Корвет- лёгкий самолёт-амфибия

Корвет- лёгкий самолёт-амфибия Камаз

Корветы вместо крейсеров

Корвет — класс боевых кораблей, предназначенных для сторожевой и патрульной службы в прибрежной зоне. Основными задачами корветов считается патрулирование и противолодочная оборона побережья. Это, однако, не исключает их прямого участия в военных конфликтах. Наследники ракетных катеров второй половины XX века, современные корветы успешно сочетают в себе многофункциональность и умеренную стоимость. Мощное ракетное вооружение, подкильные и буксируемые ГАС, средства объектовой ПВО, стелс-технологии, боевые информационные системы, многофункциональные радары, БПЛА, вертолеты. Водоизмещение современных корветов превышает в/и эсминцев периода Второй мировой, а по боевым возможностям «малыши» не уступают кораблям более высокого ранга.

Перед вами — короткий обзор пяти лучших мировых представителей класса «корвет». Их размеры различаются на тысячи тонн, а характеристики «заточены» под потребности своих флотов и условия конкретных морей. Тем не менее, всех их объединяет общая идея малого многофункционального боевого корабля прибрежной зоны.

Проект 20350 «Стерегущий» и его дальнейшее развитие пр. 20385 (Россия)
В строю — 4. Строятся — 4 еще 2 корвета пр. 20385. План — 18 единиц.

Длина 90 м. Водоизмещение (полное) > 2200 тонн. Экипаж 99 чел. Полный ход 27 уз. Дальность плавания — 3500 миль на скорости 14 уз. Вооружение (серийные корабли пр. 20380):
— три модуля ЗРК 3К96 «Редут» (12 пусковых ячеек). Б/к 12 зенитных ракет большой или 48 зенитных ракет малой дальности. На модернизированных корветах пр. 20385 число УВП должно увеличиться до 16;
— восемь малогабаритных ПКР Х-35 «Уран»;
— малогабаритный противолодочный комплекс «Пакет-НК» (8 торпед калибра 324 мм);
— универсальное орудие А-190 калибра 100 мм, два шестиствольных автомата АК-630М;
— посадочная площадка и ангар в кормовой части надстройки для размещения вертолета Ка-27ПЛ;
— противодиверсионные средства защиты, крупнокалиберное стрелковое оружие.

«Если на 8-пушечный корабль поставить десять пушек, стрелять их них смогут шесть» (старое британское правило).

Несмотря на перегрузку и неадекватное своему классу вооружение, отечественный проект 20380 получился на славу. Возможности «Стерегущего» выходят далеко за рамки традиционных задач для кораблей класса «корвет», а его недостатки (слабенькая РЛС «Фуркэ-2» оказалась не способна обеспечить подсветку целей на больших дистанциях) — лишь следствие попыток дублировать задачи более крупных фрегатов и эсминцев.

Избыточная мощь российского корвета объясняется благим желанием побыстрее получить корабль океанской зоны в условиях острого недостатка кораблей и застоя отечественного кораблестроения в начале XXI века. Результатом можно гордиться. Новейшие технологии и благородные линии со следами технологии «стелс»: корветы типа «Стерегущий» — предвестники нового облика ВМФ России.

Корвет «Бойкий», на месте ЗРАК «Кортик» видны пусковые ячейки ЗРК «Редут». На заднем плане — его предшественники, малые противолодочные корабли пр. 1124

Стелс-корветы типа «Висбю» (Швеция)

В строю — 5 единиц.

Длина 72 м. Водоизмещение (полное) 640 тонн. Экипаж 43 чел.

Комбинированная дизель-газотурбинная ГЭУ, скорость полного хода 35 уз. Дальность плавания — 2300 миль на скорости 15 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, 8 малогабаритных ПКР RBS-15, два спаренных ТА калибра 400 мм (противолодочные торпеды Тр 43 и Тр 45, специально предназначенные для малых глубин Балтики), вертолетная площадка, необитаемые подводные аппараты для поиска мин и подлодок противника. Средства освещения подводной обстановки включают в себя три ГАС различного назначения (подкильная, буксируемая и опускаемая). В кормовой части надстройки зарезервировано место под вертолетный ангар или ЗРК, осталось невостребованным место под блок 127 мм неуправляемых ракетных снарядов (противолодочная система ALECTO, чья разработка была прекращена в 2007 г.). Имеется тех. возможность для выставления минных заграждений.

«Висбю», конечно, впечатляет. Корвет-невидимка, чьё появление должно было изменить расклад сил на Балтике и стать революцией в области военного кораблестроения. Шведский корабль идеально приспособлен для действий в узких шхерах и поиска подлодок в акватории мелководного Ботнического залива. Он малозаметен, быстр, универсален, относительно дешев, при этом обладает выдающимся комплексом средств для контроля подводной обстановки.

Вместе с тем осталось немало вопросов: в существующем виде «Висбю» практически беззащитен от атак с воздуха (возможностей единственного «Бофорса», средств РЭБ и ПЗРК явно недостаточно для отражения сколь-нибудь серьезной воздушной угрозы). С другой стороны, корветы несут службу в прибрежной зоне, под прикрытием шведских ВВС. Малая сигнатура их физических полей позволяет им безопасно сближаться с противником для нанесения удара на расстояние менее 10 миль, при этом оставаясь необнаруженными («зона преимущества»).

Корветы «Тип 056» (Китай)

Построено — 23 единицы. Строятся — 7. В планах: 43 корвета Тип 056 и как минимум 20 модернизированных Тип 056А.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1440 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 28 уз. Дальность плавания на оперативной скорости 18 уз. — 3500 миль. Вооружение: универсальное орудие калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР С-803, ЗРК самообороны HQ-10 (8-зарядный блок на поворотном лафете), два строенных 324 мм торпедных аппарата, 2 автоматические пушки кал. 30 мм, вертолетная площадка, ангар отсутствует.

Все слишком очевидно. Единственное, что остается добавить — их очень много.

Корветы типа «Брауншвейг» (Германия)

Построено 5 единиц.

Длина 89 м. Водоизмещение (полное) 1840 тонн. Экипаж 60 чел. Скорость полного хода 26 уз. Дальность плавания 4000 миль на скорости 15 уз.. Вооружение: универсальное орудие OTO Melara калибра 76 мм, 4 малогабаритные ПКР RBS-15, два ЗРК самообороны RAM (21-зарядный блок, ракеты с тепловой ГСН), 2 установки MLG с дистанционным управлением (автоматические пушки калибра 27 мм). Размеры вертолетной площадки «Брауншвейга» позволяют принимать любой противолодочный вертолет («СиКинг», NH90), но их постоянное базирование не предусмотрено. В кормовой части корвета оборудован ангар с ограниченными размерами для размещения двух разведывательно-ударных беспилотников Camcopter S100.

Строгий тевтонский силуэт в окраске «серый грозовой». Немецкий корвет не хватает с неба звезд. Он прочен, надежен и максимально соответствует своим текущим задачам. Патрулирование прибрежных вод, без лишних «понтов» и попыток казаться лучше, чем он есть.

В то же время немецким инженерам есть чем гордиться. Помимо радара сантиметрового диапазона, комплекс средств обнаружения корвета включает в себя оптоэлектронный комплекс MIRADOR для всепогодного наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне. Есть у «Брауншвейга» еще одна занятная деталь — комплекс постановки активных помех MASS (Multi-Ammunition Softkill System), способный отстреливать многочисленный ловушки, способные обмануть ГСН любой ракеты. MASS ставит помехи во всех возможных диапазонах (тепловом, оптическом, УФ, лазерном, радиолокационном).

Литторальный боевой корабль LCS (США)

В строю — 4 единицы. Строятся — 7. В планах — 20 кораблей LCS.

Приведены данные для LCS «Индепенденс»: Длина 127 м. Водоизмещение (полное) 3100 тонн. Постоянный экипаж 40 чел., на борту зарезервированы помещения для 75 чел. Скорость полного хода (практическая) 44 уз. Дальность плавания 4300 миль на оперативной скорости 18 уз. Вооружение: универсальное орудие «Бофорс» калибра 57 мм, ЗРК самообороны SeaRAM, две 30 мм автоматические пушки «Бушмастер II», пулеметы 50-го калибра. Большая часть корабля отдана под огромную полетную палубу и вертолетный ангар. Модульная конструкция LCS позволяет комбинировать оснащение в зависимости от текущих задач (буксируемые гидроакустические средства, подводные аппараты для поиска мин, противодиверсионные средства, средства радиотехнической разведки и т. д.). Свободное пространство на верхней палубе может быть также использовано для размещения целевой нагрузки на нештатных позициях. На практике это выражается в установке ракетных пусковых контейнеров — от маленького «Хэллфайра» до ПКР Kronsberg NSM норвежского производства.

Быстроходный тримаран-невидимка, дублирующий задачи корветов, тральщиков, патрульных куттеров, противолодочных и малых ракетных кораблей. Создавался под специфические условия ВМС США, где морякам потребовалась мобильная вертолетная база для решения как самых простых (погони за лодками наркокурьеров в Мексиканском заливе), так и самых сложных заданий (ПЛО в открытом океане, траление мин, разведка, патрулирование и перевозка спец. грузов в зонах военных конфликтов).

USS Freedom (LCS-1)

LCS строятся параллельно по двум разным проектам. Быстроходный монокорпусный корабль (проект «Локхид Мартин») и фантастический тримаран от «Дженерал Дайнемикс» продемонстрировали полную идентичность как в плане стоимости, так и в плане своих боевых возможностей. И каждый проект имел собственные достоинства. В результате контракт был разделен пополам — каждая из фирм получила заказ на 10 кораблей.

Особое веселье доставляют попытки американцев добиться заветной скорости в 50 узлов. Несмотря на мощнейшую силовую установку по типу CODAG (комбинация дизелей и газовых турбин) и четыре финских водомета «Вяртисля», расчетная скорость достигнута не была. Взамен было получено множество проблем — от пожаров ГЭУ до растрескивания корпуса на больших скоростях. На сегодняшний день макс. скорость продемонстрировал LCS-1 «Фридом». Корабль выдал на мерной миле 47 узлов (87 км/ч).

Передача топлива с авианосца «Карл Винсон» на литторальный боевой корабль «Фридом»

Оптимальный облик

Как уже было отмечено выше, для максимальной эффективности группировки сил ПЛО (с учетом ограниченных ресурсов) необходимо максимально возможное число носителей эффективных средств обнаружения и поражения ПЛ. Для указанной серии кораблей с этой целью, очевидно, требуется ограничение их стоимости.

И здесь крайне важную роль играет ПВО.

Еще Вторая мировая война показала, что для кораблей «много ПВО не бывает». С учетом ударных возможностей авиации, задача создания эффективной ПВО малого корабля является весьма не тривиальной. Однако она реально может быть решена.

Среднекалиберная артиллерия продолжает оставаться необходимым элементом вооружения кораблей. Высокую эффективность отечественной среднекалиберной артиллерии показали и стрельбы корветов 100-мм А-190-01 (в том числе сбитие ПКР на дистанции 7 км), и МРК пр. 22800 (76-мм АК-176МА).

«Металлорезка» АК-630М является не только «оружием последнего рубежа», но и еще одним каналом поражения целей.

Тем не менее ЗРК, очевидно, необходим, причем многоканальный и всепогодный. По «Панцирю» написано выше.

ЗРК «Редут» (и его экспортная версия «Ресурс») имеют высокоэффективные, но очень дорогие ЗУР с АРГСН, но главной проблемой является то, что самонаводящиеся ЗУР без телеуправления при «плотном налете» (например, залп ПКР) не обеспечивают надёжного обстрела всех назначенных целей (получается случайное целераспределение – как по целям, так и обломкам).

«Морской Тор» – работы непонятно и совершенно необоснованно затянуты (при этом сам ЗРК имеет ряд серьезных, но вполне устранимых недочетов: недостаточный сектор работы, скорость поражаемых целей).

Очевидно, что все ЗРК имеют те или иные недостатки, причем весьма критичные для ПВО малых кораблей. При этом близость массогабаритных характеристик ЗУР 9М338Е и 9М100Е делает крайне целесообразной интеграцию «Редута» («Ресурса») в «Тор». За счет этого «торовской частью» обеспечивается отражение «плотных налетов» («классический на море» залп ПКР), а «редутовской частью» (9М100) – всеракурсный обстрел и поражение особоскоростных целей.

Полезно будет сопоставить возможности различных отечественных ЗРК.

С учетом этого фактора, оптимальный облик (максимум боевой эффективности при минимальной стоимости) малого многоцелевого корвета представляется так:

– УКСК на 8 ракет: «Калибр», «Бирюза», «Оникс», «Циркон», «Ответ» (на выбор);

– подкильная ГАС «Платина-М» (при ее доработке для обеспечения комплекса «Пакет» или ГАС «Пакет-А» в дополнение к «Платине–М»);

– буксируемая ГАС «Минотавр»;

– опускаемая ГАС типа «Веста» или «Стерлядь» (для работы в особо сложных гидрологических условиях и обеспечения точного целеуказания ПЛУР);

– РЛС «Позитив-М» с комплексом целеуказания по типу первых «Каракуртов»;

– «Комплексный ЗРК» «Тор-Редут» с ЗУР 9М338 (основная ЗУР в боекомплекте), 9М100 и 9М96 (со средствами радиокоррекции);

– среднекалиберная артустановка АК-176МА с СУО «Багира» и одна 30-мм АК-630М-01 (с возможностью управления ею не только от «Багиры», но и оптических визиров и ЗРК «Тор-МФ»).

Более 10 реальных целевых каналов при отражении средств воздушного нападения обеспечивают не только высокую эффективность самообороны корабля, но и за счет большого параметра возможность их взаимного прикрытия и эффективного прикрытия охраняемых кораблей и судов, в том числе в практически любых гидрометеорологических условиях.

С учетом умеренной стоимости исходного корабля (значительно менее 10 млрд рублей), стоимость такого «оптимального корвета ОВР» может составить порядка 12 млрд рублей, при этом флот получает возможность массовой серийной постройки крайне эффективных боевых кораблей.

Сравнение

Интересно сравнить такой «оптимальный Каракурт» с другими отечественными проектами.

Малый «Гепард» Зеленодольского ПКБ, с учетом того, что изначально он разрабатывался как эффективный противолодочник, мог бы стать очень серьезным ему конкурентом. Более того, этот вариант автором рассматривался как наиболее оптимальный (подробнее – «Об экстренных мерах по разрешению критических проблем нашего надводного кораблестроения» 16.11.2022 г.).

Писалось это в 2022 году на основе документа автора «для верхов». Вопросы от «профессионального сообщества» по его частичной публикации были, в частности, потому, что в нем автором впервые в СМИ была заявлена состоявшаяся только через полгода (в 2022) закладка двух фрегатов и БДК.

Увы, о малом «Гепарде» приходится забыть – в силу весьма странной технической политики холдинга «Ак Барс» (куда было включено ЗПКБ). Пользуясь значительным административным ресурсом в серию «продавливаются», мягко говоря, «спорные корабли» («Буян-М», патрульники проекта 22160 и УДК), а вот реально перспективные и успешные на внешнем рынке проекты («Гепард») не получают должного развития.

«Прожэкт» 22160 Северного ПКБ, с новой порцией откровенно сомнительной рекламы, представленный на МВМС-2021:

Для начала о том, что в этом варианте правильно.

Состав вооружения близок к таковому для «мобилизационного (оптимального) варианта» серийного корвета 20380(5): «Позитив», «Редут» с радиокоррекцией (антенны которой размещены на «башне» РЛС «нового» 22160). Единственное, А-190-01 – очень хороший боевой инструмент и отказываться от него на 20380 не стоит.

Соответственно, с точки зрения здравого смысла и интересов страны и флота, нужно просто провести доработку (даже модернизация не нужна) в рамках серийного ГОСТ РВ 307 и «гнать» серию корветов 20385 (тем более что есть прямое поручение Президента РФ).

А теперь о том, что «неправильно» (или просто неправда) в новом прожекте 22160.

Что мы видим? Опять 27 узлов, но уже со значительно увеличенной мощностью (то есть новая ГЭУ и, очевидно, газотурбинная), которой нет. Причем сразу возникает проблемный вопрос по редуктору (самому узкому месту нашего надводного кораблестроения).

И сразу – где воздухозаборы, газоходы для газовых турбин?

«На модели и рисунке условно не показаны»? Очевидно… Но, извините, такой «уровень» (в кавычках) просто недостоин серьезных организаций (как разработчика – СПКБ, так и заказчика – ВМФ).

При этом корпус остается со своими «инновационно-бестолковыми» обводами, уже «нокаутировавшими» серийный 22160. Заявленный в рекламе ГАК «Платина-М» на нем также, видимо, «условно не нарисован».

Не лишним будет напомнить, что в недавнем инциденте у берегов Крыма патрульный корабль «Державин» проекта 22160 (один из участников с нашей стороны) фактически «расписался» в своей полной «импотенции»: обещанных 30 (или 27) узлов и близко нет, реального применения вертолета – нет, применения распиаренной «скоростной бронечерепашки» ДШЛ (десантно-штурмовой лодки) – также нет.

По 22160 имеем только рекламу, обещания (часто просто не соответствующие законам физики).

Можно ли сделать новый проект «оптимального корвета» ВМФ?

Да, можно.

Но вопрос сроков, причем сегодня вряд ли кто будет даже морального готов повторить подвиг создателей «Каракурта».

Соответственно, «Каракурт» остается единственной реальной платформой (проектом), на базе которой в приемлемые сроки реально можно получить массовую серию малых корветов ОВР.

Технические характеристики сб8020 и сб8010

Быстродействие 625 000 оп./с типа R-R.

Емкость ОЗУ, Кбайт:

  • пользователя 64;
  • графического 48 (3X16) с возможностью расширения до 192 (3X64);
  • экрана 1.

Емкость ПЗУ 24 Кбайт с записанными в нем программой самоконтроля и диагностики, интерпретатором языка Бейсик, управляющей программой локальной сети, загрузчиком операционной системы МикроДОС.


Алфавитно-цифровое изображение имеет 16 строк по 64 символа.

Графическое изображение имеет формат 512Х Х256 точек.

Источник звука — программно-управляемый. Интерфейсы ПУ, кассетного накопителя, локальной сети, НГМД, последовательный и параллельный для расширения возможностей, ВКУ (алфавитно- цифрового, монохромного графического, RGB — ТТЛ цветного).


Клавиатура стандартной конфигурации с русским и латинским шрифтом (80 клавиш).

Программное обеспечение — операционная система МикроДОС, языки программирования: Бейсик, ФОРТ, Рапира.

Структурная схема платы микроЭВМ приведена на рисунке. Платы микроЭВМ блоков СБ8020 и СБ8010 отличаются только компоновкой: на плате микроЭВМ СБ8010 отсутствуют контроллер НГМД и адаптеры устройства печатающего и последовательного интерфейса (на рисунке показаны пунктирной линией).


Максимальная конфигурация микроЭВМ (СБ8020) включает в себя следующие функциональные узлы.

Синхронизатор вырабатывает все тактовые сигналы, необходимые для работы других функциональных узлов, а также адреса для регенерации динамического ОЗУ пользователя и выборки данных из графического ОЗУ и алфавитно-цифрового ОЗУ для отображения на экране ВКУ.

Процессор построен на базе БИС КР580ВМ80А, работает с тактовой частотой 2,5 МГц, осуществляет обработку и пересылку данных между всеми функциональными узлами микроЭВМ, адресуя их как ячейки памяти, обслуживает прерывания по запросу от адаптеров периферийных устройств.

Дешифратор адресов и системный регистр предназначены для задания областей адресного пространства (карты памяти), относящихся к требуе-мым узлам микроЭВМ, и выдачи соответствующих сигналов выборки при попадании в эти области текущего адреса, выданного процессором.

Дешифратор адресов построен на базе программируемой логической матрицы КР556РТ2, в которой содержатся различные варианты карты памяти (10 различных конфигураций). Использование системного регистра обеспечивает логическую переконфигурацию карты памяти в процессе выполнения программы.

ПЗУ и ОЗУ вместе с процессором составляют ядро микроЭВМ. При этом ПЗУ, построенное на базе БИС К537РФ4Б, предназначено для хранения встроенной части программного обеспечения, а ОЗУ — для хранения данных и программ пользователя. С целью получения требуемой емкости 64 Кбайт ОЗУ выполнено на основе микросхем памяти К565РУ5Г.

Контроллер отображения алфавитно-цифровой информации построен на базе 9-разрядного статического ОЗУ емкостью 1 Кбайт. Контроллер осуществляет вывод на экран телевизионного монитора алфавитно-цифровой и псевдографической информации. Для алфавитно-цифровой информации экран организован в виде матрицы из 1024 знакомест:

64 по горизонтали и 16 по вертикали с матрицей знакоместа 8X16 точек. Коды и начертания символов определяются знакогенератором, причем за основу взят код КОИ-8, дополненный элементами псевдографики. Регистр управления, реализованный в виде одного из портов БИС КР580ВВ55А, устанавливает режим отображения (64 или 32 расширенных символа в строке) и позволяет управлять состоянием атрибута инверсии изображения в 9-м разряде статического ОЗУ, в частности формировать курсор.

Контроллер графического дисплея с разрешением 512X256 точек организован в виде трех слоев (банков) динамической памяти емкостью 16 Кбайт каждая и генерирует RGB — ТТЛ сигнал с 16 воз- можными цветами и композитный видеосигнал с 16 возможными градациями яркости, что позволяет выводить информацию одновременно на экран мо- нохромного ВКУ и цветного демонстрационного ВКУ.

Для ускорения обработки цветной графической информации предусматривается аппаратная поддержка алгоритмов работы с цветом, основанная на применении логической матрицы КР556РТ2. Содержимое графического ОЗУ отображается на экране в виде карты бит: байты информации одно- временно из трех слоев памяти выводятся на экран, начиная со старшего бита каждого байта, таким образом, что одноименные биты определяют логический цвет соответствующей точки на экране.

Простая замена микросхем динамической памяти емкостью 16 Кбайт микросхемами емкостью 64 Кбайт позволяет реализовать электронный квазидиск емкостью 144 Кбайт. Системный блок такой конфигурации может работать с дисковой операционной системой, загружаемой с кассетного накопителя.

Адаптер клавиатуры обеспечивает программное сканирование и декодирование матрицы 8X16 контактов-замыкателей. Устранение дребезга контактов, возможность нажатия следующей клавиши при неотпущенной предыдущей и другие сервисные функции реализованы программно. Адаптер построен на базе микросхемы К55КП14.

Программируемый таймер выполнен на БИС КР580ВИ53. Первый канал таймера используется для аппаратной поддержки работы излучателя звука. Второй канал генерирует тактовые частоты, задающие скорость передачи данных по последовательному интерфейсу, а третий канал — прерывания через фиксированные промежутки времени.

Контроллер прерываний на базе БИС КР580ВН59 управляет режимами обслуживания периферийных устройств. Источниками запросов на прерывание являются локальная сеть, контроллер НГМД, таймер, приемник и передатчик адаптера последовательного интерфейса, ПУ и устройства, подключаемые к разъему РАСШИРЕНИЕ.

Для связи с внешними устройствами используются:

  • адаптер кассетного накопителя, обеспечивающий запись и чтение информации с магнитной ленты со скоростью 500—2400 бит/с. Интерфейс накопителя включает также реле, с помощью которого программно осуществляется пуск и останов мотора накопителя. Может использоваться бытовой магнитофон либо специализированный магнитофон типа НК-01 «Весна»;
  • адаптер локальной сети, построенный на базе БИС КР80ВВ51А. Способ передачи информации — последовательный асинхронный с контролем байтов на четность. Скорость передачи — фиксированная 19 500 бит/с;
  • адаптер ПУ, обеспечивающий побайтовый вывод информации на печать при наличии признака готовности устройства. Адаптер построен на базе одного порта КР580ВВ55А и реализует необходимое подмножество цепей интерфейса типа ИРПР-М (Centronics). Используется ПУ RAVI 8010 матричного типа со скоростью печати 160 зн./с. Количество знаков в строке 80;
  • адаптер последовательного интерфейса, построенный на базе БИС КР580ВВ51А и используемый для подключения дополнительных внешних устройств, например, манипуляторы типа «мышь». По- следовательный интерфейс соответствует стандартам «20 мА токовая петля» и СТЫК 02. Способ обмена — асинхронный двунаправленный, программируемая скорость передачи не более 9600 бит/с;
  • адаптер параллельного интерфейса, построенный на базе БИС КР580ВВ55А. и используемый для подключения дополнительных внешних устройств, например, ПЗУ емкостью 64 Кбайт, манипулятора типа «джойстик», синтезатора звука, блока ЦАП и АЦП. Цепи трех программируемых портов ввода-вывода непосредственно выведены на соединитель РАСШИРЕНИЕ. Интерфейс требует применения дополнительных адаптеров согласования в непосредственной близости от соединителя.

Эпопея с мпк. тот случай, когда даже цмкб «алмаз» проиграло конкурс

В 2000-х годах ЦМКБ «Алмаз» предложило новый вариант малого противолодочного корабля (МПК) проекта 23420. МПК предназначался для ведения боевых действий против подводного, надводного и воздушного противника, охранения пунктов базирования кораблей, поражения береговых объектов артиллерийским оружием, для охраны государственной границы и 200-мильной

зоны. Заказчик корабля неизвестен. Водоизмещение корабля составляло 1300 тонн, длина 75 метров, ширина – около 13 метров. Главная энергетическая установка: 1 х дизельная или дизельная с электродвижением или 1 х дизель-газотурбинная. Вооружение: 1 х АУ АК-176МА калибра 76 мм (152 выстрела)

или 1 х АУ АК-306 калибра 30 мм (500 выстрелов), 1 х турельная установка 3М-47 «Гибка» (боекомплект 20 ракет). Противолодочное: 1 х МПТК «Пакет-Э/НК» (2 х ПУ, 8 х торпед) или 1 х комплекс РПК-8Э (1 х РБУ-6000, 48 x противолодочных ракет 90Р и глубинных бомб РГБ-60), 1 х беспилотный авиационный комплекс «Горизонт-ЭЙР-S-100» (2 х БЛА).

В 2022 году главное командование ВМФ РФ решило провести тендер на проект так называемого корвета охраны водного района (ОВР). Эти корабли должны были совмещать в себе возможности МПК, ракетных катеров и тральщиков. Задача, прямо скажем, непростая, если не невозможная.

Но российские адмиралы ориентировались на ВМС США, где только началось освоение литоральных боевых кораблей с модульным сменным вооружением. Забегая наперед скажу, что у американцев с этой затеей до сих пор ничего не вышло. Участвовавшие в тендере по корвету ОВР российские конструкторские бюро предложили ряд оригинальных вариантов.

В их числе было и предложение ЦМКБ «Алмаз» о строительстве ракетных, противолодочных, противоминных и патрульных кораблей на единой базовой платформе. Таким образом, достигалась бы унификация по многим системам, устройствам, оборудованию помещений и комплексам вооружения и технических средств.

При этом снижались бы затраты на создание и обслуживание кораблей, особенно в части проведения опытно-конструкторских работ и технологий производства. Существенная экономия могла быть достигнута при массовом строительстве корпусов на одном заводе и насыщении их оружием и вооружением на других предприятиях.

С другой стороны, упрощался бы процесс обучения экипажей, которые «затачивались» бы на выполнение конкретных задач, а не были бы слугами сразу нескольких господ. В качестве базовой платформы предлагалось использовать корабль ПМО проекта 12700 «Александрит». И МПК проекта 23420, несомненно, являлся развитием одного из направлений концепции четырех кораблей на одной платформе.

Однако предложение ЦМКБ «Алмаз» не увлекло командование ВМФ РФ. Ему хотелось нечто совершенно противоположного. В заключении экспертного совета ВМФ от 25 февраля 2022 г. говорилось:

Предложенный Зеленодольским ПКБ корвет ОВР «Русич-1500» с аутригерами-энергетическими модулями в наибольшей мере выполняет требования ВМФ по сравнению с предложенными другими ПКБ однокорпусными корветами.

Речь идет о выставленном ЗПКБ на конкурс корвете-тримаране, выполненном по архитектурно-конструктивной схеме судна с аутригерами (САР). Такие боевые тримараны действительно обладают выдающимися качествами. Они могут находиться в море в 2,5-3,5 раза больше времени, чем однокорпусные аналоги, поскольку их мореходные качества значительно выше.

На волнении бортовая качка САР уменьшается в 3-4 раза, а килевая по амплитуде – примерно в два раза. А все потому, что при вхождении в волну и при крене возникает дополнительный подъемный восстанавливающий момент. Благодаря этому «Русич-1500» может успешно использовать оружие при волнении 5-6 баллов, что недоступно однокорпусным корветам.

С тех пор прошло 10 лет, а воз и ныне там. И кораблей ОВР у нас как не было, так и нет. Менять стареющий парк «Альбатросов» нечем. Кто виноват, я не знаю. Спецы ПЛО совсем не зря бьют тревогу. Скоро прикрывать районы дислоцирования наших подводных атомных стратегов будет нечем. Как они будут выходить в районы патрулирования с баз, я не знаю.

На этом вынужденно ставлю точку. Окончание следует.

Оцените статью
Камаз