КАМАЗ зерновоз: самосвал, щука, сельхозник, грузоперевозки

КАМАЗ зерновоз: самосвал, щука, сельхозник, грузоперевозки Камаз
Содержание
  1. Описание используемых коробок
  2. Общее описание и габариты самосвала
  3. Зерновозы от камаз с основными особенностями
  4. Cамосвал камаз-5511
  5. Бортовые грузовики – камазы
  6. Как работает делитель на камазе
  7. Как снять коробку
  8. Колхозник, карась или щука
  9. Кпп камаз-43118
  10. Кузов
  11. Можно ли на камазе ездить без мочевины
  12. На арене камаз против маз
  13. Не отвлекайтесь при управлении фурой
  14. Не пренебрегайте перерывом
  15. Особенности переключения в разных моделях
  16. Особенности управления транспортным средством категории «е»
  17. Первый и единственный. как сложилась судьба камаза повышенной комфортности – коммерческий транспорт – ати, центр: система грузоперевозок
  18. Плюсы и минусы
  19. Популярные представители в своем репертуаре
  20. Принцип работы
  21. Размеры камаза
  22. Расчёт оптимальной ширины распашных и откатных ворот
  23. Следите за своим грузовиком
  24. Соблюдайте особую осторожность в опасных дорожных условиях
  25. Старт
  26. Схема ремонта кпп камаз-5320 с делителем
  27. Технические характеристики
  28. Уважайте других водителей
  29. Управление при подъёме на склон

Описание используемых коробок

Схема переключения передач напрямую зависит от типа установленной на автомобиле КамАЗ трансмиссии. Большинство используемых машин применяют коробку на пять скоростей вперед и одна назад, это модель с индексом 14. Механизм актуален в случае, если не требуется буксировать прицеп, или перевозимый груз весит менее 10т.

Коробка КамАЗ-14:

https://www.youtube.com/watch?v=2IYS0dJCkTk

Техника, используемая для перевозки больших грузов, или участвующая в составе автопоездов, использует трансмиссию с маркировкой 15. В этом случае нужен навык, как управлять КамАЗом самосвалом, поскольку в состав коробки входит редуктор. Это та же трансмиссия 14 с пятью передними и одной задней передачей.

Коробка передач КамАЗ-ZF:

Применяемая коробка с индексом 16, с восемью ступенями механического типа. Предусмотрен редуктор на четыре ступени и пониженная передача. Так же устанавливаются коробки ZF, которые оснащены девятью передачами и вспомогательной понижающей ступенью.

Не зависимо от модели трансмиссии, коробки механического типа, управление ведётся при помощи педали сцепления. Переключение проходит поэтапно, с учетом низшего и высшего режимов. За переключение режимов отвечает рычаг на ручке кулисы. При создании, учтено, что КамАЗ это тяжёлый автомобиль, в нагруженном состоянии нуждающийся в снижении усилия. И наоборот, если ездить с пустым кузовом, это не приведёт к перегреву и расходу топлива.

Общее описание и габариты самосвала

Это транспортное средство относится к строительным грузовым автомобилям с задним способом выгрузки перевозимой продукции. Габариты КамАЗа-самосвала способствуют тому, что данный автомобиль с успехом применяют на стройках, в разработанных карьерах и т. д.

Над двигателем расположена шумотермоизоляционная трехместная наклоняемая цельнометаллическая кабина. Грузовой автомобиль КамАЗ снабжен самосвальной платформой объемом 12 кубометров, которой можно управлять дистанционно. При полной загрузке машина спокойно преодолевает подъемы 25-30 градусов. Габариты КамАЗа – 7800 мм/2500 мм/3055 мм (длина/ширина/высота).

Зерновозы от камаз с основными особенностями

Разглядывая транспорт ближе, каждый заметит, что здесь преобладает двускатный тип ошиновки, то есть колеса двойные с формулой 6 на 4. Причем конструкция разных модификаций может встречаться как трехосная (с дополнительным прицепом), так и двухосная.

Отдельно стоит сказать, что в КАМАЗ модели зерновоз имеется межосевая и межколесная блокировка. На крайний случай есть устройство для экстренных вызовов в оперативную службу. Здесь также установлен тахограф российского образца, призванный осуществлять контроль режима труда водителя.

Все модели оборудованы механической коробкой передач. Оно и понятно, ведь грузоперевозки подразумевают езду в любых погодных условиях по дорогам с разным покрытием. Газодизельная система питания позволяет экономить на топливе.

Водители для себя отмечают главное удобство – это низкая кабина, в которой есть одно спальное место для отдыха. Пожалуй, это существенный плюс, особенно когда речь идет о суточных рабочих днях.

Cамосвал камаз-5511

Это было в октябре 1977 года. Совместные усилия разработчиков из Набережных Челнов и инженеров из Мытищ, отправленных на подмогу, увенчались успехом. С конвейера Камского автомобильного завода сошел первый новенький самосвал, прообразом которого стала модель ЗИЛ-170.

В конструкции были применены новейшие технические разработки. Например, особые фары, испускающие асимметричные лучи, не бьющие в глаза шоферам встречных машинам. Или мигающая огни поворотных указателей, срабатывающие в аварийных ситуациях.

Прочный стальной кузов с задним типом разгрузки оснащен козырьком, а лобовое стекло сделано трехслойным. Основные детали унифицированы с другими камазовскими моделями, что очень удобно при ремонте.

Агрегат выпускали до 1990 года, а затем конструкторы немного его усовершенствовали: сменили дизель на более мощную модель с турбонаддувом, увеличили кузов, добавив ему задний борт, а также поставили рессоры. В итоге получился тринадцатитонный самосвал КамАЗ-55111, который предприятие производило до 2022 года. Эти две модели, отличающиеся всего одной цифрой в названии, очень похожи. Их легко перепутать, особенно издали.

Бортовые грузовики – камазы

Немного раньше люди привыкли перевозить сельскохозяйственную продукцию (зерно, фрукты, овощи и др.) на грузовиках (использовали камаз 5320), размеры кузова которого были неудобными:

  • Полная масса – 18225 кг;
  • Грузоподъемность – 8000 кг;
  • Максимальная скорость – 80 км/ч.;
  • Мощность двигателя – 250 л.с.;
  • Длина – 8,53 м.;
  • Высота – 3,36 м.

Ширина кузова камаза бортового была стандартных (на тот момент) больших размеров:

  • Полная масса – 15305 кг;
  • Грузоподъемность – 9000 кг;
  • Максимальная скорость – 80 км/ч.;
  • Мощность двигателя – 225 л.с.;
  • Длина – 7,435 м.;
  • Высота – 3,36 м.

Сейчас камаз сельхозник, размеры кузова которого представлены в более компактном варианте, пользуется большой популярностью (модель 45144), так как разработан по современным технологиям:

  • Полная масса – 25200 кг;
  • Грузоподъемность – 14200 кг;
  • Максимальная скорость – 80 км/ч.;
  • Мощность двигателя – 260 л.с.;
  • Длина – 8,5 м.;
  • Высота – 3 м.

Как работает делитель на камазе

Делитель или мультипликатор коробки передач представляет собой дополнительно установленную повышающую передачу, которая из 5ти-ступенчатой КПП делает 10ти-ступенчатую.

Принцип его работы заключается в следующем. Мультипликатор сокращает диапазоны между основными передачами, уплотняя ряд передаточных чисел коробки и расширяя их на 20-25 процентов.

Такая модификация позволяет улучшить такие характеристики автомобиля, как:

  • экономичность расхода топлива;
  • скорость разгона;
  • тяговое усилие;
  • управляемость.

Механизм располагается перед коробкой передач, или чуть правее от нее, так как основной узел не испытывает больших нагрузок и не требует конструктивной переделки. Это позволяет производить ремонт и регулировку делителя при возникновении неисправности самостоятельно.

Как снять коробку

Снятие коробки передач осуществляется следующим образом:

  1. Надо снять карданную передачу. Для этого откручивают 4 гайки крепежа.
  2. Снимают ПГУ.
  3. Демонтируют крепления стартера.
  4. Отсоединяют трубку, которая идет к понижающему редуктору.
  5. Демонтируют рычаг переключения передач.
  6. Ставят домкрат между маховиком и поддоном мотора, и через деревянную подставку демонтируют мотор.
  7. Откручивают гайки задней траверсы и снимают ее.
  8. Демонтируют распорную тягу.
  9. Откручивают болты крепежа кронштейна системы выпуска.
  10. Подсоединяют таль к болтам и натягивают его.
  11. Отвинчивают гайки крепежа к боковым подушкам мотора.
  12. Откручивают болты, которые фиксируют КПП к ДВС.
  13. Поднимают таль, отодвигают КПП от мотора до выхода первичного вала трансмиссии.
  14. Вытаскивают коробку передач.

Колхозник, карась или щука

Придуманные в колхозах «прозвища» грузовиков надежно закрепились и в наши дни.

Авто с увеличенной проходимостью, а именно, КАМАЗ щука зерновоз 65117 оборудован герметичными и усиленными бортовыми платформами. Номинальная грузоподъемность составляет 14,5 тонн. Этого достаточно для грузоперевозки зерна, чтобы выполнить посевные работы.

Для подъема платформы также используется гидравлический механизм. Система открывания и закрывания платформ механическая. Она может приводиться в движение как автоматическим (во время выгрузки), так и ручным способом.

Яркий представитель с модификацией 65207, или как его еще называют, зерновоз сельхозник КАМАЗ, выпускается с двигателем экологического класса Евро 5.

Грузоподъемность у него небольшая – она составляет всего 11,7 тонн. Зато мощность двигателя достигает значение 401 лошадиная сила, что считается довольно-таки сильной установкой. Приличный топливный бак вмещает в себя 400 литров.

Так как это вид бортовой машины, то оснащение следующее: имеется три нижних борта и три верхних глухих. Задний модуль также состоит из трех бортов.

В самосвальных конструкциях подъем выполняется при помощи гидроцилиндра, который устанавливается под дном платформы.

Кпп камаз-43118

КамАЗ-43118 оборудуется КПП модели КАМАЗ-154 с делителем, которая имеет аналогичную 152-ой модели схему переключения передач.

Передаточные числа коробки передач:
Номера передач

Кузов

Эта металлическая деталь ковшевидного типа снабжена защитным козырьком, прикрывающим кабину. К каркасу, служащему основанием, приварены стальные листы, образующие днище. Чтобы было удобно высыпать груз, оно немного расширено, а передний борт кузова располагается под наклоном.

Соединение надрамника с рамой осуществляется кронштейнами и стяжками. Кузов поднимается и опускается с помощью гидравлики. Опрокидывающий механизм оснащен кронштейнами со стопорными пальцами, которые крепко держат кузов поднятым. А чтобы он не перевернулся, его страхует специальный трос с пружиной.

Гидропривод механизма подъема содержит:

  • Коробку отбора мощности одноступенчатого типа, работающая от автомобильной КПП. Управляется она электропневматическим способом – делают это непосредственно из кабины.
  • Гидроцилиндр с тремя ступенями телескопического типа, закрепленный на шарнирах между передним бортом и надрамником. Максимальный угол поднятия – 60 градусов. При этом происходит срабатывание ограничительного клапана.
  • Три пневмоэлектрических клапана и систему пневмопроводов.
  • Масляный резервуар, насос, маслопроводы и управляющий кран.

Схема подъема платформы на самосвале КамАЗ-5511

Можно ли на камазе ездить без мочевины

Грузовые автомобили, соответствующие стандартам Евро 4-6, используют метод нейтрализации воздействия выхлопных газов на природу. Для этого в специальный бачок заливается мочевина, которая впоследствии впрыскивается в выхлопную систему.

В нашей стране применение такого материала граничит с трудностями:

  • Низкое качество мочевины;
  • Замерзание продукта при температуре -11°С;
  • Запах аммиака из выхлопа, ожоги при попадании на кожу;
  • Много подделок, цена.

КамАЗ, жидкость для системы SCR (мочевина):

Постоянно эксплуатировать автомобиль без мочевины не желательно, поскольку это приведёт к выходу из строя насоса, перекачивающего материал. Отключить систему нейтрализации можно на программном уровне, либо обратившись к электрику, который сделает гидролиз в катализаторе не возможным.

На арене камаз против маз

При упоминании отечественного грузового автомобиля вместе с ним вспоминается еще и МАЗ.

Утверждать, какой из них лучше КАМАЗ или МАЗ невозможно, так как выбор складывается из следующих критериев:

  • цена;
  • стоимость расходных материалов для техобслуживания и устранения неполадок;
  • комфорт при использовании;
  • качество и надежность.

Грузовики показали отличную проходимость и устойчивость в любых, даже самых суровых условиях. Цена на запчасти примерно одинаковая. Каких-то серьезных недостатков не было выявлено.

Сказать что лучше определенно нельзя, так как КАМАЗ зерновоз не уступает МАЗу. У него также хорошо работает коробка передач и довольно мощный двигатель. Это скорее дело личных предпочтений каждого.

Не отвлекайтесь при управлении фурой

Водители тягачей, которые отправляют смс, более склонны к авариям, столкновениям или непреднамеренному отклонению от полосы движения. Даже такая простая вещь, как разговор по телефону или с пассажиром, отвлекает ваше внимание от дороги.

Отвлеченные водители грузовиков совершают более небезопасные маневры, например, проезжают на красный свет светофора, ускоряются и уходят с полосы. Они реже пристёгиваются и часто сонливы.

Придерживайтесь следующих правил во время движения:

  • Никогда не пишите сообщения;
  • Не пользуйтесь рацией;
  • Не разговаривайте по телефону;
  • Не читайте, не пишите и не используйте бумажные карты;
  • Избегайте еды или питья за рулем;
  • Не отвлекайтесь на предметы вне грузовика.

Если вы доставляете груз в город, в который никогда раньше не были, спланируйте свой маршрут перед тем, как отправиться в путь. Так, вы избавите себя от соблазна тратить время на чтение карт, когда нужно следить за дорогой.

Не пренебрегайте перерывом

Физические и умственные нагрузки вызывают усталость, которая ухудшает вашу работоспособность и может привести к аварии. Сон — самый простой способ восстановить силы. Есть и другие варианты избежать усталости:

  • По возможности избегайте вождения, когда усталость для вашего тела естественна, например, поздно вечером или ночью.
  • Соблюдайте здоровую диету — употребляйте правильные продукты, не пропускайте приём пищи и соблюдайте режим.
  • Избегайте лекарств, которые вызывают сонливость. Спросите своего врача об альтернативных методах лечения, которые позволят вам оставаться начеку во время вождения.
  • Если вы чувствуете приступ сонливости, вздремните. Иногда несколько минут — это всё, что вам нужно для восстановления энергии.

Активная зарядка и упражнения также помогают. Не оставайтесь в кабине — короткая прогулка может дать вам заряд энергии для того, чтобы оставаться бдительным во время поездки.

Особенности переключения в разных моделях

На автомобилях КамАЗ различных моделей и конфигураций (седельные тягачи – 44108 или 5490; самосвалы – 6520 или 55111; грузовики – 5320, либо военная модель 5350; автопоезда – 5410, 65206) устанавливаются следующие КПП:

  • 141, 142 и 144 – коробки механические, 5ти-ступенчатые (используются в легких грузовиках, и схожи по конструкции и принципу работы с КПП легковых автомобилей);
  • 152 и 154 – механические коробки с мультипликатором, десятиступенчатые;
  • КПП немецкого производства ZF-6S1000 с механическим переключением, 6ти-ступенчатая с полным набором синхронизаторов;
  • ZF-9S109 и ZF-9S1310 – механические 9ти-ступенчатые коробки с демультипликатором.

Модели коробок передач для грузовых автомобилей отличаются друг от друга количеством ступеней, сложностью устройства, конструкцией кулисы и порядком переключения передач. Более подробное описание различных КПП приведем на примере нескольких моделей КамАЗ.

Руководство по эксплуатации в PDF »

Особенности управления транспортным средством категории «е»

КАМАЗ зерновоз: самосвал, щука, сельхозник, грузоперевозки
Транспортным средствм категории «Е» является автопоезд, который отличается от бортового автомобиля эксплуатационными свойствами, усложняющими управление. Автопоезд длиннее одиночного автомобиля в 1,5-2 раза. Тягач и полуприцеп соединены одним шарниром, а в соединении с прицепом и меются два шарнира (рис. 1). Вследствие наличия шарнирных соединений поперечные перемещения автомобиля при движении вызывают соответствующие поперечные колебания полуприцепа и особенно прицепа. Существует критическая скорость, при достижении которой возникают автоколебания (незатухающие колебания с постоянной амплитудой) прицепа. Если критическая скорость меньше максимальной скорости автопоезда, возможно возникновение автоколебаний прицепа при рабочих скоростях движения. Возникновение затухающих колебаний прицепа, но с большой начальной амплитудой может произойти при резком изменении траектории тягача, например, при объезде препятствия.

Рис 1 Схема соединения тягача с прицепным составом: а — соединение с полуприцепом; 6 — соединение с прицепом; 1 — шарнирное соединение тягача с прицепным составом; 2 — шарнирное соединение тележки с прицепом

При движении по кривым малых радиусов радиус траектории движения полуприцепа и прицепа заметно меньше, чем у тягача (рис. 2). Поэтому траектория движения тягача на повороте отличается от траектории движения одиночного автомобиля — интервал между кромкой твердого покрытия и внутренним колесом дороги должен быть больше.

Рис. 2 Увеличение на повороте динамической ширины Вд автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем: Rвн — внутренний радиус поворота; Rнар — наружный радиус поворота

Обобщая, отметим, что динамическая ширина автопоезда больше, чем у одиночного автомобиля, что необходимо учитывать. В процессе движения необходимо с помощью зеркал заднего вида регулярно контролировать величину колебаний прицепа и при необходимости снижать скорость.

Увеличение полной массы автопоезда в сравнении с одиночным автомобилем снижает его скоростные свойства. При обгоне скорость автопоезда увеличивается медленнее, чем у одиночного автомобиля, а возврат на свою полосу движения возможен только после того, как не тягач, а прицеп уйдет от обгоняемого автомобиля на требуемую дистанцию.

Поэтому путь обгона значительно удлиняется. С учетом увеличения динамической ширины автопоезда надежность управления при обгоне снижается. Увеличение полной массы автопоезда уменьшает максимальное замедление при торможении, а увеличение длины — повышает время срабатывания тормозов.

Поэтому динамический габарит в направлении движения увеличивается, и при движении в транспортном потоке необходимо увеличивать дистанцию, а в условиях ограниченной видимости — больше снижать скорость. Наличие шарнирных связей между тягачом и прицепом или полуприцепом (далее прицеп) ухудшает курсовую и траекторную устойчивость автопоезда при торможении, так как колеса тягача и прицепа могут скользить в поперечном направлении независимо одно от другого.

При этом возникает «складывание» автопоезда (рис. 3) (этот термин возник потому, что автопоезд складывается наподобие перочинного ножа). На рис. 3,а по казано складывание автопоезда в результате заноса задней оси тягача, на рис. 3,б — заноса прицепа, а на рис.

3,в — снос прицепа в результате накатывания прицепа на тягач. При этом происходит снос передних колес прицепа. В зависимости от типа складывания автопоезда изменяется алгоритм действий водителя, после того как он отпустит педаль тормоза. При заносе тягача (см. рис. 3,а) необходимо, как и при заносе автомобиля, нажать на педаль сцепления и поворачивать рулевое колесо в сторону заноса.

При этом полезно притормозить колеса прицепа. Однако выполнение последней рекомендации маловероятно, так как подтормаживание прицепа производится рычагом, для чего необходимо оторвать одну руку от руля и вращать его только другой рукой. При заносе полуприцепа, заносе и сносе прицепа (см. рис. 3,б и 3,в ) необходимо, поворачивая рулевое колесо в сторону заноса, нажать на педаль скорости.

Рис. 3 «Складывание» автопоезда: а — занос тягача; б — занос прицепа; в — снос прицепа

Один из сложных моментов при заносе прицепа и сносе прицепа заключается в том, что водитель не ощущает их, он может только увидеть отклонение прицепа в зеркала заднего вида. Поэтому очень важно умение предвидеть возможность такого поведения прицепа и проверять свой прогноз, поглядывая в зеркала заднего вида.

При прекращении торможения на какое-то время и, тем более, при нажатии на педаль скорости остановочный путь увеличивается. Поэтому необходимо увеличивать резервы пространства перед автопоездом. Применение циклического способа торможения существенно повышает надежность управления.

Рис 4 Движение автопоезда задним ходом: а — с полуприцепом; б — с прицепом; 1-8 — последовательность позиций автопоезда при маневре

Наибольшую сложность представляет движение автопоезда задним ходом по причине наличия шарнирных соединений. В отличие от одиночного автомобиля, при отклонении полуприцепа или одноосного прицепа от заданной траектории рулевое колесо необходимо поворачивать в сторону отклонения полуприцепа (рис. 4,а).

Полуприцеп быстро реагирует на поворот рулевого колеса, но не выходит на прямолинейную траекторию, а начинает отклоняться от нее в другую сторону. Поэтому прямолинейное движение автопоезда с полуприцепом или с одноосным прицепом задним ходом должно происходить следующим образом.

Начиная движение при прямолинейном положении автопоезда (позиция 1), необходимо быстро переводить взгляд с одного зеркала заднего вида на другое. Как только станет заметным отклонение полуприцепа в одну сторону (позиция 2), необходимо тут же повернуть рулевое колесо на небольшой угол в эту сторону.

Как только полуприцеп покажется в противоположном зеркале (положение 3), необходимо примерно на такой же угол повернуть рулевое колесо в сторону этого отклонения полуприцепа и т.д. Из изложенного следует, что при движении задним ходом водитель автопоезда должен практически непрерывно поворачивать на небольшие углы рулевое колесо, отслеживая отклонения полуприцепа (позиции 4-8).

Особенность движения задним ходом автопоезда с двухосным прицепом в соединении его с тягачом связана с появлением еще одного шарнира. Это приводит к тому, что рулевое колесо на таком автопоезде нужно, как на одиночном автомобиле, поворачивать в сторону, противоположную отклонению прицепа.

Поэтому при движении задним ходом на автопоезде с прицепом необходимо, наблюдая через зеркала заднего вида за отклонениями 1- 4 прицепа (рис. 4,б), реагировать на это поворотами рулевого колеса в сторону, противоположную отклонению прицепа. Если в процессе движения задним ходом автопоезд начинает «складываться», необходимо остановиться, продвинуть его вперед до выравнивания, а затем возобновить движение назад.

Поворот автопоезда с полуприцепом на 90° при движении назад выполняется следующим образом (рис. 5,а). На «ползучей» скорости необходимо повернуть рулевое колесо в сторону, противоположную повороту «до упора», и медленно продолжать движение задним ходом (позиции 1 и 2).

При этом автопоезд начинает «складываться», оставаясь практически на месте. Когда угол складывания станет равным приблизительно 90°, необходимо возвратить рулевое колесо в нейтральное положение и продолжить его по ворот в противоположную сторону до упора (позиция 3).

Рис 5. Поворот автопоезда задним ходом на 90°: а — с полуприцепом; б — с прицепом; 1-7 — последовательность позиций автопоезда при маневреДля поворота на 90° при движении задним ходом автопоезда с прицепом (рис. 5,б) необходимо при движении с «ползучей» скоростью (позиция 1) повернуть рулевое колесо в сторону поворота до упора и продолжить медленно двигаться назад (позиция 2).

При этом прицеп поворачивается, а автопоезд «складывается». В позиции 3 , когда прицеп повернется примерно на 45°, необходимо быстро повернуть рулевое колесо до упора в противоположную сторону (позиция 4). В положении 5 необходимо вновь повернуть рулевое колесо в сторону поворота (позиция 6).

При дальнейшем движении назад по мере «раскрытия» автопоезда необходимо возвращать рулевое колесо в нейтральное положение (позиции 6 и 7). Контрольные вопросы 1. Какие особенности автопоезда отличают его от одиночного автомобиля? 2. Что такое «автоколебания прицепа»? 3.

Какой маневр тягача может вызвать колебания прицепа? 4. В чем отличие траектории движения тягача автопоезда от траектории одиночного автомобиля на крутом повороте? 5. Что называется «складыванием» автопоезда? 6. Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса тягача? 7.

Какой алгоритм действий водителя при «складывании» автопоезда в результате заноса полуприцепа или прицепа? 8. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении полуприцепа во время движения задним ходом? 9. В какую сторону необходимо поворачивать рулевое колесо при отклонении прицепа во время движения задним ходом? 10.

Первый и единственный. как сложилась судьба камаза повышенной комфортности – коммерческий транспорт – ати, центр: система грузоперевозок

Экспериментальные автомобили, не добравшиеся до серийного производства, обычно заканчивают свой век в музеях или на закрытых заводских стоянках. Но не КАМАЗ-54112М: этот тягач с жилым модулем уже четверть века колесит по России, перевозя грузы.

Владельцы американских капотных грузовиков любят свои машины за комфортабельные жилые модули, которые иногда сравнивают с квартирами-студиями. Европейские бескапотники таких удобств лишены из-за габаритных ограничений.

В середине девяностых компания РИАТ, занимающаяся разработкой и изготовлением грузовиков и специализированной техники, решила бросить вызов «американцам». Так появился КАМАЗ-54112М: модернизированный бескапотный тягач с жилым модулем на базе зарекомендовавшего себя шасси 54112.

Грузовик предлагал водителю практически все возможные удобства. Газовая плита, умывальник с горячей и холодной водой, телевизор, большое количество всевозможных полок и ящиков – и, конечно, удобный спальник. Одна из кроватей при необходимости трансформировалась в кресла и кухонный стол.

Судя по публикациям в прессе тех времён, РИАТ был оснащен камазовским турбодизелем и родной механической коробкой передач. КАМАЗ-54112М, как и американские тягачи с похожими габаритами, мог возить стандартные прицепы, не выходя за рамки действующих в России ограничений и отлично подходил для длительных рейсов внутри страны.

В 1995 году изготовленный в единственном экземпляре грузовик стал звездой Московского автосалона, проходившего в ВДНХ.

Необычным КАМАЗом заинтересовался Борис Ельцин. Он осмотрел машину изнутри и снаружи: судя по воспоминаниям очевидцев, президент остался доволен.

Машина приглянулась и другому посетителю выставки – руководителю и тренеру команды «Металлург автоспорт» Владимиру Валерьевичу Федянину. Его подопечным, спортсменам-автогонщикам, приходилось много ездить по стране. Просторный жилой модуль позволил бы водителям ездить на соревнования вместе со своими гоночными автомобилями – упускать такую возможность было нельзя!

Команду «Металлург-автоспорт» спонсировал Западно-Сибирский Металлургический Комбинат. Тренеру удалось договориться с владельцами тягача и руководством комбината о бартере: РИАТ получил большую партию металла и взамен передал спортсменам необычную машину.

Мы побеседовали с ветераном автомобильного спорта и узнали, как КАМАЗ-54112М помогал его команде участвовать в соревнованиях. 

— Грузовик нам очень нравился, – вспоминает Владимир Федянин. – Сзади кунг, в нём четыре спальных места, но мы ездили впятером и даже вшестером. В кунге была двухконфорочная газовая плита, стояло автономное отопление. Телевизор, видик, музыка, шкафы для одежды – всё было! Даже посуда была, вилки да ложки. Здорово и очень удобно.

Спортсмены присоединили к тягачу прицеп на семь машин и начали ездить на соревнования. Для увеличения дальности хода поставили дополнительный топливный бак – теперь в машину можно было залить более тонны солярки.

— В дальних рейсах он себя отлично показал. Мы ездили далеко, по всей России, от Улан-Удэ до Владивостока, на Ленинград, в Веселовку (Таманский полуостров), в Геленджик и в Сочи. Чемпионат России начинался в апреле, и командировки у нас были по восемь месяцев! – вспоминает тренер «Металлург-автоспорт».

С машиной у ветерана автомобильного спорта связано множество воспоминаний. Иногда спортсмены попадали в опасные ситуации.

— Спускаемся как-то по Уралу к Юрюзани, а водила взял и на нейтралку поставил. Грузовик как начал разгоняться! Стрелка за 120. Водила включил пятую передачу, слышим щелчки – клапана полетели. Он по тормозам, а те как начали гореть! Вся гора в дыму была. Снизу – левый поворот, за ним мост, а потом подъем в гору и пост ГАИ. Мы сигналим, гаишники нас видят, всех на обочины разгоняют.

Водила из кабины выпрыгивать собрался! Я его за шкирку схватил, ведь сзади прицеп 14-метровый, под колеса попадет, а второй рукой сам рулю.

Начали подниматься в гору, кое-как остановились, дальнобойщики помогли, откатники кинули под колёса. Часа три ждали, пока колодки остынут. Подняли кабину – три головки сгорело! По всему Уралу их потом искали.

Но хороших воспоминаний, связанных с необычным КАМАЗом, гораздо больше:

— С нами часто ездил Витёк, наш механик. Он любил готовить и прямо в кунге, на газу жарил пельмени, варил лапшу, делал тушенку с картошкой. Такой запах стоял! Как-то раз приехали в Веселовку (Краснодарский край) и увязли в песке. А у нас с собой было пять палок варёной колбасы. Мы решили их закопать, чтоб не пропали. Потом нашли трактор, вытащили машину, а колбасу найти не смогли. Мы прожили там месяц, все перекопали – но так и не нашли: как сквозь землю провалилась!

После соревнований мы собирались рядом с машиной, откидывали борты прицепа, натягивали тент метра в четыре шириной. Ставили большой стол, две скамейки, другие гонщики свои столы приносили – собиралось человек по 60! Так и сидели до утра: пели песни, жгли костёр.

Впечатления о машине у Владимира Федянина остались самые положительные. Она служила его команде верой и правдой, а незначительные неполадки, которые возникали во время эксплуатации, были обусловлены водительской безалаберностью.

Но в 2008 году у «Металлург-автоспорт» возникли финансовые трудности: руководство меткомбината отказалось спонсировать проведение соревнований. Для проведения очередного автокросса руководство клуба было вынуждено занимать деньги. Спонсоры обещали помочь, но обещание не сдержали – и необычный тягач пришлось отдать в счет долга.

К счастью, на этом история большегруза не заканчивается. Неизвестно, кто владеет машиной сейчас, но сообщается, что она до сих пор возит грузы по российским дорогам: КАМАЗ-54112 РИАТ часто видят в Томске.

В апреле этого года автор YouTube-канала «Дальнобой в другом формате» обнаружил тягач стоящим у пандуса на территории расположенного в Томске промпредприятия. Мужчина снял грузовик на видео. Собеседник видеоблогера рассказал, что машина некоторое время выполняла рейсы на коротком плече, а сейчас работает по городу и его окрестностям. В комментариях пользователи отмечают, что часто видят машину на площадке Томского нефтехимического комбината.

До серийного производства КАМАЗ-54112М так и не дошел: РИАТ в те времена просто не обладал достаточными производственными мощностями. В тяжелом положении находился и Камский автозавод, столкнувшийся с большими финансовыми трудностями после пожара, фактически уничтожившего завод двигателей в апреле 1993 года. Машина, которая до сих пор работает в Сибири, является первой и единственной в своем роде. 

Плюсы и минусы

Положительные качества:

  • Отличная проходимость (даже по лесу машина едет без труда) и большая грузоподъемность.
  • Не очень высокая цена (по сравнению, скажем, с зарубежными аналогами).
  • Наличие ремкомплектов практически на все узлы устройства.
  • Просторная кабина, хороший обзор по зеркалам.
  • Надежная и простая конструкция, легкость управления, отсутствие электроники, которая часто выходит из строя в неподходящий момент.

Отрицательные качества:

  • Слабоватый дизель. У него не очень большой моторесурс, да и горючего он потребляет прилично.
  • Жесткая подвеска, из-за которой на ухабах машину потряхивает, особенно если ехать быстро. Вследствие вибрации разбалтываются соединения и появляются зазоры, возникает стук.

Чтобы поддерживать самосвал «в форме», приходится регулярно проводить ремонт. То одна, то другая деталь изнашивается (причем довольно быстро). Зато стоимость запчастей не очень высокая.

Популярные представители в своем репертуаре

В настоящее время КАМАЗы зерновозы делятся на два основных типа:

  • Бортовые конструкции;
  • Самосвальные варианты с автоматической платформой (есть опция – саморазгрузка).

Чтобы грузоперевозки не получились затратными по количеству расхода топлива, или частыми по числу заездов, нужно ориентироваться на технические характеристики грузовика.

Например, КАМАЗ с пометкой зерновоз 45143 способен вместить всего 11,5 тонн груза. Мощность двигателя составляет 300 лошадиных сил, а вместительность бака приличная – 500 литров.

Модель с индексом 776012 выдерживает до 14,5 тонн. Сюда так же, как и в предыдущий вариант встроен мотор экологического класса Евро 4.

Бортовая модификация с номером 6520 выдерживает до 20 тонн перевозимого груза, а это еще больше.

Модель под номером 552900, которая носит народное название КАМАЗ зерновоз самосвал, привлекательна следующими особенностями:

  • трехсторонней разгрузкой;
  • номинальной грузоподъемностью 15 тонн;
  • большой кабиной с оформленным спальным местом;
  • наличием тягово-сцепного устройства;
  • присутствием всех необходимых устройств в дороге.

Норма токсичности аналогичная – Евро 4. Среди всех особенностей следует отметить, что встроенный гидравлический привод оборудован пневматическим усилителем.

Принцип работы

Автомобили КамАЗ, как правило, оснащены механическими коробками передач. Управляется механизм классическим способом, нажатием на педаль сцепления и перемещением кулисы в необходимое положение. Особенностью трансмиссии — пониженный (Н) и повышенный (В) режим работы.

Такая способность минимизирует нагрузку на силовой агрегат. Характерно, что для этого используется делитель, выполняющий роль редуктора, увеличивающего передаточные отношения трансмиссии. На некоторых автомобилях при переходе с повышенной передачи на пониженную не используют кулису.

Для этих целей применяют специальный переключатель и педаль сцепления. Передача переключается автоматически, верхнее положение рычага характерно для загруженной машины, нижнее положение используют при движении пустого транспорта. Об особенностях управления автомобилем указывают в инструкции к коробке передач, которой укомплектовываются изделия. Так же можете прочитать про Как отрегулировать сцепление на КамАЗ.

Размеры камаза

За почти 40 лет существования камских грузовиков конструкторское бюро Набережных Челнов очень редко экспериментировало с размерами машин. В результате у обывателей сложилось достаточно устойчивое представление о КамАЗе, как об автомобиле с грузоподъемностью 10-12 тонн и вместимостью кузова порядка 32 кубов.

У такого автомобиля КамАЗ габаритные размеры весьма стандартизированы и составляют около 6.7 м в длину, 2.44 м в ширину и 2.2 м в высоту. Для тех, кто плохо разбирается в грузовой технике, подсказываем – это объемы, равные половине обычного городского автобуса (или пол товарного вагона) .

Естественно, что даже самый идеальный вариант в единственном экземпляре не может удовлетворить амбиции нормального автоконцерна, и попытки создать авто с другими габаритами все-таки предпринимались. Самым маленьким КамАЗом (если не считать «Оку», производимую в течение некоторого периода на заводе)

камаз4310
Если бы речь шла о мощности авто, то на первом месте по силе был бы, конечно, КамАЗ-65228, способный работать в составе автопоезда полной массой около 120 (!) тонн. Но так как нас больше интересуют размеры КамАЗа, то отдаем «пальму первенства» самосвалу КамАЗ-65201. Его длина 8.9 м, ширина 2.5, а высота почти 3 метра, при этом максимальный объем используемой платформы составляет 20 м3, а грузоподъемность данного авто больше 20 тонн .

Понятно, что разность в габаритных параметрах означает и разные размеры других элементов автомобиля. Например, посадочный размер шин КамАЗ 4307 всего 17.5 дюйма, что, кстати, весьма сказывается на комфортности езды, а на тягачах используются колеса 12.00 R24, но опять таки, это то, что может увидеть и оценить любой, а есть еще и «внутренности»…

Консультация по техническим вопросам , приобретению запчастей 8-916-161-01-97 Сергей Николаевич

И, естественно, что размеры коленвала КамАЗ, если речь идет 600-сильном Cammins (КамАЗ-65228) будут отличаться от величины коленчатого вала в 140-сильном моторе, используемом на «трехтонной малютке» КамАЗ-4307. Да что там, даже внутри одной модели в зависимости от модификации размеры запчастей могут отличаться.

Расчёт оптимальной ширины распашных и откатных ворот

Многие при расчете ширины ворот действуют по следующей схеме — берут ширину грузовика, накидывают к ней еще 1 м (про запас) и думают, что сделали все правильно, и машина свободно проедет. Например, габариты обычного самосвала на базе КамАЗа:

  • длина – 6685 мм;
  • ширина – 2500 мм.

Длина миксера уже 8.7 м боковые зеркала, которые выступают за габариты грузовика. Итого: большегруз сможет проехать в ворота шириной 3500 мм только по прямой. Т.е. фактически грузовик для заезда должен развернуться на соседнем участке или на водоотводящей канаве, а если дорога узкая, то в такие ворота проедет только легковушка.

У меня старые ворота были шириной 3.5 м при ширине дороги 4 м. В них даже ЗИЛ не мог заехать, пришлось убирать один столб. О проезде КамАЗа даже речи не идет.

Если нет возможности смоделировать ситуацию на натуре, например, при заезде грузовика, прикинуть ширину проема, вбив колышки или положив кирпичи, то можно рассчитать проём виртуально, расчертив всё в масштабе. Для этого воспользуемся схемой Ivolgass.

Как видно на схеме выше, грузовик физически не заедет в проём шириной 3.5 м. Даже с учетом увеличения радиуса поворота за счет канавы (итого около 5.5 м), скорее всего, КамАЗ не впишется в проём или провалится колесом в водоотвод. Поэтому пользователь портала zorg считает, что надо сразу закладывать максимально возможную ширину проёма для ворот, например, 5 м.

У соседей ширина ворот 3.5-4 м. Свободно заезжает только Газель. Большегруз уже не вписывается. Лучше переплатить, чем потом бегать и думать, как загнать на участок кран или бетономешалку.

Для наглядности, как влияет ширина дороги на размеры ворот, приведём схему vopofoto.

Также бывают ситуации, когда не хватает ширины и в 5 м.

Я хочу сделать откатные ворота длиной 5500 мм. Сейчас стоят распашные пятиметровые. Дорога узкая – 5.5 м. Если сосед через дорогу поставит забор, то большегруз точно не заедет.

В итоге пользователь, купив комплект для откатных ворот с электрическим приводом и балку длиной 7 м, сварил их сам.

У пользователя портала с ником Пешеход ситуация ещё сложнее. Непростой въезд на участок и гараж на две машины. Места для манёвра нет, расстояние от забора до ворот всего 5 метров. Поэтому он сделал откатные ворота длиной 7500 мм.

Конечно, пришлось потратиться. Заложил усиленную балку. Воротам уже три года. Работают нормально. Единственный недостаток — большая парусность, поэтому изредка створки «не ловят друг друга», и надо следить за ними до момента полного закрытия. Но это мелочь.

На портале обсуждается оптимальная ширина въездных ворот.

По теме советуем статьи – гараж из сэндвич-панелей, как выбрать сварочный инвертор и научиться хорошо варить металл, и строительство забора из необрезной доски.

В видео – нюансы установки забора и откатных ворот.

Следите за своим грузовиком

Поддержание фуры в хорошем состоянии безопасность при вождении. Регулярное профилактическое обслуживание грузовика сократить риск поломки, которая может привести к авариям. Кроме того, отсутствие соответствующего технического обслуживания может повлечь за собой ответственность в случае аварии.

Как правильно управлять полуприцепом
Если во время движения у вас возникла поломка, остановитесь и соблюдайте осторожность. Включите аварийные огни и установите светоотражающие треугольники на асфальте, чтобы другие водители могли вас заметить.

Соблюдайте особую осторожность в опасных дорожных условиях

Если вы перевозите груз зимой, обратите особое внимание на плохие погодные условия.

  • Заполняйте бензобак полностью в холодную погоду. Это защищает ваши топливные магистрали от конденсации воды.
  • Снег и лёд увеличивают тормозной путь грузовика, поэтому следует оставлять больше места между вами и другими автомобилистами.
  • При плохой погоде осуществляйте движение ниже допустимой скорости.
  • Зимой будьте особенно осторожны при пересечении мостов — они замерзают быстрее, чем другие дорожные покрытия.

Помимо погоды, обращайте внимание на другие опасные дорожные ситуации. Замедляйте скорость при движении в зонах дорожных работ — это защитит вас, других водителей и рабочих. Если вы едете по гористой местности, при необходимости подготовьте цепи для шин.

Старт

Что бы знать, как правильно управлять КамАЗ самосвал, разбираются в схеме переключения передач. Как и в стандартном варианте, манипуляции проходят с применением педали сцепления.

Этапы переключения:

  • 1-я передача, повышенный режим (В);
  • 2-я передача, повышенный режим (В);
  • 3-я передача, повышенный режим (В);
  • Переход на 2-ю пониженную (Н) ступень и переключение на 4-ю передачу;
  • Переход на первичную ступень (В), передача остаётся 4-я;
  • Переход на пониженную ступень (Н), включение 5-й передачи;
  • Возвращение на повышенную ступень (В), остаёмся на 5-й передаче.

КамАЗ:

Главная особенность начала движения на КамАЗ, плавный старт и набор скорости с использованием пониженных передач. В случае, когда самосвал сильно загружен, или движение проходит в сложных условиях, первые 4-ре передачи желательно переключать в пониженном режиме (Н), после перейти на 4-ю повышенную передачу, затем пониженную 5-ю (Н)

и после на 5-ю повышенную (В). Манипуляции проводятся при достижении необходимых оборотов коленчатого вала. Непосредственно при старте на 1-й передаче, обороты вала достигают 7000мин-1, переход на 2-ю передачу делается при достижении 3000мин-1 оборотов. Правильно выбранный режим экономит топливо и минимально изнашивает силовую установку.

Схема ремонта кпп камаз-5320 с делителем

Для проведения ремонта КПП КАМАЗ-152 с делителем ее необходимо разобрать. Разбор включает в себя следующие шаги:

  • для разбора коробки сначала потребуется демонтировать воздушный переключатель, вывернуть крепежные элементы;
  • снять валик и вилку переключения КПП;
  • следующим шагом станет демонтаж вилки и вала выжимного устройства, а также синхронизатора;
  • далее необходимо открыть крышку заднего подшипника, открутив предварительно фиксирующие ее винты;
  • произвести демонтаж подшипника и вала;
  • также, чтобы открыть доступ к мультипликатору КПП, потребуется снять опорную роликовую шайбу, металлический стакан и подшипник ведомого вала;
  • используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный брусок, необходимо аккуратно достать подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не помять деталь;
  • далее нужно снять стяжную и маслонагнетательную гайки при помощи соответствующих ключей;
  • последним этапом разбора узла является демонтаж роликового подшипника, втулки, ведущей шестеренки КПП.

Далее следует осмотреть все детали и произвести замену износившихся, а затем собрать устройство, следуя вышеизложенной инструкции в обратном порядке.

Технические характеристики

В КПП КамАЗ с делителем входят такие элементы:

  • картер, в котором монтированы ведущие, ведомые и промежуточные валы в сборе с шестернями;
  • подшипники;
  • синхронизаторы,
  • блок шестерен заднего хода,
  • верхняя крышка коробки,
  • механизм переключения передач.

КПП КамАЗовских машин бывает пяти- и десятиступенчатая. Делитель КПП имеет высшую и низшую передачи и в сочетании с основной коробкой позволяет получать 10 передач переднего хода и 2 заднего. Система делителя улучшает тяговые качества машины, облегчает управление, снижает частоту переключения скоростей рычагом. Передаточные числа КПП имеются в инструкции по эксплуатации устройства.

На КПП 141 КамАЗ имеется выключатель фонаря заднего хода. Для предотвращения одновременной активации 2 передач в крышке имеется замок шарикового типа, а от случайного включения заднего хода — пружинно-пальчиковый предохранитель. КПП с делителем весит 320 кг.

Технические характеристики КПП КамАЗ-141:Картер:

  1. Диаметр отверстия подшипника составляет 150 мм.
  2. Диаметр отверстия оси блока зубчатых колес равен 32 мм.

Первичный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 24 мм.
  2. Заднего подшипника — 59 мм.

Вторичный вал имеет следующие диаметры у деталей:

  1. Втулки зубчатого колеса четвертой передачи — 63 мм.
  2. Роликовых подшипников — 80 мм.
  3. Втулки зубчатого колеса заднего хода — 70 мм.
  4. Наружный диаметр втулки составляет 72 мм.

Промежуточный вал:

  1. Диаметр шейки переднего подшипника составляет 65 мм, заднего — 49 мм.
  2. Диаметр стакана заднего подшипника равен 119 мм.
  3. Диаметр промежуточного вала составляет 65 мм.
  4. Внутренний диаметр зубчатого колеса равен 65 мм.

Вес КПП с делителем — 320 кг.

Уважайте других водителей

Одна из наиболее распространенных ошибок, которые совершают водители грузовых автомобилей, заключается в том, что они недостаточно оценивают ситуацию на дороге перед маневром. Практикуйте безопасное вождение, чтобы в любой момент иметь возможность среагировать на других водителей.

  • Помните о вашей «слепой зоне», которая способна скрыть другое транспортное средство из поля зрения.
  • Будьте всегда внимательны и смотрите на дорогу, чтобы у вас было время среагировать, если другой автомобиль резко остановится или замедлится перед вами.
  • Будьте осторожны при приближении к перекресткам и входе в них.
  • Чаще проверяйте свои зеркала.

Следите за тем, чтобы другие водители могли легко ответить вам. Включайте поворотник во время, если вам нужно повернуть или сменить полосу движения. Используйте проблесковые маячки, если вы вынуждены двигаться с низкой скоростью в течение продолжительного времени.

Управление при подъёме на склон

Заезд на склон, сопровождается переключением коробки на пониженный режим (Н). Это заставляет трансмиссию работать с большей отдачей и легче преодолеть препятствие.

  • При подъёме на тяжёлой технике, переключение с первой на вторую передачу проводится с использованием метода двойного нажатия сцепления;
  • Чтобы обеспечить работу силовой установки, выжимают педаль газа для предотвращения перебоя в подаче топлива;
  • Показания оборотов коленчатого вала не падают ниже отметки 2000мин-1, иначе силовая установка перегреется и прекратит работу.

КамАЗ, управление на оледенелой дороге:

https://www.youtube.com/watch?v=2FSvCkO2C7I

Выбор правильного режима переключения передач, аспект нормальной эксплуатации авто, от которого зависит работоспособность силовой установки, а так же узлов и механизмов агрегата.

Оцените статью
Камаз