«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку Камаз

«камаз» выпустил первый электробус-гармошку

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

«КАМАЗ» разработал и выпустил новую модель инновационного пассажирского электротранспорта – сочленённый низкопольный электробус особо большого класса.

Электробус-гармошка КАМАЗ-6292 разработан инженерами Научно-технического центра «КАМАЗа» по специальному заказу ГУП «Мосгортранс». «Сочленённая модель спроектирована с учётом опыта эксплуатации электробуса КАМАЗ-6282, который поставляется в Москву с 2022 года, и отвечает всем современным требованиям к безопасности и комфорту пассажиров, – отметил главный конструктор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Эдуард Данилов. – В ближайшее время мы планируем передать готовый опытный образец в Москву для проведения тестовых испытаний. Это позволит нашим специалистам проверить работу всех систем электробуса-гармошки КАМАЗ в условиях загруженных столичных дорог, своевременно выявить возможные недочёты и в оперативном порядке внедрить необходимые доработки». Одобрение типа транспортного средства планируется получить в августе этого года. Серийное производство сочленённых электробусов КАМАЗ стартует с 2022 года.

Сочленённый электробус КАМАЗ-6292, как и его предшественники, обладает высокими техническими характеристиками и пополняет запас энергии с помощью ультрабыстрых зарядных станций. При этом все удобные элементы, которыми оснащён электробус КАМАЗ-6282, сохранятся и в сочленённой модели. Общая пассажировместимость – 135 человек, мест для сидения – 48, также предусмотрено четыре места для лиц приоритетной категории. Габаритные размеры электробуса-гармошки КАМАЗ 18725х3260х2550мм, полная масса – 28 000кг. Новый транспорт, как и прежде, будет оборудован камерами видеонаблюдения и спутниковой навигацией, будет установлена полностью обновлённая система климат-контроля, останутся и востребованные среди московских пассажиров USB-разъёмы для зарядки телефонов.

Как отмечается в официальном Telegram-канале столичного Дептранса, подобные машины планируется запустить на самых загруженных маршрутах города. «Для Москвы современный вместительный транспорт – важнейшее условие улучшения экологической обстановки. В ближайшее время мы начнём тестирование новой модели электробуса для того, чтобы поездки в городе стали ещё быстрее и удобнее», – подчеркнул заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

Надо отметить, что прошлом году благодаря развитию электробусной сети в Москве выбросы в воздух загрязняющих веществ сократились примерно на 400 тонн.К примеру, замена одного дизельного автобуса на электробус позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год. В этом году в тех районах, где вместо автобусов на маршруты выйдут электробусы, количество выбросов может сократиться на 60,2 тысячи тонн, а в 2022 году – на 85,7 тысячи тонн. «Отрадно, что камазовская техника вот уже 2,5 года вносит большой вклад в улучшение экологической обстановки российской столицы. Сейчас московских пассажиров перевозят 400 электробусов КАМАЗ, и мы намерены и дальше прикладывать все усилия для того, чтобы в автопарки Москвы своевременно поступал самый современный, безопасный и комфортабельный инновационный транспорт», – отметил директор по пассажирскому транспорту ПАО «КАМАЗ» Самат Саттаров.

История создания камаз «геркулес»

Машина получила рабочее название «Геркулес-40», но не исключено, что в серию она выйдет под другим именем. Производитель даже объявил конкурс на «народное» название для этого гиганта. В числе предложенных вариантов были и «Бульдог», и «Носорог», и даже «Годзилла» со «Святобором».

Что же касается истории создания КамАЗа «Геркулес», то он стал совместной разработкой конструкторского бюро предприятия и знаменитой «Бауманки» — МГТУ им. Н.Э. Баумана.

Само собой разумеется, что такой машины у КамАЗа никогда не было, более того: подобных агрегатов в мире выпускается крайне мало. Производством карьерных самосвалов этого класса занимаются только Volvo и Caterpillar, причем, количество экземпляров весьма ограничено.

Если разработка КамАЗа окажется удачной (а сейчас нет никаких предпосылок для того, чтобы в этом сомневаться), когда машина выйдет в серию, у нее есть все шансы захватить практически полностью свободную нишу на данном рынке. 

Стоит отметить тот факт, что разрабатывался карьерный самосвал «КамАЗ Геркулес» в рамках федерального проекта под названием «Создание семейства электромеханических беспилотных автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности в интересах добывающих отраслей промышленности РФ». Он стал частью амбициозной программы исследований и разработки приоритетных направлений развития НТК РФ на 2022-2020 годы.

По состоянию на сегодняшний день у нас есть все основания говорить о том, что разработка оказалась успешной, по крайней мере, фотографии, наводнившие интернет после презентации самосвала, свидетельствуют о монументальности машины и о том, что у нее большое будущее.

На сочлененном электробусе камаз по москве: холодно!

О том, что столица, похоже, собирается в скором времени объявить тендер на поставку сочлененных электробусов, мы говорили не раз. Но что это будут за машины — пока вопрос. Впрочем, на прошедшей выставке Комтранс КАМАЗ показал свой вариант подобного гиганта. Более того, в самом конце прошлого года та машина была передана в Мосгортранс для испытаний — на маршруте и с пассажирами. И я, разумеется, не стал упускать возможности прокатиться на столь интересном аппарате.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Не на всех остановках в Москве информационные таблички закреплены хорошо

Запустили сочлененник на длинном маршруте «т34» (почти как знаменитый танк) — от метро «Парк Победы» до метро «Юго-Западная». Сейчас по нему ходят обычные серийные электробусы КАМАЗ — к ним на время новичок и присоединился.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Посмотришь спереди — обычный электрический КАМАЗ, сбоку — «гармошка»

А вот и он — подъезжает к остановке на Кутузовском проспекте. Интересно, что при беглом взгляде этого «слона» можно и не приметить. Внешность сочлененного гиганта практически повторяет облик своих стандартных коллег — но масштабирована на 18,75 метра длины. При этом полная масса этой машины — аж 28 тонн.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Длинный салон выполнен в стандартизированной для московского транспорта цветовой гамме

Нажимаю кнопку на двери (тут включена система адресного открывания) и попадаю в салон. И здесь больших откровений не видно — светло и просторно, а обивка кресел выполнена в стандартных столичных цветах. Из особенностей — поручни с USB-разъемами, проходящие между парами сидений, а также две зоны для детских/инвалидных колясок, в передней части и в «хвосте».

А вот на ходу отличия от стандартных собратьев проявляются отчетливо — сочлененник больше напоминает… троллейбус! Да, ведь в движение он приводится не электропортальным мостом ZF, а центральным 240-киловаттным электродвигателем Voith с карданной передачей к последней оси. И вся эта система на разгонах подвывает ностальгическим «у-у-у». Кстати, ускоряется «гармошка» не столь рьяно, как одиночные электробусы, — но это, скорее всего, связано с настройками привода.

Ну а теперь самое интересное — обогрев. Напомним, что все городские электробусы в Москве оснащаются дизельными обогревателями Webasto, к чему очень любят придираться экоактивисты: мол, не на 100% они экологичные! Хотели — получайте: сочлененный КАМАЗ оборудован исключительно электрической системой отопления. А вот работает она…

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Узел сочленения выполнен качественно и не сужает проход

В тот день на улице было холодно — минус 10 градусов. Но в самом начале моей поездки в салоне было вполне тепло — хотя и очевидно меньше 18 градусов, которые демонстрировались на потолочных экранах. Также ощутимо гудели электрические салонные «печки», а из дефлекторов над окнами шел теплый воздух. Но радость длилась недолго…

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Гигант едва-едва вписался в разворотный круг около Киевского вокзала

По мере продвижения по маршруту интенсивность обогрева явно снижалась — «печки» все больше молчали, а воздух из дефлекторов становился холоднее с каждой минутой. В итоге к концу поездки (а я проехал полный круг по маршруту до конечной и обратно) в салоне стало холодно настолько, что захотелось надеть шапку и застегнуть куртку. И 18 градусов все на том же экране выглядели откровенным издевательством: в реальности температура определенно была гораздо ниже.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Из дефлектров сначала дул приятный теплый воздух, но уже в середине поездки он сменился на холодный

Увы, похоже, что электрический обогрев салона слишком интенсивно съедает заряд в батареях. Конечно, у этого электробуса их емкость увеличена аж до 345 кВт•ч против 80 кВт•ч у стандартной машины — но и этого в мороз хватает едва-едва.

Заявленный пробег у «электрогармошки» — 90 км. А реальный можно прикинуть: за время поездки я дважды подсматривал на экран в кабине водителя через прозрачную загородку. На подъезде к «Юго-Западной» в батареях было 44% заряда, а у «Парка Победы» — лишь 17%. Расстояние между этими точками по маршруту примерно 17,5 км, из чего следует, что реальный запас хода у этого гиганта порядка 65 км. То есть не больше, чем у 12-метровых одиночек. А если мороз окажется сильнее? Вопрос, похоже, риторический…

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

18 градусов внутри — это хорошо, только речь, видимо, о салоне какого-то другого электробуса…

И он, увы, не единственный при эксплуатации таких машин на городских улицах на постоянной основе. К примеру, если сейчас электробусы проводят у зарядных станций по 15—20 минут, то гигант с более чем вчетверо емкими батареями проведет там уже как минимум час — а это огромный простой!

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

При таких габаритах у существующих станций зарядки длинный КАМАЗ — что слон в посудной лавке

Более того — большинство зарядных станций в Москве спланированы исключительно под одиночные машины. Соответственно, сочлененник займет сразу два места — либо перекроет «хвостом» все проезды. Так что под такие машины просто необходимы собственные пункты зарядки, спланированные именно для них.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

В Москве сочлененники сейчас встречаются лишь в виде автобусов ЛиАЗов — кстати, о новых поставках электробусов этой марки давно не слышно

В общем, вопросов к сочлененным электробусам в Москве (которые гарантированно окажутся гораздо дороже обычных) пока куда больше, чем может показаться на первый взгляд. И пока они не будут решены, запуск подобных машин на регулярные маршруты крайне затруднителен.

«КАМАЗ» выпустил первый электробус-гармошку

Назначение шарнирно-сочлененного самосвала

Сочлененные самосвалы представляют собой мощную технику повышенной проходимости, главная функция которой сводится к перевозке больших объемов сыпучего груза в условиях бездорожья. Такие ТС превосходят стандартные модели по целому ряду параметров. 

Они характеризуются отличной сбалансированностью, оптимальным соотношением веса и грузоподъемности, что повышает надежность техники без ущерба ее маневренности. Подобные машины способны выполнять огромный объем работы за короткое время. 

Благодаря повышенной проходимости сочлененные самосвалы используют в процессе перевозки насыпных грузов по бездорожью. Это значит, что им нет равных в карьерах, где дорожное покрытие отсутствует как таковое. Отсюда и основная сфера применения, для которой ТС, собственно, и конструируются – горнодобывающая промышленность.

Шарнирно-сочлененные самосвалы нашли широкое применение в шахтах и при разработке карьерных месторождений. Без них не обойтись и на стройплощадках, где планируется возведение крупных промышленных объектов – там самосвалы используют для отсыпки почвы при вскрышных работах. 

Присутствуют машины и на балансе предприятий нефтяной отрасли, привлекаясь в процессе обустройства месторождений и прокладки трубопроводов. Важно отметить, что одной лишь перевозкой сыпучих материалов использование подобной техники не ограничивается – она незаменима при транспортировке длинномерных грузов, вахтовых домиков, контейнеров и пр.

Если сравнивать шарнирно-сочлененные модели с обычными шоссейными, они отличаются целым рядом преимуществ:

  •  Эффективность выполнения любых транспортных задач.
  •  Отличные эксплуатационные показатели в условиях плохой проходимости.
  •  Способность легко и быстро преодолевать крутые подъемы, будучи при этом загруженными «под завязку».
  •  Отличная маневренность и малый радиус разворота, что актуально для применения в условиях ограниченного пространства.
  •  Способность выполнять круговой разворот, практически стоя на месте. 
  •  Компактность, позволяющая машине передвигаться и по дорогам общего пользования. 
  •  Нулевой риск опрокидывания.

Технические характеристики карьерного грузовика

Характеристики КамАЗ «Геркулес» впечатляют. Это сверхтяжелая машина, способная справиться с транспортировкой 40 тонн груза. Ее длина составляет 10,1 метра, снаряженная масса – 31 т., общая масса – 75 т. 

Привод, напомним, у машины гибридный, максимальная мощность дизельного мотора составляет 542 лошадиных силы, марка агрегата пока не называется. Ходят слухи, что это будет новейшая «камазовская» форсированная шестерка. Электромотор установлен сзади, заявленная его мощность равна 480 кВт. Батареи – литий-титанатные.

Габариты самосвала:

  •  Длина – 10,1 м.
  •  Дорожный просвет – 61,7 см.
  •  Ширина – 3,6 м.
  •  Высота – 4 м.

Устройство автомобиля

Грузовик «Геркулес» от КамАЗ выполнен как последовательный гибрид, то есть оснащен и ДВС, и электрогенератором. Дизельный мотор запускает генератор, вырабатывающий энергию для тяглового аккумулятора и для зарядки АКБ. Во время движения на спуск происходит рекуперация энергии, которая накапливается в аккумуляторе, а затем привлекается, когда машина движется на подъем.

Гибридная установка позволяет технике на ровных участках двигаться исключительно на электротяге, что способствует экономии топлива. По заявлениям производителя, расход горючего у «гибрида» на 15 процентов ниже, чем у полностью дизельного аналога. 

Рама у самосвала шарнирно-сочлененная, с 2 ступенями свободы. Такое конструктивное решение исключило риск вывешивания колес и позволило добиться минимального радиуса разворота. Интересно то, что маневрирует КамАЗ 6561 «Геркулес» не за счет поворота колес, а благодаря складыванию полурам.

В грузовике реализована ADAS (система автономного вождения, автопилот, если говорить проще) 5 уровня. Это значит, что в карьере машина может перемещаться в режиме автопилота, участие человека в процессе управления не требуется. Возможно управление самосвалом дистанционно.

Оцените статью
Камаз