КамАЗ за полгода подорожал в 1,5 раза на рынке РФ

КамАЗ за полгода подорожал в 1,5 раза на рынке РФ Камаз

Почему растут цены на грузовики?

Обычно к числу причин, по которым растут цены на грузовые автомобили, относятся в основном инфляция и ежегодное обновление модельного ряда, а также повышение стоимости каких-либо расходников или компонентов.

Но с тех пор, как в мировую экономику вмешался коронавирус, ситуация стала другой. По мнению большинства экспертов, определяющее влияние на стоимость транспорта оказали именно последствия пандемии — такие как дефицит электронных компонентов, логистические перебои и рост цен на сырьё (прежде всего, сталь, резину и пластик), а также снижение платёжеспособности клиента.

В 2022 году причиной для роста цен на грузовики может стать и другой фактор: ажиотаж потребителей. Примеры подобного в России фиксировались множество раз — начиная от ставшей уже хрестоматийной вроде гречки в романах Ильфа и Петрова и заканчивая достаточно дорогой техникой, в том числе и автомобильной.

Чтобы не создавать ажиотажного спроса, который ещё больше подстегнёт неестественно быстрый рост цен, эксперты рекомендуют хорошенько подумать — и обновлять свой грузовой автопарк только в том случае, если это действительно нужно.

Акции камаза показали рост

Акции КамАЗа растут третий день подряд — компания подорожала более чем в полтора раза, а стоимость ее ценных бумаг побила 12-летний рекорд. 31 августа она доходила до 132 руб. за штуку. Это произошло после того, как автопроизводитель опубликовал финансовый отчет за первое полугодие. Чистая прибыль составила почти 4 млрд руб., годом ранее она была существенно меньше — 32 млн.

Выручка компании выросла на 40%. Кроме того, важную роль сыграло резкое увеличение продаж, считает ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов:

«Помимо хорошей финансовой деятельности, есть еще несколько причин. Первая — у компании высокая занятость до сентября, вся ее продукция уже была распродана, причем об этом сообщалось еще чуть ли не весной. Второй момент — некий скепсис инвесторов к российским производителям автомобилей сменился пониманием того, что, оказывается, отечественная компания может стоить дороже. Можно добавить, что и это повышение акций связано с ожиданием стоимости в счет будущих периодов. Рост акций компании до конца года еще возможен. Я думаю, основной будет, скорее всего, в конце декабря, потому что инвесторы будут ждать итогов года. Когда начнут появляться первые результаты, акции подрастут еще».

На прошлой неделе правительство выделило КамАЗу более миллиарда рублей на модернизацию производства и обновление модельного ряда. В пресс-службе компании связали рост акций в том числе и с этим. В последние годы иностранная техника заметно подорожала, поэтому продукты КамАЗа становятся более востребованы, говорит ведущий аналитик «Открытия Брокер» Андрей Кочетков:

«Мы рассчитываем на то, что второе полугодие будет тоже хорошим, потому что мы все-таки ждем оживления экономики. На этом фоне, естественно, акции растут. Они очень долгое время были вне интереса широкого круга инвесторов, и на текущий момент являются достаточно дешевыми, по сравнению со всем рынком.

КамАЗ не показывал устойчивой прибыли, каких-либо дивидендных выплат тоже не было, соответственно, появились определенные надежды на то, что эта ситуация изменится.

Дотация в 1 млрд руб. от правительства для КамАЗа — это довольно серьезная сумма. Но дело тут даже не в них, а в том, что предприятие устойчивое, и продукция сейчас пользуется спросом. Сейчас мы просто ожидаем некоего оживления в экономике, и на фоне того, что импортная автотехника, гораздо дороже, чем года два назад, то сейчас предложения КамАЗа будут выглядеть выгодно. Сегодня российский рынок во многом очень зависит от желаний, настроений и целей частных инвесторов. По сравнению с тем, что было пять лет назад, количество частных инвесторов увеличилось в пять раз, если не больше, то есть практически 10% населения сейчас занимаются инвестициями. Наш рынок не настолько богат на интересные акции, как американский. Соответственно, КамАЗ мог стать объектом в том числе и частных инвестиций. Если free float небольшой, то приток средств вызывает очень серьезные колебания цены».

В то же время некоторые аналитики отмечают, что текущий рост акций носит скорее спекулятивный характер и не рекомендуют покупать бумаги КамАЗа на долгий срок.

Камаз за полгода подорожал в 1,5 раза на рынке рф

В январе-июне этого года спрос на подержанные грузовики увеличился на 6% в РФ, на LCV – на 33%. Чаще всего из соответствующих сегментов покупали КамАЗ-65115 и ГАЗель-33023.

Растут в России и средние цены на легкий коммерческий транспорт, и грузовые машины с пробегом, при этом они начали сильно дорожать еще в январе-марте. По результатам первого квартала в стране средняя стоимость грузовиков стала больше на 16,7%, а в апреле-июне – еще на 7,1%.

Существеннее выросла цена на конкретные грузовые модификации на вторичном рынке РФ, чем по рынку в среднем. Например, за КамАЗ-65115 ныне приходится платить свыше 51% по сравнению с прошедшим годом. Если смотреть на сегмент LCV, то такие модели подорожали на 23,6% в среднем.

Согласно имеющимся данным, во первом квартале нынешнего года средняя стоимость грузовиков составляла 700 тысяч рублей, во втором – 750 тысяч рублей, хотя в третьем и четвертом кварталах 2020 года показатель достигал 550 и 600 тысяч рублей соответственно. У легкого коммерческого транспорта цифры следующие: 424 893 рублей, 445 010 рублей, 380 000 рублей и 360 007 рублей соответственно.

От максимума к минимуму: цены на грузовики

Рынок грузовиков, естественно, не ограничивается самыми популярными моделями. Несмотря на решение многих автопроизводителей временно приостановить отгрузки в Россию и — если оно имелось — местное производство, имеющийся выбор всё ещё широк.

Ранее по теме: «Санкции 2022 года: чем угрожает России массовый отток зарубежных автопроизводителей?».

Общее количество предложений на том же «Авито» в разделе грузового транспорта превышает 30 тыс. штук.

Самая дорогая позиция среди бортовых грузовиков с КМУ — выходец из Азии Hino 700, предлагаемый почти за 20 млн рублей, без КМУ — подержанный Volvo FM 2022 года выпуска с пробегом в 200 тыс. км, который стоит больше 16 млн рублей. Конкуренцию шведу может составить DAF XF 105, выпущенный в 2022 году и успевший за 4 года «пробежать» в 400 тыс. км: его цена в настоящий момент составляет 15,99 млн рублей.

Самые дешёвые варианты в рабочем состоянии можно купить за 55 тыс. рублей (известная ещё со времён Советского Союза модель «ГАЗ-52» с узнаваемой голубой кабиной). Для грузовиков, оснащённых КМУ, нижний порог находится в районе 200 тыс. рублей: за эти деньги можно приобрести «ГАЗ» или «ЗИЛ». Для приобретения 10-летнего Mitsubishi или 20-летнего ISUZU потребуется добавить ещё ¾ суммы.

Рынок грузовых автомобилей в россии

По данным аналитического агентства «Автостат», за 2021 год на российском рынке реализовали около 98 тыс. грузовиков, причём треть общего количества пришлась на машины производства ПАО «КАМАЗ».

Другие исследователи, компания «Автостат Инфо», несколько дней назад рассказали, что самыми популярными на отечественном рынке по состоянию на начало 2022 года можно назвать следующие модели:

  • «ГАЗ-3307» (156 887 ед.),
  • «КАМАЗ-65115» (104 480 ед.),
  • «КАМАЗ-43118» (77 676 ед.).

Итак, пробежимся по нынешним ценам?

Ранее по теме: «Продажи грузовых машин в 2021 году выросли на 38%».

Сколько стоит «камаз-65115» в 2022 году?

Дороже всего стоят вариации с КМУ: так, стоимость самых дорогих краново-манипуляторных установок на шасси «КАМАЗ-65115» (из числа представленных на «Авито») в настоящий момент находится в районе 13–13,5 млн рублей.

Впрочем, есть на классифайде и более «щадящие» предложения — с суммами, начинающимися от 7 с небольшим млн рублей.

Без дополнительных надстроек модели  «КАМАЗ-65115» стоят значительно меньше. Так, модель 2006 года выпуска можно купить от 2,3 млн рублей, модели 2022–2022-х годов предлагают к покупке за суммы в районе 3,5–3,7 млн рублей. При этом стоимость машин последних лет выпуска стартует в районе 5 млн.

Цена «камаза-43118» в 2022 году

Замыкающая тройку самых популярных среди отечественного пользователя грузовиков модель относится к категории крупнотоннажных и имеет повышенную проходимость.

За новое шасси «КАМАЗ-43118» дилеры в настоящий момент просят от 4 до 5 млн рублей. Шасси этой модели часто ложится в основу создания автомобильных кранов. Стоимость новейших моделей такой техники на «Авито» находится в районе 14–15 млн рублей.

Цены на новые машины «КАМАЗ-43118» с КМУ от разных производителей в основном располагаются в промежутке от 8 до 13 млн рублей.

Стоимость новых бортовых грузовиков этой модели без КМУ на сегодняшний день на разных площадках демонстрирует широкий разбег от 4,8 до 8 млн рублей. Цена на новые самосвалы «КАМАЗ-43118» начинается в районе 4,5 млн рублей и заканчивается 10 млн рублей (если те оснащены КМУ), но в среднем составляет 6,5 млн.

Цены на грузовики в 2022 году: «газ-3307»

Самую распространённую машину сегмента начали производить в уже далёком 1990-м году, а в недавнем 2020-м сняли с производства.

Однако очевидно, что 30-летняя история позволила среднетоннажному грузовику «ГАЗ-3307» плотно войти в отечественный обиход и стать важной частью российских автомобильных реалий.

Торговая площадка «Авито» предлагает больше 400 объявлений о продаже грузовых автомобилей этой модели, правда, некоторая часть из них годится лишь на запчасти.

Стоимость машин разного года выпуска в рабочем — или, как иногда пишут пользователи сайта, «бодром» — состоянии стартует приблизительно от 100 тыс. рублей (касается и бортовых грузовиков, и самосвалов, и водовозов).

Самый дорогой экземпляр — оснащённый краново-манипуляторной установкой «ГАЗ-3307» 2005 года выпуска с пробегом в 170 тыс. км. Такая машина обойдётся в 1,5 млн рублей. Это единственное на «Авито» предложение о продаже грузовика этой модели за подобную сумму; в остальных объявлениях запрашиваемая цена значительно ниже.

За 1,2 млн рублей на другой торговой площадке (Авто.ру) можно приобрести «ГАЗ-3307», выпущенный в 1997 году, но успевший наездить всего 98 тыс. км. Он также оснащён КМУ, а кроме того, может выполнять функции самосвала.

При этом цена «соседей» по сайту варьируется от 70 до 600 тыс. рублей.

Чего ожидать от цен на грузовую технику в будущем?

Пока производители грузовых автомобилей ничего не говорили о грядущем (или — возможном) повышении цен. Высказались лишь коллеги из сектора легковых авто: LADA, например, даже показала обновлённые ценники.

Но нужно понимать: стоимость грузовой техники росла уже давно, если не сказать, что всегда. Только за 9 месяцев 2021 года новые грузовики, по данным Russian Automotive Market Research, выросли в цене на 26%.

Теперь, когда позиции рубля становятся всё слабее, а компании остаются без зарубежных партнёров и возможности пользоваться зарубежными комплектующими, а значит, вынуждены серьёзно перестраивать производственный процесс, цены также продолжат расти.

Ранее по теме: «Финансовый вопрос: цены на спецтехнику продолжат расти? Мнение экспертов».

Что интересно, прошлый год в плане роста цен стал необычным — в чём-то даже переломным — моментом: аналитики с удивлением отмечали, что беспрецедентный скачок стоимости случился не только с новой техникой, но и с подержанной.

Всё дело в том, что наблюдавшийся весь год отложенный спрос шёл рука об руку не только с неспособностью производителей полностью удовлетворить его, но и с серьёзными финансовыми трудностями практически у всех слоёв населения, а также инфляцией. Все вместе эти факторы сместили фокус внимания потребителей на более доступные варианты — что, в конечном итоге, заставило вырасти и их цены тоже.

Те же тенденции, скорее всего, можно будет наблюдать и в 2022 году. К старым проблемам с поставками добавятся новые, а адаптация к новым условиям потребует от производителей дополнительных затрат и усилий, что, в свою очередь, отразится на ценниках.

Конечно, геополитическая ситуация, послужившая причиной новых нарушений в логистике и целой череды решений западных партнёров о приостановке российского бизнеса, рано или поздно закончится. Однако, как показывает практика, даже после того, как первоначальные причины роста цен изживают себя, процесс повышения стоимости не останавливается.

Оцените статью
Камаз