выпуск топливной аппаратуры, аналогичной Bosch. Заместить импортные материалы, необходимые для выпуска пластиковых деталей, в перспективе могут «Нижнекамскнефтехим» и структуры «Татнефти».

В Казахстане открыто литейное производство, которое займется изготовлением картеров моста, главной пары, а также блока цилиндров и головки блока для мотора КамАЗ Р6 (проект «Тибет»), разработанного совместно с Liebherr. Казахстан, во-первых, входит в Таможенный Союз, во-вторых, не попал под санкции. Кроме того, КамАЗ освоил производство среднетоннажного грузовика «Компас», основанного на китайском JAC.

В любом случае процесс импортозамещения не будет быстрым, считает независимый консультант по индустрии «Автомобили и транспорт» Сергей Бургазлиев. По его словам, локализовать все комплектующие вряд ли получится: высокотехнологичные компоненты зависимы от импортных субкомпонентов либо от импортного сырья.

«Группа ГАЗ» научена опытом жизни в формате санкций, и она с наименьшими потерями выйдет из этой истории», – считает Бургазлиев. ГАЗ, тем не менее, испытывает проблемы с поставкой комплектующих и нарушением логистических цепочек. Группа не исключает переход своих предприятий на четырехдневную рабочую неделю на период с 19 мая по 18 ноября 2022 года, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе.

УАЗ, чьи модели не так требовательны к высокотехнологичным компонентам, пока работает на складских запасах. Он, как и другие российские производители, ищет альтернативу ставшим недоступными комплектующим.

Ускорить инфляцию, бить по промышленной базе

В связи с военной операцией России на Украине Евросоюз 25 февраля расширил санкции против ряда компаний и организаций — всего в перечне их 60 во главе с «Ростехом» и министерством обороны: почти весь военно-промышленный комплекс, топливно-энергетический сектор, подразделения администрации президента РФ и т. д.

Как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, финансовые санкции отрежут России доступ к большинству важных рынков капитала, ускорят инфляцию и будут бить по промышленной базе. Вторая часть санкций нацелена на энергетический сектор — главный источник доходов РФ.

Что касается конкретно татарстанских предприятий, то в списке их два — КВЗ и КАМАЗ. Также санкции накладываются на керченский завод «Залив», подконтрольный судостроительной корпорации «Ак Барс» Рената Мистахова, входящей в одноименный холдинг Ивана Егорова.

В списке и «Вертолеты России» (ВР), которые в декабре возглавил Николай Колесов, и «Туполев», председателем совета директоров которого в сентябре избрали президента РТ Рустама Минниханова, с главной площадкой — Казанским авиационным заводом.

Также упомянут «Аэрокомпозит» — в него входит казанский «КАПО-Композит» — и концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей», которому подконтрольно казанское же ОКБ «Союз».

Как бы то ни было, ЕС все-таки не остановила ни показательная «антивоенная» лояльность автогиганта, ни его 14-летнее партнерство с Daimler AGКак бы то ни было, ЕС все-таки не остановила ни показательная «антивоенная» лояльность автогиганта, ни его 14-летнее партнерство с Daimler AG

Оцените статью
Камаз