КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника Камаз

Чтобы не разбить беспилотный автомобиль, россияне допускают наезд на пешехода и собаку

Разработчики беспилотного автомобиля на базе КамАЗа попросили людей морально оценить ситуации, с которыми будет сталкиваться искусственный интеллект. Респондентам было предложено выбрать модель поведения в ситуациях, когда на дороге внезапно появляется человек или собака[3].

Каждый четвертый участник опроса (25,7%) согласился с тезисом, что задавить вышедшего на дорогу человека перед движущимся автомобилем с автономным управлением было бы правильнее, чем съехать в кювет и допустить гибель находящегося внутри этого автомобиля пассажира.

Если же на дороге внезапно появилась собака, задавить ее готово вдвое больше респондентов — 55,2%. Другие 40,1% готовы спасти жизнь животного путем применения экстренного торможения, даже если это приведет к столкновению с идущим следом транспортным средством, не соблюдшим дистанцию. Примечательно, что о судьбе собаки женщин задумывается на 13% больше, чем мужчин.

Большинство респондентов (71%) так или иначе выступили за то, чтобы направить беспилотный автомобиль в кювет во избежание нанесения травм людям, случайно вышедшим на проезжую часть перед автомобилем, даже несмотря на то, что попадание в кювет может нанести непоправимый ущерб беспилотному транспортному средству и привести к критическим для жизни и здоровья пассажира травмам.

Достаточно большое количество респондентов (43%) высказалось за идею разработки системы определения ценности жизней участников аварии. «Было предложено использовать результаты мгновенного поиска информации в интернете и соцсетях для составления подробного портрета участника ДТП, чтобы на основании этих данных искусственный интеллект мог принимать решение о том, кем жертвовать, а кого спасать.

Всего в опросе приняли участие 1384 респондента из России, в том числе 73,8% мужчин и 26,2% женщин. Возраст основной группы респондентов — до 30 лет (60,6%). Доля респондентов в возрасте от 31 до 50 лет — 33,5%, от 50 лет — 5,9% (из них 3,7% пенсионеров). Опрос был проведен через интернет.

2021: стоимость беспилотного грузовика «камаз» — 14,5 млн рублей

В декабре 2021 года «КамАЗ» назвал цену своего беспилотного грузового автомобиля, который будет тестироваться на трассе «Москва-Петербург» (М11). Речь идет о стоимости в 14,5 млн рублей (примерно вдвое дороже стандартного аналога), она указана в презентации беспилотного логистического коридора (БЛК) на М11, которую подготовил Минтранс.

Как пишут «Ведомости», экспериментальная машина Камаз-54901 с системой автопилота будет поставляться с дизельным двигателем, полуприцепом и классом автономности 3 . Это означает наличие системы адаптивного круиз-контроля: она требует присутствия водителя и не позволит ему убирать руки с руля, пояснил изданию представитель «КамАЗа». Первые четыре машины компания готова поставить в 2022 года, а в 2024-м автопроизводитель поставит еще 30 таких тягачей.

Обычный тягач «КамАЗ-54901», но с трехлетним контрактом на обслуживание обойдется с 1 января 2021 года в 7,98 млн рублей, отметил представитель компании. 68 таких машин можно было собрать на сумму, потраченную на создание полигона для испытания беспилотников «КамАЗа», — его строительство в Набережных Челнах обойдется более чем в 1 млрд рублей.

Еще одна беспилотная модель — «КамАЗ-54907» — должна появиться в 2025 году. Она будет также предлагаться с полуприцепом, но уже с двигателем на сжиженном газе и с классом автономности 4 (система будет требовать присут­ствия человека в кабине, но руль уже можно будет не держать). Его цена составит от 19 млн рублей.

Потребность перевозчиков в беспилотниках на 2024 год к концу 2021-го оценивается уже в 189 единиц. Предполагается, что Evocargo и Ozon они нужны для собственной логистики. Еще 25 машин потребуется «Почте России», семь — X5 Retail Group, 12 — «Деловым линиям».[1]

Cognitive technologies и «камаз» выпустят промышленную версию автомобиля с элементами ии до конца 2022

Компании Cognitive Technologies и «Камаз» планируют выпуск промышленной версии «Камаз» с элементами искусственного интеллекта до конца 2022 г.

«Законченную версию ADAS первого уровня с элементами искусственного интеллекта для `Камаза` мы планируем выпустить к началу следующего года. Это уже будет реальный предпромышленный прототип, который может быть доведен до стадии промышленного производства уже к концу 2022 года», — рассказала Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies. «На прошлой неделе мы сдали один из последних этапов работ в рамках соглашения с Минобранауки России и вышли на финишную прямую — выпуск предпромышленной версии системы помощи водителю или ADAS (Advanced Driver Assistance System) для `Камаза` с элементами искусственного интеллекта», — добавила она.

Предполагается, что разработанная ADAS будет соответствовать первому уровню общепринятой международной классификации SAE International, предусматривающей работу систем предупреждения об опасности столкновении с автомобилями, пешеходами, пересечении линии разметки, а также идентификации дорожных знаков.

Второй уровень ADAS — это уже будет активная помощь водителю, предусматривающая вмешательство в систему управления (притормаживание, удержание в полосе и т.д.). По классификации SAE International существует есть 6 классов автономности: от уровня 0 — полностью ручное управление до 5 — полностью беспилотный автомобиль.

Особенностью подхода Cognitive Technologies является использование в качестве технологической основы так называемой пассивной (поглощающей сигнал) модели компьютерного зрения, когда необходимая для формирования управляющего воздействия информация считывается с видеокамер.

Собственно, по таким же принципам действует и человек. Этот подход применяется в России в дополнение к активной (излучающей) части модели, на которой базируются многие зарубежные проекты, например, Google Car, уточнили в компании.

По словам представителей Cognitive Technologies, важнейшей особенностью проекта является возможность реальной работы в российских условиях. В отличие от зарубежных разработчиков, ориентирующихся во многом на идеальные условия дорожного движения (качественную разметку, благоприятные погодные условия, отсутствие повреждений дорожного покрытия и т.д.), подход российской компании к созданию системы машинного зрения позволяет распознавать дорожную сцену (в том числе границы дороги, ширину полос движения и т.д.) в отечественных реалиях.

Например, учеными Cognitive Technologies была создана модель, позволяющая беспилотнику работать в условиях бездорожья, когда учитываются значительные вертикальные колебания и перемещения автомобиля. Она позволяет даже в таких условиях устойчиво распознавать все объекты дорожной сцены.

Cognitive technologies ищет таланты для разработки беспилотного транспортного средства

В феврале 2022 года Cognitive Technologies объявила Конкурс «Cognitive Vehicle Detection Benchmark» на лучшую разработку программного обеспечения (ПО) детекции транспортных средств движущихся по дорогам, на изображениях, полученных с движущейся видео-камеры (видео регистраторa).

Участникам, предложившим наиболее интересные решения поставленной задачи будет предложена работа в департаменте разработок и программных проектов Cognitive Technologies с возможностью осуществлять научную деятельность в области машинного зрения, а также денежные призы: за I место – 100 тыс. рублей, за II место 80 тыс. рублей и за III место 50 тыс. рублей.

Заявки будут оцениваться по следующим критериям: качество детектирования, производительность программы, ресурсоемкость программы, уровень научной и практической новизны.

Конкурсная комиссия сформирована из сотрудников компании Cognitive Technologies и института системного анализа РАН, специалистов в области машинного зрения.

По словам руководителя проекта по созданию систем машинного зрения Cognitive Technologies д.т.н, Олега Славина, «Организаторы конкурса не ожидают от его участников программ коммерческого качества и не планируют использование представленных на конкурс программ в коммерческих целях. Его целью является набор перспективных разработчиков в творческую группу, перед которой стоят интересные практические задачи итогом решения которых должно будет стать создание беспилотного автомобиля к 2020 году. Участие в подобных проектах – это реальная возможность ощутить себя в составе команды, создающей прорывные технологии».

Конкурс пройдет в два этапа. На первой стадии участники должны будут представить решение поставленной в его условиях задачи. Те из них, кто представит по мнению Конкурсной комиссии наиболее удачные, с точки зрения соответствию критериям оценки решения, будут приглашены на конференцию, в рамках которой они должны будут подготовить презентации своих результатов.

Итоги конкурса предполагается подвести в конце апреля месяца 2022 года.

Беспилотники «камаза» — разновидности и перспективы

Динамика проекта

В сентябре 2022 года участники проекта создания беспилотного КамАЗа сообщили о продолжении развития проекта.

В феврале 2022 года компании Cognitive Technologies и «Камаз» объявили о начале совместных работ по созданию беспилотного грузовика. Созданием «мозга» для автомобиля занялась Cognitive Technologies. Осенью 2022 года разработчики показали первый прототип беспилотного грузовика[2].

Согласно заявлению ПАО «Камаз», в рамках проекта работы ведутся по трем основным направлениям:

  • Создать для водителя умного помощника, способного выполнять адаптивный круиз контроль и экстренно затормозить в критических ситуациях
  • Создать систему автопилотирования в определенных условиях (например, в пробке)
  • Создать систему автопилотирования

КамАЗ — беспилотник, (2022)

По мнению представителей компании, качество технического зрения в итоге оказалось лучше, чем физическое зрение человека.

Разработчики сообщили о внимании к проблеме безопасного использования беспилотного автотранспорта.

Не забыли разработчики о защите автомобиля от внешнего вмешательства.

Финансирование

На сентябрь 2022 года в проект «Беспилотный Камаз» государство в лице Минобрнауки выделило около 300 млн. руб. в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2022—2020 годы». Около 90 млн. руб. инвестиций принадлежат ПАО «Камаз».

С учетом общей стоимости проекта, одидается дополнительное финансирование (стоимость проекта может достичь 20 млрд. руб., это разработка беспилотного грузовика, создание полигона, практические испытания и переход к стадию промышленного использования).

Испытания

Согласно заявлению компаний на сентябрь 2022 года, в проекте ведется активная работа по созданию полигона для практических испытаний беспилотного грузовика. Систему искусственного интеллекта будут испытывать на «виртуальном полигоне», который откроется на базе центра робототехники Московского института стали и сплавов. По мнению разработчиков, «виртуальный полигон» поможет сэкономить около 2 млрд руб.

Представление об обучении системы искусственного интеллекта на виртуальном полигоне, (2022)

В создании «виртуального полигона» принимают участие эксперты из Кембриджского и Массачусетского технологических институтов. Их оценки шансов российских компаний на глобальный успех весьма сдержанны.

Для начала испытаний беспилотного Камаза в реальных условиях, необходимо решить вопросы в законодательной области — определить, какую ответственность за управление беспилотным автомобилем будет нести производитель транспортного средства. Соответствующие поправки необходимо внести в Уголовный и Гражданский кодексы, ПДД, КоАП и некоторые технические регламенты.

Представители проекта «Беспилотный Камаз» также ведут работу с регуляторами в части законодательства.

Беспилотный грузовик разрабатывается только для гражданских целей, однако, по мнению экспертов, в дальнейшем спектр применения этой техники будет расширен.

Начало серийного производства беспилотных автомобилей намечено на 2025 год.

Каково оно — моральное право на убийство?

14 декабря 2022 года компания Cognitive Technologies, сообщила о формировании сценариев поведения беспилотного автомобиля.

Одна из важнейших проблем, которую приходится решать разработчикам — поведение авторобота в критических ситуациях, когда избежать аварии невозможно и ущерб здоровью и даже жизни для участников дорожной ситуации неизбежен. Для определения морального права — кем из участников дорожного движения придется вынужденно жертвовать в подобных случаях, компания Cognitive Technologies при поддержке НИТУ МИСиС, МФТИ проводит социологическое исследование среди граждан Российской Федерации.

Его результаты компания предполагает использовать в качестве основного материала для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и, впоследствии, на дорогах общего пользования.

Исследования предполагается провести для различных целевых групп: молодежной (от 14 до 30 лет), средней (31 – 50 лет) и старшей (старше 50). Также будет обращаться внимание на различие в ответах мужской и женской аудитории респондентов. Предполагается, кроме того, рассмотреть и различие в ответах у отдельных социальных групп.

Организаторы исследования подготовили описания 5 типичных ситуаций с участием авторобота, когда избежать аварии невозможно, предполагающих 16 вариантов поведения. При этом рассматриваемая в исследовании модель предполагает полную автономность автомобиля, когда вмешательство водителя в процесс управления полностью исключено.

В их числе ситуации:

  • Ситуация 1. Предположим, беспилотный автомобиль движется со скоростью 80 км/ч. Внезапно перед ним на дороге появляется собака. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и задавить собаку, нарушить правила, с угрозой потери водительских прав, перестраиваясь на встречную полосу, отделенную двойной сплошной линией разметки или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?
  • Ситуация 2. Предположим, беспилотный автомобиль А движется со скоростью 80 км/ч. Сценарий предусматривает внезапное появление на дороге перед ним нескольких человек. Как должен поступить авторобот, понимая, что экстренное торможение в данной ситуации бесполезно? Продолжить движение и совершить наезд на людей, совершить перестроение на встречную полосу, отделенную двойной сплошной лилией разметки по которой движется автомобиль Б или совершить съезд в кювет, понимая, что это приведет к неминуемым глобальным повреждениям автомобиля и критическим для жизни и здоровья травмам водителя авторобота?

Ниту «мисис» включился в проект создания беспилотного грузового автомобиля

25 июня 2022 года стало известно о разработке НИТУ «МИСиС»программного обеспечения для автомобилей-беспилотников КАМАЗа.

НИТУ «МИСиС» действует в проекте как разработчик программного комплекса активной безопасности грузового автотранспорта на базе технологий стереоптического компьютерного зрения и анализа дорожной среды. Кроме того, университет проводил тестирование и адаптацию локационного оборудования под задачи проекта.

На испытаниях прототипа беспилотного автомобиля, проведенных на полигоне МЧС в подмосковном Ногинске, разработанное инженерами НИТУ «МИСиС» программное обеспечение, отвечающее за обнаружение повреждений дорожного полотна и прогнозирование положения транспортных средств на дороге, показало отличные результаты и получило высокую оценку от представителей КАМАЗа и Cognitive Technologies.

Директор Центра нанотехнологий, профессор кафедры материаловедения и инженерных наук университета Торонто Гарри Руда высоко оценил предлагаемое решение проблем, связанных с «отклонениями от стандартных дорожных ситуаций, например, в случае сложных погодных условий (туман или сильный дождь), когда базовая система компьютерного зрения (использование дорожной разметки) может отказать».

На 25 июня 2022 года ни одному из разработчиков беспилотных автомобилей, кроме консорциума КАМАЗ– Cognitive Technologies – НИТУ «МИСиС» не удалось решить проблему работы беспилотника под дождем или снегом.

Ольга Ускова, президент Cognitive Technologies, отметила: «Положительная оценка научно-технического подхода участников консорциума, полученная от ученых с мировым именем, подтверждает высокие перспективы заявленных разработок и дает небезосновательные ожидания широких возможностей применения его результатов не только в России, но и на мировом рынке».Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», подчеркнула: «Университет привлекает к совместной работе с КАМАЗом и Cognitive Technologies молодых и талантливых инженеров, студентов и выпускников НИТУ «МИСиС» из Студенческого конструкторского бюро и стартапа «Карфидов Лаб».
Наше сотрудничество не ограничивается только текущими разработками: по предложению партнеров в университете будет создана целевая магистратура «Международный центр робототехники» для привлечения самых одаренных и успешных студентов, которые в будущем смогут принимать участие в этом проекте».

Ожидается, что проект будет реализован к 2020 году. Согласно предварительным планам, в 2022 году подобные грузовики введут в эксплуатацию на площадках КАМАЗа.

Обозначение дорог для беспилотных тс

29 июня 2022 года компания Cognitive Technologies сообщила о совместной с дизайн-студией Артемия Лебедева разработке проектов предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для информирования участников движения о появлении беспилотных транспортных средств:

Пакет документов с дизайн-макетами соответствующих дорожных знаков направлен в Государственное специализированное монтажно-эксплуатационного предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации (ФГУП ГОССМЭП МВДРоссии).

Дорожные знаки планируется концептуально утвердить и, после согласования с Госавтоинспекцией, официально и заблаговременно ввести в эксплуатацию к 2020 году – когда, по мнению разработчиков технологий беспилотного транспорта из компании Cognitive Technologies, беспилотники впервые появятся на дорогах общего пользования, как полноценные участники дорожного движения.

Первичное применение знаков ожидается к 2022 году, когда на дорогах (в том числе на специально выделенных полосах) крупных городов появятся первые беспилотные автомобили. В качестве пилотных регионов для тестирования беспилотных автомобилей выбраны Москва, Московская область и Республика Татарстан.

Знаки разработаны по заказу Cognitive Technologies с учетом визуальной преемственности и юридического соответствия всем современным требованиям: прежде всего, речь идет о соблюдении в знаках норм ГОСТ Р 52290-2004 и других стандартов о дорожных знаках, принятых в России.

Знаки планируется включить в раздел №5 «Знаки особых предписаний» правил дорожного движения. Согласно действующей редакции ПДД, знаки особых предписаний вводят или отменяют определенные режимы движения. Знак, связанный с движением на участке дороги наряду с пилотируемыми автомобилями еще и беспилотных, должен обязать водителей на время движения по участку дороги в зоне действия знака, отказаться от резких перестроений.

Первые испытания беспилотного грузовика камаз

Монтаж оборудования на первом беспилотном «КАМАЗе» завершился в начале мая в научно-техническом центре КАМАЗа (НТЦ). На серийный КАМАЗ-5350 установили компоненты, необходимые для отработки разных режимов автономного движения автомобиля: радары, лидар (активный оптический сенсор, испускающий лазерные лучи в сторону цели во время движения транспорта), видеокамеры, системы связи и бортовые компьютеры.

Был собран мобильный пункт дистанционного управления – джойстик, с помощью которого можно будет управлять автомобилем. Ранее в Набережных Челнах грузовик прошел предполигонные испытания, подтвердившие качество сборки и работу всех систем, сообщила пресс-служба КАМАЗа.

Как заявил гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин, в дальнейшем испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС РФ. «Серийное производство машины может начаться не раньше, чем через два года», – подчеркнул глава автогиганта.

По словам главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ КАМАЗа Сергея Назаренко, в первых полигонных испытаниях заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный «КАМАЗ», который требуется для имитации движения в колонне и других режимов.

Специалисты компаний «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies приступили к настройке и обучению автомобиля разным режимам движения. В планах испытаний – порядка десяти вариантов движения, среди которых режим дистанционного управления, режим движения по заданному маршруту, движение в колонне и другие.

Также планируется апробация автономного движения автомобиля по информации получаемой только с видеокамер и сигналов GPS/Глонасс, без помощи радаров и лидаров. Испытания должны показать, что «видит» машина, корректно ли определяется дистанция.

Работа по проекту «Авторобот» ведется в трех направлениях: SmartPilot, AirPilot и RoboPilot. Первое – создание умных помощников для автомобиля, которые помогают водителю: могут затормозить автомобиль в случае опасности, осуществляют адаптивный круиз-контроль.

Второе направление, AirPilot – создание машин с дистанционным управлением. Третья система, RoboPilot, позволяет машине работать вообще без водителя или в режиме Автопилота, когда водитель имеет возможность отвлечься на некоторое время от управления грузовым автомобилем. Ожидается, что на дорогах общего пользования такие беспилотники могут появиться в 2025-27 годах.

«Беспилотный автомобиль уже сегодня способен самостоятельно управлять педалями газа и тормоза, приводом руля и автоматической коробкой передач. Разработки идут в штатном режиме», — цитирует РИА «Новости» заявление президента компании Cognitive Technologies Ольги Усковой.

Как сообщается, испытания проводились на ограниченной, замкнутой территории 200×50 метров, скорость движения при этом не превышала 10 км/ч. В ближайшее время испытания продолжатся на одном из полигонов МЧС в Московской области, отмечает компания.

https://www.youtube.com/watch?v=QDqSS7v3odk

«Отработка режима детекции дороги и других элементов дорожной сцены представляет собой один из наиболее ответственных элементов испытаний, поскольку связана с оценкой работы искусственного интеллекта в «чистом виде», без помощи каких-либо дополнительных устройств и приборов.

Разговоры о робототехнике: как на «камазе» разрабатывают беспилотник и внедряют промышленных роботов

Беспилотный транспорт и роботизация производства — два горячих и актуальных направления в современной мировой робототехнике. И именно на эти темы нам удалось пообщаться с несколькими специалистами пресс-службы ПАО «КАМАЗ», которые ответили на целый ряд интересующих нас вопросов. С удовольствием делимся с вами полученным материалом.

Беспилотные транспортные средства

Во всём мире наблюдается тенденция к увеличению интеллектуальной составляющей в стоимости автотранспортных средств, растёт степень автоматизации и роботизации управления автомобилем. Рынок автономных автомобилей находится на стадии зарождения. Развитие данного рынка приведёт к улучшению систем распознавания и максимально минимизирует аварийные ситуации. В принципе, изначально системы автономного движения и направлены на снижение количества ДТП и смертей на дорогах путём более безопасного управления автомобилем, в сравнении с даже самым опытным водителем. Система должна прогнозировать опасные ситуации значительно быстрее по сравнению с человеком. Наша система уже на начальном этапе введет распознавание объектов близко к уровню человека.

Кроме того, создание беспилотных транспортных средств снизит нагрузку на водителей – им просто придется выполнять функцию операторов или диспетчеров.

Автономизация транспортных средств, и не только автомобильных, но и летательных и морских, — это мировой тренд и путь, по которому начали своё движение как зарубежные, так и отечественные компании. Всегда нужно с чего-то начинать. «КАМАЗ» может стать первопроходцем в данной тематике на территории РФ.

Помимо создания грузовых автомобилей КАМАЗ с системами автономного движения, стратегически верным решением является разработка самих систем, как аппаратной, так и программной частей. Это достигается путём создания в Научно-техническом центре (НТЦ) ПАО «КАМАЗ» соответствующих компетенций, характеризуемых созданием специализированных конструкторских бюро, набором в штат инженеров-программистов, инженеров-математиков и инженеров по электронике, более тесным взаимодействием с академическим миром.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

Безусловно, перед нами стоят серьёзные инженерные задачи, для решения которых мы и создаём в НТЦ необходимые компетенции, а существующие на сегодняшний день ИТ-технологии и научные дисциплины, такие как нейронные сети и нечёткая логика, позволяют решить данные задачи.

Первая система распознавания была разработана для «КАМАЗа» нашими партнёрами в рамках гос. проекта. Теперь, сформировав команду профессионалов в НТЦ, в частности, создав специальное конструкторское бюро автономных автомобилей в составе Службы Главного конструктора инновационных автомобилей, мы разрабатываем собственную систему распознавания.

Особенность разработок «КАМАЗа» – работа сразу по нескольким направлениям. Начиная с транспортных средств, оснащенных системами помощи водителю, мы шаг за шагом приближаемся к полностью автономному беспилотнику.

Работает «КАМАЗ» и над созданием автономных автомобилей для работы на закрытых и полузакрытых территориях, что разрешено уже сейчас и не требует поправок в законодательство, так как они будут эксплуатироваться на частных территориях, соответственно, сам покупатель будет регламентировать работу данных транспортных средств.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

На сегодняшний день мы имеем некоторый задел в данных разработках. В частности, совместно с партнёрами собран первый прототип авторобота – это автомобиль КАМАЗ-5350 с системой автономного и дистанционного движения, в котором реализованы в начальной версии такие функции:

  • «движение в колонне» (автономное движение за впереди идущем автомобилем);
  • «дистанционное управление автомобилем»;
  • «автономное движение автомобиля по заданному маршруту/алгоритму»;
  • «ADAS уровня торможение» (экстренное торможение автомобиля при внезапно появившемся препятствии).

Разработаны алгоритмы технического зрения, способные распознавать автомобили, пешеходов, дорожные знаки и разметку с точностью, в среднем, 85%, что является на сегодняшний день одним из лучших показателей в мире.

Наши плохие дорогие и более суровые условия эксплуатации сыграют нам на руку, так как, создав безотказную и качественную систему для России, мы волей-неволей создаём одну из наилучших систем в мире. В отличие от зарубежных проектов, беспилотные транспортные средства КАМАЗ разрабатываются не только для дорог общего пользования, но и для бездорожья, складских дорог, сельских дорог и дорог с плохой проходимостью.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

Основной проблемой на пути реализации и продвижения результатов разработок на рынок является технико-этический барьер, т. е. человечество не сразу воспримет отсутствие водителя за рулём автомобиля при движении данного автомобиля. Однако подобные барьеры всегда возникали на начальной стадии каждого нового технологического уклада, и в дальнейшем человечество принимало инновации. Сейчас мы не можем представить свою жизнь, к примеру, без компьютеров и сотовых телефонов. Также будет и здесь.

Кроме того, выезд беспилотников на дороги сейчас запрещен на законодательном уровне. Законодательно разрешена эксплуатация автомобилей с ADAS (Advanced Driver Assistance System) уровней от «0» до «3» на дорогах общего пользования. Это автомобили, оснащенные различными системами помощи водителю – распознавание дорожных знаков, автоматическое торможение перед препятствием и т. д. А что касается последующих уровней ADAS, то работы по внедрению необходимых поправок в технические регламенты ведутся как в Европе, так и в России.

Первый прототип с отечественной системой помощи водителю планируется выпустить в 2022 году. Проблемы возникают с продвижением продукта в связи с тем, что проект является инновационным, и нет решений по дорожной инфраструктуре, нет законодательного регулирования данной сферы в РФ. Решение заключается в объединении всех автопроизводителей, что повлечёт за собой изменение в законодательстве, и появятся требования к дорожной инфраструктуре, что будет большим толчком в развитии беспилотных транспортных средств.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

Умное производство

В рамках стратегического развития до 2020 года на ПАО «КАМАЗ» разработана концепция автоматизации производства с применением робототехнических комплексов. Она предполагает освоение более 900 роботов и робототехнических комплексов, что позволит создать новые высокотехнологичные и высокоинтеллектуальные рабочие места в таких видах производства, как мехобработка, сварка, литейное и кузнечное производство, окраска, холодная штамповка и сборка. Эти сложные и опасные виды работ нуждаются в автоматизации и роботизации в первую очередь.

При этом требуется точный расчет и оценка – где использовать промышленных роботов (ПР), а где человека. Внедрение промышленных роботов – это компромисс между безопасностью и работой.

Процесс автоматизации уже идет полным ходом. На данный момент всего на ПАО «КАМАЗ» задействовано 297 роботов.

Одними из ключевых ожидаемых результатов, из-за которых ПАО «КАМАЗ» встал на курс всеобщей роботизации и автоматизации своих производств, являются:

  • повышение производительности труда;
  • улучшение качества и условий труда работников;
  • сокращение травмоопасного ручного труда, обусловленного профессиональными заболеваниями;
  • cокращение монотонности ручного труда;
  • cоответствие требованиям техники безопасности и повышение качества охраны труда;
  • cокращение текучести персонала и сложностей при подборе кадров.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

План автоматизации ПАО «КАМАЗ» был разработан собственными силами. На каждом из предприятий специалисты отбирали востребованные участки для автоматизации. Далее cформировали технические задания на наиболее важные проекты, после чего приглашали ведущих производителей в робототехнике и их интеграторов, таких как KUKA, FANUC, ABB, YASKAWA для обсуждения и сотрудничества.

Важное значение роботизация приобретает при дефиците высококвалифицированных кадров и в условиях многономенклатурного производства

Скептики часто заявляют, что внедрение роботов оставит людей без работы. Однако, это не так. Аналитики считают, что развитие робототехники скорее, наоборот, создает новые рабочие места. Международная Федерация Робототехники отмечает, что в результате все более широкого внедрения роботов люди будут избавлены от необходимости выполнять рутинные операции и смогут сосредоточиться на творческой деятельности: роботы станут помощниками, которые позволят повысить производительность и качество производимой продукции, но не приведут к исключению людей из производственных процессов. По данным международной консалтинговой компании Boston Consulting Group, к настоящему моменту в мире роботизированы лишь 10% потенциально автоматизируемых работ: к 2025 году эта доля вырастет до 23% и выше. McKinsey указывает, что роботы не заменят людей, но изменят облик рабочих мест. Около 60% видов профессиональной деятельности с использованием уже существующих технологий могут быть автоматизированы на 30% и выше. Однако лишь менее 5% профессий могут быть автоматизированы полностью.

Наша редакция благодарит специалистов пресс-службы ПАО «КАМАЗ» за ответы и помощь в подготовке материала.

КАМАЗ приступил к тестированию беспилотника

Оцените статью
Камаз