Коробка переключения передач КАМАЗ — КПП 154

Коробка переключения передач КАМАЗ - КПП 154 Камаз

Возможные неисправности

Все передачи включаются с затруднением, при включении первой или задней слышится скрежет.

→ Сцепление выключается не полностью – муфта сцепления требует регулировки.

Рычаг, переключающий передачи передвигается с чрезмерным усилием.

→ Тяги грязные, смазка загустела или отсутствует – очистите опоры от загрязнений, смажьте.

Первая и задняя передачи работают без нареканий, а при включении остальных чувствуется удар и слышен скрежет.

→ Износились конусные кольца в синхронизаторе – замените неисправные детали.

Сухари в приводе переключения делителя износились.

→ Каналы и сапун клапана загрязнены. Надо разобрать, промыть изнутри и добавить смазки на клапан.

→ Между сухарём вилки тяги и кареткой на синхронизаторе отсутствует зазор – отрегулируйте расстояние между элементами.

Передачи сами выключаются при езде.

→ Привод переключения изношен или не отрегулирован – замените вышедшие из строя элементы, отрегулируйте механизм.

→ Не работает замок шлицев на вторичном валу – замените вал вместе с синхронизатором.

На основной коробке невозможно включить передачи.

→ Привод включения износился или требуется регулировка – заменить необходимые компоненты, отрегулировать.

→ Рассыпались подшипники шестерён ведомого вала – установите новые детали.

КПП работает с повышенной шумностью.

→ Износились зубья шестерён или разрушились их подшипники – замена неисправных компонентов.

Невозможно включить передачи делителя.

→ Закисли поршни в воздухораспределителе – разберите, промойте, смажьте.

→ Не отрегулирован клапан, включающий делитель – нужна регулировка.

→ Сломан упор клапана – замените.

→ Грязь в пневмосистеме – промойте и продуйте сжатым воздухом отверстия дросселей, клапанную систему и воздушные каналы.

→ Порвался трос, крепящийся к крану управления – замените.

Подтекает смазочная жидкость из трансмиссии.

→ Чрезмерное давление внутри картера – промойте и продуйте сапун.

→ Износились манжеты – замените.

→ Прокладки не герметичны – установите новые.

Сцепление выключается не полностью.

→ В основной коробке износились латунные кольца на синхранизаторах – требуется замена.

В делителе вышли из строя латунные кольца на синхронизаторах.

→ Упор включающего делитель клапана не отрегулирован – предстоит регулировка положения упора и замена синхронизаторов.

→ Сцепление выключается не полностью – проинспектируйте состояние привода сцепления.

Кпп 154 камаз (коробка передач с делителем): новая и бу (капремонт) — завод агрегатов

КПП 154 с делителем – это модель с механическим переключением 10 ступеней передач. Обладает усиленной конструкцией, ориентирована на тяговые характеристики. Используется на грузовиках высокой проходимости с полным приводом и формулой ведущих колёс 6х6.

Коробка передач КамАЗ компонуется с двигателями Евро-2,3:

КПП 154 с делителем разрабатывалась на Камском автозаводе по чертежам немецких трансмиссий. Является негласным аналогом ZF 9s1310 и подходит для её замены. Устанавливается на грузовики КамАЗ: 43118, 4350, 43505, 5350, 65115, 53605. Трансмиссия выдерживает нагрузку от крутящего момента до 1100 Нм.

Отличие от модели 152 – включение конических подшипников в опоры первичного, вторичного и промежуточного валов КП. Трансмиссии 152 и 154 не идентичны, не совместимы по характеристикам и типам сцепления. 154 рассчитана под однодисковое сцепление, с двухдисковым не совместима.

Объём масла для наливания – 12 кубических дециметров. Первая замена масла выполняется после 1500 (максимум 5000 километров), вторая замена – 90 000 километров, но не реже раза в год. Система подачи смазки комбинированная, через разбрызгивание. Подшипники шестерён имеют дополнительную подпитку от маслонагнетающего устройства.

Обслуживание коробки передач КамАЗ включает ряд следующих действий:

  • регулировка хода муфты сцепления;
  • промывка опор и заполнение их свежей смазкой;
  • замена синхронизатора, мембраны, вала, неисправных деталей, троса, прокладок, сальников, сапуна;
  • регулировка привода, подтягивание сцепления и креплений;
  • регулировка зазора.

В наличии свыше 20 моделей КПП для грузовых автомобилей КАМАЗ, у нас есть новые заводские и бу (капитально отремонтированные) трансмиссии, доставка по всей России, цены с НДС, для физ. лиц скидка.


Видео обзоры:

Модель 15

Модификации 152, 154. Десятиступенчатая механическая коробка передач, объединяющая в себе пятиступенчатую КПП и передний двухступенчатый делитель. Благодаря делителю количество скоростей в коробке передач увеличивается до 12: 10 вперед и 2 назад. Переключение скоростей дистанционное, с помощью качающегося рычага, переключение скоростей делителя — пневмомеханическое, осуществляется с помощью переключателя на рычаге. Получили широкое распространение на автомобилях-тягачах, работающих в составе автопоездов.

Модификации КПП на КАМАЗ моделей 14 и 15 имеют различные передаточные числа передач, а поэтому находят применение на автомобилях самого разного назначения. Передаточные отношения отображены в таблице:

1 передача2 передача3 передача4 передача5 передачаR
Модель 1415,622,891,641,000,7245,30
Модель 1426,383,292,041,250,8156,02
Модель 1447,824,032,51,531,007,38
Модель 152Повышен.7,824,032,51,531,007,38
Понижен.6,383,292,041,250,8156,02
Модель 154Повышен.7,824,032,51,531,007,38
Понижен.6,383,292,041,250,8156,02

Модификации кпп камаз

Как правильно определить модель КПП КАМАЗ. На одной модели автомобиля может быть установлена коробка передач в различных вариантах.На сегодняшний день, Камским автомобильным заводом было выпущено несколько десятков видов шасси. Как правило, большинство из них за время выпуска модифицировались и дорабатывались.

Многие автомобилисты, не зная этого, при поиске необходимого узла не задумываются об этом. Как правило, это приводит к тому, что люди покупают неподходящие элементы трансмиссии.

Ниже, в качестве примера мы приведем перечень различных модификаций шасси и коробок передач, которые на них устанавливались.

На первые полноприводные автомобили-вездеходы ставили 14 коробку без делителя. Позже трансмиссию усилили (вал и синхронизаторы) и на замену пришла КПП 142.

КАМАЗ 5320, 55102, 5511, 5410. Все эти машины построены на одном и том же шасси 5320: бортовой грузовик, самосвал, тягач и колхозник. В начале серийного производства на них ставили 15 коробку с делителем, в дальнейшем произошли изменения и замена на новый аналог — КПП 152.

КАМАЗ 55111, 53229, 43253. Самосвальное и укороченное шасси комплектовалось моделями КПП 142 и 152. После 2022 на одномостовые модели 43253 и 43255 стали ставить импортные трансмиссии ZF — 6S 700 и 6S 1000.

КАМАЗ 4308. ZF — 6S700 TO и 6S1000 TO, первые выпуски — КПП 141.

КАМАЗ 53215. Бортовой грузовик 53215 выпускается с 2001г. За это время шасси оснащалось двумя модификациями трансмиссий: — 142. Модернизированная версия 14 модели. Имеет пять скоростей вперед и две назад. Артикул — 142.1700025; — 152. Модернизированная версия 15 модели.

Имеет 10 скоростей для движения вперед и две назад. Оснащается делителем. Артикул — 152.1700156. По принципу работы агрегаты крайне схожи. Во втором случае коробка передач КАМАЗ 53215 дополнительно оснащается редукторным делителем. Данное устройство позволяет автомобилю взбираться на подъемы без потерь мощности.

КАМАЗ 44108. На полноприводный вездеход Камского автозавода могли ставить КПП как отечественного, так и зарубежного производителя: — ZF9 – имеет девять скоростей для движения вперед, одну для движения назад (R) и «ползущую» скорость(C); — 154. Главным отличием является использование конических подшипников.

КАМАЗ 53212. Как правило, на бортовой тягач ставили стандартную коробку передач 142 или десятиступенчатаю 152 с делителем.

КАМАЗ 65115. В зависимости от модификации самосвал может оснащаться усиленной десятиступначтой 154, либо зарубежной девятиступенчатой ZF9.

КАМАЗ 5311. Самосвал относиться к одним из первых выпущенных заводом.Оснащается коробка 14-100 (5 скоростей) и 15-250 (10 скоростей). Стоит отметить что узлы полностью взаимозаменяемы со своими модифицированными версиями (142 и 152 соответственно).

КАМАЗ 43114, 43118. Вездеходные автомобили этой модели оснащались несколькими разновидностями коробок передач: — 142; — 152; — ZF9; — ZF16 – Шестнадцатиступенчатая оборудованная делителем и мультипликатором. Артикул — 1341.002.073. На увеличенную версию КАМАЗ 43118 помимо выше перечисленных четырех устанавливалась также КПП 154.

КАМАЗ 6520. На современный самосвал 6520 (Мамонт) устанавливалась шестнадцатиступенчатая ZF16 151/1820. Коробка передач на КАМАЗ «Мамонт» так же как и другие модели ZF отличаются экономичностью и надежностью.

КПП на самосвалы 6522, 65222 и 65225 — ZF 16S1820 или 16S1821 TO. На 65111 модель ставили аналогичные узлы.

КАМАЗ 5460, 6460. На седельные тягачи, так же как и на другие автомобили ЕВРО-2,3 устанавливалась ZF16S151 (16s1820 to). Коробка передач этой модели считается скоростной. В последних выпусках стали устанавливать автоматические трансмиссии ЗФ 12AS.

На КАМАЗ 65116, 65117 — современная девятиступенчатая ZF 9S1310 TO.

Подводя итоги

Перед покупкой трансмиссии тщательно проверьте номер указанный непосредственно на агрегате. Если вы затруднитесь с выбором трансмиссии, то позвоните по указанному на сайте номеру. С вами свяжется квалифицированный специалист. Через нас вы можете осуществить поиск по базе данных завода указав свой номер шасси (XTC).

Источник

Обслуживание и ремонт

Наиболее характерная неполадка в работе – выход КП из строя вследствие изношенности ее шестеренок и подшипников. Они постоянно двигаются, трутся и поэтому постепенно возрастает их износ. Его устранить или провести локальный ремонт нет возможности, и эти детали следует заменить на новые.

Что должно насторожить вас:

  • самостоятельно выключаются передачи;
  • при работке оборудование стучит и шумит;
  • включить его затруднительно;
  • КП стопорится в одном положении.

Для того чтобы отремонтировать коробку с делителем, потребуется шесть последовательных операций:

  • Разбираем ее.
  • Устанавливаем причину выхода его из строя.
  • Заменяем неисправные компоненты и настраиваем.
  • Заменяем трансмиссионное масло.
  • Заново собираем.
  • Проводим испытательный запуск.

В процессе обычного ремонта следует отрегулировать размер отступа между торцевым краем крышки и ограничителем движения клапанного штока включения делителя. Кроме того, отрегулировать следует ход переключателя и контролирующий его привод.

Для того чтобы снять КП, следует выполнить следующие операции: сначала нужно слить масло из картера, зачем очистить пробочный магнит. После опустить запаску, отсоединить проводку выключателя контрольной лампы. Затем отсоединяются трубки вентиляции и кронштейны, которыми фиксируется глушитель.

Последовательность ремонтных операций

Сначала снимается воздушный переключатель и вывинчиваются фиксирующие болты. Затем внимаем валик и отделяем вилку, с помощью которой переключаются скоростные режимы. Отделяем синхронизатор, а также вал и вилку выжимателя. Вслед за этим следует открутить крепеж, фиксирующий верхнюю панель тыльного подшипника.

Убираем крышку, отделяем тыльный подшипник и вал. Далее пора отвинтить ролл-шайбу и крепеж подшипникового стакана. При помощи бруса из дерева вышибается вал, из самой силовой установки вынимается подшипник. Фиксируем в тисках шлиц, свинчиваем с последнего гайку-маслонагнетатель. Затем потребуется вынуть подшипник, втулку и шестерни.

После вышеуказанных операций производится ремонт и установка новых комплектующих и сборка — причем все приведенные выше этапы производятся в обратной последовательности.

Тестирование производится в 2 различных режимах:

  • при наличии нагрузки;
  • в разгруженном режиме.

Во втором случае производится проверка работы мотора и переключение передач.

Плановое ТО

Для обеспечения надлежащего ухода требуется регулировать приводное устройство переключателя скоростей и размер отступа в активирующем клапане, кроме того, надо регулярно обновлять масло.

Для того, чтобы отрегулировать зазор между торцевым краем крышки и ограничителем прохода клапанного штока, первым делом необходимо проверить, как отрегулирован привод, выключающий сцепления. Фиксирующие гайки на клапанном штоке, размещенные на толкающей части пневмоусилительного поршня, следует расстопорить и отвинтить.

Далее необходимо полностью выжать педаль сцепления. Клапанный упор подводим вперед, пока он не коснется поверхности клапанного штока. Образовавшееся пространство от торцовой части клапанной крышки до штокового ограничителя не следует в этом случае держать шире 0,3 мм.

В этой позиции крепим шток гаечным крепежом и стопорим шайбами. Если уровень давления в четвертом приводе снизился до 6,2 кгс/см, то отступ надлежит сделать пошире – до 0,6 мм. Вслед за этим надо прикрыть шток и клапанную крышку предохранителем из резины.

Проверяем масло. Вынимаем заглушку из соответствующего отверстия, контрольный щуп протираем сухой и чистой ветошью или губкой и вставляем в горловину до упора щупа в резьбу.

Масло необходимо заменять каждые 12 месяцев – но только при условии, что автомобиль преодолевает не более 90000 км за этот срок. Однако если грузовик активно эксплуатируется, то замена понадобится в несколько раз чаще. По этой причине, решая вопрос об освежении смазки, надлежит ориентироваться не на советы изготовителя, а на фактическую интенсивность использования машины.

Заменяемое масло высокой температуры выливают через специальные отверстия, размещенные снизу картеров самой коробки и картера делителя передач. Затем нужно удалить загрязнение с магнитов сливных коробок, а картеры промыть свежим маслом. Его наливают в КП, прокручиваемую на нейтралке примерно десять минут.

Затем необходимо слить состав, закрыть отверстия для его слива и до самой высокой отметки наполнить КП специальной смесью ТСп-1.5К. Далее – продолжить прокручивать КП на нейтралке в течение пяти минут. После этого проверяем уровень – если он ниже нормы, то добавьте масла. При этом заливайте его непременно горячим, чтобы масло было как можно менее вязким.

Отличие кпп 154 от кпп 152

154-я представляет собой усовершенствованную модификацию 152-й. Среди ее первоочередных плюсов:

  • подверглись усилению синхронизаторы;
  • шестеренки фиксируются надежнее;
  • доработан контроль мультипликатора.

В то же время пневматическое управляющее приспособление – достаточно непростое в обращении. Поэтому к его техобслуживанию допустимо привлекать лишь подготовленный персонал.

Основная разница между описываемыми модификациями коробок – появление более продвинутой версии конусообразных подшипников в опорных участках.

Первое существенное различие заключается в приспособлении, переключающем передачи. Если присутствует МПП последних вариантов (МПДП 1771010А) – то это КПП 152 либо 154.

При этом нужно подчеркнуть: КП 154-й серии производятся в различных конструкционных вариантах, в том числе герметизированные. По наружному оформлению распознать версии можно по рычагам управления сцеплением – герметичная коробка оснащена рычажным приводом изогнутой формы.

Наряду с этим нередко встречаются МПП старых типов, их нетрудно опознать по трубкам, подключенным к делительному клапану. Подобного рода технические решения чаще свойственны коробкам 15 и 152 серий.

Поговорим чуть подробнее о различиях между коробками передач 15 и 152 серий. Характерная черта 152-й – менее громоздкий способ контроля делителя передач. Различия отчетливо видны по наличию трубок у 15-й версии.

Список различий:

  • в 152-й имеются укрепленные шлицы первичного вала делителя каретки и муфты синхронизаторов, кроме того, производитель сделал зубья крупнее;
  • заметное упрощение пневматики – присутствуют полимерные воздуховоды, причем на 152-й отсутствуют коробка фиксации воздуховодов и пара воздушных трубок.
  • промежуточный вал соединяется с шестеренками бесшпоночно при помощи увеличенного натяга;
  • в конструкции КПП 152 изготовитель убрал замковое соединение со вторичного вала, что позволило сделать коробку долговечнее.
  • приняты меры, чтобы исключить самопроизвольное отключение 4 и 5 передач. При этом характерно, что зубья на муфтах стали крупнее;
  • в конструкции КПП 152 предусмотрен подшипник повышенной прочности на основании вторичного вала;
  • заметно повышены несущие свойства шестерни 4-й передачи с помощью расширения ее зубчатого венца.

Необходимо также сказать, что нередко встречается точка зрения: на КПП 15 якобы допустимо устанавливать комплектующие от КПП 152 (причем обратная замена невозможна). Это мнение является ошибочным, потому что детали единой конструкции создаются комплексным методом, для применения в конкретных устройствах. По этой причине описываемая замена допустима исключительно в паре.

Снятие и установка

Демонтаж:

  1. Слейте масло из трансмиссии.
  2. Откиньте кабину, демонтируйте щиты, закрывающие доступ к КПП.
  3. Скиньте провода с АКБ. Отключите «массу».
  4. Отсоедините и выньте провод, идущий от плюсовой клеймы аккумулятора к реле стартера.
  5. Снимите шланг, протянутый между впуском и воздхоочистителем.
  6. Отсоедините штекеры приборной доски, датчика стоп-сигналов, провода задних фар, датчики давление внутри ресиверов.
  7. Демонтируйте кронштейны, которыми глушитель крепится на картере делителя.
  8. Демонтируйте пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  9. Разъедините фланцы кардана и вторичного вала.
  10. Выньте болты и гроверы, ослабьте хомуты и снимите шланг с эжекторный трубы.
  11. Ослабьте болтовое соединение передних и задних опор двигателя (на задних болты выньте).
  12. Открутите балку поддерживающей опоры от рамы.
  13. Открутите поддерживающую опору КПП от поперечной балки.
  14. Вывесите мотор.
  15. Под вторую поперечину рамы положите толстые бруски из дерева и опустите на них двигатель.
  16. Открутите болт, стягивающий рычажный элемент фронтальной тяги управляющего привода и КПП.
  17. Отсоедините тягу от рычага. Стащите пыльник, выньте из наконечника шар вместе с пружиной.
  18. Выкрутите болты, которыми воздуховоды делителя крепятся к колодке с передней стороны.
  19. Демонтируйте стартер.
  20. Вывесите коробку передач с помощью подъёмника.
  21. Открутите картер сцепления и делителя.
  22. Отведите картер КПП назад так чтобы он ведущий вал вышел из своего кожуха полностью.
  23. Переместите коробку на тележку с помощью подъёмного механизма.

Монтаж:

Перед тем как приступить к стыковке трансмиссии с ДВС, заложите автомобильную смазку No 158 во внутреннюю часть подшипника на коленвале, в который монтируется ведущий вал.

  1. Закрепите муфту, выключающую сцепление, пружины и шланг, по которому масло поступает на нажимной подшипник.
  2. Поднимите коробку подъёмным механизмом и занесите её на автомобиль.
  3. Состыкуйте торцы картеров маховика ДВС и делителя, стяните болтами.
  4. Установите стартер.
  5. Присоедините к промежуточной колодке шланги управления.
  6. Вставьте шарик с пружинкой в сферическую часть рычага и присоедините к нему переднюю тягу.
  7. Скрепите болтом рычаг тяги.
  8. Проведите регулировку привода дистанционного управления механизмом коробки передач.
  9. Вывесите КПП, используя рым-болты.
  10. Скрепите болтами поддерживающую опору и поперечную балку.
  11. Уберите снизу, подложенные ранее деревянные бруски и опустите агрегат на опоры.
  12. Закрутите болтами балку, которая поддерживает опоры к раме.
  13. С помощью болтов и гаек стяните задние опоры.
  14. Вкрутите болты передних опор.
  15. Подключите воздушные шланги с тормозным краном прицепного устройства двухпроводного привода.
  16. Накиньте и стяните с помощью хомутов шланг эжекторной трубы.
  17. Совместите фланцы кардана, ведущего к среднему мосту с ведомым валом трансмиссии.
  18. Стяните детали гайками и болтами.
  19. Установите пневматический усилитель гидравлического привода сцепления.
  20. Прикрутите болтами к картеру КПП кронштейн, которым крепится глушитель.
  21. Подключите к своим разъёмам провода идущие на спидометр, тахометр, розетку прицепа, датчик стоп-сигнала, задние фары и датчики давления в ресиверах.
  22. Соедините шлангом соединительную трубу воздухоочистителя и впускную систему двигателя.
  23. Зафиксируйте шланг хомутами.
  24. Подключите плюсовой провод реле стартера к аккумулятору.
  25. Подключите провод «массы» к раме.
  26. Подключите провода к клеймам АКБ.
  27. Установите на пол щиты.
  28. Влейте смазочную жидкость в трансмиссию.
  29. Поставьте кабину прямо.
  30. Проконтролируйте и отрегулируйте величину свободного хода педали, выключающей сцепление.

Проверка КПП 154 после установки

Чтобы проверить коробку передач 154 на работоспособность после ремонта, понадобится специальный стенд. Стенд для испытаний КПП должен быть оснащён следующими устройствами:

  • механизм для обеспечения подачи на ведущий вал двух режимов скорости вращения – 1300 об/мин и 2600 об/мин;
  • муфтой сцепления, подключённой к первичному валу КПП, которая выключается при смене передач. На деталях, ведомых сцеплением инерционный момент должен быть не более 12.7 Нм/см или 1.3 КГС*м/см2;
  • устройство тормозящее вторичный вал с усилием 49.1 Нм (на 1 передаче и при реверсе) и 98-147 Нм (на 2-5 передачах);
  • инструмент, замеряющий момент, передающийся на ведомый вал;
  • пневматический переключатель делителя работающий с давлением внутри пневмосистемы 590-680 кПа;
  • устройства, определяющие уровень шума.

В процессе испытаний в качестве смазки используется нагретое до рабочей температуры (80-90 С) моторное масло.

Коробку передач 154 КАМАЗ испытывают двумя режимами – с нагрузкой и без.

В ненагруженном режиме диагностируется корректность переключения передач и функциональность делителя. После проверки, не дав смазочной жидкости остыть, слейте её.

Режим испытаний без нагрузки:

Проверка КПП 154 КАМАЗ под нагрузкой:

  • Доведите частоту вращения ведущего вала до 2,6 тыс. об/мин.
  • Нагрузите вторичный вал моментом 49 Нм и последовательно включайте передачи и коробкой и делителем, начните с реверса, затем первую и по порядку до пятой, включая высшие и низшие.
  • Проделайте то же самое с нагрузкой 98,1-147 Нм.

Составляющие механизма коробки передач

Коробка передач 154 КАМАЗ 10-ступенчатая. В основе лежат 5 ступеней, каждую разделяет надвое редуктор делителя, закреплённый на торце картера КПП.

Составные части трансмиссии:

  1. Картер – располагает синхронизаторами и шестерёнчатой передачей на трёх валах, опирающихся на роликоподшипники.
  2. Блок, отвечающий за реверс колёс.
  3. Верхняя часть трансмиссии вместе с приспособлением смены передач.
  4. Делитель.

Подшипники, поддерживающие валы защищены герметичными заглушками, оснащёнными кольцами-уплотнителями. На подшипнике ведущего вала заглушка крепится внутренним диаметром на внешней обойме, а по её внешнему диаметру центрируется расточка на поверхности корпуса делителя.

Справа на корпусе картера прилив с расточкой. В него в натяг установлен торец оси с реверсными шестернями. Ось фиксируется стопорной шайбой и болтом. В последнем просверлено отверстие. В него установлен пластиковый штифт, герметизирующий резьбу и предотвращающий вытекание масла.

Шестерни сопрягаются попарно и подобраны в соответствии с необходимыми передаточными числами. Косые зубья обеспечивают максимальное пятно контакта при минимальном уровне шума.

В правой части картера есть горловина для заливания смазочной жидкости. В её крышке есть встроенный масляный щуп для контроля уровня смазки. Отверстие для слива находится внизу картера, его закрывает резьбовая пробка. На внутренней части пробки закреплён магнит для улавливания металлической пыли и стружки, возникающей в результате трения механизмов между собой.

Для установки дополнительных механизмов отбора мощности справа и слева на картере есть люки с герметичными заглушками и уплотнительными элементами. Следует помнить, что во время передвижения (т.е. когда нагружены основные узлы КПП) отбор мощности для сторонних агрегатов запрещён. Суммарно с люков можно снять до 60 л.с. (по 30 л.с. с каждого или по 22065 Вт).

На задней стенке картера ближе к правому верхнему углу есть специальный карман, в котором просверлен канал, проходящий через тело картера к защитной крышке ведомого вала. Вращением шестерён разбрызгивается смазка, часть попадает в карман и стекает по отверстию в полость крышки, где смазывает червячный парный механизм привода спидометра.

Первичный вал коробки передач

Ведущий вал КПП КАМАЗ 154 и шестерня на нём составляют единое целое. Сразу за шестернёй закреплен роликоподшипник, служащий в качестве опоры. Внешняя часть обоймы подшипника запрессована посадочное место, проточенное в корпусе. За роликоподшипником идёт кольцо-стопор и маслоотражатель.

Промежуточный вал

На задней половине вала выточены зубчатые венцы трёх шестерён (1-й передачи, 2-й и реверсной). На обратном конце насажены в натяг и зафиксированы при помощи шпонок шпонками последовательно три зубчатых передачи. Следом стоит распорная втулка, обеспечивающая необходимый преднатяг. Далее – ещё одна шестерня, приводящая в движение вал. Последними стоят фиксирующее колечко и роликоподшипник.

Ведомый вал

В одной оси с первичным установлен вторичный (ведомый) вал. Его передняя часть входит во внутреннее кольцо подшипника, вставленного внешней обоймой в посадочное место на первичном валу. Шестерёнчатая передача опирается на роликоподшипники. На зубчатом колесе 4-й скорости используется подшипник насыпного типа с отсутствующим сепаратором.

Шестерёночный механизм 3-й и 4-й скоростей фиксируют от продольного смещения упоры из шайб со шлицами на внутреннем диаметре совмещёнными с пазами на валу. Шайбы стопорятся замковой шпонкой. В центре вал пустотелый, по продольному отверстию нагнетающим устройством подводится смазочная жидкость к подшипникам качения, впрессованным в шестерни.

В крышку КПП вмонтирован переключающий механизм. В его конструкцию входят:

  • три штока;
  • три вилки переключения;
  • три фиксатора;
  • две головки штоков;
  • предохранитель, ограждающей от несвоевременного «втыкания» водителем первой и задней передачи.

Штоки удерживает замок, состоящий из штифта и четырёх парных шариков. Шарики с втулками вставлены промеж штоков, а между ними находится штифт, проходящий через отверстие среднего штока. Благодаря точно подобранному размеру шариков, когда один из штоков смещается, шарики из него переходят в соседние лунки, фиксируя другие штоки.

С наружной стороны верхней крышки КПП смонтировано основание, на которое опирается рычаг переключения передач. В правой части основания вкручен винт для фиксации рычага в положении «нейтраль». Для рабочего положения винт выкручивается.

Делитель передач

Функцию делителя передач выполняет редуктор механического типа. Он состоит из двух валов (первичный и промежуточный) с цилиндрическими шестернями и синхронизаторами. Механизм переключения передач здесь управляется с помощью пневматики.

Перемещение первичного вала вдоль оси регулируют, разделяя внешнюю обойму подшипника и заднюю крышку тонкими металлическими прокладками. Их количество может быть разным. Шлицы на валу имеют эвольвентный профиль, а на конце две проточки разделяют их на три венца под установку пальчикового синхронизатора.

Ведущая шестерня установлена на два подшипника роликового типа. Смазочная жидкость подаётся маслонагнетающим кольцом через наклонные отверстия в внутрь полого вала. От туда проходит дальше в такие же полости внутри первичного и вторичного валов основной трансмиссии.

Опорой для промежуточного вала с приводной шестернёй в делителе служат двухрядные подшипники роликового типа. Снаружи в левой части картера располагается устройство для переключения передач в делителе.

Дистанционный привод управления коробкой передач

Переключение передач осуществляется вручную рычагом, расположенным в кабине рядом с водителем. Нижний конец рычага крепится на опоре, а та в свою очередь на передней части блока цилиндров мотора, дальше идут тяга и реактивная тяга.Вилочный конец на тяге соединён с основанием рычага осью и втулкой-виброизолятором.

Опора рычага переключения передач

В конструкцию опоры входит кронштейн рычага, гофра, уплотняющая люк и служащая в качестве шумоизолятора. Короткий рычаг сферический с одной стороны. Эта сферой крепится на эластичной втулке, которая гасит вибрации, а сверху прижата пружиной.

Кран управления делителем

Редукционный клапан подаёт воздушную массу к крану, управляющему делителем. Дальше всё зависит от того как расположен золотник – воздушный поток перенаправляется в одну из полостей воздушного распределителя с поршнем. Создавшимся давлением золотник перемещается в первое или второе положение. Местоположение занимаемое золотником определяет в какую полость силового цилиндра попадёт воздух.

Чтобы выбрать одну из двух передач в делителе, необходимо переместить рычаг, переключающий кран в позицию «В» или «Н». При этом натягивается тросик и тащит за собой на нужное расстояние золотник.

Техническая характеристика

Главный параметр для любых коробок переключения передач – соотношение передаточных чисел для каждой ступени. В случае с КПП КАМАЗ 154 этот параметр таков:

  • 1 (низ.)– 7,82;
  • 1 (выс.) – 6,38;
  • 2 (низ.) – 4,03;
  • 2 (выс.) – 3,29;
  • 3 (низ.) – 2,5;
  • 3 (выс.) – 2,04;
  • 4 (низ.) – 1,53;
  • 4 (выс.) – 1,25;
  • 5 (низ.) – 1;
  • 5 (выс.) – 0,815;
  • реверс (низ.) – 7,38;
  • реверс (выс.) – 6,02.

На валы трансмиссии насажены конические однорядные подшипники роликового типа. Исключение – передний, запрессованный на ведущий вал в корпусе делительного устройства – здесь применён шариковый элемент. Подшипники на которые установлены шестерни – сепараторные, роликовой конструкции, двухрядные без колец. На шестерёнчатом колесе 4-й передачи тоже роликоподшипник, но нет сепаратора.

Синхронизаторный узел инерционный, пальчиковый. На нём есть конусные кольца, выполненные из латуни. Шестерёнчатые передачи косозубые с постоянным зацеплением. Исключение – зубчатые колёса 1-й передачи и реверса.

Смазочная жидкость подаётся на детали комбинированным способом. Подшипники шестерней и делителя смазываются маслонагнетающим механизмом, на остальные детали смазка разбрызгивается. Съём мощности с основной части КПП КАМАЗ 154 происходит в соответствии с ГОСТом 123-23.

Управление трансмиссией происходит вручную. На основной части привод дистанционного типа, на делителе – пневмомеханической преселекторной.

Оцените статью
Камаз