Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели Камаз

2020-е

В июле 2020 года КАМАЗ и Почта России подписали соглашение, в рамках которого в 2021 году КАМАЗ должен разработать и поставить Почте 93 автомобиля КАМАЗ-5325 на компримированном природном газе. Также КАМАЗ передаст Почте России для тестовой эксплуатации два автомобиля КАМАЗ-54901.

К концу 2020 года КАМАЗ планировал предоставить Почте России 110 автомобилей КАМАЗ-5325 и 187 тягачей КАМАЗ-5490, при этом 184 грузовика КАМАЗ-5490 должны быть на компримированном природном газе. Это позволит сэкономить до 60% топлива и существенно снизить выбросы в атмосферу[25].

В мае 2021 года Почта России закупила 190 машин на метане российского производителя КАМАЗ, грузоподъемность каждой машины составила 20 тонн. Такие транспортные средства позволяют уменьшить выбросы углекислого газа и азота, в результате чего снижается загрязнение воздуха[26][27].

В июне 2021 года предприятие планирует выпустить трёхосный карьерный самосвал «Геркулес» с сочленённой конструкцией шасси и капотной компоновкой.

В январе 2022 года КамАЗ и Министерство технологий и инноваций Венгрии подписали соглашение о производстве в Венгрии электромобилей (смарт-кроссоверов «Кама-1»). К 2025 году планируется ежегодно выпускать 32 тыс.автомобилей, к 2030 — около 320 тыс[28].

После начала спецоперации на украине, с марта 2022 года немецкая компания «Daimler Truck AG» прекратила поставки комплектующих и производство КАМАЗов в рамках совместного предприятия «ДК Рус» в Набережных Челнах[29]. С 13 апреля 2022 года находится под санкциями Австралии.

Деятельность компании

ПАО «КАМАЗ» представляет собой автомобилестроительное производство полного цикла, объединяющее металлургическое, кузнечное, прессово-рамное, механосборочное, специального машиностроения и инструментальное производства со всеми необходимыми объектами энергетического и вспомогательного назначения.

В состав группы технологической цепочки входит несколько крупных заводов автомобильного производства. Основные производственные мощности завода расположены в промышленной зоне Набережных Челнов, где расположены литейный и кузнечный заводы, завод двигателей (ЗД), прессово-рамный завод (ПРЗ), автомобильный завод (АвЗ), ремонтно-инструментальный завод (РИЗ), индустриальный парк «Мастер».

К концу 2022-х годов группа организаций «КАМАЗ» включает в себя более 80 организаций, расположенных в России, СНГ и дальнем зарубежье.

ПАО «КАМАЗ» имеет сборочные предприятия во Вьетнаме[36], Казахстане[37], Пакистане[38], Индии[39].

Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с «КамАЗа». Реализуются программы локализации производства деталей и узлов из состава сборочных машинокомплектов в странах дислокации сборочных предприятий. Первое сборочное предприятие «КамАЗа» было открыто на Кубе в начале 1980-х.

16 ноября 2022 года Автозавод «КАМАЗ» объявил о заключении контракта, в соответствии с которым на Кубу будет поставлено более 2,4 тыс. машин, а также запасные части и сервисное оборудование[41].

В августе 2022 года «КАМАЗ» открыл в Джакарте (Индонезия) дочернюю компанию — PT. Kamaz trucks Indonesia. Компания основана совместно с индонезийской PT. Pusaka bumi transportasi (входит в Blue bird group) и Kamaz trucks Indonesia (совместное предприятие «КАМАЗ» и эмиратской Sirius general trading LLC)[42].

С 2022 года ООО «ПарадАвто» является официальным дилером ПАО «КАМАЗ» в Республике Беларусь.

На современном этапе

В сентябре 2022 года ОАО «КАМАЗ» и компания Marcopolo S.A. подписали соглашение о создании совместного предприятия по производству и продаже автобусов Marcopolo. 

В ноябре 2022 года ОАО «КАМАЗ» подтвердило уровень «Пять звёзд» в конкурсе Европейского фонда менеджмента качества по модели EFQM «Признанное совершенство».

15 февраля 2022 года с конвейера «КАМАЗа» сошёл двухмиллионный грузовик.

В июне 2022 года Daimler Trucks и ОАО «КАМАЗ» подписали Лицензионное соглашение, направленное на укрепление сотрудничества в области производства кабин. По этому соглашению «Mерседес-Бенц» предоставит «КАМАЗу» технологию производства кабин Axor для среднетяжелых грузовых автомобилей, которые российская компания будет устанавливать на свои автомобили нового поколения.

Март 2022 года – ОАО «КАМАЗ» и концерн PALFINGER AG подписали Соглашение о сотрудничестве.

16 октября 2022 года на Автомобильном заводе «КАМАЗа» было собрано десятитысячное автобусное шасси.

В декабре 2022 года начался серийный выпуск магистрального тягача КАМАЗ-5490 – флагмана нового модельного ряда «КАМАЗа».

19 августа 2022 года «КАМАЗ» подписал Соглашения с PALFINGER AG (Австрия) о создании двух совместных предприятий: нового производства гидравлических и телескопических цилиндров и монтажного центра.

В 2022 году «КАМАЗ» запустил серийное производство двух новых моделей грузовиков – седельного тягача КАМАЗ-65206 и бортового магистрального автомобиля КАМАЗ-65207, а также представил электробусы, разработанные в сотрудничестве с российской инжиниринговой компанией Drive Electro.

22 апреля 2022 года на «КАМАЗе» состоялось торжественное открытие корпуса по производству автомобилей КАМАЗ и автобусных шасси с газовыми двигателями.

В июне 2022 года «КАМАЗ» приступил к первым тестовым испытаниям беспилотника, разработанного совместно с ОАО «ВИСТ Групп» и Cognitive Technologies.

26 июня 2022 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».

В сентябре 2022 года «КАМАЗ» представил на выставке «КОМТРАНС-2022» концепт революционной кабины КАМАЗ-2020. В этом же месяце ПАО «КАМАЗ» и HAWTAI Motor Group Co подписали рамочное соглашение о создании совместного предприятия по производству и продажам грузовиков КАМАЗ в Китае и легковых автомобилей HAWTAI в России.

В 2022 году компания отпраздновала 40-летие со дня выпуска первого автомобиля. С конвейера сошли первые самосвалы нового модельного ряда КАМАЗ-6580 и КАМАЗ-65802. 

В марте 2022 года в Набережных Челнах началось строительство завода совместного производства кабин (производство каркасов и окраска) компаниями ПАО «КАМАЗ» и Daimler AG. Данное совместное предприятие стало очередным шагом в реализации стратегии Государственной корпорации «Ростех» по привлечению «умного» капитала, позволяющего приобрести требуемые компетенции, получить доступ к новым рынкам и обеспечить дополнительное финансирование.

В августе 2022 года в рамках Московского международного автосалона состоялась презентация эксклюзивной концепции городской транспортной системы с использованием беспилотных автобусов, в разработке которой принимает участие ПАО «КАМАЗ». Проект получил название «ШАТЛ».

В основе перспективной идеи – запуск на городские проспекты нескольких 12-местных автобусов с применением беспилотной системы управления движением. Автономный транспорт рассматривается в качестве альтернативы традиционным многоместным автобусам под управлением водителей и курсирующим по строго утвержденным маршрутам.

1 сентября 2022 года начал работу совместный проект ПАО «КАМАЗ» и Министерства образования и науки Татарстана – Многофункциональный центр прикладных квалификаций машиностроения (МЦПК).

В 2022 году разработано и выведено на рынок более 100 комплектаций грузовых автомобилей и шасси, в том числе 5 новых моделей поколения К-4: седельный тягач КАМАЗ-5490 NEO, самосвалы КАМАЗ-6580 (6х4), КАМАЗ-65801 (8х4)

Апрель 2022года – на автомобильном заводе ПАО «КАМАЗ» началась серийная сборка автомобилей КАМАЗ-5490 NEO. 

«КАМАЗ» стал первым среди отечественных производителей, кто освоил и представил на российском рынке уникальную модель пассажирского транспорта – электробус КАМАЗ-6282, заряжаемый от станции ультрабыстрой подзарядки в течение 8-12 минут (заряда хватает до 70 км).

В октябре 2022 года «КАМАЗ» передал своему стратегическому партнёру корпус нового завода каркаса кабин. Производственная площадка была возведена всего за полтора года. «Даймлер» приступил к монтажу оборудования.

Ноябрь 2022 года – в корпусе газовых автомобилей автомобильного завода выпущен 1000-й большегруз, работающий на компримированном природном газе.

Декабрь 2022 года – на заводе двигателей собраны первые образцы нового рядного шестицилиндрового двигателя Р6 собственного производства ПАО «КАМАЗ» для грузовиков К5.

В 2022 году «КАМАЗ» впервые вышел на рынок Москвы с пассажирским транспортом на электрической тяге. Выполняется контракт на поставку в российскую столицу 100 электробусов и 31 зарядной станции. Уникальный инновационный транспорт создан по сложнейшему техзаданию заказчика и требует всего 10-20 минут для подзарядки от станций ультрабыстрой зарядки.

2022 год – «КАМАЗ» стал собственником крупного холдинга по производству автокомпонентов – АО «Объединенные автомобильные технологии». В его состав входят 12 производств, расположенных в пяти субъектах РФ (Владимирской, Самарской, Рязанской, Пензенской и Ульяновской областях), численность персонала достигает 10,5 тыс. человек, выручка – более 18 млрд. рублей.

Холдинг является ведущим производителем автокомпонентов в России. В 2022 году планируется продолжить интеграцию этой компании в состав Группы организаций ПАО «КАМАЗ». Приобретение позволит значительно расширить автокомпонентный бизнес «КАМАЗа» и оно стратегически важно для развития компетенций и технологий в интересах всей автомобильной отрасли страны.

Май 2022 года – запущен в эксплуатацию новый завод каркасов кабин. Производственная площадка была возведена всего за полтора года. Произведённые на нём каркасы кабин для нового поколения камазовских грузовиков К-5 будут поставляться также на сборочное производство грузовиков Mercedes-Benz.

В 2022 году компания вышла на рынок Узбекистана. Создано новое совместное предприятие СП ООО «KAMAZ ASIA CENTER» с госкорпорацией АО «Узавтосаноат» по производству, продаже и постпродажному обслуживанию грузовых автотранспортных средств под маркой КАМАЗ.

В 2022 году планируется начать серийное производство автомобилей поколения К5 и организовать серийный выпуск грузовиков КАМАЗ поколения К4, работающих на сжиженном природном газе. 

В 2022 году планируется завершить регистрацию совместного предприятия ООО «КАМАЗ ВЕЙЧАЙ» с китайской корпорацией Weichai Power Ltd по производству индустриальных дизельных двигателей объёмом более 17 литров, мощностью от 520 до 2000 кВт.

В 2022 году продолжается успешное развитие проекта в Узбекистане. На мощностях совместного предприятия с госкорпорацией АО «Узавтосаноат» запущено производство автомобилей КАМАЗ, организована продажа и постпродажное обслуживание на рынке Узбекистана.

В начале 2020 года ПАО «МТС» и Ericsson при поддержке правительства Республики Татарстан развернули первую в России промышленную 5G-зону частной сети LTE на территории «КАМАЗа». Технологии радиодоступа 5G и LTE будут способствовать оптимизации производства на предприятии и повышению его конкурентоспособности.

В 2020 году «КАМАЗ» получил патент на электрический беспилотный грузовой автомобиль без кабины для водителя – Челнок. На «КАМАЗе» разработан мобильный накрышный модуль автономного управления автомобилем. Проект получил название «Аватар».

10 декабря 2020 года, в Москве, в рамках VII ежегодной национальной выставки «ВУЗПРОМЭКСПО-2020» состоялась презентация электромобиля, разработанного ПАО «КАМАЗ» совместно с Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого (СПбПУ).

В 2021 году «КАМАЗ» вывел на рынок новые модели автомобилей поколения К5 – магистральный тягач КАМАЗ-65659 и два самосвала – КАМАЗ-65951 (8х4) и КАМАЗ-65952 (6х6), предназначенные для перевозки различных сыпучих грузов. Также был презентован самый большой российский карьерный самосвал КАМАЗ-65807 полной массой 95 т, грузоподъёмностью 65 т.

В 2021 году «КАМАЗ» представил новинки в линейке городского пассажирского электротранспорта: сочленённый низкопольный электробус особо большого класса (гармошка) и троллейбус КАМАЗ-65825 с увеличенным до 20 км автономным ходом.

В апреле 2021 г. состоялось открытие сборочного (финишного) производства электробусов КАМАЗ на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе в Москве. Уже в июне первые собранные на СВАРЗе экземпляры вышли на столичные маршруты.

В июне 2021 г. на прессово-рамном заводе состоялся запуск нового производства рам. Здесь будет освоено производство рам для автомобилей поколения К5, после 2021 года предполагается освоение рам для поколения К4, позже новая технология будет применена в производстве рам поколения К3. Мощность производства – 65 000 рам в год.

В 2021 году инженеры «КАМАЗа» приступили к разработке автотехники, работающей на водороде: в сентябре «КАМАЗ» представил широкой публике свой первый водоробус КАМАЗ-6290.

Строительство камаза

В 1960-х годах экономика СССР нуждалась в увеличении парка грузовых автомобилей, особенно современного типа с грузоподъёмностью от 8 до 20 тонн с более экономичным дизельным двигателем. Существующие автомобильные заводы эту потребность восполнить не могли.

В августе 1969 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли ряд документов, в том числе Постановление № 674 от 14 августа 1969 «О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР». Заводы должны были специализироваться на производстве только большегрузных автомобилей. Строительству заводов в данном месте способствовало месторасположение города — в центре страны, наличие судоходных рек Камы и Волги, близость железной дороги — позволяли обеспечить будущий автогигант строительными материалами, сырьём, оборудованием и комплектующими. По первоначальному проекту он должен был производить 150 тыс. большегрузных автомобилей и 250 тыс. двигателей в год.

Арка с названием стройки.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Уже 13 декабря 1969 года экскаваторщик Михаил Носков вынул первый ковш земли на промышленной площадке будущего автогиганта на Каме. Строительно-монтажные работы начаты с февраля 1970 года[источник не указан 53 дня], и уже к концу года были уложены первые кубометры бетона в фундамент первенца КамАЗа — Ремонтно-инструментального завода, а также корпуса серого и ковкого чугуна Литейного завода.

Темпы строительства комплекса заводов возрастали. В начале 70-х КамАЗ был объявлен ударной комсомольской стройкой. За 1970—1981 годы было освоено капитальных вложений на сумму 4,2 млрд руб. (в том числе на строительно-монтажные работы — 1,8 млрд руб) и введено основных производственных фондов на сумму 3,9 млрд руб.[источник не указан 53 дня] (что равно их стоимости на ЗИЛе, ГАЗе, ВАЗе, вместе взятых).

1972 год. Приём на работу на вновь построенном заводе.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Общая развёрнутая площадь зданий и сооружений комплекса составила 3343 тыс.м² (на 1 января 1991 года достроено до 3826 тыс.м² или 81 % от проекта).

На заводах комплекса было установлено более 30 тыс. единиц самого современного технологического оборудования, в том числе производственных 20 тыс. единиц стоимостью свыше 2 млрд руб., из них половина была поставлена по импорту. Свыше 81 % составило оборудование, работающее по автоматическому и полуавтоматическому циклу, в том числе около 700 автоматических, поточно-механизированных и комплексно-механизированных линий. В оснащении КамАЗа приняли участие более 700 иностранных фирм из 19 стран Европы (СЭВ и Западной Европы), США, Канады, и Японии, 2000 заводов из 500 городов Советского Союза.

1971 год.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Параллельно шло строительство Нового города Набережных Челнов. Первый 12-тиэтажный жилой дом для первопроходцев КамАЗа был сдан в 1971 году. Планировалось увеличить население города в десятки раз — с чуть менее тридцати тысяч до полумиллиона человек. Это означало проведение своеобразного масштабного социального эксперимента — комфортабельное жильё, медицинские и учебные заведения, спортивные объекты и культурные учреждения, а также прилегающая инфраструктура возводились грандиозными темпами. До 40 тысяч человек ежегодно пополняли город в конце 1970-х — 1980-х годах.

Отдел кадров завода КАМАЗ.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Технический проект КамАЗа был разработан институтом «Гипроавтопром» и проектным управлением КамАЗа совместно с ведущими предприятиями и организациями СССР: институтом «Промстройпроект» Госстроя СССР и «Гипродвигателем» (Ярославль).

Также к проектированию отдельных производств были привлечены иностранные фирмы: «Свинделл — Дресслер» (Питсбург, США) — технологические и специальные части литейного завода, «Рено» (Франция) — проект завода двигателей, «Либхерр» (Штутгарт, ФРГ) — производство коробок переключения передач.

Конструкция первого поколения автомобилей и двигателей КамАЗ-5320 построена на основе перспективного семейства автомобилей ЗИЛ-170 (6×4) и ЗИЛ-175 (4×2) разработки Московским автомобильным заводом им. И. А. Лихачёва и Ярославским моторным заводом в 1967—1969 годах.

В 1974 году в экспериментальном цеху был собран первый двигатель. Через год по временной технологии начали сборку силовых агрегатов.

1969 год.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1969 год. Памятный камень.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Основы будущих цехов.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Бригада Гайнутдинова

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

От первого куба земли до первого автомобиля один шаг.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Заливка бетоном.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1972. Автосборочный цех.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1972. Документ строительства

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

ТЭЦ

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Электроподстанция

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Завод двигателей.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Приезд начальства.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

До пуска главного конвейера 2 дня.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Церковь и дома старой постройки на фоне строящихся цехов.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Монтажники.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1970 год.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Руководители строительства завода и города.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Строительство главного корпуса.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Женщины добираются на работу.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Строители

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Эскаватор.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Руководители строительства.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Подъёмные краны.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Строящиеся цеха на фоне города.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Монтажник.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Строительство фундамента.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1974. Литейный

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

РИЗ строится.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Встреча

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Геодезические работы.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Котлован

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1971. Автосборочный. Палаточный городок.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

1972. Палатка АЗС.

Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели
Камский автомобильный завод, Набережные Челны: история, продукция, показатели

Оцените статью
Камаз