- Что влияет на расход топлива
- .1. Самосвалы отечественные и стран СНГ
- .1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
- .2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года
- Видео
- Грузовик с будкой, кунг
- Двигатель
- Моторная гамма и трансмиссия
- Особенности и эксплуатация
- Особенности эксплуатации и цены в россии
- Параметры и грузоподъемность
- Самосвалы
- Технические характеристики
- Трансмиссия и тормоза
- Устройство
Что влияет на расход топлива
Автомобили семейства КамАЗ можно без преувеличения назвать настоящими тружениками народного хозяйства. Они надежны, отличаются хорошей проходимостью, а в условиях передвижения по российским дорогам это имеет огромное значение. Но также присутствует один значимый недостаток в лице расхода топлива.
У большинства тяжеловесов на каждую сотню пробега тратится от 30 до 40 литров топлива. При этом расход КамАЗа зависит не только от модификации автомобилей и цели использования. Здесь следует учитывать множество других факторов:
- Качество дорожного полотна. Передвигаться по плохой дороге приходится на пониженной передаче.
- Особенности зимнего периода. В условиях пониженной температуры двигатель прогревается до рабочей температуры гораздо медленнее, что оборачивается повышенным расходом топлива.
- Состояние тормозной системы. Недостаток воздуха в системе приводит к увеличению нагрузки на силовой агрегат.
- Исправность ДВС. Из-за износа поршневой группы понижается компрессия, которая необходима для нормальной работоспособности мотора.
- Засорение воздушного фильтра. Затрудненность продвижение воздушного потока во впускном коллекторе также оборачивается повышенным потреблением горючего.
- Превышение допустимых пределов по массе. Чрезмерно тяжелый груз доставляет двигателю массу неприятностей, так как очень сильно нагружается его.
- Качество трансмиссионного масла. Узлы трансмиссии, лишенные смазки будут также оказывать дополнительную нагрузку на силовую установку автомобиля, что обернется повышением трения.
Технические характеристики двигателя и трансмиссии, хоть и оказывают влияние на потребление автомобилем топлива, не последняя роль отводится и его качеству! Производители обычно указывают расход горючего при полностью груженом транспортном средстве (в пределах нормы).
.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ
Модель, марка, модификация автомобиля | Транспортная норма, л/100 км | Топлива |
1 | 2 | 3 |
БелАЗ-540, -540А | 135,0 | Д |
БелАЗ-548А | 160,0 | Д |
БелАЗ-548ГД | 200,0 | СНГ |
БелАЗ-549, -7509 | 270,0 | Д |
БелАЗ-7510, -7522 | 135,0 | Д |
БелАЗ-7523, -7525 | 160,0 | Д |
БелАЗ-7526 | 135,0 | Д |
БелАЗ-7527 | 160,0 | Д |
БелАЗ-75401 | 150,0 | Д |
БелАЗ-7548 | 160,0 | Д |
ГАЗ-93, -93А, -93АЭ, -93Б, -93В | 23,0 | Б |
ГАЗ-САЗ-2500, -3507, -3508 | 28,0 | Б |
ГАЗ-САЗ-3509 | 27,0 | СПГ |
ГАЗ-САЗ-35101 | 28,0 | Б |
ГАЗ-САЗ-4301 (ГАЗ-542-4L-6,235-125-5М) | 17,5 | Д |
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-138-4М) | 17,0 | Д |
ГАЗ-САЗ-4509 (ГАЗ-542-6L-6,235-125-5М) | 16,7 | Д |
ГАЗ-САЗ-53Б | 28,0 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-4502, -45021, -45022, -4505 | 37,0 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-45023 | 50,0 | СНГ |
ЗИЛ-ММЗ-45054, -138АБ | 37,5 | СПГ |
ЗИЛ-ММЗ-45065; -45085 (ЗИЛ-508.10-8V-6,0-150-5М) | 32,2 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-450650 (Д-245.9-4L-4,75-136-5М) | 24,0 | Д |
ЗИЛ-ММЗ-45085 (ЗИЛ-508-8V-6,0-150-5М) | 39,5 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-4520 (ЗИЛ-645-8V-8,74-185-9М) | 27,5 | Д |
ЗИЛ-ММЗ-554, -55413, -554М | 37,0 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-555, -555А, -555Г, -555ГА, -555К, -555Н, -555Э, -555-76, -555-80 | 37,0 | Б |
ЗИЛ-ММЗ-585, -585Б, -585В, -585Д, -585Е, -585И, -585К, -585Л, -585М | 36,0 | Б |
КАЗ-4540 | 28,0 | Д |
КАЗ-600, -600АВ, -600Б, -600В | 36,0 | Б |
КамАЗ-55102 | 32,0 | Д |
КамАЗ-55102 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-10М) 35,0 Д | ||
КамАЗ-5511 | 34,0 | Д |
КамАЗ-5511 (ЯМЗ-238-8V-14,86-240-5М) | 35,6 | Д |
КамАЗ-55111 | 36,5 | Д |
КамАЗ-55111 (ЯМЗ-238М-8V-14,86-240-5М) | 36,5 | Д |
КамАЗ-55111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-10М) | 38,3 | Д |
КамАЗ-55111А (КамАЗ-7403.10-8V-10,85-260-5М) | 43,3 | Д |
КамАЗ-55118 | 31 9,0Д или 35Д | СПГ |
КамАЗ-65111 (КамАЗ-740.10-8V-10,85-260-10М) | 36,0 | Д |
КамАЗ-65115 С (КамАЗ-740.11-8V-10,85-240-10М) | 32,2 | Д |
КрАЗ-256, -256Б, -256Б1, -256Б1С | 48,0 | Д |
КрАЗ-6505 | 50,0 | Д |
КрАЗ-6510 | 48,0 | Д |
МАЗ-510, -510Б, -510В, -510Г, -511, -512, -513, -513А | 28,0 | Д |
МАЗ-5516 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) | 42,0 | Д |
МАЗ-5516-030 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) | 47,8 | Д |
МАЗ-5516-30 (ЯМЗ-238Д-8V-14,86-330-8М) | 48,0 | Д |
МАЗ-551603-021 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-8М) | 46,3 | Д |
МАЗ-5549, -5551 | 28,0 | Д |
МАЗ-5551-020 Р2 (ЯМЗ-238М2-8V-14,86-240-5М) | 35,7 | Д |
МоАЗ-75051 | 85,0 | Д |
САЗ-3502 | 28,0 | Б |
САЗ-3503, -3504 | 26,0 | Б |
Урал-45286-01 (ЯМЗ-236НЕ2-6V-11,15-230-5М) | 44,5 | Д |
Урал-5557 | 34,0 | Д |
Урал-55571 (ЯМЗ-236-6V-11,15-180-5М) | 34,5 | Д |
.1.1. Самосвалы отечественные и стран СНГ выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Зил-сааз | |||||
4545 (ЗMЗ-508.300) | 8V | 134 | 6,0 | 5М | 40,1 |
454510 (Д-245.9ЕЗ) | 4L | 132 | 4,75 | 5М | 23,9D |
4546 (ЗИЛ-508.10) | 8V | 150 | 6,0 | 5М | 39,3 |
Маз | |||||
5551А2-323 (ЯМЗ-6563.10) | 6V | 230 | 11,15 | 5М | 33,5D |
6501А9-320-021 (ЯМЗ-650.10) | 6L | 412 | 11,12 | 16М | 45,4D |
Урал | |||||
55571 (ЯМЗ-236НЕ2) | 6V | 230 | 11,15 | 5М | 43,8D |
63685-10 (ЯМЗ-760.10) | 6V | 300 | 11,15 | 9М | 43,0D |
Камаз | |||||
43255 (Cummins EQB 180 20) | 6L | 180 | 5,88 | 5М | 25,9D |
43255АЗ (Cummins 6ISBe210) | 6L | 210 | 6,692 | 5М | 29,7D |
45142-010-15 (КамАЗ-740.31) | 8V | 240 | 10,85 | 10М | 37,4D |
65115 (ЯМЗ-238М2-6) | 8V | 240 | 14,86 | 5М | 38,2D |
65115-62 (КамАЗ-740.62) | 8V | 280 | 11,76 | 10М | 39,7D |
65115-62 (КамАЗ-740.62) | 8V | 280 | 11,76 | 9М | 37,7D |
65115 (КамАЭ-740.30) | 8V | 245 | 10,85 | 9М | 36,8D |
6520-06 (КамАЗ-740.50) | 8V | 360 | 11,76 | 16М | 51,2D |
6520-20 (КамАЗ-740.60) | 8V | 360 | 11,76 | 16М | 45,3D |
6522 (КамАЗ-740.51) | 8V | 320 | 11,76 | 16М | 52,1D |
6522 (КамАЗ-740.51) | 8V | 320 | 11,76 | 8М | 44,3D |
6551-12 (КамАЗ-740.62-280) | 8V | 280 | 11,76 | 10М | 31,8D |
Газ-саз | |||||
2505-10 (Д 245.7ЕЗ) | 4L | 119 | 4,75 | 5М | 20,5D |
35071 (Д-245.ЕЗ) | 4L | 119 | 4,75 | 5М | 19,9D |
35071 (Д-245.7Е2) | 4L | 122 | 4,75 | 5М | 19,4D |
.2.1. Самосвалы зарубежные выпуска с 2008 года
Модель, марка, модификация автомобиля | Число и расположение цилиндров | Мощность двигателя, л.с. | Рабочий объем, л | КПП | Базовая норма расхода топлива, л/100 км | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||
Dongfeng | ||||||||||
DFL-3251A-1 | 6L | 340 | 8,9 | 9М | 51,0D | |||||
Ford | ||||||||||
65513-02 | 6L | 300 | 7,33 | 16М | 45,7D | |||||
OtosanCargo 3430D | 6L | 300 | 7,33 | 16М | 45,5D | |||||
Hyundai | ||||||||||
HD78 3.9D | 4L | 140 | 3,907 | 5M | 19,0D | |||||
Iveco | ||||||||||
AMT 653900 | 6L | 380 | 12,880 | 16M | 52,4D | |||||
P380CB8x4EHZ | 6L | 380 | 11,705 | 9M | 48,8D | |||||
Man | ||||||||||
TGA 33.350 6×4 BB-WW | 6L | 350 | 10,518 | 16M | 39,2D | |||||
F 2000 40.414 DFAK | 6L | 410 | 11,967 | 16M | 52,3D | |||||
Mitsubishi | ||||||||||
Fuso 8.2D | 6L | 210 | 8,201 | 6M | 28,5D | |||||
Scania | ||||||||||
P380CB 6×4 ENZ | 6L | 380 | 10,64 | 9M | 40,8D | |||||
P380CB6x4EHZ | 6L | 380 | 11,72 | 9M | 46,5D | |||||
Volvo | ||||||||||
FM 13.400 Truck 6×4 | 6L | 400 | 12,78 | 9M | 52,4D | |||||
FM 13.440 Truck 6×4 | 6L | 440 | 12,78 | 9M | 45,0D | |||||
Tatra | ||||||||||
T815-2AOSO1 6×6.2 | 8V | 326 | 12,667 | 10M | 49,7D |
Видео
КамАЗ 55102 представляет собой самосвал с колесной формулой 6 на 4. Модель оборудовалась платформой, разгрузка которой производилась на боковые стороны. Производство автомобиля началось в 1981 году. Долгие годы он пользовался большой популярностью у потребителей. Некоторые считают модель одной из модификаций КамАЗ 5320, однако она является полностью самостоятельным продуктом.
Экономический подъем в СССР 1970-х годов обнаружил острую нехватку в большегрузных автомобилях. Они были нужны для строительных объектов, сельского хозяйства, промышленности и других сфер. В связи с этим руководству Камского автозавода было поручено создать машину с хорошей грузоподъемностью и большой вместительностью (необходимые параметры для сельскохозяйственной промышленности). Кроме того, автомобиль должен был иметь разгрузку на 3 стороны.
В итоге появился КамАЗ 55102. Разработкой конструкции занимались специалисты Мытищинского машиностроительного завода. Платформу автомобиля выпускали на мощностях в Набережных Челнах, установка кабины оператора оператора выполнялась в Нефтекамске. Здесь же монтировали кузов для транспортировки грузов и кабину оператора.
Внешне и по конструктивным особенностям КамАЗ 55102 получился очень похожим на 10-тонный КамАЗ 5320, появившийся несколькими годами ранее. Однако между ними были и существенные различия. Так, КамАЗ 55102 получил кабину оператора без спального места и не предназначался для больших расстояний. Кроме того, автомобиль обзавелся кузовом с возможностями автоматической разгрузки.
Модель выпускалась в формате самосвала, но нередко использовалась в качестве тягача в работе с автопоездами. КамАЗ 55102 сохранил все достоинства, присущие автомобилям Камского автозавода и мог эксплуатироваться в многообразных климатических условиях.
Машина отлично чувствовала себя как на проселочной дороге, так и на дорогах общего пользования. В городских условиях передвигаться на ней было не так комфортно (КамАЗ 55102 не относился к числу компактных автомобилей) Уникальная конструкция и характеристики позволили модели занять свою нишу, где конкуренции у нее практически не было. Именно это и стало причиной столь длительного период производства.
Комплектации модели:
- КамАЗ 55102-0000010 (КамАЗ 55102-050) – версия с основными бортами;
- КамАЗ 55102-0000012 (КамАЗ 55102-053) – версия с надставными металлическими бортами.
КамАЗ 55102 неслучайно окрестили «сельскохозяйственным» самосвалом, поскольку основная сфера его применения – транспортировка грузов в сельском хозяйстве. опять же модель применяется в строительстве. Кузов с возможностью разгрузки на 2 стороны делает работу с автомобилем очень удобным. КамАЗ 55102 идеально подойдет для транспортировки сыпучих предметов или удобрений с выгрузкой в указанное место.
Грузовик с будкой, кунг
Коммерческие автомобили часто комплектуются различными фургонами – промтоварными, изотермическими, рефами. А есть особый тип – пассажирский и грузопассажирский. И речь тут не только о вахтовом автобусе.
КУНГ, а именно так обычно называют пассажирские и грузопассажирские фургоны, хотя расшифровка КУНГа немного другая. Предназначены вахтовки для перевозки людей и грузов в удалённых или труднодоступных местах, например, на буровые или геологоразведочные посёлки.
Наиболее востребованными в модельном ряду КамАЗа являются вахтовки на полноприводном шасси 43118. Высота и ширина пассажирского отсека автомобиля составляет стандартные 2,2 м и 2,46 м соответственно. А вот длина разница от 5500 до почти 7 метров.
Кроме того, фургон с будкой может быть смонтирован на грузовик в различном исполнении:
- Пассажирский вариант. Сиденья для пассажиров занимают всё внутреннее пространство фургона;
- Грузопассажирский. Часть кузова оборудована местами для сидения, а часть отведена под размещение груза или оборудования;
- Специальные. Помимо будки фургона на шасси монтируется специальное оборудование, например, кран-манипулятор и бортовая платформа.
Возвращаясь к вопросу о том, что же такое КУНГ, стоит отметить, что в первую очередь это аббревиатура. Означает они кузов универсальный нулевого (нормального) габарита. Получается, КУНГ – это любая надстройка на шасси не выходящая за ширину самой машины. Следовательно, ширина КУНГа на КамАЗе равна ширине кабины и составляет 2500-2550 мм, в зависимости от модели.
Двигатель
КамАЗ-55102 Колхозник оснащен четырехтактных дизельным мотором.
У двигателя есть 8 цилиндров, которые имеют V-образное расположение.
Сам силовой агрегат выполнен в соответствии с международным экологическим стандартом Евро-2:
- степень сжатия топливной жидкости — 16,5;
- максимальный крутящий момент — 637Нм;
- номинальная частота вращения — 2200 об/мин.
В конструкцию силового агрегата входят:
- топливный насос высокого давления;
- компрессор;
- фильтрующие элементы;
- маховик;
- коленвал;
- форсунки;
- поршневая часть;
- шкив;
- вентилятор.
Технические показатели:
Система охлаждения двигателя | Промежуточная |
Средний расход топлива (трата на 100 км), л | 33 |
Тип мотора | Дизель |
Турбонаддув | Есть |
Расположение цилиндрических элементов | V-образное |
Масса, кг | 700 |
Расход масляной жидкости на угар | 0,2% |
Расход воздуха, кг/ч | 1450 |
Расход выпускных газов | 380 |
Модель форсунок | 27 12 15 |
Объем охлаждающей системы, л | 18 |
Температура открытия термостата | 60°С |
Моторная гамма и трансмиссия
КамАЗ-55102 оборудован турбонаддувом с наддувочным охлаждением, а за саму производительность отвечает дизельный двигатель 740.31, адаптированный под экологический стандарт Евро-2. Силовая установка развивает порядка 225 лошадиных сил, которые доступны уже при 2200 об/мин.
Немаловажно отметить одну особенность мотора, а именно опциональный электрофакельный аппарат, выступающий в роли обогревателя воздуха. Данный прибор позволяет двигателю запускаться даже в самых низких температурных условиях.
Силовая установка оборудована воздушным двухступенчатым фильтром. В нем предусмотрены как первичная, так и тонка очистки. Также фильтр имеет бумажные фильтрующие элементы, легко поддающиеся замене – во многом благодаря своей дешевизне. Интересно, первые версии КамАЗ-55101 оснащались фильтрами, изготовленными из гофрокартона.
Кроме того, в конструкцию силовой установки включено эффективное жидкостное охлаждение. Похвально, что имеющийся антифриз можно заливать один раз в год.Емкость топливного бака – 210 литров.
Трансмиссия грузовика оснащается сухим сцеплением двухдискового типа. Также имеется гидравлический пневмоусиленный привод. В качестве коробки передач выступает десятиступенчатая «механика». Особенностью данной КПП является возможность как механического, так и дистанционного управления.
Самосвал оборудован тормозной системой с барабанными механизмами, а также двухконтурным пневматическим приводом. Каждый из используемых барабанов имеет диаметр 400 мм, в то время как ширина тормозных накладок соответствует 140 мм.
Что касается стояночного тормоза, большинство владельцев считают его надежным благодаря уникальной конструкции, которая исключает ложные срабатывания. Более того, предусмотрена еще и вспомогательная система, которая удваивает эффективность торможения. Однако надежность работы такой дополнительной системы зависит от исправности пневматического привода.
Особенности и эксплуатация
КАМАЗ 55102 представляет собой классический образец советского автопрома. Для своего времени «сельхозник» был своевременным и востребованным автомобилем. Кабина оборудовалась надежным отопителем от системы охлаждения двигателя, а сидение водителя ремнями безопасности.
Сварная цельнометаллическая платформа прямоугольной формы позволяет перевозить различные сыпучие грузы, за исключение булыжников и скальных пород, т.к. они могут повредить кузов. Для обеспечения процесса надежного закрывания боковых и надставных бортов, в конструкции установлены торсионные механизмы.
В открытом положении борта удерживаются металлическими цепями. Для удобства, процесс разгрузки водитель может осуществлять на обе стороны не покидая кабины при помощи электропневматического дистанционного управления. Высокая степень унификации узлов и механизмов с другими КАМАЗовскими моделями позволяла легко наладить техническое обслуживание и ремонт в больших АТП, совхозах и колхозах.
В постсоветское время автомобиль прекрасно зарекомендовал себя и при эксплуатации в небольших строительных организациях и фермерских хозяйствах. В качестве основного прицепа рекомендуется использовать модель 8527 грузоподъемностью 7 тонн, что позволяет перевести вдвое большее количество грузов за одну поездку. К несомненным преимуществам самосвала-тягача КАМАЗ 55102 можно отнести:
- надежную крепкую раму;
- два ведущих моста с двойной ошиновкой колес, обеспечивающих хорошую проходимость по грунтовым дорогам и на полях;
- кузов, с надставными бортами с возможностью установки тента для уменьшения потерь при перевозке урожая;
- трехрежимный гидроцилиндр системы опрокидывания, позволяющий осуществлять разгрузку на одну из трех сторон;
- относительно небольшие эксплуатационные расходы.
Кроме того на автомобиле устанавливались традиционно надежные КАМАЗовские моторы, с возможностью их модификации.
Особенности эксплуатации и цены в россии
Производство КамАЗ-55102 уже давно завершено, но не смотря на это потребителей продолжает мучать вопрос – приобретать поддержанную машину, которая требует доработок, либо сразу обратить внимание на полностью отреставрированный экземпляр. Если же оба варианта не устраивают, тогда есть альтернатива в виде модернизированного грузовика КамАЗ-45143, который, по сути, является следующей версией КамАЗ-55102.
Какой бы вариант не выбрал покупатель, грузовик КамАЗ-55102 останется верен своим поклонникам. Как показывает опыт, владельцев вполне устраивает данный автомобиль, ведь он обладает преимуществами практически в любой сфере деятельности, и при этом очень дешевый обслуживании.
Исходя из вышесказанного, поддержанный КамАЗ-55102 в хорошем состоянии можно рекомендовать начинающим предпринимателям, которым необходим доступный грузовой транспорт с максимальной эффективностью. Автомобиль удачно находится в своей потребительской нише не смотря на то, что сейчас Камский автозавод занят выпуском более продвинутых модификаций.
Рассматриваемую модель высоко ценят в сельском и фермерском хозяйстве, а также в суровых зимних условиях. Высокая надежность и производительность – одни из главных черт КамАЗ-55102, которые выгодно отличают его от иномарок.
Если транспортной компании не интересна длительная эксплуатация грузовика, в этом случае есть возможность заказать машину в аренду. Сейчас так поступают многие предприниматели, особенно если за один раз требуется перевезти большой объем сыпучих материалов, металлоконструкций и прочих строительных материалов. Стоимость аренды КамАЗ-55102 составляет примерно 700-1000 рублей в час.
Если же все таки нужно приобрести грузовик, лучше присмотреться к поддержанным экземплярам. Так, на вторичном рынке можно найти машину с пробегом от 50 до 120 тыс. км. Такой вариант будет намного дешевле, чем версия с капитальным ремонтом. Говоря о цене, надо быть готовым заплатить от 300 до 400 тысяч за машину в неплохом состоянии.
Естественно, за такие деньги можно предлагать что угодно. Но в любом случае важно помнить, что какая не была хороша дешевая машина, она рано или поздно потребует вложений. Именно по этой причине многие присматриваются к автомобилям после капитального ремонта. Речь идет о машинах, выпущенных после середины 1990-ых годов.
Что касается стоимости полностью отремонтированного грузовика в идеальном состоянии, за такой экземпляр придется выложить порядка 800-900 тысяч рублей. Обратим внимание, что модернизированный грузовик с индексом 45143 стоит не меньше 2 млн 700 тысяч рублей.
Конечно, обновленная машина обладает массой достоинств на фоне КамАЗ-55102. Например, это увеличенная грузоподъемность (10 000 против 7 000 кг) и более вместительная грузовая платформа (15 против 10 кубометров). По остальным характеристикам версия 45143 является копией предшественника.
Как видим, КамАЗ-55102 безусловно достоин внимания, не смотря на устаревшую конструкцию. Конструкция грузовика проста и эффективна, что позволяет говорить о высокой актуальности модели на сегодняшний день.
Параметры и грузоподъемность
КамАЗ-55102 имеет сварную цельнометаллическую платформу, установленную на подрамнике. Как говорилось выше, в конструкции предусмотрены три откидных борта. При этом самый передний из них приварен к основанию.
Стоит отметить, что самосвал оснащен автоматической системой поднятия и опускания грузовой платформы. Так, для подъема на максимальный угол в 50 градусов уходит всего 19 секунд. Чтобы выбрать направление разгрузки, необходимо установить специальные кронштейны.
В зависимости от модификации грузовик можно оснастить надставными бортами, которые изготавливаются из металла или дерева. В конструкции также предусмотрены торсионные помощники, которые надежно и эффективно закрывают боковые и надставные стенки. Также предусмотрены цепи, которые фиксируют основное заграждение.
Объем грузового отсека у КамАЗ-55102 достигает 7,9 кубических метров. Версия с основными бортами имеет полезные объем 10,12 кубометров, а комплектация с надставными элементами вмещает 15,8 кубометров. Система опрокидывания представлена в виде шестеренчатого насоса и гидроцилиндра, построенного по трехступенчатой схеме.
Суммарная грузоподъемность КамАЗ-55102 составляет 7 000 кг. Для сравнения, примерно таким же показателям обладает и базовая модификация 8527. Масса самосвала в снаряженном виде достигает 8480 кг, а прицеп имеет вес 4600 кг.
Примечательно, в снаряженном состоянии масса машины составляет 15,6 тонны, в то время как масса самого прицепа достигает 11 600 кг. Не смотря на весьма внушительные показатели, автомобиль в максимально загруженном состоянии может достигать 80 км/час.
Обратим внимание, что масса грузовика является его своеобразной «визитной карточкой», которая выгодно отличает машину от большинства дорогих и именитых аналогов. В результате КамАЗу-55102 действительно почти нет равных, особенно при езде на внедорожных участках.
КамАЗ-55102 обладает колесной формулой 6х4. В качестве шасси выступает конструкция трехосного типа. Также в шасси входит задний привод и рессорная подвеска. Все колеса полностью дисковые, оснащенные камерными шинами.
Самосвалы
Для автомобилей-самосвалов и самосвальных автопоездов нормативное значение расхода топлив рассчитывается по формуле:
Qн = 0,01 х Hsanc х S х (1 0,01 х D) Hz х Z, (4)
где Qн — нормативный расход топлив, л;
S — пробег автомобиля-самосвала или автопоезда, км;
Hsanc — норма расхода топлив автомобиля-самосвала или самосвального автопоезда:
Hsanc = Hs Hw х (Gпр 0,5q), л/100 км,
где Hs — транспортная норма с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5), л/100 км;
Hw — норма расхода топлив на транспортную работу автомобиля-самосвала (если при расчете Нs не учтен коэффициент 0,5) и на дополнительную массу самосвального прицепа или полуприцепа, л/100 т х км;
Gпр — собственная масса самосвального прицепа, полуприцепа, т;
q — грузоподъемность прицепа, полуприцепа (0,5q — с коэффициентом загрузки 0,5), т;
Hz — дополнительная норма расхода топлив на каждую ездку с грузом автомобиля-самосвала, автопоезда, л;
Z — количество ездок с грузом за смену;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
При работе автомобилей-самосвалов с самосвальными прицепами, полуприцепами (если для автомобиля рассчитывается базовая норма, как для седельного тягача) норма расхода топлив увеличивается на каждую тонну собственной массы прицепа, полуприцепа и половину его номинальной грузоподъемности (коэффициент загрузки — 0,5): бензина — до 2 л; дизельного топлива — до 1,3 л; сжиженного газа — до 2,64 л; природного газа — до 2 куб. м.
Для автомобилей-самосвалов и автопоездов дополнительно устанавливается норма расхода топлив (Hz) на каждую ездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки:
— до 0,25 л жидкого топлива (до 0,33 л сжиженного нефтяного газа, до 0,25 куб. м природного газа) на единицу самосвального подвижного состава;
— до 0,2 куб. м природного газа и 0,1 л дизельного топлива ориентировочно при газодизельном питании двигателя.
Для большегрузных автомобилей-самосвалов типа «БелАЗ» дополнительная норма расхода дизельного топлива на каждую ездку с грузом устанавливается в размере до 1 л.
В случаях работы автомобилей-самосвалов с коэффициентом полезной загрузки выше 0,5 допускается нормировать расход топлив так же, как и для бортовых автомобилей по формуле (3).
Технические характеристики
КамАЗ-55102 — технические характеристики агрегата:
Наибольшая грузоподъемность, т | 7 |
Максимальная скорость движения, км/ч | 80 |
Время, необходимое для разгона, с | 35 |
Наибольший преодолеваемый подъем | 30° |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,28 |
Колесная формула | 6*4 |
Наименьший радиус поворота, м | 8,5 |
Максимальный крутящий момент, об/мин | 2200 |
Система управления сцеплением | Пневматический гидроусилитель руля |
Емкость бака для топлива, л | 210 |
Мощность двигателя | 240 л. с. |
Автопоезд, кг | 33000 |
Вид кузова | Бескапотный грузовик |
Колесная база агрегата, м | 3,19*1,32 |
ТНВД | V-образный |
Допустимый вес прицепного устройства, кг | 11500 |
Количество цилиндров | 8 |
Габариты цилиндров, см | 12 |
Рабочий объем двигателя, л | 36 |
Ход поршневой части, см | 12 |
Сцепление | Фрикционное, сухое |
Тип колес | Пневматический |
Колея по задним колесам, м | 1,8 |
Колея переднего типа, м | 2,05 |
Модель мотора | 740.31-240 |
Масса, кг | 15630 |
Год выпуска | 1989 |
Среди особенностей ТТХ можно выделить:
- мощный двигатель;
- хорошие показатели грузоподъемности;
- параметры нагрузок (на переднюю ось — 4,5 тыс. кг, на заднюю телегу — 11 тыс. кг);
- доступность всех основных узлов в случае ремонта самосвала.
Трансмиссия и тормоза
На КамАЗ 55102 устанавливалась распространенная механическая десятиступенчатая коробка передач, состоящая из основной пятиступенчатой КПП и переднего двухступенчатого делителя. За счет этого автомобиль получил 10 скоростей вперед и 2 задних передачи.
Самосвал КамАЗ 55102 оборудован двухдисковым сухим сцеплением с гидравлическим пневмоусилителем и периферийными пружинами.
Система тормозов не слишком отличается от остальных КамАЗовских моделей. Грузовик оснащен барабанными тормозами и двухконтурным пневматическим приводом, который отвечает за работу вспомогательной тормозной системы, кроме того здесь имеется достаточно надежный стояночный тормоз с энергоаккумуляторами на задних колесах.
Более подробно с техническими характеристиками и описанием самосвала КамАЗ 55102 можно здесь:
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ | |
Масса перевозимого груза, т | 7 |
Масса снаряженного автомобиля, т | 8,48 |
Полная масса автомобиля, т | 15,63 |
Распределение нагрузки снаряженного автомобиля, кН | |
на передний мост | 35 |
на заднюю тележку | 49.8 |
Распределение нагрузки автомобиля полной массы, кН | |
на передний мост | 45 |
на заднюю тележку | 111,3 |
Допустимая масса буксируемого прицепа, т | 11,5 |
Допустимая масса автопоезда, т | 27,13 |
Габаритные размеры, мм | |
длина | 7570 |
ширина (по зеркалам/по корпусу) | 2900/2500 |
высота (с опущенной платформой/с поднятой в сторону платформой/с поднятой назад платформой) | 2900/4000/5920 |
база | 3190 1320 |
колея передних колес | 2026 |
колея задних колес | 1856 |
дорожный просвет | 280 |
внутренняя длина платформы | 5335 |
внутренняя ширина платформы | 2320 |
высота бортов | 635 620 |
высота платформы над землей | 1370 |
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ | |
Контрольный расход топлива автомобиля, л/100 км | 23 |
Контрольный расход топлива автопоезда, л/100 км | 32,5 |
Запас хода автомобиля по контрольному расходу топлива, км | 740 |
Запас хода автопоезда по контрольному расходу топлива, км | 525 |
Время разгона автомобиля с полной нагрузкой с 0 до 60 км/ч, сек | 35 |
Время разгона автопоезда с полной нагрузкой с 0 до 60 км/ч, сек | 75 |
Наибольший угол подъема, преодолеваемый автомобилем при полной массе, % | 35 |
Наибольший угол подъема, преодолеваемый автопоездом при полной массе, % | 18 |
Тормозной путь автомобиля с полной нагрузкой при движении со скоростью 40 км/ч, м | 17,2 |
Тормозной путь автопоезда с полной нагрузкой при движении со скоростью 40 км/ч, м | 18,4 |
Угол в сторону наклона платформы, град | 50 |
Время подъема платформы с грузом, сек. | 18 |
Наименьший радиус поворота по оси переднего внешнего следа, м | 8,5 |
Номинальная вместимость топливного бака, л | 170 |
Устройство
В основе грузовика КамАЗ 55102 лежит несущая конструкция, представляющая собой клепаную лестничную раму, сделанную из профилей, имеющих швеллерное сечение. Профили отштампованы из низколегированной стали. Продольные лонжероны укреплены 7 поперечинами.
Передняя ось сделана из изогнутой балки с поворотными кулачками и цилиндрическими шкворнями, задняя – из штампованной стальной балки со сварными картерами. На задних мостах имеются сварные фланцы крепления тормозных суппортов и редукторов, опоры листовых рессор и прочие элементы.
Передняя подвеска – зависимая, сделанная на базе рессор полуэллиптического профиля, дополненных буферами сжатия и 2 телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска – зависимая рессорно-балансирная. В ее основе лежат дублированные листовые рессоры полуэллиптического профиля с резиновыми буферами.
На модель КамАЗ 55102 устанавливались бездисковые колеса, состоящие из бортового кольца, замочного кольца и обода. На задних мостах монтировались сдвоенные колеса. В качестве шин применялись 12-слойные камерные пневматики.
Двигатель автомобиля агрегатируется с сухим фрикционным двухдисковым сцеплением. Управление выполняется посредством 10-ступенчатой механической трансмиссии. КП сопряжена с редуктором, обеспечивающим 2 диапазона скоростей (пониженный и прямой). Сам двигатель находится на раме рядом с коробкой передач.
Рулевое управление сделано в виде рулевой трапеции, установленной за фронтальным мостом. Основной тормозной системой являются барабанные тормоза, действующие на все колеса. Они запускаются двухконтурным пневмоприводом. Стояночный тормоз функционирует посредством пружинных энергоаккумуляторов.
Грузовик оснащается цельнометаллической грузовой платформой самосвального типа, монтированной на надрамнике. У нее имеются 3 откидывающихся борта с торсионными замками. Передний борт приварен к основанию. Дополнительные сетчатые или деревометаллические борта позволяют увеличить объем платформы.
КамАЗ 55102 оснащается цельнометаллической кабиной оператора бескапотного типа, расположенной над мотором. Она вмещает 2 человек. функционально доступна установка третьего места. При необходимости кабина оператора может откидываться вперед. В салоне имеется система отопления, функционирующая от системы охлаждения агрегата.
Вентиляции в кабине оператора нет, водителю доступны только поворотные форточки, установленные на дверях, люк на крыше и окна. У сидений присутствуют ремни безопасности. Радиаторная решетка имеет стандартный дизайн. В последних версиях ее модернизировали из-за переноса оптики на бампер. кабина оператора опять же получила высокую крышу.