КПП КамАЗ: Устройство и виды коробок Вес и схема коробки

КПП КамАЗ: Устройство и виды коробок Вес и схема коробки Камаз

Назначение и описание коробки камаз

Несмотря на количество модификаций, назначение и принцип работы коробок КамАЗ одинаков. Так, механизмы предназначены для изменения величины и направления импульса, снимаемого с силовой установки и передаваемого на колеса машины через детали трансмиссии.

Установка КПП на машину КамАЗ выполняется восемью шпильками, по четыре штуки с каждого бока. Монтаж изделия ведётся к поддону муфты (две шпильки сверху), две шпильки снизу ввинчиваются в поддон КПП.

Плавный переход с режима на режим, обеспечен благодаря синхронизаторам. Администрирование происходит на расстоянии, за счёт переключающего рычага, установленный привод — механика. Коробки, оборудованные делителем для смены режима, применяют пневматический привод.

Коробка КамАЗ ZF 9S:

Отношение зубьев ведомой шестерни к ведущей КПП КамАЗ:

РежимМодификация коробки:
«14»«15»«142»«152»«16»«154»«ZF-9»«ZF-16»
повышеннаяпониженнаяповышеннаяпониженнаяповышеннаяпониженная
15,627,826,387,826,388,397,826,3810.2413.8011.55
22,894,033,294,033,295,504,033,296.5769.598.02
31,642,52,042,52,043,932,52,044.786.815.70
41,001,531,251,531,252,871,531,253.5314.583.84
50,7241,000,8151,000,8152,121,000,8152.613.0212.52
61,401.862.091.75
71,001.351.491.24
80,731.01.000.84
90.74
Задняя5,307,386,027,386,0211,017,386,029.4413.17  

В механизм заливается нужное количество масла, это помогает снизить трение в КПП КамАЗ. Для нормального функционирования количество масла, в зависимости от модификации варьируется в пределах 8,5-12 литров. Смазка коробки комбинированная, происходит как под давлением, так и разбрызгиванием.

Под давление жидкость подаётся к подшипникам шестерён, остальные детали смазываются самотёком. Трансмиссия, выпущенная заводом КамАЗ не прихотлива к маслу, для эксплуатации используют жидкость ТСп-15К, или МТ-16П. Коробки серии «ZF» заправляют импортными маслами, такими как Castrol EP 80W или Mobil GX-A 80W. В регионах, где климатические условия выходят за рамки стандартных, смазку заливают, исходя из требований спецификации.

Делитель на коробку КамАЗ:

Замена масла

Масло следует заливать только то, которое рекомендовано заводом изготовителем (спецификация ZF TE-ML 01). При первичном заполнении коробки передач требуется 11 л. масла, при очередной смене 8 л. Максимальный интервал замены масла составляет 90 тыс.км. пробега, минимальный — ежегодно.

Периодичность замены масла

  • Тяжелые условия эксплуатации:
    • 02A — 1 год или 60 000 км.
    • 02B, 02C, 02H — 1 год или 120 000 км.
    • 02D, 02E, 02L — 2 года или 240 000 км.
  • Магистральные перевозки:
    • 02A — 1 год или 90 000 км
    • 02B, 02C, 02H — 1 год или 160 000 км.
    • 02D, 02E, 02L — 2 года или 300 000 км.

Замену масла в КПП следует производить при горячем двигателе. Открутите сливную пробку и слейте отработанное масло. Очистите магнитом сливное отверстие и сливную пробку от металлической стружки. Замените прокладку и закрутите пробки с моментом 60 Нм.

Не допускайте низкого уровня масла в КПП. Это может привести к серьезным повреждениям коробки. Для проверки уровня масла поставьте автомобиль на горизонтальную площадку и дайте маслу остыть до температуры ниже 40 С.

Как начать движение

Начинать движение на этой машине нужно с пониженной скорости. Поэтому рычаг делителя трогать не надо. Обязательным условием является выжимание педали сцепления. Порядок переключения высоких и низких передач на КамАЗе может изменяться, в зависимости от условий окружающей среды и массы самого грузовика.

Классическая схема выглядит следующим образом:

  • выжимается сцепление и включается первая передача (1В);
  • далее необходимо переключиться на передачу 2В;
  • следующий этап – включение передачи 3В. При этом скорость вращения коленвала уже должна быть не меньше семи тысяч оборотов в минуту.

Автомобиль начинает ехать и постепенно разгоняться. Теперь можно перевести рычаг делителя в верхнее положение. Когда стрелка тахометра покажет 3000 оборотов в минуту, включается четвертая передача 4Н. Далее – снова понижаем скорость, включаем уже 4В.

Трогаться с места на КамАЗе, при условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, не так уж и сложно. Постоянная практика позволит выработать мышечную память, благодаря чему необходимые передачи будут включаться быстро и без задержек.

Важно понимать, что от уровня оптимизации работы коленчатого вала зависит и расход топлива. Переключаются передачи на КамАЗе быстро, без ненужных задержек и ровно в то время, когда это требуется. Несоблюдение основных правил и рекомендаций приводит не только к значительному увеличению количества используемого топлива, но и к износу механических деталей и узлов трансмиссии.

Какие ошибки в эксплуатации могут привести к поломке кпп?

В транспортных средствах КамАЗ 6520 и 5460 используются трансмиссии 16S151ZF-ECOSPLIT. К машине прилагается мануал по эксплуатации таких КПП. На практике они часто выходят из строя именно из-за неправильной эксплуатации. Поэтому автовладельцу необходимо внимательно изучить инструкцию, чтобы соблюдать требования и не допускать ошибок.

Рассмотрим основные ошибки, которые допускают автовладельцы при эксплуатации коробки передач:

  1. Когда водитель переключает скорость, педаль сцепления должна быть выжата до упора. Если вы не выжимаете сцепление до конца, в результате это приведет к ускоренному износу синхронизаторных устройств трансмиссии.
  2. Одно из главных требований — запрещается переключаться с повышенных передач на пониженные. То есть переходить с 5, 6, 7 или 8 скорости на 1, 2, 3 и 4, если скорость движения транспортного средства составляет больше 30 км/ч. Такая ошибка быстро приведет к выходу из строя синхронизатора демультипликатора.
  3. При необходимости переключиться с повышенной скорости на пониженную, делать это нужно последовательно. Перескакивать через передачу нельзя, поскольку это также станет причиной разрушения синхронизаторов трансмиссии. Если нужно переключиться на повышенную скорость, то такое переключение допускается.
  4. Нельзя полностью обхватывать рычаг коробки, переключаясь с одного диапазона скоростей на другой. Процесс переключения должен осуществляться открытой ладонью.
  5. При необходимости перейти из нейтрального положения I в положение II нужно действовать легким ударом открытой ладони, сцепление при этом не включается. Так переключается демультипликатор.
  6. Нельзя при езде на нейтральной скорости перемещать селектор вправо или влево для поиска нейтралки. В камазовской коробке передач есть крепления, которые фиксируют селектор КПП в нейтральном положении. Причем держат они его между третьей и четвертой скоростями в пониженном диапазоне, а также между пятой и шестой скоростью в повышенном.
  7. Нельзя двигаться накатом под уклон. Маслонасос трансмиссии вращается от движения первичного вала коробки. Когда машина двигается накатом, мотор функционирует на холостом ходу, а маслонасос на пониженных оборотах. Из-за этого образуемое насосом давление будет недостаточным для оптимальной смазки подшипниковых элементов. А если смазки не хватит, то подшипники быстро перегреются.
  8. Не допускается буксировка транспортного средства при подсоединенном карданном валу от коробки передач к ведущему мосту либо к раздаточной трансмиссии. Имеются в виду полноприводные авто. При невыполнении этого правила маслонасос коробки может выйти из строя в результате недостатка смазки.
  9. При запуске мотора буксировкой нужно использовать только скорости повышенного диапазона.
  10. Перед тем как оставить КамАЗ на парковке, нужно выставить селектор КПП в левое нейтральное положение.
  11. Отдельно скажем про задний ход. Его активация возможна при полной остановке машины и падении холостых оборотов до минимума. Это допускается спустя 10 секунд после отключения сцепления.

Модификации коробок

От того, какие нагрузки испытывает и в каких условиях эксплуатируется транспортное средство, зависит тип устанавливаемой коробки:

  • КПП-14;
  • КПП-15;
  • КПП-16;
  • Коробка передач КамАЗ ZF.

Четырнадцатая трансмиссия представляет собой пяти ступенчатое устройство, в состав которого входит редуктор. Пятнадцатая модификация изделия с десятью ступенями, в отличие от КамАЗ-14, укомплектована делителем с двумя ступенями, дислокация устройства – передняя часть коробки.

Коробка передач КамАЗ-14:

Управляются трансмиссии механически, дистанционно, при помощи рычага качения, расположенного на силовой установке. Управление механическим редуктором происходит за счёт пневматики и механики, через селектор. Водитель непосредственно воздействует на кулису.

Шестнадцатая коробка, с восемью ступенями переключения, механического типа. Конструкция включает редуктор на четыре ступени и понижающую коробку, закреплённую позади конструкции.

На заглушку КПП устанавливается основа штока, переключающего ступени, сам рычаг выполнен в оригинальном конструкторском решении. Изделие содержит шток управляющий редуктором, рычаг, страховку, исключающую ошибочный запуск реверса и клапаны, управляемые пневматикой и переключающие механизм, повышающий крутящий момент.

Коробка передач КамАЗ – 15:

Коробка передач ZF на КамАЗ с девятью ступенями, снабжается вспомогательной понижающей передачей, в отличие от модели 16.

Коробка передач КамАЗ 5320 оснащена пятью ступенями. Поскольку техника эксплуатируется в жестких условиях, её оснащают большими передаточными числами для работы на низких оборотах. Переключение происходит поэтапно, трансмиссия легко подстраивается, под дорожные условия.

Коробка передач КамАЗ ZF:

Управление передачами на современных автомобилях различаются. Механизм с меньшим количеством передач, эксплуатируют на транспорте с меньшей грузоподъёмностью и габаритами. Модификации на 10 ступеней устанавливают на автопоезда. КамАЗ пользуется спросом в 40 странах, поскольку управляющие механизмы надёжны и долговечны.

Ошибки и рекомендации при эксплуатации кпп

Подробнее об ошибках, которые нельзя допускать при эксплуатации коробки переменных передач КамАЗ:

  1. При включении передачи нужно выжать до упора педаль сцепления. Если системно не выполнять это правило, то синхронизаторы коробки передач износятся быстрее.
  2. Не допускается переключение с повышенной скорости на пониженную. В частности, переходить с пятой—восьмой передач на первую — четвертую при скорости езды более 30 км/ч. В противном случае синхронизатор демультипликатора быстро выйдет из строя.
  3. Если надо перейти с повышенной передачи на пониженную, то действовать необходимо последовательно, то есть перескакивать нельзя. В случае с переходом с пониженной на повышенную такое переключение возможно.
  4. Не рекомендуется полностью обхватывать селектор трансмиссии, переходя из одного диапазона передач на другой. Процедуру переключения рекомендуется выполнять открытой ладонью. Усилие, которое возлагается на рычаг, может сбить регулировку и быстрее вывести из строя селектор.
  5. Если необходимо переключиться из нейтрального первого положения во второе, то действовать необходимо легким ударом открытой ладони. При выполнении этого маневра сцепление включать не нужно. Таким образом производится переключение демультипликатора.
  6. При движении на нейтральной передаче не допускается перемещение рычага в левую и правую стороны для поиска «нейтрали». На трансмиссиях КамАЗ имеются крепления, предназначенные для фиксации рычага коробки в нейтральном положении. Эти элементы фиксируют его между скоростями 3 и 4 на пониженном диапазоне и между 5 и 6 на повышенном.
  7. Не допускается езда накатом под уклон. Масляный насос коробки передач во время езды вращается от перемещения первичного вала КПП. Если транспортное средство двигается накатом, то силовой агрегат работает на холостых оборотах, а насосное устройство — на пониженных. В результате образующееся давление недостаточно для качественной обработки подшипников смазочным веществом. При отсутствии последнего элементы быстрее перегреваются и выходят из строя в результате износа.
  8. Буксировка автомобиля в случае подключения карданного вала трансмиссии на ведущий мост или раздаточное устройство не допускается. Если не соблюдать это правило, то масляный насос агрегата быстрее изнашивается из-за нехватки смазки.
  9. При пуске силового агрегата методом буксировки возможно применение только передач в повышенном диапазоне.
  10. После остановки двигателя и перед тем как оставить машину на стоянке, нужно перевести рычаг коробки в положение нейтрали.
  11. Включение заднего хода допускается после полной остановки транспортного средства и снижении холостого хода до минимальных оборотов. Активация должна производиться через десять секунд после выключения сцепления.
  12. Если автомобиль застрял в снегу или грязи, то единственный вариант решить проблему — двигаться на второй скорости и высоких оборотах.

Применяемость коробок передач на автомобили камаз

Таблица:

Модель КАМАЗКоробки передач
43253141, 142, 152, ZF 16 S 1822 TO

9S1315, 6S700, 6S1000

43505141, 154
4308141, ZF 6S 700, 6S1000 TO
43114142, 152, ZF 16S1822 TO, 9S1315 TO
43118142, 152, 154, ZF 16S1822 TO, 9S1315
4326152, ZF 16S1822 TO, 9S1315 TO
55111152, ZF 16S1822 TO, 9S1315 TO
4350154, 144
5350154, 144
65115154, ZF 9S1310 TO (9S 109)
53605154, ZF 9S1310 TO (9S 109)
6350ZF 16S1820 (16S151), 16S1821 TO
6460ZF 16S1820 (16S151)
6520ZF 16S1820 (16S151), 16S1821 TO
65221ZF 16S1820 (16S151), 16S1821 TO
65225ZF 16S1820 (16S151),
6540ZF 16S1821 TO, 16S 1825
65201ZF 16S1825
65116ZF 9S1310 TO (9S 109)
65117ZF 9S1310 TO (9S 109)
5308ZF 9S1310 TO (9S 109)
43255ZF 6S 1000 TO
НЕФАЗ 5297ZF 6HP 504C, 6S1200 BO
5460ZF 16S1820 (16S151), 12AS 1930 TO,

12AS1931, 12AS1930TD

6560ZF 6HP 602, 6HP902C
65111154, ZF 9S1310 TO (9S 109)
53228152, 154
53501154, 9S1310 TO (9S 109)
532014, 15, 152
541014, 15, 152
431014, 142
4320141
53212152
54115152
53229152, 154

С делителем

По конструкции делитель состоит из следующих элементов:

  1. Золотниковый кран. Данный компонент используется для управления редуктором и располагается на опоре рычага переключения скоростей. Узел может функционировать в режимах прямой либо пониженной передачи.
  2. Редукционный клапан. Этот элемент используется для отбора сжатого воздуха, поступающего из пневматического механизма. Клапан стравливает воздушный поток, когда давление в системе критически высокое. От редукционного клапана воздух подается на управляющий кран и клапан активации делителя. Такая схема позволяет создать одновременно два контура в системе управления двигателем автомобиля.
  3. Клапан активации делительного механизма. Данное устройство предназначено для подачи сжатого воздуха на узел в случае, если водитель выключает сцепление. Такой принцип действия позволяет включить и выключить пониженную передачу параллельно переключению скоростей на основной трансмиссии.
  4. Механизм переключения передач делителя. Устройство состоит из поршня, расположенного в цилиндрическом элементе. Шток поршня подключается к ручке, расположенной на валике вилки механизма. Если в коробку передач поступает сжатый воздушный поток, то поршень перемещается в определенном направлении. В результате смещения происходит изменение режима функционирования.
  5. Воздухораспределительная магистраль делителя. Данный элемент используется для подачи воздуха в цилиндр коробки.
  6. Подшипниковые элементы, синхронизаторы и картерное устройство, оснащенное валами с шестеренками.

https://www.youtube.com/watch?v=Zth5mrzZ6GE

Трансмиссионный агрегат с делительным механизмом

Устройство коробки передач с делителем включает в себя такие элементы:

  1. Гайка М12х1,25-6Н.
  2. Замковая шайба маркировки 12,3.
  3. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  4. Замковая шайба на 10.
  5. Винт М10х1,25.
  6. Защитная крышка переднего подшипникового устройства, расположенного на первичном валу, в сборе.
  7. Уплотнительная резинка крышки первичного вала.
  8. Регулировочная прокладка.
  9. Регулировочная прокладка.
  10. Первичный вал делительного устройства в сборе.
  11. Специальная гайка М52х2-Л-6Н.
  12. Маслонагнетающее колечко, расположенное на первичном валу.
  13. Штифт класса 4х12.
  14. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа с удлиненными цилиндрическими роликами двухрядного типа, кольцами не оснащается.
  15. Стопорное колечко.
  16. Роликовое подшипниковое устройство радиального типа, относится к категории однорядных устройств.
  17. Первичный вал делительного механизма трансмиссии.
  18. Призматическая шпонка.
  19. Втулка заднего подшипникового элемента, расположенная на первичном валу.
  20. Шестеренка первичного вала делительного устройства трансмиссии в сборе.
  21. Сливная пробка, оснащенная магнитом для притяжения продуктов износа.
  22. Картерный узел делителя со втулками в сборе.
  23. Масленка.
  24. Рым-болт.
  25. Заглушка.
  26. Уплотнительная резинка.
  27. Винт М8-6gx16.
  28. Пружинная шайба.
  29. Крышка люка картерного устройства делителя коробки.
  30. Шпилька картера М16х1.
  31. Пружинная шайба.
  32. Гайка стандарта М16.
  33. Синхронизаторный узел делительного механизма коробки в сборе.
  34. Прокладка картерного устройства делителя.
  35. Промежуточный вал.
  36. Гнездо заднего подшипникового устройства, расположенного на промежуточном валу.
  37. Болт М6.
  38. Роликовый подшипниковый элемент.
  39. Крышка картерного устройства системы сцепления, расположенная сверху.
  40. Промежуточный вал делительного устройства.
  41. Шестеренка промежуточного вала.
  42. Делительный узел коробки с механизмом управления в сборе.
  43. Штифт 12х35.
  44. Шпилька М16.
  45. Подшипниковый шариковый элемент радиального типа, относящийся к классу однорядных. Устройство комплектуется канавкой и располагается на внешнем кольце.
  46. Упорное кольцо переднего подшипника.
  47. Упорная шайба.
  48. Шпилька М12х1.
  49. Стопорная планка.
  50. Винт М12х1,25.
  51. Прокладка крышки переднего подшипникового элемента, расположенного на промежуточном валу.
  52. Уплотнительное кольцо крышки подшипника.
  53. Защитная крышка смотрового отверстия, расположенная снизу.
  54. Крышка картерного устройства системы сцепления.

Основная особенность коробок передач на КамАЗ Евро 2, 3 и 4 заключается в возможности функционирования при повышенном либо пониженном режиме. Такая особенность была предусмотрена разработчиками для минимализации нагрузки на мотор машины, которая может двигаться как без груза, так и груженая.

Схема переключения передач камаз

Схема переключения передач (от простой  к сложной) зависит от типа КПП, установленной на автомобиль КамАЗ.

Например:

  • схема переключения КПП модельного ряда 14 предусматривает пять передних передач и одну заднюю (коробка передач КамАЗ такого модельного ряда не рассчитана на перевозку грузов выше 10 тон или буксировку прицепов);
  • схема переключения КПП модельного ряда 15, в состав которой входит редуктор (разделитель), предусматривает пять передних передач и одну заднюю, а также используя делитель возможно включение скорости низшего тягового диапазона (передач становиться вдвое больше);
  • схема переключения передач КПП ZF КамАЗа предусматривает переключение скоростей в несколько стадий: 1В – 2В – ЗВ – 4Н – 4В – 5Н – 5В обеспечивает быстрый разгон при нормальных эксплуатационных условиях. 1Н -2Н-ЗН-4Н-4В-5Н-5В – сложные эксплуатационные условия в начале движения и т.д.

Если рассмотреть простейший вариант, механическая трансмиссия грузового автомобиля КамАЗ работает в двух режимах: первичный («Н») и  вторичный («В»).  Разделение передач на два режима значительно снизила нагрузку на ДВС автомобиля.

Переключение режимов осуществляется посредством специального рычажка:

  • рычажок опущен — облегченный режим движения автомобиля;
  • рычажок поднят – движение автомобиля в режиме больших нагрузок.

Кстати, чтобы начать движение, необходимо раскрутить коленчатый вал до нескольких тысяч об/мин.

Схема ремонта кпп камаз-5320 с делителем

https://www.youtube.com/watch?v=oDLI8bB01Ps

Для ремонта коробки передач КАМАЗ-152 с распределителем необходимо ее разобрать. Разборка включает следующие шаги:

  • Используя резиновый (не металлический) молоток или деревянный стержень, осторожно извлеките подшипник из корпуса мультипликатора, стараясь не раздавить деталь;
  • затем откройте крышку заднего подшипника, открутив винты, которые ее крепят;
  • Следующим шагом будет снятие вилки выключения и вала, а также синхронизатора;
  • Снимите вал переключения и вилку;
  • Для доступа к мультипликатору коробки передач необходимо также снять опорную шайбу вала, металлическую чашку и подшипник приводного вала;
  • Чтобы снять трансмиссию, сначала снимите воздушный выключатель и открутите крепежные болты;
  • Последним этапом разборки узла является извлечение из коробки передач роликового подшипника, втулки, шестерни и ведущей шестерни.
  • Затем, используя соответствующие гаечные ключи, ослабьте гайку сцепления и гайку давления масла;
  • снимите подшипник и вал;

Затем проверьте все детали и замените те, которые износились, и соберите устройство, следуя приведенным выше инструкциям в обратном порядке.

Таблица: неисправности коробки передач камаз

НеисправностьПричинаКак устранить
Затрудненное включение всех передач, передача заднего хода и первая передача включается со скрежетомНеполное выключение сцепления (сцепление ведет)Отрегулировать свободный ход агрегатов привода сцепления
Включение передач с ударом и скрежетомИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и кареткиЗаменить синхронизаторы
Большое усилие на рычаге переключения передачЗагрязнение опор тяг дистанционного управления. Отсутствие или загустевание смазки.Промыть опоры и заполнить их свежей смазкой 185
Включение передач с ударом и скрежетом в делителеИзнос конусных колец синхронизаторов или блокирующих фасок пальцев и каретки. Повышенное давление в пневмосистеме управления делителем. Разрыв мембраны редукционного клапана. Износ сухарей вилки переключения передач делителя.Заменить синхронизаторы. Отрегулировать редукционный клапан или разобрать и промыть. Заменить мембрану. Отрегулировать зазор между кареткой и сухарем вилки переключения передач.
Самовыключение передач на ходуНеполное включение передач из-за неисправности механизма переключения, износ вкладышей вилок или ослабления крепления вилок и рычагов.Устранить неисправности, заменить изношенные детали.
Передачи не включаютсяРазрушение подшипников шестерен ведомого вала. Износ или поломка деталей дистанционного привода управления коробкой. Поломка пальцев или фиксаторов синхронизаторов.Заменить неисправные детали. Отрегулировать привод или заменить изношенные детали. Заменить синхронизаторы.
Не включаются передачи делителяЗаедание поршней воздухораспределителя. Разрегулировано положение упора клапана включения. Поломка упора клапана. Засорение пневмосистемы управления делителем. Обрыв троса крана управления делителем.Разобрать, промыть и смазать смазкой 158 детали воздухораспределителя. Отрегулируйте положение упора клапана. Заменить упор. Промыть и продуть дроссель, воздухопроводы и клапаны. Заменить трос.
Повышенный уровень шума при работе коробки передачИзнос или поломка зубьев шестерен. Разрушение подшипников.Заменить неисправные детали.
Течь масла из коробки передачИзнос манжет или потеря ими эластичности. Повышенное давление в картере коробки. Нарушение герметичности по уплотняющим поверхностям.Заменить манжеты. Промыть сапун. Подтянуть крепежные детали, заменить прокладки.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Технические параметры коробок передач камаз

Трансмиссия автомобилей КамАЗ оснащена коробками, отличающимися между собой передаточными числами. По этой причине, автомобили применяют во многих сферах. Передаточные числа указаны в таблице ниже.

Модификация коробкиПередача/передаточные числа
123456789Реверс
1415,622,891,641,000,7245,30
1426,383,292,041,250,8156,02
1447,824,032,51,531,007,38
152Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
154Повышенная7,824,032,51,531,007,38
Пониженная6,383,292,041,250,8156,02
1618,395,503,932,872,121,401,000,7311,01
ZF-9S10910.246.5764.783.5312.611.861.351.00.749.44
ZF-6S10006.753.602.121.391.000.786.06
ZF-16S151Повышенная13.809.596.814.583.0212.091.491.0013.17
Пониженная11.558.025.703.842.521.751.240.8411.03
ZF-9S13109.486.584.683.482.621.891.351.000.758.97

Помимо передаточных чисел, характеристики модификаций коробок отличаются конструктивно. Так, одни модели укомплектовываются деталями и компонентами, отсутствующими у других модификаций. Трансмиссии ZF собираются на Российском заводе, совместно с немецкими партнёрами, предприятие ZF-КАМА в Набережных Челнах.

Техническое обслуживание и ремонт

Регулярно производите техническое обслуживание КПП от ZF на своем автомобиле Камаз. Это повысит ресурс ее использования и сведет к минимуму возможные неисправности в период эксплуатации.

Ремонт КПП ZF рекомендуется производить только в сертифицированных сервисных центрах или у опытных мастеров, которые разобрали и собрали не одну такой коробку передач.

Список сертифицированных центров ZF Friedrichshafen AG

Наименование организации

Адрес

Телефон/Факс

ООО «СИБМАП»

1 ул. Байкальская, 277А,

г. Иркутск, Россия

ООО «АвтомагистральСервис»

Стройбаза, база 4Б,

г. Набережные Челны, Россия

ООО «ZF Сервис Сибирь»

Новосибирская область, пос. Красный Восток, ул. Советская, 62А, Россия

ООО «СКИВ

Мастер Сервис»

Челябинская область, г. Миасс, ул. 60 лет Октября, 19, Россия

ООО «М 4»

ул. Промышленная, 2, г. Аксай, Ростовская область, Россия

ООО «ВолгаСкан-

Центр»

https://www.youtube.com/watch?v=4tGoHyIyD7k

г. Волжский, Волгоградская область, Россия

Торговый дом «Литер – НН»

Ореховская ул., 80, 603069,

Н. Новгород, Россия

ООО «Трак Сервис 36»

ЦФ – Сервис на Мосгортрансе

ООО

«ЦФ Руссия»

ул. Стрельбищенская, 1А,

Автодом Энергия ГмбХ

ул. Тимирязева, 68, Минск Республика Беларусь

ТОО «СВС-Транс»

ул. Майлина, 85, Алматы, Казахстан

Трак Центр Лтд.

ул. Чапаева, 1, Гостомель, Киевская область, Украина

Устройство и принцип работы кпп

Основные компоненты, из которых состоит трансмиссионный агрегат КамАЗ:

  1. Картерное устройство. В нем используется три вала — первичный, вторичный и промежуточный. Назначение модуля с шестернями: активация задней скорости.
  2. Верхняя защитная крышка коробки передач.
  3. Сам механизм переключения скоростей (устройство сборно-разборное).
  4. Двигатель, расположенный на передней части картера.

На самосвалах КамАЗ при переходе с повышенной скорости на пониженную кулиса не используется. Такая особенность грузовых авто с европейскими стандартами Euro 2, 3 и 4 подразумевает применение специального переключателя и педали сцепления. Переключение производится в автоматическом режиме.

Рисунок чертежа конструкции трансмиссии КамАЗ 14

Более подробная схема устройства КПП грузовых автомобилей КамАЗ на примере модели 14:

  1. Ведущий вал.
  2. Защитная крышка заднего подшипникового элемента для ведущего вала.
  3. Регулировочная прокладка.
  4. Шток ручки.
  5. Защитное колечко.
  6. Крышка опоры ручки.
  7. Сухарь опоры ручки.
  8. Уплотнительная прокладка.
  9. Опора штока.
  10. Пружинный элемент.
  11. Опора ручки переключения скоростей.
  12. Ось модуля с шестеренками заднего хода.
  13. Упорная шайба.
  14. Модуль шестеренок задней передачи.
  15. Роликовый подшипник.
  16. Винт со штифтом.
  17. Стопорная шайба.
  18. Верхняя крышка.
  19. Уплотнительная резинка.
  20. Крышка заднего подшипникового элемента для ведомого вала.
  21. Стопорное кольцо.
  22. Задний шариковый подшипниковый элемент для тяги ведомого вала.
  23. Регулировочная прокладка.
  24. Так называемый червяк, подключенный к приводу спидометра.
  25. Уплотнительная манжета.
  26. Гайка фиксации фланца.
  27. Фланец фиксации карданного вала.
  28. Стакан заднего подшипникового устройства промежуточного вала.
  29. Крышка подшипникового устройства.
  30. Роликовый подшипник.
  31. Упорная шайба.
  32. Уплотнительная резинка.
  33. Промежуточный вал.
  34. Картерное устройство трансмиссионного агрегата.
  35. Ведомый вал.
  36. Уплотнительная резинка.
  37. Крышка переднего подшипника, расположенного на промежуточном валу.
  38. Картерное устройство системы сцепления.
  39. Уплотнительная манжета.
  40. Вилка отключения сцепления.
  41. Вал вилки отключения сцепления.
  42. Муфта системы сцепления.

Пятиступенчатые коробки передач ставятся на авто, предназначенные для индивидуального использования, десятиступенчатыми агрегатами оснащаются грузовики, относящиеся к классу автопоездов. По конструкции 10-ступенчатый агрегат представляет собой коробку с пятью ступенями, дополненную редукторным устройством с делителем. Такая система обеспечивает возможность использования 10 передних скоростей и двух задних.

Если на новом или на старом КамАЗе установлена трансмиссия модели 152 или 154, то она имеет следующие отличия от более старых версий:

  • коробка передач оборудуется усиленным синхронизаторным устройством делительного механизма;
  • в таких агрегатах более усилены шлицы, а из устройства КПП удалены крепления этих элементов;
  • в более новых версиях на моделях 43118, 5320 и прочих используется другой способ крепления шестеренок агрегата;
  • высота зубчиков коробки передач увеличена.

В более модернизированной версии коробки передач КамАЗ правильная процедура управления и включения делительного механизма производится с применением пневматического устройства.

Устройство коробки камаз

Модификации трансмиссии отличаются эксплуатационными параметрами (например, значениями передаточных чисел) и конструкцией некоторых узлов. Однако, базовые детали и механизмы остаются такими же.

Базовые узлы:

  • Поддон коробки (поддон сцепления монтируется спереди);
  • Валы совместно с шестерёнками: главный, ведомый, средний;
  • Синхронизирующие устройства, подшипники;
  • Совокупность шестерёнок реверса;
  • Заглушка в сборе с узлом переключения.

Схема КПП КамАЗ:

Верхушка трансмиссии содержит канал, подающий масло в пространство нагнетания. Обеспечение рабочей жидкостью происходит посредством технического патрубка, имеющего пробку и измеритель уровня. Низ поддона оборудован пробкой слива, в деталь встроен магнит, сделано это для устранения крошек металла, из смазки.

https://www.youtube.com/watch?v=wvsOavM3s3o

По бокам поддона установлены лючки, через изделия возможно монтирование механизмов отвода мощи. Лючки оборудованы заглушками с элементами уплотнения. Примечательно, что забор мощи у движущейся машины запрещён.

Снятие нагрузки с силовой установки происходит механизмом делителя. Редуктор увеличивает передаточные отношения, включается устройство рычагом кулисы.

Базовые узлы делителя:

  • Управляющий клапан, поддерживает режим прямой и пониженной скорости, монтируется на основе переключателя;
  • Вентиль контроля постоянства выходящего напора. Клапан сбрасывает избытки напора, когда превышаются показатели, частично отводит воздух на управляющий вентиль и клапан делительного устройства;
  • Вентиль, привода делителя. Деактивация сцепления провоцирует, подачу напора воздуха на устройство, отключая и включая пониженную скорость;
  • Делительный механизм. Содержит поршень, рычаг которого соединён со штоком, связанным с валиком вилки узла. Смещение поршня инициирует воздушный напор, это меняет режим работы коробки;
  • Патрубок, распределяющий воздушный поток.

КамАЗ-6520 «Мамонт»:

Базовые параметры коробок:

На то, сколько весит КамАЗовская коробка, влияет несколько факторов. Во-первых, это комплектация устройства, наличие раздаточного механизма, мультипликатора и др. Кроме того, важен материал изготовления и уровень наполнения продукта смазочной жидкостью.

Уход за коробкой камаз

Устройство нуждается в регулировке и настройке, иначе таких сбоев, как затруднительное переключение, выбивание передач — не избежать. К важным манипуляциям относят: настройка механизма переключения, настройка люфта штока, настройка промежутка в клапане включения делителя и др.

Проверка уровня масла в картере коробки КамАЗ:

Частью ухода считается смена смазки. Процедура проводится раз в год, пробег не превышает 90000км. При работе машины в тяжёлых условиях, смазку сливают каждые 45000км. или 1000 часов работы (в зависимости от установленного регламента и модификации коробки).

Проверка жидкости в трансмиссии 14-й и 15-й серии проводится с помощью меток на крышке горловины. В 16-й серии и ZF для проверки используют контрольное отверстие.

К частым поломкам относят: затруднительное включение, износ деталей, неисправность задней передачи, самопроизвольное выключение и др. Проблемы решаются, регулировкой механизма, в случае серьёзных вопросов, обращаются к специалисту.

Эксплуатация автомобилей камаз 65115

Рабочая тормозная система служит для уменьшения скорости движения автомобиля и полной его остановки, управляется привод педалью.

Стояночную тормозную систему включайте на стоянке автомобиля, установив рукоятку крана управления стояночным и запасным тормозами (см. рис.Кабина) в вертикальное фиксированное положение. При этом срабатывают тормозные механизмы задних колес автомобиля и прицепа.

Для выключения стояночной тормозной системы рукоятку установите в горизонтальное фиксированное положение. Включая стояночную тормозную систему, доведите рукоятку вниз до упора, иначе «сожжете» тормозную систему на прицепе.

Запасная тормозная система предназначена для остановки автомобиля в случае выхода из строя рабочей тормозной системы. Управляйте запасной тормозной системой постепенным перемещением рукоятки стояночной тормозной системы. При перемещении рукоятки вверх на треть ее полного хода работает только тормозная система прицепа.

Применяя такой способ притормаживания на скользкой дороге, можно избежать «складывания», автопоезда, так как автопоезд при этом идет «врастяжку». При дальнейшем перемещении рукоятки вверх включается тормозная система автомобиля и увеличивается интенсивность торможения: чем ближе к вертикали, тем сильнее торможение.

Вспомогательную тормозную систему включайте нажатием кнопки вспомогательной тормозной системы (см. рис. Кабина). Пользуйтесь вспомогательной тормозной системой во всех случаях для уменьшения скорости и обязательно — при движении на затяжных спусках во избежание перегрева тормозных механизмов.

https://www.youtube.com/watch?v=ya6syVZ_CRE

При включенной вспомогательной тормозной системе не выключайте сцепление и не переключайте передачи.

Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.

При отсутствии воздуха в ресиверах стояночной тормозной системы срабатывают пружинные энергоаккумуляторы тормозных камер задней тележки, и автомобиль затормаживается. Если невозможно наполнить ресиверы сжатым воздухом, то автомобиль можно растормозить механически.

Для этого снимите крышки с энергоаккумуляторов тормозных камер заднего и промежуточного мостов и выверните до упора (приблизительно 30 оборотов) винты механического растормаживания (см. рис. Механическое растормаживание стояночной тормозной системы.).

Внимание! Если в пневмоприводе тормозной системы нет достаточного давления воздуха, то после механического растормаживания стояночной тормозной системы автомобиль не имеет никаких тормозных систем. Поэтому следите за тем, чтобы автомобиль не мог самопроизвольно двинуться с места после растормаживания.

Оцените статью
Камаз