Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу Камаз

«ямщик, не гони лошадей!..»

Ралли – это, конечно, гонка. Но та же самая вредная организация FIA продолжает вставлять палки в колёса, иногда – в буквальном смысле. Речь идёт о редукторах. Спортивный КАМАЗ-4326-9 способен разгоняться до двухсот километров в час. Сравним: обычный 4326-й не едет быстрее девяноста.

Нормального человека поездка на простом КАМАЗе-4326 с мотором КАМАЗ-740.31 (240 л.с.) даже со скоростью 80-90 км/ч не оставит равнодушным. Лететь же под двести на десятитонной машине – это оставляет, мягко говоря, очень сильные впечатления. Настолько сильные, что руководство Международной автомобильной федерации ужаснулось и решило снизить максимально дозволенные скорости до 150 км/ч. Поэтому перед механиками команды встал вопрос об ограничении максимальной скорости машины.

В кабине камаз-43509

Отличия КамАЗ-43509 от предыдущих моделей гоночных грузовиков команды «КамАЗ-мастер» состоят не только во внешнем дизайне. В данной машине конструкторами были полностью заменены аналоговые приборы на три цифровых дисплея, связанных CAN-шиной. Дисплеями оборудовали места всех трёх членов экипажа: водителя, штурмана и механика.

В числе этого необходимого оборудования – и видеотерминал ОКО, который подключен к облачной платформе Omnicomm, одного из давнишних партнёров гоночной команды «КамАЗ-мастер». Данное устройство собирает, хранит и передаёт в систему мониторинга транспорта видеозаписи с подключенных IP-видеокамер.

Они фиксируют абсолютно все события, даже в режиме ночной съёмки. Терминалом также фиксируется местопорасложение грузовика. Такое решение помогает на тренировках и при перегонах автомобилей к местам соревнований. Но перед стартами гонок видеотерминалы ОКО демонтируются, потому что использование систем мониторинга запрещается.

В новых грузовиках были применены новые датчики дизтоплива, гораздо более корректные по сравнению с теми, что использовались ранее. Точность их показаний достигает 99,5%. Такие датчики способны показывать расход горючего в двух режимах – мгновенном, либо в пересчёте на сотню километров.

Модифицирован был и руль, в целях облегчения управление тяжёлой машиной – теперь её водителю-пилоту требуется тратить немного меньшее усилие, что помогло сократить время на преодоление разнообразных извилистых участков.

По словам водителя-пилота «КамАЗ мастер» Айрата Мардеева, «самый главный инструмент любого пилота – это руль. Все данные по автомобилю показываются на мониторе за рулём. На него выводится вся самая основная информация: давление масла, обороты двигателя, давление наддува, температуры все, скорость… Это главный прибор, на который водитель обращает внимание.

https://www.youtube.com/watch?v=rey9x2IHdkY

Да и то не постоянно, потому что точно такой же прибор имеется у механика – и бо́льшую часть времени за всем следит он. Водитель следит за показаниями в каких-то нестандартных ситуациях – к примеру, чтобы увидеть, какая включена передача, и оценить реакцию автомобиля».

Кнопки разного цвета на руле – это управление монитором (переключение страниц, вывод разных показаний). Есть страница основная, а есть – дополнительные. К примеру, с уровнем дизтоплива в баке. Это нужно скорее для дублирования – на тот случай, если у механика что-то откажет – пилот может посмотреть.

Подрулевые лепестки отвечают за стабилизаторы поперечной устойчивости. Они отключаемые. На извилистых дорогах пилоты КамАЗ-43509 оба стабилизатора подключают, а на прямолинейном бездорожье – выключают.В кабине КамАЗ-43509-01

Красная кнопка на подставке для левой ноги является кнопкой пневмосигнала. Она используется, если на трассу выбежало животное или выскочил автомобиль. Пилот среагирует быстрее механика, потому что он всегда смотрит на дорогу, а механик со штурманом могут изучать свои приборы. Поэтому пилот посигналит быстрее.

В кабине гоночных КамАЗ-43509 нет никакой изоляции – ни шумо-, ни вибро-, ни теплоизоляции, только голый металл. Экипажи пользуются кондиционерами, чтобы пыли было меньше держать окна закрытыми. Но, так как кондиционер всё же отнимает часть мощности у двигателя, пусть и небольшую её часть, его часто отключают как лишнего потребителя и довольствуются вентиляторами.

У штурмана в кабине КамАЗ-43509 – приборы от компании ERTF, которая уже далеко не первый год сотрудничает с «Дакаром» и занимается всей навигацией гонки. Один GPS штурман использует в качестве одометра, второй показывает курс, взятие всех точек. Чуть ниже располагается прибор терратрип.

Двигатель гоночного камаз-43509

Ранее в гоночных грузовых автомобилях команды «КамАЗ-Мастер» применялись восьмицилиндровые V-образные дизельные моторы – классические КамАЗовские, естественно, в доработанном виде. Поэтому их замена на другие силовые установки рядного типа вызвала определённые трудности и необходимость в использовании оригинальных конструкторских решений, которые прежде не применялись.

Для оснащения данной модели гоночного грузовика был выбран шестицилиндровый рядный дизельный силовой агрегат Cummins ISZ-13, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением, который обладал максимально близкими параметрами рабочего объёма к тем значениям, которые разрешались обновлённым регламентом «Дакара» (12,9 литров / 13 литров).

Форсировка силовых агрегатов серийного типа была выполнена силами отечественных инженеров из НП «КамАЗ-Автоспорт», без привлечения к этому делу иностранных специалистов. Из моторов Cummins ISZ-13 удалось выжать максимум возможного, повысив их технические характеристики практически в два раза.

Так, специалистам с КамАЗа удалось добиться от серийного дизеля максимальной мощности в 1050 лошадиных сил при 2400 мин, и 4500 Н.м наибольшего крутящего момента.

Особенного внимания и упоминания также заслуживает тщательная работа наших отечественных специалистов по оптимизации программного обеспечения управления данным двигателем и подбору характеристик турбокомпрессора. Ведь она позволила в значительной степени улучшить динамические качества силовой установки гоночного грузовика КамАЗ-43509.

Специалисты КамАЗа существенно поработали над рабочими процессами двигателя, а также магистралями и системами впуска/выпуска. Серьёзно было уменьшено сопротивление магистрали впуска; также была усовершенствована газодинамика выпускной системы. Вследствие этого, температура отработавших газов стала значительно ниже. Ещё больше были снижены показатели дымности мотора, при этом без ущерба для его динамических свойств.

Кстати, тему экологичного топлива, тему газодизельного спортивного грузовика, которая была начата КамАЗеще в 2022 году при поддержке ПАО «Газпром» и Банка ВТБ, мы активно поддерживаем и начинаем развивать.

Камаз-43509 с кабиной капотной компоновки (камаз-43509к)

Капотный гоночный КамАЗ-43509 впервые появился на ралли «Золото Кагана-2022», причём – выкрашенный в матовый чёрный цвет. В общей сложности, на втором этапе чемпионата России по ралли-рейдам «Золото Кагана-2022» в Астрахани команда «КамАЗ-мастер» выставила на гонку шесть грузовиков.

Создан этот экспериментальный вариант был, как и все остальные раллийные капотные грузовики современности, целью снижения ударных нагрузок на экипаж. Лучшее охлаждение дизельного двигателя – это тоже ещё одно преимущество капотников перед бескапотниками на длительных ралли-рейдах в суровых условиях жары и зноя.

Кабину в нём использовали от грузовика Mercedes-Benz Zetros. Отличий от оригинала много: агрегатная база, можно сказать, не имеет ничего общего с обычным «Цетросом».КамАЗ-43509 с кабиной капотной компоновки (КАМАЗ-43509К)

В основу шасси капотного КамАЗ-43509 лёг классический раллийный КамАЗ-4326, многократно испытанный на Дакаре. Двигатель установлен под передней стойкой кабины. Обслуживать его менее удобно, чем дизель, установленный на бескапотнике, но гонщикам в грузовике капотной компоновки ехать, безусловно, комфортнее.

Капотные гоночные грузовики КамАЗ-43509 оснащены 980-сильными турбодизелями Caterpillar C13 / Gyrtech 12.5 Rally, которые были подготовлены чешской фирмой Buggyra.

Поскольку места в кабине капотной компоновки размещаются практически в середине колёсной базы, экипаж гоночного грузовика-капотника испытывает заметно меньшие вертикальные нагрузки и удары, чем экипаж бескапотного автомобиля, который располагается непосредственно над передней осью.

Капотный камаз-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали

Назовем его годзиллой: карьерный камаз полностью рассекречен

В АР №12, 2021, рассказывая о визите премьер-министра Мишустина на КАМАЗ, мы показали первые фотографии новейшего шарнирно-сочлененного самосвала Геркулес. Но там он был еще без кабины и кузова, и вот теперь камазовцы обнародовали фотографии уже полностью комплектного автомобиля.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Он носит рабочее название «Геркулес 40» — приводим характеристики по данным московского подразделения КАМАЗ-Бауман при МГТУ имени Баумана, которое и разрабатывало машину. Снаряженная масса — 40 т, грузоподъемность — 35 т, полная масса — 75 т. Тип привода — гибридный, дизель-электрический (последовательный гибрид).

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Максимальная мощность дизеля — 542 л.с. Марка двигателя пока неизвестна, но мы не исключаем, что это новая камазовская рядная «шестерка», только форсированная. Тяговый электродвигатель стоит в задней части машины, его мощность — 480 кВт, батареи — литий-титанатные. Дорожный просвет — более чем впечатляющие 617 мм, длина машины — 11 м 39 см, ширина — 3,6 м (это лютый негабарит!), высота — 4 м 3 см.

Наконец, тип рулевого управления — кинематический, путем складывания полурам: здесь поворачиваются не колеса, а передняя часть относительно задней!

Понятно, что такой машины у КАМАЗа не было никогда, да и в целом в России подобные машины не выпускают: их делают Caterpillar, Volvo и т.д. Рынок «сочлененников» невелик и очень специфичен: в лучшие времена компания Volvo делала в год по 270 таких машин, а к нам поставляла около 60 экземпляров стоимостью до полумиллиона долларов за единицу. Понятно, что сейчас и курс другой, и спрос… Но на этом фоне КАМАЗ вполне может захватить немалую долю этого рынка — конечно, когда наладит производство.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Интересно, что, несмотря на рабочее название «Геркулес 40», камазовцы в соцсетях предлагают придумать имя этому зверю: среди народных вариантов — Бульдог, Носорог, Мамонт, Годзилла и даже Святобор. 

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Подвеска и ходовая часть гоночных камаз-43509

Серьёзные изменения коснулись и подвески гоночного автомобиля. Для улучшения технических характеристик, её подвергли серьёзной оптимизации, потратив на эти работы более года, пока они принесли реальные плоды.

Спортивные КамАЗы 43509 были переставлены на новые 22,5-дюймовые колёса. Это обеспечило автомобилю уверенное движение при низком давлении в шинах, а также превосходную управляемость. Данное конструктивное решение обеспечило также более качественное охлаждение компонентов тормозной системы.

Кроме того, характеристики автомобиля КамАЗ-43509 были улучшены за счёт использования новых электронных блоков управления распределением тормозного усилия. Усовершенствования в подвеске предоставили возможность осуществлять настройку пружин и рессор индивидуальным образом для каждой конкретной машины.

Центр тяжести в КамАЗ-43509 был смещён (опущен ниже) – за счёт перекомпоновки внутреннего кузовного оснащения (узлов топливной системы и бака для горючего). Такое техническое решение не только уменьшило опасность опрокидывания спортивного грузовика во время гонок, но также и повысило среднюю скорость автомобиля во время прохождения им извилистых участков трасс. Автомобиль стала более отзывчивым на резкие и стремительные изменения направлений при движении.

Подземный самосвал ghh стал самым красивым

К конкурсам красоты среди обычных автомобилей все давно привыкли. Но, оказывается, подобные соревнования проводятся и для узкоспециализированной техники. Так, недавно стало известно, что победителем мирового конкурса промышленного дизайна Good Design Award стал предназначенный для работы в шахтах подземный самосвал МК-42 производства компании GHH Group.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Специальное жюри выбрало эту машину среди более чем 900 участников. Особо была отмечена продуманная конструкция самосвала, которая сочетает в себе функциональность и разного рода решения по безопасности для кабины водителя. При этом интересно, что представителям жюри конкурса выпал редкий шанс увидеть этот аппарат чистым — не факт, что они бы высоко оценили его дизайн в «рабочем» виде в шахте.

Что же до самого самосвала, то построен он по всем канонам, предусмотренным для подобной техники. Так, он имеет максимально приземистый силуэт (до крыши кабины — всего 2,8 метра), чтобы иметь возможность работать в ограниченных по высоте условиях. Но ширина — больше трех метров.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

В движение машина приводится 625-сильным двигателем Mercedes. Конструкция — шарнирно-сочлененная. 19-кубовый кузов рассчитан на 42 тонны, а специально для российского рынка (машины GHH трудятся во многих наших шахтах) была представлена и еще более грузоподъемная, 45-тонная версия. Что же до полной массы груженого самосвала, то она достигает без малого 80 тонн.

Трансмиссия камаз-43509

На всех спортивных грузовиках предыдущих поколений использовались коробки переключения передач механического типа. Однако потом появились официальные разрешения на установку и применение коробок-«автоматов» в гоночных автомобилях категории Т4-2.

Поэтому, приняв к сведению данное обстоятельство, а также тот факт, что основные конкурентами команды «КамАЗ-мастер» уже довольно активно и эффективным образом используются АКПП в их автомобилях, КамАЗовские инженеры решили применить автоматическую трансмиссию и на своих гоночных КамАЗ-43509. Машины оснастили 6-ступенчатыми автоматическими коробками переключения передач с гидространсформаторами. Такая АКПП, производства компании Allison, предоставляет возможность переключения передач без потерь крутящего момента. Также пилот может меньше отвлекаться, уделяя большее внимание дороге.Трансмиссия КамАЗ-43509

Для автоматической коробки переключения передач используется электронный рычаг. Специалисты КамАЗа разработали что-то похожее на секвентальную коробку передач: ведь в автоматическом режиме ездить на гоночном грузовике можно далеко не везде. Есть места, где потребуется использовать механический режим – например, в песчаных дюнах. Тогда и используется рычаг механического переключения скоростей – он просто двигается вперёд-назад.

В целом, работы и доработки в данном направлении велись на протяжении 2-х лет. В итоге, автоматическими коробками были решено оснастить два из четырёх гоночных грузовика КамАЗ-43509, а на оставшихся двух специалисты решили сохранить проверенную временем и надёжную механическую трансмиссию.

Ураган ка-три

Ураган Катрина был самым разрушительным в истории США. Вот и КАМАЗ после введения санкций и прекращения сотрудничества с Даймлером накрыло ураганом — его можно назвать «Ка-три», по индексу поколения К3, которое остается на конвейере.Я успел побывать там до упомянутых событий.

Камазовцы слишком понадеялись. Слишком. На то, что санкции их не затронут, на западных партнеров, которые, казалось бы, никогда их не оставят… «Мы сделали все, чтобы КАМАЗ не находился в красной зоне», — уверял генеральный директор Сергей ­Когогин. Вот ГАЗ с санкциями, наложенными на Олега Дерипаску еще в 2022 году, привык лавировать среди бурного политико-экономического моря, а КАМАЗу, казалось бы, ничто не угрожало, тем более что пятнадцатью процентами камазовских акций владеет (точнее, пока еще владеет) Daimler.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

КАМАЗ К5 и челнинский Mercedes Actros — хоть и не близнецы, но братья

Отсюда и сборка в Набережных Челнах грузовиков Mercedes и Fuso, и массовая установка на КАМАЗы мерседесовских кабин: на К4 — от снятой с производства в Европе модели Axor, на К5 — от современных Актроса и Арокса. Производствоэтих кабин освоил сам КАМАЗ: для К4 варил по 13 тысяч штук в год из турецких панелей, а для К5 и челнинских Актросов совместными усилиями был построен сверхсовременный завод кабин с мощностью до 55 тысяч экземпляров ежегодно.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Мерседесы челнинского производства: их собирали рядом с заводом КАМАЗ

Еще КАМАЗ закупал у Даймлера двигатели и мосты для ряда моделей, да и прочих компонентов европейских марок в конструкции полно — взять хотя бы коробки передач ZF, элементы топливной и тормозной систем, турбокомпрессоры, причем с такими производителями, как ZF или Knorr-Bremse, камазовцы создали совместные производства.

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Идет сварка кабин Mercedes Axor для КАМАЗов К4

А какие были планы на этот год! Сборка 8000 «Ка-пятых», включая самосвалы и бетономешалки, запуск в серию флагманских 500-сильных тягачей K5 ­High-Tech, работа над беспилотным концепт-траком К5 Континент…

Все рухнуло в одночасье: санкции, наложенные на КАМАЗ, ограничивают использование европейских компонентов и технологий, а Daimler объявил о приостановке (или остановке навсегда?) деятельности в России. Из «большой европейской семерки» производителей поставки остановили шестеро: помимо Даймлера, это IVECO, фольксвагеновские бренды MAN и Scania, Volvo с дочерней компанией Renault Trucks. При этом MAN официально заявил о прекращении отгрузки запчастей: а как же гарантийные обязательства перед клиентами?

Капотный КАМАЗ-4355 — наверняка, вы о таком даже не слышали | Пикабу

Поставки Сканий и других иномарок прекратились в одночасье

Цена вопроса

В 2020 году КАМАЗ впервые озвучил актуальный бюджет участия в «Дакаре». По словам Владимира Чагина (руководителя «КамАЗ-мастер», а в прошлом – прославленного гонщика, семикратного победителя «Дакара»), участие четырёх экипажей и всей команды в целом в одной гонке стоит 11 млн евро.

Вместе с тем, генеральный директор ПАО «КамАЗ» Сергей Когогин, отметил, что успех команды «КамАЗ-мастер» – это лучшая рекламная площадка. Когда телевизионная картинка с гонки идёт практически на все страны мира, и весь мир видит кадры, где российский грузовик в лидерах – никакой рекламной кампанией это не заменишь.

Помимо 4-х боевых КамАЗов в команду входят 6 грузовиков технического сопровождения и 58 сотрудников: специалисты по различным системам автомобиля, медработники, медиакоманда для освещения ралли. При этом на свои первые «Дакары» команда «КамАЗ-мастер» выезжала в составе всего 10-15 человек.

Дальнейшее развитие гоночных камазов: конец 2022-х

Грузовой автомобиль КамАЗ-43509 – это гоночная машина Камского автозавода, изготовленная специально для участия в ралли. Прежде всего – в знаменитых трансконтинентальных марафонах «Дакар». Впервые этот автомобиль был представлен широкой аудитории в 2022 году, а первое его участие в гонке «Дакар» состоялось в 2022 году. КамАЗ-43509 был выпущен с кабинами как с бескапотной, так и капотной компоновки.

Новая модификация раллийного грузовика КамАЗ-43509 стала необходимостью по причинам изменения регламента трансконтинентального ралли-марафона «Дакар» и завершения действия омологации предыдущей версии машины.

Новые КамАЗ-43509, помимо технических характеристик, существенно отличаются от своих спортивных предшественников и внешним видом. Болид КамАЗ-43509 – это совершенно другой грузовик, хоть внешне он, конечно, немного напоминает своего предшественника – КамАЗ-4326-9 VK.

Новый гоночный грузовик получил 13-литровый дизельный двигатель, который пришёл на смену силовому агрегату с рабочим объемом 16,2 литра. В общей сложности, команда «КамАЗ-Мастер» получила четыре такие модифицированные «боевые машины».

В 2022 году такой автомобиль принес экипажу Эдуарда Николаева триумфальную победу на ралли «Дакар».

Оцените статью
Камаз