Харьков транспортный. Автобус. Подвижной состав. КАвЗ-3976

Харьков транспортный. Автобус. Подвижной состав. КАвЗ-3976 Камаз

Основные сведения, характеристики

Производитель/изготовитель, где выпускается/производится техника. Курганский автобусный завод имени 60-летия Союза ССР (КАвЗ)). В настоящее время ООО «КАвЗ» является дочерним предприятием ОАО «ГАЗ».

Назначение. Зависит от модификации. Базовая модификация предназначена для местного сообщения, т.е. внутрирайонные, сельские транспортные средства.

Класс. Средний.

Тип кузова. Капотная.

Qн = 0,01 x (hsan x s hw x w) x (1 0,01 x d)

где Qн — нормативный расход топлива фургона КАВЗ, л; S — пробег фургона, км; Hsan — норма расхода топлив на пробег фургона в снаряженном состоянии без груза;

Для фургонов КАВЗ, работающих без учета массы перевозимого груза, нормируемое значение расхода топлив определяется с учетом повышающего поправочного коэффициента — до 10% к базовой норме.

Модель, марка, модификация фургонаНорма расхода топлива на 100 кмТоплива
123
КавЗ-4947153,0Б
КавЗ-66429,0Б

Норма расхода топлива КАВЗ необходимы для работы АТП и организаций, относящихся к системе управления и контроля транспортных средств, индивидуальных предпринимателей (ИП), использующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси на автобусов КАВЗ расчетов нормативного значения норм расхода топлива КАВЗ по месту потребления, для ведения статистической и экономической отчетности.

А теперь – горбатый: тест-драйв кавз-4270 cng

Многие до сих пор могут отличить старый “кавзик” от других автобусов только по капотной компоновке. Автобус с “мордой” от ГАЗ-53 (или хотя бы 3307 или 3309) — это КАвЗ. Но времена “мордастых кавзиков” давно прошли… Нет их больше, любимых! Но утрите слёзы, мужчины:

Был, есть и будет

Н у, и что же делает сегодня КАвЗ, если автобусов с капотной компоновкой там больше не выпускают? Модельная линейка Курганского завода не слишком широка, но интересная техника в ней есть. Разумеется, все современные “кавзы” имеют вагонные кузова. Из наиболее известных обязательно надо вспомнить КАвЗ-4235 Аврора.

Водительское место

Что касается места водителя, то оно было прекрасно оборудовано. Сиденье можно было фиксировать в разных положениях. Гидравлическое усиление управления отсутствовало. Однако это с лихвой компенсировалось наличием больших колес, что облегчало управление транспортным средством.

Все контрольные приборы расположились компактно в одном месте. Они просты и понятны даже новичку. Зеркала заднего вида с большой площадью и обеспечивают хороший обзор. Лобовое стекло поделено переборкой. И самое главное, на каждой половине присутствует отдельно снегоочиститель.

Двигатель

Междугородный автобус КАвЗ-4238 Аврора. Фото Автория

Двигатель – устройство, преобразующее какой-либо вид энергии в механическую работу. Популярные в разное время модели имеют двигатели со следующими характеристиками:

КАвЗ-685, -3270, -397. Двигатель V-образный – восьми цилиндровый, бензиновый, 4-х тактный, объёмом 4254 см.3. мощность – 120 л. с. при частоте вращения 3200 об/мин.

КАвЗ-4235. Двигатель марки Cummins ISBe – дизельный, турбированный, 4-х цилиндровый с электронным впрыском. Объём – 4,4 литра, мощность – 118 л. с.

КАвЗ-4238. Двигатель Cummins 6 ISBe4 210 – дизельный, турбированный, 6-ти цилиндровый, объём – 6,7 литров, мощность – 145 л. с. при 2300 об/мин.

КАвЗ-4270. Двигатель Cummins BGE5 – газовый, работает на метане. Объём – 6 л., мощность – 230 л. с. Экологический класс – Евро-5.

КАвЗ-4239. Двигатель Deutz BF6M – дизельный, турбированный, шести цилиндровый. Объём – 7,15 литров, мощность – 220 л. с.

Кузов

Является основной частью, местом, где размещаются кресла водителя и пассажиров, устанавливается на ходовую часть. Строение и параметры кузова влияют на несколько важных характеристик:

  • вместимость и удобство компоновки пассажирских сидений;
  • степень комфорта для пассажиров;
  • качество тепло- и звукоизоляции.

Конструкция кузова состоит из нескольких частей:

  • Несущий каркас, играющий роль «скелета», от продуманности и качества изготовления которого зависит безопасность пассажиров. При этом каркас необходимо максимально облегчить, чтобы избежать лишнего давления на ходовую часть. Поэтому при производстве каркасов используется трубный или сортовой металлопрокат, который сваривается согласно проекту. Конструкцию каркаса возможно разделить на основание, боковины, крышу, переднюю и заднюю части.
  • Обшивка. Для внешней обшивки применяется листовой алюминий или другие легкие материалы. Для внутренней обшивки используется фанера или картон, который дополнительно отделывается для улучшения эстетической составляющей.
  • Пол создается из фанеры, для уменьшения массы конструкции, поверх располагают слой прорезиненного материала или ковролина.
  • Окна бывают глухими и открывающимися, первые увеличивают общую степень жесткости конструкции, вторые – обеспечивают дополнительную вентиляцию.
  • Двери могут быть одно- или двухстворчатыми в зависимости от марки и назначения автобуса.

Кузов автобуса. Фото ЯрКамп

Конструкция кузова автобусов КАвЗ разного назначения имеет некоторые особенности:

  • Кузов городского транспорта (например, КАвЗ-4270, –4235 Аврора) отличает сравнительно небольшое количество сидений, расположенных в два ряда, и большой просвет между ними. Для удобства пользования автобусом маломобильными группами граждан предусмотрена конструкция с низким полом и просторными площадками возле дверей.
  • Конструкция пригородного транспорта имеет много общих параметров с кузовом городской техники, отличиями являются большее количество сидений и меньший по размерам проход между ними.
  • Кузов междугородных автобусов (например, КАвЗ-4238 Аврора) отличает повышенный уровень жесткости, большая масса и габариты, улучшенная вентиляционная и отопительная система, приподнятый пол (для расположения двигателя и багажных отсеков). В некоторых моделях создаются специальные помещения для санузла, гардероба, кухни.
  • Конструкции кузова туристических автобусов возможно поделить на три вида в зависимости от уровня комфортабельности: средняя, повышенная и высокая. Первый вид во многом схож с обычными пригородными транспортными средствами. Второй и третий предназначены для преодоления значительных расстояний, они оснащаются отдельным местом для гида, мультимедийными и видеосистемами.
  • Кузова автобусов специального назначения (например, КАвЗ-4235/4238 школьный) предназначены для размещения различного оборудования и оснащения для решения определенных целей. Специальные автобусные кузова выполняются на базе транспорта общего назначения с внесением необходимых изменений.

КАВЗ-4238/4235 школьный автобус. Фото ЯрКамп

В зависимости от компоновки кузова делятся на капотные (КАвЗ-685, -3976) и вагонные (современные модели). Кузов первого вида предназначен для установки на шасси грузового автомобиля. В данных кузовах имеется специальное отделение двигателя, которое размещается вне пассажирского салона.

Модификации

КАВЗ 397653 является модификацией базовой модели, предназначенной для перевозки школьников к месту учебы. Он оснащался слегка модифицированным двигателем ЗМЗ-513.10 с максимальной мощностью 90 лошадиных сил. Частота вращения возросла до 3400 оборотов в минуту.

Двигатель отвечает требования экологических стандартов EURO-1. Автобус получил удлиненную до 8,47 метров платформу и вторую дверь для посадки пассажиров. Специальное оборудование не позволяло разогнать транспортное средство до скорости большей, чем 60 км/ч, что было сделано для безопасности детей.

Каждое сидение получило собственный ремень безопасности и кнопку быстрой связи с водителем. Количество сидячих мест увеличилось до 22 единиц. Из оформления были убраны все травмоопасные выступы, а остальные элементы были оснащены мягкими накладками. Расход топлива КАВЗ 397653 составляет 23 литра на 100 километров.

КАВЗ 3976-011 является газобаллонной модификацией базовой модели. Он оснащается итальянской системой для работы на сжиженном газе и двумя заправочными баллонами по 90 литров каждый.

КАВЗ 3976-020 является модификацией для северных районов страны. Модель получила утепленный салон, мощный отопитель и предпусковой подогреватель двигателя для запуска силового агрегата при любом морозе.

Ремонт и обслуживание КАВЗ 3976 не содержат проблемных моментов. Простое устройство всех узлов и агрегатов позволяет быстро разобраться в причинах неполадок и оперативно их устранить. Автобус неприхотлив к качеству масла и топлива и хорошо адаптирован для езды по плохим дорогам. Запчасти на КАВЗ 3976 можно без проблем купить у официальных дилеров завода-изготовителя или на вторичном рынке.

Цена КАВЗ 3976 на вторичном рынке колеблется от 50 до 400 тысяч рублей. Значение зависит от года выпуска модели, ее пробега и даты последнего капитального ремонта. Также старые владельцы могли устанавливать на транспорт какие-либо дополнительные устройства, что тоже повлияет на повышение стоимости.

Обзор технических характеристик автобуса

Технические характеристики КАВЗ 4238 идут на уровне современных мировых стандартов. Автобус оснащается силовым агрегатом Cummins 6ISBe4 210В с рабочей мощностью 245 лошадиных сил. Двигатель имеет рабочий объем 6,7 литров, частоту вращения 2300 оборотов в минуту и соответствует международным экологическим нормам EURO-4.

Мотор шестицилиндровый с вертикально расположенными цилиндрами и непосредственным впрыском топлива. Автобус развивает максимальную скорость 110 км/ч. Емкость топливного бака составляет 170 литров. Расход топлива у КАВЗ 4238 — около 25 литров на 100 километров.

С 2022 года выпускается модификация с газобаллонным оборудованием. Она отвечает экологическим стандартам EURO-5, имеет двигатель Cummins 6BGe5 230 с рабочим объемом 5,9 литров и мощностью 233,85 лошадиных сил. Емкость топливных резервуаров — 5 баллонов по 123 литра каждый.

Автобус КАВЗ 4238 имеет несущий кузов вагонного типа. Производители утверждают, что ресурс кузова в зависимости от ухода и условий эксплуатации составляет от 7 до 10 лет. В салоне расположено 37 посадочных мест. Автобус имеет следующие габариты: длина — 10 метров, ширина — 2,5 метров, высота — 3,085 метров, колесная база — 4,9 метров.

Высота потолка в салоне составляет порядка 2 метров, так что высокие люди будут чувствовать себя комфортно и им не придется упираться головой в крышу. Для посадки пассажиров предусмотрены 2 двери со следующими габаритами: ширина передней составляет 830 миллиметров, а задней — 770 миллиметров.

КАВЗ 4238 «Аврора» комплектуется несколькими вариантами рулевых механизмов: ШВГУ-430, МАЗ-64229, ZF-8095. Любая модель оснащена гидравлическим усилителем, что позволяет легко поворачивать рулевое колесо, и делает управление более отзывчивым к командам водителя.

Вентиляция осуществляется естественным путем через оконные форточки и люки. Лобовое стекло имеет собственный обдув от системы фронтального отопления. Это функция очень полезна, когда на улице стоят морозы и на стекле образуются узоры, мешающие нормальному обзору.

Колесная формула КАВЗ 4238 — 4х2. Минимальный радиус разворота составляет 11 метров, что довольно небольшой показатель для автобусов среднего класса. Снаряженная масса транспортного средства — 8,435 тонн, а полная — 12,25 тонн. Распределение нагрузки по осям происходит следующим образом: на переднюю — 4,25 тонн, на заднюю — 8 тонн. Автобус использует резину 275/70 R22,5.

Общие характеристики

Ниже представлены стандартные размеры транспорта:

  • Длина- 6,59 метра;
  • Ширина – 2,49 метра;
  • Высота – 3 метра;
  • Просвет между дорожным полотном и осью 1,6 метра;
  • Вес автобуса 4 тонны;
  • В нагруженном состоянии 6,45 тонн;
  • Разнос нагрузки: передняя ось 2,3 тонны, задняя ось 4,3 тонны;
  • Радиус поворота 8,9 метра.

В автобус КАвЗ 685 можно поместить 28 пассажиров. Причем для посадки и высадки предназначалась одна дверь. На корме была еще дверь и выход в случае аварийной ситуации. Хорошо отапливаемый салон получил многочисленное количество хороших отзывов от пассажиров.

Кстати говоря, вентиляция регулировалась с помощью открывания и закрывания окон. Это было весьма удобно.

Кузов машины цельнометаллический. Наличие капота облегчало ремонтные работы водителю. В случае необходимости, отремонтировать движок можно было без каких-либо проблем. Шасси автобуса было установлено от «газона» 53А. Для езды по пересеченной местности оно вполне подходило.

Наличие большого количества стандартных запасных частей на рынке снимало вопросы ремонта. Двигатель машины можно было приводить в порядок даже в полевых условиях.

Панель/щиток приборов

На первых автобусах семейства КАВЗ-685, -327 панель приборов выглядела довольно аскетично и несла минимум необходимой водителю информации.

  • Крепёжный винт.
  • Корпус щитка приборов.
  • Указатель уровня топлива.
  • Спидометр.
  • Указатель заряда аккумуляторной батареи.
  • Цилиндрический замок зажигания.
  • Указатель давления масла.
  • Лампа аварийного давления масла.
  • Лампа критичной температуры охлаждающей жидкости.
  • Указатель температуры охлаждающей жидкости.
  • Центральный переключатель света.
  • Лампочка поворотов.

На моделях КАВЗ-3976 панель приборов также не отличалась большой информативностью.

Панель приборов и место водителя автобуса КАвЗ-4239. Фото Скат-Авто

Панель КАвЗ-4235, -4238 обрела более современный вид. Появилось множество дополнительных сигнализаторов и указателей.

  • Тахометр.
  • Блок указателей.
  • Панель.
  • Сигнальная лампа АБС.
  • Лампа загрязнения воздушного фильтра.
  • Аварийное давление масла.
  • Аварийная температура охлаждающей жидкости.
  • Критическое давление воздуха в переднем контуре тормозов.
  • Критическое давление воздуха в заднем контуре тормозов.
  • Критическое давление воздуха в дверном контуре.
  • Лампа контроля отопителя.
  • Сигнализатор стояночного тормоза.
  • Сигнализатор открытых дверей.
  • Контроль резервного уровня в баке.
  • Лампа работы поворотов.
  • Лампа дальнего света.
  • Спидометр.

Панель приборов нового «низкопольника» КАвЗ-4239 выполнена довольно оригинально. Блок приборов с контроллерами и указателями находится, как и прежде, по центру, а вот переключатели расположены на своеобразных крыльях, что довольно необычно.

Преимущества

Предполагалось, что автобус будет эксплуатироваться в сельской местности, где много грунтовых покрытий. Из-за этой причины, изначально в проектируемую модель были заложены дополнительные детали для высокого уровня проходимости. Что касается ходовой части, то она была выполнена с избыточным запасом прочности.

Для своего времени автобус КАвЗ 685 был передовой машиной, которая имела хорошие технические характеристики и шла наравне с лучшими экземплярами:

  1. Четырехтактная карбюраторная силовая установка (3М3-53А).
  2. Компоновка в форме буквы V
  3. Восьмицилиндровый двигатель, способный развивать 122 л.с.
  4. Число оборотов 3220.
  5. Объем двигателя на 4255 кубических сантиметров.

Потребление топлива примерно 24 литра на 100 километров. Причем машина могла передвигаться со скоростью до 90 километров в час. Коробка передач была механической четырех ступенчатой. Бак вмещал около 110 литров топлива. По сути своей, автобус был усовершенствованной моделью ГАЗ с серийным номером 53-12. Эта модель имела синхронизаторы на 3 и 4 передачу.

Сцепление было с одним диском, включалось с помощью гидравлического привода. В тормозной системе было два контура. А еще были барабанные элементы, которые соединяли оба колеса.

Здесь еще был гидравлический привод, в котором присутствовал эффективный вакуумный усилитель. Шины были установлены самые универсальные, протектор на 8,20 R20.

Прочие

Хочется отметить, что КАвЗ-4239 стал первым автобусом, основанным на узлах и агрегатах, производимых по лицензиям иностранных фирм, таких как Deutz Engine Co., Ltd и FAW.

По словам производителя, завод на этом останавливаться не намерен, и утверждает, что разрабатывает свою базу под агрегаты во многих странах, в первую очередь – в России.

Приоритетом является оптимальное соотношение цены и качества. Это поднимет надёжность автобусов на новый уровень.

Салон

Салон городского автобуса КАВЗ-4235-31. Фото УралСпецТранс

Салоны «ветеранов», таких, как КАвЗ-685, -3976, трудно назвать комфортабельными с современной точки зрения. Но такая задача и не ставилась перед производителем. Простота и надёжность – вот те качества, которые были в приоритете. И нужно признать, автобус полностью отвечал этим требованиям.

КАвЗ-4235. Интерьер салона этой машины разительно отличается от своих предшественников. Широкие двери для входа и выхода, современные, удобные кресла, грамотно продуманное расположение поручней для стоящих пассажиров, тёплый вентилируемый салон – всё это делает поездку комфортной даже на небольшие расстояния.

КАвЗ-4238. Отличительной чертой салона этого автобуса от предыдущей модели являются модифицированные пассажирские сиденья, система кондиционирования, автономный обогреватель, использование оригинальных тканевых вставок.

КАвЗ-4239 (низкопольный). Предназначен для работы на городских маршрутах, соответственно салон проектировался конкретно для этой цели. Вход в автобус и выход из него довольно удобны за счёт низкой высоты ступеней и широких двустворчатых дверей.

В середине и передней части созданы накопительные пассажирские площадки. Большие стёкла создают ощущение открытого пространства. Имеется дополнительная третья дверь. Удобно и практично установлены поручни, хорошая вентиляция и отопление, качественное освещение делают поездку комфортной и приятной.

Тормозная система

Тормозная система служит для для снижения скорости движения и/или остановки автобуса. В соответствии с назначением и выполняемыми функциями системы подразделяются на:

  • рабочие, предназначенные для регулирования скорости движения и остановки;
  • запасные – для остановки, необходимы в случае выхода из строя рабочей тормозной системы;
  • стояночные – ля надёжного удержания автобуса неподвижно на дороге;
  • вспомогательная – для длительного поддержания постоянной скорости.

Различные модели КАвЗ обладают различными типами тормозных систем.

КАвЗ-685, -3270, -397.

  • Рабочая ТС – 2-х контурная. Приводится в действие гидравликой с помощью вакуумного усилителя. Механизм барабанного типа с кулачковым разжимом. Вид привода – механический.
  • Запасная ТС – любой рабочий контур системы.
  • Стояночная ТС – барабан с механическим приводом

Автобус КАвЗ-4270. Фото Автория

КАвЗ-4235.

  • Рабочая ТС – 2-х контурная, воздушная с АБС. Механизм барабанного вида с 2-мя колодками и разжимающимся кулачком. Зазоры регулируются автоматически. Привод воздушный, раздельно на передние и задние барабаны.
  • Запасная ТС – один из контуров ТС.
  • Стояночная ТС – барабанного типа, в действие приводится от энергоаккумуляторов под давлением воздуха.

КАвЗ-4238, -4239.

  • Рабочая ТС – воздушная, 2-х контурная, АБС. Механизм барабанного типа с автоматической регулировкой величины зазора.
  • Запасная ТС – рабочий контур.
  • Стояночная ТС – энергоаккумуляторы.
  • Вспомогательная ТС – горный тормоз.

КАвЗ-4270

  • Рабочая ТС – пневматическая, 2-х контурная, ABS, EBS, ASR. Тормозные механизмы – дисковые.
  • Запасная ТС – любой контур.
  • Стояночная ТС – энергоаккумуляторы воздушные, пружинного типа.
  • Дополнительная ТС – гидродинамический замедлитель.

Устройство

Прежде чем перейти к рассмотрению технических характеристик автобусов необходимо перечислить составные элементы и узлы транспорта, а также виды данных деталей/механизмов. Именно различия в их компоновке и обеспечивают многообразие параметров техники.

Характеристики двигателя/силового агрегата

Тип. Бензиновый, позднее дизельный.

Количество и расположение цилиндров. 8 цилиндров, V-образное под углом 90 градусов.

Нормы экологической безопасности. Отличается в зависимости от модификации, у базовой – ЕВРО-2.

Рабочий объем, л. 4250.

Мощность двигателя, кВт (л.с)/мин. 125.

Максимальный крутящий момент, Нм/мин. 294.

Расположение двигателя. Переднее, продольное.

КПП. Механическая, 5 передач.

Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км. 22,8.

Максимальная скорость, км/ч. Варьируется в зависимости от модификации, у базовой – 90.

Предпусковой обогрев. Нет.

Харьков транспортный. автобус. подвижной состав. кавз-3976

История модели

Конструкция капотных автобусов Курганского автобусного завода была
всегда жестко привязана к базовым шасси серийных грузовых автомобилей
Горьковского автозавода. Поэтому когда в конце 80-х годов на ГАЗе
началась подготовка к производству нового грузовика ГАЗ-3307,
конструкторское бюро КАвЗа развернуло работы по адаптации автобуса к
новому шасси. Серийный выпуск ГАЗ-3307 был начат в 1989 году, а уже в
1992 году появились первые серийные машины КАвЗ-3976, созданные на
специальном автобусном шасси ГАЗ-33074. С 1993 года Курганский
автозавод полностью переключился на выпуск автобусов КАвЗ-3976.

В отличие от предыдущих моделей, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271, новый автобус
получил индекс, обычно присваиваемый спецмашинам — 3976. Это было
связано с ужесточением требований ГОСТ в этот период. КАвЗ-3976 не был
оборудован соответствующей системой отопления салона отвечающей
требованиям СанПиН, не соответствовал требованиям ВНИИТЭ к эргономике
пассажирского пространства и, соответственно, не был приспособлен для
массовых городских и пригородных перевозок. Но и сам завод в то время
не стремился довести машину до нормативов, принятых для городских и
пригородных автобусов, ведь основным предназначением капотных КАвЗов
были служебные перевозки. К тому же на автобус, сертифицированный как
спецтранспорт, в случае изготовления другой спецтехники на его базе,
достаточно было получить лишь одобрение на уровне производителя, что
делало новую модель привлекательной для потенциальных заказчиков,
которым был нужен спецтранспорт.

Внешне КАвЗ-3976 отличается от старых капотных моделей Курганского
завода передней частью автобуса, которая была заимствована у грузовика
ГАЗ-3307. Само шасси по многим параметрам унифицировано с
предыдущей моделью, ГАЗ-53-12, на базе которой в Кургане выпускались
автобусы КАвЗ-685М, КАвЗ-3270 и КАвЗ-3271. Пассажирский салон
КАвЗ-3976 практически не изменился, по сравнению с КАвЗ-3271. Панель
приборов унифицирована с грузовиком ГАЗ-3307, а дополнительные
клавишные переключатели, часы АЧЖ-4 и некоторые другие электроприборы
перенесены на пластиковый кожух, закрывающий передний отопитель рядом
с водителем. У автобуса появились постоянные наружные ручки с
кнопочным управлением на обе боковые двери, а вот пассажирскую дверь,
которая на старых моделях открывалась водителем при помощи
специального рычажного привода, стали открывать сами пассажиры. Для
повышения безопасности замок пассажирской двери оборудован
электромагнитным фиксатором, управляемым водителем с помощью
выключателя.

В начале 90-х годов автобусы КАвЗ-3976 пользовались спросом как
служебный автотранспорт для предприятий. Но с усугублением
экономического кризиса в России объемы производства значительно упали.
Это заставило предприятие осваивать новые типы автобусов, в частности,
городские автобусы малого класса, вахтовые автобусы и даже
крупноузловую сборку Икарус-283. Вместе с тем была существенно
расширена гамма модификаций КАвЗ-3976, в частности, появился дизельный
вариант автобуса, варианты с удлиненной колесной базой.

В 2000 году Курганский автобусный завод вошел в состав холдинга
«РусПромАвто». В том же году с конвейера была снята базовая модель
КАвЗ-3976 — вместо нее стала выпускаться более комфортабельная
модификация КАвЗ-39762. В последующие годы на ее основе было создано
еще несколько новых модификаций. Но производство морально устаревших
капотных автобусов рано или поздно должно было закончиться. Толчком к
этому послужило начало сборки автобусов ПАЗ-4230 Павловского
автобусного завода, также входящего в состав «РусПромАвто», на
Курганском автозаводе, что произошло в 2003 году. С 2006 года автобусы
модели 4230 стали выпускаться исключительно в Кургане, где также было
освоено производство удлиненной модели КАвЗ-4238. А 18 января 2008
года на Курганском автозаводе сошел с конвейера последний автобус
КАвЗ-3976. Он был куплен властями Курганской области и передан
областному госпиталю ветеранов войн. Прекращение массового
производства автобусов капотной компоновки совпало с празднованием
50-летия завода.

Модификации автобуса КАвЗ-3976

КАвЗ-39761 — газобаллонный автобус, работающий на сжиженном газе.
Оснащаен газовой аппаратурой и газовым баллоном, закрепленным слева
на раме. Справа на раме установлен бензиновый бак емкостью 60 л. Таким
образом, снаряженная масса автобуса увеличена до 4215 кг.

КАвЗ-39762 — Модернизированный автобус с двигателем ЗМЗ-513.10,
выпускавшийся с 2000 года. На нем может быть установлена как 4-х
ступенчатая, так и 5-ступенчатая коробки передач производства ГАЗ. В
передней подвеске стал использоваться стабилизатор поперечной
устойчивости. На автобус также установлен дополнительный глушитель,
значительно снизивший уровень шума, независимый подогреватель,
регулятор тормозных сил в заднем контуре тормозов. Число мест в
пассажирском салоне уменьшено до 20 (вместо 5-местного заднего сиденья
установлены два двухместных), обновлен интерьер. В салоне по заказу
стали монтировать багажные полки, шторы на окнах, удобные сиденья с
подголовниками.

КАвЗ-39763 — Модификация с дизельным двигателем, созданная в 1996 году
на шасси дизельного грузовика ГАЗ-3309, выпуск которого был освоен
Горьковским автозаводом двумя годами ранее. Автобус оснащен рядным
4-цилиндровым двигателем ГАЗ-5441.10. Так как этот мотор имеет
воздушное охлаждение, конструкторам пришлось применить систему
отопления салона независимого типа, работающую от установленных на
автобусе подогревателей. Для повышения надежности использовано
электрооборудование напряжением 24 В с двумя аккумуляторными батареями
6-СТ-110.

К 1998 году ГАЗ свернул программу выпуска дизельных грузовиков
ГАЗ-3309, поэтому Курганский автозавод, оставшись без базового шасси,
был вынужден прекратить сборку автобусов КАвЗ-39763. Выпуск дизельной
модификации был возобновлен в 2005 году: она стала комплектоваться
минским двигателем ММЗ Д-245.7Е2, отвечающим нормативам Евро-2.

КАвЗ-39765 — Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и
удлиненным задним свесом. Увеличение колесной базы заставило
конструкторов применить карданную передачу, состоящую из трех
карданных валов с промежуточными опорами. Передняя и задняя подвески
получили стабилизаторы поперечной устойчивости. По сравнению с базовым
автомобилем ГАЗ-3307 также увеличен объем вакуумных баллонов тормозной
системы — вместо 10 л. каждый контур имеет 20-литровые баллоны. Кроме
того, разделение контуров построено не по осям, а по диагонали, что
повысило надежность работы системы и эффективность торможения.
Изначально автобус имел 28 пассажирских сидений, но в последние годы
выпуска его стали оборудовать комфортабельными креслами, количество
которых было уменьшено до 22.

КАвЗ-39766 — модификация на полноприводном шасси грузовика ГАЗ-3308
(«Садко») выпускалась в 2004-2005 годах как вахтовые автобусы для
нефтяников. Автобусы выпускались в трех вариантах — с карбюраторными
двигателями ЗМЗ-513.10, ЗМЗ-5233.10 и дизельным двигателем ММЗ
Д-245.7.

КАвЗ-39767 — Модификация с удлиненной колесной базой (4550 мм) и
удлиненным задним свесом. В отличие от КАвЗ-39765 этот автобус
оборудован дизельным двигателем ММЗ-245.7.

КАвЗ-39768 — Модификация, оборудованная японским дизельным двигателем
HINO-W04CT мощностью 138 л.с. Выпускалась под заказ небольшими
партиями.

КАвЗ-39769 — Модификация с колесной базой, удлиненной до 5440 мм.
Попытка создать сверхдлинный автобус на базовом шасси ГАЗ-3307 была
предпринята в 90-е годы. Этот автобус имел 34 пассажирских места в
салоне, внешне же от длиннобазной модификации КАвЗ-39765 он отличался
наличием дополнительной оконной секции, так как КАвЗ-39769 был на метр
длиннее. В серийное производство эта модификация не пошла из-за
недостаточной жесткости шасси на кручение. Тем не менее, пять
произведенных опытных образцов нашли своих покупателей и стали успешно
эксплуатироваться в России.

КАвЗ-397601 — Северная модификация автобуса имеет утепленный салон с
двойным остеклением и перегородкой, отделяющей рабочее место водителя
от салона. Для более эффективного отопления салона под четвертым
сиденьем слева помещен дополнительный зависимый отопитель с радиатором
от автомобиля КамАЗ. Две независимые отопительные установки типа ОЗО
расположены под полом кузова. В заднем свесе установлен дополнительный
топливный бак емкостью 56 л.

КАвЗ-3976-012 — Горная модификация автобуса имеет электродинамический
тормоз-замедлитель, объединенный с карданной передачей, и
противоскатное устройство типа «горный упор». Сиденья автобуса
оборудованы ремнями безопасности, а система электрооборудования
снабжена увеличенной аккумуляторной батареей 6-СТ-132 и генератором
Г-287к. В заднем свесе установлен дополнительный топливный бак. Для
повышения плавности хода задняя подвеска оборудована четырьмя
телескопическими амортизаторами.

КАвЗ-3976-014 — Грузопассажирская модификация автобуса с 4
пассажирскими местами и грузовым отсеком, рассчитанным на 2 тонны
груза.

КАвЗ-3976-016 — Автобус повышенной комфортабельности, оборудованный
сиденьями с высокими подголовниками.

КАвЗ-3976-018 — Модификация автобуса, предназначенная для южных
районов страны, с повышенной термоизоляционной защитой кузова и
тонированными стеклами. В заднем свесе установлен дополнительный
топливный бак.

КАвЗ-39762-023, 39765-023 и 39767-023 — Школьный автобус,
разработанный для перевозки детей в сельской местности, созданный на
базе соответствующих модификаций КАвЗ-3976. От машин со стандартной
комплектацией он отличается рядом деталей, связанных со спецификой
предназначения автобуса. В салоне возле задней аварийной двери
располагается полка для ранцев и место для двух детских колясок в
сложенном виде. Впрочем, довольно часто вместо них устанавливаются
дополнительные сидения для увеличения вместимости машины. Сидения
раздельные, с убирающимися подлокотниками и нерегулируемыми спинками.
Каждый ряд сидений оборудован кнопками для сигнала водителю.
Пассажирская дверь оснащена выдвижной подножкой с пневмоприводом,
которая автоматически выдвигается при открывании двери. Для обзора
подножки с правой стороны установлено дополнительное зеркало.

САРЗ-3976

Автобусы САРЗ-3976, внешне абсолютно идентичные КАВЗ-3976, выпускались АО «Семар» (г. Семенов, Нижерогодская обл., РФ) с 1993 года. Помимо пассажирского автобуса, АО «Семар» выпускало также грузопассажирскую модификацию с частичным остекелнием кузова. С 1995 года, в связи с приостановкой сборки шасси ГАЗ-3307, Семеновский завод стал самостоятельно изготавливать шасси для своих автобусов. При этом индекс модели сменился с САРЗ-3976 на САРЗ-3280. В 2003 году автобус был модернизирован: крыша была приподнята на 100 мм, улучшен салон, изменился дизайн маршрутного окна над лобовым стеклом. Производство автобуса САРЗ-3280 было прекращено в 2005 году.

КАвЗ-3976 и САРЗ-3976 в Харькове

Поскольку серийный выпуск автобусов КАвЗ-3976 начался уже после
распада СССР, в Харькове эти машины не получили особого
распространения. Несколько десятков автобусов КАВЗ-3976 и порядка десяти САРЗ-3976 было приобретено различными
предприятиями и организациями города и области в начале 90-х годов для
работы в качестве служебного автотранспорта. В конце 90-х и в
2000-х годах единичные экземпляры использовались на городских
маршрутах в Дергачах и Купянске, в Харькове же эти автобусы на
городские и пригородные маршруты не выходили.

Около двух десятков школьных автобусов КАвЗ-39765-023 было закуплено в рамках
всеукраинской программы «Школьный автобус» для школ Харьковской
области в 2005-2006 годах. Периодически эти машины можно увидеть в
областном центре, куда они привозят детей из районов на областные
соревнования либо экскурсии. Также шесть автобусов КАвЗ-39765 были приобретены отделениями бурового управления «Укрбургаз» в Харьковской области для развозки своих сотрудников.

(с) Андрей Бутковский, 2022.

Источники:

  1. Автобусы АО КАвЗ. Материал из Википедии;
  2. ГАЗ-3307. Материал из Википедии;
  3. Группа ГАЗ. Русские автобусы;
  4. Ерохин А., Раллиев М. Уральское «солнышко» для российских детей — Грузовик-Пресс, № 4, 2005;
  5. Зауральский календарь;
  6. КАвЗ-3976. Материал из Википедии;
  7. КАвЗ выиграл тендер Министерства образования Украины;
  8. Колеватов А. История Курганского автобусного завода (1988-2001 гг.) — Автомобильный моделизм, № 4, 2002;
  9. Неофициальный сайт ООО «КАвЗ»;
  10. Ушанов К., Петров Ю. Школьна принадлежность — Основные средства, № 11, 2005;
  11. Марков, Н, Дементьев, Д. «Коробочки» всея Руси — Комтранс, № 5, 2008;
  12. Информация от пользователей www.rcforum.ru.

Техническая характеристика автобуса КАвЗ-3976:

Габаритные размеры
 КАвЗ-3976/39762КАвЗ-39765/39767
Длина, мм69158470
Ширина, мм23802380
Высота, мм30303030
Передний свес, мм950950
Задний свес, мм21952970
База, мм37704550
Колея передних колес, мм16301630
Колея задних колес, мм16901690
Минимальный дорожный просвет, мм265265
Высота подножки, мм430430
Уровень пола, мм940940
Высота потолка в салоне, мм18201835
Шаг сидений, мм745830/1000
Угол переднего свеса39°36°
Угол заднего свеса16°11°
Наименьший радиус поворота, м99,9
Масса и наполняемость
 КАвЗ-3976 
Снаряженная масса, кг4450 
Полная масса, кг5870 
Максимальная нагрузка на переднюю ось, кг1700 
Максимальная нагрузка на заднюю ось, кг4170 
Количество мест для сидения21 
Общее количество мест29 
Двигатель
 КАвЗ-39762/39765КАвЗ-39763/39767
МодельЗМЗ-513.10ММЗ-245.7 (Euro-2)
Типкарбюраторныйдизельный
Количество цилиндров84
Расположение цилиндровV-образноерядное
Рабочий объем, л4,254,75
Степень сжатия7,615,1
Максимальная мощность, кВт (л.с.)92(125) при 3300 об/мин86,2(117,2) при 2400 об/мин
Максимальный крутящий момент, Нм294 при 2250 об/мин424 при 1300 об/мин
Максимальная скорость, км/час9090
Контрольный расход топлива, л/100 км19,118
Емкость топливного бака, л105105
Трансмиссия
 КАвЗ-3976 
Сцеплениегидравлическое 
Тип КППмеханическая 
Количество ступеней КПП4 
Органы управления
Рулевой механизмтипа «винт-шариковая гайка», с гидравлическим

усилителем
Рабочий тормоздвуконтурный, с пневмогидравлическим приводом,

с диагональным разделением контуров и четырьмя

пневмоусилителями
Запасной тормозкаждый контур рабочей тормозной системы
Стояночный тормозс механическим приводом на задние колеса
Тормозные механизмыколодочные, барабанного типа
 
Шины8,25R20

Оцените статью
Камаз