КамАЗ разработал беспилотный тягач без кабины :: Autonews

КамАЗ разработал беспилотный тягач без кабины :: Autonews Камаз

«то, что вышло распоряжение, еще не означает, что надо сесть и поехать»

Так или иначе, робогрузовик пока что выйти на дороги на дороги не готов. Как дал понять Афанасьев, первый беспилотный «КАМАЗ-5350» (тот самый, разработанный вместе с Cognitive Technologies и «ВИСТ Групп») еще надо довести до ума, «дорабатывая программное обеспечение».

Он ссылается и на юридические вопросы. «Кто будет отвечать (за возможные ДТП с беспилотниками — прим. ред.)? До сих пор решения главных правовых вопросов нет ни у нас, ни за границей», — говорит Афанасьев. Сам он полагает, что беспилотники и вовсе должны ездить по выделенным трассам, закрытым для транспорта с людьми за рулем. Но тут уже возникает вопрос строительства такой инфраструктуры и его стоимости.

С тем, что до полноценного внедрения еще далеко, согласен и Матасов: «Беспилотный „КАМАЗ“ еще не ездил по дорогам общего пользования. То, что вышло распоряжение (правительства РФ о масштабных испытаниях робомобилей —  прим. ред.), еще не означает, что надо сесть и поехать.

О неготовности беспилотного транспорта к массовому внедрению свидетельствует и третий, пожалуй, самый технически продвинутый, беспилотный проект КАМАЗа. Его автогигант развивает совместно с НАМИ — создателем отечественного лимузина Aurus для Путина, Медведева и прочих VIP-персон.

Главная проблема камазовского беспилотного автобуса — это скорость. Нынешняя версия ШАТЛа может передвигаться полностью в автономном режиме лишь на скорости до 20 км в часГлавная проблема камазовского беспилотного автобуса — это скорость. Нынешняя версия ШАТЛа может передвигаться полностью в автономном режиме лишь на скорости до 20 км/ч

«ассоциация выполнила свою роль, в настоящее время необходимости в ней нет»

Когогина же, кажется, выход из НТИ не смутил, поскольку в конце 2022 года он собрал свою альтернативную ассоциацию разработчиков беспилотного транспорта, которую назвал так же — «Автонет». На первых порах в качестве участников, помимо КАМАЗа, упоминались АвтоВАЗ, «Соллерс», ГАЗ и НАМИ.

Также сообщалось, что ассоциация пока что действует без бюджетного финансирования, однако участники надеялись, что в 2022 году государство на разработку систем автономного управления выделит порядка 3,5 млрд рублей, еще столько же готовы были выложить сами автопроизводители.

Весь 2022 год камазовская ассоциация беспилотного транспорта вела активную пиар-деятельность, проводя один за другим круглые столы, а вот в 2022-м все сошло на нет. «Ассоциация выполнила свою роль, поэтому в настоящее время необходимости в ней нет», — объяснил нашему корреспонденту столь недолгую жизнь камазовского «Автонета» руководитель службы КАМАЗа по взаимодействию с органами власти Михаил Матасов.

Красноречивым итогом деятельности камазовского «Автонета» стало арбитражное разбирательство с одним из своих учредителей — ПАО «Соллерс». С компании Вадима Швецова трясут 3 млн рублей членских взносов за каждый год. Был иск и к московскому автомобильному НИИ НАМИ с требованием выплатить ту же сумму.

Однако в процессе разбирательства истец снизил требования до 250 тыс. рублей, ссылаясь на решение членов ассоциации о том, что таковым должен быть взнос государственных научных центров и унитарных предприятий. К настоящему времени «БИЗНЕС Online» не получил ответа на запрос в «Соллерс», а в НАМИ и «ВИСТ Групп» тему участия в ассоциации «Автонет» отказались комментировать.

Неудивительно, что в октябре 2022 года ассоциация «Автонет» запустила процесс самоликвидации, просуществовав меньше двух лет, а ее исполнительный директор Владимир Колмаков превратился в руководителя ликвидационной комиссии. Наш корреспондент связалась с ним, но тот отказался отвечать на вопросы, сославшись на занятость и порекомендовав обратиться к пресс-секретарю, но та запрос проигнорировала.

Сам Колмаков после этого перестал отвечать на звонки. К слову, о его личности почти ничего не известно. «Его назначили учредители. Были знакомы», — таинственно прокомментировал Матасов, уклонившись от прямого ответа, как человек, не связанный с автомобильной отраслью, встал во главе ассоциации разработчиков беспилотного транспорта.

Согласно базе «Контур.Фокус», Колмаков, например, является учредителем и председателем правления АНО «Правосудие» — правопреемника Федерального арбитражного третейского суда Москвы. Эта организация, к слову, располагается по тому же адресу в Москве, что и ассоциация «Автонет».

Также любопытно, что к работе в ассоциации Колмаков успел привлечь своего компаньона по «Правосудию» Николая Гравирова в качестве правового эксперта, а отец последнего Валентин Гравиров занимал должность советника исполнительного директора ассоциации «Автонет», тогда как числится старшим научным сотрудником Института физики Земли им. Шмидта РАН.

Несмотря на столь короткую жизнь ассоциации, на КАМАЗе ни о чем не жалеют, указывая, что имиджевые задачи были выполнены. «В любом случае благодаря ассоциации мы тему беспилотного транспорта очень хорошо популяризовали, люди стали понимать, что это такое, меньше опасаться, в госструктурах появилось понимание, что это не страшно, что это перспективное направление, дали толчок для нормативного регулирования, для большей работы по линии международных организаций», — доволен итогами Матасов.

Так или иначе робогрузовик пока что выйти на дороги на дороги не готовТак или иначе, робогрузовик пока что выйти на дороги не готов

«камаз» показал беспилотный «челнок» в движении и анонсировал беспилотный самосвал

«КамАЗ» продемонстрировал бескабинный беспилотный грузовик КамАЗ-3373 «Челнок» в движении, в том числе показан поворот по уменьшенному радиусу. В опубликованном на YouTube ролике разработчики кратко рассказали о характеристиках электромобиля и сообщили, что компания планирует представить в начале 2021 года беспилотный самосвал.

Компании по всему миру разрабатывают не только легковые беспилотники, но и грузовые, причем некоторые проекты сразу проектируются не для городских условий, а для закрытых территорий (заводы, порты) или шоссе. Одни компании занимаются переоборудованием обычных тягачей (Otto), а другие (Volvo Trucks, Einride) разрабатывают грузовые автомобили, которые вообще не подразумевают возможности разместить водителя — в них нет кабины.

В России разработкой грузовых беспилотников активно занимается «КамАЗ». Компания начинала с испытательных прототипов на базе серийных КамАЗ-5350 и КамАЗ-4308, однако параллельно шла разработка самостоятельной беспилотной грузовой платформы. КамАЗ-3373 «Челнок» впервые показали в начале 2020 года, это платформа с бортовым фургоном, причем в конструкции не предусмотрено кабины. Размеры грузовика составляют 8 метров в длину, 2,55 в ширину и 4 в высоту, он может развивать скорость до 40 километров в час и принимает на борт до 10 тонн груза.

Теперь «КамАЗ» опубликовал ролик, в котором электрогрузовик показан в движении. В частности, в ролике видно, как четыре поворотных колеса уменьшают радиус поворота платформы. По словам разработчиков, грузовик также может двигаться в «режиме краба» (наискосок, повернув все четыре колеса параллельно). 

Отсутствие кабины позволяет разгружать фургон с обеих сторон, также предусмотрена и симметрия световых приборов автомобиля — любая сторона может быть как передней, так и задней частью грузовика. С каждой стороны, которая может выступать в качестве головной, установлены лидары, радары и камеры. Кроме спутниковой навигации в беспилотной платформе предусмотрена инерциальная система.

Кроме того, в ролике разработчики подробнее рассказали о технических характеристиках беспилотника. Пустой беспилотный фургон весит 19 тонн, у платформы симметричная развесовка (на каждую ось приходится по девять тонн). Также стало известно, что запас хода у «Челнока» составляет около 50 километров, но, по словам представителей компании, этого хватает для работ на закрытой территории в две смены. Полная зарядка аккумуляторной батареи на 60 киловатт-часов занимает 5 часов при использовании зарядного устройства на 380 вольт, но возможна и более продолжительная зарядка от обычной розетки. Питает батарея синхронный электродвигатель на постоянных магнитах с векторным управлением.

Предполагается, что на платформу можно будет устанавливать не только бортовой фургон, но и сцепку для создания беспилотных автопоездов. Также планируется возможность установки самосвального кузова. По словам разработчиков, беспилотный «КамАЗ» представят уже в первом квартале 2021 года.

Стоит отметить, что «КамАЗ» (так же, как и другие отечественные разработчики беспилотников) заинтересован и в испытаниях на дорогах общего пользования. В этом году Правительство России утвердило постановление, согласно которому беспилотные автомобили можно испытывать в 13 регионах страны (раньше они ездили в городе Москве и Республике Татарстан).

Николай Воронцов

«ни о каком прорыве и выходе на международные рынки никто не думал»

Основные причины «развода» с обоими компаниями-разработчиками ПО на КАМАЗе не называют, но можно предположить, что Ускова отчасти права, называя одной из них отсутствие бюджетного финансирования. Косвенно об этом свидетельствует история государственной лоббистской организации «Автонет», которая создавалась под КАМАЗ, но в итоге автогигант из нее вышел и учредил свою с тем же названием, а сегодня закрывает и эту структуру, которой также не удалось пробить госфинансирование.

Создать группу по разработке концепции беспилотного транспорта поручил президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному Собранию 4 декабря 2022 года. Поскольку в 2022-м именно КАМАЗ был в авангарде разработок беспилотников, то гендиректора челнинского завода Сергея Когогина назначили руководителем рабочей группы Национальной технологической инициативы (НТИ) «Автонет» при агентстве стратегических инициатив (АСИ).

Несмотря на кризис, Путин в сентябре 2022 года поручил заложить в бюджет 2022-го 10 млрд рублей на финансирование всех проектов (разработка робомобилей — лишь один из них) НТИ, однако сумма впоследствии урезалась. Так, специальным постановлением правительства на НТИ выделили на 2022 год только 8 млрд рублей.

В итоге гендиректор КАМАЗа ушел с руководящей позиции в первом «Автонете». Как рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» источник в АСИ, якобы «КАМАЗ слишком сильно тянул одеяло на себя». «Было решено пересобрать „Автонет“», — добавил наш собеседник. В итоге НТИ «Автонет» возглавили президент НП «ГЛОНАСС» Александр Гурко и замминистра промышленности и торговли РФ Александр Морозов. КАМАЗ оставил своего представителя в лице члена правления Ирека Гумерова.

А вот компания Cognitive Technologies из НТИ «Автонет» вышла окончательно. «Когда экспертиза пошла на 99-й круг, мы поняли, что даже одного специалиста не хотим там держать, так как у нас нет лишних людей, чтобы ходить на бесконечные совещания. Мы поняли, что это вредная профанация, потому что вывеска красивая, постоянно идет объявление про то, что миллиард пошел туда или сюда, но до дела ничего не доходит.

Молодые компании, которые на эту вывеску ведутся, потеряв несколько лет жизни в этой тусовке, просто перестают быть инноваторами. Либо они фактически теряют свое изобретение, либо становятся бюрократами, потому что начинают специализироваться только на освоении государственных грантов», — говорит Ускова.

Критической точкой для нее стало очередное совещание у одного из крупных чиновников, когда, по ее словам, вместо принятия решения он вдруг сказал, что надо еще раз провести экспертизу. «Я поняла, что ни о каком KPI, прорыве и выходе на международные рынки никто не думал», — заявила она.

Когогина выход из НТИ не смутил, поскольку в конце 2022 года он собрал свою альтернативную ассоциацию разработчиков беспилотного транспорта, которую назвал так же — «Автонет»Когогина выход из НТИ не смутил, поскольку в конце 2022 года он собрал свою альтернативную ассоциацию разработчиков беспилотного транспорта, которую назвал так же — «Автонет»

«одиссей» отправляется в автономное «плавание»

Этим летом КАМАЗ собирается запустить беспилотные грузовики на территории своей промзоны в Набережных Челнах. «Есть задумка запустить летом „КАМАЗ-43083“ на межзаводских перевозках. У нас внутризаводские перевозки — это в том числе дороги общего пользования, у нас же заводы расположены не на одном периметре, поэтому беспилотникам все равно придется выезжать на дороги общего пользования.

Проблема в том, что запуск роботизированных «КАМАЗов» даже на закрытой от постороннего транспорта территории самого предприятия неоднократно переносился. Например, как писала корпоративная газета «Вести КАМАЗа», доставку деталей и комплектующих между цехами завода в Челнах на беспилотниках собирались внедрять еще в 2022 году.

Пробуксовка беспилотного КАМАЗа случилась, по нашей информации, из-за затянувшегося «развода» автопроизводителя с главными разработчиками программного обеспечения для робогрузовика. По словам Афанасьева, летом по заводским дорогам поедет беспилотный «КАМАЗ-43083» — среднетоннажный городской грузовик.

Этот проект на заводе назвали «Одиссей» — робогрузовик всегда будет возвращаться в ту же точку, откуда стартовал. Самое же главное: над «интеллектом» для него впервые самостоятельно работали сотрудники научно-технического центра самого КАМАЗа. «Мы сосредоточились на программном обеспечении, оно свое, а аппаратное обеспечение (то есть всякие радары, лидары) закупается», — пояснил Афанасьев.

Со сторонними разработчиками «мозгов» для беспилотников челнинский автогигант решил разойтись, придя к выводу, что сам может сделать лучше. «Сейчас все развиваем собственными силами, — подтвердил руководитель пресс-службы КАМАЗа. — Ни Cognitive Technologies, ни ВИСТ больше не участвуют в этих проектах, потому что на КАМАЗе принято стратегическое решение — развивать данные проекты самостоятельно».

Ольга Ускова: «Мы, в соответствии с договором, сделали систему ADAS (автопилот на базе компьютерного зрения и искусственного интеллекта) второго уровня»Ольга Ускова: «Мы, в соответствии с договором, сделали систему ADAS (автопилот на базе компьютерного зрения и искусственного интеллекта) второго уровня»

«пиара больше всего у cognitive technologies»

Впервые о планах создать свой беспилотный грузовик на КАМАЗе заявили зимой 2022-го. Тогда главным партнером челнинского автогиганта стала известная московская компания Cognitive Technologies. Стоимость разработки беспилотного грузовика на базе «КАМАЗ-5350» оценивали в 17–18 млрд рублей.

Более того, минпромторг РФ обещал поддержать идею и вложить требуемые миллиарды до 2022 года, однако на деле инвестиции в тот проект ограничились 300 млн рублей, которые выделили по линии бывшего минобрнауки РФ, еще 90 млн вложил сам КАМАЗ.

Как нетрудно догадаться, сегодня КАМАЗ и Cognitive Technologies обвиняют в провале совместного проекта друг друга.

«Мы, в соответствии с договором, сделали систему ADAS (автопилот на базе компьютерного зрения и искусственного интеллекта — прим. ред.) второго уровня. Но наша система не пошла в производство, потому что они (КАМАЗ — прим. ред.), по всей видимости, не очень хотят производить ее на свои деньги, а бюджетная поддержка на это выделена не была», — изложила газете «БИЗНЕС Online» свою версию «развода» президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Однако на КАМАЗе заверяют, что все беспилотные проекты осуществляют на свои деньги, причем речь идет о миллиардах рублей в год. «Конкретную сумму назвать не могу, НИОКР никогда не раскрываем, это является коммерческой тайной. Я могу сказать, что несколько миллиардов рублей в год идут на беспилотные разработки КАМАЗа, а все НИОКР у нас больше 10 миллиардов», — говорит Афанасьев.

При этом он отмечает, что компания Cognitive никогда не была для КАМАЗа единственным партнером в создании беспилотников. «Было с десяток компаний, с которыми мы в этом проекте работали. Мы и сейчас взаимодействуем с несколькими компаниями, в том числе с „Иннокамом“, „Сколково“, даже с „Яндексом“ работаем по определенным направлениям.

Главным конкурентом Cognitive за право создать «мозги» для беспилотного КАМАЗа была «ВИСТ Групп». Эта компания с конца 1980-х годов занимается разработкой и внедрением информационных технологий для горнодобывающей промышленности и металлургии. С 2022 года начала разработки автономных самосвалов и спецтехники.

Пилотные проекты реализованы в том числе в партнерстве с БелАЗом и КАМАЗом. В конце прошлого года «ВИСТ Групп» за 2 млрд рублей была куплена ГК «Цифра» (сделка должна быть окончательно оформлена только в 2020 году), которая, в свою очередь, входит в холдинг «Ренова» куратора проекта «Сколково» миллиардера Виктора Вексельберга.

Среди разработчиков ПО для роботизированного «КАМАЗа» сразу же началось острое соперничество. В 2022 году замгендиректора «ВИСТ Групп» Алексей Клебанов утверждал, что инициатором проекта стала именно его компания. «Договор на создание беспилотника был заключен с нами, а фирма Cognitive Technologies была нашим соисполнителем и отвечала за системы локации и системы технического зрения.

Главным конкурентом Cognitive за право создать «мозги» для беспилотного КАМАЗа была «ВИСТ Групп»Главным конкурентом Cognitive за право создать «мозги» для беспилотного «КАМАЗа» была «ВИСТ Групп»

Бескабинный беспилотник-электромобиль камаз-3373 челнок — обзор от разработчиков

Беспилотники камаза — разновидности и перспективы

Беспилотный автомобильный транспорт становится всё актуальнее с каждым днём. Разрабатывают такую технику крупнейшие мировые производители, не остался в стороне и «КАМАЗ».

На камском автозаводе создали первый отечественный грузовик-беспилотник. мы побывали на ходовых испытаниях этой уникальной машины и оценили ее возможности

Информация, проскочившая в СМИ, о том, что КАМАЗ ведет работы по беспилотнику, слегка озадачила. Где КАМАЗ, а где беспилотники. Но появившаяся вслед за этим фотография расставила все по местам. Приглашение же на КАМАЗ — убедиться в серьезности намерений разработчиков — только утвердило в обоснованности работ.

Итак, беспилотный КАМАЗ. Зачем, для чего? КАМАЗ-5350 цвета хаки, представленный на первых фото, думается, в первую очередь предназначен для военных целей. Его основная задача — доставка боеприпасов и провизии на передовую с минимальными потерями живой силы. В какой-то степени это прообраз транспортных роботов военного назначения будущего.

Вместе с тем на презентации не прозвучало ни слова об этом. Предусмотрительно автомобиль перекрасили в цвета пожарной техники, недвусмысленно дав понять, что он в первую очередь предназначен для пожарных и МЧС. Цели практически те же: тушение пожаров в опасной близости от огня и повышенной задымленности, а также работа в экстремальных ситуациях при возникновении разного рода катастроф.

На самом деле ничего нового «камазовцы» не выдумали. В настоящее время целый ряд именитых фирм работают в этом направлении, и весьма плодотворно. Для меня наиболее значимым является опыт американской фирмы Oshkosh, которая с самого начала не скрывала область применения своих разработок, в частности, машин военного назначения, оборудованных системой TerraMax.

Что, куда и почему

По заявлению главного конструктора по инновационным продуктам НТЦ «КАМАЗ» Сергея Назаренко, работы по беспилотнику проводятся в инициативном порядке за счет собственных средств КАМАЗа. Потенциальный заказчик — МЧС. Основное применение — тушение пожаров в осложненной обстановке.

Техническое зрение спереди обеспечивается пятью видеокамерами

Грузовик оснащен разного вида сенсорами. Есть электромагнитные радары спереди и по бокам, лазерный 2D-лидар (установлен также спереди) и техническое зрение в виде стереокамер (три камеры на крыше, две по бокам плюс камера сзади). Последние предназначены для дистанционного управления грузовиком.

Естественно, присутствует и GPS/ГЛОНАСС-навигация для осуществления определенных режимов движения. Аппаратная часть (компьютер, радары, лидары, стереокамеры) пока импортная. Задание от определенных структур на переход к отечественной аппаратной части может быть выполнено, но лишь в обозримой перспективе (в течение двух-трех лет).

В перспективе, начиная со второго образца, предполагается оснастить беспилотник обзором в 360 градусов. Предполагается использовать систему Bird View фирмы Continental.

Водитель специально держит дверь ногой, рука же у него с телефоном. Тем самым показывалось, что машина им не управляется

В случае потери визуальной информации (сильная задымленность) предусмотрен алгоритм возвращения по уже отработанному маршруту. Одно из решений проблемы — использование устройств, работающих в инфракрасном диапазоне. Это дорогое удовольствие, однако на данный момент на его работу имеется много положительных отзывов.

В этом году планируется закупить подобное устройство и приступить к испытаниям беспилотника с его использованием. Кстати, программное обеспечение для беспилотника разрабатывалось двумя российскими компаниями — «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies, специализирующимися в данном направлении.

В кабине водителя также предусмотрены сенсорные устройства

Так, на «ВИСТ Групп» возложены подбор аппаратной части и разработка алгоритмов управления автомобилем. У этой компании есть определенный опыт работы. В 2022 году ею совместно с БелАЗом был сделан образец дистанционно управляемого карьерного самосвала грузоподъемностью 130 тонн.

Основная идея — исключение человека из зоны ведения горных работ. Следующим шагом стало создание полностью автономной машины, которая уже на протяжении полутора лет проходит испытания на заводском полигоне. Конечная задача — создать образец, способный работать непосредственно в карьере. Определена и площадка — ОАО «СУЭК» (Хакасия). Планами предусмотрено создание пяти автономных БелАЗов и одного экскаватора.

Cognitive Technologies отвечает за блок технического зрения, алгоритм распознавания объектов (ранее упоминаемые две стереокамеры, расположенные за ветровым стеклом) и передачу данных на оборудование «ВИСТ Групп». На основе полученной от всех источников информации принимаются решения, как будет двигаться автомобиль, когда ему необходимо объезжать препятствие, когда тормозить. Пока система стабильно обнаруживает объекты величиной чуть более 200 мм в диаметре, их цвет уже не играет роли.

На бампере спереди, по бокам грузовика и на задней поперечине установлены электромагнитные радары

Как уже было сказано, на беспилотнике применена роботизированная коробка передач ZF AS-Tronic со специальной прошивкой. Для ускорения работ сервопривод рулевого управления был взят от одной из американских фирм. Это позволило в течение двух месяцев поставить оборудование на машину и управлять ею автономно по внешнему сигналу.

Есть и другие пути, правда более затратные. Например, электроусилитель или электрогидроусилитель руля с управлением по CAN-шине. Варианты будут опробованы на втором и третьем образце. Последнее решение рассматривается как более предпочтительное, в том числе со стороны предполагаемого заказчика.

Так осуществляется дистанционное управление грузовиком из «камазовской вахтовки»

В действии

Для «показательного выступления» беспилотника была выбрана площадка предприятия «Ремдизель». В качестве подопытного выступал КАМАЗ-5350 с автоматизированной коробкой передач, сервоприводами и специальным навесным сенсорным оборудованием. Рядом стояли точно такой же грузовик, но в обычном исполнении, и вахтовка с комплексом обмена телеметрией между грузовиком и оператором дистанционного управления беспилотником.

По простоте души устроители мероприятия дали маху, допустив журналистов для осмотра испытуемого раньше времени. Все закончилось тем, что настроенная аппаратура была напрочь выведена из строя. Машина отказывалась объезжать препятствия, попросту не видя их.

Сервопривод рулевого управления пока импортный

Индикатором начала работы в беспилотном режиме стали включившиеся в работу проблесковые маячки. С этого момента всех попросили отойти на безопасное расстояние, от греха подальше.

В первую очередь нам продемонстрировали режим движения по заранее заданному маршруту при отсутствии препятствий. При этом водитель, находящийся в кабине, выполнял роль пассивного наблюдателя. Второй режим предполагал усложнение задачи: появляются препятствия в виде конусов, которые надо было объехать. Объехал все.

Третий режим — имитация ситуации с остановкой перед неожиданно возникшим препятствием. В качестве него выступал солидного размера оранжевый шар, выкатываемый на пути следования грузовика. И на этот раз все прошло без сучка и задоринки. Машина сама предусмотрительно остановилась.

Четвертый режим — движение за лидером. Наконец, пятый — дистанционного управления грузовиком удаленным оператором. Тут для чистоты эксперимента водитель покинул кабину. Грузовик, как цирковая лошадь без наездника, нарезал пару кругов и остановился в заданной оператором точке.

Демонстрация пяти режимов движения беспилотника доказала правильность выбранных решений и достижение первоначально поставленных целей.

Далее предстоит доводка машин до уровня промышленных образцов. В том, что заказчики на данный продукт найдутся, сомнений нет.

Послесловие

В настоящий момент разговор о том, нужен беспилотный КАМАЗ или нет, не идет. Нужен. Подтверждением тому является наше отставание в разработке и производстве беспилотных летательных аппаратов. Чтобы не допустить подобной ситуации с беспилотными наземными транспортными средствами, работы необходимо продолжать, возможно, даже с большей интенсивностью.

Тест на остановку перед препятствием

То, что помимо военного и специального назначения, беспилотники могут найти применение и в народном хозяйстве, уже продемонстрировано компанией «ВИСТ Групп» на примере БелАЗа. Опыт оказался заразительным. В перспективе уже создание роботов на основе карьерных самосвалов КАМАЗ.

Когда лучше бы никого не посылать

Американская корпорация Oshkosh — один из крупнейших производителей спецтехники и оборудования с 90-летней историей. Ее подразделение Oshkosh Defense занято разработкой и производством систем вооружения и, в частности, транспортных средств различного назначения.

Технология Oshkosh TerraMax представляет собой наземные беспилотные транспортные средства, в которых с помощью интеграции мощных военных компьютеров, разведданных, технологий привода по проводам, а также встроенных сенсорных систем реализован принцип беспилотного наземного транспортного средства, управляемого с ограниченным участием водителя или без него.

Эта технология доступна в виде комплекта для установки на определенный вид транспортного средства. В зависимости от области применения, технология способна предоставлять следующий спектр услуг — дистанционное управление, следование за лидером, полностью автономная работа.

Беспилотный БелАЗ

Беспилотный самосвал БелАЗ-75131 грузоподъемностью 130 тонн, в отличие от своего предшественника, самосвала с дистанционным управлением, — роботизированный: способен двигаться по заранее заданному маршруту. В процессе движения самосвала, к диспетчеру по беспроводному каналу связи поступает вся необходимая информация о дорожной обстановке и о состоянии систем управления.

Движение самосвала к месту погрузки или разгрузки в автономном режиме обеспечивается с помощью спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Оптико-электронная система, установленная на самосвал, обеспечивает безопасность вождения машины при любых погодных и климатических условиях, в любое время суток.

Эта разработка призвана снизить риск для человека при работе в местах с опасными условиями эксплуатации и устранить воздействие вредных факторов окружающей среды. Необходимо также отметить, что опытный оператор в непрерывном технологическом цикле успешно управляет четырьмя-пятью роботизированными самосвалами.

Сегодня по заказу потребителей можно устанавливать оборудование для роботизированного управления на любую модель карьерного самосвала БелАЗ с электромеханической трансмиссией грузоподъемностью от 90 до 450 тонн.

Шатл: автономный, но тихоходный

Речь идет о беспилотном микроавтобусе «ШАТЛ». Впервые проект был представлен на международном московском автосалоне (ММАС) в 2022 году и вызвал фурор. Тогда было в диковинку наблюдать микроавтобус, где не предусмотрено место для водителя, а его дизайн вызывал ассоциации с транспортом будущего. «Это же концепт. Мы должны привыкнуть, что транспортное средство без водителя», — говорил тогда Когогин.

Спустя два года снова на ММАС представили новую версию ШАТЛ 2.0, который, в отличие от первой, по словам замгендиректора НАМИ по стратегическому развитию Алексея Гогенко, имеет пятый, высший, уровень автономности. На данный момент собрано четыре экземпляра робоавтобуса.

Директор центра информационных и интеллектуальных систем НАМИ Денис Ендачев уточнил, что институт делает упор на разработку «мозгов» беспилотника, тогда как за КАМАЗом остается лишь производство. Пока выставочные образцы собираются в НАМИ, а в случае серийного производства уже будут использоваться мощности челнинского завода.

Но и этот проект еще требует большой доработки. Главная проблема камазовского беспилотного автобуса — это скорость. Нынешняя версия ШАТЛа, по словам Ендачева, может передвигаться полностью в автономном режиме лишь на скорости до 20 км/ч. Естественно, такого тихохода невозможно выпускать в городской трафик.

«На больших скоростях мы пока не достигли необходимого уровня надежности и быстродействия, когда требуется более быстрая реакция при быстрой смене обстановки вокруг. Пятого уровня автономности мы достигли, но на малых скоростях», — признал представитель НАМИ.

Пока ШАТЛы ездят лишь на полигоне НАМИ, а на дороги общего пользования их планируют (в лучшем случае) выпустить во второй половине этого года. «Прежде чем начинать испытания на дорогах, надо иметь надежность 99,9 процента. Чтобы это получить, необходимо проехать большое количество километров», — уточнил Ендачев. По его словам, ШАТЛ проехал уже десятки тысяч километров, а нужны миллионы.

Впрочем условия для мелкосерийного производства ШАТЛов на КАМАЗе уже созданы. Ендачев отмечает: «Спроса по дорогам общего пользования на такие транспортные средства действительно пока нет, ничего к этому не готово. Но растет спрос на беспилотное обеспечение пассажироперевозок на парковых территориях, где малые скорости, где небольшие расстояния, на перевозки в зоне бизнес-центров. Поэтому мы можем прогнозировать, что спрос на ШАТЛ в ближайшей перспективе появится и будет стабильно увеличиваться».

Пока же дальше всех в России на пути развития беспилотного транспорта продвинулся «Яндекс», который запустил тестирование беспилотного такси в Иннополисе и даже совершил на нем пробег Москва – Казань. Однако о полной автономности речь не идет — машину страхует водитель за рулем.

Оцените статью
Камаз